Станет ли Metro Exodus новым Witcher 3?

 

Не все игровые франшизы стартуют вверх, аки шустрые ракеты Илона нашего Маска. Иногда требуется время, чтобы франшиза отъелась, заручилась поддержкой ширнар масс, а потом как выдала нам такое, чтобы аж дух захватило да панамки попадали. И мы довольные такие и с красными лицами поднимали эти панамки со словами — «Фух, ну парни дали! А ведь еще недавно… Кто бы знал, а? Но — верили! Эти — могут!»

Поэтому заголовок у моей рыхлой статейки не такой уж дурацкий. Несмотря на полную стилистическую непохожесть, путь игроделов из  4A Games сейчас чем-то напоминают путь, который прошла польская студия CD Projekt от первого Witcher, в которого не верил даже ivanov, до выпуска своей орденоносной Witcher3.  Сможет ли 4A Games также пройти-дохромать этот путь, с “ноунеймной” игры Metro 2033 до ожидаемой Metro Exodus, которая (кто знает?) станет в один ряд с легендарной в наших краях серией S.T.A.L.K.E.R.?


Давайте же поговорим об этом подробнее


впервые в серии — широкие просторы. Вопрос — насколько широкие

 

Линейно-шутерное прошлое

Первая часть Metro 2033 была пробой пера. Молодая украинская студия, как и многие начинатели новых франшиз, рисковала, и прочее бла-бла-бла. Не будем говорить про банальные затраты на разработку, а отметим главное — студия была крайне осторожна в формировании диздока игры. Кто играл в Metro 2033 мог отметить в игре особенность, которая редка в проектах братьев-славян. А именно — простую как огурец фабулу игры, где было ровно то, что нужно для линейного приключенческого боевика. Это резко контрастировало с тем, чем был в свое время “Сталкер”, где авторы хотели впихнуть в игру столько возможностей, что ее можно было делать добрые полтора десятка лет.


Поэтому первые части Метро получились такие… стандартные. В отличие от Сталкера, где, повторюсь, разработчики планировали столько, что фанаты до сих пор припоминают сбежавшему куда-то Григоровичу «нереализованные обещания», обе части Метро просты до невозможности. Это ровный сюжетный FPS чистых кровей, без каких-то РПГ элементов и прочих фишек. Ответвлений от «кишки» сюжета нет, и мы вынуждены разве что любоваться   атмосферными, но абсолютно линейными локациями.


Причины такого понятны – диковинные для западного игрока реалии быта русской подземки могли отпугнуть, если вместо понятного шутинга по прямой «кишке» там были бы еще какие-то затейливые танцы и заигрывания с RPG, развитием умений героя и многослойной солянкой квестинга на запутанных свободных локациях.

Чего греха таить – игра метила в сектор продаж для ЦА, которая каждый год покупает попсовый сериал Call of Duty. Для таких не нужна особая сакральность или РПГ на много часов – таким нужно несколько часов веселой стрельбы по атмосферным локациям, где нет ничего лишнего. Это было мудрым решением с точки зрения руководства, и такой и является серия «Метро» по сей день.

 

в игре обещается смена сезонов (!)


Время зрелости

Но это было вчера. Сегодня 4A Games уже недостаточно просто дать игроку “кинцо” в линейных декорациях на 8-10 часов. Игру знают, игру ждут, и, как это бывает с зарекомендовавшими себя сериалами, ждут в том числе ее дальнейшего развития.

Чтобы было понятно, о чем я говорю, давайте возьмем сериал про ведьмака и представим, что CD Projekt сделали бы Witcher 3 лучше предыдущей части ровно настолько, насколько принято сегодня в геймдеве.

Графика лучше, анимация лучше — но вокруг те же несколько тропок в псевдо-открытом мире (см. Witcher 1 и Witcher2), красочные декорации вокруг, ну и квестов чуть больше, чем во второй части.

Ну что, представили? — Даже если бы поляки сделали все качественно, максимум что их ждало, это место в обойме лучших RPG года. Не факт что призовое. Неплохо, и никто их не ругал бы за это, но тотальный успех к CD Projekt пришел именно потому, что поляки сделали для игрока то, что он и ожидать не мог. Они создали целый мир, где можно задержаться на добрые полторы сотни часов, получая контент высочайшего качества. Они смогли, метафорически выражаясь, “построить свою ракету” — сделать то, что выделило их из массы прочих проектов и даже бросилось в подслеповатые глаза фанбоев других франшиз.


Однако, применимо к серии “Метро”, здесь возникает резонный вопрос — а надо ли?

Даже при обсуждении концепции Witcher 3 в прошлом, я хорошо помню тех, кто сетовал, что “опенворлд не нужен”. Так и здесь — многие могут высказать такие же опасения — мол, “второй S.T.A.L.K.E.R. не нужен. Дайте нам снова линейное кинцо на 10 часов”.


та самая карта в ролике, которая изрядно возбудила общественность


Надо ли?

История неудач на поприще внедрений новых жанровых элементов обуславливается наличием сильных конкурентов на рынке, в огород которым попытались влезть. Кому нужна игра в стиле сталкера, если бы на рынке были успешные S.T.A.L.K.E.R. 2, S.T.A.L.K.E.R. 3 (по времени вполне можно было успеть), а также масса полупрофессиональных модификаций на любой вкус и цвет, плюс какие-то другие конкуренты. А теперь посмотрите вокруг — после “cталкера” и его аддонов, подобных игр не было. Более того — “сталкер” разбередил рецепторы достаточно, чтобы чего-то  подобного хотелось, и весьма сильно. Не потому что мы такие вот эстеты, а просто потому, что с тех пор ничего подобного не было. Другой вопрос — пользуется ли успехом такой сеттинг?


Отвечаю — пользуется. Сегодня на рынке существует несколько проектов, где с успехом используется именно условный сеттинг восточной европы (DayZ от Bohemia Interactive, PlayerUnknown’s Battlegrounds от Bluehole Studio, да и Half-Life 2 почему бы не вспомнить), к которому игроки не только симпатизируют, но уже привыкли и не разбегаются с визгом от дорожных указателей на кириллице. Однако пока нет ни одного полуоткрытого сюжетного и качественного оффлайн  шутера-РПГ, где бы этот сеттинг использовался.


Анализируя феномен S.T.A.L.K.E.R., нужно понимать, что дословно повторять что-то от 4A Games не требуется. Необязательно создавать полностью открытый мир, необязательно снова наступать на костыли каких-то неведомых амбициозных целей. Для начала нужно просто дать игроку то, что заставит его хоть немного, но пожить в предлагаемом разработчиками мире.


Вот тут-то мы и подходим к главному, что (лично меня) в прошлых сериях игр не совсем устраивало.

Те, кто поиграл в игры Metro2033 и Metro: Last Light отлично знают, что до этого времени “пожить” в мире Метро было нельзя.

детализация интерьеров даже слишком насыщена

 

Metro для жизни

Для примера, я вспоминаю самое начало Metro: Last Light, где мы находимся в бункере Д-6. Бункер сделан шикарно — любовно анимирован, озвучен, и ты после единственного его прохожденя получаешь вполне себе полный  рассказ про житье-бытье и обстановку вокруг. Но есть одна “мелочь” — оно и делалось ровно под единственное прохождение. Все сделано в COD-стиле, то есть — это просто одноразовый декор. Вот сотрудник бункера вкручивает лампочку, создавая эффект массовки, вот два сталкера играют в шашки, а у двери трое обсуждают исчезнувшую группу. Выглядит все живо и ярко, но стоит вам постоять на месте дольше 20 секунд, как тексты сценок заканчиваются, и декорации застывают. Каждый диалог и каждая анимация были сделаны ровно с целью урвать свои 5-10 секунд у игрока, и больше не повторяться.

Любая зона в игре, это кропотливо срежиссированный одноразовый спектакль, где все роли (включая роль игрока) заранее расписаны. Это хорошо, но… это загоняет игру в те рамки, которые я упоминал в самом начале. Метро — это абсолютно одноразовая игра, и вся эта тема с двумя концовками напоминает скорее милое издевательство для фанатов, где чтобы получить “хорошую” концовку надо пропылесосить все уровни и потеребонькать все гитары.


Графика Metro LL в верcии Redux очень неплоха, и немногим хуже, чем показано в ролике


Новое Метро

Давайте теперь представим Метро, которое будет сделано в стиле, более подходящим играм серии “Готика” или играм от Bethesda. Да, я понимаю, что многие из вас прямо сейчас закатили глаза, и начали цитировать бессмертное письмо про эльфов и охрану дворца, но все же.

Пусть все будет гораздо проще — не дословно, но хотя бы будут рудиментарные элементы из этих популярных игр.


Мы заходим на базу/станцию метро — и видим не одноразовый спектакль, а жителей базы, у каждого есть своя роль и поведение. Ночью все, кому полагается, спят, а днем бродят по селению, время от времени выдавая сценки, обсуждая события и имитируя свой нехитрый быт. Охрана караулит стилизованный блокпост, повар варит похлебку, ремонтник чинит утварь. С каждым можно поговорить, у каждого есть квесты или цепочка реплик.

Если уж совсем мечтать, то может появиться возможность как-то влиять на баланс, помочь небольшой базе — а вот плохим, наоборот, помешать. Надо ли говорить, что  степень погружения вырастет в разы — не забывайте, у нас не условное RPG с “маленькими человечками”, а проработанный шутер, где даже банальный квест “иди и принеси мне 10 шкурок крыс-мутантов” играется вполне бодро.


Косвенно, мои мысли повторяются многими игроками, в комментариях к нашумевшему трейлеру игры. Буквально каждой второй темой после обсуждения графики (рендер или геймплей?) идет тема, насколько сильно игрока “отвяжут” от сюжетного вектора направления игры, который в первой-второй части был ровно 1 (один). Насколько расширят локации — сделают ли их достаточно широкими, будут ли это просто декоративные “коридоры” для сбора и поисков нового лута, или же это будут достаточно обширные локации, где можно выполнить несколько дополнительных квестов. Будут ли квестодатели намертво прибиты к своему месту, или смогут, как в “сталкере” есть колбасу у костра и травить анекдоты, а также отгонять при необходимости живность вокруг.

Вроде бы смешно, но эти отличия достаточно серьезны, чтобы привлечь в игру как любителей открытых атмосферных миров, которых сейчас становится все больше, так и ностальгирующих по временам S.T.A.L.K.E.R.


Игре теперь это нужно ровно потому, что франшиза Метро уже звучит достаточно громко, чтобы дальше “подъедать хлеб" за богатым Call of Duty и сознательно быть просто еще одним бесхитростным шутером.

 

Проблемы роста

Парадоксально, но возможной проблемой может быть прежнее сотрудничество с автором книг Дмитрием Глуховским. Скажу прямо — идея игры с выжившими в метро людьми после апокалипсиса легли на рельсы игры также идеально, как ваши старые джинсы на ваш располневший зад. Но вот дальнейшие события, мироописания и быт враждующих группировок выглядели, мягко говоря, достойными пера среднего графомана. Этим страдала и книга, и игра.


тот самый трешакЪ с фракциями


И если в первых частях разудалая клюква с карикатурными фашистами и коммунистами пришлась вполне к месту, то в третьей части, если авторы хотят поднять качество продукта, от чего-то придется избавиться. Иначе проникнуться сюжетом с фоновым противостоянием, где одни наряжены в форму советских комиссаров, а вторые старательно косплеят нацистских офицеров, смогут либо школьники до 5 класса, либо любители веселых трешевых зарисовок в стиле “Монти Пайтона”.

В качестве оправдания можно упомянуть тот факт, что для подобных игр удивительно гармонично подходит сюжет в духе книг с мягкой обложкой. В Сталкере вон был сюжет с О-сознанием, комичными бандитами и монолитом, но он удивительно удачно подошел игре, хотя был также простоват. Главное избавиться от явных перегибов, а дальше все спасает атмосфера, и вы будете с удовольствием делать квесты какого-нибудь поселения в пустошах, просто потому, что вам нравится этот мир.



Итоги

В свое время всех удивил и восхитил Witcher 3, который сейчас является ярким примером игры, ставшей классикой при жизни, завоевавшей больше всех в истории наград.


Будущее Метро может повторить успех того, что сотворили поляки. Не так громко и не так ярко, потому что вселенная игры не столько универсальна, чтобы понравиться каждому. Но встать в один ряд с прочими сериями, где исповедуется многовариативный геймплей, вроде Far Cry, они уже могут. У студии есть опыт, в прошлом многие из них уже создали игру, которая стала для многих вехой. Да и пора бы уже, условного говоря, выбраться из тесных коридоров линейного метро на поверхность геймплея с элементами открытого мира.Все зависит от самих авторов. Сделают отличный линейный шутер в духе первой и второй части — будут молодцы. Вряд ли кто-то будет критиковать игру за такое, разве что припомнят обещания, где на своей страничке, цитирую, авторы заявляют игроку

“Исследуйте просторы постапокалиптической России на обширных нелинейных уровнях в рамках увлекательного сюжета, проводящего вас через весну, лето, осень и зиму опустошенного ядерной войной мира”.

… и все будет хорошо!


Одного этого достаточно, чтобы игроки нафантазировали себе многое и, (собственно, как и я) ждали игру, где как минимум не будет “одноразовости”, будет хоть какое-то “исследование мира”, и можно будет задержаться не только для прохождения сюжета.

Я пессимист, и скорее вангую несколько расширенную версию “Метро”, где формально будут и “нелинейные” уровни, играющие роль небольших полигонов для выгула игрока, но игра все же недалеко уйдет от линейного повествования, только с более широкими “коридорами”.

Но где-то глубоко внутри остается надежда, что ребята выстрелят, и явят нам нечто мощное. То, на что надеялись, но не ждали. И 4A Games наконец-то перейдут из стана прилежных “хорошистов” в ряды культовых студий, которых не так много сегодня осталось.

Однако, несмотря на мой скепсис, Metro Exodus является одним из главных для меня проектов в 2018 году. Жду, и надеюсь на лучшее!


P.S.

Если вы с чем-то не согласны, да еще и страстный фанат COD-а и у вас есть свой взгляд на изложенное, то можно продолжить дискуссию в комментариях.



+7 0 8453 15
Автор хоровод боевых гномов Рейтинг +0.02 Сила 0.01
Блог Компьютерные и мобильные игры 46 21 RSS

15 комментариев

Waldemarik
Метро — хорошая игра, выйдет продолжение — обязательно поиграю. А так ждемс, Half Life 3 и STALKER 2…
izekil
Станет ли Metro Exodus новым Witcher 3?
Если коротко: нет.
Длинно: неееееееееееееееееееееееет.
Maxim80
И если в первых частях разудалая клюква с карикатурными фашистами и коммунистами пришлась вполне к месту, то в третьей части, если авторы хотят поднять качество продукта, от чего-то придется избавиться. Иначе проникнуться сюжетом с фоновым противостоянием, где одни наряжены в форму советских комиссаров, а вторые старательно косплеят нацистских офицеров, смогут либо школьники до 5 класса, либо любители веселых трешевых зарисовок в стиле “Монти Пайтона”.

А это не клюква была вовсе, это явный «месседж» либерального говнофантаста Глуховского, а звучит он так: «Коммунизм = Фашизм».

Ну и не стоит забывать о «Роисся Вперде» от украинской компании A4Games. Принимая во внимание текущую ситуацию на Украние, то ли еще будет…

PS

И это не я сейчас приплетаю политику к геймдеву, это делают либеральные говнофантасты русофобы и талантливые украинские разработчики…
хоровод боевых гномов

Ответ Maxim80 на коментарий
А это не клюква была вовсе, это явный «месседж» либерального фантаста Глуховского, а звучит он так: «Коммунизм = Фашизм».


там еще буддисты были, насколько помню.
Но суть не в этом — он там в Геродота играет, и, как мне кажется, неудачно. Книга и игра были куда интереснее, если бы не было этой разудалой клюквы, и с темой поехавших на фоне верований и убеждений обошлись бы бережней, нежели у Глуховского.
Ну и книга вышла куда раньше, чем нас и украинцев стали натравливать друг на друга, так что вряд ли 4A специально что-то делали.
Последний раз редактировалось
Maxim80
Вы переоцениваете Глуховского. Он просто либеральный говнофантаст, и всеми своими (тут я с вами соглашусь) достаточно убогими писательскими выразительными средствами пытается показать, что коммунисты ничем не лучше фашистов, особенно в книге, хотя и в игре этот момент вниманием не обошли. Причем, в силу своей отсталости (т.к. понятия о коммунизме\социализме у автора такие же как у любого либерального дегенерата), получатся у него именно косплейная клюква т.е. шизанутые с фюрером vs кровавая гэбня (кстати, живущая целиком по капиталистическим понятиям). Именно так автор видит.

так что вряд ли 4A специально что-то делали.

Ну да это, конечно, совершенно случайно… огромный лозунг «Роисся Вперде» авторы нарисовали на текстурах. Вы действительно в это верите? И, да, это было во времена, когда «нас и украинцев еще не стали натравливать друг на друга», что же будет сейчас...?
Последний раз редактировалось
хоровод боевых гномов

Ответ Maxim80 на коментарий
коммунисты ничем не лучше фашистов


по большому счету тут действительно применима теорема Эскобара, так что чего переживать-то.
Метро всегда было нацелено на западный рынок, в самой игре я не заметил каких-то гадостей, а про эту вывеску — ну сделали и сделали. В последнее время я частенько также разделяю этот лозунг, хотя и не русофоб.
Maxim80
На всякий случай (вдруг, кто-то из читателей не знает), приведу трактовку «теоремы Эскобара»: «При безальтернативном выборе из двух противоположных сущностей, обе будут являть собой исключительную #$#%%@». В оригинале там нецензурная брань. Понять ее можно так: если мы делаем выбор между двумя противоположностями, например, «плохое» и «хорошее», выбирать что-то нет смысла, лучше не делать выбор совсем.

Ну, я так понимаю, вы предпочитаете не выбирать, между фашизмом и… т.е. выбор для вас в данной ситуации не очевиден. Хотя, вы и утверждаете, что не русофоб. Давайте воспользуемся другим методологическим принципом, известным как «бритва Оккама», и отбросив всю либеральную шелуху, мы придем к простому выводу: антисоветчик всегда русофоб.

Ну и понятно тогда, откуда

про эту вывеску — ну сделали и сделали

Ну рассказал мальчик Коля о невинных фашистах и рассказал…
Страну поливают помоями, но это же

было нацелено на западный рынок

Правильным путем…
VitalyOFF
Насколько я помню Глуховский вообще не фантаст, он журналист был и стал писателем одной книги ))) Ну после популярности первой написал еще одну денег заработать. Популярность вполне понятна — люди охотно хотят почитать что-нибудь необычайное в антураже обыденного, ну как, едя в метро почитать про метро-апокалипсис ))) Тем не менее литературные достоинства книги низкие, читал давно, но до сих пор помню бредовый сюжет и очень, очень тяжелый язык. Одна их самых трудно читаемых книг просто потому что плохо написана. Вот Дивов творчески переработал дневник машиниста метропоезда и получилась вполне увлекательная одноразовая «Осторожно, двери закрываются»
S@rge
Я пессимист, и скорее вангую несколько расширенную версию “Метро”, где формально будут и “нелинейные” уровни, играющие роль небольших полигонов для выгула игрока, но игра все же недалеко уйдет от линейного повествования, только с более широкими “коридорами”.
Меня в принципе устроят уровни-хабы, как в последней «Лариске». Большой и мертвый открытый мир, в котором нечего делать, не нужен.
хоровод боевых гномов

Ответ S@rge на коментарий
Меня в принципе устроят уровни-хабы, как в последней «Лариске». Большой и мертвый открытый мир, в котором нечего делать, не нужен.


на самом деле будет большим достижением, если они хотя бы это сделают.
Сама игра, думаю, выйдет в середине 2019-го — учитывая, что роликов с игровым процессом еще не было, работы у них море.
Suslo
с “ноунеймной” игры Metro 2033
Серьезно? А вы сами то в то время читали книги, играли прямо на момент выхода и тд?
Я прекрасно помню, что интерес и увлечение и книгами, и первой игрой были просто огромны! Я тогда как раз институт заканчивал: у нас все просто горели вселенной Метро! И все знакомые горели, друзья, их друзья… Какой еще ноунейм, шутите?

А вот истерику и истечение слюнями по вселенной сталкер вообще не понимал никогда… Хотя может просто не мое…
хоровод боевых гномов

Ответ Suslo на коментарий
Серьезно? А вы сами то в то время читали книги, играли прямо на момент выхода и тд?
Я прекрасно помню, что интерес и увлечение и книгами, и первой игрой были просто огромны! Я тогда как раз институт заканчивал: у нас все просто горели вселенной Метро!


я приобрел книгу из первого тиража. Повторюсь, кроме классной идеи про подземку и людей, там нет абсолютно ничего. Для художественно произведения все эти группировки слишком гротескны и напоминают цирк, для реконструкции также все не выдерживает никакой критики.
4А не стали убирать это ровно потому, что для западного игрока такое может показаться забавным.
Лично я верю, что шиза у подземных жителей будет, но чтобы в ограниченных ресурсах они там на расстоянии станции отыгрывали такие роли (нацисты прямо играют роли немецких офицеров из советского кино, это смешно и отвратительно одновременно).
В общем, все что есть в книгах интересного — это идея и нагнетаемый саспенс с черными. Как только автор раскрывает все это, все становится на один уровень с книжными фанатскими «шедеврами» по Сталкеру, «бешеному» и прочей макулатурой в мягкой обложке. И на самом деле очень жаль, ибо идея была слишком хороша, чтобы так все испортить.


Ответ Suslo на коментарий
А вот истерику и истечение слюнями по вселенной сталкер вообще не понимал никогда… Хотя может просто не мое…


Сталкер — явление в геймдеве. Несмотря на их сплошные косяки по всему и вся, они шедеврально перенесли атмосферу зоны отчуждения так, как никто еще не делал. Авторы игры практиковали фотограмметрию тогда, когда об этом еще никто не задумывался. Советую поиграть качественную сборку вроде OGSE, это очень неплохая РПГ.
Последний раз редактировалось
slasaru
Однако пока нет ни одного полуоткрытого сюжетного и качественного оффлайн  шутера-РПГ, где бы этот сеттинг использовался.
А Ларка? По-моему, она этим сеттингом накормила публику лет на десять вперед.
хоровод боевых гномов

Ответ slasaru на коментарий
А Ларка? По-моему, она этим сеттингом накормила публику лет на десять вперед


спасибо, смешно.

Добавить комментарий