Как Габен всех «кинул», или Как Steam «ушёл» из РФ и РБ

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В первых числах марта на новостных порталах появились новости с подобными заголовками: Steam отключил основные способы оплаты для России и Беларуси. В этот момент у пользователей пропала возможность оплачивать покупки картами, осталась возможность платить за игры только через PayPal, который ушёл из РФ, так что этот способ тоже отпал. Но некоторые пользователи все же могли оплатить игру с карты, в частности несколько моих знакомых умудрились таким образом купить себе немного игр. Но через несколько дней прикрыли и это лавочку, но Valve ли прикрыли её? Для этого давайте в общих чертах восстановим в памяти некоторые события и попробуем связать некоторые вещи друг с другом, которые, казалось бы, ничего общего не имеют.


Наша точка отсчёта — это конец февраля:

  • Конец февраля. Самые крупные банки РФ попадают под санкции
  •  2 марта. Steam добавляет пометку что оплата основными средствами оплаты недоступна, но некоторые пользователи всё же могут оплатить игру картой напрямую
  • 6 марта. Visa и Mastercard объявляют о прекращении деятельности на территории РФ
  • 9 марта. Valve публикует статью «Steam: итоги 2021 года»
  • 10 марта. Платёжные системы Visa и Mastercard прекращают работу и теперь карты из РФ работают в только в РФ, оплата обходным путём перестаёт работать

Так же есть ещё парочка событий в 2011 году, но они нам пригодятся когда мы будем связывать пункт №4 с остальными. Так что оставляем их и переходим к пункту номер 1.

Содержание

Отступление

Но с вашего позволения небольшое отступления перед началом: как, в общих чертах, работает оплата в онлайн сервисах:

Пользователь выбирает игру; оплачивает; получает игру. Так это выглядит с глаз потребителя, но со стороны сервиса этот же процесс выглядит сложнее.

Провести модерацию поступающего контента, и при соответствие всем требованиям допустить игру к публикации; провести обработку платежа, при получении средств открыть игроку доступ; раз в n-ный промежуток выплачивать разработчикам заработанные деньги.


Этот процесс заметно упрощен, ибо мы тут собрались обсуждать не то как работают цифровые сервисы, хотя и про них поговорим, а почему Steam якобы ушёл из России.

Что же произошло

Почему после введения санкций пользователи некоторые время могли совершать оплату? На самом деле всё просто: совершать оплату могли пользователи неподсанкционных банков. Это работало из-за онлайн платежей, а именно из-за принципа их работы. Совершая покупку Вы, если очень сильно упрощать, совершаете перевод на другую карту или счёт. После введения санкций часть западных финансовых учреждений, в том числе и банков, перестала работать с картами Российских банков. Но при чём тут банки, если мы говорим про Valve? Да и некоторые пользователи раскопали тот факт, что Xsolla партнёр Valve и Steam.

«И почему же это Epic Games спокойно работают в нашей стране через Xsolla, а Габен с тем же сервисом нет?» Вопрос интересный, и в какой-то степени правильный, но тут завалялось несколько подводных камней. Где их можно найти? В том месте про которые все знают, но куда никто никогда не смотрит. Так вот, перед вами человек который читал, и не один раз, такой документ как “Соглашение подписчика Steam”. Это тот самый документ с которым Вы соглашаетесь при каждой покупке, при регистрации аккаунта и много когда ещё. И в данном документе, в пункте 1 подпункт Е, указано буквально следующее:

Если ваша банковская карта выпущена за пределами США, ваш платеж может быть обработан через европейский банк-эквайер компанией Valve GmbH от имени Valve Corporation. В случае использования любых других методов оплаты платеж обрабатывается непосредственно Valve Corporation. Независимо от метода оплаты, доставка Контента и Услуг, а также Устройств осуществляется Valve Corporation.

Банк-эквайер, если не вдаваться в подробности, это посредник который регистрирует, проверяет и перенаправляет платежи, в нашем случае на счета Valve. И уже на этом моменте можно закончить данную статью. В этом и кроется причина почему сначала была возможность совершать оплату через неподсанкционные банки, а после прекращения обслуживания карт Visa и MasterCard эта возможность пропала: банковская система просто не может принять платёж с российских карт и счётов, которых для неё фактические не существует. И как мне кажется Valve решили сыграть на опережение: не дожидаясь полного отключения платёжных систем и Российских банков от SWIFT они сделала оплату невозможной. И как по мне лучше смотреть на предупреждающую табличку перед оплатой, чем на постоянные ошибки после.

Вроде бы можно просто проводить платежи через Xsolla, но про текущие взаимоотношения между платёжным сервисом и Valve нет никакой информации. И в данный момент давайте обратимся к тому самому 2011 году. В этом году Гейб Ньюэлл давал интервью и заявил что для Steam пиратство “… по сути, надуманный вопрос” и что “… Россия скоро станет крупнейшим рынком Steam в Европе”. И действительно, с развитием Steam про пиратство стали говорить меньше, да и пиратить игры, когда рядом есть удобный сервис с лицензионными играми, которые во многом лучше пиратских копий, стало как-то морально тяжелее, а Русский язык сегодня третий по популярности во всём сервисе с долей ~10%, хотя десять лет тому назад он яростно конкурировал с Французcrим и Немецким, ведь каждый из них имел долю ~6%. Ну а сегодня Немецкий язык довольствуется долей в 3,2%, а Французский и того меньше: 2,5%. Что сказать, Гейб Ньюэлл явно что-то знает о будущем и умеет делать ставки на перспективу.


Так же в этом году произошла очень интересная коллаборация между компанией Xsolla и сервисом Steam: Xsolla добавила возможность пополнять кошелёк Steam через киоски и терминалы оплаты, и сделать это можно было через 450,000 точек по всей стране. А вот что было дальше это вопрос открытый. Valve, как я уже отмечал, весьма закрытая компания, не очень любящая распространятся о своих шагах. Так что эти компании могут поддерживать как нейтральные отношения, так и Xsolla могут отвечать за часть финансовых операций, так они могли и вовсе разорвать отношения. Против третей версии говорит следующее: на сайте Xsolla «Вентили» всё ещё числятся в списке партнёров, а против второй говорит отсутствие так называемой «Истории успеха» на сайте Xsolla.

История успеха это небольшая истории о взаимоотношениях Xsolla и сторонней компании. Такая история появляется если Xsolla помогла чем-то значимым, как в случае EGS организовала работу платёжной системы, и если компания достигла благодаря этому каких-то высот. И в этом списке есть очень много крупных компаний, вот небольшой их список: Epic Games, Twitch, Krafton (PUBG), NetEase (Diablo Immortal). В таком ряду компании Valve скорее всего бы нашлось место, но её тут нет.

Скорее всего глобальное сотрудничество Valve и Xsolla ограничилось той акцией в 2011 году. И даже если Valve и Xsolla продолжают сотрудничество, то Xsolla скорее всего предоставляет свою технологии безопасности или технологию проведения платежей через Steam сторонним студиям. Тут уже ничего конкретного сказать нельзя, только догадки, ибо это бизнес. А бизнес и деньги любят тишину.

Да и я тут прогулялся в округе и нашёл один из тех терминалов где можно закинуть деньги буквально куда угодно, но с большой комиссией, и там нет возможности пополнить Steam. Может вырезали в данном терминале, а может эта функция уже недоступна, ибо такой возможности не указано и в специальном разделе магазинчика Габена.

Но это уже другая история, к которой мы и перейдём.

Особые возможности Steam

Что же такого я нашёл в годовом отчёте Valve, что за особая страница в Steam? Пора вскрывать остаток карт. Начнём по порядку. В Steam есть карты оплаты. Да, вот так вот. Для кого-то, как для меня, это немного странная новость, но компания Valve ввела систему электронных подарочных карт ещё в 2017, а физических немного раньше. Вот эту информацию я как раз и узнал в статье с итогами 2021 года для Steam. Эти коды можно купить как офлайн, так и в Steam. Скорее всего пополнение кошельков через некое подобие этих карт и реализовали Valve через Xsolla в далёком 2011 году, но что же сейчас… А сейчас в Steam можно зайти и посмотреть в каких странах, и в каких магазинах, есть эти карточки. И этот перечень не очень-то и большой, во всём мире сейчас есть очень немного магазинов торгующих этим товаром, и ещё меньше, даже на несколько порядков меньше, где в каталоге они реально есть. На часть сайтов я просто не смог перейти, а в других вообще не представлено подарочных карт для Steam’a. А там где в каталогах эти карты есть, люди в отзывах жалуются на почти что постоянное отсутствие товара.

Но эту карточку можно купить и онлайн, прямо через Steam. Для этого переходим в кошелёк, в раздел пополнение баланса. Слева у Вас будет перечень сумм на которые можно пополнить счёт, а справа можно увидеть текущий баланс и две кнопки. Нас интересует кнопка «Код кошелька или подарочной карты Steam», там мотаем вниз и нажимаем «Приобрести электронную подарочную карту», после чего процедура повторяет процесс пополнение своего кошелька, только в данном случае средства перейдут вашему другу. Оплатить данную карту можно только с помощью сторонних средство оплаты, кошелёк Steam недоступен как источник платежа. Из-за этого купить данную карту на территории РФ нельзя, но её можно дарить игрокам из РФ и РБ. К сожалению мой эксперимент, о котором я писал тут, не увенчался успехом. Со знакомыми с соседних стран не получилось скооперироваться из-за технических сложностей, в частности из-за сложностей перевода денег от меня к ним, которые они потом и должны были мне закинуть на счёт в Steam. Но в рамках одной страны такое провернуть удалось и всё сработало, но меня больше интересовал как раз конвертация одной валюты в другую в рамках данной транзацкии. Второй аккаунт, созданный в Казахстане, с котором я хотел провернуть ту же операцию, тоже помог не сильно: если менять регион на РФ, то оплата недоступна, если ставить Казахстан то нужна карта с тенге, и виртуальная карта Qiwi не спасает. Так что если у кого-то есть желание и возможность желание проверить данный факт, то напишите о результате. Меня больше интересует процесс конвертации валюты, и меняется ли после этого валюта аккаунта которому подарили такую карточку.

И если Вы захотите воспользоваться данными карточками, то должны знать несколько вещей:

  • Дарить карточки можно только на аккаунт который был добавлен в друзьях более 3 дней назад, полноценный или ограниченный аккаунт не имеет значения
  • Стоимость карточек в разный регионах отличается: в РФ это 150, 300, 750, 1500 и 3000 рублей, в Украине это 40, 80, 200, 400 и 800 гривен (по курсу представленному в Google на 9.06.22 — 82, 164, 410, 820 и 1640р), в Казахстане 1500, 3000, 7500, 15000 и 30000 тенге (210, 418, 1045, 2090 и 4180р)

Вместо итога

Steam не собирался уходить с рынка РФ и РБ, Valve прекрасно понимает что даже 2% прибыли, — это два процента прибыли. А в случае со Steam до 10% (именно такая доля русскоязычных аккаунтов). Тем более Гейб не обязан отчитываться перед инвесторами и акционерами, так как он единоличный владелец всей компании, а закрытость в данном случае играет им только на руку: они никак не комментируют текущую ситуацию и спокойно продолжают работать, возможно перечисляя деньги каким-нибудь благотворительным организациям (как это было во время протестов БЛМ). А недоступность некоторых игр это не их прихоть, а желание издателей и разработчиков не продавать игры в отдельных регионах.

Но всё же, какие есть способы сейчас пополнить счёт и купить лицензионную копию игры в Steam? В скобка указаны возможные проблемы и ограничения.

  1. Стандартный способ пополнения кошелька (Действителен для стран с работающими банковскими картами)
  2. Покупка и последующая продажа скинов на Торговой площадке Steam (Покупка скинов на сторонних площадках сопряжена с рисками нарваться на мошенников)
  3. Кошелёк Qiwi в тенге (При этом регион сменится на Казахстан, с последующим изменением ценовой политики)
  4. Подарочная карта Steam (Дарящий должен иметь возможность пополнять счёт Steam через банковскую карту)
  5. Даренее игры (Возможны накладки из-за отличающихся цен в разных регионах: Wallpaper Engine в Казахстане стоит в два раза дешевле чем в РФ и такое дарение у меня не прошло)
  6. Дарение ключа без привязки к региону (Риски аналогичные п.2)