Почему «Смута» — успех для государства? Разбор игры с точки зрения маркетолога

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Как коммерческий автор с дополнительным образованием в сфере маркетинга, я заинтересовался разобрать игру «Смута» именно с этой стороны — с точки зрения того, как её выводили на рынок, зачем это делалось и удалось ли достичь поставленных целей. Спойлер: их не просто выполнили, а даже перевыполнили, причем с лихвой.

На первый взгляд, может показаться странным анализировать игру сквозь призму маркетинга. Но в случае с «Смутой» это оправданный подход, ведь за ее созданием стояли вполне определённые интересы, не имевшие ничего общего ни с рынком, ни с качеством.

Чтобы всё встало на свои места, нужно вспомнить старую поговорку: «Кто платит, тот и заказывает музыку» — а платило за «Смуту» наше государство через Институт развития интернета (ИРИ).

Автор: Кот Веселый

Так что же хотело услышать государство, вкладывая столь серьезные средства, услышало ли, и как это повлияет на будущее русского игростроя? Предлагаю разобраться. Я буду излагать свои мысли предельно простым языком, без спецтерминов и расчетов охвата (кроме небольшой оценки окупаемости), чтобы логика рассуждений была понятна максимально широкой аудитории.

Кто бенефициар «Смуты»?

Как известно, в любом бизнес-проекте есть заказчик, который диктует условия и преследует определенные цели. В случае с «Смутой» заказчиком выступило государство в лице Института развития интернета (ИРИ). И, похоже, оно получило именно то, что хотело, вложив в проект около полумиллиарда рублей безвозвратных инвестиций и примерно столько же условно-безвозвратных сверху.

Автор: ИРИ
Заведомо убыточный проект

Уже на этапе планирования «Смуты» должно было быть очевидно, что проект заведомо убыточен с точки зрения традиционных коммерческих метрик. При суммарном бюджете около миллиарда рублей, для выхода хотя бы в ноль (то есть для покрытия затрат) необходимо было продать около 620 тысяч копий игры с учетом выплаты НДС.

Но это просто фантастическая цифра для российского игрового рынка. Активная аудитория VK Play, площадки, на которой эксклюзивно распространялась «Смута», оценивается всего в 16,4 миллиона человек — то есть даже в самом оптимистичном случае игру должен был бы купить каждый двадцать пятый пользователь VK Play. Это для выхода «в ноль», повторюсь. Даже у PUBG — самой популярной игры в Steam на момент собственной платности — не было требуемого соотношения числа проданных копий к общей аудитории.

Для наглядности. И да, для какой-то одной игры это ОЧЕНЬ много. Особенно в России, где заигры ещё и платить не любят.
Автор: Кот Веселый

Следовательно, окупить вложенные государством средства за счёт продаж копий игры было невозможно в принципе. То есть «вообще» и «совсем», сова от такого глобуса порвётся. Сомневаюсь, что во всей России найдётся миллион игровых ПК, способных запустить «Смуту» хотя бы на средне-низких.

Реальные цели и задачи проекта «Смута»

Государство — это своего рода иррациональный инвестор, которому от вложения средств нужно не столько получение прибыли, сколько достижение каких-либо других, зачастую политических или идеологических, целей. И, на мой колхозный взгляд, у «Смуты» было сразу несколько ключевых целей:

  • Во-первых, продемонстрировать русским инвесторам и талантам, что у нас вновь есть суверенная игровая индустрия. После ее краха в 2006-2008 годах она замерла и больше не подавала признаков жизни. А в наше высокотехнологичное время отсутствие игровой индустрии — серьезный имиджевый удар для страны. Создание «Смуты» со всем сопутствующим информационным шумом должно было убедить общественность и бизнес — индустрия жива, в неё можно «залетать» частным студиям и инвесторам, ибо государство готово поддерживать это направление делом, а не словом.
  • Во-вторых, продемонстрировать всему миру, что у России есть компетенции для создания AAA-игры. Факт её существования можно было бы с гордостью преподносить как «достижение научно-технического паритета в сфере IT», сопровождая торжественные заявления соответствующими кадрами из игры.
  • Но главная цель, думаю, заключалась в создании максимальной шумихи в информационном поле вокруг игры. Чтобы о «Смуте» говорили, кричали, спорили — неважно, с восторгом или с ненавистью. Лишь бы об этом говорили везде и громко, долго, отпечатывая в умах «первая русская AAA-игра». Идеально — если бы удалось прорвать информационную блокаду и заставить заговорить о проекте за рубежом.

Чисто для справки, грамотно выстроенный концепт устойчив к черному пиару — потому что ведь даже он продвинет ключевой для вас нарратив. Вспомните историю с тюменскими наушниками CGPods. Даже если человек слышал «это дно, а ваш тюменский Илон Маск втирает нам дичь», он все равно запоминал фразу «тюменские CGPods».

Так и здесь: что бы ни говорили о «Смуте», главное, чтобы до максимально широкой аудитории дошел ключевой нарратив о самом факте появления существования русской AAA-игры.

Выполнение цели: возрождение индустрии

Первая цель — возродить отечественную игровую индустрию — выполнена на все 100%. Уже ведутся разговоры о создании национального фонда поддержки видеоигр, организованного по аналогии с «Фондом Кино», поскольку для ИРИ это, всё же, непрофильная задача. В авральном порядке формируются новые студии.

А крупные частные инвесторы вроде начали проявлять робкий интерес, пусть пока и на условиях «наши инвестиции будут возвратными, под процент и при условии вдвое большего объема безвозвратных инвестиций от государства». Но главное — интерес появился в принципе, и индустрия медленно, но верно оживает, что и требовалось властям.

Выполнение цели: демонстративность

С этой стороны вопроса «Смута» также справилась идеально. Графика в игре действительно находится на уровне лучших AAA- и даже AAAA-проектов. Можно смело показывать слайды и видеоролики, где главный герой Юрий гуляет по Новгороду, и при этом никому не будет стыдно.

Автор: ООО «Сайберия Нова»

Президент Путин сможет с гордостью потрясать бумажками с описанием игры, а на заднем плане покажут ее впечатляющие кинематографичные кадры. Подобным образом он любит демонстрировать «достижения научно-технического паритета» в разных сферах. И в данном случае разработчики предоставили ему возможность сполна этим похвастаться — да, геймплейно проблемы есть, да, в озвучке проблемы есть — но всё это можно просто не показывать.

Выполнение цели: шумиха

Если первые две цели были выполнены на «твёрдую пятерку», то с третьей задачей инициаторы «Смуты» просто расстарались. Думаю, задача по поднятию максимальной шумихи в инфополе была не просто выполнена, а перевыполнена на 146%.

О «Смуте» говорили весь последний год, причем очень активно. И говорят до сих пор, спустя месяц после релиза — причем споры сторонников и противников игры буквально сотрясают весь интернет. При этом однозначным провалом «Смуту» назвать нельзя, с этой стороны она защищена от критики: через месяц после выхода её рейтинг на всех площадках стабилизировался на вполне приличной оценке 6 из 10 баллов. Это более чем неплохо, учитывая наличие у игры определённых недостатков и априорное смещение к средним оценкам из-за «войны правок».

Автор: VK Play

Но если бы на этом всё и закончилось, задача была бы просто выполнена. Но «Смута» совершила поистине невозможное — она прорвала информационную блокаду и заставила заговорить о себе на Западе! Крупнейшие игровые издания написали о ней обзоры и статьи, а пиковый онлайн стримеров игры в Twitch достиг фантастических 75 тысяч человек, причём как минимум половина из них — иностранцы.

Это абсолютный, сокрушительный успех с точки зрения PR. Заставить весь мир обсуждать российский продукт — задача, с которой не справился ни один другой отечественный «проект на госсредства», включая фильмы и книги!

Цели и задачи «Смуты» выполнены. Что дальше?

Проект «Смута» наглядно показал, что за относительно скромные по государственным меркам деньги (около миллиарда рублей) можно навести грандиозной шумихи в информационном пространстве. Причём такой шумихи, за которую нынешнее правительство с его нынешним фокусом на PR нации, столь важном в эпоху, где политика прямого действия захлёбывается уже второй год (если вы понимаете, о чём я), было бы готово заплатить и в десять раз больше.

Скорее всего, после такого успеха власти профинансируют еще несколько подобных игровых проектов. И если они покажут хотя бы достойный, пусть и не столь же грандиозный результат в инфополе (не в продажах, ещё раз подчеркну!), то выделят уже десятки миллиардов на создание «первой русской AAAA-игры» с привлечением нескольких студий и масштабами последних проектов Ubisoft. Это позволит взорвать вторую мощнейшую инфобомбу, на этот раз подготовившись к ней основательно.

Дело в том, что, полагаю, таких результатов от «Смуты» её инициаторы-пропагандисты не ждали — и не успели капитализировать ее успех с максимальной эффективностью. Не видели мы ни репортажей по «первой кнопке» с 75 тысячами онлайна в Twitch какпредметом национальной гордости, ни директора Cyberia в гостях у Соловьёва — только штатный пиар, как у отечественного фильма средней руки. Но учитывая грандиозность полученного эффекта, им определённо захочется воспроизвести и приумножить его, заранее подготовив всю машину пропаганды.

Автор: Кот Веселый

Как косвенное свидетельство моей правоты — именно в 2024 чиновники самого разного калибра, вплоть до президента, с таким энтузиазмом заговорили о видеоиграх, потребовали создать «суверенную консоль» и посетили чуть ли не всё, с играми связанное. Вот «до» они были неинтересны, а «после», как стало ясно, что даже об невышедшей игре готовы говорить всё время разработки — вдруг резко стали.

Заключение: безотносительно качества «Смуты»

Безотносительно художественных достоинств и оценок игрового сообщества, с точки зрения маркетинга и специфических задач, «Смута» оказалась феноменальным успехом для государства-инвестора. Фактически, это первый российский проект с 2022 года, сумевший пробить информационную блокаду на Западе.

Судить «Смуту» по коммерческим меркам, как обычный продукт, не имеет смысла. Это была, прежде всего, акция государственной пропаганды и формирования имиджа. И с такой точки зрения, вложенные в нее миллиарды дали беспрецедентную отдачу, которую обычными инструментами попросту невозможно достичь.

Ведь, например, на крупнобюджетный российский фильм-блокбастер «Вызов», по слухам, ушло не менее 2 миллиардов с учетом рекламы и телепокрытия, сам фильм получился настолько хорошим, что почти окупился в прокате — а на Западе о нём при этом практически никто не заговорил. Потому что все знали, что мы умеем делать фильмы — а вот об играх с 2006…2008 как-то и не слышно было. Совсем.

О художественных достоинствах и недостатках игры субъективно — я уже писал ранее, в своём обзоре:

В этой статье я сознательно не касался этого аспекта, рассматривая «Смуту» как продукт — который может быть хорошим, плохим или вовсе бессмысленным, главное, чтобы вы смогли найти в нём смыслы и суметь его продать.

Это попытка понять, что происходило за кулисами и как был воспринят этот проект в контексте государственных интересов. И с такой точки зрения игра оказалась, при взгляде с моей колокольни, безусловным успехом. Ну, а оценивать этическую сторону этого пиара, влияние «Смуты» на индустрию с точки зрения роста/падения качества будущих игр и прочая, прочая, прочая — задача для сообщества и политиков, разбирайтесь с ней сами. Спасибо дочитавшим.

Ролевая играPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

56 комментариев

Japanese Mix
с дополнительным образованием в сфере маркетинга

дополнительное образование понятно, а основное какое? «коммерческий автор»?
Veselyi_kot
Да. Неоконченный журфак заочно, копирайт и коммерческое статьеписательство как основная профессия. Подробнее рассказывал здесь:
https://www.ixbt.com/live/offtopic/kak-ya-v-kopirayt-ushel-i-prishel-lichnyy-opyt-i-podvodnye-kamni.html
К
Ну, это заметно.
Вообще, бравировать «образованием» в экс-СССР это глупость — оно нигде не котируется в мире из-за повальной коррупции, а количество «стобалльников» в МГУ, которые по-русски 2 слова связать не могут — ярчайшее тому подтверждение.
Кроме нескольких технических ВУЗов (в которых тоже можно «учиться» за взятки) — все остальное подходит для того же «постсоветского пространства», не более.
Ну и «незаконченное заочное», про это не надо писать, вызывает лишь улыбку и сожаление ))
Veselyi_kot
Да, я тоже испытываю сожаление о потраченном времени. А вот маркетингу я учился уже не в России и не за рубли (к счастью, успел закончить до '22), поскольку не хуже вашего качество этого «образования» понимаю.
762297624@vkontakte
Сразу видно, чего стоит подобное образование. Я работаю в рекламе 8 лет, так вот: «Смута» — это оглушительный провал в том числе с точки зрения маркетинга. По сути, прорекламировали две идеи: «россияне не могут сделать нормальную игру» и «бюджет пилят самым наглым образом».
10147917009600730427@mailru
«бюджет пилят самым наглым образом» и гос-во чьи деньги это поощряет))
Veselyi_kot
1) Ну, допустим, пилят… И что? Это, напротив, сигнал бизнесу «мы готовы поддержать ЛЮБОГО, кто скажет “давай делать патриотичные игры„, так что вкатывайтесь и давайте, пора уже». Бесспорно, коррупционная составляющая была, есть и будет, но в данном случае она даже в плюс (для государства) — больше полезет делать игры пусть даже в надежде на откаты, а это больший размер рынка, суммы обоснованной поддержки, рост индустрии и прочее, из чего накрутят для Президента «вау-статистику».
2) А смогли или не смогли — спорят до сих пор. И это, собственно, главное. Поскольку пока спорят — у каждого отложится в голове «в России *ЕСТЬ* своя AAA-игра». Они разбираются, хорошая ли, но уже не подвергают сомнению факт того, что есть. И это главное сразу после тех «кругов на воде инфополя», что они этими спорами создают.
762297624@vkontakte
1. Иными словами, донесли послание: «здесь можно распилить бюджет и тебе за это ничего не будет». Т.е. мы можем ожидать еще больше проектов типа «Смуты», которые окончательно уничтожат репутацию ИРИ и других подобных инициатив.
2. Среди геймеров никто особо не спорит, а ведь именно это ЦА игр. У людей откладывается совсем другая мысль: «в России за ААА-игру выдали низкопробную поделку». Но допустим даже, что действительно спорили бы. Я не знаю, в каком отделе маркетинга стремятся добиться спорной (а не позитивной) реакции на продукт. Если о продукте спорят, то у потребителя включается критическое мышление, потому он начинает смотреть на отзывы. Допустим, он открывает YouTube: первые 8 видео по запросу «Смута» — негативные обзоры. Про инвесторов я лучше вообще промолчу.
Veselyi_kot
1) «Да» на оба вопроса, если не считать того факта, что репутации у гос-ва нет (тому же фонду кино уже двадцать лет как ничего не мешает, и после «Взломать блогеров» ничего не отпало). А если смотреть с позиции геймера — есть все шансы получить и пачку хороших игр. Просто потому что им принципиально параллельно, кого поддерживать, и под ту же программу попадут и энтузиасты, и, надеюсь, сама Cyberia Nova с более амбициозным проектом.
2) Геймеры — не ЦА государства. Для государства мы — пылинка, недостойная внимания. ЦА и /цель/ «Смуты» — широкие слои населения и, в идеале, Запад в целом. Причём не как игра, а как обсуждение игры — играть в неё для этого совершенно необязательно и даже вредно. Геймеры станут ЦА лишь в среднесрочной перспективе, когда с уже отлаженной индустрией кто-то примерится к ней какк средству прямой пропаганды, поймёт, что это работает и начнёт популяризировать гейминг в целом. Если быть точнее, процесс этого начался уже в 2024, но результатов раньше 2026 я бы не ждал. Причём даже так приоритетом будет не зомбирование нынешних геймеров, а вовлечение в «православно-патриотичные игры» молодёжи в целом, причём в основном региональной под какой-нибудь нацпроект «чтоб водку не пили и родину любили». Это если исходить из моего опыта работы с чиновниками и их образа мышления (открою страшную тайну: и на народ, и на плоды труда собственного они чхать хотели, им важен баланс на счету и хороший отчет, совпадающий со спущенной сверху повесткой дня).
3) В том отделе, где нужно либо впечатать в мозг инфоповод так, чтобы позднее склонить к покупке «вызовом» инфоповода вагоном проплаченной рекламы (если человек впервые увидел инфоповод в негативном контексте — он относится к нему менее критично, чем если сначала видит прогрев, а потом критику) — это подход тюменского Илона Маска, например. Или если продажи НЕ СТОЯТ целью изначально, как в данном случае (проект фундаментально неокупаем, даже случись он «игрой столетия» — людей столько нет). Государство — иррациональный инвестор, оно заинтересовано не в продажах «Смуты», а в разговорах о ней с максимальным наведением, пардон за тавтологию, смуты. Когда кто-то хвалит, кто-то ругает, кто-то, как я, в целом хвалит, но упрекает за отдельные недостатки, в комментариях — срач, и в результате вся эта мутная волна перехлёстывает даже западную инфоблокаду, и среди этой мути усталый мозг среднего читателя Васи-после-смены, отечественного или западного, выцепляет только что-то вроде «у русских есть высокобюджетная AAA-игра, надо же!». Что ранее считалось невозможным.
762297624@vkontakte
1. Я не задал ни единого вопроса, но да ладно… У государственных структур есть репутация, я даже не знаю, как это можно оспаривать. Тот же «Фонд Кино» — это токсичный бренд, так как у людей с ним связаны не самые лучшие ассоциации. А то, что деньги будут давать дальше, конечно, правда, но выигрывают от этого только те, кто пилит бюджеты.
2. Нет такой ЦА как «широкие слои населения». Огромному числу людей игры просто не интересны вообще, многие даже не понимают, что это такое. Следовательно, на этих людей инфоповод не окажет значимого влияния. Если же человек более-менее интересуется темой, то опять же он с высокой долей вероятности будет знать про весь негатив, связанный с игрой. А на Западе «Смуту» вообще просто высмеяли и забыли. Что касается мышления чиновников, то все государственные структуры работают на формальную отчетность. Обычно никто даже реальные метрики не смотрит. Вот только это доказывает не то, что «Смута» — маркетинговый успех, а то, что государству плевать на маркетинговый провал. Но это уже другая тема.
3. Тюменский Илон Маск, чей кейс приводят как пример того, как делать не надо, если ты строишь нормальный бизнес, а не фирму-однодневку… Что касается государства, то тоже бред. Даже не самый ответственный чиновник в идеале хочет, чтобы «Смуту» именно хвалили. Чтобы Вася-после-смены тоже видел, как «Смуту» хвалят, а не ругают. Просто если НЕ хвалят, то подключается дэмэдж-контрол. Но опять же, это не пример хорошего кейса с т.з. маркетинга.
762297624@vkontakte
Я отвечу очень кратко, так как на многое я уже ответил, а остальное долго расписывать. Ваша позиция буквально основывается на вере в то, что нет плохой рекламы. Такое простительно копирайтеру с биржи, но из маркетингового отдела за такой подход (даже копирайтера) могут абсолютно реально уволить. Что, к примеру, случилось с маркетологом Reebok, когда он на пару с Залиной Маршенкуловой предлагал пересесть на лицо. Если ваша вера в этот тезис столь крепка, что вы мне его уже который комментарий проговариваете в разных вариациях, то, боюсь, я тут бессилен.
Veselyi_kot
Могут, если боятся реализовывать потенциал такой рекламы. Вот здесь об этом неплохо написано (осторожно, мат).
https://ffad.ru/blog/prodvigay-menya-ne-prodvigaya-pro-samuyu-zloebuchuyu-slozhnost-v-rabote-fadeeva-2806220944
https://ffad.ru/blog/ne-boytes-vydelyatsya-ili-pochemu-v-feys-2005191007
Да, далеко не со всем согласен, но в целом — исповедую философию «нет плохого пиара, есть плохие конверсии».
762297624@vkontakte
Вот когда вы будете главой маркетингового отдела с успешными кейсами на базе данного подхода, тогда и будете давать такие советы. Пока это выглядит как попытка выдать себя за большего специалиста, чем вы фактически являетесь. А на бумаге можно сколько угодно расписывать, как из любого пиар-провала получить бесконечную конверсию. Особенно если рассуждать о кейсах задним числом.
К
1. У РФ появился «карманный ФРС»? Деньги откуда на все это идут, даже без учёта распила?
Из карманов простых налогоплательщиков, которым эта смута ни плыла ни ехала в подавляющем большинстве.
Ярд рублей — это годовой бюджет города в 50к жителей в Подмосковье, если что.
2. Вкатились, что дальше, в чем суть «вкатывания»?
На Вражеском Западе для бизнеса важно только одно — прибыль, для покупателя — «качество», как интегральный показатель потребительских характеристик любого товара или услуги.
А в смуте важен «рейтинг»?
И что на него сделать, даже если бы он был?
Он приносит бабло в экономику или в него можно поиграть и получить удовольствие?
3. Попытки «воскрешения» геймдева в РФ упираются в низкую покупательскую способность этого самого населения РФ из-за огромного коэффициента Джини (социальное неравенство) + за бугром больше никто с распростёртыми объятьями не ждёт, как в период с 94го по 14ый.
4. Источники сего тезиса? Ни в одних крупных игровых ресурсах про смуту нет ничего, дак и откуда, если ее в Стиме нет и не будет, не говоря уже про перевод.
5. Сам посыл — «пустить пыль в глаза» это работает только в типичном «бизнесе по-русски», найти аудиторию, доить ее и потом кинуть, ну кинули налогоплательщиков РФ и покупателей этого «чуда», что с того?
Veselyi_kot
2. Да, рейтинг и шумиха. Поскольку «Смута» — заведомо расходная статья. Такая же, как безвозвратные инвестиции в Фонд Кино или содержание «первой кнопки» — накладные расходы на создание инфошума.
3. Именно поэтому я надеюсь, что государство после «Смуты» начнёт активнее поддерживать геймдев безвозвратками.
4. Заходим на твитчтрекер, забиваем «Смуту». Видим 75к зрителей в пике. Это был наполовину зарубежный онлайн (я там следил, можно проверить по просмотрам записей на самом твитче). Плюс карточка на IMDB, плюс новости в околополитических СМИ и на реддите (до игровых она бы без перевода не добралась априорно, особенно уитывая инфоблокаду)
5. В том, что доить теперь можно до посинения, как с кино. В мозги уже заложили: «в России могут делать высокобюджетные игры», теперь, как говорят буржуи, «rinse and repeat».
107603801046856675459@google
Я правильно понимаю, что в Вашем понимании проектом «Смута» ИРИ (читай, государством) была донесена возможным инвесторам мысль, что «здесь эффективно пилят деньги, приходи кормиться »? И Вы думаете, что потенциальному частному (подчёркиваю) инвестору, это может быть интересно? В таком случае, Вы явно не знаете, каким образом обычно пилятся бюджеты таких проектов. Как человек видевший не один такой попил, могу сказать, что частному инвестору или исполнителю НИКОГДА не захочется в таком участвовать. Знаете почему? Потому что механизм «попила» всегда такой — «мы даём вам миллиард денег, но вы должны отдать нам и нашим заинтересованным людям 800 млн, а на остальное сделать игру» для исполнителя (который по итогу хорошо, если в ноль сработает), а для инвестора будет «вы даёте нам миллиард и берёте в долю наших людей (которые формально будут независимыми третьими лицами со стороны), и мы вам ВОЗМОЖНО дадим работать в этой сфере в будущем». Попил для частного лица со стороны — всегда убыточен. Заработают только «свои»
251026224@vkontakte
Маркетолох-маркетолох… Профильно образованный маркетолог ни в жизнь бы не сказал «безотносительно качества».
Профильно образованный маркетолог понимает великую разницу между чёрным пиаром и гулом смеха толпы над провалом.
Для непрофильного маркетолога ситуация «весь город стал говорить о человеке после того, как он вышел на площадь» кажется оглушительным PR-успехом. Для профильного важно, что говорить об этом самородке стали исключительно как о полоумном, ведь он вышел на площадь без штанов, и у всех на виду обделался.
Профильный маркетолог понимает, что бренду «ИРИ» был нанесён мощный удар и теперь на рынке товары, носящие этот бренд, будут сразу записаны в разряд тухлых помидоров.
Задача, мягко говоря, успешно провалена. В штаны навалено при взглядах всего честного люда. Даже за бугром глянули и ещё раз посмеялись над убогостью.
Любые инвестиции после такого — выбрасывание денег в уличный сортир.
Автор олицетворяет собой медведя из мема, орущего «ГОООООООООООЛ».
Veselyi_kot
0) Безотносительно — в рамках данной статьи. Поскольку здесь я рассмотрел её не с позиции качества (субъективного или объективного), а с позиции достижения поставленных целей и задач. Которое можно сделать и без качества, найдя смыслы и распиарив их: передаём привет тюменскому Илону Маску, который продаёт китайский мусор вдвое от рынка и в ус не дует. Потому что не китайский, а тюменский, агапсть.
1) Суть как раз в том, что это и провалом не назвать — 6/10, «выше среднего» оценка. Что даёт полное право раскрутить маховик и обвинить (небезосновательно, к слову, «война правок» и впрямь имела место) во всех бедах пятую колонну. ЕМНИП под кадры из «Смуты» на непубличных конференциях ужеуспели выступить пару раз с такой риторикой.
2) Не в случае, если до этого человека старательно не замечали. Тогда нужно ХОТЬ КАКОЕ-ТО внимание, и чем громче, тем лучше. Чтобы заявить: он есть, и умеет то-то то-то. Я вам открою страшный секрет: всё тот же тюменский Илон Маск первое время сам заказывал на себя разоблачения, где нанятые им же комментаторы разжигали срач, нападали на бренд и защищали его — исключительно ради того, чтобы была общественная дискуссия. А ведь это бизнес, которому нужен бизнес-результат. Государству же и вовсе нужен только грандиозный шухер плюс доказательство собственной «могучести». Не верите? Почитайте новости. Буквально сегодняшнее же «объявление о подготовке к учениям» — ещё более полоумный жест, который, вдобавок, даже компетенций не покажет, только шумиху наведёт и (по вашей версии) ещё сильнее просадит репутацию… А он есть. Потому что тут это вам не там, государство — не бизнес, да и не для всякого бизнеса хейт это плохо.
3) Бренда «ИРИ» нет, удар наносить не по чему. 99.(9)% слышит его впервые. А если вы про бизнес, то для него ключевой посыл — «государство готово давать нонеймам ярд, в это можно вкатиться и поднять бабла» — чего и хотело государство. Пототму что с этого момента можно рапортовать процентный рост каждый год, рост рынка и скромно умалчивать, что ещё лет десять всё это будет только на ноги вставать и без госденег тут же ласты склеит.
4) Повторюсь, об игре говорят ДО СИХ ПОР. В том числе — за рубежом, что с 2022г. нонсенс. Наши фильмы за пределы обзоров бэдкомедиана не вылезали и уж тем более не обсуждались в западном инфополе, сколь бы колоссальный бюджет туда ни вдалбливали. Почувствуйте разницу.
К
«Говорят до сих пор», где именно, почему нет ни одной ссылки?
Где эта «война правок», в англоязычной Вики?
Школотронные Кибервойска создали статью и накрутили посещаемость?
Гойда!!!
А на самом деле — дискредитировали и РФ и ее геймдев, просто потому, что сколько бы фейков не создавалось, к реальности это отношения не имеет, как бы со своим «миром постправды» скарабеева не носилась.
Разовью идею автора — зачем вообще делать «игру», когда достаточно Фотошопа и блендера + набегов «упячка-стайл»?
И все в шоколаде ;-)
103216386545874817874@google
«Смута» это как производство фильмов Уве Бола, та же механика легального распила и откатов. На выходе продукт сомнительного качества. Такой конвейер запустят на поток. Легально, чисто и не имеют шансов для наказания тех, кто в схеме
C
Интересный взгляд
N
Очень смешная статья, спасибо. Примерно столько же веселья мне доставила статья с графиками и таблицами о том, что критикующие игру — это агенты госдепа, релоканты и боты. В крайнем случае — поляки.
Даже если вдруг перед «Смутой» и ставились такие задачи, то их все успешно провалили. Возрождение игровой индустрии в России? Так оно давно началось. Когда вышли Atomic Heart и Pathfinder, Жизнь и страдания сира Бранте и Партизаны 1941, Чёрная Книга и Atom RPG.Господи, «Русы против ящеров» больше для индустрии сделали. ИРИ что-то будет финансировать? Ну так после «Смуты» другие разработчики трижды подумают, надо ли им будет связываться с госорганизацией, которая ещё и рискует превратиться в клеймо как Фонд Кино. Шумиха и прорыв информационной блокады? Так игра натурально стала посмешищем, про которое не сделал ролик и не написал статью только ленивый. Попытка прикрыться рейтингом игры просто фейспалм, потому что я листал отзывы и в них люди либо откровенно рофлили, либо расписывали столько минусов, что вот ни разу не сочеталось с поставленной оценкой в 10 баллов. И что же это были за иностранные стримеры такие, если игра продаётся ТОЛЬКО в ВКплей и там ТОЛЬКО русская локализация?
И да, то что чиновники заговорили про игровую индустрию, это скорее повод напрячься, а не порадоваться.
К
С целями относительно понятно, хотя это только для верующих, что квартирка в дубаях у сынульки мера орска (размытая дамба в котором стоила столько же, сколько смута — около ярда рубликов) за 33 ляма — заработана честным и упорным трудом.
Кто не в курсе — гуглим ролик с объяснениями этого самого мера орска, «жарко там», в дубаях, говорит ))
Но, вернёмся к нашим смутным проЕктам.
Какой результата?
1. Игры нет — это просто набор ассетов, частично купленных + графоманско-«патриотическое» нечто в виде «сюжета», вся эта дичь нарочито растянута на 40 часов мучений, которые те же Казунов со Шкредовым тупо не вытерпели.
2. Красивая графика, которую приходится оптимизировать, чтобы хоть как-то можно было играть на «народных» конфигурациях — заслуга движка и моделлеров/текстуровщиков — всё это уже давным-давно есть где угодно, от юбисофтовского аватара до инди-проектов.
3. «Воскрешение росгеймдева» — где оно?
Кроме ИРИ-игр, никто новых денег разработчикам из РФ не даёт и уже не даст, смотрим вайны того же Казунова здесь например (https://youtu.be/SSEcHW6vr0w?feature=shared) и на стримах по той же смуте.
Где статистика про рост частных инвестиций в отечественный игропром?
Геймдев в РФ теперь — это или ири-«игры», или же танки/самолеты или тот же тарков с 11к пейтувина.
4. Какая АААшность, где она?
Автор в игры вообще-то играл, компьютерные?
Игры — нет, одиночки за пару часов делают бОльший функционал на том же UE4/5, на Ютубе есть ролики.
5. Кто обсуждает смуту и где в мире, ссылки в студию, кроме псевдо «СМИ», финансируемых рт и которые зарегистрированы пару недель назад?
А в РФ обсуждают сколько можно было школ и больниц построить на ярд рублей.
6. Гордость за державу — ну если классическая «Потёмкинская деревня» в виде смуты, с красивым фасадом, но являющаяся типичным фейком, кое-как собранным на коленке из чужих ассетов и на чужом же движке вызывает у автора подобные чувства?
Ну ок.
7. Дальше идут классические хотелки про миллиардные проекты и «догоним и перегоним», но автор даже не пытается задумываться ни о том, как работает экономика РФ и откуда берется бабло на ту же смуту, ни о смысле и сути всех этих телодвижений — зачем так яростно пытаться заставить себя уважать остальными?
По итогу — бравирование «образованием» и тотальное непонимание старой доброй пословицы — «встречают по одежке, провожают по уму», суть которой в том, что без внутреннего наполнения даже самый привлекательный продукт или иная сущность обречена на провал.
Veselyi_kot
Отвечу кратко: по большинству пунктов я с вами СОГЛАСЕН, в чём вы убедитесь, перечитав статью (кроме оценки самой игры, которую я считаю, всё же, скорее удачной). И сам чинуш, мягко говоря, недолюбливаю. Но статья — о том, чего добилось государство от «Смуты» именно с точки зрения чиновников, которая с общечеловеческой совпадает не во всём — именно из-за наличия квартир в Дубае и квартальной отчетности в роли протеза мозга.
Но именно как оружие пропаганды и отчетности — «Смута» удалась. Человеко-часы, заголовки, миллионы охвата — это для чиновников. Хороший задел для пропаганды — это для тех, кто ей по профилю занят, тут можно десятки часов говорить о «первом и русском» что перед общественностью, что перед президентом, что ему перед общественностью.
И я вас удивлю, но чиновников совершенно *не колебёт*, что на эти деньги можно отстроить новый моногород с двумя заводами. Эти деньги идут по статье «на пропаганду», и они так или иначе туда уйдут — на говнофильм (можт и хороший, но статистика не на нашей стороне), репортаж о детях Донбасса или «Смуту». Я предпочту, чтобы они пошли на последнее, именно потому что, как вы отметили, частники в игры инвестировать не спешат, а государство может хоть как-то расшевелить это болото, породив частных контракторов. Как расшевелили кино, и в результате сняли то же «Притяжение» на голливудском уровне.
Лучше звоните Солу
в результате сняли то же «Притяжение» на голливудском уровне.

Уровень Голливуда сейчас конечно где-то на уровне дна, но «Притеженю» всё таки находится где-то в другой плоскости. Тоже на дне конечно, но это дно в океане говна.
101838585272819096390@google
Бред. Очень хороший фильм, особенно по спецэффектам и костюмам.
Раздражающие моменты, конечно, есть, но мало где их нет
А
Я, как обычный человек и ныне средний игрок, не видел особо пиара смуты до релиза. В новостных группах только ixbt и шумели, телевизор уже лет 10 как не смотрю, потому не скажу как оно там. Пиара нет, полагаю, что и цели такой не было. А пункты а-ля «ААА-игру умеем делать» вообще бред, кому это что показывает? Каким дебилом нужно быть чтоб в такое поверить при такой «игре»?
101838585272819096390@google
А я видел.
Если вы не сидите там, где её рекламировали, это не значит, что рекламы не было.
А
И где рекламировали? Кому? Целевой аудитории или куда пропихнули? Рекламировать женские тампоны в автомастерской не есть пиар. Пример грубый, но это для выразительности. Просто на больших игровых сайтах инфы почти нет, блогеры молчали. Где ещё можно?
101838585272819096390@google
Множество новостных каналов, включая ТАСС, хоть раз да упоминали до релиза. Может вы просто не за теми сайтами следите, такое как бы тоже бывает.
Я лично в телеграмме часто видел, в нескольких каналах, связанных с играми.
Maksey
Утомили комменты про коррупцию и распилы (не к автору статьи вопросы — Котяра молодец, темы интересные).
Специалисты по коррупции и распилам дайте ответ: уголовное дело есть? Возбуждено?
Доказательство распила и коррупции есть? Может конкретные подсчёты кто провёл на базе добытых документов?
Содержание штата, офисов, аренды кто — нибудь считал, оплату специалистам?
Факт того, что не было грамотного руководства, которое чётко понимает, как делать подобные игры — да. Такой факт есть.
Факт того, что ИРИ пока без понятия, как правильно контролировать финансируемые игры — да. Такой факт тоже есть.
А когда у нас в последний раз делались игры уровня Смуты по бюджету? Кроме Атомика что назовём? А когда последний раз финансировались подобные игры государством?
Про коррупцию к чему лай подымать, если фактажа нет? Просто чтоб в очередной раз сказать, что народ не такой — коррупционеры со всех сторон. Эта цель? Так это цель, граждане хорошие, очень деструктивная. Прекращайте вы эти глупости.
Veselyi_kot
Атомик, попрошу отметить, к «отечественному» ни малейшего отношения не имеет. Не с момента «хлопка дверью» с предоставлением московским сотрудникам аж трёх дней на принятие решения о релокации. Игра хорошая, но делали её киприоты и Россия ничего с неё не получила (скорее, потеряла — в компетентных кадрах в лице тех немногих, кто на эту релокацию согласились).
Maksey
Про команду Атомик не читал. За инфу спасибо. Поинтересуюсь.
Знаю лишь, что вся игра — жёсткая антисоветчина, а значит — русофобское произведение, как и Метро 2033, к примеру.
Это, конечно, не помешало мне получить удовольствие от геймплея и некоторых аспектов игры, так как аналогов Биошоку в мире не то чтобы много.
PS: Тогда тем более получается Смута — единственная игра такого уровня. За статью спасибо. Взрывать пуканы вы умеете знатно — продолжайте в том же духе.
R
Нам обещали ни много ни мало а отечественный Ghost of Tsushima. И еще этого нашего ведьмака походя обмазали. На выходе получился натужный пук. Тут либо некомпетенция либо сам думай.
Maksey
Я свою позицию обосновал. Это вы, уважаемый, сами думайте. Если вы знаете про факт коррупции и не докладываете в уполномоченные органы, то это пособничество. А если вы балабол, то я ещё раз спрашиваю — цель какая этого пустословия? «Просто чтоб в очередной раз сказать, что народ не такой — коррупционеры со всех сторон.» Эта цель?
R
При чем тут народ? Народ вроде как это все с налогов то и профинансировал. Пустословие это все то, что наобещали нам разрабы. На коррупцию было бы покласть, если бы на выходе вышла нормальная игра, а не эта поделка. Защищать это уныние тупо потому что оно «наше»? Ну это глупо я считаю. Мы оцениваем игру. Оцениваем ее низко. Задаем вопрос, мол как так вышло? Вместо ответа получаем баны, и россказни о том что игра прекрасна, это геймеры зажрались и душат отечественный геймдев в зародыше. Что то мне подсказывает это у сибирии новы «народ не тот» не хочет говно хавать видите ли
Лучше звоните Солу
Кто то верит, что все эти деньги ушли именно на создание этой игры? Неожиданно )
O
Автору приплачивают за то, чтобы называть это ааа-проектом? Что кроме душевного распила есть в смуте? Хайп. Но даже пиратскую версию мало кому охота искать, тем более покупать. Тем более у товарища майора.
R
Бюджеты распилены, распилы освоены, успех. А на качество продукта мультипосрать
S
Вспомните историю с тюменскими наушниками CGPods. Даже если человек слышал «это дно, а ваш тюменский Илон Маск втирает нам дичь», он все равно запоминал фразу «тюменские CGPods»."
Не. Человек запомнит «тюменские CGPods дно, не покупать никогда". Зачем сокращать фразы… Пиши полностью…
Veselyi_kot
А потом, почему-то, всё равно покупает. Видимо, потому что «дно, не покупать никогда» через полгодика подзабудется, а там он попадёт под новую волну рекламы, где снова «из каждого утюга» будут вещать про авиационный алюминий, голос Алисы и «тюменский ответ “яблокам„» — а от тут-то и аукнется «я, кажется, где-то когда-то о тюменских наушниках уже слышал...».
S
«я, кажется, где-то когда-то о тюменских наушниках уже слышал...» кажется это какое-то *овно…
Лучше звоните Солу
Я тут у одного американского русскоязычного блогера внезапно встретил рекламу «тюменских пылесосов» ). Кажется тюменский Илонмаск расширил «производство» ) Так скоро само слово «Тюмень» известным брендом станет )
101838585272819096390@google
Есть ваше личное мнение, а есть продажи. Подсказать, какой из этих показателей объективнее?)
Лучше звоните Солу
А есть продажи? Озвучьте цифры )
101838585272819096390@google
Четверть миллиарда рублей продаж за двадцатый год, полмиллиарда за двадцать первый. Владелец говорил про миллиард за двадцать второй. И в целом с каждым годом компания явно растет: ассортимент больше, в других странах начали продаваться.
Лучше звоните Солу
Четверть миллиарда рублей продаж за двадцатый год, полмиллиарда за двадцать первый. Владелец говорил про миллиард за двадцать второй. И в целом с каждым годом компания явно растет: ассортимент больше, в других странах начали продаваться.

Всё враньё
101838585272819096390@google
Ну да, вам лучше знать. Вы же тщательно расследовали вопрос (вы хоть гуглили?), привели обоснованное мнение с подтверждающими вашу точку зрения фактами…
А стоп. Не привели, а просто сказали без ссылки на что-то кроме собственного мнения. Упс, неловко вышло. Неловко же, да?
Лучше звоните Солу
Ну да, вам лучше знать. Вы же тщательно расследовали вопрос (вы хоть гуглили?), привели обоснованное мнение с подтверждающими вашу точку зрения фактами…
А стоп. Не привели, а просто сказали без ссылки на что-то кроме собственного мнения. Упс, неловко вышло. Неловко же, да?

Я не понял, это Вы про себя что-ли?
L
Знатно посмеялся, больше не пиши.
L
Кстати говоря, загляни в убытки этой «маркетинговой» кампании. Инвесторы туда ни ногой. Плюсом: https://www.google.com/amp/s/cyber.sports.ru/amp/post/3234013/
101838585272819096390@google
Автор прямым текстом говорит, что для государства это мизерные деньги и затевалось всё не ради получения денежной прибыли.
А насчет статьи по ссылке: я так понимаю, по «техническим причинам» у вас получилось прочитать только первую её половину?
Потому что во второй половине российскими разработчиками как раз выражаются те же идеи, что и автором статьи. Или этот неудобный факт вы предпочли не замечать?
113249423208281781512@google
Как уже достали такие псевдо-эксперты. Когда плохой по качеству продукт выпускается на рынок наспех собранной, не сработанной командой с плохим руководством и наплевательскии отношением к игрокам, то надо спрашивать куда ушёл миллиард рублей и почему качество не дотягивает до инди разработчиков с играми за 100-200 млн.
Хватит называть плохой продукт хорошим под определённой призмой.
Просто представьте на месте смуты другую отрасль. Например, открытие первого в стране ресторана. Там травятся люди, отзывы отвратительные, потраченных денег хватит на 50% бюджета открытия ресторана уровня мишлен в Европе, только вот с учётом наших стоимостей работ и труда (более дешевых). И вместо этого говорить, что это не провал, а успех, потому что поднята шумиха? Желаю автору всегда пользоваться и жить только с продуктами уровня Смуты, если хочется оправдывать безответственгость и растрату денег на игру уровня подростка с бюджетом, которого хватило бы на разработку чего-то стоящего.
в
Цель самая простая распилить бюджет и они с этим справились. Чего наводить тень на плетень? И тут так все, гребаная потемкмнская деревня (с точки зрения маркетинга как раз успешная штука) а в реале это очередное пробитие дна.
M
Никакого ожидаемого успеха «Смуты» нет, и это видно по истерикам гоблинов по отношению к сериалу «Фаллаут».

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Рис — что может быть проще? Путешествие длиной в 100 000 лет

Кажется, что может быть проще риса? Эта крупа, основа рациона миллиардов людей, прочно ассоциируется с Востоком, древними традициями и философией гармонии. Но за кажущейся простотой скрывается...

Ленни Кравицу – 60 лет: увлекательные факты о рок-звезде, о которых вы могли не знать

Двадцать шестого мая свой день рождения отмечает известный и эпатажный рок-исполнитель Ленни Кравиц. В этом году знаменитость отмечает юбилей — 60 лет. В этой публикации мы узнаем...

Станут ли прогнозы точнее с использованием ИИ и что такое технология «Метеум»?

Искусственный интеллект теперь способен прогнозировать когда и в каком количестве выпадут осадки, а так же определять наличие просчетов синоптиков, повышая точность метеорологических прогнозов...

Магнитные бури и движение планет: ученые нашли взаимосвязь

Солнце — не просто раскаленный газовый шар, дарующий нам свет и тепло. Это сложный механизм, живущий своей ритмичной жизнью, полной загадочных циклов и всплесков активности. Ученые уже...