Обзор Alan Wake 2: постмодерн, спираль и безумие

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

«Автор решил перемешать главы, полностью сбил содержание, которое было написано до этого, но кем? Сменившиеся позиции, казалось бы, не меняли суть, однако в этом была заметна попытка соответствовать первоисточнику, если таковой и вовсе имелся в одной из разрозненных реальностей. Читатель, усмехнувшись, пролистал страницу фолианта…».

Не с начала

К Alan Wake 2, на мой взгляд, сложилось достаточно двоякое отношение в геймерской среде. С одной стороны, игру и ее создателей носят на руках, аплодируя чуть ли не за созданный ими шедевр, а с другой стороны — критикуют, называя все тот же сюжет «навороченным бредом», а игровой процесс — унылым и однообразным.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Как всегда, истина находится где-то посередине. Безусловно, креативный продюсер и сценарист (а также актер) Сэм Лэйк не создал что-то гениальное или уникальное в своем роде, но и уж точно попросту не измарал пару сотен страниц в Word. Аналогично можно высказаться и о геймплее. То есть он все еще оставляет желать лучшего, это все еще не ураганный экшен с зубодробительными перестрелками, однако достаточно крепкий и увлекательный, прекрасно работающий в жанровых рамках.

Главные герои

Алак Уэйк продолжает бороться с темной сущностью. На протяжении 13 лет он старался выбраться из обители, однако все попытки заканчивались полнейшим крахом. По-настоящему он хватается за брошенную им (или кем-то) веревку тогда, когда в сюжете его произведения (или не его) появляются детективы Сага Андерсон и Алекс Кейси.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Сагой же изначально двигают более понятные и однозначные цели. В первую очередь выяснить, кто стоит за убийством, произошедшим в Брайт-Фолс, понять, как во всем этом замешан некий Культ. Уже в последствие она постепенно втягивается в историю, погружается в Триллер (в оригинале — Horror) и также начинает играть по крупным ставкам.

Сага — спокойная, рассудительная, внимательная. Ее настрой и дух крайне сложно сломить. Она выходит из себя только тогда, когда это действительно можно объяснить. Ее история, являющаяся более простой и понятной, позволяет сильнее проникнуться к ней и переживать до самого финала.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Сюжет

Как уже говорилось ранее, Алак Уэйк и Сага Андерсон действуют параллельно. Пока детектив ФБР расследует загадочное убийство мужчины на озере Колдрон, писатель пытается выбраться из Темной обители, в которой оказался по окончанию оригинала, вышедшего 13 лет назад.

Сюжет является лучшей стороной Alan Wake 2. И очень правильно, что разработчики, рекламируя свой будущий проект, делали упор именно на эту составляющую. Отсюда все эти сравнения с Twin Peaks, Стивеном Кингом и вознесением сценариста Сэма Лейка к звездам.

Вопрос, удалось ли? И, на мой взгляд, да! Правда, никаких сходств с тем же Стивеном Кингом вы в игре вы не обнаружите (или их не обнаружил я). Все-таки Стивен Кинг — это не про какие-то галлюцинации и «приветы» из темной обители или проще говоря — рядовые скримеры, мелькающие в процессе прохождения. А вот классики от Дэвида Линча насыпали прилично.

Здесь и маленький загадочный город, влюбляющий в себя как мрачной таинственностью, так и приветливостью горожан; и все эти двойники; и красная комната — темная обитель; и различные отсылки к заведениям, кофе и т. д.

Но самое важное в нарративе — это его размеренность. Может показаться, что закручивания сюжета, доведения его до постмодернисткого полового акта и налет абсурдизма способны утомить к середине, но это не так. У авторов получилось грамотно расставить чеховские ружья, сбалансировать сюжетные линии, сделать повествование размеренным и постепенным.

Боевая система

Первую часть активно ругали за унылую стрельбу и однообразие: долго посвяти фонариком, затем стреляй, пока супостат не рухнет на землю. Во второй части поменялось немного, зато разработчики решили понизить количество времени, требуемого для снятия тьмы. За счет этого боевая часть стала более динамичной и активной, добавились ловкие уклонения, позволяющие уйти от захватов или вовсе убежать от врага.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Выстрелы получаются смачными и эффектными, враги красочно от них отлетают, при этом в нашем распоряжении достаточно обширный арсенал оружия:

1. Помповое ружье.

2. Двустволка.

3. Пистолет.

4. Ракетница.

5. Дробовик.

6. АРБАЛЕТ.

И самым странным здесь выглядит именно арбалет! Нет, выглядит он достаточно интересно, однако есть всего две небольшие проблемы:

1. Если все остальное оружие достаточно логично вписано в сетинг, то у арбалета здесь возникают трудности. Ну, как-то не соотносится у меня Alan Wake 2 (ну, или Сага Андерсон, в частности, с арбалетом).

2. Его применением. Арбалет неудобен. Он — мощный, однако перезарядка занимает слишком много времени, что затрудняет напряженные враги с противниками.

Понравился поиск оружия. Изначально героям предоставляется только пистолет, а вот все остальное вооружение необходимо искать самостоятельно, разгадывая загадки. К примеру, чтобы взять помповое ружье, нужно найти секретную комнату в доме престарелых, а затем уже отправиться на поиски отсутствующей дверной ручки.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Стоит отметить, что боев в игре достаточно, учитывая, что Alan Wake не позиционирует себя как экшен или шутер. Люди, говорящие, что в игре НЕВЕРОЯТНО МАЛО СХВАТОК, в нее не играли или намеренно приуменьшают. Конечно, битв можно избегать, но это уже совершенно другая тема для дискуссии.

Постмодернизм и претенциозность

В 2023-м году придумать что-то оригинальное крайне трудно. От этого страдает не только игровая индустрия, но и литература с кинематографом. Зачастую современные деятели искусства с головой погружаются в мир деконструкции, меняя образы и истории уже знакомых героев. Сэм Лейк, прекрасно понимая тенденцию, решил по полной удариться в данное направление, но не стал что-либо разрушать, а, наоборот, построил игру на фундаменте из мемов, отсылок и возвышенного бреда, который как кот Шредингера, то ли имеет под собой смысл, то ли сделан попросту ради шутки.

Автор: Сэм Лейк

Alan Wake 2 уже распространил по Сети несколько мемов, которые точно войдут в историю. И про спираль, и про мюзикл, и про Сэма Лейка, играющего агента Кейси, который внешне, что неудивительно, похож на Макса Пейна из первой части, да еще и разговаривает практически его цитатами.

Подобные отсылки на самом деле, помимо некого фан-сервиса, начинают зарождать и полноценную вселенную Remedy. Разработчики удачно впихнули АМС, сделав очевидный задел на Control 2 и, по сути, связав обе игры. Сюда аккуратно вписан актер, сыгравший главного персонажа в Quantum Brake. В Alan Wake 2 он является шерифом Брейкером, который застрял в Темной обители.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Alan Wake 2, будучи самодостаточной и уникальной игрой, умудрился вобрать в себя множество отсылок и цитирований заслуженной классики. С одной стороны, игра как будто бы создана на гиперссылках, антураже Твин Пикса, фильмах Линча, заигрываний со смыслами и умозаключений по типу «это не петля, это — спираль», однако, с другой стороны, кажется невероятно авторской и самобытной.

Геймплей (Чертоги разума и комната писателя)

Один из самых спорных эпизодов в Alan Wake 2 — это игровой процесс. По сути, примитивно говоря, мы имеем дело с «бродилкой». Но чтобы не позиционировать игру как высокобюджетный и очень красивый симулятор ходьбы разработчики добавили в нее стрельбу, чертоги разума (за Сагу) и комнату писателя (за Алана).

На самом деле, поначалу это даже кажется интересным. Данный процесс разбавляет геймплей, делает его более разнообразным и дает возможность передохнуть от скитаний по лесу и измененными темной обителью метрополитену, отелю и т. д.

За Сагу нужно раскладывать на доске все зацепки и улики, относящиеся к определенному делу. Помимо этого, на ее столе раскиданы досье на ряд персонажей, которые она дотошно изучает, связываясь иногда некой «телепатической связью» с другими персонажами игры. Процесс не является трудным, разработчики не требуют от нас хоть какой-то логики или дедукции.

За Алана данный процесс смотрится более интересно. Но привлекает он не каким-то увлекательным геймплеем, а изобретательностью. В ходе прохождения писателю будет необходимо менять реальность посредством написания нового сюжета в романе. Обновленный сценарий меняет положение дел в сцене, измененная реальность предоставляет для изучения новые или малость измененные локации.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

На мой взгляд, в случае с Сагой авторам стоило углубиться в механику зацепок и улик, позволил геймерам самостоятельно приходить к различным выводам. Одним словом, дайте нам ДЕТЕКТИВ!

Минусы

1. Отсутствие детективной части при работе с доской зацепок за Сагу.

2. Оптимизация, игра крайне требовательна для ПК.

3. Кому-то может показаться, что сражений мало (мне было — в самый раз).

«Это не петля, это — спираль»

Спойлер
Томас Зейн — это Ален Уэйк, который при этом является Скретчем. Или Уэйк и Сретч совершенно разные «субстанции». Но, возможно, Зейн придумал Уэйка? Или наоборот? А умирает ли дочь Саги в так называемом «хорроре» или она уже была мертва, а темная обитель лишь подарила ей эфемерную надежду?

Загадок, недосказанностей, скрытых смыслов, теорий, обманов — этим всем буквально напичкан Alan Wake 2. Вышеупомянутая фраза про «спираль» — то же самое. Игра является чуть ли не прекрасно слаженным механизмом, целью которого является запутать, заставить задуматься или сломать себе голову. Сэм Лейк создал круговерть, сотканную из различных событий, дающую пищу для размышления или пинок под зад, чтобы отправиться в Google для поиска возникших ответов.

Но есть ли у всего этого душа? Живы ли персонажи, являющиеся частью этой самой круговерти? На мой взгляд, — нет!

Персонажи в игре интересные за счет общей истории, однако они не цепляют, за них не хочется переживать. Да, финал предоставляет возможность подумать, а что же было дальше, но крючком являются не судьбы герои, а сама история. Сэм Лейк в очередной раз забросил удочку «не в озеро, а в океан».

Тот же Twin Peaks цеплял не только загадками и таинственностью, но и персонажами или спорадическим «кринжем», воцарявшемся на экране.

В этом плане Лейка действительно можно сравнить с Ноланом. И не какой-то его определенный фильм, а ПОДХОД. И тот, и другой предпочитают закрученность и перегруженность в своих работах, ставят сюжет и повествование выше персонажей, выше душевности фильма или игры.

Локации

Графика — важный аспект игры. Она ублажает глаза, которые не могут нарадоваться всем красотам, представленным на экране. А, кроме этого, рисует перед глазами чудесные локации даже в самых, казалось бы, не притягательных местах. Например, мрачный лес, где постоянно льет дождь, из глубин доносятся какие-то мерзкие вопли темных сущностей.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

То же самое можно сказать и про искаженный Нью-Йорк, в котором «тусуется» Алан Уэйк. Город выполнен в темных тонах, поэтому все неоновые вывески, все указатели, все подмигивания от фонарей воспринимаются невероятно ярко и въедливо. Город будто разговаривает с тобой. Не только посредством разбросанных отголосков, но и вывесок, и плакатов.

Но моя главная любовь — парк развлечений «Мир Кофе». Да, шаблонно, типичный фильм ужасов, однако насколько же атмосферно и колоритно. Эту локацию действительно интересно исследовать, цепляясь за каждую надпись, объявление или записку.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Одним словом, все локации в игре суперские: от трейлерного парка и метро до дома для престарелых.

Стоит ли играть

Конечно, да! Alan Wake 2, несмотря на некоторые нюансы, все еще является одной из лучших игр уходящего года. Как минимум, это лучше сюжетноцентричное произведение 2023-го. Кроме того, игра радует классной графикой, неординарным сюжетом, оригинальным подходом и креативом, пестрящим в каждой сцене.

Даже, если вы критически относитесь к так называемым «бродилкам» или играм, в которых не нужно уничтожать по миллиону супостатов на одной локации, все равно стоит опробовать — это непередаваемый геймерский и зрительский опыт.

Достоинства

· Закрученный сюжет;

· Удобоваримые персонажи;

· Приемлемая боевая система;

· Красочные запоминающиеся локации;

· Крутая графика;

· МЮЗИКЛ!

Графика и музыка

Картинка в игре — блестящая. Разработчикам удалось не только красиво показать весь мрак и темноту, свойственную Alan Wake 2, но и красиво изобразить природу, лес, солнце. Сказать честно, я нигде не видел более красивого Солнца, солнечного света. Сюда же стоит отнести и анимации персонажей, их лица, волосы. Художники Remedy действительно проделали фантастическую работу, они скрестили страшное (игра все-таки заявляется как хоррор) с прекрасным, изобразив по-настоящему чудесную картинку на экране.

Автор: Remedy Entertainment/Epic Games Publishing

Из всего это, конечно же, следует неприятный минус — системные требования, которые многих ужаснули еще на старте. С этим действительно перегнули. Я играл на XBOX и часто замечал, как быстро падает ФПС в некоторых сценах, даже в темном-темном лесу! Что называется — недоработали…

Ну, и музыка. Все, что в игре не касается интро после пройденных глав — прекрасно. Мюзикл так и вовсе стоит назвать отдельной частью игры и выписать ей Оскар, который в свое время незаслуженно не получил «ЛаЛа-Лэнд».

Отдельно стоит отметить звуки в игре. Некоторые из них прямо пугают. Игру не назвать страшной, но атмосферной — точно. Идешь по лесу и пугаешься даже шороха травы.

И лишь сейчас мне удалось осознать, что ничего из этого не обладает каким-либо смыслом: перемешивание разделов, оглавление, текст. Из этого всего я сделал лишь один короткий вывод, вытекающий из всей статьи: это не обзор, это — эссе.

Приключенческая играPCPS5Xbox Series XДругой
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Стоит ли покупать очки для чтения лежа: обзор очков-перископов на 90 градусов

В погоне за комфортом мы часто готовы пробовать новые гаджеты, которые могут облегчить нашу жизнь. Недавно я решил попробовать очки для «ленивого чтения», которые, как обещает производитель, должны...

Забытая река фараонов: как древний Нил помогал строить пирамиды

Вдоль узкой полоски пустыни, на западном берегу Нила, выстроилась цепочка величественных пирамид, являющихся визитной карточкой Египта. Почему именно здесь, вдали от современного русла реки,...

Почему исчезает стирка при 30°С у современных стиральных маши, и чем можно заменить эту программу

Одежда из искусственных тканей сегодня пользуется большой популярностью, благодаря прочности, долгому сохранению внешнего вида, широкому ассортименту, выбору расцветок и дизайнерскому исполнению....

Два знака «Пешеходный переход»: в чем различия и какие штрафы грозят нарушителям

В российских правилах дорожного движения есть два знака, которые часто становятся причинами штрафов и ДТП. Их путают водители-новички, а пешеходы уверенно начинают переходить дорогу в неположенном...

Сбой онлайн-сервисов банка ВТБ 8 мая: дело житейское, а вот отработка негатива – что-то новенькое

Банковский бизнес — сфера суровая и консервативная: там до сих пор в костюмах все ходят. Особенно если говорить про крупные банки, где заорганизовано и расписано вообще всё. Почему...

Правила взаимовыручки на трассе: как жестами показать водителю, что у него спущено колесо или открыт багажник

На дороге существуют определенные общепринятые правила и, если вы в пути увидели, что у попутного автомобиля имеются проблемы, например, у него спущено колесо или открыт багажник, то следует дать...