Профессиональная звуковая карта
M-Audio Audiophile 2496


Мы продолжаем серию обзоров, посвящённых недорогим профессиональным звуковым платам. Наш интерес к этой теме неслучаен. Эпоха властвования на мультимедийных звуковых картах аппаратных wave-table синтезаторов и эффект-процессоров подходит к концу. Возможности лучших в этом отношении звуковых карт Yamaha XG и SoundBlaster Live! могут претендовать сегодня разве что на использование в караоке и старых DOS-овских игрушках.

В настоящее время мы становимся свидетелями прихода в музыкальные компьютеры новой эры качественного звука и профессиональных программных решений. При этом, уложившись в $200, можно получить звуковую карту с минимумом аппаратных наворотов, но с качественными преобразователями уровня студийной аппаратуры, поддержкой профессиональных программных интерфейсов (ASIO, GSIF, EASI) и с низкой latency.

Дешевые гигагерцовые центральные процессоры и сотни мегабайт памяти позволяют использовать для создания и музыки программные синтезаторы звука (Gigastudio, Reason и т. п.) и эффекты в виде программных же плагинов (VST, DirectX). Помимо этого, в творческий процесс могут быть вовлечены люди, не сильно разбирающиеся в теории музыки, но обладающие вкусом, чувством ритма и жаждой к творчеству. Такую возможность предоставляют различные а-ля диджейские программы (AcidLoop, eJay, Mixman Studio), где можно создавать свои музыкальные творения из готовых кусочков разных звуков (семплов) и закольцованных по тактам музыкальных фрагментов (лупов).

Конечно же, сравнивать звуковые карты разного назначения и отличающиеся в несколько раз по цене не совсем корректно. К примеру, практически все профессиональные карты не имеют нормальной аппаратной поддержки DirectSound/DirectSound3D (что означает задержку и заикание звука в играх), из-за отсутствия шести аналоговых выходов не могут выводить 5.1-звук после программного декодирования DolbyDigital/DTS в WinDVD/PowerDVD, не поддерживают никаких алгоритмов 3D-позиционирования звука.

Интересно, что в 2002 году у многих фирм намечены к выходу продукты, размывающие границы между профессиональным и мультимедийным сегментами рынка.

Таким образом, от современной звуковой карты требуется совсем немногое:

  • для обычного пользователя и меломана — предоставить в распоряжение качественные преобразователи;
  • для музыканта — иметь хорошие драйвера (мультиклиентость, малое время запаздывания, поддержка профессиональных интерфейсов доступа к железу).

Наш сегодняшний обзор посвящен именно такой карте — M-Audio Audiophile 2496. M-Audio — созданное в 1999 году подразделение небезызвестной компании Midiman, занимающееся продвижением недорогих и качественных профессиональных цифровых звуковых устройств для PC и Mac. Существует и русскоязычный сайт www.midiman.ru.

Интересный факт: UK'шный журнал Computer Music Magazine, освещающий тему создания музыки на PC, опубликовал результаты опроса своих читателей. В номинации «Лучшая звуковая карта года» в 2001 году Audiophile 2496 впервые за последние годы потеснил на второе место SoundBlaster Live!.

В комплект поставки входят:

  • звуковая PCI плата Audiophile 2496 (Made in Taiwan);
  • переходник с 9-штырькового разъёма на связку внешних разъёмов для подключения цифровых входа/выхода с разъёмами RCA и MIDI интерфейсов со стандартными DIN-разъёмами;
  • руководство пользователя для PC и Mac на английском языке;
  • компакт с драйверами;
  • компакт с Emagic Logic Delta (облегчённый вариант секвенсора Logic Audio);
  • компакт с лицензионной (!) версией Gigasampler LE;
  • компакт с аудиоутилитами Maximum AudioTools.

На печатной плате из текстолита стального синего цвета с позолоченными разъёмами размещены следующие основные элементы:

  • основной чип — многоканальный PCI-контроллер ENVY24 от IC Ensemble;
  • I2S-стереокодек AKM AK4528VF, содержащий ЦАП и АЦП 24 бит 96 кГц;
  • цифровой трансивер CS8427;
  • 4 позолоченных RCA разъёма: 2 на вход, 2 на выход;
  • 9-штырьковый разъём для подключения внешних интерфейсов.

Никаких внутренних гнёзд для подключения не предусмотрено, что является небольшим минусом карты.

Контрольная панель

Для карт всего семейства M-Audio Delta поставляются универсальные драйвера, которые довольно часто обновляются. Мы использовали версию 4.13.01.0041 от 13.12.2001. Как и в большинстве случаев, пользователь управляет режимами работы карты через контрольную панель. M-Audio Delta Control Panel не назовёшь интуитивно понятной. В первую очередь из-за отсутствия общей схемы роутинга сигнала. Однако, почитав описание и поэкспериментировав самостоятельно, разобраться вполне реально.

Первая вкладка посвещена Monitor Mixer.

Оптимальная работа с картой заключается в использовании обоих имеющихся независимых виртуальных устройств WaveOut 1/2 и WaveOut S/PDIF, при этом на аналоговые выходы карты выводится сигнал именно с Monitor Mixer. В настройках по умолчанию мы имеем конфигурацию вывода сигнала с устройств отдельно на аналоговый и цифровой выход:

Неактивные настройки на этой вкладке зарезервированы для других карт семейства Delta. Я даже поначалу испугался, что карта не имеет поддержки мультиклиентности. На самом деле и мультиклиентность, и поддержка ASIO, EASI и GSIF присутствует, просто по каким-то неизвестным причинам нет возможности прозрачного ручного распределения интерфейсов по устройствам.

Собранная на том же чипе звуковая карта Hoontech Audio DSP24 Value предоставляет в этом плане гораздо более широкие возможности: работают все 5 стереоустройств с произвольным указанием интерфейса (MME/ASIO/GSIF) на любом из них. Сразу огорчу: драйвера от DSP24 хоть подходят и работают на Audiophile, да звука нет…

Вкладка по управлению внутренними режимами работы карты:

Codec Sample Rate имеет индикаторное назначение. Опцией Rate Locked можно убедиться, что приложение использует указанную частоту семплирования (в противном случае выскочит любимое предупреждение MMSYSTEM032). S/PDIF Sample Rate становится активно в положении Master Clock = S/PDIF In. При этом при наличии и успешном распознавании сигнала чуть ниже отображается надпись Locked.

Руководство пользователя любезно расшифровывает слово Xtal. Это всего-навсего жаргонное сокращение от слова crystal, то бишь задающий кварцевый генератор.

MultiTrack Driver Devices — довольно любопытная функция. Она служит для синхронизации старта воспроизведения/записи дорожек в одном или одновременно разных приложениях.

Variable Signal Levels. Здесь можно выбрать два отличающихся друг от друга по громкости варианта выходного сигнала +2 dBV (Consumer) и -4 dBV (-10 dBV). Интересно, что уровень входного сигнала не регулируется и составляет +2 dBV. Очевидно, для записи с линейного входа подразумевается использование бытовой аппаратуры со стандартным линейным выходом либо регулятора уровня записи самого внешнего устройства (например, микшерного пульта). Наличие позиции H/W 1/2 In в Monitor Mixer лишь означает возможность мониторить сигнал на слух и регулировать громкость сквозного воспроизведения, но это никак не влияет на сам уровень записи.

DMA Buffer Size — предлагает на выбор список не кратных степени двойки буферов. Так что в реальных приложениях для избежания проблем со щелчками лучше всегда запускать внутреннюю диагностику и согласовывать размер DMA буфера с заданным в этой панели.

Вкладка настройки цифрового выхода позволяет регулировать различные параметры. Важным является пункт Data Type, который позволяет передать сигнал DolbyDigital/DTS на внешний декодер.

Вкладка About рассказывает о версии драйверов и контрольной панели.

В целом M-Audio Delta Control Panel предоставляет обширные, но довольно неочевидные на первый взгляд настройки режимов работы карты. Однако печатное руководство к карте (разумеется, на английском языке) подробно и профессионально поясняет значение каждого пункта.

Работа с реальными приложениями

При установке VxD-драйверов в настройках Мультимедиа на воспроизведение присутствуют два устройства. Причём второе можно использовать в качестве виртуального аналогового, пусть вас не смущает присутствие S/PDIF в названии:

  • WaveOut 1/2 Delta-AP;
  • WaveOut S/PDIF Delta-AP.

Здесь мы сталкиваемся с какой-то неявной мультиклиентностью. GSIF каким-то образом уживается с MME на одном устройстве. В то время как ASIO можно использовать параллельно.

На запись мы имеем два устройства, ассоциированных с цифровым и аналоговым входами, а также внутренний виртуальный вход с Monitor Mixer:

  • PCM In 1/2 Delta-AP;
  • S/PDIF In 1/2 Delta-AP;
  • Mon. Mixer Delta-AP.

При установке WDM-драйверов (в том числе и в W98/ME) на запись и на воспроизведение появляются так называемые Multichannel Delta-AP устройства. Они работают на базе WaveOut 1/2 и позволяют обращаться к себе нескольким приложениям (я пробовал одновременно запустить на воспроизведение звук в 5 разных приложениях — всё работает).

Основные устройства поддерживают запись и воспроизведение во всех существующих форматах (диагностика CoolEdit Pro 1.2a):

Под ASIO получилось на 1 вход больше, чем под MME/WDM. Сравните количество входов в Cubase 5.0R6:

И в том же Sonar 1.0.1 (Cakewalk 10):

Хотя, всё может измениться с выходом новой версии драйверов.

Впрочем, в Sonar с VxD-драйверами мне комфортно поработать не удалось: для устранения щелчков во время записи пришлось поставить довольно большое время задержки (>50 мс), и это при одном MIDI-треке под GSIF на воспроизведение. Вообще, Sonar не является слишком удачным выбором для карт, имеющих только нормальные VxD-драйвера, так как в них используется тормозной по определению MME-интерфейс. В то время как с WDM-драйверами при задержке всего в 10 мс всё работает нормально.

В моём излюбленном и ASIO-ориентированном Cubase5 всё работает нормально с самого начала и с любыми драйверами (так как за ASIO отвечает отдельная библиотечка — deltasio.dll). Минимальная задержка здесь — 2 мс, частота семплирования — произвольная, что также не может не радовать.

Объективное тестирование

Для тестирования использовалась разработанная нами программа RMAA версии 3.3 (официальный сайт проекта — audio.rightmark.org). Для лупбэка использовался короткий OFC микрофонный шнур с позолоченными разъёмами на концах.

Рассмотрим вначале режим, который используется для прослушивания CD-DA, а также для работы над музыкой на относительно слабых машинах.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 Line Out — Line In

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.08, +0.01Отлично
Уровень шума, дБ (А): -94.9Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 92.6Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.001Отлично
Интермод. искажения, %: 0.006Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -95.6Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Отличные оценки. Правда, по шумам от карты на AK4528 мы ждали ещё немного лучшего результата. В любом случае, абсолютные оценки не главное — лучше посмотрите на отличный равномерный спектр шумов и фактически полное отсутствие гармоник! Кстати говоря, устройство вывода и настройки в контрольной панели на результаты измерений абсолютно не влияют.

Тест в режиме 48 кГц интересен для просмотра DVD и прослушивания оттуда концертов не только в DolbyDigital, но и в PCM-формате.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 Line Out — Line In

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.07, +0.01Отлично
Уровень шума, дБ (А): -94.9Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 92.7Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.001Отлично
Интермод. искажения, %: 0.006Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.7Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Как и ожидалось, в режиме 48 кГц сходные с показанными в режиме 44.1 кГц отличные оценки.

24 бит 96 кГц — для DVD Audio и бескомпромиссной работой со звуком.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 Line Out — Line In

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.09, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -99.6Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 97.4Отлично
Нелин. искажения, %: 0.003Отлично
Интермод. искажения, %: 0.004Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.1Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Оценки отличные, а вот спектрограммы на графике КНИ и динамического диапазона довольно подозрительные…

Тест цифровых интерфейсов, замкнув вход на выход, провести не удалось. Зато получилось протестировать отдельно выход, используя Waveterminal, причём, включив синхронизацию по входящему S/PDIF потоку, что сразу же привело к демонстрации отличных результатов! Очевидно, такие результаты стали возможны благодаря отдельной микросхеме трансивера CS8427.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 S/PDIF Out

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -97.7Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 95.3Отлично
Нелин. искажения, %: 0.000Отлично
Интермод. искажения, %: 0.004Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -98.5Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Сравнение с измеренными характеристиками ближайших конкурентов: Egosys Waveterminal, Hoontech Audio DSP24 Value, Echo MIA

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Параметры Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.08, +0.01 -0.01, +0.07 -0.31, +0.00 -0.04, +0.05
Уровень шума, дБ (А): -94.9 -97.0 -85.8 -94.6
Динамический диапазон, дБ (А): 92.6 92.8 83.2 92.3
Нелин. искажения, %: 0.001 0.002 0.002 0.001
Интермод. искажения, %: 0.006 0.006 0.017 0.006
Взаимопроникновение каналов, дБ: -95.6 -97.7 -87.3 -99.6

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Параметры Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.07, +0.01 -0.01, +0.08 -0.29, +0.00 -0.04, +0.05
Уровень шума, дБ (А): -94.9 -97.1 -86.5 -94.9
Динамический диапазон, дБ (А): 92.7 93.1 83.9 92.5
Нелин. искажения, %: 0.001 0.001 0.002 0.001
Интермод. искажения, %: 0.006 0.005 0.016 0.005
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.7 -96.1 -87.1 -96.9

Чуть отстаёт ото всех изделие Hoontech. Тише всех играет WT2496, но он и стоит чуть дороже.

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Параметры Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.09, +0.00 -0.01, +0.06 -3.44, +0.00 -0.05, +0.03
Уровень шума, дБ (А): -99.6 -98.9 -86.2 -106.8
Динамический диапазон, дБ (А): 97.4 96.4 83.7 104.6
Нелин. искажения, %: 0.003 0.003 0.002 0.004
Интермод. искажения, %: 0.004 0.004 0.017 0.003
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.1 -96.6 -86.6 -107.7

Echo MIA на AK4528 ведёт уверенно и бесцеремонно! Однако, справедливости ради: чтобы услышать разницу между всеми этими картами нужны высококачественные студийные мониторы или очень дорогие наушники.

Тестовые прослушивания

Для прослушивания использовались студийные мониторы ближнего поля Event 20/20 bas. Подключение производилось профессиональным микрофонным кабелем Proel с позолоченными разъёмами. M-Audio Audiophile 2496 также сравнивалась по звучанию с картой EGO·SYS Waveterminal 2496 с кодеком AKM AK4524.

Надо сказать, что, согласно спецификациям от производителя, кодеки AK4524 и AK4528 отличаются лишь АЦП (который у старшей модели имеет лучшие показатели, улучшение составляет 4 дБ). ЦАПы у них абсолютно одинаковые.

Я прочистил уши ватой, смоченной в медицинском спирте, и потратил на вслушивания в отличия между картами пару часов, меняя музыкальные произведения и мгновенно включая на воспроизведение то одну, то другую карту. Звучание обеих карт было одинаково превосходным! Отличия в режимах 16/44 и 24/96 были едва уловимы. И всё же, как и в случае с Hoontech Audio DSP24 Value, я отдал бы предпочтение Egosys Waveterminal. Его звучание было чуть более прозрачным и ярким. Хотя, не исключена возможность, что кому-то другому больше понравился бы M-Audio Audiophile.

Выводы

Звуковая карта M-Audio Audiophile 2496 произвела на нас хорошее впечатление и представляет собой очень качественное и недорогое звуковое решение. Несмотря на слово «аудиофил» в названии, карта в первую очередь заинтересует компьютерного музыканта и лишь потом — любителя качественного воспроизведения музыки.

Плюсы:

  • отличное звучание (качественные преобразователи, стоящие в профессиональном I2S-кодеке AK4528);
  • большие возможности (многофункциональный процессор Envy24, обеспечивающий множество различных настроек карты);
  • отличные VxD- и WDM-драйвера (поддержка всех операционных систем, включая WinXP);
  • отличное качество цифрового выхода (благодаря отдельной микросхеме трансивера CS8427);
  • наличие MIDI входа и выхода со стандартными DIN-5 разъёмами;
  • поддержка профессиональных интерфейсов (GSIF, ASIO, EASI) и малое время задержки (в т. ч. и в WDM-драйверах);
  • невысокая за такие возможности цена (около $200).

Минусы:

  • для полного понимания назначения функций контрольной панели и схемы работы карты требуется тщательное чтение инструкции;
  • отсутствие внутреннего цифрового входа.


Звуковая карта M-Audio Audiophile 2496 любезно предоставлена
для тестирования компанией «Мультимедиа Клуб»



Дополнительно

Профессиональная звуковая карта M-Audio Audiophile 2496

Профессиональная звуковая карта
M-Audio Audiophile 2496

Мы продолжаем серию обзоров, посвящённых недорогим профессиональным звуковым платам. Наш интерес к этой теме неслучаен. Эпоха властвования на мультимедийных звуковых картах аппаратных wave-table синтезаторов и эффект-процессоров подходит к концу. Возможности лучших в этом отношении звуковых карт Yamaha XG и SoundBlaster Live! могут претендовать сегодня разве что на использование в караоке и старых DOS-овских игрушках.

В настоящее время мы становимся свидетелями прихода в музыкальные компьютеры новой эры качественного звука и профессиональных программных решений. При этом, уложившись в $200, можно получить звуковую карту с минимумом аппаратных наворотов, но с качественными преобразователями уровня студийной аппаратуры, поддержкой профессиональных программных интерфейсов (ASIO, GSIF, EASI) и с низкой latency.

Дешевые гигагерцовые центральные процессоры и сотни мегабайт памяти позволяют использовать для создания и музыки программные синтезаторы звука (Gigastudio, Reason и т. п.) и эффекты в виде программных же плагинов (VST, DirectX). Помимо этого, в творческий процесс могут быть вовлечены люди, не сильно разбирающиеся в теории музыки, но обладающие вкусом, чувством ритма и жаждой к творчеству. Такую возможность предоставляют различные а-ля диджейские программы (AcidLoop, eJay, Mixman Studio), где можно создавать свои музыкальные творения из готовых кусочков разных звуков (семплов) и закольцованных по тактам музыкальных фрагментов (лупов).

Конечно же, сравнивать звуковые карты разного назначения и отличающиеся в несколько раз по цене не совсем корректно. К примеру, практически все профессиональные карты не имеют нормальной аппаратной поддержки DirectSound/DirectSound3D (что означает задержку и заикание звука в играх), из-за отсутствия шести аналоговых выходов не могут выводить 5.1-звук после программного декодирования DolbyDigital/DTS в WinDVD/PowerDVD, не поддерживают никаких алгоритмов 3D-позиционирования звука.

Интересно, что в 2002 году у многих фирм намечены к выходу продукты, размывающие границы между профессиональным и мультимедийным сегментами рынка.

Таким образом, от современной звуковой карты требуется совсем немногое:

  • для обычного пользователя и меломана — предоставить в распоряжение качественные преобразователи;
  • для музыканта — иметь хорошие драйвера (мультиклиентость, малое время запаздывания, поддержка профессиональных интерфейсов доступа к железу).

Наш сегодняшний обзор посвящен именно такой карте — M-Audio Audiophile 2496. M-Audio — созданное в 1999 году подразделение небезызвестной компании Midiman, занимающееся продвижением недорогих и качественных профессиональных цифровых звуковых устройств для PC и Mac. Существует и русскоязычный сайт www.midiman.ru.

Интересный факт: UK'шный журнал Computer Music Magazine, освещающий тему создания музыки на PC, опубликовал результаты опроса своих читателей. В номинации «Лучшая звуковая карта года» в 2001 году Audiophile 2496 впервые за последние годы потеснил на второе место SoundBlaster Live!.

В комплект поставки входят:

  • звуковая PCI плата Audiophile 2496 (Made in Taiwan);
  • переходник с 9-штырькового разъёма на связку внешних разъёмов для подключения цифровых входа/выхода с разъёмами RCA и MIDI интерфейсов со стандартными DIN-разъёмами;
  • руководство пользователя для PC и Mac на английском языке;
  • компакт с драйверами;
  • компакт с Emagic Logic Delta (облегчённый вариант секвенсора Logic Audio);
  • компакт с лицензионной (!) версией Gigasampler LE;
  • компакт с аудиоутилитами Maximum AudioTools.

На печатной плате из текстолита стального синего цвета с позолоченными разъёмами размещены следующие основные элементы:

  • основной чип — многоканальный PCI-контроллер ENVY24 от IC Ensemble;
  • I2S-стереокодек AKM AK4528VF, содержащий ЦАП и АЦП 24 бит 96 кГц;
  • цифровой трансивер CS8427;
  • 4 позолоченных RCA разъёма: 2 на вход, 2 на выход;
  • 9-штырьковый разъём для подключения внешних интерфейсов.

Никаких внутренних гнёзд для подключения не предусмотрено, что является небольшим минусом карты.

Контрольная панель

Для карт всего семейства M-Audio Delta поставляются универсальные драйвера, которые довольно часто обновляются. Мы использовали версию 4.13.01.0041 от 13.12.2001. Как и в большинстве случаев, пользователь управляет режимами работы карты через контрольную панель. M-Audio Delta Control Panel не назовёшь интуитивно понятной. В первую очередь из-за отсутствия общей схемы роутинга сигнала. Однако, почитав описание и поэкспериментировав самостоятельно, разобраться вполне реально.

Первая вкладка посвещена Monitor Mixer.

Оптимальная работа с картой заключается в использовании обоих имеющихся независимых виртуальных устройств WaveOut 1/2 и WaveOut S/PDIF, при этом на аналоговые выходы карты выводится сигнал именно с Monitor Mixer. В настройках по умолчанию мы имеем конфигурацию вывода сигнала с устройств отдельно на аналоговый и цифровой выход:

Неактивные настройки на этой вкладке зарезервированы для других карт семейства Delta. Я даже поначалу испугался, что карта не имеет поддержки мультиклиентности. На самом деле и мультиклиентность, и поддержка ASIO, EASI и GSIF присутствует, просто по каким-то неизвестным причинам нет возможности прозрачного ручного распределения интерфейсов по устройствам.

Собранная на том же чипе звуковая карта Hoontech Audio DSP24 Value предоставляет в этом плане гораздо более широкие возможности: работают все 5 стереоустройств с произвольным указанием интерфейса (MME/ASIO/GSIF) на любом из них. Сразу огорчу: драйвера от DSP24 хоть подходят и работают на Audiophile, да звука нет…

Вкладка по управлению внутренними режимами работы карты:

Codec Sample Rate имеет индикаторное назначение. Опцией Rate Locked можно убедиться, что приложение использует указанную частоту семплирования (в противном случае выскочит любимое предупреждение MMSYSTEM032). S/PDIF Sample Rate становится активно в положении Master Clock = S/PDIF In. При этом при наличии и успешном распознавании сигнала чуть ниже отображается надпись Locked.

Руководство пользователя любезно расшифровывает слово Xtal. Это всего-навсего жаргонное сокращение от слова crystal, то бишь задающий кварцевый генератор.

MultiTrack Driver Devices — довольно любопытная функция. Она служит для синхронизации старта воспроизведения/записи дорожек в одном или одновременно разных приложениях.

Variable Signal Levels. Здесь можно выбрать два отличающихся друг от друга по громкости варианта выходного сигнала +2 dBV (Consumer) и -4 dBV (-10 dBV). Интересно, что уровень входного сигнала не регулируется и составляет +2 dBV. Очевидно, для записи с линейного входа подразумевается использование бытовой аппаратуры со стандартным линейным выходом либо регулятора уровня записи самого внешнего устройства (например, микшерного пульта). Наличие позиции H/W 1/2 In в Monitor Mixer лишь означает возможность мониторить сигнал на слух и регулировать громкость сквозного воспроизведения, но это никак не влияет на сам уровень записи.

DMA Buffer Size — предлагает на выбор список не кратных степени двойки буферов. Так что в реальных приложениях для избежания проблем со щелчками лучше всегда запускать внутреннюю диагностику и согласовывать размер DMA буфера с заданным в этой панели.

Вкладка настройки цифрового выхода позволяет регулировать различные параметры. Важным является пункт Data Type, который позволяет передать сигнал DolbyDigital/DTS на внешний декодер.

Вкладка About рассказывает о версии драйверов и контрольной панели.

В целом M-Audio Delta Control Panel предоставляет обширные, но довольно неочевидные на первый взгляд настройки режимов работы карты. Однако печатное руководство к карте (разумеется, на английском языке) подробно и профессионально поясняет значение каждого пункта.

Работа с реальными приложениями

При установке VxD-драйверов в настройках Мультимедиа на воспроизведение присутствуют два устройства. Причём второе можно использовать в качестве виртуального аналогового, пусть вас не смущает присутствие S/PDIF в названии:

  • WaveOut 1/2 Delta-AP;
  • WaveOut S/PDIF Delta-AP.

Здесь мы сталкиваемся с какой-то неявной мультиклиентностью. GSIF каким-то образом уживается с MME на одном устройстве. В то время как ASIO можно использовать параллельно.

На запись мы имеем два устройства, ассоциированных с цифровым и аналоговым входами, а также внутренний виртуальный вход с Monitor Mixer:

  • PCM In 1/2 Delta-AP;
  • S/PDIF In 1/2 Delta-AP;
  • Mon. Mixer Delta-AP.

При установке WDM-драйверов (в том числе и в W98/ME) на запись и на воспроизведение появляются так называемые Multichannel Delta-AP устройства. Они работают на базе WaveOut 1/2 и позволяют обращаться к себе нескольким приложениям (я пробовал одновременно запустить на воспроизведение звук в 5 разных приложениях — всё работает).

Основные устройства поддерживают запись и воспроизведение во всех существующих форматах (диагностика CoolEdit Pro 1.2a):

Под ASIO получилось на 1 вход больше, чем под MME/WDM. Сравните количество входов в Cubase 5.0R6:

И в том же Sonar 1.0.1 (Cakewalk 10):

Хотя, всё может измениться с выходом новой версии драйверов.

Впрочем, в Sonar с VxD-драйверами мне комфортно поработать не удалось: для устранения щелчков во время записи пришлось поставить довольно большое время задержки (>50 мс), и это при одном MIDI-треке под GSIF на воспроизведение. Вообще, Sonar не является слишком удачным выбором для карт, имеющих только нормальные VxD-драйвера, так как в них используется тормозной по определению MME-интерфейс. В то время как с WDM-драйверами при задержке всего в 10 мс всё работает нормально.

В моём излюбленном и ASIO-ориентированном Cubase5 всё работает нормально с самого начала и с любыми драйверами (так как за ASIO отвечает отдельная библиотечка — deltasio.dll). Минимальная задержка здесь — 2 мс, частота семплирования — произвольная, что также не может не радовать.

Объективное тестирование

Для тестирования использовалась разработанная нами программа RMAA версии 3.3 (официальный сайт проекта — audio.rightmark.org). Для лупбэка использовался короткий OFC микрофонный шнур с позолоченными разъёмами на концах.

Рассмотрим вначале режим, который используется для прослушивания CD-DA, а также для работы над музыкой на относительно слабых машинах.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 Line Out — Line In

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.08, +0.01Отлично
Уровень шума, дБ (А): -94.9Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 92.6Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.001Отлично
Интермод. искажения, %: 0.006Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -95.6Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Отличные оценки. Правда, по шумам от карты на AK4528 мы ждали ещё немного лучшего результата. В любом случае, абсолютные оценки не главное — лучше посмотрите на отличный равномерный спектр шумов и фактически полное отсутствие гармоник! Кстати говоря, устройство вывода и настройки в контрольной панели на результаты измерений абсолютно не влияют.

Тест в режиме 48 кГц интересен для просмотра DVD и прослушивания оттуда концертов не только в DolbyDigital, но и в PCM-формате.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 Line Out — Line In

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.07, +0.01Отлично
Уровень шума, дБ (А): -94.9Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 92.7Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.001Отлично
Интермод. искажения, %: 0.006Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.7Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Как и ожидалось, в режиме 48 кГц сходные с показанными в режиме 44.1 кГц отличные оценки.

24 бит 96 кГц — для DVD Audio и бескомпромиссной работой со звуком.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 Line Out — Line In

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.09, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -99.6Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 97.4Отлично
Нелин. искажения, %: 0.003Отлично
Интермод. искажения, %: 0.004Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.1Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Оценки отличные, а вот спектрограммы на графике КНИ и динамического диапазона довольно подозрительные…

Тест цифровых интерфейсов, замкнув вход на выход, провести не удалось. Зато получилось протестировать отдельно выход, используя Waveterminal, причём, включив синхронизацию по входящему S/PDIF потоку, что сразу же привело к демонстрации отличных результатов! Очевидно, такие результаты стали возможны благодаря отдельной микросхеме трансивера CS8427.

Тестируемая цепь: M-Audio Audiophile 2496 S/PDIF Out

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -97.7Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 95.3Отлично
Нелин. искажения, %: 0.000Отлично
Интермод. искажения, %: 0.004Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -98.5Отлично

Общая оценка: Отлично (подробно)

Сравнение с измеренными характеристиками ближайших конкурентов: Egosys Waveterminal, Hoontech Audio DSP24 Value, Echo MIA

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Параметры Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.08, +0.01 -0.01, +0.07 -0.31, +0.00 -0.04, +0.05
Уровень шума, дБ (А): -94.9 -97.0 -85.8 -94.6
Динамический диапазон, дБ (А): 92.6 92.8 83.2 92.3
Нелин. искажения, %: 0.001 0.002 0.002 0.001
Интермод. искажения, %: 0.006 0.006 0.017 0.006
Взаимопроникновение каналов, дБ: -95.6 -97.7 -87.3 -99.6

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Параметры Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.07, +0.01 -0.01, +0.08 -0.29, +0.00 -0.04, +0.05
Уровень шума, дБ (А): -94.9 -97.1 -86.5 -94.9
Динамический диапазон, дБ (А): 92.7 93.1 83.9 92.5
Нелин. искажения, %: 0.001 0.001 0.002 0.001
Интермод. искажения, %: 0.006 0.005 0.016 0.005
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.7 -96.1 -87.1 -96.9

Чуть отстаёт ото всех изделие Hoontech. Тише всех играет WT2496, но он и стоит чуть дороже.

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Параметры Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.09, +0.00 -0.01, +0.06 -3.44, +0.00 -0.05, +0.03
Уровень шума, дБ (А): -99.6 -98.9 -86.2 -106.8
Динамический диапазон, дБ (А): 97.4 96.4 83.7 104.6
Нелин. искажения, %: 0.003 0.003 0.002 0.004
Интермод. искажения, %: 0.004 0.004 0.017 0.003
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.1 -96.6 -86.6 -107.7

Echo MIA на AK4528 ведёт уверенно и бесцеремонно! Однако, справедливости ради: чтобы услышать разницу между всеми этими картами нужны высококачественные студийные мониторы или очень дорогие наушники.

Тестовые прослушивания

Для прослушивания использовались студийные мониторы ближнего поля Event 20/20 bas. Подключение производилось профессиональным микрофонным кабелем Proel с позолоченными разъёмами. M-Audio Audiophile 2496 также сравнивалась по звучанию с картой EGO·SYS Waveterminal 2496 с кодеком AKM AK4524.

Надо сказать, что, согласно спецификациям от производителя, кодеки AK4524 и AK4528 отличаются лишь АЦП (который у старшей модели имеет лучшие показатели, улучшение составляет 4 дБ). ЦАПы у них абсолютно одинаковые.

Я прочистил уши ватой, смоченной в медицинском спирте, и потратил на вслушивания в отличия между картами пару часов, меняя музыкальные произведения и мгновенно включая на воспроизведение то одну, то другую карту. Звучание обеих карт было одинаково превосходным! Отличия в режимах 16/44 и 24/96 были едва уловимы. И всё же, как и в случае с Hoontech Audio DSP24 Value, я отдал бы предпочтение Egosys Waveterminal. Его звучание было чуть более прозрачным и ярким. Хотя, не исключена возможность, что кому-то другому больше понравился бы M-Audio Audiophile.

Выводы

Звуковая карта M-Audio Audiophile 2496 произвела на нас хорошее впечатление и представляет собой очень качественное и недорогое звуковое решение. Несмотря на слово «аудиофил» в названии, карта в первую очередь заинтересует компьютерного музыканта и лишь потом — любителя качественного воспроизведения музыки.

Плюсы:

  • отличное звучание (качественные преобразователи, стоящие в профессиональном I2S-кодеке AK4528);
  • большие возможности (многофункциональный процессор Envy24, обеспечивающий множество различных настроек карты);
  • отличные VxD- и WDM-драйвера (поддержка всех операционных систем, включая WinXP);
  • отличное качество цифрового выхода (благодаря отдельной микросхеме трансивера CS8427);
  • наличие MIDI входа и выхода со стандартными DIN-5 разъёмами;
  • поддержка профессиональных интерфейсов (GSIF, ASIO, EASI) и малое время задержки (в т. ч. и в WDM-драйверах);
  • невысокая за такие возможности цена (около $200).

Минусы:

  • для полного понимания назначения функций контрольной панели и схемы работы карты требуется тщательное чтение инструкции;
  • отсутствие внутреннего цифрового входа.


Звуковая карта M-Audio Audiophile 2496 любезно предоставлена
для тестирования компанией «Мультимедиа Клуб»