Что делает мышь «игровой»: Стоит ли переплачивать за маркетинг, или есть реальное преимущество?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Давайте начнем с простого эксперимента. Возьмём с полки коробку с мышью Microsoft где-то пятнадцатилетней давности. На вид — обычный офисный «грызун» по меркам 2024 года. Ничем не примечательный дизайн, стандартная симметричная форма, пара кнопок и колесико прокрутки.


Автор: LANPROFY Источник: lanprofy.ru

Но стоит присмотреться к упаковке, и вы замечаете громкие обещания непревзойденного игрового качества. Это заставляет задуматься: а что, собственно, делает мышь «игровой»?

Это наводит на мысль: а что, собственно, делает компьютерную мышь «игровой»? Неужели в ней есть какие-то сверхспособности, недоступные обычным офисным манипуляторам? Или всё дело в маркетинге, и производители просто наживаются на любителях поиграть? Стоит ли переплачивать за броский маркетинг или есть реальные преимущества? Давайте разберемся.

Любая мышь может быть игровой?

В наши дни, с технической точки зрения, даже недорогие, «полуофисные» мышки имеют сенсоры, чувствительность которых превышает порог «100 пикселей на миллиметр» — что заведомо выше точности человеческой руки.

На самом деле, разница между самыми бюджетными «офисными», средним классом и топовыми игровыми моделями сводится всего лишь к тому, что наиболее дешевым «грызунам», как и легендарной IntelliMouse Explorer из лихих 90-х, для нормальной работы нужен коврик. В то время как уже средние решения способны четко распознавать перемещения на любой поверхности от гладкого стекла до шершавого дерева.

Так что по факту в 2024 году практически любая компьютерная мышь технически может считаться «игровой» без каких-либо функциональных ограничений. Разве что по мере удешевления вы рискуете сначала потерять фирменное «игровое» программное обеспечение (о котором речь пойдет чуть позже), а при дальнейшем понижении ценоой планки может возникнуть неточность позиционирования без коврика — и уже только самые галимые изделия уровня «гениус-и-три-иероглифа» с фабрики доброго Ляо, который перекорпусует по третьему разу отбраковку «нулевых», просядет ниже порога эталонной точности.

Чисто для справки, это в разы выше предела того, что можно разглядеть без микроскопа
Автор: Corel

Так что в плане основной задачи — максимально точного позиционирования курсора — почти все современные манипуляторы в ценовом сегменте «от трехсот рублей» на голову опережают возможности человека. Создается впечатление, что в наши дни пресловутый ярлык «игровая мышь» — это всего лишь маркетинговый ход для привлечения аудитории геймеров, ведь в техническом же плане любой приличный манипулятор вполне справится с самыми требовательными играми и руками кибератлета микронной точности… Но так ли это?

Удобный хват — главное для игровой мыши

Впрочем, на мой взгляд, важнейшим качеством для любой, в том числе и так называемой игровой, мыши является удобство хвата. В конце концов, вам предстоит подолгу удерживать этот манипулятор в ладони — часами, во время продолжительных игровых сессий (а для многих — и работы, хвала удалёнке). И комфорт при этом выходит на первый план, ведь от него напрямую зависит ваша производительность.


Что считать удобным — сугубо индивидуальный вопрос, в котором индивидуальный подход к выбору формы мыши становится критически важным. В идеале стоит взять манипулятор в руки, повертеть и прикинуть, насколько он вам подходит в плане удобства хвата. Ведь придется держать эту штуку часами напролет, и малейший дискомфорт будет все сильнее отвлекать и снижать производительность.

Лично мне, например, идеально подошла старая Logitech — и о (безуспешном) поиске её замены я уже рассказывал в этой статье. Но это только мой личный опыт: каждый должен самостоятельно определить, какая форма и конструкция мыши ему больше по душе. А мы прекращаем лирическое отступление и возвращаемся к «игривости».

«Игручесть» мыши — чистый маркетинг… Или нет?

Фактически, так называемую игровую мышь от обычного офисного манипулятора в 2024 году отделяют всего две вещи: наличие Л̶Г̶Б̶Т RGB-подсветки из всех щелей и собственная фирменная программная оболочка от производителя.

Яркие вспышки красного, синего и фиолетового — определённо привлекают взгляд и создают «вау-эффект». Хотя, честно говоря, большинство геймеров используют эту опцию не по прямому назначению. Гораздо чаще подсветку настраивают в один-два приглушенных оттенка под общую цветовую гамму периферии и игровой станции. А то и вовсе полностью отключают ради строгого, лаконичного дизайна без ненужных «ночников».

А вот программное обеспечение — совсем другая история. Именно оно и делает мышь по-настоящему «игровой», открывая перед вами целый арсенал дополнительных возможностей. Но не будем забегать вперед и вспомним, как все начиналось.

Первые «игровые» программы для мышей появились еще в конце 90-х, когда стал стремительно расти рынок компьютерных игр. Простенькие утилиты позволяли назначать определенные действия на дополнительные кнопки, изменять чувствительность сенсора и некоторые другие базовые настройки. Для того времени это было революционно, ведь стандартные мыши могли разве что указывать и кликать.

Автор: Creative

С каждым годом функциональность программ росла, позволяя все тоньше настраивать поведение мыши под конкретные игры и стили геймплея. Появились возможности создавать свои профили, записывать макросы и задействовать специальные игровые функции, такие как бросок гранаты одной кнопкой.


И в этой гонке вооружений производителям мышей приходилось держать марку, совершенствуя не только «железо», но и сопутствующее программное обеспечение. В противном случае их продукция рисковала безнадежно устареть и потерять привлекательность для игроков.

Так возникла целая индустрия игрового «мышиного» софта от Logitech, Razer, Bloody и прочих именитых брендов, которая по сей день остается одной из главных фишек, отличающих «игровые» модели от офисных собратьев. Помимо возможности регулировать чувствительность сенсора, переназначать функции кнопок или менять режимы работы колесика, что отлично делается и через панель управления Windows, здесь есть одна по-настоящему ценная для геймера функция — создание макросов.

Макросы — единственная полезная «фича» игровой мыши

Макрос — это, по сути, заранее запрограммированная последовательность определенных действий. Комбинация нажатий кнопок в нужном порядке, которую в процессе игры можно вызвать одним движением.

И польза от таких «сценариев» для геймера трудно переоценима. Взять, к примеру, шутеры от первого лица. В них макросы позволяют имитировать автоматическую стрельбу из полуавтоматического оружия. Обычно для этого требуется долбить по клавише снова и снова с высокой скоростью. Но с правильным макросом автоогонь можно вести одним нажатием — скрипт сам будет нажимать виртуальную кнопку раз в x миллисекунд, пока вы держите реальную. Если же освоить Lua, то можно и подавление отдачи осилить, чтобы твой «ствол» отправлял все пули (почти) в точку вообще без твоего участия.

Автор: Logitech, Кот Веселый

А уж в стратегических играх макросы становятся вовсе неоценимыми помощниками. С их помощью топ-игроки задают сложнейшие паттерны стандартных действий на начальных стадиях партии — строят экономические центры, выводят рабочую силу, расставляют подразделения разведки и обороны по ключевым точкам. А затем плавно перетекают к среднему и позднему игровому циклу, пока противник еще застрял в рутинных операциях первых минут.

Создание макросов — это настоящее программирование в миниатюре. Геймер может полностью автоматизировать практически любую последовательность команд — от обычной перезарядки «за один патрон до опустения магазина» до запуска цепочки продвинутых манипуляций. А главное — все эти комбинации задействуются одним движением в нужный момент, высвобождая вычислительные мощности вашего мозга для принятия стратегических решений.

Макросы — это полный арсенал возможностей, ограниченный лишь фантазией конкретного игрока. Причем, в отличие от читерских программ, дающих нечестное преимущество, подобная оптимизация разрешена правилами абсолютного большинства игр и не блокируется античитом, за исключением ряда офлайн-соревнований. Это просто «упаковка» обычных команд для максимально быстрого выполнения в нужный момент.

Так что в 2024 году игровая мышь с прилагаемой фирменной игровой утилитой становится для геймера не просто милой побрякушкой с подсветкой, а действительно мощным инструментом для повышения эффективности. Инструментом, за который многие готовы доплатить при покупке мыши.

Вопрос качества мыши (которого нет)

Вы, наверное, спросите: а почему я не упомянул про качество? А потому что… Его нет. Ни в мыши за $3, ни в мыши за $30 — в 2024 это будет абсолютно одинаковый китайский мусор, скорее всего, даже собранный на одной и той же фабрике. Просто на одну мышь наклеят ярлык «游戏电脑鼠标 High Technology Gayming Mice» и продадут на Али за 500, на другую — шильдик случайного OEM-поставщика и выкинут в нашу торговую сеть «МылоРадо», а третья получит брендинг и прошивку Bloody.

И, шо характерно, все три заимеют «синдром двойного клика», скорее всего, ещё даже до конца срока гарантии. Потому что все представляют собой примерно одно и то же, с одним и тем же (нулевым) качеством сборки.

Хорошие мыши закончились примерно тогда же, когда с конвейера сошла эта
Автор: Кот Веселый

И за примерами далеко ходить не надо: всё те же мои мытарства в поисках замены старушке Logitech тому пример.

Заключение

Итак, стоит ли овчинка выделки и нужна ли в 2024 году специализированная «игровая» компьютерная мышь? Ответ: да, но только в двух случаях.

  • Во-первых, если вы планируете активно использовать макросы и другие продвинутые функции фирменного игрового ПО. Без этих утилит покупка дорогого манипулятора с гордой приставкой «gaming» в названии теряет смысл.
  • Во-вторых, если вам крайне важен индивидуальный, максимально удобный хват конкретной модели, которая считается игровой и стоит денег. В конце концов, комфорт при долгой сессии — ключевой фактор производительности. И отдавать деньги за то, чтобы держать мышь в руке с удовольствием — вполне разумный шаг.

Что же касается всего остального — сверхточных сенсоров, продвинутых алгоритмов опроса и прочих модных фишек — то здесь даже полубюджетный офисный «грызун» в 2024 году заведомо превосходит возможности человека. А значит, переплачивать за них особого смысла нет.

В любом случае, главное требование к мыши, игровой или обычной — чтобы она максимально подходила под вашу ладонь. Ведь от удобства хвата напрямую зависит эффективность в игре (и не только). Поэтому при выборе нового манипулятора обязательно уделите этому фактору самое пристальное внимание. Возьмите мышь в руки, покрутите ее и решите для себя — ваша ли это форма? Если да — можно брать, если нет — ищите дальше, невзирая на заманчивые слоганы производителей.

И традиционный уже призыв к мини-опросу в конце: какая у вас мышь и, главное, почему вы выбрали именно её?

Изображение в превью:
Автор: LANPROFY
Источник: lanprofy.ru