Какую версию Windows выбрать для игр?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В наше время, когда даже на железе «выше среднего» стало нормой получать всего 15-30 кадров в секунду, словно мы снова запустили Morrowind или Doom 3, каждый дополнительный кадр и процент производительности имеют огромное значение. Они могут стать той самой гранью, отделяющей играбельность от неиграбельности…

И правильный выбор операционной системы может стать критически важным, определяя, запустится ли проект в неиграбельных 12-15 или условно-стабильных 20 кадрах. На RTX 3070, ага (в какой же неправильной параллели времени мы живём, однако).

Multiboot — наш друг и товарищ

Если вы настроены по-максимуму «выжать кадры» из своего ПК в играх, то лучший (да и единственный) вариант — установить сразу несколько операционных систем. Благо, в отличие от 90-х, создание мультизагрузочной системы с разными версиями Windows в 2024 году не требует особых телодвижений и экзотических навыков.

Современные установщики операционных систем сами распознают уже установленные ОС и предлагают создать меню выбора загрузки. Достаточно лишь иметь несколько отдельных разделов на диске или даже дисков — и можно спокойно ставить хоть дюжину разных операционок, переключаясь между ними в одно касание при старте компьютера. Сама процедура установки не сложнее, чем установка одной ОС, а вот выигрыш в производительности может быть колоссальным.

Автор: Кот Веселый

На моем основном компьютере стоит сразу несколько ОС — как вы уже догадались, каждая с разными плюсами и минусами в производительности и совместимости. Менять их так же просто, как переключаться между разными браузерами. Для некоторых игр эта возможность стала просто критически важной.

Так что — давайте разбираться: какие версии Windows, да и не только её, стоит рассмотреть для игр в 2024, и на чем остановился лично я. Приступим.


Windows 10 LTSC 1809 — идеальный баланс и совместимость

Собственно, с неё я и пишу эту статью
Автор: Microsoft, Кот Веселый

Это основная операционная система, на которой я пишу эту статью. LTSC 1809 удачно сочетает в себе приемлемую производительность с максимальной совместимостью. На ней запустится большинство игр, за исключением лишь отдельных «выкидышей» особо старого или, наоборот, современного игропрома.

LTSC — промежуточный вариант между «слишком старой» сборкой LTSB и универсальной, но перегруженной ОС с набором современных сервисов вроде Windows 11. Она не самая быстрая, но достаточно лёгкая и совместимая почти со всем. На моей памяти лишь пара игр наотрез отказалась запускаться на LTSC.

Главное преимущество LTSC 1809 — в широчайшей совместимости. На ней без проблем запускаются как игры прошлого десятилетия, так и современные AAA-проекты, использующие DirectX 12, Vulkan и прочие «фишки». Конечно, есть исключения (об этом чуть позже), но в целом LTSC 1809 — превосходный выбор для большинства случаев.

При этом важно отметить, что данная сборка требует гораздо меньше ресурсов, чем «обычная» Windows 10. Благодаря отсутствию громоздких компонентов вроде Cortana, Xbox-интеграции, магазина приложений и куч ненужных во время игры служб, LTSC 1809 буквально летает даже на скромных конфигурациях. Особенно если её «доработать напильником», но это — тема отдельной статьи.

Windows 10 LTSB 2016 — эталон производительности для past-gen

Автор: Microsoft

Если вы преимущественно играете в «олдскульные» проекты, выпущенные до 2020 года включительно, то эта операционная система — ваш идеальный выбор. На LTSB 2016 игры того периода показывают эталонную, максимально возможную производительность.

Прирост FPS по сравнению с LTSC 1809 может достигать 5-10%, а если сравнивать с «тяжеловесной» Windows 11 — и вовсе более 20%! Объясняется это крайне «облегченным» составом этой версии Windows, из которой изначально было вырезано множество ненужных компонентов — и, в целом, фактом того, что Windows тогда ещё не представляла собой взбесившуюся опухоль, на которую Microsoft раз за разом приручивает что-то новое, забыв отодрать старое.

Сама идея LTSB (Long-Term Servicing Branch) заключалась в создании максимально стабильной и производительной операционной системы для корпоративного сектора и критических приложений. Из нее были вырезаны абсолютно все «излишества», которые только можно было вырезать, включая всю громоздкую систему Metro-приложений. При этом оставались только базовые компоненты для обеспечения совместимости с корпоративными решениями и бизнес-приложениями.

Однако оказалось, что помимо офисных программ, LTSB 2016 также идеально подходит для запуска старых и не слишком требовательных к современным технологиям игр. Фактически, эта ОС дает максимум производительности для всего, что было выпущено до 2020-х годов.

Увы, есть и обратная сторона медали. Из-за отсутствия поддержки DirectX 12, Vulkan и других современных API, на LTSB 2016 невозможно запустить многие, если не все актуальные игры. Всё, что использует D3D11 и ниже, будет «летать» всё, что выше — не запустится в принципе. Таков путь. Поэтому использовать LTSB 2016 следует исключительно как решение для past-gen и ретро-проектов. Она идеальна для классики из нулевых и десятых годов, но совершенно не подходит для современных AAA-тайтлов. Зато если вам по душе олдскул, то эта ОС просто обязана быть в вашем арсенале!

Зачем для старых игр оптимизация, спросите вы меня? А попробуйте запустить тот же третий «крызис» или любую игру из серии про Бэтмена. Узнаете много нового и интересного, особенно если делать это не на ТОПовом даже по меркам 2023 «железе». Ну и, в целом, совместимость «вниз» тут пошире: после некоторых плясок с бубном можно даже запустить старые CD/DVD-игры с их извращёнными DRM.

Windows 11 — для современных «выродков» игропрома

Игра на Win10 просто молча вылетает, через 30…90 секунд после запуска. И это не лечится, так что Win11 в мультибуте — единственный способ выйти из положения. Пусть даже это и кошмар для ПК.
Автор: Кот Веселый

Производительность — вот главный минус Windows 11 в плане игр. Даже после агрессивной «зачистки» системы от ненужных компонентов с помощью сторонних утилит, в среднем эта ОС выдает худшие показатели FPS по сравнению с LTSC и LTSB. Причина кроется в общей архитектуре и избыточно навороченном интерфейсе «одиннадцатой» винды.

Но, увы, для некоторых современных и̶г̶р выродков игропрома, разработанных на движке U̶n̶r̶e̶a̶l Urinal Engine 5, наличие Windows 11 может быть обязательным требованием. Зачастую они просто не запускаются на более старых версиях Windows, даже с применением «бубна», волшебных ключей при запуске и прочих радостей жизни.

Так что… Win11 для игр — да и не только для них, будем честны — дрянь. Но, местами, дрянь без пяти минут безальтернативная и предлагаемая по принципу «а куда ж вы денетесь с подводной лодки, касатики?». Тем самым, к слову, (ещё раз) усугубляя и без того проблемную производительность UE5.

Насколько всё плохо, спросите вы? Наглядно. Escape from Tarkov, на «улицах Таркова», на моей порядком уже подзагаженной LTSC выдавал 30-40 FPS. Играбельно. А вот на Win11 — это уже 20-30 кадров, что уже… Всё ещё играбельно, но, согласитесь, 30-40 получше будет? Это где-то 40% разницы от одной только смены ОС, настолько всё плохо. Ладно, «Тарков» — пример экстремальный, там сама игра такая, но даже в хорошо оптимизированных проектах разница — от 5 до 15%, смотря «где» и «на чем» меряем (больше всего разница на 11 «директе», меньше всего — на Vulkan).


Бонус. Linux/SteamOS: альтернатива Win11?

Автор: The_Linux_Gooroo Источник: www.gamingonlinux.com

Вы, наверное, ожидали увидеть здесь ещё один «проприетарный» вариант? Но нет, я серьезно рассматриваю Linux в качестве игровой платформы. И дело не только в дешевизне и открытости кода этой ОС.

Благодаря комбинированной эмуляции/трансляции кода через Proton, под Linux можно запустить почти любую игру на UE5. И, что удивительно, зачастую она показывает производительность выше, чем в Windows 11, хотя и ниже, чем в LTSC.

Так что если бы не одно важное «но», я бы однозначно рекомендовал Linux/SteamOS в качестве второй или даже основной игровой ОС взамен неповоротливой Win11. Увы, речь идет о все еще неполной совместимости. Многие популярные мультиплеерные проекты попросту отказываются работать под Linux, как и часть современных игр на Unreal Engine 5. Связано это как с тем же «русским полем эспериментов» на ниве движкостроения, за которым не успевают разработчики слоя совместимости, так и с «заточенными» под Windows античитами, которые также отказываются работать в эмуляции.

Так что, к сожалению, пока Linux не может быть единственной игровой ОС для тех, кто хочет запускать абсолютно все новинки без ограничений. А учитывая, что производители движков и антипиратского ПО явно относятся к этой ОС или с подозрением, или с пофигизмом, ситуация вряд ли скоро кардинально изменится, даже несмотря на распространение Steam Deck по миру. Однако… Для того, что там всё же запустится — это совершенно точно лучше Win11. Точка.


Так какие ОС ставить на компьютер для игр?

Теперь вы видите, что универсального решения не существует. Каждая из представленных операционных систем имеет свою уникальную нишу и набор компромиссов. Поэтому личный выбор тут крайне важен.

Лично я на основном игровом ноутбуке остановился на комбинации Win 10 LTSC 1809 + Win 11. Первая служит основной «рабочей лошадкой» для запуска подавляющего большинства игр, а вторая — вынужденной данью современным «выродкам» игропрома, каприз которых не обойти. В идеале я бы поставил также Windows 10 LTSB 2016 для максимальной производительности в олдскульных играх. Но, увы, места на SSD и так не хватает, и потому третья ОС пока отложена в долгий ящик, до ближайшего апгрейда.

Кроме ноутбука, у меня есть и рабочая станция, нужная, в основном, для работы — но и поиграть тоже можно (хотя конкретно с игровой точки зрения «железо» там и послабее ноутбучного, ввиду своего серверно-алиэкспрессного происхождения). И там, как раз, стоят LTSB (для нативной совместимости с рядом хитро… вымудренных приложений примерно двадцатилетней давности) в паре с Linux, нужным для ряда специфических задач. Это если говорить о личном опыте того, что я использую на постоянной основе.

Что же до того, что я готов посоветовать большинству, то здесь — четыре варианта:

  • Для абсолютного большинства, думаю, пара из LTSC 1809 и Windows 11 будет почти идеальна, позволяя запускать с хорошей производительностью 99% игр.
  • Если же вы чаще играете в «олдскульные» проекты прошлого десятилетия, то имеет смысл рассмотреть установку LTSC и LTSB. Особенно если у вас есть свободное место на диске для третьей операционной системы — тогда их можно без проблем развернуть параллельно.
  • А в случае, если вы готовы к некоторым пляскам с бубном или являетесь гордым обладателем двухтерабайтного SSD, на который может вклиниться еще одна ОС «в параллель» — в список можно добавить (или заменить вместо Win11) почти любой вариант Linux ради пары лишних кадров в некоторых новых играх. А то и вовсе поставить все четыре ОС разом.
  • А если вам грустно, у вас единственный диск на 128/256 гигабайт и надо выбрать что-то одно — однозначно стоит остановиться на LTSC 1809. Доступ к UE5 потери десятой доли производительности не стоит однозначно, как минимум, пока.

Финальный совет: какую бы ОС вы ни использовали для игр, всегда держите ее в чистоте, ограничившись минимумом установленного софта. Лишние программы в фоне, мусор в реестре и вредоносное ПО, обладающее неорошим свойством накапливаться, могут съесть драгоценные проценты производительности. Как минимум, запускайте игры из-под отдельного пользователя, как максимум — установите отдельный «клон» системы в отдельный раздел сугубо для игр. Хотя, справедливости ради, я этого и не делаю (влома), но для максимума производительности такое разделение абсолютно показано.

И, напоследок, спрошу: а какой ОС пользуетесь вы?