Железный обзор Halo: Combat Evolved. Шедевр, никому не нужный на ПК

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

История провала Halo: Combat Evolved на ПК, сравнение качества графики в игре при использовании различных версий DirectX — в свете использования данной игры в качестве бенчмарка.

История разработки

Разработка данной игры началась в далёком 1997 году, когда 3D графика на ПК уже окончательно вошла в силу и стало возможно без особых костылей использовать её в играх — правда изначально игра должна была быть не шутером, а стратегией. Мощности видеокарт росли не по дням, а по часам, и по началу, как и все нормальные игры тех лет, Halo разрабатывался с использованием API OpenGL под операционные системы Windows и MacOS. Как собственно и ещё одна известная игра компании Bungie — Oni. Более того проходимцами из Bungie даже удалось получить пиар от самого Стива Джобса, который незадолго до этого вернулся на должность главы Apple и был на тот момент очень заинтересован в продвижении Mac как игровой платформы.

И игра была показана в 1999 году на выставке Macworld Conference&Expo.

Увы, в 1999 году у компании Bungie были проблемы с финансами, но на выручку пришла компания Microsoft, которая в своё время удачно «по сотрудничала» с SEGA пытаясь пропихнуть свой API DirectX 6.0 в Sega Dreamcast. Правда игр на Sega Dreamcast с его использованием так особо и не появилось. Но делалось это не для того — как-то так удачно получилось, что 2000 году SEGA заявила о уходе с приставочного рынка и продала приставочное подразделение компании Microsoft, у которой «внезапно» оказалась почти готовая к запуску собственная игровая приставка, впрочем, это совсем другая история. Ну, а Microsoft для своей приставки была нужна игра, а Halo выглядела перспективно, да и к тому же уже была хорошо пропиарена где только можно. Собственно, всё закончилось покупкой Bungie компанией Microsoft в 2000 году. После этого игру перевели на фирменный API DirectX 7.0 компании Microsoft, а в те времена на коне была nVidia со своими GeForce 256 и готовившимся к выпуску GeForce 2. Как итог проходимцам из Bungie удалось пропиариться за счёт Джейсона нашего Хуанга, который рекламировал свой GeForce 2 GTS как идеальную видеокарту для Halo.

Эксклюзивность для Xbox

И всё бы ничего… но «внезапно» студия Bungie объявила о том что Halo, станет эксклюзивом для приставки Microsoft Xbox. Приставка эта представляла собой по сути обычный ПК на базе процессора Intel Pentium III, так что ни каких проблем с переносом игры на неё — не возникло. Ну разве что пришлось чутка оптимизировать и подрезать то тут, то там, ибо приставка обладала всего 64Мб оперативной памяти, что для ПК 2001 года было мягко говоря уровнем «офисное днище». Впрочем, видеократочка у приставки была на базе nVidia GeForce 3, что позволило добавить в игру наворотов из новейшего на тот момент API DirectX 8.0.

Собственно, как-то так Halo выглядела на приставке Xbox, поступив в продажу в 2001 году, одновременно со стартом продаж самой приставки.

Мутноватенько, но в принципе на CRT телевизоре я думаю смотрелось вполне неплохо. Да и сама игра, как игра — была вполне неплохая, что позволило ей стать одной из самых продаваемых игр для данной платформы.

Провал игры на ПК

ПК пользователи конечно погоревали немного, да и забыли о Halo. Но тут в 2003 году случилось непонятное — а именно игра вышла под Windows и MacOS. И сказать, что это был провал — это ничего не сказать. Дело в том, что игра за эти 2 года успела значительно устареть и её релиз пришёлся аккурат через полгода после выхода Unreal II: The Awakening и за полгода до выхода Doom 3. И увы без слёз глядеть на неё к тому времени было уже невозможно. Хотя в игру и добавили поддержку DirectX 8.1 и даже DirectX 9.0, по факту же она оставалась игрой поколения DirectX 7.0. Да и геймплейно она уже ничего нового владельцам ПК показать не могла.

Как вы понимаете Halo на ПК уже ничто не могло спасти. А учитывая, что довольно большая часть игроков в те времена всё ещё сидела на картах поколения DirectX 7.0 и увидели они ещё более скромную картинку — анинстал ожидал игру в лучшем случае после пары первых миссий. Ибо выглядела игра — никак, а ещё и консольные корни сильно подпортили шутерную механику. А ведь выйди игра на ПК в 2001 это был бы без преувеличения — шедевр.

Использование игры в качестве DirectX бенчмарка

Собственно, чего-я-то вдруг решил предаться воспоминаниям. Как вы знаете у меня в хозяйстве есть небольшая коллекция видеокарт, обзоры на которые выходят на iXBT под заголовком «Ретро-обзор». И в ходе тестирования и проверки своих видеокарт я потихоньку вплотную приблизился к рубежу тысячелетия. А в 2000 году помимо всего прочего с одной стороны начался массовый переход с Win9x на WinNT — что стало своеобразным водоразделом для железа, ибо драйверы под WinNT у старых видеокарт второй половины 90х как правило отсутствуют, а с другой стороны производительность и возможности самих видеокарт выросла на порядок, что делает прямое сравнение видеокарты 98 года и 2002 бессмысленным. Так что я решил разделить свой цикл статей «Ретро-обзор» на две части, а точнее для относительно свежих видеокарт проводить тестирование под Windows XP с процессором Intel Pentium 4, начав таким образом цикл «Ретро-обзор 2.0». Часть видеокарт там конечно будет немного пересекаться, но в целом так будет проще и мне, и вам.

К чему я это… а к тому что новый цикл статей требует новых тестов, а вот с тестами оказалась беда. Синтетика то понятно никуда не денется, а с играми я с удивлением обнаружил что как таковых «чистых» игр под DirectX 8.0 или DirectX 9.0 не существует в природе. Так или иначе там идёт пересечение по API и отличаются они лишь набором дополнительных эффектов, которые эти API позволяют реализовать.

Реализовывалось это всё добро программистами тех лет — криво и косо, так что для тестирования увы множество игр оказались не пригодны. Half-Life 2, например, криво работает на GeForce FX в DirectX 9.0, а рендер DirectX 7.0 так вообще вырезали в свежих версиях игры. Такая же ситуация и с FarCry. В итоге только Halo дала внятные и повторяемые результаты и позволяет нормально тестировать видеокарты, правда увы качество картинки с переходом от DirectX 8.0 к DirectX 9.0 особо не изменяется. В чём можно убедится ниже на скриншотах.

Итоги

Собственно, вот такая у нас на сегодня получилась история. В дополнение к Halo я так же нашёл ещё один неплохой игровой бенчмарк, а именно игру F.E.A.R. Она позволяет протестировать видеокарты под DirectX 8.1 и DirectX 9.0, что конечно же не могло меня не обрадовать. В дополнение к ним будет также Unreal Tournament 2004 и естественно Doom 3. У Doom 3, если кто не в курсе, «внутри» то же не один рендер, а минимум 5, но благо он настолько хорошо написан, что этого почти незаметно. Это несколько снижает его ценность как бенчмарка, ибо рендеры там вендорозависимые и нельзя, например, протестировать рендер под nVidia на видеокартах ATi. Но за это надо сказать спасибо фирме nVidia которая в начале 00х превратила открытый стандарт OpenGL в кучу проприетарных костылей.

Если у вас есть ещё какие-то кандидаты со встроенным бенчмарком под DirectX 7.0/9.0b — пишите в комментариях, обязательно проверю.

Ну, а на сегодня у меня всё — всем пока.

ШутерМультиплеерный шутерPCXbox 360Xbox OneXbox Series XДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

5 комментариев

Д
Да как устарела? Я её на ПК как только запустил тогда, так она мне сразу прям сердечко запала! Божественная музыка, мощный импакт от любого оружия и техники, умные враги. Сюжет только понимал смутно из-за отсутствия нормальных субтитров и кривого промтовского перевода. Прошёл её залпом. С тех пор у меня и аватарка, и ник оттуда.
PanzerK
Поливание от бедра с винтовки с рандомным разбросом… это нынче импакт?
Д
Да! Каждое оружие чувствовалось как особенное, отличающееся от других, ощущался его урон. И против разных врагов была разная эффективность. Винтовка с разбросом да, была удобна не во всех случаях. Сразу понимаешь, что для ближнего боя и против монстров Потока хорошо себя показывает.
PanzerK
Особенное не особенное… с тем же успехом можно клавишу — авто-бой там сделать, ничего бы не поменялось. Стрельба невнятная по принципу — наведи в сторону врага и зажми кнопку. Ну нынешнему поколению игроков наверное зайдёт, в начале 00х это ничего кроме гомерического хохота на вызывало.
284096792316@odnoklassniki
Тоже помню кучу положительных отзывов о Хало. Скачал игруху и не впечатлило тоже. Ещё упёрся в сложный момент и застрял на каком-то уровне.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Как выбрать компрессор для автомобиля

Все больше и больше среди водителей приобретают популярность автомобильные компрессоры. И это не спроста, использование компрессора является более удобным и быстрым способом для накачивания колес....

5 компьютерных гаджетов безвозвратно уходящих в прошлое

Мы живем в эпоху, когда технологии стремительно развивается и очень много техники быстро устаревает морально. Всего каких-то 10 лет назад люди гордо ходили по улицам с планшетами и огромными...

Обзор Celest Ogryn: полноразмерные игровые наушники от Kinera

Сегодня мы поговорим, с одной стороны, о наушниках от всем известного бренда Celest, относящегося к Kinera, а с другой — это полноразмерные игровые USB-наушники. То есть ну совсем не...

Планеты-изгои или первичные черные дыры? Телескоп «Nancy Grace» разгадает загадку микролинзирования

Вселенная полна загадок, и одна из самых интригующих — природа темной материи. Эта невидимая субстанция составляет большую часть материи во Вселенной, но ее состав и свойства остаются...

В чём разница между суши и роллами: Погружение в мир японской гастрономии

Японская кухня славится своим разнообразием, изяществом и неповторимым вкусом. Среди ее самых известных представителей — суши и роллы. Эти два блюда стали символами Японии в мире, но...

Выходила ли «Катюша» на высокий берег?

В городе Орша с 1966 году стоит мемориал, посвящённый первому залпу «Катюш». Мне стало интересно, как связан этот мемориал с песней «Катюша». Поискав информацию, нашёл много интересного. Чем спешу...