PlayStation 4 всё. Последний эксклюзив отгремел

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

В этой статье:

Успех PS4 и опасение за PS5. Разочарование “Pro” версией PS4. Переосмысление эксклюзивов. Самые важные игры PS4 и почему они важны.

Можно подводить итоги, ведь ничего значимого в жизни 4-ки уже не произойдет. Я приобщился к PlayStation в 2016-м, купив PS4 Pro. Понравились прежде всего эксклюзивные одиночные игры, но половина из них — переиздания с PlayStation 3: Heavy Rain, Uncharted 2-3, God of War 3, Beyond Two Souls, The Last of Us и др. Если бы не существовало Persona 5, то я бы даже не сказал, что PS4 лучше PS3 в плане одиночных игр.

Многие эксклюзивы мигрировали на ПК, даже те, от кого совсем не ждали. Фраза “от внутренней студии Сони” сегодня вообще ничего не значит: игра может быть от внутренней студии и выйти в Steam, может быть от сторонней студии, но остаться экзом.

Практика показала, что слив эксклюзивов на ПК никак не вредит PlayStation. Консоль конкурирует только с другой консолью а не ПК, это неочевидно нашим людям, которые сами и комп соберут, и найдут где подешевле игру взять. Только у нас в обсуждениях под очередной новостью о консолях начинают писать о преимуществах ПК. Конечно же они есть!

Но консоль — это другой вид удовольствия: купить на 7 лет и не знать, чем отличается Intel от nVidia, а частота обновления экрана — от FPS и т.д. На Западе, если вы сами собираете комп, то вас назовут… нет, еще не суперменом, ибо супермен только один… вас назовут энтузиастом.

Консоли и ПК — это как сериалы и кино. Вроде бы и то, и другое — это аудиовизуальный контент, но вот расцвет Netflix и HBO с их высокобюджетными сериалами не подорвали доходы фильмов в кинотеатрах (для этого понадобилась эпидемия короны).

Рынок ПК сильно вырос за последние 5 лет, но когда за 5 лет PlayStation отчитывались о потерях? Представителям игрового большинства не так и важно, на чем именно играть в сетевые шутеры и заносить микротранзакции, они берут то, что понятнее и дешевле, для многих это была и будет консоль.

Дизайн четвертой плойки был необычайно удачным, сочетал мощь (для 2013 года) и компактность. Да и красоту. Вообще, лучшими консолями всех времен с учетом актуальности для своего времени пока что можно назвать PS4 и Xbox поколением раньше — 360. Миниатюризация всегда сопровождает технологичность. PS5 – это очень большая консоль, если при этом она не будет тихой как гимназистка возле пьяного дворника, то, с учетом уступающей конкуренту мощности, ее доминирование не так очевидно, бОльшую роль сыграет цена.

“Pro” версия PS4

В 2016 году Сони выпускает прокаченную версию консоли, ибо 4К телеки Сони сами себя не продадут, если не обеспечить их контентом. Их директор по ASMR и заодно главный инженер игрового подразделения Марк Церни признает, что честное 4К сделало бы приставку дорогой, поэтому там шахматный рендеринг и другие ухищрения, чтобы сделать вид как бы под 4К. Но нет, 1440p это совсем не 4К (хотя в отдельных играх подобие 4К есть). При этом само «родное» промежуточное разрешение 1440р, принятое за золотой стандарт в новых мониторах, прошкой не поддерживается — либо скромные 1080р либо сразу 2160р(оно же 4К)! Мол, нечего играть на мониторах!

Марку Церни было важнее опять сделать консоль за 400 — на 100 дешевле чем Xbox. Внимание, вопрос — он вообще видел цены на 4К телеки от той же Сони? Покупаешь такой новый 4К телек и думаешь — а какая к нему самая дешевая консоль? Простота дизайна с неприятным серым пластиком делает консоль словно магнитолой, вырванной из салона старого жигуля. К тому же Pro консоль приучила меня играть в наушниках ночью — чтобы гул турбины не портил атмосферу. Ей следовало быть лучше во всем. Пусть и дороже. А так получается вторая бюджетная консоль в одном поколении — смотри, не перепутай...

Нужна ли вообще Pro для 4К экрана? Это зависит от экрана. Мониторы и некоторые телевизоры (об этом нигде не пишут) не делают апскейл контента низкого разрешения (для наглядности я взял 720р, но с 1080р та же история). А некоторые апскейлят весьма сносно. Вот как это выглядит, фоткал на мобильник, вживую это бросается в глаза куда сильнее:

Еще одна фишка Pro-версии — это HDR. Это самый прямой уход от концепции консоли как дешевого устройства. На мониторах включенный HDR только всё портит, убивая красочность, а на дорогих телеках… те и сами умеют собственными силами прокачивать не HDR картинку. Отличие будет, но для этого надо специально ставить игру на паузу и переключаться и сравнивать, чтобы его найти. 

Переосмысление эксклюзивов

Для большинства игроков экзы вообще не имеют большого значения, они берут консоль ради сетевых игр, бесконечно вносят микроплатежи, снабжая Sony грузовикам йен. Тогда встает вопрос — зачем? Не в том смысле, что одиночные сюжетные игры не нужны, а в том — нужна ли им эксклюзивность? Выпускать бы на всех платформах, Xbox + Steam это как минимум удвоение продаж!

Успех в стиме Horizon Zero Dawn может привести к политике не постоянной, но временной эксклюзивности. Рыжая лучница принесет кучу денег на ровном месте на ПК, тогда как на консолях все сливки давно сняты, в нее поиграли все кто хотел, а кто лишь недавно захотел — возьмет диск на вторичке или с официальной огромной скидкой.

Ниже смотрите мировые цены на PS4 и ПК версии, 15 долларов против 50!

Экзы приобрели не коммерческий а имиджевый смысл еще со времен PlayStation 3. Пусть любая игра проходится за неделю-две-три (если растягивать), но заполняет информационный эфир на годы. Как до момента выхода так и после!

Во времена PS3 я не был пользователем плойки, но был наслышан о Killzone 2, знал кто такие Кратос и девочка Элли. Успех игры, выраженный в количестве проданных копий не всегда значит ее медийную вирусность. Call of Duty и FIFA продаются недосягаемыми тиражами, но говорят о них вне их сообщества, только если случается какой-нибудь зашквар, особенно на политическую тему. Death Stranding был главным игровым инфоповодом еще в бытность эксклюзивности PS4, особенно до релиза.

Самые важные игры поколения. И почему они важны.

 The Last of Us 2 и Ghost of Tsusima

Первая игра не заслуживает тройки на метакритике словно это худшая игра всех времен, а вторая не заслуживает целых 9.3 будто лучшая игра всех времен. Может, Сони сделает выводы о том, как не надо работать с пиаром, журналистами, а главное — публикой.  Это был урок для всех. Майкрософт сделали выводы на ошибках конкурента, судя по реакции на мемы по Halo Infinite.

Persona 5 Royal

Главное украшение PS4 от очень японской студии Atlus. Сначала о главном — об английском языке. Я учил его только в школе, знания весьма средние, отличником замечен не был. И мне хватило! Более того, Red Dead Redemption 2 в переводе показалась мне в сто раз менее понятной чем английская Parsona 5. Почему? Потому что в RDR2 банально не до чтения субтитров. Persona 5 дает вам текст по три строчки и пока не нажмешь Х дальше текст не идет. Играть всё равно, что листать страницы. И поэтому Persona 5 — это прежде всего визуальная новелла + отдельно к ней довольно сложная (если играть на сложном) RPG с покемонами.

Вот типичная переписка в игре. Не Disco Elysium мягко говоря. Если всё понятно — то берите смело.

Сюжеты там очень даже взрослые, но сами герои — дети, и создатели решили не делать их взрослыми раньше времени и сохранить очень невинные отношения между ними (хотя японцы умеют в жесть, но не в этой игре).

Игра беспощадно эксплуатирует психологию. Наш герой — подчеркнуто нем, он наблюдатель, не проявляет свою индивидуальность. Он как бы сосуд, куда мы помещаем свою идентичность. Первый союзник — придурок, трутень и генератор худший идей. В общем, идеальный лучший друг. Потом встречаем глупенькую блондинку-модель из Финляндии, миниатюрную гимнастку, амбициозную “королеву” школы и т.д. И каждой из них хочется понравиться. Ну а я, дурак, влюбился в училку…

Days Gone

Новый успешный тайтл, уже одно это стоит ценить в эпоху сиквелов и приквелов. Увы, игра продемонстрировала, что на плойке могут выходить сырые ААА-экзы, и предзаказывать ничего не стоит. Я прикоснулся к этой игре после эдак 20-ти патчей, через год после релиза, и все равно увидел несколько неприятных багов. Но не настолько много, чтобы это испортило впечатление. У игры высокие оценки от публики и продолжение обязательно будет.

Marvel's Spider-Man

Самый продаваемый эксклюзив. Сони заставляет ассоциировать популярнейшего супергероя с собой. Хотя с авторскими правами всё сложнее (с ними не бывает просто, поэтому в Америке юристы такие богатые) вроде бы как Сони принадлежит киношная версия паучка, а игровая только Марвелл. Боевая система нагло позаимствована у летучей мыши, но Spider-Man воспринимается куда кинематографичнее,  особенно когда проносишься между небоскребами и преодолеваешь километры, забывая что есть функция быстрого перемещения через меню.

Bloodborne

Моника Беллуччи среди соулс-лайков. На PS3 когда-то вышел первый Souls — Demon’s Souls, на PS4 решили выпустить самую брутально-красивую игру жанра. Если Соулс — это средневековье с монстрами, то Bloodborne — это необычайно самобытный и стильный мир, требующих продолжения… Или хотя бы нормального патча для 4К.

God of war

Лучший пример того, как можно перенести тайтл в другой жанр. Настоящий блокбастер с героем вымирающего вида — запредельно мужественным мужиком. Тот случай, когда не стыдно сказать “в этой игре есть что-то для каждого”. 

Horizon: Zero Dawn

Самый успешный новый тайтл. Кто-то скажет: новедь это уже не эксклюзив! Да, выход в стиме в 2020-м году игры, которая на плойке вышла 2017-м — это не минус балл для Сони.

Игру представляли как монстр-хантер в роботизированном парке юрского периода. А это оказалась прежде всего драматическая история про детские психотравмы. Для меня Horizon — это еще один The Last of Us, даже лучше. Поэтому я с большим опасением жду вторую часть — история героини в первой части мне тоже показалась исчерпывающей.

Это единственная игра, где присутствует феминизм здорового человека. Героиня у нас из племени с официально действующим матриархатом, женщины делают, что хотят, на вершине иерархии жрицы. Но это показано реалистично, а не как идеальное общество с розовыми пони. Более того — героиня сама пострадала от системы, ведь она с младенчества причислена к изгнанникам. Она не похожа на сильную и независимую ни внешне, ни по поведению, скорее на ребенка. Выросла, а повзрослеть забыла.  Но это обусловлено сюжетом.

Русский перевод несколько исказил смысл: героиню все обзывают “безродной”, в то время как в оригинале звучит «motherless», то есть подчеркивается что у нее нет матери. В матриархальном обществе, когда практикуется промискуитет и нет постоянных пар, для ребенка только мать имеет значение, отцом может быть кто угодно. И героиня отправляется на поиски матери с девяти лет и вплоть до сцены после титров. И находит сразу двух. Никакого намека на гомосексуализм, в игре всё сложнее.  Ведь жизнь, как очевидно, может быть не только биологической.

17 комментариев

AvatarSane
Насчёт взгляда на историю Horizon согласен. Не преувеличу, если скажу, что самое важное в истории игры — рыжеволосая красавица Элой. Открывая вместе с ней тайны мира, игрок погружается всё глубже и глубже в историю и, как и главная героиня, становится одержимым стремлением узнать ответы. Мы видим её эмоции, её привязанности, страхи, надежды, характер, стремление узнать то, что её так тревожит. И мы разделяем всё это. Чёрт возьми, я столько раз нервно ёрзал на стуле в волнении, когда Элой оказывалась в опасности и хотел очутиться рядом и обнять её, когда девушка грустила или радовалась. Приключения Элой и правда, которую она узнаёт, невероятно сближают игрока с ней, заставляют прикипеть душой и полюбить эту славную девушку. Не только из-за внешности, но и из-за её обаяния, любознательности, ума и, самое главное, доброты. Элой не смотрит свысока на тех, кто думает не так как она, заботится о своём племени, друзьях и союзниках, помогает попавшим в беду. При этом она не является непробиваемым танком, кладущим врагов пачками. Следя за её приключениями, ты с с нетерпением ждёшь её реакции на новый город, машину, загадочное место или просто дождь или снег. Я много раз просто останавливался удивлялся подобным мелочам, когда Элой радостно ловила хлопья снега и, растирая их в ладонях, умывалась, или говорила что-то о надвигающейся непогоде или успокаивающем шелесте листвы. Особенно это приносит умиротворение в русской озвучке, ибо Мария Иващенко подарила героине хоть и волевой, но очень добрый и тёплый голос.
Guerilla Games продемонстрировали, что Элой прежде всего сильная духом и телом девушка с золотым сердцем, а уже потом — бесстрашная охотница на металлических зверей, и что они способны на создание по-настоящему сильных женских персонажей. И если вы полюбите Элой, то Horizon: Zero Dawn однозначно станет одной из ваших любимых игр. Прошёл сначала на YoTube, затем у друга, затем купил консоль и наслаждаюсь сам. Очень жду вторую часть.
Также на PS4 будет интересно посмотреть Kena: Bridge of Spirits. Внешне ощущается как Ori, а по геймплею, думаю, будет похожа на крайнюю Zelda.
Последний раз редактировалось
P
«Еще одна фишка Pro-версии — это HDR. Это самый прямой уход от концепции консоли как дешевого устройства. На мониторах включенный HDR только всё портит, убивая красочность, а на дорогих телеках… те и сами умеют собственными силами прокачивать не HDR картинку. Отличие будет, но для этого надо специально ставить игру на паузу и переключаться и сравнивать, чтобы его найти. „
Если многие тейки просто достаточно спорные, то этот — просто вранье. HDR есть и на слимке и на обычной плойке. Если у автора фиговый монитор и дешевый телек — не значит, что с HDR нужно с лупой искать разницу. У меня на оледе прекрасно видно, причем как раз в динамике, когда меняется интенсивность освещения или попадают контрастные объекты в кадр. Сильно зависит от разработчиков самой игры, а то могут сделать через задницу, как в РДР2. Можно просто поискать на ютубе тестирование HDR контента с измерением интенсивности освещения и убедиться, что он более чем работает.
А так да, можно на элт монике или на телевизоре Рубин врубить и говорить потом, что HDR — говно…
P
На приличном ЭЛТ-монике с цветопередачей всё на голову лучше, чем на современном гомнеце, которое для создания чёрного гасит подсветку.
S
Это было так лет 15 назад, когда новые типы дисплеев только становились популярными. Сейчас полно LCD мониторов с передачей цветов не хуже чем у лучших CRT мониторов тех времен. Вы прямо как аудиофилы-старообрядцы, которые сравнивают звук Hi-End ламповых усилителей, виниловых «вертушек» и колонок в стиле Tannoy Kingdom с типичным для сегодня Realtech + Edifier и делают из этого вывод, что вот раньше было «о-о-о!», а теперь «у-у-у!».

Ответ PCslaveRace на комментарий
для создания чёрного гасит подсветку


В сообщении, на которое вы отвечали, речь шла про OLED, где никакой подсветки нет, а каждый субпиксель активен (светится сам).
Последний раз редактировалось
P

Ответ Serpentus на комментарий
Вы прямо как аудиофилы-старообрядцы


Мимо. Чисто факты: среднесегментный Sony Trinitron из 2001 года давал яркую сочную ровную картинку, на таком монике можно было спокойно редактировать фото и видео. Сейчас условный среднесегментный DELL о 2к с IPS-матрицей даёт засветы и это не считается браком. Да, можно взять EIZO и получить идеальную цветопередачу. Вот только на CRT можно было получить то же самое за гораздо меньшие деньги.
Это не отменяет того факта, что во всём остальном CRT – прошлый век и сейчас ни для чего кроме подключения ретро-консолей не нужен.
S
Sony Trinintron был довольно дорогим монитором, никак не средним. У меня когда-то давно был такой 15". И засветы к цветопередаче имеют довольно посредственное отношение. У меня был в свое время топовый 19" ЭЛТ NEC (модель не помню, но он был из обычной серии, не «спектр»), который я впоследствии заменил на тоже почти топовый 19" LCD NEC 1990SXi. Так вот цвета у последнего были не намного хуже. Цвета на ЭЛТ выглядели чуть ярче и сочнее, но видно это было только при прямом сравнении и то по большей части из-за того, что на нем было начисто стерто анибликовое/антистатическое покрытие.
P

Ответ Serpentus на комментарий
засветы к цветопередаче имеют довольно посредственное отношение


Да, не имеет. Но это хороший показатель, насколько скурвился средний сегмент. Ещё пять лет назад засветы бы считались браком и поводом поменять моник по гарантии.
Насчёт тринитрона не согласен: пятнашка стоила порядка $220, я хорошо помню, что мы на всём остальном экономили довольно жёстко (Duron-650/64Mb RAM), так что дорогим такой монитор уж никак нельзя назвать.
101528295683207313642@google
Хорайзон про здоровое что-то там? Не понимаю, почему игра так многим зашла, я честно пыталась. Но постоянный гундеж всех вокруг, что Элой у нас нитакая и супер особенная и спасительница всего и всех надоел уже на второй час игры
P
С удовольствием соглашусь! Два раза бросал играть со скуки и «не верю»!
P
Какая-то шляпа, простите. Упомянуты распиаренные экзы, при этом о действительно крутых The Last Guardian и Shadow of Colossus ни слова. Ни слова о нишевых штуках вроде Hatsune Miku, в полную версию которой больше нигде не поиграть. Ни слова о Driveclub, ни слова о Twisted Metal. Куча опечаток к тому же. Автор, уважай своих читателей, раз уж не разбираешься в теме, то хотя бы текст свой вычитай перед отправкой.
100245305569959148024@google
Мое личное наблюдение — все эти погони за реальным 4к на консолях это только для жертв маркетологов. Я, имея в наличие и PS4 и Xbox One, подчеркну, первых ревизий, увидел похорошевшую картинку, когда сменил FullHD телевизор на 4к, причем самый недорогой от той же Сони. Причем, картинка похорошела именно из-за апскейла начинкой телевизора. Смысла рваться за 4к в приставке никакого — в динамичных сценах разницу разглядеть просто не успеете, а в статике любой телевизор качественно улучшит входящий сигнал и картинка смотрится более детально и сглаженно (нет видимых «ступенек») еще и за счет меньшего размера пикселя при сравнимых диагоналях.
D
Автор, в школу, срочно
P
Самое забавное, что телеки Сони имеют дикий инпутлаг, и мало подходят для игр :)
Т
Все перечисленные эксклюзивы на голову хуже своих же собратьев с пс3. Нет никакой революции, просто растянутые средние игры, в которых вместо исправления старых ошибок наделали ещё и новых. Хорайзон первые два часа впечатляет. Потом просто нудятина. А последняя типа эпичная битва выглядит уныло и смешно. Дейз гон вторична. Тгушима вторичного вторична. И да дравклаб который уже начали хоронить. Сони делает все чтобы старые поклонники ушли и никогда не возвращались. Ибо старые фишки не работают а только раздражают.
Насчёт 4к, ну люди если вы не видите это не значит что никто не видит. 4 к маст хэв, фулл хд умер и больше никому не нужен. Разницу видно и преимущество у 4к
А
То есть хбох «всё» еще лет 5 назад? Там же последний экз прогремел давным давно. Да и то не прогремел))). Ну ок, как скажешь, автор))).

Добавить комментарий