Звуковые карты на шине PCI

 

Впервые про звуковые карты на шине PCI я узнал, когда в октябре копался в группах новостей, пытаясь выяснить, как обстоят дела с драйверами для моей любимой звуковой карты Advanced Gravis Ultrasound MAX. Суть проблемы состояла в том, что фирма Advanced Gravis так и не выпустила драйвера для этой карты, нормально поддерживающие стандарт MS DirectX, используемый практически всеми современными играми. Оказалось, что энтузиастов не нашлось и драйверов таки нет.

Вы спросите: какое это имеет отношение к PCI звуковым картам? Дело в том, что многие владельцы GUS MAX решили не мучаться с поиском драйверов, а купить себе новую карту. И выбрали Ensoniq AudioPCI.

Я заинтересовался, сходил на www.audiopci.ensoniq.com и остался весьма доволен увиденным — судите сами — был шанс приобрести всего за $44 OEM версию карты, которая по характеристикам не уступает некотороым продуктам дороже $200! Причём OEM вариант включал CD-диск с программным обеспечением и печатное руководство, отличаясь, судя по всему, от Retail только отсутствием красивой коробочки.

Проблема оказалась в том, что в Москве этой картой никто не торговал, что меня неприятно удивило. А доставка из Штатов стоила около $75!

К счастью, подвернулся счастливый случай и в начале ноября друзья привезли мне эту карту, что обошлось в $54. Сейчас положение немного изменилось к лучшему — PCI звуковые карты потихоньку появляются в московских фирмах — Mega Pro Et Contra по запросу "PCI" в разделе "звуковые карты" дает около десятка ссылок.

А зачем вообще они нужны? Есть ли какие-нибудь преимущества по сравнению с обычными ISA картами? И совместимы ли эти карты с DOS играми? Вот на эти вопросы я и постараюсь ответить.

Рассматриваются только непрофессиональные карты и чипсеты для них, которые удовлетворили бы потребности обычного пользователя в играх и мультимедиа-приложениях. Мне удалось найти информацию о следующих чипсетах и картах:

Говорят, что в недрах Yamaha тоже зреет аналогичный продукт, но они его тщательно скрывают.

Основная идея всех PCI звуковых карт состоит в использовании более производительной шины PCI вместо старой медленной ISA, что позволяет держать патчи, используемые при wavetable MIDI синтезе, в оперативной памяти компьютера. За счёт этого можно существенно снизить стоимость карты.

Кроме того, появляется возможность освободить процессор от участия в пересылке данных на карту (bus-mastering), что повышает общую производительность системы на мультимедиа-приложениях. Сразу скажу, что выигрыш этот незаметен и основным преимуществом является хорошее качество при относительно низкой цене.

Ещё PCI звуковые карты требуют меньшего количества ресурсов — AudioPCI обходится всего одним IRQ, тогда как ISA картам обычно требуется 1-2 IRQ и DMA канал.

Кроме всего прочего, в стандарте PC'98 вообще нет места ISA-шине. Конечно, это не значит, что Windows 98 откажется работать на машине с ISA картами, но всё же приятно.

Однако, бесплатных пирожных, как известно не бывает. Все DirectX приложения с PCI звуковыми картами работают отлично, а вот для DOS игр приходится эмулировать одну из известных им карт — обычно SoundBlaster Pro. Ensoniq AudioPCI дополнительно умеет эмулировать Ensoniq SoundScape, а EMU-8008 — SoundBlaster 16. Поскольку тестировал я только Ensoniq AudioPCI, могу сказать только, как работает эмулятор на этой карте.

Во-первых, для работы эмулятора SB Pro или Ensoniq SoundScape необходим драйвер EMM386.EXE, если игра не терпит присутствия этого драйвера, то звука в ней Вы не получите. (Пользователям GUS вспомнится эмулятор MEGA-EM, который тоже требует EMM386.EXE). Во-вторых, в DOS Mode добиться нормальной работы мне не удалось — во всех играх, кроме Quake (я всегда восхищался качеством реализации игр iD Software) и Transport Tycoon Deluxe звук заикался. Однако, все игры, не враждующие с EMM386.EXE мне удалось запустить в Windows 95 DOS Box и качество звука было отличное. Даже Privateer II, игра интересная, но на редкость криво написанная, сначала не желал работать под Windows 95, мотивируя тем, что разрабатывался под DOS. Только указав, чтобы Windows скрывала своё присутствие от этой программы, мне удалось запустить и эту игру. Звук, в основном, был нормальный.

На неофициальной домашней странице AudioPCI есть длинный список игр, протестированных на совместимость с этой картой. Среди 150 игр только 10 не работают.

PCI карты не умеют эмулировать стандарты ISA карт (наиболее распространённый — SB Pro, а все SB16-совместимые карты производятся только Creative Labs) на уровне аппаратуры, так как DMA не поддерживается PCI шиной.

Есть два способа обойти эту проблему:

  • Distributed DMA (DDMA), при котором DMA-контроллер даёт возможность PCI картам иcпользовать DMA каналы. Этот метод используется S3 SonicVibes.
  • PC/PCI расширения PCI протокола, предлагаемые Intel.

Чипы от ESS Technology поддерживают оба способа и ещё Transparent DMA - наверное, что-то похожее.

Но пока, судя по всему, Ensoniq AudioPCI остаётся единственной картой, не требующей специальной материнской платы для совместимости с DOS приложениями — эмуляция исключительно программная.

Написано, что EMU-8008 совместим с SB 16, но каким образом — непонятно.

Общее впечатление от Ensoniq AudioPCI у меня очень хорошее — даже на больших колонках, которые я использую, шума не слышно (в отличие от двадцатидолларовых карт на ESS1868), wavetable MIDI-синтез, на мой взгляд, несколько хуже, чем на GUS MAX, но не идёт ни в какое сравнение с FM-синтезом ESS и SB16.

В заключение приведу основные характеристики PCI звуковых карт:

Digital Audio:

  • 16-bit A/D D/A CODEC
    AudioPCI OEM — 18-bit D/A CODEC
    SoundTrack — 20-bit DAC/ADC
    ESS Maestro-2 — 20-bit DAC/ADC
  • up to 48kHz mono/stereo Record/Playback
  • Full duplex

Signal/Noise:

  • >90db typical (Ensoniq AudioPCI)
  • >80db (Diamond MonsterSound)
  • >90db (SoundTrack 97 PCI)
  • >85db (ESS Maestro-2)

Frequency Responce:

  • 20Hz-22kHz (Ensoniq AudioPCI, у остальных не хуже 20Hz-20kHz)

Midi music:

  • wavetable syntesis (у всех!)
  • 32-voices polyphony (EMU-8008, SoundTrack и ESS — 64)

Digital Effects:

  • Reverb, Chorus
  • Spatial Enhancements (3D Sound — под разными названиями есть у всех)

patchsets:

  • 1-2MB S3 SonicVibes
  • 2, 4 и 8 MB AudioPCI
  • up to 10MB DaytonaPCI
  • 1-8MB ESS

Последняя версия драйверов AudioPCI поддерживает 3D Sound на четыре колонки - две спереди, две сзади.

Результаты тестирования некоторых PCI звуковых карт можно найти по адресу: www.rockpark.com/soundcards/.

ZDNet обзор PCI звуковых карт может стать дополнительным источником информации, хотя имеет некоторые неточности.

 

25 декабря 1997 Г.

PCI Sound Cards

Звуковые карты на шине PCI

 

Впервые про звуковые карты на шине PCI я узнал, когда в октябре копался в группах новостей, пытаясь выяснить, как обстоят дела с драйверами для моей любимой звуковой карты Advanced Gravis Ultrasound MAX. Суть проблемы состояла в том, что фирма Advanced Gravis так и не выпустила драйвера для этой карты, нормально поддерживающие стандарт MS DirectX, используемый практически всеми современными играми. Оказалось, что энтузиастов не нашлось и драйверов таки нет.

Вы спросите: какое это имеет отношение к PCI звуковым картам? Дело в том, что многие владельцы GUS MAX решили не мучаться с поиском драйверов, а купить себе новую карту. И выбрали Ensoniq AudioPCI.

Я заинтересовался, сходил на www.audiopci.ensoniq.com и остался весьма доволен увиденным — судите сами — был шанс приобрести всего за $44 OEM версию карты, которая по характеристикам не уступает некотороым продуктам дороже $200! Причём OEM вариант включал CD-диск с программным обеспечением и печатное руководство, отличаясь, судя по всему, от Retail только отсутствием красивой коробочки.

Проблема оказалась в том, что в Москве этой картой никто не торговал, что меня неприятно удивило. А доставка из Штатов стоила около $75!

К счастью, подвернулся счастливый случай и в начале ноября друзья привезли мне эту карту, что обошлось в $54. Сейчас положение немного изменилось к лучшему — PCI звуковые карты потихоньку появляются в московских фирмах — Mega Pro Et Contra по запросу "PCI" в разделе "звуковые карты" дает около десятка ссылок.

А зачем вообще они нужны? Есть ли какие-нибудь преимущества по сравнению с обычными ISA картами? И совместимы ли эти карты с DOS играми? Вот на эти вопросы я и постараюсь ответить.

Рассматриваются только непрофессиональные карты и чипсеты для них, которые удовлетворили бы потребности обычного пользователя в играх и мультимедиа-приложениях. Мне удалось найти информацию о следующих чипсетах и картах:

Говорят, что в недрах Yamaha тоже зреет аналогичный продукт, но они его тщательно скрывают.

Основная идея всех PCI звуковых карт состоит в использовании более производительной шины PCI вместо старой медленной ISA, что позволяет держать патчи, используемые при wavetable MIDI синтезе, в оперативной памяти компьютера. За счёт этого можно существенно снизить стоимость карты.

Кроме того, появляется возможность освободить процессор от участия в пересылке данных на карту (bus-mastering), что повышает общую производительность системы на мультимедиа-приложениях. Сразу скажу, что выигрыш этот незаметен и основным преимуществом является хорошее качество при относительно низкой цене.

Ещё PCI звуковые карты требуют меньшего количества ресурсов — AudioPCI обходится всего одним IRQ, тогда как ISA картам обычно требуется 1-2 IRQ и DMA канал.

Кроме всего прочего, в стандарте PC'98 вообще нет места ISA-шине. Конечно, это не значит, что Windows 98 откажется работать на машине с ISA картами, но всё же приятно.

Однако, бесплатных пирожных, как известно не бывает. Все DirectX приложения с PCI звуковыми картами работают отлично, а вот для DOS игр приходится эмулировать одну из известных им карт — обычно SoundBlaster Pro. Ensoniq AudioPCI дополнительно умеет эмулировать Ensoniq SoundScape, а EMU-8008 — SoundBlaster 16. Поскольку тестировал я только Ensoniq AudioPCI, могу сказать только, как работает эмулятор на этой карте.

Во-первых, для работы эмулятора SB Pro или Ensoniq SoundScape необходим драйвер EMM386.EXE, если игра не терпит присутствия этого драйвера, то звука в ней Вы не получите. (Пользователям GUS вспомнится эмулятор MEGA-EM, который тоже требует EMM386.EXE). Во-вторых, в DOS Mode добиться нормальной работы мне не удалось — во всех играх, кроме Quake (я всегда восхищался качеством реализации игр iD Software) и Transport Tycoon Deluxe звук заикался. Однако, все игры, не враждующие с EMM386.EXE мне удалось запустить в Windows 95 DOS Box и качество звука было отличное. Даже Privateer II, игра интересная, но на редкость криво написанная, сначала не желал работать под Windows 95, мотивируя тем, что разрабатывался под DOS. Только указав, чтобы Windows скрывала своё присутствие от этой программы, мне удалось запустить и эту игру. Звук, в основном, был нормальный.

На неофициальной домашней странице AudioPCI есть длинный список игр, протестированных на совместимость с этой картой. Среди 150 игр только 10 не работают.

PCI карты не умеют эмулировать стандарты ISA карт (наиболее распространённый — SB Pro, а все SB16-совместимые карты производятся только Creative Labs) на уровне аппаратуры, так как DMA не поддерживается PCI шиной.

Есть два способа обойти эту проблему:

  • Distributed DMA (DDMA), при котором DMA-контроллер даёт возможность PCI картам иcпользовать DMA каналы. Этот метод используется S3 SonicVibes.
  • PC/PCI расширения PCI протокола, предлагаемые Intel.

Чипы от ESS Technology поддерживают оба способа и ещё Transparent DMA - наверное, что-то похожее.

Но пока, судя по всему, Ensoniq AudioPCI остаётся единственной картой, не требующей специальной материнской платы для совместимости с DOS приложениями — эмуляция исключительно программная.

Написано, что EMU-8008 совместим с SB 16, но каким образом — непонятно.

Общее впечатление от Ensoniq AudioPCI у меня очень хорошее — даже на больших колонках, которые я использую, шума не слышно (в отличие от двадцатидолларовых карт на ESS1868), wavetable MIDI-синтез, на мой взгляд, несколько хуже, чем на GUS MAX, но не идёт ни в какое сравнение с FM-синтезом ESS и SB16.

В заключение приведу основные характеристики PCI звуковых карт:

Digital Audio:

  • 16-bit A/D D/A CODEC
    AudioPCI OEM — 18-bit D/A CODEC
    SoundTrack — 20-bit DAC/ADC
    ESS Maestro-2 — 20-bit DAC/ADC
  • up to 48kHz mono/stereo Record/Playback
  • Full duplex

Signal/Noise:

  • >90db typical (Ensoniq AudioPCI)
  • >80db (Diamond MonsterSound)
  • >90db (SoundTrack 97 PCI)
  • >85db (ESS Maestro-2)

Frequency Responce:

  • 20Hz-22kHz (Ensoniq AudioPCI, у остальных не хуже 20Hz-20kHz)

Midi music:

  • wavetable syntesis (у всех!)
  • 32-voices polyphony (EMU-8008, SoundTrack и ESS — 64)

Digital Effects:

  • Reverb, Chorus
  • Spatial Enhancements (3D Sound — под разными названиями есть у всех)

patchsets:

  • 1-2MB S3 SonicVibes
  • 2, 4 и 8 MB AudioPCI
  • up to 10MB DaytonaPCI
  • 1-8MB ESS

Последняя версия драйверов AudioPCI поддерживает 3D Sound на четыре колонки - две спереди, две сзади.

Результаты тестирования некоторых PCI звуковых карт можно найти по адресу: www.rockpark.com/soundcards/.

ZDNet обзор PCI звуковых карт может стать дополнительным источником информации, хотя имеет некоторые неточности.