Николай Анохин — худший интерактивный персонаж?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Если "Любовь, деньги, рок-н-ролл" занимает в индустрии нишу "Сумерек", то Николай Анохин - ее однозначная Белла. Находиться с ним в одном путешествии (а тем более в одной шкуре) больно физически. Можно сколько угодно говорить о графомании автора, о его пренебрежении редактурой, об отличных от нуля персонажах. Но можно ли хоть одним из этих моментов объяснить существование в это мире подобного персонажа?


Впечатление от персонажа

Очевидно, что автор новеллы пытается копировать стиль Достоевского. Тут вам и зависимый, слабовольный, но с претензиями на гордость персонаж; его роковая любящая, но гордая и недоступная красотка; а также безраздельно преданная ему "милая девочка" с двойным дном. Однако в персонажах Федора Михайловича хорошего и плохого всегда было поровну, и книги его всегда были о том, как хорошее берет верх в тяжелейшей борьбе, победа в которой настолько ценна сама по себе, что ради нее легко можно принять любое земное наказание. В Николае нет абсолютно ничего не то что хорошего, а оправдывающего его наличие в произведении как персонажа. За все прохождение я встретил единственный случай, когда игроку за него предлагается интерактивная возможность совершить поступок, отличный от выбора места действия куда он отправится ныть.

У Николая есть предыстория, которая по идее должна оправдывать или хотя бы объяснять его поведение. Но она не работает, поскольку персонаж списан с прямо противоположного характера. Николай лишился родителей, но озлоблен он не как привыкший к самостоятельности циник, а как избалованный, неспособный довести ни одно дело до конца маменькин сынок. Николай вынужден был расстаться с занимающей значительную часть его жизни девушкой, но ведет себя словно капризное дитя, привыкшее все получать и всего добиваться с полчиха. Николай - это Белла в самом худшем ее воплощении.

О новелле

Создается впечатление, что персонаж прописывался взрослым, и в последний момент вдруг был перенесен в школу. На это указывают отдельные несуразные детали вроде поддельных документов у подростка и его регулярные пьянки. А потом по какой-то непонятной причине сцены были грубо разбиты, а промежутки между ними заполнились бессмысленным бесконечным словоблудием. Словно бы автор тупо записывал КАЖДУЮ мысль, что только мелькала в его голове. И самые отвратительные сцены в этой новелле всегда растянуты как бессмысленная сцена экшена в каком-нибудь подростковом анимешном мультфильме. Кажется, что они длятся бесконечно. Вроде бы вы нащупали финал, но вас снова огорошивают обухом по затылку омерзительной, идиотской выходкой Николая.

Не могу сказать, что само произведение однозначно плохое во всем, что оно совсем не раскрывается. В тех редких случаях, когда происходят важные переломные моменты, а реплики не принадлежат главному герою, новелла действительно может работать. Мне показалось очень удачным развитие отношения читателя к романтическим интересам главного героя и его перемена. Но пусть герой новеллы во всех них проявляет себя с самой худшей стороны, главная их проблема в другом: сами моменты теряются в авторских рассуждениях - вещах, которые важно уметь применять, которые должны быть тяжелой артиллерией автора для самых ответственных ситуаций, а не 90% бесполезного, бессмысленного, мучительно времяпровождения за сим произведением. Очень жаль, что разумные зерна новеллы настолько теряются в этом бескрайнем океане тоски и бессмыслицы, что их тянет на дно даже не отвратительный главный герой.

Опыт игры

Николай - мой абсолютный рекордсмен по скипыванию игры от стыда за одну сцену. Автор текста с какой-то больной настойчивостью выбирает самые отвратительные стороны своего персонажа, и выставляет его со всех возможных сторона напоказ. И не по одному разу. Помните моменты в тяжелых сюжетных играх, когда вы утомленный откладываете игру на день, чтобы переварить вываленную на вас информацию и разобраться со своими мыслями? "Любовь, деньги, рок-н-ролл" совершенно нормально отложить раз пять за одну сцену, хотя вам не предоставляют ни информации, в которой стоит разобраться, ни мыслей, в которых приятно утонуть. Все что вываливает на вас прохождение - это бесконечные потоки кринжа и стыда, которого автор текста судя по всему лишен начисто.


Когда начинается очередная сцена вас преследует только одна мысль: "Когда это закончится?". Стоит только подойти к тому, что в нормальном произведении оказалось бы финалом эпизода, стоит вам с облегчением выдохнуть, как оказывается, что еще слишком рано. И это даже не переходный момент сцены, не какой-то перелом, а просто ее продолжение. Такое же нелепое и бессмысленное как она сама. У автора текста какой-то непередаваемый талант заставить действие топтаться на месте со все повышающимся градусом позора, не привязанного ни к какому событию, при полном отсутствии дуги персонажа, но при этом каждой новой репликой вываливая на вас тонны кринжа. Как это можно сделать случайно?

И персонаж не берет никакой паузы. У него есть тупая идиотская гордыня, непонятно к чему применимая, он не останавливается ни перед чем, чтобы дополнительно себя опозорить в глазах игрока и окружающих его персонажей. И ведь это легко можно было исправить, предоставив читателю больше интерактива и осмысленного текста. Дайте ему выбор подыграть девочке на гитарке в музыкальной комнате, пустите его на сцену сыграть соло на басу. Обыграйте как-то то, что он может быть в жизни законченным, неинтересным, занудным судаком-эгоистом, но при этом какой-то подавленной стороной своей души сочинять хорошую музыку. Спасите его душу через рок-н-ролл и сделайте его в итоге человеком.

Вокруг него происходят события, шкала безвкусности и сплагиаченности которых может варьироваться, но он принимает в них участие таким же пассивом, как и в остальной игре. Быть запертым в его голове оказалось даже немного поучительным. Невольно задумываетесь о тех моментах, когда сами повели себя как капризный неудачник, стыдитесь за них, и зарекаетесь впредь от подобного поведения, настолько омерзительно это выглядит.

Итог

Создается впечатление, что автор новеллы искренне всей душой презирает сам себя, и пытается выплеснуть все свое отношение к себе в своем персонаже, заставить игрока возненавидеть его вместе с ним. Я не верю, что автор может быть настолько плох. Может от жалости к себе, он не замечает достоинств, которые можно разглядеть в нем со стороны, но я уверен, что это по-своему неплохой человек. Но вот его персонаж именно таков. Неправдоподобно отталкивающий человек, которого недолжно быть и не может в реальной жизни ни при каких условностях и допущениях. Если вы решитесь погрузиться в этот опыт, приготовьтесь. Это будет долго. И на протяжении всего прохождения вы будете реагировать на очередной бессмысленный "переход" бессмысленной бесконечной сцены фейспалмом и стоном: "Да б...!" А к финалу сцены начнете биться головой о стол с мольбой: "Заканчивайся! Заканчивайся! ЗАКАНЧИВАЙСЯ!"