Good Computer Games: Freelancer. Живой космос от известного сказочника игровой индустрии

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Рубрика GCG возвращается в холодные, но не слишком пустые просторы космоса, чтобы вспомнить о весьма приятном аркадном космическом симуляторе от заслуженного геймдизайнера Криса Робертса, подарившего миру сагу Wing Commander, хоть саму игру до ума довёл и выпустил Фил Уоттенбергер. Игра Freelancer была выпущена в 2003 году компанией Microsoft, в России распространяясь официально студией Новый Диск.

Сюжет

В одном прекрасном году значительная часть населения Земли и некоторых колоний была вынуждена сорваться со своих насиженных и обжитых мест и отправиться в далёкое путешествие в сектор Сириуса — отдалённый участок космоса. Разумеется, это было не от большой любви к колонизации, а из-за крупного поражения в войне с другой частью населения. Спустя восемь сотен лет весь сектор Сириуса оказался поделён между потомками ушедших в отчаянный полёт обитателей четырёх кораблей, которые организовали структуры, называемыми домами — аналог государства. Культура и традиции, как и названия самих домов, были связаны с историей той нации, что отправилась в отчаянный полёт навстречу бесконечности. Бретонию основали выходцы с островов Туманного Альбиона, Кусари — потомки Японцев, с отсылками на времена сёгуната, Рейнланд представлял собой Германию времён Кайзера и Рейха с культом силы и армии. Четвёртый дом, в пространстве которого и начинается игра, был назван Свободой (Либерти в разных переводах) и представлял собой Америку 1920-х годов. Также вместе с ними отправилась в полёт и Испания, но оказалась потеряна где-то в секторе Сириуса, потерпев крушение и не оставив после себя никаких следов.

Выжившее на новых территориях человечество не деградировало, а только ускорило свой научно-технический прогресс, свзязав свои системы с помощью врат гиперперехода, а в самих системах проложив ветки торговых линий, значительно ускоряющие корабли в их захвате. Примерно половина звёздных систем были разделены между домами в равной пропорции, а те, что не представляли большого интереса, либо находились на границе между домами и могли привести к серьёзным конфликтам — оказались в «нейтральной полосе» под управлением крупных космических станций, именуемых Фрипортами — Свободными портами, на подобие Тортуги. До такого решения «нейтральные» системы оказывались полем кровавой битвы между разными фракциями, иногда даже одного дома.

Главный сюжет игры начинается с нападения двух неизвестных кораблей на одну из таких станций — Фрипорт 7, с последующим быстрым уничтожением её. Из персонала и обитателей станции осталось в живых около 20 человек, среди которых главный герой Эдисон Трент, потерявший рудовоз и миллион кредитов, ради которых он согласился на сделку с другим выжившим — Сэмом Лонниганом, которого унесли из транспортника на носилках. Трент оказался без корабля, денег и какой либо помощи на главной планете Свободы Манхэттене. В баре Эдисону подвернулась удача — кроме бесплатной выпивки, Трент познакомился с оперативницей Службы Безопасности Свободы Джунко Зейн, которая не осталась в стороне и подарила самую бесполезную рухлядь, которую только смогла откопать на складе, выдав при этом простое задание на сопровождение вместе с офицером Патруля Кингом. Игрок может отказаться от такого обучения полётами, однако в самом обучении встречаются интересные сюжетные моменты.

Торпедная атака пяти кораблей — без шанса даже для крейсера.

Так на идущий на посадку крейсер Данау с рейнландским адмиралом Шульцким, прибывший для переговоров с презилентом Свободы Якоби, совершают нападение смертники из организации «Орден», которые уничтожают Шульцкого вместе с кораблём, а затем становятся активными мишенями для игрока. После наказания виновных сопровождение транспортников никто не отменял, поэтому начальная скука полёта в формации развевается сначала нападениями пиратов, а затем разгромом пиратской базы в соседнем пылевом облаке, а дальше события раскручивается стремительно, ввязывая игрока в натуральную войну между армией и Службой Безопасности Свободы с пиратами, промышляющими нелегальной торговлей артефактов, при этом сами пираты оказались настолько мощной организацией, что не по стеснялись напасть на военные верфи для освобождения своего главаря.

В дальнейшем возможность отказаться от выполнения задания у игрока пропадает, а сам Эдисон Трент становится свидетелем и непосредственным участником крупномасштабного заговора с целью вторжения инопланетных форм жизни, ключевым аспектом которого стало уничтожение Фрипорта 7, из-за чего как самому Тренту, так и его немногочисленным друзьям приходится срываться с насиженных мест и отправляться искать всё больше приключений с агрессивно настроенными рейнландцами на хвосте, заодно останавливая вторжение инопланетян в сектор Сириуса.

Геймплей

Freelancer — удобный аркадный космический симулятор с простым прямым управлением, полётами в невесомости при сохранении импульса — при резких поворотах корабль продолжает лететь по прежнему маршруту, пока не получит другой вектор движения. Игрок может управлять кораблём как в режиме от третьего лица, так и переключаться на вид из кокпита истребителя. Управление в игре осуществляется с помощью клавиатуры и мыши — последняя выступает в роли указателя, а клавиатура отвечает за действия.

Вместо дополнительного экрана с метками на нём — миникарты, есть отдельно вызываемое окно с картой, на которой отображаются известные станции, планеты, скопления астероидов, мусора и космической пыли, а также торговые пути и иные места интереса. То, что ранее не было обнаружено игроком, на карте не отмечается, для обнаружения достатчно подлететь на расстояние в три-пять километров. У игрока есть возможность выставить ключевые точки на карте, выстроив из них маршрут. Точно те же ключевые точки ставятся автоматически при активной сюжетной и внесюжетной миссии. Метки обычных кораблей, которые находятся вне прямой видимости, располагаются по краям экрана — вражеские, а также один любой выделенный объект, будь это корабль, станция или ключевая точка.

Практически любое космическое судно вооружено, игрок может назначить контрольные группы оружия, а также стрелять каждым орудием отдельно с помощью цифровой клавиатуры. На выбор игроку доступен весьма обширный арсенал, открываемый по мере налаживания дружеских отношений с разными домами и повышения уровня самого игрока. Также оружие можно взять трофейное, однако шанс выпадения трофеев не столь высок. Оружие различается по типу повреждения, по эффективности против разного типа щитов и корпусов, а также скорострельностью и визуальными эффектами выстрелов, при этом наиболее красивые эффекты выстрелов получились у рейнландских орудий, по моему мнению. В игре доступны также ракетные установки, блокираторы двигателей, с помощью которых можно остановить корабль, не нанеся тому много повреждений, при этом ракета блокиратора самая быстрая из всех, миномёты, сбрасыватели обманок трёх типов, причём они действуют на любые ракеты, в том числе и на блокираторы, а также торпедные аппараты, которые отличаются чрезвычайно высоким уроном по щитам и корпусу, однако летают очень медленно, практически не доварачивают и пригодны против крупных судов, типа линкоров, либо же станций.

Здоровье корабля разделяется на две составляющие — прочность самого корпуса и силовой щит трёх разных типов. Тип щита влияет на устойчивость его к определённому типу оружия, при этом абсолютного щита в игре нет. После сбития щита, если корабль не получает повреждения, щит восстанавливается в объёме около двадцати процентов, и затем медленно самовосстанавливается. Ускорить этот процесс возможно с помощью отдельно покупаемых батарей щита, которые восстанавливают фиксированное количество прочности. Аналогично действуют нанороботы, отвечающие за восстановления прочности корпуса, который не восстанавливается.

Повреждения в игре для большинства кораблей сегментированы — возможно отстрелить удачным попаданием мощного орудия или ракеты противнику хвостовую оконечность, часть крыла, или другие выступающие части. Закреплённые на пилонах орудия или иное оборудование после такого отстрела восстановлению не подлежит, так как пропадает. Возможно так же уничтожить конкретное орудие, при этом компьютерная система целеуказания поможет в этом процессе, подсвечивая упреждение.

Всего пара десятков точных попаданий — и противник оказывается аннигилирован.

Любая станция, или линкор, на который возможно совершить посадку, предлагает игроку те, или иные способы заработка, будь то перевозка товаров, торговля или охота на преступников, за которых власти выплачивают награды и увеличивают отношения с игроком. Задания необходимо брать в баре. Также на станциях возможно приобрести фракционное и свободное оборудование и оружие, но последнее будет неудовлетворительного качества.

В игре более 70 различных фракций, большая часть из которых относится друг к другу настороженно, если не враждуют открыто, а также 48 систем, почти все открыты для исследования. Четыре из них доступны для посещения без использования модификаций только по сюжету всего один раз. Системы связаны друг с другом сетью «прыжковых врат» — чтобы оказаться в другой системе, нужно пролететь через такие врата. Внутри систем также есть «торговые трассы» — цепи ускорителей, позволяющих кораблям преодолевать расстояния по определённому маршруту быстрее, чем в свободном полёте.

Несмотря на большое количество фракций, разные корабли используют лишь немногие из них. В пределах одного дома гражданские и государственные фракции используют линейку кораблей, характерных этому дому, за исключением некоторых пиратов. В едином стиле выполнены и крупные суда — тюремные корабли, канонерки, крейсера и линкоры. Вне границ домов характерны условно гражданские суда, продаваемые на Фрипортах, а также специальные пиратские или наёмнические, которые по своей вооружённости, маневренности и защищённости превосходят корабли домов из-за суровых условиях обитания пиратов.

Во время прохождения сюжета приходится столкнуться с мощными кораблями, как союзными, так и вражескими.

В каждой системе есть множество объектов, представляющих для игрока интерес или опасность — планеты, станции, астероиды и поля обломков, в которых можно вести добычу руды, зоны с повышенной радиацией. В игре также присутствуют системы с секретами — вооружением с максимальными требованиями к уровню корабля, а соответственно и игрока, однако наносящие максимально возможный урон щитам и корпусу противника, а также имеющие уникальные названия и визуальные эффекты выстрелов. Либо в качестве секретов могут выступать пропавшие грузовые суда с дорогостоящим товаром долговременного пользования, однако эти корабли обычно находятся в зонах смертельной опасности. Все секреты дорогостоящие, обладаюшие своей историей, а вернее — историей нахождения их в тех местах. Грузовые корабли двигаются по торговым трассам, обычно под конвоем из нескольких истребителей для защиты от постоянно нападающих пиратов. Полицейские и военные корабли четырех домов поддерживают порядок в системах, патрулируя торговые маршруты в системе, совершая рейды в поля обломков и космической пыли, и часто остающиеся там навсегда.

Долгий полёт посреди активных перемещений флота Рейнланда.

Все системы «живые» — в реальном времени во всех системах по своим маршрутам летают одиночные корабли, либо же их звенья, выполняя отданные им задачи торговли, патрулирования, рейдерских нападений, простых полётов. При этом при каждом новом сохранении или вылете в космос набор кораблей и их задач обязательно меняется. Со станций и планет так же вылетают, либо садятся на них корабли, соблюдая очередность взлёта и посадки. В основном во время прохождения сюжета можно встретить перемещения крупных военных флотилий разных домов, в остальное время они расквартированы в системах-полигонах, доступа к которым нет.

После стыковки с космической станцией или приземления на планету, исключительно дружественные или нейтральные, игроку представляется несколько интерьеров — взлётно-посадочное поле, бар, где можно поговорить с различными людьми и получить задание на доске объявлений, а также магазин оборудования, торговое представительство и магазин кораблей, который есть далеко не везде. В баре доска объявлений выполняет ещё и информационную роль, отражая текущую обстановку в космосе с точки зрения определённой фракции, а находящиеся в баре люди предлагают полезную информацию за определённую плату, сплетни, а также сюжетные и внесюжетные задания.

Самый частый экран в игре, пусть и не всегда дружелюбный.

Игроку-торговцу стоит быть внимательным, перевозка больших грузов сопряжена с риском их утраты из-за нападений пиратов. Грузы с малой разницей чаще перевозят специальные транспорты: так проще обаготиться, однако наиболее ценные товары либо скоропортящиеся, либо запрещены к ввозу в системы домов, являясь контрабандой — при их доставке покупателям игрок должен избегать полицейских и военных патрулей, либо вступать с ними в бой, от чего отношения с фракцией патруля обязательно ухудшится.

В игре доступен локальный и серверный мультиплеер, при этом несколько серверов существуют до сих пор, поддерживаясь в рабочем состоянии силами фанатов и используя специально модифицированные клиенты игры. Игра получила также несколько сюжетных модификаций, продолжающих историю Эдисона Трента, расширяющих вселенную путём добавления новых фракций, а также переосмысливая действия персонажа в оригинальной концовке игры. Самыми масштабными в плане являются дополнения «Проклятье Дангобаш» и «Другая реальность», а для мультиплеера: Freelancer Rebith и Open Sirius.

Графика

Издали великолепная и красивая, вблизи — ощущается недостаточность полигонов на моделях, в особенности на астероидах, некоторых обломках и станциях. Планеты представляют собой ровные шары с губительной для полёта атмосферой, без какого-либо намёка на детализацию континентов. Модельки персонажей, отображаемые в катсценах и на планетах-станциях в баре, на посадочной площадке и в торговых рядах не могут похвастаться большим разнообразием в пределах одной фракции, однако кардинально различаются друг от друга в стиле одежды и внешнего вида между разными фракциями, как и само окружение на планетах. Задники взлётно-посадочной площадки не статичны, на крупных планетах пролетает большое количество кораблей по разнообразным маршрутам. При этом сами люди в значительной степени детализованы и могут выражать эмоции. Со временем проблема низкого качества графикии была решена модификациями, которые не только улучшили оригинальные модели и текстуры, но и добавили свои.

Персонажи весьма качественно оформлены — не обладая продвинутой моделью, они способны к мелкой моторике и выражению эмоций.

Аудио

На высоком качестве. Ощущение «живого» космоса достигается также переговорами в открытом радиоэфире. Патрули устраивают переговоры между собой и кораблями, сканируют мимо пролетающие суда на предмет контрабанды, предварительно оповещая судно о своём действии. При стыковке со станциями и посадкой на планеты через стыковочное кольцо происходят радиопереговоры между диспетчером стыковки и пилотом. Станции запрашивают цели полёта пролетающих вблизи кораблей. Военные и пираты сообщают тактику ведения боя кораблям из своего звена и игроку.

Музыка держит в тонусе, особенно в моменты сражений, и одновременно расслабляет, давая насладиться звучанием окружающего космоса, которое вплетено в музыкальные треки, ненавязчиво, но очень настойчиво. Композитором выступил Джеймс Ханниган.

Игра обладает полной русской локализацией, на территории СНГ распространяясь организацией Новый диск, которая не только перевела текст, но и поработала над озвучкой, допустив несколько оплошностей и откровенных ошибок в представленном в игре юморе. Дополнительные локализации предоставили Фаргус, 7-й Волк, фанатскую локализацию сделала команда EliteGames.

Pro

  • Живой космос с практически постоянными переговорами между различными звеньями разных фракций;
  • Линейный очень захватывающий сюжет с обучением, которое можно пропустить;
  • Большое разнообразие оружия, а больше — эффектов выстрелов и областей применения вооружения;
  • Возможность накапливать капитал для доступа к сюжетным миссиям разными способами, хоть путём наёмного устранителя, хоть путём торговли;
  • Возможность продолжения игры после выполнения основной сюжетной линии;
  • Качественно проработанный лор и предыстория событий игры.

Contra

  • Устаревшая на данный год графика вблизи и низкое качество планет;
  • Заметное отсутствие части контента, которое после было добавлено модификациями, такие как замена двигателей и энергосистемы, захвата, проработки систем, не открытых в сюжетных миссиях;
  • Обязательная прокачка персонажа для доступа к продолжению сюжета;
  • Требования к уровню персонажа для покупки оружия и кораблей;
  • Требования к уровню корабля при установке на него оборудования и вооружения, большую часть из которого получится установить лишь после прохождения основного сюжета.

Diagnosis

Очень красивая, приятная в управлении, качественная, весьма добротно сделанная игра, позволяющая медитировать несколько часов, наслаждаясь полётом в открытом космосе и переговорам кораблей разных фракций друг с другом. Сюжет в последней четверти откровенно скомканый, из-за чего не успеваешь ни проникнуться историей Рейнланда, ни понять, кто повесил ружьё Бондарчука. Однако, несмотря на это, история хватает в самом начале и не отпускает до конца.

Отчасти не реалистичные виды космоса меж тем красочны и прияны глазу, особенно в нейтральных секторах. Отдельная любовь ко всему Рейнландскому, начиная от дизайна кораблей и заканчивая музыкой в их системах. Несмотря на долгий срок разработки, а игра анонсировалась к выходу ещё в 2000 году, результат получился качественный.

Приключенческий боевикСимуляторPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Сейчас на главной

Новости

Публикации

30 секунд до открытия: новая технология ускоряет поиск столкновений нейтронных звезд и черных дыр

Представьте себе безбрежный океан космоса, где вместо воды — ткань пространства-времени. Иногда по этой ткани пробегают волны, словно рябь от брошенного камня. Это гравитационные...

Когда и как сажать кабачки в открытый грунт в 2024 году

Время посева кабачков в открытый грунт напрямую зависит от климатических условий региона и конкретных характеристик почвы. Однако, в большинстве случаев, кабачки сеются в открытый грунт после того,...

Необычные и смешные дорожные знаки: как выглядят и где установлены

Дорожные знаки практически во всем мире одинаковы, и имеют только небольшие отличия и особенности. Однако, в некоторых странах частые недоразумения на дорогах вынуждают власти вводить и...

Как вырастить рассаду перца дома: подробная пошаговая инструкция

Каждую весну начинаются дачные и огородные баталии. И не удивительно: ежегодно становится все больше людей, желающих присоединиться к сражениям за урожай. Появляются разные лайфхаки, советы, видео...

Какую электронную книгу купить для школьника

При прохождении школьной программы детям приходится читать много различной литературы. К сожалению сейчас многие ученики читают книги на смартфонах и планшетах, что приводит к ухудшению зрения....

Знаки «Кирпич» и «Движение запрещено»: в чём отличие и за что могут лишить прав

Среди многочисленных дорожных знаков часто встречаются похожие, которые могут вызывать путаницу, особенно у начинающих водителей. Например, знаки «Кирпич» и «Движение запрещено» кажутся похожими:...