"Почему в это играют?!" — обзор жанра RolePlay

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Если вы или ваши дети любят смотреть всяких летсплейщиков, то велика вероятность того, что им будут рекламировать тот или иной сервер, содержащий в себе эти две буквы: RP. Суть этих проектов заключается в симуляции жизни в определённых условиях (преимущественно, повседневная реальная жизнь), где игроки являются непосредственными элементами симуляции.

Источник: cq.ru

И, на первый взгляд, имитация жизни в вымышленном регионе будет выглядеть довольно блекло: люди будут кататься из дома до работы, с работы до бара/казино/клуба и потом обратно домой. Но на деле образ жизни на RP-серверах разительно отличается от реальности! И это отличие уже является условным нарушением жанра «ролевой игры» и главной фишкой таких проектов. Благодаря множеству допущений, игроки сами творят различные ситуации, которые могут обернуться совершенно непредсказуемым образом.

И в этом обзоре жанра я хочу рассказать вам что такое RolePlay и почему его нельзя приравнивать к таким устоявшимся жанрам, как RPG и MMORPG. Также расскажу о самих ролевых проектах, которые базируются на различных играх и покажу каким разнообразным бывает этот жанр. Ну и в конце объясню почему жанр RolePlay является паразитом игровой индустрии, подобно донатным помойкам, как он обманывает ожидания и ломает судьбы игроков и как человеческих фактор, желание нажиться и руководителей RP-серверов разрушает сам жанр ролевой игры.

Что такое RolePlay?

В понимании жанра RolePlay важно понимать, что этот подвид жанра появился относительно недавно и никто никогда не учитывал его в какие-либо летописи видеоигр. Если классические ролевые игры и компьютерные RPG предлагают огромные миры, в которых вам нужно будет пережить увлекательное приключение, то в RolePlay-проектах не будет того самого «приключения». Вместо этого вашей задачей будет социализация с игровым миром. А вся деятельность будет сводиться к идее «развлеки себя сам».

Если говорить об истории данного жанра, то игровые историки из IGM предпочитают брать начало с 1980-х годов. Тогда люди начали заниматься ролевым отыгрышом в различных текстовых ролёвках. Но уже с выходом первых 3D-ролевых проектов, весь жанр сошёл на нет, уступив дорогу современной корейской модели MMORPG с гриндом предметов и зацикливанием на метовых сборках.

В России и СНГ этот жанр начал набирать обороты с начала 2010-х годов, когда процветал видеоблогинг и известным авторам уже предлагали солидные рекламные контракты. В тот момент и начали появляться ролевые сервера, суть которых заключалась «в отыгрыше самого себя» и попытке создать что-то на подобии «лучшей версии себя». Можно заняться созданием малого бизнеса или построить карьеру в какой-нибудь крупной организации. Можно попробовать себя в роли стража закона или уйти в какую-нибудь мафию. Короче говоря, жанр RolePlay предлагает вам отыгрыш различных видов профессиональной деятельности, который вы никогда не будете заниматься в реальной жизни.

Большинству взрослых работяг такой жанр может показаться чем-то странным, глупым и недостойным внимания. Кому захочется после рабочего дня заходить на RP-сервера и вникать в другие профессии или строить какую-то внутриигровую карьеру? К тому же, заняться чем-то другим можно и в реальной жизни. Но именно по этой причине целевой аудиторией таких проектов становятся дети, подростки и домохозяйки.

Как в это играть?

Для игры на RolePlay-проектах вам стоит знать целый ворох правил. Для полного понимания жанра, вам стоит знать их все. Но на деле та или иная игра может опускать те или иные аспекты, выставляя другие элементы на первый план. Заранее выдам небольшой спойлер: ни один из проектов соблюдает все эти требования.

Как я указал ранее, главной идеей жанра RolePlay заключается в симуляции институциональной жизни региона. И в этой симуляции вы занимаетесь теми вещами, какими могли заниматься в реальности: учёба, работа, отдых и т. д. Звучит стрёмно, но все эти активности принято максимально упрощать сводить до условности. Так что не стоит рассчитывать на какое-либо перенимание ролевого опыта в реальность.

Помимо понимания принципа жанра RolePlay, для игры на некоторых проектах вам может понадобиться квента — история вашего персонажа. В этом деле важно не загоняться в какую-то супергероику или невероятную драму с потерянными родителями и жаждой мести. Во-первых, это самые заезженные штампы. Во-вторых, это может не биться с концептом виртуального мира. В отличии от классических ролевых приключений, жанр RolePlay не подразумевает того, что ваш герой будет каким-то «центральным» элементом. Хоть история и будет идти вокруг вас, но пишут её ВСЕ участники проекта. И потому излишний героизм тут не сильно приветствуется.

История условного героя в стиле современной анти-геройской тематики тоже не стоит.
Источник: the-boys.fandom.com

Играя в ролевой проект подобного типа, вы должны отдавать себе отчёт в том, что одним из главных игровых элементов является социализация с другими. Попытка отстраниться от остальных и заниматься чем-то отстранённым не даст вам того самого игрового опыта, что предлагает жанр. К тому же, сами активности будут изначально завязаны на том взаимодействии и другими. Если вы чувствуете себя не уверенно в окружении реальных людей в виртуальных обличиях, то я могу порекомендовать либо быть смелее, либо не играть в этот жанр вовсе…

Примерно так выглядит перечень требований и нюансов, которые важно знать перед вхождением в ролевой проект. Ну, а теперь пора рассказать по сами проекты и что они из себя представляют!

Представители

Перед тем как я начну перечислять примеры и раскрывать особенности каждого, нужно уточнить ряд важных особенностей проектов. Дело в том, что проекты жанра RolePlay сегодня существуют в двух вариациях: модах и режимах для крупных проектов, которые не задумывались под данные проекты и самостоятельных проектах, гейм-дизайн которого всецело кроется в ролевом отыгрыше.

И на первый взгляд может показаться, что автономные проекты намного успешнее, но на самом деле всё иначе. Как правило, поднятие собственного ролевого сервера с написанием кода под существующую игру требует куда меньше средств и позволяет завлечь аудиторию оригинальных игр.

Garry's Mod (Dark RP)

Данные сервера, наверное, одни из самых лояльных RolePlay-проектов из данного списка. Интеграция в мир происходит чуть ли не мгновенно. Уже на самом старте вам доступен огромный набор профессий, каждая из которых предлагает определённый заработок и определённые привилегии.

DarkRP
Источник: www.gmodstore.com

Но главным достоинством данной категории модов принято считать то, что сегодня Dark RP предлагает далеко не один сеттинг. Помимо обычной жизни вы можете попробовать отыгрывать какую-либо роль во вселенных Fallout, The Elder Scrolls, S.T.A.L.K.E.R. и т. д.

Но для этих проектов свойственны те же недостатки, что и в любом другом частном проекте, который базируется на собственном железе и коде: беспредел со стороны администрации, коррупция и вечное стремление ублажить тех, кто донатит в их проект.

ARMA и DAY Z

Ролевые проекты на базе этих двух игр всегда посвящаются военной и околовоенной тематике. Помимо классического PvP, который демонстрирует симуляцию театра боевых действий, где каждый игрок отыгрывает роль реального солдата, любители «тактикульного» стиля жизни тоже любят вымышленные вселенные, в которых бытует война, хаос и хардкор.

Но иногда бывают такие сервера, на которых пытаются воссоздать симуляцию реальной жизни. Но несмотря на хорошо проработанную карту местности и перспективы для развития, тематика повседневной жизни довольно плохо приживается в реалиях военного симулятора и зомби-апокалипсиса. Как показывает практика, любая мирная жизнь на таких серверах всегда заканчивается какой-либо военной хунтой или бесконечным противостоянием новоявленных группировок.

GTA

Сегодня RolePlay принято ассоциировать именно с этой с GTA. Проработанная карта с полностью рабочими институтами и всей необходимой инфраструктурой дала мододелам возможность воссоздать тот самый режим ролевой игры, в котором жизнь будет идти полным ходом и каждый игрок волен отыгрывать свою роль, но только в рамках «заданного реализма».

Основой проблемой данных проектов является абсолютная нелояльность к новичкам. Дело в том, что сервера GTA RP всегда славились своим обилием правил, которые ты обязан соблюдать. В противном случае, тебя запросто отправят в бан. И никого не волнует тот факт, что ты только зарегистрировался и пытаешься понять как тут всё устроено.

Говоря о правилах, стоит отметить ещё один жуткий недостаток данных серверов — жесточайший регламент ролевого отыгрыша. Чтобы вы понимали о чём идёт речь, я специально покопался в нарезках одного известного стримера, который наглядно показал чем может закончиться масштабная ролевая ситуация, суть которого сводилась к штурму местного Капитолия.

Отдельно стоит отметить ту самую рекламу, которую постоянно закупают у блогеров. Дело в том, что в рамках таких интеграций эти самые инфлюенсеры регулярно творят какую-либо дичь. Причём это самое непотребство может выходить за такие рамки, что любой другой обычный игрок моментально мог быть забанен навсегда! К тому же, любая жалоба на блогера чревата тем, что администрация сервера предпочтёт выгнать игрока, нежели блогера.

Как итог, сегодняшняя репутация у ролевых серверов GTA находится в крайне спорном положении. Если блогеры говорят о какой-либо возможности реализовать себя и стать кем-то, то на деле за всей этой реализацией кроется печальная реальность, состоящая из диктатуры админов и модераторов проекта, нежеланием развивать идею ролевого отыгрыша, гриндом денег и построении карьеры в стиле обычной MMORPG, где люди тупо гонятся за топовыми вещами и стремлением владельцев серверов зарабатывать за счёт донатов от игроков.

Minecraft

Говорить о RolePlay-серверах в Minecraft довольно сложно по причине гейм-дизайнерских возможностей, заключающихся в возможности строительства архитектурных новшеств различного толка.

Источник: minecraftrating.ru

И вот эта возможность строительства для RolePlay-серверов является крайне сомнительным элементом т.к. профессия «строителя» может быть доступна далеко не для всех (а может вовсе отсутствовать). А отсутствие возможности делать свои постройки компенсируется уже готовой инфраструктурой, которую разработали сами владельцы сервера или скачали из сайта с готовыми картами.

Fallout 76

RolePlay в этой игре Тодда Говарда тоже выглядит довольно специфично. Во-первых, сеттинг «повседневной жизни» крайне сложно совмещать пост-ядерным апокалипсисом. Потому весь ролевой отыгрыш сводится к весёлым зарубам между игроками, которые облачаются во фракционные доспехи и ведут себя как те самые члены фракции. Стоит отметить, что такие ивенты игроки готовят сильно заранее ибо все в данном сообществе понимают, что никакого ролевого отыгрыша не будет, если на одном сервере будут игроки только от одной фракции.

Источник: bethesda.net

Во-вторых, вышеуказанные проекты предполагают обширное количество игроков на сервере: от 64 до 1000 человек. Даже частные сервера Fallout 76, за которые приходится дорого расплачиваться, способны уместить максимум 32 человека. Этого довольно мало…

В-третьих, чтобы поддерживать ролевую составляющую сообщества, значительная часть отыгрыша ведётся не в игре, а на различных форумах, сайтах и каналах в Discord/TeamSpeak.

В итоге мы имеем довольно весёлое, но неестественное RolePlay-сообщество, которое ратует за любую движуху. Неудивительно, что сообщество Fallout 76 принято считать одним из самых позитивных и дружелюбных в интернете. Они «развлекают себя сами» ещё с релиза…

World of Warcraft

Ещё один проект, RolePlay составляющая которого вообще никак не закладывалась разработчиками. Если со многими вышеупомянутыми roleplay-проектами я и мои друзья лично ознакамливались, то ролевая составляющая WoW — это дремучий лес.

Источник: gamerant.com

Если верить рассказам сторонних обывателей, то складывается картина подобно той, что представлена в Fallout 76, но весь этот отыгрыш дополняется отдельными вводными. Например, игроки должны соблюдать расовую роль. То есть, отыгрывая за ночных эльфов, старайтесь отыгрывать сочувствие к флоре и фауне. Если вы орк, то помните о правилах воинской чести. И так со всеми расами.

Не совсем понятно как на таких серверах проходит прокачка, но что-то мне подсказывает, что на таких серверах игроки на неё забивают и просто развлекаются в тавернах и играют с собеседниками в Hearthstone, который они открыли на втором экране или на смартфоне.

Second Life

Полностью автономный RolePlay-проект, суть которого сводится социализации в виртуальном мире и попытке реализовать себя в нём. Эту игру ещё любят называть той самой «МетаВселенной», о которой так мечтал Цукерберг. А он считается условным предшественником VRChat. Как отмечают многие блогеры, этот специфичный проект примечателен не столько своей ролевой составляющей, которая сведена к минимуму, сколько к тому, как люди реализуют себя в этом проекте и сколько они на этой реализации зарабатывают.

Источник: www.sciencefriday.com

Главной отличительной чертой этого ролевого проекта от всех других принято считать возможность личностной реализации путём различных творческих и трудовых активностей: можно рисовать картины, можно покупать землю, на строить дома и продавать их другим, можно делать свой бренд одежды и т. д. Сами взаимоотношения между игроками не носят в себе типичной ролевой модели, которая показана в предыдущих проектах. Тут только профессионально-внутриигровые отношения.

Ходят даже легенды, что благодаря этой игре многие обрели уверенность в себе и смогли сделать постоянный доход в несколько сотен тысяч долларов. Данные заявления я не проверял и играть в это ради опровержения или подтверждения не намерен.

Sims Online

Последний в моём списке представителей жанра и последний по шкале адекватности. Sims Online — проект, который не был похож на что-либо прежде. Благая идея Уилла Райта в создании дружелюбного сообщества на базе человеколюбивой франшизы Sims (давайте без шуток про бассейны) в конце превратилась в далеко не дружелюбный ролевой проект, в котором царствовали киберпреступники и виртуальные мафии.

Источник: www.youtube.com

Sims Online уже на стадии разработки казался провальным проектом. Непонимание собственной же идеи, выбивание из сроков и трудности в разработке MMO привели её к провалу. А абсолютно аморальное поведение интернет-сообщества ещё сильнее разочаровало главу студии Maxis, который мечтал о создании совершенно иного игрового сообщества.

Обратная сторона жанра

Рассмотрев все эти проекты, вы уже понимаете, что все они разные и проблемы у них всех свои. Но это не отменяет того факта, что часть этих проблем является следствием несовершенства ролевого жанра, из-за чего все эти проекты воспринимаются довольно неоднозначно.

Одной из главных проблем этих проектов является абсолютная неспособность и нежелание разработчиков прорабатывать все возможные ролевые модели. На таких серверах существует невиданное множество правил, которые приходится продумывать из-за несовершенства гейм-дизайнеров. Параллельно с этим, некоторые разработчики дополняют эти правила различными запретами на определённую деятельность и вводят особые требования для занятия определённой деятельностью. Причём большинство этих ограничений выполнены в той же схеме, что и донатные помойки — замедление прогресса и ввод специальных бустеров за реальные деньги. Также, за деньги предлагают купить различные VIP-статусы, которые будут вам давать доп. привилегии на сервере.

Источник: www.reddit.com

Другая же проблема свойственна тем RolePlay-проектам, у которых нет игровых модификаций и их сеттинг базируется на оригинале проекта. Такие сервера не могут предложить чего-то реально интересного. Всё что даёт такой RolePlay-сервер игрок может получить и на обычном проекте. Социализация и возможность отыгрыша роли также валидна для оригинальных MMO. Просто там вас могут неправильно понять…

Ну, а те проекты, которые изначально задумывались под социальное взаимодействие и ролевой отыгрыш, превратились либо в товарную биржу, либо в притон… Хоть там жизнь и идёт своим чередом, но конечная цель игроков в таких проектах — достижение славы, богатства и, по возможности, власти.

Как итог, жанр RolePlay сегодня можно назвать фикцией. Множества попыток создать точный аналог реального мира превращаются в то, что гейм-дизайн проекта становится чересчур загруженным и чуть ли не нереализуемым. Помимо этого, игрок уже на старте должен быть осведомлен о правилах проекта и её ролевой составляющей. И подобная зубрёжка превращает заманчивый и притягательный жанр в какую-то непонятную учебную дисциплину, пародирующую обществознание. А если убрать эти правила и оставить только гейм-дизайн, заточенный под ролевую модель, то получается какая-та социальная сеть.

VRChat
Источник: www.themetaculture.co

Пара слов в конце

В заключение я бы хотел повторить пару истин, которую говорят различные гейм-дизайнеры, игровые журналисты и блогеры. Жанр «реализм» является крайне сложным и непонятным конструктом, концепт которого до сих пор не могут в полной мере изобразить в играх. Та же ARMA или Escape from Tarkov не могут изобразить весь тот реализм войны, с которым вынуждены сталкиваться реальные военнослужащие. Чего уж тогда говорить о жанре «RolePlay»?

Игры могут быть развлечением. Игры могут быть каким-либо посланием от команды разработчиков для игроков. Игры могут быть образовательным инструментом. Но игра не может симулятором реальной жизни! Печальная реальность этого жанра состоит в том, что реальность печальна… А то, что предлагает данный жанр — это набор условностей, который держатся на соплях! И любая попытка создать какую-то реально рабочую концепцию RolePlay-проекта заканчивается лишь тем, что приходится жертвовать какими-либо аспектами «реализма» и делать костыли, без которых никак не получается создавать ту самую атмосферу симуляции.

Ну и стоит напомнить одну интересную идею, которую трактуют некоторые блогеры. Идею предназначения видеоигр в наши дни. Игроки увлекаются играми, чтобы расслабиться и отстраниться от суровой и серой реальности, которая презирает всё живое. Возможность забыть о проблемах на какое-то время и привлекает игрока. Это, своего рода, обезболивающее. Но какой обезболивающий эффект может дать RolePlay? Лично я считаю, что никакой. Уход от одной реальности в совершенно другую, где тоже есть свои законы и правила не внушает какого-то сильного доверия…

А даже если ты втянешься в это, то на каком часу появится ощущение удовлетворённости? Когда ты начнёшь получать ту самую дозу дофамина, ради которой ты и шёл в этот ролевой проект? Вспоминая свой собственный опыт игры на таких серверах, я сегодня понимаю, что те 5 лет жизни я пустил в никуда…

За это время мне доводилось рулить фракциями, создавать собственные кланы и встревать в такие ситуации, которые не решались простой мольбой прощения. Но эти воспоминания я не воспринимаю как что-то весёлое. При этом, школьные воспоминания о том, как мы с пацанами рубились в CSS или Call of Duty я по-прежнему воспринимаю с большой теплотой.

И потому в конце я бы хотел задать один риторический вопрос: А какой смысл от жанра RolePlay, если можно просто выйти на улицу и получить куда более яркие ощущения?!

ШутерРолевая играМультиплеерный шутерОнлайновая ролевая играPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Мамкин экономист, диванный аналитик и будущий эффективный менеджер! Изначально хотел писать статьи на тему геймдева, экономики и денег, а в итоге пишу обо всём, кроме экономики и денег… А ещё я идейный пират и считаю, что каждый уважающий себя потребитель должен иметь право пользоваться программами и играть в игры до того, как окончательно решат купить его.

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор Atvel Zorro Z5 slim: тонкий робот-мойщик окон. Моет даже на окнах с решеткой

Источник: bestrobot.info Atvel Zorro Z5 Slim — оригинальный мойщик квадратного типа. После установки на окно Г-образная ручка складывается в углубление на корпусе, в результате толщина...

Как наточить ножницы в домашних условиях

Ножницы — это незаменимый инструмент в любом доме. Будь то обычные канцелярские ножницы, кухонные, или даже по металлу, в любом доме можно найти этот инструмент. Со временем ножницы, как...

Почему производители так любят «дробные» размеры: 15.67 сантиметра, дюймы и хитрые китайцы

Давайте проведём небольшой эксперимент. Прислоните линейку к любому техническому устройству — скажем, материнской плате, видеокарте, монитору или даже крышке багажника старого «Жигуля»....

Хаотичное обучение: новый подход к развитию интеллекта у машин

Забудьте о строгих алгоритмах и бесконечных циклах проб и ошибок. Будущее робототехники приходит из неожиданного источника — из хаоса. Инженеры Северо-Западного университета совершили...

Обзор IO Nova & Nova Pro: лучшие мыши с Российской гарантией?

Перед Новым Годом IO представила свою линейку игровых мышек, в которой с момента выпуска и по сей день лишь 2 модели: IO Nova и IO Nova Pro. IO — это Российская компания,...

Обзор FiiO Jade Audio JT1: полноразмерные наушники с теплым и атмосферным звучанием и гарнитурным кабелем

Модель FiiO JT1 вышла примерно пол года назад. Это не первые полноразмерные наушники уже достаточно известного производителя аудиотехники FiiO, но первые в бюджетном сегменте. И судя по тому, что...