Музей-квартира Н. С. Голованова, или Зачем я хожу в крошечные музеи
Добрый вечер, уважаемые читатели!
Близятся выходные, и, возможно, моя идея кому-то придется по душе. А она простая: можно ходить в небольшие музеи-квартиры, и вот, почему…
Вы только не подумайте, что я какой-то ханжа или сноб, но дело в том, что я люблю разглядывать картины. И, конечно, на собрания ГТГ, ГРМ, Государственного Эрмитажа можно смотреть вечно… Но иногда хочется видеть то, что не увидишь больше нигде.
Для этого у меня есть всего два лайфхака: один из них как раз посещение таких «частных» домов или квартир, в которых жили люди искусства. Иногда это что-то совсем очевидное, как, к примеру, квартира Виктора Васнецова. Порою меня заносит в Мелихово. Как только выдался случай, я побывал в Кисловодском музее Ярошенко.
Но и в Москве можно наткнуться на такие жемчужины: одна из них располагается в самом центре, чуть-чуть от Красной площади в Брюсовом переулке, почти впритык к Католическому собору — это Дом Артистов Большого Театра.
Из всех фамилий, которые увековечены на мемориальных досках:
Нас интересует одна: Николай Семенович Голованов. Именно в его квартиру мы отправимся.
Скажу честно: я ничего о нем не знаю. Да и, возможно, не хочу знать, потому что у меня немного другой интерес (я не ханжа и не сноб, помните!) Согласно энциклопедическим данным, это выдающийся советский композитор, дирижер, педагог, Народный артист СССР, который пережил и взлет, и опалу, и снова взлет! Николай Голованов умер в 1953 году, то есть 70 лет назад, а похоронен как Народный артист — на Новодевичьем.
Меня же в описании его музея привлекла фраза о том, что он был дружен со многими деятелями искусства и культуры, художниками, многие из которых дарили ему свои картины, да и сам как человек искусства старался окружать себя предметами искусства, поэтому его собрание, пусть и немного пестрое, но отчасти и уникальное!
Общие впечатления
Это не очень большая квартира, к которой вы поднимаетесь на лифте, то есть буквально вы словно бы приходите в гости. Обстановка, конечно, уже не жилая, но все еще атмосферная. Обычно проход по комнатам начинается с кабинета, но я в первую очередь пошел в гостиную.
И не пожалел, конечно. Музейная коллекция характеризует Голованова явно как человека со вкусом, но все же надо понимать: это коллекция частного, отдельно взятого человека. Она не преследует исследовательских целей, и тут то, что понравилось, поэтому она весьма эклектична.
Так, например, какие-то египетские артефакты могут соседствовать с краснофигурной вазописью, и это — не вызывает никаких вопросов. И все же наибольший интерес для меня представляют «картинки». Одна из них прямо напротив двери, и это — Иван Айвазовский, и по масштабу вы видите, что это более чем «музейный уровень»!
Фамилии, которые хранятся в Музее Голованова культовые. Многие полотна кочуют по выставкам, отправляются в регионы из-за своей уникальности, то есть действительно то, что можно увидеть здесь, невозможно больше встретить нигде. Здесь бывает Левитан, тут Якоби, несколько работ Петровичева, Коровина.
Весьма впечатляющий, слегка «импрессионистичный» Поленов:
Абсолютная жемчужина
Но, несомненно, самой значимой частью коллекции, думаю, можно назвать работу великого баталиста Верещагина, и этот Тадж-Махал вы уж точно в таком ракурсе больше нигде не встретите!
О кабинете
В кабинете вы тоже будете окружены живописью, хотя большая часть работ тут все же иного уровня за исключением Юона и его авторского повторения.
Здесь нужно ненадолго прерваться для замечания о подлинности: да, тут есть авторские повторения, но почти все работы — подлинные! Все они атрибутированы экспертами и принадлежат той кисти, что обозначена в сопроводительном описании. Тем не менее, встречаются, как мне пояснили, и пока «подвопросные». К ним, например, относится пейзаж с подписью Шишкина:
Интерес представляет и рабочий стол Николая Голованова:
Ну или то, что над ним: здесь собраны небольшие работы и за исключением репродукций (Репин, портрет Рубинштейна) здесь также — оригиналы.
Тут вновь и Константин Коровин, и Нестеров. Причем, весьма любопытный: это небольшой этюд, который автор подарил Шаляпину.
И довольно забавная миниатюрная работа выдающегося художника, ученика Айвазовского, Лагорио:
Небольшой итог
Конечно, таких музеев не великое множество! Но они есть, и для тех, кто интересуется живописью, такие небольшие, частные коллекции — интересный способ узнать чуть больше, увидеть что-то иное, чего не встретить в «академических» собраниях.
Думаю, что в ближайшее время я познакомлю вас с еще одним способом увидеть частные коллекции, а пока хочу поблагодарить вас за внимание!
0 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий