Как работают цифровые аудиоплатформы

Знаете, когда у вас достаточно разветвленный аудиотракт, завязывать каждый вход и выход на отдельный контроллер и долго, и затратно. Для обработки, эквализации и микширования сигналов проще использовать один мощный прибор. Как многие из вас догадались, речь сегодня пойдет об цифровых аудиопроцессорах, или, как их еще называют, аудиоплатформах.

 

Семь бед – один ответ
 

Сразу оговоримся, статья предназначена для специалистов по звуку, инсталляторов широкого профиля и инженеров систем оповещения. Хотя, при изрядной доли въедливости, любой интересующийся закулисной стороной озвучивания больших помещений (вроде торговых центров, фитнес-клубов и конференц-залов) почерпнет для себя кое-что интересное. Начнем с понятийного аппарата. Есть такое определение «цифровая аудиоплатформа», в других источниках она упоминается как «микширующая матрица с DSP-процессором» или «аудиоконтроллер», существует ряд других вариантов.

По сути, речь идет об одних и тех же приборах, прочно вошедших в обиход интеграторов, ознаменовав окончательный переход отрасли с «аналога» на «цифру». Итак, аудиоплатформы – это устройства коммутации, эквализации и микширования сигналов с DSP-процессором для обработки каждого входа и выхода. С их помощью удобно конфигурировать аудиотракт, осуществлять настройки и взаимодействовать с пользовательским интерфейсом для получения качественного естественного звука.

Они находят применение в большинстве коммерческих инсталляций: в корпоративном секторе, системах «умный дом» и «мультирум». Условно их можно разделить на 4 подтипа:
•    с поддержкой VoIP (для сетевых переговоров типа ВКС)
•    с поддержкой Telco (для телефонных переговоров через АТС или аналоговую телефонную линию связи)
•    с поддержкой Dante (для масштабных систем или объединения нескольких офисов в разных регионах)
•    без AEC (для систем, не использующих микрофоны – ни для оповещения, ни для конференц-режим

Компактная аудиоплатформа высотой 1U и многоканальная панель управления
Компактная аудиоплатформа высотой 1U и многоканальная панель управления (сзади)

 
Предустановки или открытая архитектура?

Поправьте нас, если думаете по-другому, но на сегодняшний момент, это, пожалуй, самый эффективный инструмент для коммутации и обработки звука. Безусловно, системы различных производителей имеют свои особенности и ограничения, но в целом картина такова: помимо собственно эквализации, с их помощью удобно конфигурировать аудиотракт, осуществлять настройки и взаимодействовать с пользовательским интерфейсом на базе ПО, причем как на старте работ, так и в процессе управления действующим проектом.

Часть платформ базируется на предустановленной архитектуре, другая – на так называемой открытой, и в этом основополагающее различие между ними. В данной статье мы попытаемся разобраться, какой вариант более удобный с практической точки зрения и почему? Проведя опрос среди инсталляторов, мы пришли к выводу, что непосредственно на объекте специалистов интересуют, прежде всего, скорость разворачивания системы, поддержка популярных Ethernet-протоколов, возможность подавления эха и обратной акустической связи, а также надежность работы с телефонной линией, особенно если большую часть времени платформа будет обслуживать проведение переговоров и конференций.
В правом углу ринга...


Досконально разобраться в теме нам помогут следующие аудиоплатформы, распространенные в том числе в нашей стране:
-    ClearOne Converge Pro
-    Symetrix Solus/Radius
-    AtlasIED BlueBridge
-    Biamp Nexia/Audia FLEX

Обратите внимание, в начале списка оказались системы ClearOne. На российском рынке они появились относительно недавно, но уже проявили себя в целом ряде серьезных проектов, поэтому будут участвовать в обзоре наравне со своими более именитыми «собратьями». К тому же именно платформы Converge – единственные из всей «четверки» располагают преднастройками, а не голой открытой архитектурой. Это означает, что при возникновении нештатной ситуации разобраться с ней сможет любой сисадмин или инженер-эксплуатационник, внеся необходимые изменения для возобновления мероприятия. И не придется каждый раз тратить время на установку необходимых значений фильтров, задержек и подавления акустического эха на всех входах и выходах, привлекать высококвалифицированных программистов или приглашать звуковика для отладки аудиотракта.

Панель настроек: схема подключения и параметрические эквалайзеры в разных диапазонах
Панель настроек: схема подключения и параметрические эквалайзеры в разных диапазонах

 
Точные настройки, сделанные вручную

Свои плюсы есть и в использовании открытой архитектуры. С ее помощью можно самостоятельно назначать новые связи между входами и выходами, микрофонами и громкоговорителями, виртуальными блоками управления и обработки сигнала, настраивая систему под особенности помещения. Однако для того, чтобы грамотно настроить аудиотракт потребуется пройти обучение или пригласить звукорежиссера, который точно знает, в какой последовательности должны располагаться блоки и какие настройки в них следует применить.

У систем Symetrix, AtlasIED и Biamp необходимые параметры для каждой зоны задаются вручную. Уровень усиления, шумо- и эхоподавления, динамическая обработка звука, алгоритмы приоритета подачи сигналов, ограничения по громкости и потребляемой процессором мощности – все эти области нуждаются в настройке перед запуском системы. Таким образом, аудиоплатформы попеременно выполняют роль усилителя, компрессора, подавителя обратной акустической связи и лимитера. Финальными штрихами выстраиваются линии задержки, в зависимости от удаленности колонок от источника, назначаются уровни доступа для панелей управления (пользователь/продвинутый пользователь/администратор).

Пресеты и алгоритмы

Возвращаясь к платформе Converge Pro, отметим еще одну деталь. Она оснащается встроенным независимым матричным коммутатором, позволяющим обрабатывать сигналы, применяя различные фильтры, задержки, Mute, устанавливая уровни сигнала на входе и выходе, задавая компрессию, микшируя каналы и многое другое. Предустановки облегчают создание пресетов, макросов и активацию нужных элементов. Пользователю остается включить необходимый модуль, после чего можно настроить его под текущую задачу. Если модуль в данный момент не используется, сигнал идет в обход, без обработки. Все максимально просто.

Плюс к этому алгоритмы эхоподавления DEC и эмуляции ClearEffect с эффектом «присутствия» – когда кажется, что собеседник находятся в одной комнате с вами. А функция Sound Masking (маскировка звука) искусственно ухудшает слышимость одних звуков в присутствии других, обеспечивая, таким образом, режим конфиденциальности приватных разговоров в залах судебных заседаний и переговорных.

Один прибор вместо парка устройств

Как правило, весь описанный функционал аудиоплатформ умещается в корпусе 1-2U, заменяя собой целый парк устройств. Тем более удивительны гибкость и легкость переконфигурирования систем. Так, без дополнительной перекоммутации звеньев с помощью заранее записанных пресетов можно с легкостью перенастроить всю аудиосистему помещения. Скажем, из учебной аудитории, конференц-зоны или зала-трансформера буквально в несколько кликов создать пространство для «живых» выступлений.

Для каждой сферы применения производители предлагают свой фирменный «рецепт», однако проглядывается и несколько общих черт. Таких, как регулировка уровня громкости источника или петличного микрофона одним касанием через панели управления – в фитнес-клубах и гостиницах. Или подключение к системам управления сторонних производителей (Crestron, AMX и пр.), актуальное для крупных инсталляций. И то, и другое присутствует у всех сегодняшних «конкурсантов».
Установка пресетов для Зоны 1 в панели управления
Установка пресетов для Зоны 1 в панели управления

 
Особенности web-интерфейса

В последнее время пальму первенства уверенно захватили мобильные устройства. Возможность управления через Интернет делает аудиоплатформы еще более привлекательными для обладателей гаджетов. Теперь не нужно тратить драгоценное время на поиски пульта управления или идти в соседнее помещение. Правда, каждая система имеет свои индивидуальные особенности. Интерфейс AtlasIED настолько гибкий, что вам, возможно, захочется видоизменять его каждый день. Тут можно устанавливать новый фон, задавать форму кнопок, их новое расположение и конфигурацию.

Web-интерфейсы ClearOne и Symetrix для планшетов идут сразу с предустановками, и, хотя те не предназначены для свободной конфигурации, производители предусмотрели возможность работы с иконками и фоном. В соответствующих приложениях вы можете активировать или скрыть кнопки и привязать к ним необходимые функции.

Dante или CobraNet?

Немаловажным преимуществом цифровых платформ является поддержка популярных протоколов (Dante у Symetrix и AtlasIED, Dante и CobraNet у ClearOne, CobraNet у Biamp), обеспечивающая стабильную передачу потоков на большие расстояния без потери качества. Протоколы позволяют увеличить количество входов и выходов аудиоплатформ, объединить несколько зданий в одну сеть (актуально для корпоративного и госсектора). Той же Dante на базе правильно настроенной выделенной линии по силам «связать» даже несколько городов.

Для крупных торговых центров и складских комплексов больший интерес представляет так называемый автономный режим, который также обеспечивает большинство устройств. «Коридор» громкости в таких пространствах регулируется, в зависимости от уровня фонового шума, избавляя от необходимости задействовать дополнительное оборудование. Показания с датчиков, установленных в торговых залах, поступают напрямую на прибор и корректируют звук в той или иной зоне. Помимо функции компенсации громкости здесь применяются встроенные средства диагностики линии – причем не только аудио, но и телефонной. Например, компании ClearOne, Biamp и Symetrix практикуют прямое включение телефонных интерфейсов для обеспечения режима аудиомостов и совместного использования с конференц-системами.

Выбор – под конкретные задачи

Итак, подведем итоги. Универсальной «палочки-выручалочки» пока не придумали. Каждая из описанных систем имеет свои особенности и сильные стороны, которые ярче всего проявляются в конкретной ситуации. У ClearOne имеется возможность управления сторонним оборудованием (усилителем, проигрывателем и др.) без помощи сторонних систем управления. Converge Pro вне конкуренции по скорости запуска системы и дополнительным «фишкам», которыми не оснащается ни одна аудиоплатформа на рынке, к примеру, наличию функций «имитация отбоя» и «автоответчик», так необходимых для вывода звонков в прямом эфире телевизионных ток-шоу и радиостанций. Имеется телефонный интерфейс (VoIP и Telco), неограниченная память номеров, Sound Masking и фирменное прозрачное звучание, благодаря DEC и ClearEffect.

Symetrix будет оптимальным вариантом, если ваш проект предусматривает конфигурацию с основным управлением через ПК и частичным – через мобильное приложение, с телефонным интерфейсом, но без физического кнопочного номеранабирателя, и при этом вам не требуется обработка звука от микрофонов. Если нужна система с управлением с ПК или мобильных гаджетов, причем с интерфейсом, выполненном в корпоративном стиле компании, ваш выбор – AtlasIED BlueBridge. Только здесь можно создать интерфейс, на 100% подстраиваемый под пользователя. Также эта модель наиболее подходяща для создания многоуровневых приоритетов по входным сигналам.

В тех случаях, когда достаточно будет развернуть систему с телефонным интерфейсом (VoIP или Telco) и открытой архитектурой с расширенным управлением через ПК, но без поддержки мобильных приложений, советуем присмотреться к Biamp. С уверенностью можно утверждать лишь одно: если не учитывать незначительные различия в методах управления и ряд нюансов, связанных с работой телефонных интерфейсов, все описанные приборы взаимозаменяемые – в умелых руках любой из них будет великолепен.

 

Источник


Об авторе
«СНК-Синтез» – один из ведущих дистрибьюторов профессионального коммутационного и звукового оборудования, кабелей, систем конференц-связи, светильников, креплений и аксессуаров, находящих применение во множестве проектов на территории России, стран СНГ и Балтии.
+1 0 5136 10
Автор SNK-Syntez Рейтинг +0.28 Сила 0.70
Блог Блог им. SNK-Syntez 0 2 RSS

10 комментариев

mpanius
Пожалуйста, используйте для оглавления соответствующие тэги заголовка, а не bold. 
m10071978
А почему эта статья не в «Про аудио»?
Nuts

очень-очень класно, но совершенно непонятно для чего оно все.

пусть это для узкого круга специалистов, но хотя бы надо написать надо: это для таких то и таких то

 

A-Gugu
Немножко грустно — раньше мозги тратились на освоение космоса и движения человечества вперёд, а сейчас тратятся на то, чтоб излишне громкая музыка в ТЦ не беспокоила посетителей :(
SNK-Syntez
Вы правы, дополнили статью.
 
agentapple
Хотя бы картинки подписали бы. Читателю мало-мальски интересующемуся темой понятно, что именно изображено, но непонятно где чей продукт.
SNK-Syntez
Вы правы отчасти, подписи нужны для понимания. Но напрямую подписывать системы — это уже перебор, будет смахивать на рекламу. Посему оставим компромиссный вариант.
 
SNK-Syntez
Друзья, спасибо за фидбек, сейчас все исправим, по возможности.
 

Добавить комментарий