Издательские лаунчеры в Steam. Является ли это проблемой?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В последнее время все больше издателей начинают добавлять в свои игры лаунчеры, сторонние программы для запуска игр. Если Ubisoft это делают уже давно, и многие игроки к этому успели привыкнуть, то EA, которые вернулись в Steam, и другие крупные издатели, вроде Bethesda и Take-Two (2K, Rockstar), начали добавлять не так давно.


Недавний «магнум опус» от 2K вызвал проблемы у игроков, некоторые игры в Steam, получившие новый лаунчер, перестали запускаться. Проблема была в том, что в Proton, оболочке для запуска игр от Valve, не было необходимых для запуска функций, из-за чего игроки не могли запустить купленную игру, которая более чем полгода работала работала без каких-либо проблем. И это одна из очевидных проблем с которой может столкнуться игрок, далее я разберу менее очевидные.

Chromium, прощай оперативка

Когда-то давно, во времена «палеозоя» интернет был медленный и сайты были статичными страницами, программы для рабочего стола писались с использованием UI-библиотек, таких как QT, которые при всех своих недостатках, вроде общей дороговизны разработки, работали достаточно быстро и потребляли сравнительно небольшое количество ОЗУ.

Но сейчас в эру веб-технологий, разработчики используют технологии вроде Electron, которые по-сути являются минимальным набором для отрисовки веб-приложений. И, казалось бы, к чему тут Chromium, ответ прост, большинство современных лаунчеров, включая Steam после редизайна, построены на его движке, что удешевляет разработку, но требует больше ресурсов компьютеров пользователей.

Так после переезда desktop-интерфейса Steam на Сhromium, у некоторых пользователей со слабым ПК, интерфейс начал тормозить.  И даже после включения аппаратного ускорения и настроек для оптимизации интерфейса, Steam начал потреблять всего на 33,8 Мбайт ОЗУ меньше, при этом нагружая CPU на 4% (от 400% (100% на 1 ядро)) больше, хоть и работает плавнее.
Слева настройки с оптимизацией, справа стандартные

Но разработчики из Rockstar пошли дальше, помимо фирменного RGL (Rockstar Game Launcher), каждый процесс Social Club запускается как отдельный экземпляр, это тоже самое, что если бы каждая вкладка браузера запускалась как отдельный экземпляр браузера, буквально используя часть вашей оперативной памяти для дубликатов уже запущенных сервисов.

Так Red Dead Redemption 2, на ПК умещается в 6.6гб RAM в максимально комфортных условиях (система потребляет 800 Мб и нет запущенных фоновых программ), но если игрок захочет запустить игру с программами вроде Discord, Spotify, MSI Afterburner и т.п., 1.2 Гб ОЗУ занимаемый лаунчером могли бы пригодиться, а так система начнет использовать SWAP, а в месте с тем появятся тормоза в игре и системе в целом. Да, 8 Гб крайне мало для современных реалий, но это не повод расходовать ОЗУ пользователей в пустоту, например в Battle.net таких проблем нет, после запуска условного Overwatch, его можно закрыть в то время как RGL, необходим по меньшей мере для облачных сохранений, а принудительное закрытые сервисов приводит к тому что игра не может проверить активацию. И либо RGL с сервисами что-то тайно майнит на ОЗУ игроков, либо издателю просто наплевать на обычного игрока, ведь запускается и хорошо.


Не стоит забывать что из-за подобных решений существенно увеличивается время запуска. Для сравнения, в RDR2 лаунчер запускается около 1 минуты, запуск самой игры и проверка лицензии занимает около 2 мин, а загрузка из главного меню до непосредственно геймплея около 2.5 мин. Итого 5.5 минут, 3 из которых занимают процессы, которые игрокам по-сути ничего не дают.

Ненужный spyware и бесконечные регистрации

Проблема очевидна, мы не можем достоверно знать какие наши данные собирают подобные программы и что еще они делают на персональных компьютерах игроков. При этом мы сами на это подписываемся принимая лицензионные соглашения при регистрации. Их вообще кто-нибудь читает?

Мало того что разработчики некоторых крупных игр считают что нужно добавить элементы игры сервиса, требуя дополнительной регистрации для доступа к дополнительным возможностям игры, как в Hitman или MK, так ещё нужна регистрация для запуска игры. Возможно кто-то не считает это проблемой, но лично я уже устал отключать рекламу и прочий спам приходящий на почту. Представьте что на условном Netflix, для запуска сериала потребуется дополнительная регистрация, неприятно? А в Steam это есть уже сейчас.

Про капчу в Origin можно мемы делать.

Удобства Steam: Облачные сохранения, Library Sharing, подмена EXE

Сторонние лаунчеры забирают у нас лучший сервис облачных сохранений. В Steam, есть возможность скачать сохранения через браузер, а как скачать сохранения в Origin, Uplay или Rockstar Game Launcher? Облачные сохранения — это один из факторов, который не позволяет закрыть сторонний лаунчер после запуска игры, ведь после окончания игровой сессии сохранения не будут автоматически загружены в облако.

Так же разработчики очень любят привязывать аккаунт своего сервиса к аккаунту Steam, из-за чего многие игры таких издателей лишены Family Library Sharing, и проблема в том, что на странице с игрой не указано поддерживает игра эту возможность или нет.


Теперь игры EA имеют формат запуска «link2ea://launchgame/». Вместо привычной ссылки на exe игры, из-за чего теперь нет возможности подменить exe лаунчера, чтобы обойти его запуск.

Бесконечные установки и online-only

Есть вероятность, что в будущем Windows будет запускать только UWP приложения, а для поддержки win32 система будет использовать изолированные контейнеры, как это реализовано в Proton. Несмотря на то что, официально Windows X отменена, нет гарантии что Microsoft не внедрит подобное решение в существующую систему.  И в этот момент смогут испытать боль, ведь для запуска очередной игры от EA, может потребоваться заново установить origin, ввести данные и ввести код двухэтапной аутентификации. И так раз за разом, тратя драгоценное время игрока. 

И конечно же для запуска таких игр требуется интернет и бывают случаи? когда это является проблемой. Причем большинство лаунчеров связывают авторизации с железом, т.е. небольшой апгрейд системы приведет к тому, что в некоторых лаунчерах вам придется заново логиниться, возможно мелочь, но неприятно.

Долговечность и устойчивость сервиса

Корпорации с миллиардным капиталом могут поддерживать работоспособность довольно долго, но как много людей подозревало что Games for Windows – Live прекратит свое существование? Да современные сервисы не так ужасны, но что будет через 5 лет, когда очередной глава корпорации решит, что поддерживать свой сервис лишняя трата ресурсов, а в связи с тем, что комиссия в сторонних сервисах может снизится, это не кажется невозможным.

При этом в сервисе всегда может произойти сбой, из-за которого игроки потеряют доступ к купленной игре.

Беда со Steam Big Picture

Те кто пробовал использовать Steam с телевизором, понимают что лаунчеры портят всю суть Steam Big Picture. Ведь после запуска некоторых игр в Steam, нужно авторизироваться в соответствующий аккаунт, а значит всегда нужно держать «клавумышь» где-то рядом. И главная проблема в том, что существуют пользователи которым приглянулась концепция SteamOS, ведь было бы здорово иметь одну библиотеку для ПК и консоли, но подобные проблемы вызывают у игроков фрустрацию из-за чего складывается ощущение что проще купить консоль, и окунуться в истинный 5К гейминг. 

Плюсы лаунчеров

Очевидно, что для игроков плюсов практически нет. В основном плюсы для издателя: они нарабатывают пользовательскую базу, получают личные данные пользователей, экономят на распространении игр в другие сервисы, ведь теперь не нужно тратить время на внедрение Steam Cloud и аналога от Epic Games, есть свое.

И единственный возможный плюс для игрока заключается в том, что если Steam перестанет существовать, игроки смогут запустить игру непосредственно в сервисе издателя.

Заключение

Я описал не все возможные проблемы. Тем не менее, должно быть очевидно, что у ланчеры скорее вредят сервисам вроде Steam, и даже если вы фанат Epic Games, эти проблемы есть и там. Каждый сам решает платить издателям за наплевательское отношение к себе или нет, ведь даже если каждый читатель бойкотирует игры со подобными сервисами, издатель не обеднеет и навряд ли перестанет пихать это в свои игры, пока Steam не пересмотрит правила своего сервиса, игрокам же остается только надеяться на то, что он это сделает.

Хоть Steam и не идеальный сервис, в котором есть проблемы с desktop-интерфейсом, невозможностью запускать игры в family sharing оффлайн и пр. недостатками, но это сервис к которому игроки привыкли, и у которого нет полноценных аналогов.

В это время издатели, пользуются несовершенством правил этой площадки, и порой складывается ощущение что лично Джим Райан и Фил Спенсер, главы Playstation и Xbox, платят издателям чтобы они вызывали фрустрацию у ПК игроков, и чтобы у них проскальзывала мысль опробовать консольный экспириенс.Надеюсь, это только ощущение.