Село во всех смыслах. Обзор Ostriv

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Даже в наш век повальной глобализации и унификации многие в глубине души сохраняют капельку сентиментальности. Родные пейзажи в играх у них вызывают больший отклик, чем безликое европейское средневековье. Неудивительно, что Ostriv сразу сконцентрировал на себе долю внимания сообщества, особенно украинского. Градостроитель про село на Слобожанщине, да ещё и разработанный одиноким инди-разработчиком за свои кровные – звучит как хорошее начало проникновенной истории.

И сразу отмечу, у Ostriv хватает сильных сторон. Одна из основных – детальнейшая проработка многих геймплейных моментов. Необходимость чередовать злаки на полях, система закупки выращенных селянами на огородах овощей и перепродажи их на рынке, детальный менеджмент коров, быков и волов – далеко не полный список здешних механик. Разработчик не стесняется игнорировать устоявшиеся в жанре стереотипы и делать некоторые элементы так, как он хочет.

Но при этом Ostriv остается глубоко второстепенной игрой. И проблема здесь далеко не в устаревшей лет на десять графике и не в багах, которые регулярно портят жизнь. Дело в том, что за всей глубиной проработки деталей она забывает о том, чтобы просто быть интересной. Почему? Об этом читайте дальше.

Старт

На первый взгляд Ostriv выглядит как не очень умелая попытка повторить Banished со свободной сеткой строительства. Начинается все стандартно – строим лесопилку, строим домики для жителей, колодец. Впрочем, уже при строительстве домов замечаешь первую интересную деталь – огороды. Вы можете строить дома с небольшой огороженной территорией, самостоятельно выбирая её размер. На огородах жители выращивают разные овощи, чтобы прокормить себя.

Дальше все тоже происходит по узнаваемому принципу. Строим ферму для массового производства пищи, затем начинаем наращивать производственные мощности. Фермы сами по себе — важный геймплейный элемент. Поля здесь имеют три условных компонента питательных веществ, каждый из которых истощается при выращивании определенных культур. Это стимулирует, во-первых, культуры чередовать, а во-вторых, раз в 4-5 лет оставлять поле под пар.

Действительно ключевым этапом становится постройка торгового склада и причала, когда вы откроете возможность торговать с другими городами. Многие ключевые ресурсы нельзя произвести на месте, лишь купить – например, животных и железо. Также торговля является самым надежным источником денег. Ведь локальная торговля ограничена запасами денег внутри вашего города – чтобы что-то купить с рынка, житель должен сначала заработать деньжат из вашей же казны.

При всех своих отличиях старт в Ostriv проходит по тому же пути, что и в бесчисленном количестве других симуляторов колоний. Медленное и неспешное развитие, постройка новых веток производства, наращивание населения. Уникальные механики интригуют, но действительно важной роли не играют. Из всего, что показывает вам Ostriv, действительно важным является лишь менеджмент ваших полей – все остальное остается на уровне деталей.

Развитие

Примерно по достижению мидгейма я внезапно ощутил, что игра меня начинает давить. Причем напрягает она весьма странным способом. С одной стороны, дальше я опишу несколько серьезных проблем, с которыми я столкнулся – и каждая из них должна была бы серьезно меня напрячь. Но вот беда – они не могут. Вся сложность в Ostriv абсолютно убита двумя факторами. Первое – даже если из города уехали недовольные жители, в опустевшие хаты тут же приедут новые. Второе – вы можете покупать товары в долг, какой большой не была бы дыра в вашей казне. По итогу, вы беспокоитесь за свое село скорее по инерции – потому что как-то наказать вас игра не может.

Возвращаясь к подводным камням в развитии, начнем с экономической системы. Автор не поленился сделать замороченную схему, в которой участвует три основных элемента – налоги, заработная плата и покупка товаров на рынке. На первых порах разобраться в этой схеме весьма сложно, так что вы или оставите своих селян без гроша в кармане грызть лебеду, или же сами будете сидеть с огромным минусом.

Во-вторых, в Ostriv очень много мелкого и детального менеджмента, который игра не сильно-то пытается упростить. Например, решил я наконец завести рогатый скот. Закупил коров, быков, потратив на них баснословные деньги, построил коровник, нанял работников. Спохватившись, построил пару сушарок для создания сена. Вот только не уследил, не просчитал – и в одну из зим запасы сена закончились, и все коровы померли. Наша песня хороша – начинай сначала.

И проблема понятное дело не в том, что сена не хватило – это как раз очевидный момент. Вопрос в том, как игроку предлагается следить за такими моментами. Да, открыв справку коровника, можно прочитать, сколько каждая корова ест в месяц. Затем вам нужно посмотреть на свои запасы сена и оценить, хватит ли их. И количество сушарок на самом деле не гарантия достаточного производства — вполне может быть, что в загруженный сезон посева и сбора урожая просто не нашлось работников, чтобы накосить достаточно травы. В таком случае вы должны чуть ли вручную считать, сколько же коров сможет выжить на ваши запасы до следующего года, и опять же вручную отправить остальных на убой. На мой вкус — было бы интересно, если бы в вашем селе их было две-три, но их же несколько десятков.

Ну и попробуйте в этом всем разобраться. Станет просто — вспомните, что в виду постоянной смены культур на полях прогнозировать новый урожай по прошлогоднему — гиблое дело.

Но самая страшная проблема, которую я к этому моменту обнаружил – что все это развитие по сути бесполезно. Да, у вас есть более продвинутые потребности – вроде обуви или теплой одежды. Есть возможность улучшить фермерство, используя плуги, есть возможность начать перевозить ресурсы на возах. Но это все… просто не нужно. Вы можете продолжать расстраивать свой город и без этого. Да, люди будут иногда уезжать – а на их место будут заезжать новые. Вы даже сможете выйти в плюс, продавая самые базовые ресурсы. Ostriv никак не стимулирует вас к развитию, ведь чтобы вы не построили, вы так и останетесь гигантским селом с сельскими же потребностями.

Красиво порознь – плохо вместе

Приближаясь к концу, я особо остро начал чувствовать, что это проект, созданный одним человеком без опыта в геймдеве. И дело отнюдь не в графике и не в багах – хвалил я игры с намного худшим исполнением.

Суть же в том, что автор сам не понимает, чего хочет добиться. Ostriv ощущается как набор хотелок, пожеланий о том, как должна выглядеть «игра мечты». Да, каждая хотелка реализована вполне неплохо, местами – даже замечательно. Но за всем этим нет единой воли, которая собрала бы это вместе и заставила бы работать, как единый механизм.

Есть, например, сложная экономическая система. Три вида налогов, регулировка зарплат, местная торговля. А как оно должно самостабилизироваться и работать? Да черт его знает. У жителей часто кончаются деньги? Добавим костыль в виде денежной помощи семье. У нас есть сложная система фермерства, которая является фундаментом к почти всему производству села? А зачем нам как-то показывать игроку хотя бы оценочный урожай той же пшеницы, без которой подохнут куры, или подсолнухов, из которых делается масло. Слишком многие механики здесь существуют словно бы в отрыве от других, никак не дополняя их и не стимулируя игрока грамотно их использовать.

К тому же, игра не может ни поощрять, ни наказывать игрока. За все свои новые цепочки производства вы получите целое ничего. Держим в уме, все, что крестьяне покупают на рынках, они покупают на заработанные у вас же деньги. Экспорт же намного проще забить самыми простыми ресурсами вроде угля — себестоимость в разы ниже. Про наказание за нерасторопность речь тоже уже была — как не тупи, а в городе все равно будет кто-то жить. Главное, чтобы было жилье и самый базовый приток еды.

Графика, оптимизация, перевод

Что говорить о графике, вы можете сами посмотреть скриншоты. Инди оно и есть инди. В целом неплохо, местами можно отметить неплохую работу с глобальным освещением, но ничего выдающегося. К тому же, тени почему-то заметно ухудшают производительность. Стилистика тоже не радует – из приятного можно отметить разве что портретики людей да пару зарисовок в меню, но это просто мизерный пласт контента, который никак не может вытащить общее впечатление.

Отдельно отмечу, что игре вроде Ostriv критически важно иметь адекватное графическое представление. Ведь если она упирает на национальный колорит, на некую тематику, то они должны ощущаться игроком. В который раз вспомню Frostpunk – черт с геймплеем, посмотрите на его визуал. Создатели захотели показать замерзший стимпанк – и им веет из каждого пикселя. Покупая его, игрок сразу получает то, что видит на коробке. Покупая Ostriv, он узнает украинский колорит разве что в названиях да именах. Все остальное слишком отдает искусственностью. 

Техническое исполнение также хромает. В целом Ostriv достаточно стабилен, но бывают странные баги вроде застревания всех горожан на одном месте или проблем с альт-табом во время загрузок.

Перевод – отдельная тема, которая может вызвать немалые бурления определенных масс в коментариях. Дело в том, что в Ostriv нет русской локализации – только украинская и английская. Во избежание самокалечения я бы предложил комментаторам отказаться от бурного обсуждения этой темы – но все же отмечу, что ход совершенно дурацкий. Автор добровольно отрезает от себя немалую часть аудитории, и бог ему судья.

Выводы

О чем вообще Ostriv? Это симулятор украинской деревни? Уж простите, не чувствую духа. Ни в названиях, ни в именах, ни в вишневых садах (которых появились спустя полтора года после выхода в ЕА). Про сложную и реалистичную систему производства и экономики, рассчитанную на истинных фанатов жанра? И это не так, этой системе ещё полироваться и полироваться. Быть может, здесь есть какие-то другие уникальные механики, которые грамотно обыграны и должны зацепить игрока? И снова нет. Игроку по сути предлагается самостоятельно найти себе развлечение и цели.

К сожалению, Ostriv – это лишь попытка одного человека замахнуться на непосильную для него задачу. Не подумайте – я уважаю его труд. Даже чтобы достичь такого результата, он приложил колоссальные усилия и проделал невероятную работу. Но игры я ценю не по тому, как было сложно разработчикам, а по тому, как было интересно мне. Играть в Ostriv мне интересно не было.

Этой игре не нужен новый контент. Ей не нужно больше линеек производств, зданий или потребностей. Ей нужно ещё пара опытных разработчиков, которые бы сели вместе с автором за стол и хорошенько подумали – а что мы действительно хотим сделать? Что в нашей игре должно поражать и интересовать – а на что можно просто забить? И после этого им стоит довести до ума первое и выкинуть второе. Потому что обидно видеть, как ряд нетривиальных идей и заготовок загибается от того, что их забыли правильно скрепить и спаять.

Обидно и то, что Ostriv страдает от ряда сугубо личных решений автора. Нельзя промолчать про про отсутствие русского – что, по мне, критично для гигантской части потенциальной аудитории. Отметить стоит и достаточно высокую цену в 8 долларов – уж жителю Украины стоило бы знать, что для нашего рынка это не так уж и мало, особенно за альфа-релиз инди игры.

По итогу вышесказанного, я могу советовать Ostriv лишь любителям жанра – и то, при соблюдении осторожности. Я бы даже сказал – в первую очередь для расширения кругозора, а не для серьезной игры на долгие часы. Уж слишком это неоднозначный продукт – и черт его знает, доведет ли когда-то автор его до адекватного состояния. Впрочем, пожелаем ему удачи на этом тернистом пути – потому что задатки у этой игры все же есть.

Виктор Полуянов

СтратегияPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Обзоры и мнения по стратегиям, градостроителям, стелсам, ARPG и прочему. Если заинтересовало, можешь ознакомиться с другими статьями через этот материал или мой профиль

3 комментария

H
Смешно читать, особенно про перевод и кто кому судья… Уважаемые разработчики игр из России, вы делаете украинский перевод своих игр? И нет ничего сложного, там и без перевода все понятно. А по цене — 8 долларов это не деньги. Кому интересно, есть прохождение этой крутой игры https://youtu.be/ctJOfRSEmkU.
-
Интересный обзор …..
Но – мнение есть мнение. Хотелось бы пояснить некоторые моменты.
«Это симулятор украинской деревни? Уж простите, не чувствую духа. Ни в названиях, ни в именах, ни…» — вполне возможно что для вас это именно так. Потому что вы не с Украины. Игра больше рассчитана для жителей Украины и для тех – кто хотел бы понять этих жителей. В игре вы не найдете батальных сцен, войной с соседями, получения значимого титула, накопление безумных богатств, битвы с монстрами, выживание после апокалипсиса. Суть игры в том что бы передать радость жизни от самой жизни. В том что дома селян, одежды, дворы, животные – все разное. При приближении вы как будто пройдетесь улочками и увидите как селяне открывают дверь заходят и выходят с домов. Услышите пение птиц, звуки домашних животных. Можете построить лавочки на которых будут потом отдыхать селяне. Посадить возле них яблоню или вишню, как сделали бы вы для себя, что бы было красиво. Сделать небольшое место для отдыха поставив альтанку. Капличку или церковь. Посадить сад. Засеять хмельник для производства пива. Построить корчму и поставлять туда горилку. Учитывать сезонность работ для того что бы можно было больше выращивать пшеницу и изготавливать одежду.
Вы строите то место – в котором хотели бы жить сами. Смотреть как тает снег на полях. Как желтеют лисья на деревьях. Как больше детей начинают ходить в школу, потому что вы сделали хорошие условия жизни и у селян рождаются дели. Все это есть в игре.
Поставить лавочки возле школы, посадить деревья и огородить это забором – за это вы не получите ничего. Ни балов, ни прокачки, ни рейтинга. Вы делаете это потому – что хотели бы видеть школу, в которую ходят ваши дети именно так.
Сталкиваться с трудностями, когда ты не рассчитал запас соломы. Или что земля должна отдыхать после многократных посевов. Что зимой рыбу не ловят и людей можно задействовать больше на заготовке дров, а осенью нужно всем собирать урожай.
Конечно игра далеко не идеальна и у нее есть недоработанные или кривые места. Я уверен что автор сам об этом знает. Но для одного человека – результат очень впечатляющий.
Дух Украины в игре на 100% передан с невероятным многообразием всех мелких деталей. Посетите Украину. Поживите там. Посмотрите каким был быть селян чем и как они жили к примеру в «Национальный музей народной архитектуры и быта Украины» в Киеве площадью в 133 га.
Но – мнение есть мнение. Кому-то игра и не зайдет, потому что он не понимает, о чем это. Это нормально. Это как если вы будете проходить по парку и там будет играть квартет струнных инструментов. Много людей пройдет мимо. Но часть людей будет останавливаться и слушать. Вот для такой части людей и играет квартет. Продажа игры в Steam не будет баснословной. Но она будет более доступной для большева числа людей которые хотят послушать квартет.
P
Игра просто шедевральна в своих деталях, я стал замечать, что залипаю смотреть, как строятся те или иные здания: например, чтобы построить обычный домик, нужно соорудить фундамент, возвести стены, выложить печь, построить каркас крыши, уложить на него солому, а затем глиной утеплить стены. Для каждого вида зданий свои этапы постройки и мне очень интересно наблюдать как они строятся. Каждого жителя деревни можно назвать персонажем: можно отследить весь его жизненный путь: от рождения (если он родился в вашей деревне) до самой смерти. В меню показана вся его семья, родители, дети. Можно просмореть всю его трудовую деятельность в течении жизни. За ними интересно наблюдать, когда член семьи умирает, за семью реально переживаешь, ведь их доход снизился и возможно для того, чтобы они не обанкротились придется им помогать деньгами, пока дети не вырастут.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Какие недостатки бывают у проводных и беспроводных мышей

Когда речь заходит о выборе компьютерной мыши, это может показаться простым делом. В основном, пользователи выбирают самые доступные по цене модели, но часто такой подход к выбору становится...

Загадка водных страхов у кошек: почему мурлыки не любят воду

Кошки — это таинственные и независимые натуры и одно из самых любопытных аспектов их поведения — страх перед водой. Домашние питомцы не проявляют особого энтузиазма в приеме...

Компактный размер, «шумодав» для звонков и музыки и даже беспроводная зарядка в боксе. Обзор TWS-гарнитуры GoGadget CityBuds S (HC004)

Компания GoGadget представила довольно необычные беспроводные наушники. Это очень компактные, без выступающей ножки наушники, которые помещаются в ушной проход. Они почти чувствуются в момент...

Как выбрать кухонные весы: критерии и советы

Современные кухонные весы отличаются отнюдь не только дизайном, но и способны совмещать в себе полезные функции. В этой статье я расскажу, какие разновидности весов существуют, и на что стоит...

Почему на первых этажах пятиэтажных «хрущёвок» не было балконов

«Хрущёвки» — одни из самых многочисленных типовых жилых построек на территории России, которые появились в советское время, они известны своими характерными панельными пятиэтажными...