Станет ли Metro Exodus новым Witcher 3?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

 

Не все игровые франшизы стартуют вверх, аки шустрые ракеты Илона нашего Маска. Иногда требуется время, чтобы франшиза отъелась, заручилась поддержкой ширнар масс, а потом как выдала нам такое, чтобы аж дух захватило да панамки попадали. И мы довольные такие и с красными лицами поднимали эти панамки со словами — «Фух, ну парни дали! А ведь еще недавно… Кто бы знал, а? Но — верили! Эти — могут!»

Поэтому заголовок у моей рыхлой статейки не такой уж дурацкий. Несмотря на полную стилистическую непохожесть, путь игроделов из  4A Games сейчас чем-то напоминают путь, который прошла польская студия CD Projekt от первого Witcher, в которого не верил даже ivanov, до выпуска своей орденоносной Witcher3.  Сможет ли 4A Games также пройти-дохромать этот путь, с “ноунеймной” игры Metro 2033 до ожидаемой Metro Exodus, которая (кто знает?) станет в один ряд с легендарной в наших краях серией S.T.A.L.K.E.R.?


Давайте же поговорим об этом подробнее


впервые в серии — широкие просторы. Вопрос — насколько широкие

 

Линейно-шутерное прошлое

Первая часть Metro 2033 была пробой пера. Молодая украинская студия, как и многие начинатели новых франшиз, рисковала, и прочее бла-бла-бла. Не будем говорить про банальные затраты на разработку, а отметим главное — студия была крайне осторожна в формировании диздока игры. Кто играл в Metro 2033 мог отметить в игре особенность, которая редка в проектах братьев-славян. А именно — простую как огурец фабулу игры, где было ровно то, что нужно для линейного приключенческого боевика. Это резко контрастировало с тем, чем был в свое время “Сталкер”, где авторы хотели впихнуть в игру столько возможностей, что ее можно было делать добрые полтора десятка лет.


Поэтому первые части Метро получились такие… стандартные. В отличие от Сталкера, где, повторюсь, разработчики планировали столько, что фанаты до сих пор припоминают сбежавшему куда-то Григоровичу «нереализованные обещания», обе части Метро просты до невозможности. Это ровный сюжетный FPS чистых кровей, без каких-то РПГ элементов и прочих фишек. Ответвлений от «кишки» сюжета нет, и мы вынуждены разве что любоваться   атмосферными, но абсолютно линейными локациями.


Причины такого понятны – диковинные для западного игрока реалии быта русской подземки могли отпугнуть, если вместо понятного шутинга по прямой «кишке» там были бы еще какие-то затейливые танцы и заигрывания с RPG, развитием умений героя и многослойной солянкой квестинга на запутанных свободных локациях.

Чего греха таить – игра метила в сектор продаж для ЦА, которая каждый год покупает попсовый сериал Call of Duty. Для таких не нужна особая сакральность или РПГ на много часов – таким нужно несколько часов веселой стрельбы по атмосферным локациям, где нет ничего лишнего. Это было мудрым решением с точки зрения руководства, и такой и является серия «Метро» по сей день.

 

в игре обещается смена сезонов (!)


Время зрелости

Но это было вчера. Сегодня 4A Games уже недостаточно просто дать игроку “кинцо” в линейных декорациях на 8-10 часов. Игру знают, игру ждут, и, как это бывает с зарекомендовавшими себя сериалами, ждут в том числе ее дальнейшего развития.

Чтобы было понятно, о чем я говорю, давайте возьмем сериал про ведьмака и представим, что CD Projekt сделали бы Witcher 3 лучше предыдущей части ровно настолько, насколько принято сегодня в геймдеве.

Графика лучше, анимация лучше — но вокруг те же несколько тропок в псевдо-открытом мире (см. Witcher 1 и Witcher2), красочные декорации вокруг, ну и квестов чуть больше, чем во второй части.

Ну что, представили? — Даже если бы поляки сделали все качественно, максимум что их ждало, это место в обойме лучших RPG года. Не факт что призовое. Неплохо, и никто их не ругал бы за это, но тотальный успех к CD Projekt пришел именно потому, что поляки сделали для игрока то, что он и ожидать не мог. Они создали целый мир, где можно задержаться на добрые полторы сотни часов, получая контент высочайшего качества. Они смогли, метафорически выражаясь, “построить свою ракету” — сделать то, что выделило их из массы прочих проектов и даже бросилось в подслеповатые глаза фанбоев других франшиз.


Однако, применимо к серии “Метро”, здесь возникает резонный вопрос — а надо ли?

Даже при обсуждении концепции Witcher 3 в прошлом, я хорошо помню тех, кто сетовал, что “опенворлд не нужен”. Так и здесь — многие могут высказать такие же опасения — мол, “второй S.T.A.L.K.E.R. не нужен. Дайте нам снова линейное кинцо на 10 часов”.


та самая карта в ролике, которая изрядно возбудила общественность


Надо ли?

История неудач на поприще внедрений новых жанровых элементов обуславливается наличием сильных конкурентов на рынке, в огород которым попытались влезть. Кому нужна игра в стиле сталкера, если бы на рынке были успешные S.T.A.L.K.E.R. 2, S.T.A.L.K.E.R. 3 (по времени вполне можно было успеть), а также масса полупрофессиональных модификаций на любой вкус и цвет, плюс какие-то другие конкуренты. А теперь посмотрите вокруг — после “cталкера” и его аддонов, подобных игр не было. Более того — “сталкер” разбередил рецепторы достаточно, чтобы чего-то  подобного хотелось, и весьма сильно. Не потому что мы такие вот эстеты, а просто потому, что с тех пор ничего подобного не было. Другой вопрос — пользуется ли успехом такой сеттинг?


Отвечаю — пользуется. Сегодня на рынке существует несколько проектов, где с успехом используется именно условный сеттинг восточной европы (DayZ от Bohemia Interactive, PlayerUnknown’s Battlegrounds от Bluehole Studio, да и Half-Life 2 почему бы не вспомнить), к которому игроки не только симпатизируют, но уже привыкли и не разбегаются с визгом от дорожных указателей на кириллице. Однако пока нет ни одного полуоткрытого сюжетного и качественного оффлайн  шутера-РПГ, где бы этот сеттинг использовался.


Анализируя феномен S.T.A.L.K.E.R., нужно понимать, что дословно повторять что-то от 4A Games не требуется. Необязательно создавать полностью открытый мир, необязательно снова наступать на костыли каких-то неведомых амбициозных целей. Для начала нужно просто дать игроку то, что заставит его хоть немного, но пожить в предлагаемом разработчиками мире.


Вот тут-то мы и подходим к главному, что (лично меня) в прошлых сериях игр не совсем устраивало.

Те, кто поиграл в игры Metro2033 и Metro: Last Light отлично знают, что до этого времени “пожить” в мире Метро было нельзя.

детализация интерьеров даже слишком насыщена

 

Metro для жизни

Для примера, я вспоминаю самое начало Metro: Last Light, где мы находимся в бункере Д-6. Бункер сделан шикарно — любовно анимирован, озвучен, и ты после единственного его прохожденя получаешь вполне себе полный  рассказ про житье-бытье и обстановку вокруг. Но есть одна “мелочь” — оно и делалось ровно под единственное прохождение. Все сделано в COD-стиле, то есть — это просто одноразовый декор. Вот сотрудник бункера вкручивает лампочку, создавая эффект массовки, вот два сталкера играют в шашки, а у двери трое обсуждают исчезнувшую группу. Выглядит все живо и ярко, но стоит вам постоять на месте дольше 20 секунд, как тексты сценок заканчиваются, и декорации застывают. Каждый диалог и каждая анимация были сделаны ровно с целью урвать свои 5-10 секунд у игрока, и больше не повторяться.

Любая зона в игре, это кропотливо срежиссированный одноразовый спектакль, где все роли (включая роль игрока) заранее расписаны. Это хорошо, но… это загоняет игру в те рамки, которые я упоминал в самом начале. Метро — это абсолютно одноразовая игра, и вся эта тема с двумя концовками напоминает скорее милое издевательство для фанатов, где чтобы получить “хорошую” концовку надо пропылесосить все уровни и потеребонькать все гитары.


Графика Metro LL в верcии Redux очень неплоха, и немногим хуже, чем показано в ролике


Новое Метро

Давайте теперь представим Метро, которое будет сделано в стиле, более подходящим играм серии “Готика” или играм от Bethesda. Да, я понимаю, что многие из вас прямо сейчас закатили глаза, и начали цитировать бессмертное письмо про эльфов и охрану дворца, но все же.

Пусть все будет гораздо проще — не дословно, но хотя бы будут рудиментарные элементы из этих популярных игр.


Мы заходим на базу/станцию метро — и видим не одноразовый спектакль, а жителей базы, у каждого есть своя роль и поведение. Ночью все, кому полагается, спят, а днем бродят по селению, время от времени выдавая сценки, обсуждая события и имитируя свой нехитрый быт. Охрана караулит стилизованный блокпост, повар варит похлебку, ремонтник чинит утварь. С каждым можно поговорить, у каждого есть квесты или цепочка реплик.

Если уж совсем мечтать, то может появиться возможность как-то влиять на баланс, помочь небольшой базе — а вот плохим, наоборот, помешать. Надо ли говорить, что  степень погружения вырастет в разы — не забывайте, у нас не условное RPG с “маленькими человечками”, а проработанный шутер, где даже банальный квест “иди и принеси мне 10 шкурок крыс-мутантов” играется вполне бодро.


Косвенно, мои мысли повторяются многими игроками, в комментариях к нашумевшему трейлеру игры. Буквально каждой второй темой после обсуждения графики (рендер или геймплей?) идет тема, насколько сильно игрока “отвяжут” от сюжетного вектора направления игры, который в первой-второй части был ровно 1 (один). Насколько расширят локации — сделают ли их достаточно широкими, будут ли это просто декоративные “коридоры” для сбора и поисков нового лута, или же это будут достаточно обширные локации, где можно выполнить несколько дополнительных квестов. Будут ли квестодатели намертво прибиты к своему месту, или смогут, как в “сталкере” есть колбасу у костра и травить анекдоты, а также отгонять при необходимости живность вокруг.

Вроде бы смешно, но эти отличия достаточно серьезны, чтобы привлечь в игру как любителей открытых атмосферных миров, которых сейчас становится все больше, так и ностальгирующих по временам S.T.A.L.K.E.R.


Игре теперь это нужно ровно потому, что франшиза Метро уже звучит достаточно громко, чтобы дальше “подъедать хлеб" за богатым Call of Duty и сознательно быть просто еще одним бесхитростным шутером.

 

Проблемы роста

Парадоксально, но возможной проблемой может быть прежнее сотрудничество с автором книг Дмитрием Глуховским* . Скажу прямо — идея игры с выжившими в метро людьми после апокалипсиса легли на рельсы игры также идеально, как ваши старые джинсы на ваш располневший зад. Но вот дальнейшие события, мироописания и быт враждующих группировок выглядели, мягко говоря, достойными пера среднего графомана. Этим страдала и книга, и игра.


тот самый трешакЪ с фракциями


И если в первых частях разудалая клюква с карикатурными фашистами и коммунистами пришлась вполне к месту, то в третьей части, если авторы хотят поднять качество продукта, от чего-то придется избавиться. Иначе проникнуться сюжетом с фоновым противостоянием, где одни наряжены в форму советских комиссаров, а вторые старательно косплеят нацистских офицеров, смогут либо школьники до 5 класса, либо любители веселых трешевых зарисовок в стиле “Монти Пайтона”.

В качестве оправдания можно упомянуть тот факт, что для подобных игр удивительно гармонично подходит сюжет в духе книг с мягкой обложкой. В Сталкере вон был сюжет с О-сознанием, комичными бандитами и монолитом, но он удивительно удачно подошел игре, хотя был также простоват. Главное избавиться от явных перегибов, а дальше все спасает атмосфера, и вы будете с удовольствием делать квесты какого-нибудь поселения в пустошах, просто потому, что вам нравится этот мир.



Итоги

В свое время всех удивил и восхитил Witcher 3, который сейчас является ярким примером игры, ставшей классикой при жизни, завоевавшей больше всех в истории наград.


Будущее Метро может повторить успех того, что сотворили поляки. Не так громко и не так ярко, потому что вселенная игры не столько универсальна, чтобы понравиться каждому. Но встать в один ряд с прочими сериями, где исповедуется многовариативный геймплей, вроде Far Cry, они уже могут. У студии есть опыт, в прошлом многие из них уже создали игру, которая стала для многих вехой. Да и пора бы уже, условного говоря, выбраться из тесных коридоров линейного метро на поверхность геймплея с элементами открытого мира.Все зависит от самих авторов. Сделают отличный линейный шутер в духе первой и второй части — будут молодцы. Вряд ли кто-то будет критиковать игру за такое, разве что припомнят обещания, где на своей страничке, цитирую, авторы заявляют игроку

“Исследуйте просторы постапокалиптической России на обширных нелинейных уровнях в рамках увлекательного сюжета, проводящего вас через весну, лето, осень и зиму опустошенного ядерной войной мира”.

… и все будет хорошо!


Одного этого достаточно, чтобы игроки нафантазировали себе многое и, (собственно, как и я) ждали игру, где как минимум не будет “одноразовости”, будет хоть какое-то “исследование мира”, и можно будет задержаться не только для прохождения сюжета.

Я пессимист, и скорее вангую несколько расширенную версию “Метро”, где формально будут и “нелинейные” уровни, играющие роль небольших полигонов для выгула игрока, но игра все же недалеко уйдет от линейного повествования, только с более широкими “коридорами”.

Но где-то глубоко внутри остается надежда, что ребята выстрелят, и явят нам нечто мощное. То, на что надеялись, но не ждали. И 4A Games наконец-то перейдут из стана прилежных “хорошистов” в ряды культовых студий, которых не так много сегодня осталось.

Однако, несмотря на мой скепсис, Metro Exodus является одним из главных для меня проектов в 2018 году. Жду, и надеюсь на лучшее!


P.S.

Если вы с чем-то не согласны, да еще и страстный фанат COD-а и у вас есть свой взгляд на изложенное, то можно продолжить дискуссию в комментариях.



  • * — Глуховский Дмитрий Алексеевич признан иностранным агентом
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

11 комментариев

Waldemarik
Метро — хорошая игра, выйдет продолжение — обязательно поиграю. А так ждемс, Half Life 3 и STALKER 2…
izekil
Станет ли Metro Exodus новым Witcher 3?
Если коротко: нет.
Длинно: неееееееееееееееееееееееет.
M
И если в первых частях разудалая клюква с карикатурными фашистами и коммунистами пришлась вполне к месту, то в третьей части, если авторы хотят поднять качество продукта, от чего-то придется избавиться. Иначе проникнуться сюжетом с фоновым противостоянием, где одни наряжены в форму советских комиссаров, а вторые старательно косплеят нацистских офицеров, смогут либо школьники до 5 класса, либо любители веселых трешевых зарисовок в стиле “Монти Пайтона”.

А это не клюква была вовсе, это явный «месседж» либерального говнофантаста Глуховского, а звучит он так: «Коммунизм = Фашизм».

Ну и не стоит забывать о «Роисся Вперде» от украинской компании A4Games. Принимая во внимание текущую ситуацию на Украние, то ли еще будет…

PS

И это не я сейчас приплетаю политику к геймдеву, это делают либеральные говнофантасты русофобы и талантливые украинские разработчики…
M
Вы переоцениваете Глуховского. Он просто либеральный говнофантаст, и всеми своими (тут я с вами соглашусь) достаточно убогими писательскими выразительными средствами пытается показать, что коммунисты ничем не лучше фашистов, особенно в книге, хотя и в игре этот момент вниманием не обошли. Причем, в силу своей отсталости (т.к. понятия о коммунизме\социализме у автора такие же как у любого либерального дегенерата), получатся у него именно косплейная клюква т.е. шизанутые с фюрером vs кровавая гэбня (кстати, живущая целиком по капиталистическим понятиям). Именно так автор видит.
так что вряд ли 4A специально что-то делали.
Ну да это, конечно, совершенно случайно… огромный лозунг «Роисся Вперде» авторы нарисовали на текстурах. Вы действительно в это верите? И, да, это было во времена, когда «нас и украинцев еще не стали натравливать друг на друга», что же будет сейчас...?
M
На всякий случай (вдруг, кто-то из читателей не знает), приведу трактовку «теоремы Эскобара»: «При безальтернативном выборе из двух противоположных сущностей, обе будут являть собой исключительную #$#%%@». В оригинале там нецензурная брань. Понять ее можно так: если мы делаем выбор между двумя противоположностями, например, «плохое» и «хорошее», выбирать что-то нет смысла, лучше не делать выбор совсем.

Ну, я так понимаю, вы предпочитаете не выбирать, между фашизмом и… т.е. выбор для вас в данной ситуации не очевиден. Хотя, вы и утверждаете, что не русофоб. Давайте воспользуемся другим методологическим принципом, известным как «бритва Оккама», и отбросив всю либеральную шелуху, мы придем к простому выводу: антисоветчик всегда русофоб.

Ну и понятно тогда, откуда

про эту вывеску — ну сделали и сделали

Ну рассказал мальчик Коля о невинных фашистах и рассказал…
Страну поливают помоями, но это же

было нацелено на западный рынок

Правильным путем…
VitalyOFF
Насколько я помню Глуховский вообще не фантаст, он журналист был и стал писателем одной книги ))) Ну после популярности первой написал еще одну денег заработать. Популярность вполне понятна — люди охотно хотят почитать что-нибудь необычайное в антураже обыденного, ну как, едя в метро почитать про метро-апокалипсис ))) Тем не менее литературные достоинства книги низкие, читал давно, но до сих пор помню бредовый сюжет и очень, очень тяжелый язык. Одна их самых трудно читаемых книг просто потому что плохо написана. Вот Дивов творчески переработал дневник машиниста метропоезда и получилась вполне увлекательная одноразовая «Осторожно, двери закрываются»
S
Я пессимист, и скорее вангую несколько расширенную версию “Метро”, где формально будут и “нелинейные” уровни, играющие роль небольших полигонов для выгула игрока, но игра все же недалеко уйдет от линейного повествования, только с более широкими “коридорами”.
Меня в принципе устроят уровни-хабы, как в последней «Лариске». Большой и мертвый открытый мир, в котором нечего делать, не нужен.
S
с “ноунеймной” игры Metro 2033
Серьезно? А вы сами то в то время читали книги, играли прямо на момент выхода и тд?
Я прекрасно помню, что интерес и увлечение и книгами, и первой игрой были просто огромны! Я тогда как раз институт заканчивал: у нас все просто горели вселенной Метро! И все знакомые горели, друзья, их друзья… Какой еще ноунейм, шутите?

А вот истерику и истечение слюнями по вселенной сталкер вообще не понимал никогда… Хотя может просто не мое…
s
Однако пока нет ни одного полуоткрытого сюжетного и качественного оффлайн  шутера-РПГ, где бы этот сеттинг использовался.
А Ларка? По-моему, она этим сеттингом накормила публику лет на десять вперед.
teplopuls
Эта игра одна из лучших, что было в последние годы. Она актуальна и в 2020 году когда пишу этот комментарий. Дополнения Два полковника и Путешествие Сэма дают возможность продлить удовольствие от игрового процесса. Играю в нее уже более года и не надоедает…

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Эффектная блютуз-колонка ELTRONIC 20-70 для домашних вечеринок

  • Рассуждения
  • Eltronic
Всегда приятно, когда ты приобретаешь какую-то технику, а в комплекте с ней идут бонусы в виде дополнительных девайсов. Именно этим, плюсом к качественному звучанию, и может похвастаться...

Что означают знаки с белыми буквами на зелёном фоне на грузовиках?

Многие могли заметить на грузовиках круглые зелёные знаки, на которые были нанесены различные буквы: L, G, U, E, S. Зачастую эти знаки размещают спереди или сзади грузовика. Помимо букв в зелёном...

Можно ли восстановить цвет выгоревшего паркета: методы и материалы

Когда ваш любимый паркет начинает тускнеть и терять свой первозданный цвет, это может действительно выбить из колеи. Ведь полы, особенно красивые паркетные, часто становятся вишенкой на торте...

Глубокий бас и насыщенность: обзор гибридных наушников ZiiGaat Doscinco

Продолжая разбирать свою коллекцию наушников из среднего ценового сегмента, я просто обязан вас познакомить с новой гибридной 5-драйверной моделью ZiiGaat Doscinco. Где за низкие частоты отвечают...

Ящерица Ван Гога: как искусство прячется в природе

Природа и искусство всегда шли рука об руку, вдохновляя друг друга. Художники черпают идеи из природных форм и красок, а сама природа порой создает шедевры, достойные кисти великих мастеров....

Обзор беспроводной клавиатуры без цифрового блока Zone 51 Citrin

Компактная, но функциональная клавиатура Zone 51 Citrin выглядит современно и элегантно, несмотря на отсутствие цифрового блока ее нельзя назвать урезанной версией, функционал клавиатуры широк...