Видеоигры — это искусство?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Рассуждение на тему того, являются ли видеоигры искусством и какие преимущества есть у них в сравнении с другими видами искусства.

Игры как предмет искусства

Вы когда-нибудь думали о прекрасном? Запуская компьютер или консоль после тяжелого рабочего дня, мало кого из нас посещают подобные мысли, чего уж говорить о простых мобильных тыкалках. Тем не менее, видеоигры, которые мы все так любим, определенно этого заслуживают. Изначально, игры считались совершенно незначительным и небольшим развлечением, которое долгое время считалось преимущественно детским. Время шло, и наконец, видеоигры заслужили своё право встать в один ряд с такими вещами как кинематограф и литература. Впоследствии, игры добрались до почетного звания одного из самых значимых видов искусства, а их влияние продолжает возрастать с каждым годом.

Пусть так высоко видеоигры и забрались сравнительно недавно, но уже сейчас они содержат в себе целый список важных элементов, доказывающих их связь с творческим миром. Однако есть в видеоиграх что-то такое, что заставляет их выделяться на фоне всего остального. Что-то особенное. Так какие же козыри есть на руках современных игроделов в битве за вершину творческого Олимпа?

Комплексность

Вообще, говоря об отличительных особенностях видеоигр, прежде всего необходимо отметить их комплексность. В отличие от литературы, живописи или музыки, видеоигры являются более сложными произведениями, способными удивлять не только чем-то по отдельности, но и всем сразу. Хочешь насладиться великолепными пейзажами? Отправляйся в приключение по захваченному острову Цусима в «Ghost of Tsushima». Погрузиться в интересную и трогательную историю? Вот тебе билет на дикий запад в гости к Артуру Моргану и его «Red Dead Redemption 2». Послушать качественную и будоражащую кровь музыку? Мик Гордон* уже ждет тебя в новеньком «Doom Eternal»! Хочешь всего и сразу? Добро пожаловать в Найт-Сити, чумба, ведь именно здесь ты можешь насладиться всем сразу. Что уж говорить, действительно, город больших возможностей.

Уникальный опыт

Составить конкуренцию такому набору способен, разве что, кинематограф. Тем не менее, в отличие от кино, видеоигры обладают значительно более глубокой степенью интерактивности. Не обращая внимания на жанр или сеттинг, каждая видеоигра всегда полностью погружает в себя игрока. Конечно, далеко не все игры обладают хорошо проработанной вариативностью. Многие проекты и вовсе представляют собой всего лишь небольшое линейное приключение и не предоставляют игроку никаких серьезных выборов. Но даже там, возникающие по ходу прохождения практически любого тайтла, геймплейные ситуации, каждый раз заставляют игрока действовать несколько иначе. Изучая люблю игру, мы всегда вольны остановиться и оглядеться, погрузившись в этот мир настолько, насколько это возможно. Разработчики никогда не ведут игрока за ручку, указывая ему куда смотреть и о чем думать. Только в играх мы чувствуем себя непосредственно вовлеченными в происходящее, подсознательно считая себя протагонистом. Это позволяет нам стать кем-то другим и тем самым на некоторое время отвлечься от всех своих бытовых проблем. При всем этом, данный опыт, пусть и немного, но всегда отличается не только при сравнении с прохождением одной и той же игры разными игроками, но даже при каждом новом прохождении одной и той же игры одним и тем же человеком.

Вызов

Неповторимости нашему опыту в играх лишний раз придает их сложность. Все мы, выбирая уровень сложности в каждой новой игре, всегда сами выбираем уровень испытаний, с которыми нам придется столкнуться. Если же в игре нет выбора сложности, то она чаще всего, предлагает игроку несколько разных вариантов для выхода из любой сложившейся ситуации. Высокая сложность в играх, кстати, частенько является проверкой на прочность не только ваших навыков или усидчивости, но и вашей клавиатуры, например.

Сложность видеоигр открывает путь к еще одной интересной стороне монеты. Речь идет о соревновательном элементе. Обсуждая с другом какую-либо игру, часто можно нарваться на историю о том, как легко твой друг справился с моментом, заставившим тебя страдать. Отличным примером идеального вызова для игрока, бросаемого ему как игрой, так и хихикающим в сторонке другом, можно назвать серию «Dark Souls», игры которой имеют как PvE так и PvP составляющие. Вы можете до упора жаловаться своему приятелю на то, каким же гадом оказался Мидир, в то время как он будет с гордостью заявлять, что победил надоедливого босса всего с пары попыток. Лично мне, после подобных разговоров, частенько хотелось вернуться в игру и вновь попробовать преодолеть себя. Или, хотя бы, вызвать на PvP того негодяя, что посмел глумиться над моими неудачами, пусть ответит за свои слова!

В конечном счете, возникают ситуации, когда у твоего злейшего врага остается последняя капля здоровья и пот на твоих ладонях угрожает твоему персонажу ничуть не меньше, чем самый сильный босс в самой сложной игре… Когда ты, спустя сотню попыток, наконец, побеждаешь… Именно в такие моменты мы достигаем истинной цели, характерной для всех видов искусства – получение чистого морального и эстетического самоудовлетворения, идущего бок о бок с чувством собственного роста. Именно так разработчики вызывают отклик в душе игроков. Своеобразный катарсис. Что это, если не искусство?

Рост популярности видеоигр

Со временем, локальное соперничество получило глобальное признание, превратившись в такую штуку, известную нам как киберспорт. Пусть далеко не все геймеры интересуются профессиональным киберспортом, но стоит признать – основная его цель это популяризация видеоигр. Например, можно вспомнить о «League of Legend». Эта игра является одной из самых массовых по всему миру. Она ежегодно забирает звание лучшего киберспортивного проекта, продолжая привлекать к себе все больше и больше внимания.

Киберспорт киберспортом, но куда более популярными и значимыми для простых людей стали самые обычные стримы, проводимые простыми игроками на самых различных сетевых платформах. Все это в совокупности помогает играм стать одним из самых массовых и самых доступных видов искусства, позволяя нам, простым смертным, без особых проблем наслаждаться видеоиграми.

Для игр вам не нужно тратить деньги на покупку дорогих билетов в музей или театр. Не нужно часами стоять в очереди, что бы попасть на концерт. Достаточно лишь иметь устройство, способное запускать игры, или хотя бы заходить в интернет. Порой вам не нужно даже покупать саму игру, ведь сейчас существует великое множество бесплатных проектов. Да и различные бесплатные раздачи становятся нормой для многих игровых сервисов. Если же вы сомневаетесь в своем желании приобрести долгожданный тайтл, всегда можно зайти на тот же YouTube. Там вы легко сможете найти канал, автор которого вам нравится, и мнению которого вы больше всего доверяете. После чего, изучив несколько точек зрения, можно будет смело принимать обдуманное решение. Или же, в крайнем случае, всегда можно поднять Веселого Роджера над своим системным блоком и уплыть в дальний уголок сети, на дне которого хранится сундук с целой горой соответствующего контента. Но тсс, не стоит этого делать, ведь разработчики это те же художники. И пусть принято считать, что хороший художник должен быть голодным, не стоит принимать это всерьез.

Современность

Еще одним важным плюсом видеоигр как искусства стала их способность следовать современным веяниям. Нет-нет-нет-нет, я говорю вовсе не о тех весьма спорных трендах, о которых вы могли подумать, а о способности игр к эволюции. Безусловно, большинство видов искусства со временем, так или иначе, меняются, по-другому и быть не может. Но только видеоигры способны полностью меняться, в зависимости от текущего уровня технологий. За всю свою историю, игры прошли путь от летающей туда-сюда точки, управляемой двумя массивными устройствами, что позже стали именоваться геймпадами, до проектов, поддерживаемых такие технологии как виртуальная или дополненная реальность. Говоря об этом, хочется вспомнить о такой серии как «Half-Life», части которой довольно сильно менялись от игры к игре. Первую «халфу», вышедшую в 1998 году, можно считать квинтэссенцией геймдева 90-х. Сейчас сама игра уже знатно устарела, хоть и по сей день считается классикой. Вторая же часть, релиз которой состоялся в 2004 году, оказалась значительно лучше, а её графика и по сей день смотрится весьма приятно. Затем, после 2007 года, когда вышел последний эпизод «Half-Life 2», о серии мало что было слышно, вплоть до конца 2019 года. В ноябре того года «Valve» внезапно анонсировали спин-офф с подзаголовком «Alyx». Сама игра вышла уже в 2020 году и стала одним из немногих, если не единственным, настоящим ААА проектом для VR. И пока весь мир ждет новостей о третьей части, разработчики, возможно, ждут чего-то нового. Чего-то такого, что способно по-настоящему удивить игроков. Видеоигры, несомненно, растут, адаптируются и достигают сердец все большего количества игроков. Только представьте, чего способны достичь игры в будущем? Через 10 лет? А через 20?

Обучение

Раздвигая рамки собственных пределов, видеоигры год от года предлагают игроку все новые и новые миры и возможности, где каждый следующий проект пытается стать больше предыдущего. Тем не менее, на протяжении всей человеческой истории, игры, так или иначе, всегда были связаны со многими сферами деятельности человека, одной из которых было обучение. Тоже самое касается и видеоигр. Помещая игрока каждый раз в новый мир, игры заставляют его обучаться, становиться лучше. Притом, речь идет о совершенно разных формах обучения, от банального развития рефлексов, до полноценного личностного роста.

Исполнение желаний

Помимо обучения, видеоигры способны так же воплотить некоторые наши мечты, пусть не целиком, но хотя бы частично. Например, побывать там, где мы, возможно, никогда побывать не смогли бы. Захотелось в Париж? Достаточно зайти в «Assassin’s Creed Unity». Древняя Греция? Без проблем, «Одиссея» спешит на помощь! Вообще, вся эта серия, несмотря на плавающее от игры к игре качество, уже давно зарекомендовала себя как весьма качественный туристический гид по различным странам в различные эпохи мировой истории. Ну а если же ты всегда мечтал стать заняться чем-то необычным, но не имеешь на то возможностей? В твоем распоряжении огромное количество различных симуляторов. Примеров хватает, стоит лишь углубиться.

Выводы

Видеоигры, в сравнении с прочими формами искусства, без сомнений обладают рядом качеств, направленных на полное и гармоничное взаимодействие с игроком. Развиваясь, игры приобрели несколько особенностей, не доступных прочим формам искусства в отдельности. Разумеется, далеко не все видеоигры соответствуют всем описанным ранее критериям и далеко не все они способны двигать индустрию вперед. Но сейчас многие игры превратились в нечто глубокое и целостное, способное не только увлечь в свой мир, но так же заставить задуматься и, порой даже, переосмыслить многие собственные ценности.

В принципе, само искусство, является понятием крайне субъективным. Кто-то скажет, что искусство это что-то мимолётное, подобно взрыву, а кто-то возразит, заявив, что искусство напротив, что-то вечное и непоколебимое. Так почему же игры со временем станут самым важным видом искусства? Я считаю, что ключевой особенностью видеоигр всегда будут те самые необычные ощущения, что дарят нам игры, так глубоко сочетающие в себе все сказанное ранее. Ни один другой вид искусства не способен на подобное.

Масла в огонь подливает так же и растущая популярность и распространенность видеоигр, связывая огромное количество игроков по всему земному шару между собой. Совершенно неважно, какой жанр или какую платформу вы предпочитаете. Если у тебя есть профиль в «Steam», «PSN» или где-либо ещё, видеоигры, не смотря ни на что, объединят тебя с миллионами других игроков по всему миру. Все это позволяет нам делиться не только эмоциями и опытом, но и достижениями.

Если сравнивать игровых разработчиков с художниками или поэтами, то последние никогда не были столь близки к своей аудитории. Именно это и делает видеоигры несколько выше прочих и превращая их в важнейшее из искусств.

  • * — Гордон Дмитрий Ильич признан иностранным агентом
Симулятор жизниРолевая играPCPS4Xbox OneSwitchPS5Xbox Series XiOSAndroidДругой
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Задрот, Гик и слегка Художник. Пишу о играх и кино, играю на PS5, Xbox Series S, ПК и Switch.

Если хотите, можете подписаться на мой Телеграм канал. Там все мое творчество и не только — @de_stuff

10 комментариев

sirmazakamaza
Материал интересный, но больше всего мне понравилась последняя фраза: Важнейшее из искусств». Почему?
Помнится, раньше важнейшим из искусств было кино. И снова, почему?
.
Потому что, кино было самым доступным. И остаётся таким. Каждому по карману посетить кинотеатр. И это следует использовать в благих целях. Государство таким образом может воспитывать человека. Взращивать в нём личность. Задавать вопросы, прививать мораль. Компании, напротив, личность разрушают – воспитывают потребителя. Продают фабричные марки, навязывают соответствующие ценности. И те и другие одним словом — *воздействуют* на человека.
.
А видеоигры? Точно такая же фабричная марка. И воздействуют они не на саму личность, а на (странное слово) *страсти*. Футболки, игровые кресла, геймерские напитки и даже обувь – фабричные марки. Периферия. Мышки, неоновые подсветки. Эксклюзивная функция физики лошадиной гривы, HD-разрушаемость, отражения и лучи. Десятки лаунчеров и игровые сервисы.
Рассуждение на тему того, являются ли видеоигры искусством и какие преимущества есть у них в сравнении с другими видами искусства.

Искусство – это продукт деятельности человека. Видеоигры являются искусством. Но и производство коробки из-под сока – это точно такое же искусство. Размер коробки, цвет, рисунок на ней. А ведь спелые фрукты ещё нужно найти, сфотографировать, провести коррекцию получившейся фотографии. А потом слоган звучный нанести и шрифт для названия уникальный придумать. И вот на выходе коробка из-под апельсинового сока удивляет не только чем-то по отдельности, но и всем сразу.
.
Так вот, возвращаясь к главному тезису: «почему видеоигры – важнейшее из искусств». Потому что для определённой группы потребителей игры стали доступнее, чем кино. И имя этой группе – дети. Сюда относятся не только малолетние, но и несовершеннолетние, и инфантильные взрослые. Основная черта такой группы? Аддиктивность. А дальше вы и сами всё знаете.
.
Если информационный канал «кино» для этой группы перекрыт, значит открыт другой — «игры». И через этот канал передаётся аналогичная информация: «Покупайте фабричные марки, потому что это модно/высокоинтеллектуально/не так, как у всех!»
.
А статья хорошая.
sirmazakamaza
Д**ьмо — это продукт жизнедеятельности человека. Отличия, думаю, очевидны. А вот коробка сока — это самый настоящее искусство. Берём апельсины. Красиво раскладываем их для фотографии на упаковку. Чем не инсталляция? А как же дизайн коробки? Разве не искусство?
S
Как по мне, так искусство это новое уникальное качественное произведение. Поэтому фотография на баночке для сока будет искусством, а вот сама баночка уже нет, т.к. таких тысячи.
Пример: Картина может быть красива, но не является искусством потому, что просто повторяет другую аналогичную и не несёт ничего нового.
И тут уже получается, что действительно, только эксперт, разбирающийся в нужной области, может сказать является ли то или иное произведение искусством или это просто очередная ничего не несущая в себе поделка по потеху публике. Пусть и качественная на взгляд несведущего.
S
«Дерьмо то же продукт деятельности человека. Но искусством не является» — ой как же вы ошибаетесь по этому поводу в 21м то веке… https://vev.ru/blogs/shokiruyuschee-iskusstvo.html (пункт 4 с Гитлером на картинке )))))
G
Что же тогда «истинное искусство» и почему под это определение не попадают игры и кино?
p
Хотелось бы определиться с понятиями, для начала. Что автор понимает под «искусством»? Чтобы мы могли говорить в рамках хоть какого-либо определения.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Почему на борт самолета запрещено проносить воду и другие напитки

Вы, наверное, могли видеть или слышали, что перед посадкой на борт самолета у всех пассажиров таможенники изымают воду и другие напитки и просто выбрасывают их в рядом стоящий ящик. В чем суть...

Роботы-мойщики окон: преимущества и недостатки

Многие хотели бы, чтобы окна были всегда чистыми и чтобы для этого не нужно было прилагать усилий. Именно это и обещают производители роботов-мойщиков окон. Но так ли эти устройства...

Когда Земля ослабила щит: связь магнитного поля с зарождением жизни

В далекие времена, когда первые многоклеточные обитатели только начинали осваивать просторы нашей планеты, магнитное поле Земли переживало кризис. Могло ли это событие, словно поворот ключа в...

Сравнение бюджетных смартфонов: Redmi Note 13 4G против Poco M6 Pro

В сфере мобильных технологий постоянно противостоят друг другу различные модели смартфонов, представленные на рынке. Однако, важно выделить, что компромиссы и различия между флагманскими и более...

Емкий аккумулятор, большой Admled экран и влагозащита. Обзор смарт-часов Weofly Explorer в черном цвете

Совсем недавно компания Weofly представила свои новые смарт-часы в круглом влагозащищенном корпусе, с большим 1.43 дюймовом Amoled экране и разрешением в 466*466, а также емким аккумулятором в 400...

Почему трещат натяжные потолки: основные причины

Вдруг, когда вы наслаждаетесь тишиной своего дома, раздаётся треск — звук, вносящий диссонанс в ваш уютный быт. Оказывается, причиной этого может быть ваш натяжной потолок. Почему это...