Обзор Path of Exile. Как из клона Diablo стать лучшей игрой жанра

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Компьютерные и мобильные игры

Един закон мироздания, и все имеет начало и конец. Правление Diablo завершается. Успех её в свое время был ошеломляющ. Многочисленные клоны раз за разом пытались перехватить пальму первенства, но терпели неудачу. Но годы шли, и Blizzard изменилась. Вышла Diablo III, которая многими фанатами были принята в штыки. Часть проблем третей части исправила Reaper of Souls, но поддержка игры после дополнения была крайне малой. Выход Rise of the Necromancer смотрелся скорее насмешкой, чем попыткой воскресить игру.

Но негоже трону пустовать. Эта статья посвящена Path of Exile (PoE), разработанной Grinding Gear Games (GGG). Это игра, которая выглядит самым главным претендентом на звание нового лидера жанра – по моему скромному мнению. Об ней и пойдет рассказ, в ходе которого я отвечу на пять самых важных вопросов:

  • Что это за жанр вообще? Какие детали отличают клоны Diablo от других ARPG? (введение для новичков)
  • Что в ней нового по сравнению с объектом подражания?
  • Что в PoE хорошего, что может вас привлечь (и что в ней плохого, что может вас смутить)?
  • Почему я считаю, что в противостоянии с Diablo III победа уже за PoE?
  • Как PoE смогла добиться этой победы, хотя изначально находилась в менее выгодном положении?

Не стоит пугаться, если в Diablo вы не играли, а просто решили узнать об этой игре. Некоторые части этой статьи специально рассчитаны на новичков, незнакомых с основами жанра. Если же вы игрок опытный, и разжевывать вам ничего не нужно, не стесняйтесь пропускать абзацы с очевидными вещами.

Что это за жанр?

Вопрос, ответ на который не столь очевиден, как кажется. Формально PoE, как и его конкуренты в лице Grim Dawn, Torchlight и самого Diablo, характеризуются как «Hack&Slash action-RPG». Впрочем, жанр это весьма широкий – к нему же, например, относят Dark Souls и Ведьмака. Вся прелесть Diablo в свое время была как раз в том, что он выделил свой поджанр – изометрическая RPG с упором на прокачку персонажа, сбор случайно генерирующихся предметов и построение билдов. В то же время управление персонажем в бою, сюжет и отыгрыш роли в диалогах отошли на второй план. Предвидя термоядерную реакцию в комментариях, отмечу – не исчезли, но роль их в диаблоклонах свелась к минимуму.

Из-за своей специфики, игровой процесс в таких играх может показаться достаточно однообразным. Обычно все сводится к тому, что вы равномерно зачищаете бесконечные пространства от монстров, используя 2-3 самых эффективных умения. Некоторые бы даже назвали это «дрочильней» — и были бы не столь уж неправы. Любой из диаблоклонов достаточно репетативен и однообразен.

Все это скатывалось бы в квинтэссенцию гринда, если бы не одно но – билдостроение. Уже во второй части Diablo зарекомендовал себя не просто как игру, которую интересно пройти. Он стал игрой, которую интересно перепроходить. Интересно создавать второго персонажа, пятого, иногда даже десятого-двадцатого. И казалось бы, ты ходишь по тем же самым картам, бьешь тех же самых монстров, но в твоей голове мысли отнюдь другого плана.

Ты не думаешь о том, как убить конкретно эту кучу монстров. Ты думаешь о том, сколько ещё монстров тебе нужно убить, чтобы был уровень – и куда вложить очко умений, которое ты за него получишь. Ты думаешь, куда пойти фармить, чтобы выбить нужный тебе меч или поножи. Ты думаешь, где падают нужные тебе рунные камни. Diablo II в своей сути – не игра про убийство монстров. Это игра про создание машин смерти, про попытку сделать ещё более эффективного фармилу, чем в прошлый раз. Монстры же – скорее просто манекены для замера эффективности героя, а заодно источник столь нужного лута.

В большинстве RPG такая толпа врагов — существенная проблема. В PoE или Diablo же это дело на одну-две секунды.
Подробнее про Diablo II и его особенности – важные и не очень

Незнакомого с жанром читателя может смутит тот факт, что он прочитал уже страницу текста, но речь про игру из названия статьи так и не зашла. Но такова специфика жанра – все игры в нем так или иначе в первую очередь копируют Diablo II. Большинство вещей, которые я расскажу или уже рассказал про Diablo, полностью применимы и в PoE.

Если описанное в прошлом пункте вещи применимы к любому нормальному клону Diablo, то дальше речь пойдет о деталях более мелких. Все они есть и в PoE, но не все они есть в других играх жанра. В том числе, не все нижеперечисленное есть в Diablo III – что в свое время вызвало немалую волну нелюбви в сторону Blizzard.

Первое, что отличает Diablo от многих игр – это достаточно суровый антураж. Как несложно догадаться по названию, сюжет игры вертится вокруг демонических сил, что находит отклик и в визуальной составляющей игры. Мы видим здесь приглушенные тона, серые коридоры, много крови, странных алтарей и прочего «темного фэнтези». Не отстает и сюжет – здесь у нас предательство, сумасшествие, массовые жертвоприношения и прочие последствия демонического вторжения. До настоящей чернухи Diablo далеко, но это не в последнюю очередь история про эпическое противостояние сил Света и Тьмы, а не про миленьких девочек, которые максимально бескровно убивают миленьких монстриков.

Немаловажным является то, что корни Diablo растут из рогаликов (Rogue-like игр). Это проявляется в случайно-генерируемых картах, а также режиме с одной жизнью. Впрочем, немногие готовы рискнуть и принять такие правила, поэтому именно вариант с воскрешением персонажа стал основным для большинства игроков. Да и случайная генерация была достаточно спорной. Да, карты были каждый раз разными, но при этом совершенно одинаковыми в плане их исследования. Игра умела генерировать локации, но не умела генерировать уникальные ситуации. Контекст скорее формировали монстры и дроп, а не форма и размер уровня.

Одним из ключевых особенностей как жанра, так и PoE (да-да, я про него не забыл), стала случайная генерация предметов. Как этой работает? Предметы генерируются случайно за счет комбинации «баз» и набора возможных характеристик. 

Возьмем, например, шлем как понятие. У шлема может быть несколько десятков «базовых вариантов», которые отличаются между собой требованиями к уровню и характеристикам. Вот например есть шлем для магов малых уровней, а вот шлем для танков среднего звена. Но кроме этого, у каждого шлема может быть набор случайных свойств – дополнительное здоровье, мана, сопротивления стихиям, броня, бонус к умениям и так далее в зависимости от игры. Все это позволяет из небольшого (в пределах пары сотен) количества «баз» создавать невероятное количество потенциальных предметов (обычно речь идет о миллионах).

Все три представленных на картинке брони имеют одну «базу» — Full Dragonscale. Но на второй, редкой вещи есть набор случайно подобранных свойств. Третья же вещь — уникальна, и имеет набор мощных, но заранее прописанных разработчиками свойств.
Чем PoE выделяется на фоне конкурентов?

Первое, что заинтересует любого фаната жанра в PoE – это практически бесконечный эндгейм. Пройдя десятиактовую сюжетную кампанию, вы с удивлением обнаружите, что по сути прошли обучение – длинной часов 50. И впереди вас ждет Атлас миров. Атлас — это набор локаций-пресетов. В них заранее определены приблизительная форма карты, декорации и босс, но конкретное расположение границ, врагов, лута и прочего каждый раз разное. Локации Атласа открываются постепенно, от более простых к сложным.

Но просто проходить одни и те же уровни было бы скучно, пусть даже они бы генерировались случайно. Но здесь разработчики пришли к гениальному решению, совместив эндгейм-локации и систему генерации предметов. Да-да, в PoE локации – это … предметы. Они называются «картами» и могут быть выбиты, как и любой другой лут. Прелесть же в том, что они тоже бывают разной редкости и могут иметь кучу разных случайных характеристик. Два босса? Монстры наносят урон холодом? Карта населена скелетами? А может, монстры на карте отражают часть урона (Словами не описать, сколько людей умерло потому, что забыли проверить карту на наличие этого мода)? Не нравится карта – продайте, нравится – открываете портал на неё и отправляетесь фармить.

Каждый кружок, связанный с другими пунктиром — это отдельная локация. И каждая локация может принимать бесчисленное количество форм благодаря разнообразным свойствам.

Второе, что вы заметите почти сразу после входа в игру – здесь нет денег. Ну, то есть про обычное золото, которое так и сыпет из врагов, можно забыть. Вместо этого в игре используется бартерная экономика. Местным аналогом валюты выступают сферы, которые необходимы для крафта. Есть несколько «золотых стандартов» — это сферы хаоса (chaos, c) и вознесения (exalted, ex). Все более или менее полезные предметы будут продаваться именно за них – если вы будете покупать у других игроков. Торговцы из игры обычно довольствуются более мелкой валютой, но и шанс найти у них нужную вещь равен примерно нулю.

Третий слон, на котором стоит PoE – это билдостроение. Сказать, что простор для создания своих персонажей широк – ничего не сказать. Миллионы предметов, более сотни заклинаний, тысячи перков в дереве пасивок. Да, как и в любой игре, в PoE есть мета. Если говорить о самых последних боссах, то их стабильно могут закрывать с десяток билдов. В то же время, даже для фарма Атласа их можно набрать с полсотни, а закрыть сюжетную компанию могут тысячи. И в этом настоящая прелесть игры – она никогда не бьет тебя по рукам. PoE не говорит тебе – «вот, мы тут придумали для тебя 5 билдов, играй ими». Ты волен использовать что угодно и как угодно. Несомненно, не все сработает, но даже самую тупую идею можно отполировать до приемлемого состояния. Одно время разработчики даже вели на ютубе рубрику, где публиковали самые интересные билды сообщества.

Отмечу, что про билды в PoE можно говорить очень долго. Это самая мякотка игры, наиболее проработанная и разнообразная. Но тут же кроется и некий минус — она слишком обширна, чтобы полностью описать её в одной статье, тем более обзоре игры. И такое объем многих людей поначалу пугает. Впрочем, если вы хотите узнать об этом аспекте игры подробнее, не расстраивайтесь — к этому обзору прикреплена ещё одна статья с более глубоким разбором этих деталей. Ссылка на неё будет в конце.

Размер дерева пассивных умений ошеломляет. Впрочем, пугаться не стоит. Гигантское и непонятное на первый взгляд, дерево умений четко структурировано — нужно лишь научиться его читать.
Почему PoE лучше Diablo III и как она смогла обогнать конкурента.

Если очень кратко, то причина крайне проста – Blizzard зазнались. Они решили, что раз они всемирно известный бренд, то на игру можно забить. Выпуск Diablo III был крайне противоречивым, и только аддон смог поправить дело. После этого на игру по сути забили – апдейты были редкими и мелкими. Самым важным событием за шесть лет стал выпуск Некроманта в 2017 году – за деньги.

В то же время, PoE с самого начала была построена как игра-сервис. Сравнить эти две игры лет 5 назад – вопрос о первенстве был бы крайне спорным. Возможно, я бы даже отметил перевес Diablo. Но, пока Blizzard отдыхали, ребята из GGG работали не покладая рук. Приблизительно раз в год-полтора игра получает крупный апдейт, приносящий новые механики, локации, предметы и так далее по списку. Так, 6 лет назад в игре было 3 акта – и 3 уровня сложности. Затем в игре добавили четвертый акт. А три года назад уровни сложности убрали, а сюжет продлили до 10 актов. Но что по-настоящему двигает PoE вперед, так это Лиги.

Каждые 3 месяца в PoE стартует новая лига. Что это такое? Это своего рода сезоны, некие игровые события, которые длятся фиксированное время. Каждая Лига вводит свою уникальную механику. И размах растет с каждым годом – чем дальше, тем больше контента добавляют за раз. В конце же Лиги разработчики оценивают, насколько она понравилась игрокам. Если людям зашло – механика встраивается в основную игру и остается в ней навсегда. Если нет – от неё отказываются.

Такой циклический подход позволяет PoE постоянно наращивать массу. Вы можете поиграть в неё, получить удовольствие и уйти. А через год зайти и увидеть массу новых аспектов, скилов, локаций, боссов и прочего. На данный момент контента в игре столько, что новичок без поддержки гайда или опытного игрока будет осваивать его месяцами.

И упомянутый раньше подход с картами и торговля между игроками открывает возможность вам играть только в то, что вам нравится, и игнорировать остальное. Например, вам зашла механика «Спуска» (местный dungeon-crawler). Для того, чтобы постоянно играть только с ней, вам нужен специальный ресурс – «сульфит», который можно встретить на картах. Понятное дело, рано или поздно он заканчивается, и вам нужно опять идти фармить. Но это не обязательно – вы можете просто купить у других игроков возможность взять сульфит на их картах, таким образом почти не отвлекаясь от «Спуска». Или наоборот – если этот контент вам не нравится, попавшийся на картах сульфит можно продавать другим за валюту – а потом покупать за неё то, что нужно именно вам.

Больше, чем singleplayer

И мы плавно подходим к достаточно незаметной, но крайне важной особенности PoE – это соло игра, где невозможно нормально играть без общения с другими. Хотите вещи, нужные для билда? Фармить вы их будете веками. Намного проще купить их у других. Где взять валюту? Например, на продаже того, что не нужно вам, но пригодится другим. В PoE есть как минимум полдесятка сформировавшихся ролей в фарме. И вам не нужно заморачиваться с тем, чтобы идти строго в определенный данж с определенной механикой и чистить его десять часов в поисках нужного предмета или свойства. Вы покупаете уже готовое, потому что где-то там сидит человек, который этот данж фармит за вас – и зарабатывает на этом. Крупный, но незаметный для новичка пласт PoE – это именно общение между людьми, торговля, крафт и прочие сервисы. В этом она даже смахивает на ММОРПГ – за исключением того, что любого босса здесь можно убить одному.

Впрочем, нельзя промолчать и про то, что в этом плане есть ряд типичных проблем. Аукциона в игре нет, вся покупка-продажа ручная. Как итог – большое количество ботов и спекулянтов. Немало и просто кидал. Да и сообщество далеко не самое дружелюбное. На любой вопрос по игре в чате можно спокойно получить ушат помоев в ответ. Найдутся и люди, которые пояснят-расскажут, но мамкиных шутников будет заметно больше. Я не хочу однозначно красить все сообщество PoE в черные цвета – там есть много хороших и интересных людей, а в чате регулярно происходят веселые и интересные события вроде традиционного забрасывания тукана. Но и негатива в нем слишком много, чтобы просто об этом промолчать. Издержки бесплатного проекта.

Просто пара милых туканов. Можете листать дальше.

Внешний вид и техническая составляющая

Графика

Здесь мы сделаем разделение на графику и стилистику, потому что в данном аспекте PoE показывает диаметрально противоположные результаты.

Графика с технической стороны достаточно неплохая. Эффекты есть, их много – местами даже слишком. Текстуры тоже не подкачали. Есть поддержка как DX12, так и Vulkan. Разработчики вообще неплохо справляются с внедрением в игру новых технологий – это при том, что движку уже более десяти лет.

А вот в стилистическом плане у PoE большие проблемы. Она … никакая. Самое обыкновенное темное фэнтези. В ней нет ничего уникального. Я не могу сказать, что это что-то плохое. Вырвиглазного в игре ничего нет, локации и враги выполнены в приглушенных тонах. Но какой-либо изюминки вы здесь не найдете. Можно отметить разве что заметное влияние культуры маори, которые стали прообразом для местных варваров. 

Также, в PoE иногда ну слишком много эффектов. Бывает сложно разобрать, что вообще происходит на экране — остается лишь на автомате прожимать нужные кнопки и верить в удачу. И представленный выше скриншот – далеко не самая худшая ситуация. Эпилептикам углубляться в эндгейм я бы тоже не советовал
Саундтрек

В игре достаточно неплохой звук – жаль, треки раскиданы достаточно неравномерно. Первые три акта вас не ждет ничего особенного, максимум пару хороших композиций вроде этой. Затем идет просто отличный четвертый акт, где три четверти всех треков я бы назвал отличными (пример, пример). А затем – ещё 6 актов, в которых опять музыка достаточно посредственная. Зато неплохо постарались с мелодиями для эндгейма. Опять же, многие Лиги имеют свои треки вроде этого – треки вполне годные. Как результат – хорошо, но только от места к месту.

Оптимизация

Если вы уже устали искать место, где я сказал бы про игру что-то плохое, то возрадуйтесь – вот оно. На самом деле оптимизацию в PoE можно описать достаточно коротко и емко, но я не хочу скатываться в нецензурную брань, а посему разберем детальнее.

Вы уже купили себе SSD? Боюсь, с этого вопроса стоило начать всю статью. Потому что если у вас его нет, то ваш интерес к этой игре напрасен. Утверждаю это как человек, наигравший свою первую тысячу часов в PoE без него. Ну, как наигравший – из это тысячи более сотни была потрачена на загрузки. Которые, кстати, не всегда удачны – если загрузка слишком длинная, вас может выкинуть в главное меню. Особенно это весело на картах, ведь у вас ограниченное количество порталов на них – 6 штук. А исчезают они как только вы в него заходите, а не когда появляетесь по ту сторону. Эта игра просто бессовестно требовательна к скорости работы с диском, что превращает игру на HDD в настоящий ад. 

Сверх того, оптимизация графики тоже хромает на обе ноги. Разрабы постоянно накручивают эффекты на игру, но старый движок дает о себе знать. По некой таинственной причине разработчики не только вкручивают в игру новые графические возможности (все как один работающие через задницу). Нет, они ещё и откручивают старые. В чем проблема? Ну вот я, допустим, признаю – это игра про гринд, и мне не нужна крутая графика. Дайте мне самую простую, что только можно, лишь бы 60 фпс и без просадок. Но не тут-то было – старые текстуры и тени из игры вырезаны безвозвратно, как и поддержка DX9. Зачем такое делать в бесплатной игре-сервисе – мне непонятно.

Но даже если у вас самый топовый компьютер, не думайте, что вас все обойдет стороной. Да, игра будет идти плавно – пока вы не заденете какой-то триггер, из ниоткуда выскочит сотня монстров и у вас случится фриз. Или сервер игры будут ДДоСить и у вас начнет скакать пинг. Здесь всегда найдется проблема, которая подкосит ваш компьютер хотя бы на полсекунды – а в такой игре это вполне достаточно для отправки вас в лучший мир. И хоть разработчики и поработали над решением таких проблем в последние несколько лет, но результат все ещё плох. Раньше было ещё хуже – не показатель того, что сейчас все хорошо.

Подводя краткий итог – оптимизирована PoE крайней плохо. Особенно это касается ощущений игроков на слабых сборках. Впрочем, обладателям средних компьютеров тоже не стоит расслабляться.

Подводя итоги

Плюсы:

Невероятная вариативность во всем. Билды – на любой вкус. Заклинания, атаки, ловушки, мины, урон по одной цели или на весь экран сразу – здесь есть все. Куча уникальных вещей, многие из которых могут стать основой вашего билда (мусора правда тоже полно).

Множество разнообразных механик. С годами игра дополнялась новым контентом, и сейчас его количество реально поражает. Да, не каждая из них гениальна и заставит вас забыть про свою жизнь, но скучать тут не придется.

Бесплатно и без критического доната. Доступно в стиме, на всех консолях и на маках. Да-да, полный free-to-play, а все микротранзакции на игру не влияют. На самом деле есть пару моментов, где вас поджимают, но это станет заметно лишь после того, как вы наиграете не одну сотню часов. Купить же прямое преимущество в игре невозможно – лишь скины и вкладки для сундука.

Спорные моменты:

Система торговли. Аукциона в игре нет, а торговля ведется напрямую между игроками. Это означает, что для покупки чего-бы то ни было вы добавляете второго игрока в команду, телепортируетесь к нему в убежище, вручную торгуете. Долго, неудобно.

Обучение. Достаточно спорный вопрос. Оно в игре есть, и в нем вроде бы все расписано – но по итогам людям все равно многое непонятно. В игре на данный момент местами уже даже слишком много всего – новичку очень легко просто потеряться в обилие механик, вещей, скилов.

Совместная игра и сообщество. В PoE можно играть самому, не общаясь и не торгуя с другими. Для этого даже есть отдельный режим, а также ряд механик, облегчающих жизнь. Но это все равно не столь эффективно, быстро и интересно. Вот только отнюдь не всегда вам попадутся хорошие напарники и собеседники. И вроде бы это не вина разработчиков, но все же сообщество – неотъемлемая часть игры.

Сюжет. Под него даже отдельный пункт в статье не хочется выделять. Он вроде бы и есть, и даже задумка интересная — но реализация все убивает. Сюжет сам по себе прямолинеен — сходи, убей, повтори. Лор местами неплохой, но ничего особенного тоже из себя не представляет. Все это приправлено совершенно дурацким подношением сюжета через длиннющие монологи NPC и зачитывание единичных записок на локациях.

Минусы

Оптимизация. Как уже было упомянуто – она здесь отсутствует от слова совсем. Рандомные проседания фпс, неудачные загрузки, невозможность нормально играть без SSD – это все здесь есть и даже больше.

Гринд. Кто бы мог подумать, гринд в диаблоклоне, вот неожиданность. Но я хочу сделать тут ударение – PoE это абсолютный диаблоклон. Как в хороших вещах, так и в плохих. Это наркотик, на который ты подсаживаешься и не можешь слезть. Сто часов, тысяча, две… Время куда-то исчезает, но стоит ли игра того? Это серьезный вопрос. Если вы ищете игру, чтобы забыться после работы – PoE подойдет. Но если вы ищете новых ощущений, знаний и сюжетов – бегите отсюда. Если вы склонны к гринду, эта игра затянет и не отпустит, и я не вижу в этом ничего хорошего.

Вывод

Path of Exile – это ученик, превзошедший мастера. Разработчики уловили то, что так нравилось людям в Diablo II, и повторили это. А на грамотно построенном геймплейном скелете со временем наращивали новые мышцы-механики. Итог – добротно сделанная игра, в которой можно провести уйму времени.

В сути своей PoE – это песочница, в которой ты сам ставишь цели, сам выбираешь средства и сам добиваешься задуманного. Игра всегда подсовывает что-то новое – ещё одну карту, миссию, босса. Редко когда вас посетит вопрос «А чем же заняться?» — потому что на него всегда есть ответ. Вы строите свои планы на 3-4 забега вперед, если даже не дня. Это неимоверно затягивает – впрочем, из этого дурмана гринда бывает сложно выбраться.

Особенно жаль, что в такой игре все же есть проблемы, и достаточно банальные. Плохая оптимизация, недружелюбное сообщество (по крайней мере русское), местами специально подкрученные вещи, стимулирующие раскошеливаться. Впрочем, идеальных игр не бывает. Чем ждать идеальную игру, уж лучше прямо сейчас начать играть в хорошую.

И ключевой вопрос каждого обзора – а стоит ли вам играть в PoE? Если вы давний фанат диаблоидов, или же просто когда-то получали удовольствие от игры в Titan Quest или Torchlight – обязательно. Это вершина жанра во всех своих аспектах. Стоит ли в неё играть новичку? Вопрос достаточно спорный. В игре не самое лучший туториал, а кривая обучения с ходу стартует вверх. Если вы не уверены – начните лучше с Grim Dawn или Torchlight II. Но если у вас есть время, терпение и вы ищете настоящее темное фэнтези – добро пожаловать в PoE.

С пожеланием всем изгнанникам остаться в своем уме,

Виктор Полуянов

Дополнительные материалы

PoE — слишком большая игра, чтобы описать её в одной статьей. Есть ещё многие вещи, на которых я хотел остановится детальнее — но был вынужден вырезать для сокращения размеров обзора. Но если вы игрой реально заинтересованы и подумываете о том, чтобы стартовать, то милости прошу. В дополнительных материалах я рассмотрел такие аспекты игры:

  • Стоит ли вам использовать чужой билд или попытаться создать свой? Плюсы и минусы каждого подхода.
  • Введение в билдостроение в PoE. О том, как ориентироваться и работать с деревом пассивок,  а также о активных умениях.
  • Краткий список материалов для комфортной игры и самообучения
  • Столь ли безобидны микротранзакции? Рассказ о том, как разработчики путем нехитрых манипуляций подталкивают людей к покупке вкладок для сундука.

Собственно, ссылка на дополнительные материалы

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Обзоры и мнения по стратегиям, градостроителям, стелсам, ARPG и прочему. Если заинтересовало, можешь ознакомиться с другими статьями через этот материал или мой профиль

20 комментариев

110811169599363958871@google
Не автор, но на момент выхода первой диаблы, рогалики вполнн сеье существовали уже, тот же nethack -1987 года выпуска
Wolver17
Только в D3 можно вдвоем играть с одной приставки, а в PoE — нет. Нет перевода, вещей валится слишком много, нужно настраивать фильтры. PoE интересен механикой, но для человека, который не хочет заморачиваться — избыточен и сложен. Да и прокачку, не читая форумы, в первые 2 раза проваливаешь, а потом уже читаешь форумы как качать персонажа.
100423911212631774440@google
Я скажу как есть. Много вульгарных слов в адрес диабло. Да она уже не та. Но скоро появится Diablo4 и Diablo immortal. Фанаты вовсю пашут над диабло 2 hd. И в ожидании всего этого, эта статья кажется попыткой поднять со дна болота ни зашедшую никому Path of Exile. Сравнивать игру-легенду с жалким доработанный клоном, это неуважение к тем кто вообще придумал этот увлекательный жанр как рпг. Я видел начало в 96 году, и сейчас в 2020 я вижу великолепные задатки эпического продолжения серии Диабло, и жалкие попытки её клонов. Не смешите людей.
106099103512340162268@google

Ответ 100423911212631774440@google на комментарий
Я скажу как есть. Много вульгарных слов в адрес диабло. Да она уже не та. Но скоро появится Diablo4 и Diablo immortal. Фанаты вовсю пашут над диабло 2 hd. И в ожидании всего этого, эта статья кажется попыткой поднять со дна болота ни зашедшую никому Path of Exile. Сравнивать игру-легенду с жалким доработанный клоном, это неуважение к тем кто вообще придумал этот увлекательный жанр как рпг. Я видел начало в 96 году, и сейчас в 2020 я вижу великолепные задатки эпического продолжения серии Диабло, и жалкие попытки её клонов. Не смешите людей.


Даже Девид Брейвик сказал, что диабло пошло не-ту-да, и ожидать от четвертой диаблы вау-эфекта не прихолится. Она принесет близ-активижинам деньги, но не вернет нам наше детстаюво. Именно поэтому PoE так хороша, потому что она делалась для олдскула ;)
Xapoko
И делалась кривыми руками. Покуда я вижу лаги в игре которой куча лет, мне неважно сколько красоты там накручено, её собирали рукожопы, отзывчивость управления в подобных играх мне лично важна.
Khazimir
По поводу грубых слов в адрес Diablo — сколько помню, ничего плохого про Diablo в статье не говорил, только хорошее. Diablo 2 в свое время была культовой игрой — вот только это время было 20 лет назад. Также не стоит ставить знак равенства между Diablo 2 и Diablo 3 просто потому что у них одни создатели и название.
По поводу Diablo 4 и Имморталс — отлично, пускай делают. С радостью ознакомлюсь, без сарказма. По крайней мере с четвертой частью. Но эти игры ещё не вышли, и писать что-то про них я не могу. Вот выйдут — обязательно посмотрим, пощупаем и вынесем оценку. Не раньше.
По поводу же «ни зашедшую никому» — в одном только стиме онлайн каждый день держится в среднем на уровне 40-60 тысяч, что держит ПоЕ на грани топ-10 стима. По поводу Диабло 3 — количество игроков онлайн найти крайне сложно. Единственный сайт, что я нашел — playercounter — говорит о 16 тысячах без указания платформы. Вот вам и вся популярность Diablo 3.
20815053@yandex

Ответ 100423911212631774440@google на комментарий
жалким доработанный клоном,


Вы, сударь, в предмет статьи или вообще не играли, или играли в открытую бету несколько лет назад. Вашу игру-легенду никто не трогает, она великолепна, но PoE во многих аспектах уже достаточно давно наголову выше своего прародителя. Тем паче что у ее истоков стоят те же люди, которые делали D2. Diablo 3 утонула несколько лет назад, когда стало понятно, что кроме бесконечной дрочки великих порталов там контента нет и не предвидится. Diablo Immortal — вообще китайское мобильное донатное дно от NetEase и не стоит упоминания от слова «вообще». Фанатский ремастер D2? Не смешите мои тапочки. Никто ничего никому не обещает, нет ни ответственных людей, нет ни дорожной карты, ни сроков. Только куча фейковых новостей на сомнительных сайтах и пара-тройка таких же видево. Именно PoE на данный момент король жанра, и маловероятно, что Blizzard в своем текущем виде сможет сваять ей ровню. Даже Grim Dawn гораздо увлекательнее. Очень надеюсь на D4, прям очень. Но GGG куют PoE2 и это будет еще один очень серьёзный конкурент, который оттянет кучу аудитории. А со дна болота вам машут лапкой десятки тысяч игроков, которые с гиканьем и улюлюканьем каждую лигу несутся собирать новые билды, фармить, торговать и пускать туканов в чатике. Удачи.
106099103512340162268@google
Игра суперувлекательная, но новичку надо друг или сообщество, с которым он будет постоянно консультироваттся, самостоятельно в игре не разобраться.
Игра не бесплатная, надо один раз купить штук 5-10 разных вкладок, что бы не чувствовать себя угнетенным, благо это не слишком дорого и одноразово (можно назвать это благодарностью игроделам за их работу, за билет в кино же платите, тут то же самое). Для ознакомления с игрой и ее механиками достаточно скачать клиент, но если играть больше месяца в каждом сезоне, то советую прикупить вкладку с картами, валютой и премиум квадро-вкладку, дальше разберетесь.
Последний раз редактировалось
102090601770196171813@google
Достаточно три вкладки — валюта, атлас и простая для продажи предметов.
101213634604024129943@google
Как то странно читать про игру, в которую играл несколько лет назад и не узнавать. Доната в ней не было вообще, продавалась пара косметических вещей, которые добавляют парочку свечений вокруг персонажа и все. Оптимизирована была отлично, даже на моем древнем ведре летала в масс замесах и буйстве красок. Как правильно заметил автор, строить билды это то, чем были хороши Диабло 1-2 и то, что похоронило Диабло 3, в PoE с этим было все в порядке. Причина же, по которой бросил — пройдя историю в игре делать было абсолютно нечего, вкачал 3 класса и забросил уже на более высоком уровне где-то на стартовых актах, потому что там начинается уже реальный пот.
110604703184020768892@google
Если бы они ещё в каждом сезоне не заставляли сюжет проходить, цены бы им не было… А сюжет там пипец какой длинный, и меня уже на второй раз не хватило.
110811169599363958871@google
К этому быстро привыкаешь) когда то проходили 3-4 акта по три раза, сейчас всего 10.
Опять же если не отвлекаться и поставить целью пробежать именно сюжет, проходится он не за 50, а часов за 10. Местные кибератлеты проходят сюжет (боюсь ошибиться) часов за 4-6-8.
117213864419731139748@google
Пое кнечно имеет свои плюсы, но лучший диаблойд всеже это грим давн
110811169599363958871@google
Всегда забавлял холивар д3 или пое.
Играл достаточно и в обе игры чтоб сказать, что даже нет смысла сравнивать их, особенно на текущем этапе их развития. Они ощущаются абсолютно по разному, одна проще в понимании и порог вхождения в ней ниже, дркгая сложнее, больше, замороченней и гибче
100056124027368100010@google
Насколько я знаю игра жутко лагает на любом железе именно на ендгейме, когда на экране скапливается куча противников и ты их мочишь всякими аоешками. У меня есть 2 товарища которые играют в это говно и постоянно плачутся на лаги, и они вынуждены жертвовать одними статами что бы набрать выживаемость и не подохнуть во время очередного лага.
102090601770196171813@google
На ссд игру пусть ставят, нытики.
Последний раз редактировалось
GrLebedev
Я не стал играть в эту игру как раз потому, что в ней много вариантов развития персонажа. Тестировать их у меня нет никакого желания, а понять какой интереснее и удобнее — на это нужно время. Мне его жалко тратить на такое.
«Diablo 3» мне не понравилась сюжетом в стиле «Санта-Барбары», но персонажи сделаны на отлично.
1109937052418664@facebook
Можно фактически без гринда, нужно только в самой игре разобраться и научиться хотя бы немного торговать.
Всегда есть какие то билды, на которых можно фактически без вложений проходить 90% игры.

Добавить комментарий