Проектор Sony VPL-GTZ1 – ультракороткофокусный, лазерный, 4К и очень дорогой


Еще в октябре 2014 года компания Sony на традиционной осенней презентации представила инновационный ультракороткофокусный проектор с лазерным источником света и с разрешением 4К (настоящим 4К — 4096 на 2160 реальных пикселей) Sony VPL-GTZ1. Проектор у Sony получился большим, тяжелым и дорогим – на момент написания этой заметки в каталоге компании Цифровые системы была указана сумма в 4 659 900 руб. К тому же правильно установить и настроить этот проектор – задача не очень простая и требующая времени. Специалисты Цифровых систем с этим успешно справились, и Sony VPL-GTZ1 на какое-то время поселился в демонстрационной комнате компании. Здраво оценив все факторы, мы посчитали нерациональной идеей перемещать этот проектор в нашу тестовую лабораторию, поэтому я принял предложение устроить выездное тестирование. Разумеется, полноценным оно не получилось, но материала хотя бы на заметку в блогах набралось.

Итак, что же это такое, Sony VPL-GTZ1? Внешне это такая большая тумбочка черного цвета.

Внешний вид

Ширина корпуса 1100 мм, глубина 535 мм, высота 265 мм, а масса составляет приблизительно 50 кг. Технология проецирования – разумеется, SXRD, а конкретнее используются три отражающие ЖК-матрицы размером 18,8 мм. Световой поток равен 2000 лм. В качестве источника света используются лазерные диоды синего свечения. Разумеется, одним синим цветом цветное изображение не создашь, поэтому часть синего светит на люминофор, который переизлучает желтый свет, в свою очередь из желтого с помощью светофильтров выделяется зеленая и красная компонента. Такой принцип устройства источников света в лазерных проекторах на текущий момент не является чем-то уникальным. Впрочем, в Sony подробностей особо не раскрывают. Напомним, что с точки зрения потребителя основным преимуществом лазерного источника света является долгий срок службы. В данном случае обещается до 20000 часов работы. Объектив Sony VPL-GTZ1 имеет моторизированные приводы трансфокатора (1,6х), фокусировки и коррекции фокуса и геометрии верхней части области проекции. Диагональ этой области, то есть размер изображения при соотношении сторон 17:9 равняется максимум 106 дюймов (2,69 м), когда проектор расположен впритык к плоскости экрана, и до 147 дюймов (3,73 м), когда проектор отодвинут от экрана на расстояние всего в 17 см. Проектор допускает напольную и потолочную установку. Чтобы было понятнее, о чем вообще идет речь, покажу рекламную картинку:

Примеры инсталляции

Такой вид проекции предъявляет жесткие требования к экрану – он должен быть почти идеально плоским и ровным и иметь низкий коэффициент усиления (максимум 1,3, рекомендуется 1). В итоге чуть ли не единственным подходящим вариантом конструкции экрана остается жесткая рама с натянутым полотном. Аналогично не менее жесткие требования предъявляются и к точности установки самого проектора относительно экрана. При напольном размещении юстировка положения проектора выполняется с помощью регулируемых ножек, при потолочном ножки заменяются на регулируемые стойки:

Ножки

При напольном расположении расстояние от пола до нижней границы экрана варьируется от 38 до 57 см, если это слишком низко, то придется использовать пьедестал, что-то вроде низкого, прочного и жесткого столика:

На столике

Пример показан на фотографии выше. Столик можно использовать для размещения оборудования, а под ним найдется место и для колонки центрального канала. В случае полочного крепления все немного сложнее, так как потолок и кронштейн должны выдержать не малый вес проектора, при этом конструкция кронштейн должна обеспечивать регулировку положения проектора и защищать вентиляционные отверстия на днище проектора (которое располагается уже сверху) от попадания мусора. Отверстие объектива представляет собой прямоугольную щель в углублении на верхней панели проектора:

Объектив

А от пыли во время простоя объектив защищает крышка из магнитной резины:

Крышка

Функциональное оснащение проектора Sony VPL-GTZ1 мало чем отличается от такового у топовых 4К-проекторов 1000-ой серии, да и показывают они примерно одинаково. Подробнее – например, в статье про Sony VPL-VW1100ES. Согласно субъективным ощущениям шум от системы охлаждения GTZ1 может и выше уровня тех же тысячных, но не существенно. Равномерность белого поля хорошая. Конечно, относительно дальних от объектива верхних углов яркость чуть выше внизу по центру экрана, но на реальных изображениях этого практически не видно. Равномерность черного поля очень хорошая, визуально контраст высокий. Контраст по черному и белому полю во весь экран у меня получился примерно 7000:1. Напомню, что у Sony VPL-VW1100ES он выше почти в два раза. Что ж, использование короткофокусной оптики приводит к некоторым компромиссам. Максимальный цветовой охват в случае Sony VPL-GTZ1 немного превышает охват sRGB:

Цветовой охват

Разумеется, его можно привести к sRGB, выбрав для настройки Цвет. прост-во вариант BT.709 или просто подходящий профиль изображения, например, Кинофильм 2:

Цветовой охват

Посмотрим на спектры в случае самого широкого охвата:

Спектры

Видно, что синий цвет – это практически монохроматическое излучение, тогда как зеленый и красный получены из широкого горба желтого излучения люминофора. Для коррекции до sRGB выполняется перекрестное подмешивание  компонент:

Спектры

Оценка цветового баланса была проведена при выборе двух профилей с настройками по умолчанию, а именно для профиля Кинофильм 2 и Образец. График цветовой температуры:

Цветовая температура

И отклонения от спектра абсолютно черного тела (ΔE):

Отклонение от спектра абсолютно черного тела

Ничего критичного, но для достижения цветопередачи, соответствующей уровню данного проектора, его желательно откалибровать. Впрочем, эта процедура и так подразумевается при инсталляции в месте эксплуатации.


 

Если рассматривать проектор Sony VPL-GTZ1 в качестве отображающего устройства для топового домашнего кинотеатра, то, как я считаю, остановить свой выбор на нем можно в том случае, если традиционное размещение проектора на потолке по каким-либо причинам не может быть использовано. Например, владельца кинотеатра не вдохновляет сама идея размещения проектора над головой, или потолки слишком высокие, и длинная стойка будет не уместной, или дизайн интерьера не подразумевает что-то большое и излучающее свет на потолке. При этом ультракороткофокусная оптическая система Sony VPL-GTZ1 позволяет разметить его просто на полу или на столике практически впритык к экрану, и с минимальным влиянием на общий дизайн помещения, обеспечив картинку большого размера и очень хорошего качества.

+3 0 9306 10
Автор KAlexK Рейтинг -19.90 Сила 2.93
Блог Проекторы, ТВ, мониторы, ТВ-боксы 134 100 RSS

10 комментариев

Rammstein
Алексей, а почему тест этой интересной машины публикуется в блоге?
KAlexK
Алексей, а почему тест этой интересной машины публикуется в блоге?
На полноценную статью не тянет, маловато материала.
dimentiy
Например, владельца кинотеатра не вдохновляет сама идея размещения проектора над головой, или потолки слишком высокие, и длинная стойка будет не уместной, или дизайн интерьера не подразумевает что-то большое и излучающее свет на потолке.


… А полку для проектора то же не сделать, так как нет стены ;) 
KAlexK
А полку для проектора то же не сделать, так как нет стены ;)
Полка напротив экрана тоже может нарушить задумку дизайна, и она должна быть реально большой, чтобы вместить проектор и оставить сзади него место для вентиляции. Или стена может быть так далеко от экрана, что не хватит и длинного фокуса (это мне про реальный случай, кстати, рассказали).
Mercoff
Стоит как две квартиры? Это вообще как… А, он из золота.
KAlexK
Стоит как две квартиры?
Смотря где...

SweetLow
Какая-то бедная китайская поделка, но никак не «японец». Ещё можно было бы объяснить, что зелёный дорого получать отдельным лазерным источником, но ведь красный лазер — вообще копеечный.
murka
Вы предлагаете выкидывать красный, формируемый люминофором, и добавлять вместо него красный с лазеров, усложнив оптическую систему? И при этом по-прежнему уложиться в $50000 :D?
Булат95
«богатые тоде плачут», второй сезон :)

>Контраст по черному и белому полю во весь экран у меня получился примерно 7000:1. Напомню, что у Sony VPL-VW1100ES он выше почти в два раза. Что ж, использование короткофокусной оптики приводит к некоторым компромиссам. 

а какая связь между оптикой и контрастом? в мире тв контраст определяется исключитльно типом матрицы, мне кажется и здесь точно так же
KAlexK
и здесь точно так же
Эх, если бы...

Добавить комментарий