Отзыв о фильме ужасов «Фобия» (Hjemsøkt / Haunted, 2017) со спойлерами
Почему я настоятельно не рекомендую смотреть этот норвежский хоррор, про доставшийся в наследство дом с трагическим прошлым. Где главная героиня пытается вспомнить события многолетней давности.
Предисловие
Вся наша жизнь основывается на памяти. Мы используем опыт прошлого для жизни в настоящем и движения в будущее. И чем лучше развита память, тем более сложные конструкции может поддерживать наше сознание. Естественно, что не все события в жизни нам хотелось бы помнить. Некоторые факты являются не только важными уроками, но и могут быть крайне болезненными переживаниями. Мозг человека так устроен, что он может забывать яркие травмирующие события, чтобы уберечь психику от разрушения. Главная героиня нашего фильма также потеряла память о том, что произошло в её раннем детстве.
Сюжет краткий
Где-то в норвежской тихой дали,
Девочка плачет, сидя взаперти.
Кто же откроет страшный секрет,
Тайну, которой множество лет.
Сюжет полный
После внезапной смерти отца, дочь Катрин вступает в наследство, и спешит продать оставшийся ей дом. Она едет разбирать вещи и наводить порядок. Однако, сразу же после приезда, погружается не только в нахлынувшие воспоминания, но и в круговорот мистических эпизодов.
Основная проблема заключается в том, что женщина помнит своё детство лишь частично. Многие важные события, которые происходили вокруг, будто стёрты из её памяти. Но контакт с вещами и местом, где Катрин росла, пробуждает нечто спящее, неведомое и пугающее.
Ей пытается помочь супруг Маркус, местный священник со своей сестрой Бриджит и даже риелтор. Однако в такой ситуации, единственный человек, кто может подсказать верный ответ — сама Катрин.
Персонажи
Маркус (Кен Ведсегор), глава семьи. Любящий и заботливый супруг. Вполне адекватно реагирует на множество ситуаций. Может дать побыть наедине, или примчаться, без просьбы о помощи, чтобы вытянуть машину возлюбленной из сугроба. В определённой степени терпелив, но лишь пока ситуация держится в рамках обычных вопросов, касающихся чего-то заурядного.
Маркус очень хочет детей и как только понимает, что его жена Катрин в тайне придерживается иного мнения, сразу теряет самообладание.
В целом персонаж позитивный, но какой-то однообразный.
Катрин Берграв (Синневе Макоди Лунд), наследница отчего дома. Высокая, красивая и ухоженная, но уже не молодая женщина. Рассекает по заснеженным улицам на стильном чёрном гибриде. Первое время, всё чего она хочет — как можно скорее продать дом. В ней сочетается холодность норвежских просторов и вспыльчивость, которую героиня приняла по наследству. По большей части сдержанная и практичная, старается показывать минимальное количество эмоций. Однако за этой ледяной стеной есть и другая Катрин.
Нелогичная, непоследовательная и эмоциональная. Узнав о беременности, тут же записывается на аборт, при этом с тоской смотрит на чужих детей. Из чего нельзя сделать окончательный вывод, хочет Катрин продлевать свой род или предпочитает, чтобы он канул в небытие. Кроме того, её поведение говорит об истинном негативном отношении к Маркусу. Ведь она скрывает от него своё положение.
В прошлом этой неоднозначной особы множество пробелов, но в начале ленты у Катрин вообще нет желания их заполнять. Что-то непонятное было, ну и ладно. Живёт днём сегодняшним. Лишь во второй половине фильма, женщина начинает предпринимать активные действия, дабы найти ответы на вопросы. И главные из них: «Как погибла её мать?» и «Куда пропала тётя?»
А ещё перед нами очень смелая женщина. Несмотря на какофонию звуков, что издаёт её родовое гнездо, крепко спит по ночам и даже идёт на прямой контакт с потусторонним миром. При этом и не думает звать кого-то на помощь, хотя окружающие готовы её оказать.
Но самое удивительное, что устойчивый образ сильной норвежской женщины, по сюжету, превращается временами в настоящую чокнутую истеричку! По неведомой причине авторы настойчиво разрушают целостного персонажа, которого сами же и создали.
Образ имеет общие черты с Ирис Ларк (Фрейя Аллан) из фильма «Нечисть»: потеря отца, недвижимость в наследство и что-то необычное в подвале. Правда, история Ирис намного интереснее и логичнее, хотя также имеет свои недостатки.
Пастор (Ола Отнес), местный священник, которому почему-то не дали имя. Знал Катрин ещё когда она была совсем маленькой. За эти десятки лет, что прошли с тех пор, практически не постарел. Терпеливый и тактичный человек, скрывающий своё мнение в надежде на то, что другие сами догадаются, что и как нужно делать. По непонятной причине очень рад, что главная героиня выросла и стала взрослой.
Бриджит (Йорунн Кьеллсби), сестра священника и подруга матери главной героини. Выглядит и ведёт себя как слегка помешанная старушка. Рассказывает историю семьи Катрин и немного проливает свет на её прошлое. Пытается провести собственное расследование, но выглядит это довольно нелепо. Ведёт себя достаточно эмоционально, широко раскрывая глаза и понижая голос при озвучивании старых слухов.
Своим поведением и внешностью чем-то напоминает женщину, присматривающую за лесом из тягучего финского хоррора «Не стучи».
Местный риелтор (Роберт Скьерстад). Ещё один безымянный персонаж. После того как узнаёт что речь идёт о продаже дома Катрин, начинает вести себя странно. То отказывается работать с клиенткой, то развивает бурную активность. При малейших же нестыковках, бросает всё и бежит. Создаётся такое впечатление, будто он чего-то боится или просто неадекватен.
И ещё момент, который бросается в глаза. Мне показалось, что перед самим актёром и гримёром была поставлена следующая задача. Сделать всё, чтобы этот персонаж был похож на Тима Рота (популярного английского актёра, режиссёра и продюсера, звезду сериала «Обмани меня»).
Дейзи (Эбба Стенструп Сохайм), загадочная девочка. Возникает в первый же день приезда главной героини и хочет ей что-то сказать. Но её намёки очень пространные. Каждый день гуляет и катается на санках вокруг дома Катрин. Непонятно, откуда появляется и куда уходит, но страшно боится подвала.
Ребёнок довольно плотно взаимодействует с главной героиней и в какой-то момент всё же помогает женщине вспомнить некоторые важные моменты из её прошлого. Как и положено подобным персонажам, ведёт себя так, как будто знает намного больше, чем говорит.
Локация
Загородный двухэтажный фамильный дом предков Катрин. Выглядит хорошо и расположен в красивом месте. В подвале оборудована мастерская, где предки рисовали мрачные картины и делали неплохие скульптуры на гончарном круге.
В фильмах ужасов часто бывает, когда что-то скрипит, падает и вообще шумит. Но это жилище бьёт все рекорды. Перед нами буквально оркестр! При этом, после каждой такой серии звуков, главная героиня, ничего не найдя, просто укладывается спать и наступает утро. Выглядит неправдоподобно.
Итоги
В картине есть несколько симпатичных видов Норвегии. Мы увидим заснеженные склоны и покрытую льдом широкую реку. Хотя, намного больше красивых пейзажей было в работе «Увиденное и услышанное».
Также нас ждут две полупостельные сцены с Синневе Макоди Лунд. Именно эта женщина, как тяжеловоз из сельской глуши, тянет на себе весь проект. Но, каким бы талантливым актёром ни был человек, если сценарий и постановка низкого качества, выдающегося результата от всей работы ждать бесполезно.
Это как в ужастике «Экзорцист папы» с Расселом Кроу из «Гладиатора», в роли преподобного Габриэле Аморта. Роль сыграна на отлично! Но по итогу фильм еле вытягивает на тройку.
Что касается мистики и пугающих моментов, то всё ещё хуже. Эпизоды с чертовщиной скорее смешат и раздражают. Логика сюжетной линии на уровне контрольной работы первокурсника, слепленной в ночь перед сдачей из найденных в интернете фрагментов.
Сама история очень слабая. Здесь авторы играют против зрителя и ведут его по заведомо ложному следу. А в конце как бы издеваются и говорят: «А, думали, будет хитрая оригинальная концовка? Нет! Всё намного проще и банальнее!» Кроме того, ответы на вопросы сюжета даны не все и порождают новые вопросы.
В плане фильмов ужасов, где герои пытаются найти ответ на вопрос о причинах смерти матери, вспоминается сильный южнокорейский хоррор «История двух сестёр» или его американская реплика «Незваные».
Рейтинги:
- Кинопоиск: 5.1
- IMDb: 4.7
- Кинориум: 4.6
Название
Оригинальное «Hjemsøkt» (Емсокт) переводится с норвежского, как «Преследуемый». В англоязычной версии выглядит как «Haunted», в значении «Населённый призраками». Это неплохой выбор, учитывая сюжет.
Что же касается локализованного перевода «Фобия», то он вообще никакого отношения к сюжету не имеет. Персонажи фильма, конечно, опасаются некоторых вещей, но фобии нет ни у кого. Есть проблемы с головой, но это не страхи, скорее шизофрения.
Заключение
Нет страшнее наказанья,
Чем лишиться в один миг.
Разума - творца сознанья,
Сбросить всё, чего достиг.
Это тяжкая наука,
Сомневаться и в себе.
Жизнь вообще такая штука,
Что ни звон, то по тебе.
Есть блаженные безумцы,
Что витают в облаках.
Этакие вольнодумцы,
Без забот и все в мечтах.
Нет единого рецепта,
Как рассудок исцелить.
Остаётся только средство,
Улыбаясь, всех простить.
Спасибо за внимание.
Изображение в превью:
Автор: Woodworks Film Company
Источник: ru.kinorium.com