4 стратегии в реальном времени, где острота мысли важнее кликов в секунду

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Подборка игр/книг/кино | Компьютерные и мобильные игры

Пульсирующая адреналиновая музыка, отблески танковых гусениц на пыльных дорогах Нормандии, россыпь белоснежных взрывов на фоне бесконечного космического мрака — да, RTS-жанр завораживает. Однако, практически невозможно найти проекты, где имеет значение именно стратегия, а не просто скорость кликов, реакции и отдачи приказов.

Я люблю стратегии, где победа зависит от умения мыслить нестандартно, адаптироваться к ситуации и видеть картину целиком — а не «перещёлкать» оппонента. Поэтому составил список игр, в которых острота ума куда важнее скорости реакции. Готовы подумать?

Supreme Commander: FAF — когда масштаб принуждает думать

Чисто для понимания: в кадре — 1/6 карты… По обеим осям. И это локация СРЕДНЕГО размера, если что.
Автор: Gas Powered Games, FAF Teams

Supreme Commander: Forged Alliance Forever (или FAF), а также, в немногим меньшей степени, её предшественница Total Annihilation (эх, сколько дней, сколько зим…) — это, без сомнения, самая масштабная стратегия в реальном времени, в которую я когда-либо играл. Карты здесь измеряются в километрах, а не в метрах, а ресурсы практически безграничны. Партии могут длиться несколько часов, и в какой-то момент микроконтроль просто перестает быть решающим фактором.

Карты в FAF измеряются километрами по каждой оси, а сражения растягиваются на часы неспешного построения глобальной экономики, создания массивных армий и тщательного планирования стратегии. На огромных просторах хватает места для безудержной экспансии, множества баз и ресурсных точек.

В первые минуты матча все усилия сосредоточены на быстром строительстве, развитии экономики и жарких схватках на Т1-юнитах, порой при прямой поддержке командира — и здесь, бесспорно, «решает» микроконтроль, более того, при некотором везении им даже можно победить «на старте». Однако по мере перехода игры в позиционную фазу, когда ресурсы потрачены на массивные армии, особую роль начинает играть навык грамотного маневрирования и правильного применения специализированных юнитов.

В лейтгейме FAF нет места для хаотичных кликов и безумного микроконтроля. Здесь побеждает тот, кто лучше всего продумывает свою стратегию, анализирует ситуацию на поле боя и принимает взвешенные решения. Даже если вы совершите грубую ошибку в начале игры, у вас всегда есть шанс исправить ситуацию, перегруппировав силы и скорректировав свой план.

И мне нравится, что FAF позволяет играть в свой собственный темп. Вы можете сосредоточиться на микроконтроле, если это ваш стиль, но игра также вознаграждает тех, кто предпочитает строить долгосрочные стратегии и грамотно управлять ресурсами: масштаб игры превращает каждую битву в напряженную шахматную партию, где вы стараетесь предугадать намерения врага, нанести точечные упреждающие удары и контролировать ключевые участки карты.

Regiments — синглплеер с активной паузой

Автор: Bird's Eye Games

Regiments — это своего рода аналог серий Wargame и Steel Division от Eugen Systems, но исключительно в однопользовательском режиме. Игра погружает вас в сеттинг Третьей мировой войны, где вы командуете силами НАТО или Варшавского договора в различных сценариях по всему миру.

Одной из ключевых особенностей Regiments является активная пауза. В любой момент вы можете нажать кнопку и остановить игру, чтобы спокойно оценить ситуацию, отдать приказы своим войскам и спланировать следующие шаги. Это позволяет играть в комфортном темпе, не испытывая стресса от необходимости принимать молниеносные решения.

Но Regiments — это не пошаговая стратегия. Игра работает в реальном времени, и как только вы снимаете паузу, все ваши приказы немедленно исполняются. Это создает захватывающее ощущение динамичности и напряжения, когда вы наблюдаете, как ваши планы воплощаются в жизнь.

Кроме активной паузы, Regiments предлагает ряд интересных игровых механик, таких как вызов тактического и оперативного подкрепления. Вы можете запрашивать дополнительные силы, авиаудары или артиллерийскую поддержку, что добавляет дополнительную глубину стратегическому планированию.

Даже без учета активной паузы, игра по умолчанию работает на скорости, идентичной реальной. Карты здесь большие, а техника конца семидесятых не отличается особой скоростью (если это не какой-нибудь Т-80). Поэтому мне комфортно игралось даже на удвоенной скорости, не испытывая стресса от необходимости постоянно отдавать приказы.

И не стоит недооценивать искусственный интеллект в Regiments! Несмотря на возможность паузы, ИИ может «задать жару» даже опытному игроку, если вы не будете внимательно следить за ситуацией, «забьёте» на разведку и не сможете грамотно распределить свои силы.

Regiments — это отличный пример того, как можно совместить элементы реального времени и тактического планирования в одной игре.

Nebulous: Fleet Command — стратегический покер в космосе и контрмеры на контрмеры

Автор: Eridanus Industries

Эта игра своей стратегической компоненты достигает через два аспекта. Первый — это космические масштабы, дающие время на реакцию и возможность все обдумать.

В отличие от наземных баталий, где танки и пехота безжалостно прессингуют друг друга на коротких дистанциях, космические сражения в Nebulous разворачиваются на огромном пространстве. Корабли совершают неспешные маневры, обмениваясь залпами на десятки километров. Промежуток между выстрелами растягивается на целые секунды томительного ожидания, а ракета может лететь к цели пару минут.

Эта специфика звездных боев снимает нагрузку на рефлексы и скорость реакции. Зато предъявляет высокие требования к аналитическим способностям, умению быстро оценивать складывающуюся ситуацию и изобретать контрмеры.

И тут проявляется второй стратегический аспект игры — реалистичная система повреждений и редактор составления флотов. Каждое судно конструируется из разнообразных модулей: двигателей, генераторов, орудий, радарных и прицельныхх комплексов — причем те же ракеты можно также конструировать вручную. При попадании вражеского снаряда отдельные блоки корабля могут быть разбиты, менять его летные характеристики.

Так что в ходе сражения внезапно может выясниться, что у неприятеля есть перевооруженные под ракетные баржи «мусоровозы» с кораблём подсветки, который нужно «грохнуть» ВЧЕРА, пока в вас не разрядились. Или что тягаться в скорости с его флотом бесполезно, зато у вас вдвое большая эффективная дальность стрельбы. Или что у вражеской стороны вообще имеется тяжелый рейдер, на который враг поставил ВСЁ.

В такой ситуации приходится на лету просчитывать новые векторы маневра, наиболее выгодные огневые позиции и схемы обхода, а также контрмеры на его действия, к которым уже он придумывает контрмеры. Ставки поднимаются с каждой минутой: проиграв инициативу в начале, вы позже можете легко оказаться в окружении. Либо наоборот — счастливый выстрел заблаговременно выведет из строя ключевой вражеский корабль, и вы получите первый и последний шанс совершить разгром.

Чем дальше идет сражение, тем больше интриги добавляет деградация повреждаемых кораблей и исчерпание боезапаса. Игра превращается в напряженный стратегический покер, где противники стараются максимально обыграть ситуацию и использовать малейшие огрехи в позиционировании или составе вражеского флота — если, конечно, решающее преимущество не удалось завоевать сразу.

В тылу врага: Штурм 2 — микроконтроль без кликов в секунду

Автор: Digitalmindsoft

В последней игре из подборки мы обратим внимание на абсолютно нетипичный случай RTS, где микроконтроль все же присутствует (более того, составляет фундаментальное ядро геймплея), но при этом игра не требует запредельных показателей в кликах в секунду. Речь о культовой серии «В тылу врага», а конкретно — о мультиплеере второго «Штурма».

«Фишка» серии в том, что львиная доля игрового процесса завязана на прямом управлении отдельными бойцами отряда, одним танком, артустановкой и так далее п списку. Это дает уникальное погружение и высокую интенсивность действия, граничащую с тактическим шутером. Однако при этом в вашем распоряжении находится всего несколько оперативных групп, состоящих максимум из десятка солдат. Ничего общего с бесконечными массами орд пехоты, которыми приходится жонглировать в большинстве RTS.

За счет малого количества юнитов падает и нагрузка на ваши рефлексы. Большинство бойцов можно оставить на полуавтоматическом управлении и просто время от времени корректировать их маршрут и цели, убирая из-под обстрела и отстраивая порушенные брустверы. А все усилия сфокусировать на нескольких самых важных персонажах — ветеранах, специалистах огневой поддержки, танке и так далее.

В итоге мы получаем специфический гибрид жанров. Казалось бы, игровой процесс целиком построен вокруг жесточайшего микроконтроля. Но при этом «соревнования по кликам в секунду» здесь практически нет: главная нагрузка ложится на внимательность и расстановку приоритетов. Критически важно вовремя заметить развитие опасной ситуации и среагировать на неё вовремя — но не более. Или вовсе создать такую ситуацию самому (но ради всего несвятого, не берите для этого «штуку» — моветон:-)

Так что «В тылу врага» дарит редкий в наши дни микс динамики и стратегического мышления, изящно сочетая в себе элементы «медленной», словно бы камерной, если бы не масштаб карт RTS и тактических шутеров с видом сверху — геймплей в «тактическом режиме» более всего напоминает Foxhole, если брать мейнстриные проекты.

• • •

Конечно, это далеко не полный список стратегий в реальном времени, где острота мысли важнее кликов в секунду. Но в эти четыре игры — Supreme Commander: Forged Alliance Forever, Regiments, Nebulous: Fleet Command и В тылу врага: Штурм 2 — у меня наиграно более сотни часов. Местами — заметно более. Я могу с уверенностью рекомендовать их всем, кто устал от бесконечной гонки кликов и жаждет настоящей стратегической глубины.

Эти игры показывают, что RTS может быть медленным и вдумчивым жанром, где успех зависит не от рефлексов, а от способности анализировать ситуацию, строить долгосрочные планы и быстро адаптироваться к изменениям на поле боя. Они возвращают жанру его первоначальную суть — стратегическое мышление и тактическое планирование, а не бесконечный микроменеджмент.

Так что, если вы, как и я, устали от хаоса современных RTS и жаждете игр, которые дадут вашему стратегическому мышлению настоящий вызов, обратите внимание на эти четыре проекта. Они точно не разочаруют. А другие… Их есть у меня на заметке, и некоторые я бы даже был готов добавить сюда — но 100 часов в них ещё не наиграно, и судить я не готов. Так что предлагаю поделиться тайтлами в комментариях тем, кто много играл в другие проекты подобного рода. Возможно, и для себя что-то открою.

Изображение в превью:
Автор: Eridanus Industries
Источник: Nebulous: Fleet Command
СтратегияPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

10 комментариев

А
Мама я в телевизоре, привет из FAF! — 4z0t aka Ctrl-K
Veselyi_kot
Поздравления. Люблю посмотреть супримку на ютубе, там игра такая, что понимаешь, насколько бесконечно далёк:-)
154876242@vkontakte
Supreme commander обходите стороной, раз попробовал и залип. А как она хороша на 4К
f
Если бы вторая в десинк и лагистан (уменьшение множителя скорости игры) не превращалась еще при игре по сети…
Veselyi_kot
Таков путь. Сотни и тысячи юнитов на локации имеют свою цену:(
V
Предшественница не Total Commander, а Total Annihilation :) Total Commander это стратегия для файловых сражений
Veselyi_kot
T9! Просто T9. Снова ставлю напоминалку: перестать, блин, набивать часть текста на планшете. Статья обновится (надеюсь) ближе к вечеру.
R
Офигеть, жанр еще жив?
SanctusSusanin
Из «медленных» РТС ещё есть отрядные Ancestors Legacy и Warno, есть 4Х Northgard, будет Broken Arrow.
Ну и вообще пора уже переходить на гранд-стратегии.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Как выбрать компрессор для автомобиля

Все больше и больше среди водителей приобретают популярность автомобильные компрессоры. И это не спроста, использование компрессора является более удобным и быстрым способом для накачивания колес....

5 компьютерных гаджетов безвозвратно уходящих в прошлое

Мы живем в эпоху, когда технологии стремительно развивается и очень много техники быстро устаревает морально. Всего каких-то 10 лет назад люди гордо ходили по улицам с планшетами и огромными...

Обзор Celest Ogryn: полноразмерные игровые наушники от Kinera

Сегодня мы поговорим, с одной стороны, о наушниках от всем известного бренда Celest, относящегося к Kinera, а с другой — это полноразмерные игровые USB-наушники. То есть ну совсем не...

Планеты-изгои или первичные черные дыры? Телескоп «Nancy Grace» разгадает загадку микролинзирования

Вселенная полна загадок, и одна из самых интригующих — природа темной материи. Эта невидимая субстанция составляет большую часть материи во Вселенной, но ее состав и свойства остаются...

В чём разница между суши и роллами: Погружение в мир японской гастрономии

Японская кухня славится своим разнообразием, изяществом и неповторимым вкусом. Среди ее самых известных представителей — суши и роллы. Эти два блюда стали символами Японии в мире, но...

Выходила ли «Катюша» на высокий берег?

В городе Орша с 1966 году стоит мемориал, посвящённый первому залпу «Катюш». Мне стало интересно, как связан этот мемориал с песней «Катюша». Поискав информацию, нашёл много интересного. Чем спешу...