Дилемма состоятельности КосмоСимов. Что не так с «симуляторами космических кораблей»?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Жанр симуляторов полон различных вариантов попробовать себя в определенной роли: военным, дальнобойщиком, гонщиком, пилотом, аквалангистом, спортсменом и т. д. и т. п. Но среди всех этих итераций имитаторов реальной профессиональной деятельности есть один вид симуляторов, к первоисточникам которых есть серьезные вопросы — это «Космические симуляторы» (в дальнейшем SpaceSim'ы/КосмоСимы).

Жанр симуляторов полон различных вариантов попробовать себя в определенной роли: военным, дальнобойщиком, гонщиком, пилотом, аквалангистом, спортсменом и т. д. и т. п. Но среди всех этих итераций имитаторов реальной профессиональной деятельности есть один вид симуляторов, к первоисточникам которых есть серьезные вопросы — это «Космические симуляторы» (в дальнейшем SpaceSim'ы/КосмоСимы).

Автор: Midjourney Источник: trends.rbc.ru

Ранее упомянутые жанры имеют за собой обширную материально-техническую и научную базу, на основе которой разработчики могут создавать серьёзные симуляторы, способные дать человеку реальные, а не просто игровые, практические навыки. И из-за подобного подхода к разработке симуляторов, база для разработки космических игр находится под большим сомнением. Об этих сомнениях пойдёт речь данном блоге. Разберём сколько «научного» имеется КосмоСимах, какие допущения позволяют себе разработчики и что не так с «реализмом» в этом жанре.

Что такое SpaceSim?

Сегодня жанр космических симуляторов не имеет какого-либо чёткого толкования. В Википедии указано, что этот жанр должен в «различных степенях достоверности» интерпретировать управление космическим кораблем, что является лишь маленькой долей того, что представляет из себя этот жанр. Космические симуляторы подразумевают за собой весь исследовательский опыт от познания вселенной. То есть, важную роль играют не только корабли, но и другие космические тела и явления.

Автор: Frontier Developments Источник: www.vg247.com

Довольно интересное описание жанра. Вот только на практике у всей этой активности уже есть другой нелицеприятный термин — «бродилка». Только не обычная, а космическая, где ты делаешь всё то же самое, что и любых других играх подобного жанра, но в космосе. Потому поверх этого разработчики решают накрутить и более базовые элементы геймплея по типу социального взаимодействия (PvP, торговля и т. д.), наполнение планет различными формами жизни и многое другое.

Вот только подобные «земные» элементы геймплея ставят под вопрос всю концепцию космических симуляторов. Дело в том, что симуляторы базируются на основе чего-либо. А основа для космических симуляторов неоднозначна…

В чём дилемма КосмоСимов?

Дилемму космических симуляторов можно сравнить дилемме двух стульев. Видите ли, за 63 года с момента выхода первого человека в космос, наука не так уж и далеко продвинулась в освоении столь бескрайних и безжизненных просторов. По моим субъективным наблюдениям, что тогда летали благодаря научной теории Циолковского и Королёва, что сейчас…

Кроме того, космос по-прежнему остаётся неизведанным пространством. Да, у нас есть очень мощные обсерватории с телескопами, способными углядеть за самыми отдалёнными точками вселенной. Есть тысячи спутников, которые исследуют различные объекты космоса (правда они летят до этих объектов несколько десятилетий). Вот только мы до сих пор не получили реальных прикладных знаний, которые могли бы человечеству развиться дальше.

И если на первом стуле расположены ракеты точёные с научно-обоснованной и привычной подъемной тягой, то на другом стуле расположено то, что я бы назвал «научная фантастика толчёная». Сегодня идеи о космосе куда чаще и громче исходят не от учёных, которые изучают пространство при помощи беспилотных спутников, пишут сложные и непонятные научные работы, а жалких писателей-фантастов, рассуждавших о «космическом будущем, которое обязательно нас настигнет».

Автор: DanyaShepard

И сами произведения очень классные. Лично мне всегда было интересно узнать очередную концепцию космического (и не только) будущего. Вот только использование подобных околонаучных материалов в качестве базиса для игры, позиционирующей из себя КосмоСим, выглядит как откровенное противоречие тому, что хочет сделать автор.

Таким образом жанр оказывается в серьёзной ловушке. Делать космический симулятор, соблюдая все каноны современной науки. Или высасывать науку из пальца и превращать игру в какую-то фэнтези-оперу с инопланетянками, аванпостами и космо-пиратами. Каждый разработчик выбирает свой путь. И сейчас пора рассмотреть сами игры, которые являются амбассадорами жанра.

Настоящие симуляторы

В данной категории довольно мало игр. Если проводить какие-либо подсчёты, то и вовсе окажется, что их всего лишь 2 и обе были изданы компанией Take-Two. Речь идёт о Kerbal Space Program — приземленном симуляторе кораблестроителя и астронавта, которому можно сформировать свою собственную космическую программу и не облажаться на стадии конструирования своего драндулета. Не стоит обращать внимание на то, что вместо привычных людей в космос отправляются какие-то зелёные человечки.

Автор: Take-Two Источник: store.steampowered.com

KSP сегодня является чуть ли не единственным представителем реально «реалистичного» космического симулятора. Здесь нет экшена, как в других представителях этого жанра. Но он подкупает игроков своей медитативностью, вдумчивым геймплеем. Нельзя просто взять и построить колбасу в связке из ещё 10 аналогичных колбасок, которые будут держать на себе ещё 20.

Автор: Take-Two Источник: store.steampowered.com

Во-первых, не факт, что такая конструкция вообще взлетит. А во-вторых, разработчики предусмотрели все важные физические аспекты полёта: вес ракеты, запасы топлива, кислорода и т. д. Таким образом, игроку приходится долго думать над тем как ему добраться до той или иной цели и как возвращаться обратно.

Первая часть сегодня стала чуть ли не культовой игрой во всей игровой индустрии. Даже в NASA её использовали в качестве плацдарма для самых странных и неоднозначных идей. Так они экономили и деньги, и время. А вот про вторую часть мало чего лестного исходит. На старте она была абсолютно неоптимизированной и контента было в разы меньше, чем в первой части.

Теперь, когда нам известны все основные представители суровой половины КосмоСимов, пора оглянуться на ту часть жанра, где превалирует «книжная» часть.

Симуляторы «книжного реализма»

Довольно трудно было определиться с какой именно игры стоит начать данную подборку т.к. каждый разработчик сам для себя решает сколько «науки» и «чтива» должно быть в его игре. Но помимо этого, многие подобные игры стараются делать геймплей, строящийся вокруг целого множества активностей, а не одного только кораблестроения и исследования, как это сделано в KSP. И той самой игрой, находящейся на золотой середине, сегодня принято считать Elite Dangerous.

Автор: Frontier Developments Источник: store.steampowered.com

С одной стороны, это типичный футуристический экшн в MMO-стилистике. Но если вглядываться в механики, то строится ощущение, что разработчики решили, что в будущем все космические корабли будут управляться по тем же законам, что и современные истребители. Игровая механика учитывает такие факторы, как гравитация, инерция и использование топлива, что делает полет более правдоподобным и требует от игроков определенных навыков и знаний. Например, при полете в атмосфере планеты необходимо учитывать сопротивление воздуха и гравитационное поле, а при межзвездных перелетах — управлять запасами топлива и планировать маршрут с учетом звездных ветров.

Автор: Bitochek Источник: www.youtube.com

Говоря о передвижениях в космосе, важно упомянуть такой факт, что в ней игрокам предоставлена возможность исследовать полномасштабную модель Млечного Пути, содержащую более 400 миллиардов звездных систем. Все эти системы основаны на реальных астрономических данных, полученных из наблюдений телескопов и космических зондов. Это означает, что игроки могут посетить настоящие звездные системы, такие как Солнечная система, и увидеть планеты и спутники, похожие на те, что существуют в реальном мире.

При этом, исследование Млечного Пути происходит не только на корабле, но и на своих двоих. Если на определенной планете более-менее благоприятная атмосфера (не газовая, не кислотная и т. д.). Правда на большинстве таких планет будут находиться различные аванпосты, в которых вы будете находиться только ради выполнения определенных квестов.

Автор: Bitochek Источник: www.youtube.com

И раз уж я заговорил о квестах, то нужно проболтаться о том, что в игре также присутствует динамичная экономика, которая реагирует на действия игроков и события в игровом мире. Это означает, что торговля товарами, контроль над территориями и политические отношения между фракциями имеют реальное влияние на экономику и развитие галактики. Игроки могут выбирать различные профессии и роли, такие как торговец, пират, наемник или исследователь, и взаимодействовать с другими игроками, создавая собственные альянсы и корпорации.

В итоге Elite Dangerous сегодня является одним из наиболее реалистичных представителей жанра космических симуляторов, в котором есть чем заняться. И хоть сейчас дела у разработчиков оставляют желать лучшего, в сообществе по-прежнему остаются люди.

«Аркадные» симуляторы

Следующей категорией проектов, которые я бы хотел затронуть будут те КосмоСимы, которые склоняются в сторону простоты геймплея и огромного контентного наполнения. Такие игры живут именно благодаря активностям т.к. сам процесс полёта, исследования потеряет свою притягательность спустя несколько часов геймплея. Стоит отметить, что разработчики таких проектов могли никогда не говорить о том, что их игра является каким-либо симулятором. Но современная реальность такова, что все игры про управление космическим кораблем в открытом мире сегодня принято относить к этому жанру. Потому в данной категории речь пойдёт о двух представителях этого аркадного поджанра: самом лучшем и самом худшем.

Самым лучшим проектом из данной категории можно сегодня назвать No Man's Sky. Игра, оскандалившаяся на старте и приложившая все усилия, чтобы восстановить репутацию, сегодня является одной из самых занятных представителей космических песочниц, набор активностей которых растёт по мере обновления контента.

Автор: Hello Games Источник: freegogpcgames.com

Если раньше игра выглядела как абсолютно бессмысленный и безыдейный продукт, в котором игрок должен развлекать себя самостоятельно, то сейчас игра даёт какие-либо варианты того как именно можно себя развлечь. Расписывать все возможности игры не стану т.к. за эти 8 лет список стал очень большим.

Автор: Hello Games Источник: store.steampowered.com

Если говорить о какой-либо реалистичной составляющей проекта, то тут сразу можно заметить, что основной идеей игры является активность, а не изучение. Очень сложно исследовать процедурно-генерируемый открытый мир, осознавая тот факт, что эта самая генерация может нагородить непонятно что.

И из-за подобного обилия механик, обычные полеты на корабликах и их построение уже не кажется таким уж и притягательным занятием. Но это не делает её плохой. У No Man's Sky получилось получить признание со стороны игроков, чего не скажешь о другом проекте…

Выходец NASA-Punk

Я не хочу заново расписывать всю проблематику Starfield т.к. это было сделано несколько месяцев назад в одном из прошлых блогов (который я случайно удалил). Но если говорить о ней очень коротко, у этого проекта нет идеи.

Автор: DanyaShepard

Построение сюжета стало ещё хуже, чем в Fallout 3/4 и TES. Хотя теперь эти клише являются одной из визитных карточек Bethesda. Геймплей мало чем отличается от того, что представлено в Fallout, а игровой движок так и не смогли прокачать должным образом, чтобы он выдавал правильный игровой опыт от перемещения в пространстве.

Важно отметить и тот факт, что этот «псевдонаучный» проект не содержит в себе чего-либо действительно научного. Игроки регулярно находят какие-либо нестыковки в игровой вселенной, из-за чего вся целостная конструкция NASA-панка, как какой-либо гипотезы будущего, попросту улетучивается, а на её место приходит какая-та фэнтези-попса.

Заключение

Подводя какие-либо итоги по поводу жанра SpaceSim, можно однозначно заявить, что в ближайшем будущем тут не будет проведено каких-либо изменений т.к. научная основа для данного жанра никак не развивается. Как я упоминал ранее, наука всё никак не может дать ответ как нам создать варп-двигатели и генераторы искусственной гравитации. При этом, всё это имеется уже в научной фантастике. А это означает, что основой для «симуляторов», по-прежнему будет вымысел.

Плохо ли это или нет отвечает для себя каждый по-своему. Я свой ответ уже дал. Но в качестве альтернативы могу предложить интересоваться совершенно иными космическими тематиками. Например, космооперы. Там разработчики неплохо показывают научную фантастику и предлагают свои приключения в сеттинге позитивного будущего, в котором человечество достигло прогресса.

Кроме того, сегодня есть огромное количество других проектов, где космос играет роль сеттинга, а не основной механики. И, как я считаю, пока это необъятное пространство не станет реально доступным, разработка «симуляторов» выглядит довольно смутным занятием.

Изображение в превью:
Автор: Midjourney
Источник: trends.rbc.ru
Приключенческий боевикПриключенческая играОнлайновая ролевая играСимуляторPCPS4Xbox OnePS5Xbox Series XДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Мамкин экономист, диванный аналитик и будущий эффективный менеджер! Изначально хотел писать статьи на тему геймдева, экономики и денег, а в итоге пишу обо всём, кроме экономики и денег… А ещё я идейный пират и считаю, что каждый уважающий себя потребитель должен иметь право пользоваться программами и играть в игры до того, как окончательно решат купить его.

13 комментариев

А
Мда, а где космосимы? Ну типа попса есть, а чё кроме попсы ничего не существует, а в гугле забанили?
109534526759031832534@google
Написано же в профиле писаки, — мамкин экономист, диванные аналитик, хуже того у автора нет цели. Так, хренотень попостить… ?
M
Ну и где в статье хоть слово про Universal Combat (бывший Battlecruiser 3000)? Да и космосимов как таковых почти не замечено.
174971644@vkontakte
Возникает ощущение что человек просто вбил в чат гпт запрос и вывалил сюда его ответ, без редакции, доработок, или как минимум проверки
Veselyi_kot
В полк «настоящих симуляторов» сразу хочется докинуть Delta-V: Rings of Saturn, CoaDE, Juno: New Origins и бесплатный Pioneer. Но это ж гуглить надо, или разбираться в сути вещей.
В «книжном» почему-то совершенно не упомянуты, скажем, Hardspace: Shipbreaker или тот же Cosmoteer. Два за результат, четыре за старание:-)
s
Вы как раз не одного космосима и не рассмотрели, как в конце выразились привели игры в пример где космос просто сетинг. Кербал спейс вообще не про космос а про построение летательных аппаратов способных приодолевать гравитацию земли и куда то лететь, там нет жизни между планетами. Старфилд вообще рпг, летательная составляющая вообще не о чем. И все игры имеют аркадную модель полёта. Вот реальный космосима к примеру хомпланет, где была реальная инерция полёта. К сожалению сейчас игры переживают не лучшие времена, разработчики часто халтурят, появляются ремейки, чтобы не нужно было ничего придумывать. А если делают игру то он ущербная упрощенная и скучная. Особенно в таком не популярном сетинге. А каких то интересных крупных игр в космосе вообще почти не выходит. А так хочется какую нибудь качественную рпг, типа фрилансера, а если леталку то с красивыми боями и сюжетом типа старенькой colony wars. Есть инди проекты, но у всех какие то проблемы, то с графикой, то с геймплеем, то сама по себе задумка хорошая но кривенькое исполнение как в spacebourne2. Но именно симулчторов уже давно не выходило достойных. А из аркадных последних лет chorus понравилась. Ещё для любителей дальнобойщиков скоро выйдет, там кстати тоже инерция и довольно интересно сделаны полёты и обслуживание грузовика.
R
В Elite: Dangerous нет полётов в атмосфере. В Odissey ввели посадки на «атмосферные» планеты, но там плотность не более 0,1 земной. И речь вовсе не о благоприятности. Чтобы эффекты освещения были, а влияние на физику полёта — нет. Нет сопротивления, нет нагрева обшивки, всё сохранилось, как на безатмосферных телах, чтобы упростить работу разработчикам.
_Всё_ 400 миллиардов систем не основаны на реальных данных, они есть только для нашей. Данные известных ближайших звёзд (не планет) тоже. А всё остальное — процедурная генерация.
R
Star Citizen в текущем виде, на голову выше большинства космосимов вышедших в релиз. Кстати, в мае можно будет бесплатно полетать 2 недели:) и решить — покупать/не покупать.
H
О каких конкретно космосимах вы говорите, которые на голову хуже ждалкера из мира космосимов?
O
Согласен, из всего вышеперечисленного Элит неплоха, но до Star Citizen даже в текущем её виде им всем вместе взятым далеко.
105774156916113311420@google
Элитка — это вечно-многообещающая игра которая так и останется — многообещающей. Геймплей там заменили унылым гриндом ресурсов для прокачки инженеров, причём как нагриндишь — делать-то уже и нечего, нпц можно душить на стоковых истребителях за 100к денег и фиченая конда для этого не нужна. Пвп в открытом мире найти еще сложнее чем нагриндить корабль. Исследования? Сначала интересно, а потом понимаешь что шляешься по однотипным процедурно-сгенерированным планетам и сканируешь одну и ту же водросль только с разными названиями и разного цвета. Шутер? Надоедает очень быстро. И да, нового контента завозят раз в 2 года когда разрабам срочно нужны деньги на новый симулятор зоопарка или парка аттракционов. Да и контента того… одно то что в игре про кораблики в космосе последний новый кораблик завезли лет 6 назад… Такое. Безмужичное небо ничего так, но лично мне не особо зашёл дизайн кораблей-станций и прочего. КСП топ. Старый филд не космосим а рпг и к космосимам вообще никакого отношения не имела даже в задумке. Звёздный гражданин в бете показывает больше функций и всякого развлекалова с более лучшим графонием чем элитка через 8 лет после релиза, но мир там пока небольшой и многое недоделано.
F
У всех космосимов одна проблема — физика. Её там нет и быть не может по определению. До ближайшей звезды лететь примерно 200 лет, которые можно заменить картинкой на секунду в игре, но очевидным образом такой полет теряет какой-либо смысл. Даже внутри солнечной системы лететь до Марса 3 месяца ну такое себе. Реалистично можно было бы замутить мир на орбите с космолифтами, только не очень ясно, что делать людям на орбите. Там, как бэ, ничего нет, на чем квесты строить не понятно. Вот и остаются полёты на «гипердвигателе», в том или ином виде обязательном для жанра. Но это же чистое волшебство, к науке не имеющее ни малейшего отношения. Ну и звуки. Без звуков играть не интересно, а в космическом корабле все звуки это гул вентиляторов и щелчки реле. Такое себе сопровождение. Далее, само управление. Уже сейчас стыковки и полёты проходят в автоматическом режиме. Подавляющее большинство полётов проходит без экипажа. Людям в космосе нечего делать. Управлять кораблём не нужно уже сейчас. Ну а в будущем только идиот посадит за штурвал человека — зачем? Комп сделает всё лучше и быстрее и вообще справится, в отличие от человека. Короче, все космосимы это чистый идиотизм в своей основе. Что по физике, что по экономике, что по политике. Ей богу, в Старкрафте «экономическая модель» лучше, чем в любом космосиме. По сути я проблему вижу только в слове «симулятор». Если его убрать и честно называть это просто «игра». Вместо зелёного острова с тропинками между деревнями тут чёрный фон «звёздного неба» и вместо коня железная скорлупа с волшебным двигателем. Ну, почему бы и нет, игра есть игра. Если вы установили в ней правила, что «красные машины могут расталкивать остальных», это не обязательно требует их объяснять. Пока вы не назовёте свою игру «симулятором». Все космосимы строго антинаучны и абсурдны. Но именно за это мы их и любим. Чем биться мордой о сложную реальность, иногда (некоторым всегда) хочется от неё отвлечься и помечтать. О, эти миры, где тупо купил дешевле, перевез, продал дороже и заработал в 10 концов. Вот так бы в жизни! Купил «матиз» за 100 тысяч, отвёз один заказ и пару часов получил 500 тысяч! Или поехал за город, погрузил в него валежника, привёз обратно и получил миллион! Эх, хорошо! И это ровно то, что предлагают нам космосимы. Но реальность работает не так. Слово «симулятор» лишнее. Сказочка (для дураков). Не более. Увы. Не подумайте, я люблю космосимы. Любил. Бросил, потому что когда осознал идиотию происходящего, уже не могу в этом участвовать. ))

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор новинки, планшет Teclast T50HD: бюджетный, производительный, стильный

Предлагаю подробно рассмотреть новинку на рынке планшетов, а именно — модель Teclast T50HD, которая имеет вполне неплохие заявленные характеристики и продается по адекватной стоимости....

Format выпустил первый в мире велосипед гревел-кантри?

Довольно необычная новость обнаружилась на официальном сайте популярного российского бренда велосипедов Format. Компания опубликовала крохотную заметку, которая оставляет больше вопросов, чем...

Телефон против фотоаппарата: гонка длиной в 25 лет

Ровно 25 лет назад, в мае 1999 года, был представлен первый телефон со встроенной камерой. Им стал «японец» Kyocera VP210, правда, камера у него располагалась спереди и предназначалась в первую...

Обзор Vancer Groove & Thrash: топовые игровые мыши с 8К донглом в комплекте

Недавно малоизвестная компания Vancer, специализирующаяся на игровых мышках, представила 2 интересные новинки — Groove и Thrash. Знаю, о чем вы подумали, название второй модели не самое...

Охота на призраков: как ученые выслеживают темную материю

В бесконечных просторах Вселенной скрывается загадка, которую ученые пытаются разгадать уже не одно десятилетие — загадка темной материи. Эта невидимая субстанция, не взаимодействующая...

Обзор MoonDrop Para: открытые планарные наушники на 100 мм драйвере

В компании MoonDrop, похоже, решили положить конец дилемме относительно размера планарного излучателя. Да, в относительно новых Para установлен не 50 и даже 60 мм драйвер, а, так сказать, полная...