Disco Elysium. Вопросы для возвращения в реальность

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Наша сегодняшняя игра ближе всего к смеси Fallout: New Vegas и Planescape: Torment. Но при этом у авторов этой игры были яйца. Яйца настолько большие, что они поместили ГГ в мир, который плюс-минус похож на наш мир быть может 50-летней давности со слегка альтернативными технологиями (это не радиоактивная постапок пустошь и не перекресток фентезийных миров). Если вы обладаете хотя бы минимальным интеллектом и эрудицией, то вы не сможете играть в эту игру так, как обычно люди сегодня играют в компьютерные игры. 

Изначально писал эту простыню для Стима, но так там сидят твиттеро-дети с терминальным СДВГ в последней стадии,  которым рецензии длиннее 10 абзацев могут нанести непоправимый вред, и прогеры Габена, зная об этом, ограничили максимальный объем рецензии, то в Стим влезла только первая часть моих оценок-размышлений об этой игре. Поэтому решил зарегаться на этом сайте и выложить все сюда (не зря же двух бунтарей от мира игровой журналистики из РБ смотрю).

Знаком ли вам эффект условно «непогруженного взгляда» от долго нахождения за пределами дома, в котором у вас стоит привычный ПК с большим монитором? Например, вы находитесь за пределами цивилизации недели 2 или месяц, и все это время ваши глаза никак и вообще не контактируют с большими мониторами – максимум мобила и книги (даже ноутбука с маленьким экранчиком нет). А потом вы возвращаетесь домой, садитесь за свой любимый комп… И первые несколько часов с вашим зрением что-то не так. Вы не можете полностью сфокусировать взгляд исключительно на мониторе 20-24 и более дюймов, так как в вашем поле зрения постоянно присутствует реальность по бокам… Ваш стол, лампа, книги рядом с монитором или что-то еще. Взгляд разучился «проваливаться» на все 100% в реальность на экране ПК потому что последние несколько недель вы присутствовали где-то, где этого монитора нет.

Необычное ощущение, но оно проходит буквально за несколько часов работы или игры за большим монитором (максимум за день). А знаете что самое удивительное? Диско Элизиум делает с вами (не с вашим зрением, а именно с вами) примерно то же самое, но без недель, проведенных вдали от цивилизации.

Не игравший в эту игру человек закономерно задаст вопрос: «И как же ей это удается?»

Очень просто. Игра делает то, что делает швейная машинка, когда ведет нитку то под поверхностью ткани, то на ее поверхности, постоянно совершая маленькие проколы иголкой.

Я даже не буду брать современные сессионки и прочие игры-сервисы (которые заточены под максимально незаметное и эффективное высасывание денег и времени из игрока). Взять даже современные рпг: в большинстве случаев они мало что могут предложить игроку такого, что вызовет этот эффект «нитка идет под тканью, а потом идет над, а потом снова под». Это может быть интересный сеттинг (трилогия Shadowruns, Kingdom Come: Deliverance), интересная боевая система и система взаимодействия с миром (дилогия Divinity: Original Sin), интересный сюжет и харизматичный ГГ (серия Witcher), плотно наполненный мир с хорошими концовками и некоторым количеством околополитических рассуждений где-то на границе зоны видимости (Fallout: New Vegas), интересный мир и интересная драма ГГ (Planescape: Torment), отдельная категория «хороший шутер – плохая рпг» с плохим сюжетом и не особо логичной вселенной (серия Mass Effect и новые игры серии Fallout). Это может быть даже банальное паразитирование на классике партийных изометрических рпг с неизменной зачисткой 20 этажей мобов (привет, Obsidian, с ее последними играми).

Все эти игры (может быть, кроме Fallout: New Vegas, но лишь в малой степени в случае с этой игрой) погружают игрока полностью в себя и не отпускают до финальных титров. Злые боги, плохие люди, конфликт города и деревни, конфликт нарождающегося капитализма и устарелого феодализма, религиозные конфликты, конфликты плохих бояр против хорошего царя или наоборот, «милорд, демоны пожрали запасы всего хорошего в этом мире» и прочее-прочее-прочее, что у бывалого фаната жанра рпг вызывает лишь скуку и зевок во всю ширину рта до такой степени, что это уже может грозить заклиниванием челюсти.

Даже знаменитый конфликт магии и технологии из Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura это не более чем остроумно пересказанная история про «овцы съели людей», т.е. история перекраивания общества (нередко трагичная и кровавая история) под неумолимым катком новых технологий.

Это все было. Это было давно. Это было в прошлом. Это – не про вас, мой уважаемый читатель и любопытный игрок. Все это то, с чем вы столкнулись в своей жизни или в небольшой степени или вообще только на страницах учебника истории (кроме разве что конфликта новых технологий и архаичного общества).

Политические и общественные конфликты в Disco Elysium – тоже куда ближе к нашей реальности, чем конфликты из большинства заметных рпг за последние… Лет 20? Последней такой злободневной игрой можно назвать разве что первый Deus Ex, все остальные уводят игрока как можно дальше от нашей повседневной реальности.

А как вы относитесь к драконам? А к городским гильдиям вы как относитесь? А к морским кочевникам? А к конфликту церкви и магов? А вот вы как думаете лучше будет – чтобы один сильный император правил большой территорией или россыпь маленьких королей правили своими небольшими царствами? А про контрабандистов вы что думаете? Ну а гоблины – гоблины ведь вам точно не нравятся, да? Но вот с орками уже вопрос сложный…

Мне. Наплевать. На. Драконов.

Мне. Наплевать. На. Орков.

Мне. Начхать. На конфликт выдуманной церкви с выдуманными же магами.

Но… Современная индустрия ролевых игр такова, что игроку раз за разом предлагают решать конфликты выдуманных сущностей в выдуманной реальности, которые поругались из-за выдуманных ресурсов под надуманными предлогами… Вы поняли.

Диско Элизиум же на этом фоне имеет яйца. Смотрите, какие вопросы она задает игроку:

К глобализму как относишься? У нас он тут называется Моралинтерн, но ты же понимаешь что и кого мы имеем в виду, не правда ли? А к капитализму и рыночной экономике? А к национализму? А к нацизму и идеям превосходства одной расы или одного этноса над другими? А к фашизму? А к монархизму? А к социализму? А к коммунизму? А к анархизму? А к либертарианству (хотя его тут с лупой надо искать)?

К профсоюзам ты как относишься? А к штрейкбрехерам (слово, которое многие юные игроки впервые узнали из этой игры)? А к оппортунистам, которые прикидываются сторонниками определенной идеологии чтобы поиметь гешефт? А к самоорганизации на местах? А к дипломатии канонерок? А к колониализму? К детскому труду ты как относишься? К экспроприации экспроприаторов? К грабежу гуманитарных грузов? К партизанской борьбе? К корпоративной этике? К международной торговле? К мультикультурализму и интернационализму (что зачастую смешивают)? К популизму и тем, кто любит использовать это клеймо-ярлык-фрейм в своих целях?

И это еще политические вопросы. Про личные вопросы (отношение к наркотикам, курению, алкоголю, бывшим женам, гомосексуализму и всему такому прочему) и говорить нечего. Таких вопросов игра поднимает еще больше. И именно из-за этого Диско Элизиум уникальна. Она не погружает тебя в выдуманный мир, где ты рубишь гоблинов, а потом тебя целует принцесса (перестановка местами объектов для рубки и поцелуев в сущности мало что меняет).

Эта игра постоянно задает такие вопросы главному герою в диалогах или через окружающую его игровую реальность, что уже не какой-то человечек на экране, а ты сам (да-да, ты сам – игрок) откидываешься на кресле и задумчиво чешешь подбородок. Вроде бы это и игра, а задают вопросы плюс-минус серьезные. Что же ответить?

«Нитка идет под тканью, нитка идет над тканью, нитка идет под тканью…»

Не удивлюсь, если однажды из-за злободневности поднятых в игре вопросов ее создателям придется бежать из Европы, или же они поймают пулю, или же тюремная камера уже поймает их самих. Слишком уж это смело и откровенно для наших времен.

Еще немного про идеологии

Ультралиберализм (капитализм с нечеловеческим лицом), коммунизм, фашизм, морализм (глобализм с «человеческим» лицом). Эти идеологии у нас есть в игре, если сверяться с моей неверной памятью и Вики по игре.

Тут как бы в чем проблема – морализм-глобализм колониального типа в игре чувствуется. Над головой по вечерам летают дирижабли с прожекторами, в игре то один, то другой персонаж говорит мол «да мир весь вокруг нас такой, я в чем виноват?» явно намекая на глобальный порядок вещей. Примерно два персонажа в игре являются носителями этой идеологии (один персонаж нехотя и не в полной мере, другой же является почти карикатурным воплощением этой идеологии).

И ультралиберализм (как тут не вспомнить непризнанного классика нашего времени и нашей же страны с его «Бабки, бабки, сука, бабки!») в игре чувствуется. В конце концов, герою нужны деньги в первой половине игры банально чтобы не спать на улице. Да и для приобретения всяких полезных вещей и одежды, которая меняет характеристики, деньги тоже нужны. Не раз игра подкинет игроку соблазн так сказать «злоупотребить служебным положением» и состричь с местных быстрые деньги в обмен на закрытие глаз на их преступления. Даже поучаствовать в открытии небольшого «бизнеса» можно.

Но вот коммунизм и фашизм (а к ним в коллекцию социализм, монархизм, национализм и нацизм) в игре вообще не чувствуются. Даже анархизм больше чувствуется. Про коммунизм и фашизм ты больше слышишь в диалогах и воспоминаниях окружающих людей или читаешь в каких-то книгах, записках и прочем (озарения Энциклопедии), но не видишь их как реальные конфликты и процессы в окружающем главного героя мире. Классовая борьба присутствует, но такая – без надрыва и прорыва (работяги хотят себе порт, корпорация-владелец порта слегка в шоке от такого). Национальные конфликты вроде есть, но больше как бухтение местных дальнобоев. Нацизм вообще сведен до длинных карикатурных тирад двухметрового любителя поговорить капсом о форме черепов (но и это по меркам современной игровой индустрии невероятно смело). Сконцентрированный монархизм и коммунизму в игре присутствуют только как воспоминания двух стариков о прошлом, когда у них еще стоял член и трава была зеленее.

В этом плане авторы не дожали. Ждем второй части – надеюсь там все будет лучше раскрыто.

Тут еще надо отметить, что система авторов с выбором политической идеологии (или скорее комплекса идеологических взглядов) как чего-то, обращенного вовне, и выбором типа копа для главного героя (коп Апокалипсиса, арт-коп, коп-суперзвезда, коп «Я ЗДЕСЬ ЗАКОН!»), как чего-то, что обращено вовнутрь главного героя, выглядит как нечто нереально свежее и новое на фоне привычных и уже порядком поднадоевших систем алайментов из ДнД, или системы «парагон-ренегат» из той серии, где слили половину трилогии и далее по тексту.

Если я увижу еще одну ролевую игру, где мне предложат быть «хаотичным добрым» или «законопослушным злым», то я буду блевать дальше, чем вижу от такой безыдейности и банальности. Особенно после Диско Элизиум (но авторам Pathfinder: Kingmaker можно, все же там парни сидят молодые, им бы пока на крыло встать да летать научиться).

А что там с ролевой системой?

Ролевая система в Диско Элизиум – вещь уникальная, но про нее не сказал только ленивый. Четыре группы характеристик по шесть в каждой, они же – внутренние голоса. Какие-то голоса говорят чаще в процессе игры, какие-то – реже. Один российский соц.-дем. сказал, что это отдаленно напоминает «Парламент органов», но что это за книга (статья? концепция?) я так и не понял, хотя пытался найти инфу про это в гугле на разных языках.

Некоторые характеристики действительно могут сильно изменить игру и вывести игрока на побочные квесты, которые в ином случае были бы недоступны. И вообще персонализация черт характера, их особая манера письма (но не озвучивания) – довольно интересная находка.

Надеюсь, во второй части эта идея будет развита еще сильнее: будут происходить активные перепалки между разными чертами характера или помощь друг другу и в зависимости от степени прокачки будет меняться частота всплывания в голове того или иного голоса и манера его общения.

Мысли в голове это своеобразная система перков из классических Фоллаутов. Только тут перки бывают исключительно полезные, бывают полезные и вредные (дают плюсы и минусы), а бывают и исключительно шутливые (как мысль-перк про гомосексуальное подполье).

Авторы этой игры позволяют себе откровенно подкалывать игрока (игрока, а не главного героя) в некоторых моментах и это прекрасно.

Про главного героя

Как оно у нас заведено в скромном загончике соло офлайновых рпг игр, которые выживали последние года от одного Возьмака до другого, перебиваясь по пути переосмыслениями классики с орками на гавайских пляжах и подземельями на 20 этажей вниз, в силу того, что эти ваши соло рпг игры не сессионки, не мобильные игры и не мобильные сессионки, а значит денег на такие игры вряд ли кто-то будет выделять серьезные?

Даже в эпоху расцвета жанра (и смежного жанра jrpg) у нас на выбор было два варианта ГГ:

  1. Школьник. Натурально, японцы, как производители основной массы jrpg, не видят ГГ кем-то отличным от школьника (преимущественно это старшеклассник) или от студента младших курсов. Это герой сильный физически и интеллектуально, который находится в стадии познании мира, приобретения полезных навыков, нахождения друзей (и врагов), и увеличения своих физических, интеллектуальных, магических и прочих возможностей. Тут все просто – вот есть пустышка, ты эту пустышку заполняешь по ходу игры, в конце игры имеешь персонажа с каким-то прошлым (и с наполнением из навыков-способностей, которые ты ему дал), которое сформировано в процессе игры и которое ты непосредственно видел и определял. Прошлое до начала игры у такого персонажа не очень протяженное во времени и чаще не очень значительное – ведь речь идет только о детстве. А что там такого могло быть в детстве? «Враги сожгли родную хату» по очередному кругу разве что.
  2. Человек среднего возраста. Тут уже больше может отводиться прошлому персонажа, но все равно вверенный нам ГГ пока еще силен физически, здоров, не страдает проблемами с медленной скоростью реакции (будь то физическая или ментальная скорость реакции). У него может быть прошлое, какие-то «хвосты», которые тянуться к нему в настоящее, но чаще это опциональные варианты в руках сценаристов – не более.

А что у нас в Диско Элизиуме?

А тут у нас слегка за 40 мужчина с инфарктами, инсультами, алкоголизмом, наркоманией, бывшей женой и рухнувшими уже несколько раз мечтами и надеждами. Это не привычный герой рпг, который только-только входит в жизнь и готовится показать всем вокруг «кто тут папочка». Нет, наш постаревший плейбой с болезненной улыбкой уже показал всем каков он – куча раскрытых дел, красавица-умница жена, а потом… Затяжное падение в объятья наркотиков.

Может он так пытался сбежать от 24 голосов в голове? Кто знает…

Когда в большинстве современных рпг и jrpg (да и не только современных, но и старых и даже классических) тебе в руки дают ГГ, у которого впереди еще если не вся жизнь, то лучшие годы жизни, то в Диско Элизиуме у ГГ лучшие годы уже позади. И процесс старения организма тонко намекает, что лучше уже не будет.

Про место действия игры

Даже город назван Равашолем не случайно – погуглите кто это.

Под стать ГГ, город тоже видал лучшие времена: времена монархизма, который рос и развивался столетиями, с которым покончил коммунизм, в чьей скоротечной эпохе сплелись юношеская страсть и романтика борьбы в порыве строительства нового общества, конец которому уже положили «канонерки» глобального капитализма – военные дирижабли с десантом головорезов и тысячами бомб.

А что наступило после? После монархизма и коммунизма? А в том то и дело, что – ничего. Наступило одно долгое, тягучее, оборванное, нищее, обшарпанное, бесцельное, пахнущее алкогольными парами и гнилыми зубами – ничего.

Знакомая картина, жители пост-СССР? Авторам этой игры из Прибалтики эта картина, судя по всему, тоже знакома.

Опять же – где у нас было нечто схожее в рпг до этого? Где-то скорее всего было, города под внешним управлением, которые еще сохранили отпечаток былой славы и силы, но сейчас скорее напоминают высушенную оболочку, к которой присосался хоботок паразита из далеких земель. Но я что-то такого не могу припомнить, чтобы это ощущение упадка, распада, разобщенности на краю холодного и серого моря было настолько четко и явно разлито по окружающему миру. Особенно в столь близком к нам сеттинге.

Про общее ощущение от игры

Ощущение игры, которое описывают многие мои знакомые и друзья, которые играли в эту игру: «Это не игра, это книга-игра». Мол в Диско Элизиуме много текста, много диалогов, странная ролевая система, а боевых столкновений почти нет.

Вероятно, отчасти они правы. Но главное все же, на мой взгляд, не это.

Диско Элизиум – это прежде всего диалог. Диалог автора игры с игроком.

Роберт Курвиц – человек, который изначально выпустил книгу, а потом понял, что игры в наше время пользуются большей популярностью и в итоге с командой единомышленников создал Диско Элизиум.

И этому парню определенно было что сказать перед созданием игры. Было что сказать о мире вокруг нас, о прошлом мире, о его будущем, о месте человека в этом мире и о месте мира в этом человеке.

Приведу простой пример. Вот вы сидите, играете в игру, никого не трогаете. Игра интересная, заставляет пошевелить мозгами и иногда улыбнуться. Прекрасно, вы получаете удовольствие, игра определенно отбивает свои деньги.

И тут – бац! Игра берет и цитирует прямым текстом книгу, которую вы буквально недавно прочитали. В моем случае это была «Понимание медиа» Маклюэна, книга, мягко говоря, не очень попсовая и не слишком известная, но способная хорошенько так прочистить мозг читателя (прото-киберпанк как никак среди прочего).

И цитата из этой книги вставлена как бы невзначай, всего в 2-3 фразах. Это такая скрытая улыбка авгура, которую уловит только другой авгур – и хитро улыбнется в ответ. Это не тот квест из Ведьмака 3 про карикатурных ницшеанцев, где игроку в лицо стреляли «каплями, что прольются из грузовой тучи» и прочими «сверхчеловеками».

Нет, здесь все тоньше. Незаметнее. Тщательнее, как говорил Жванецкий.

И таких скрытых цитат и реверансов в сторону крупных мыслителей прошлого в игре хватает. Правда автор, судя по всему, тяготеет к философии постструктуалистов, постмодернистов и постмарксистов (все эти общества спектакля, где все постоянно что-то потребляют, потом отрицают войну в Ираке, а потом употребляют наркотики в бесконечном водовороте магического реализма, переосмысления войны и хаотичного потока сознания, в котором уже не так важно кому принадлежат средства производства и прибавочная стоимость, а важна лишь свобода индивида распоряжаться своими гениталиями), но не удивлюсь, если где-то в игре есть отсылка и на пещеру Платона и что-то известное из азиатских мыслителей («затаившийся Тенсент, прыгающий Боби Котик» или «вся игровая индустрия лишь сон в глазах Фила Спенсера»).

То есть, если вы еще не поняли – Роберт Курвиц с двух ног влетел в общество топовых сценаристов в индустрии компьютерных игр. Во всяком случае лично в моей системе оценок. Это умный человек, он создал игру, которая больше напоминает беседу с умным человеком и эта беседа – приятна (лично для меня так точно, не знаю как для вас).

Про лутбоксы, боевые пропуски, гача-механику и скины

А нету здесь этого го*на. И слава Светочам.

Про орков на гавайских пляжах с выкрученной на 200% яркостью и 20-уровневые подземелья, которые нужно чистить вилкой от мобов

И этого го*на здесь нету. Вознесем же хвалу Светочам еще раз!

Рецензент, игру стоит покупать или нет?

Если любите читать умные книги – да. Если любите «пиу-пиу», спасать принцесс и сравнивать между собой доспех с броней на 70 и доспех с броней на 65, но + 0,25% к шансу крита – нет.

Во всяком случае, Диско Элизиум это первая игра за долгое время в моей коллекции, про которую не стыдно рассказать в обществе интеллигентных и образованных людей. Это не дрочилово, не залипалово, не выдаивалка вашего времени и денег. Это настоящая Игра с большой буквы И.

Это замечательная игра, которая возвращает в реальность детей долгого лета, которое нам обеспечило ядерное оружие, и спрашивает: «Что ты будешь делать, когда к тебе прилетят плохие парни на боевых дирижаблях?»

Ролевая играPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

8 комментариев

И
Я сейчас играю в эту игру, обожаю фаркраи все, люблю колду и субнаутику с астронером, построил дом в рдр2 и никак не могу пройти бф5 сюжет. Мне 43 и в детстве я очень любил читать. Прям очень. Книги читал запоем. Мне диско Элизиум очень понравилась. Я читаю её как книгу, хоть у вас в обзоре это сравнение больше негативное. Сейчас ищу оружие убийства и в церковь надо попасть. Надеюсь до конца игры ещё далеко. Стараюсь не читать спойлеры. Про вторую часть не знал. Эту игру купил по скидке в стиме. Сейчас она манит меня как интересная книга. К чему все это. Я приелся играми, таких ощущений как от халвы или портала, от первых каток в модернварфаре 2 по сети уже нет. А эта игра мне их подарила. Мне интересно!
ПыСы. Кто нить в первом фаркрае любил зависать на пляже потому что за окном зима и любоваться океаном и рыбками?
Владимир Косов
Я с пылесосом, но не самой мелкой щетки, потратил на нее 58 часов по стиму. Но я сознательно опускал некоторые моменты, и теперь предвкушаю перепрохождение в отдаленном будущем.
sirmazakamaza
Убеждён, что этот текст без проблем можно было бы ужать до 10 абзацев — под указанный вами формат Steam.
В отличие от большинства подобных игр, Disco Elysium умышленно стирает разницу между игроком и главным героем-алкоголиком. Протагонист не является посредником между игроком и игровым миром. Все персонажи обращаются напрямую к игроку.
Авторы говорят на понятные и любопытные темы, предлагают варианты, навязывают свою позицию… А игрок общается с ними. И это очень круто.
Для меня Disco Elysium — это игра о глупости. О ярлыках, о политическом нытье. О словах. Вместо действия. И было очень приятно узнать, что сценаристы предполагали подобный ход мыслей и оставили пару персонажей с соответствующим (а кое-кого — и с диаметрально противоположным) мышлением. Но поговорить я хотел о не об этом.
Автор, скажите пожалуйста, вам не кажется, что вы несколько перегибаете палку? Даже несколько бескультурны, я бы сказал.
Вот вы пишете про неких «твиттеро-детей с синдромом дефицита внимания». На мой взгляд, это слишком снисходительно и высокомерно. А вдруг у вас тоже дефицит внимания? Поэтому вы и решили зарегистрироваться на этом сайте в поисках лучшей аудитории. И даже если так — то что с того? Вы стали хуже других? Конечно нет!
Или вот ещё —
Наступило одно долгое, тягучее, оборванное, нищее, обшарпанное, бесцельное, пахнущее алкогольными парами и гнилыми зубами – ничего.
Знакомая картина, жители пост-СССР? Авторам этой игры из Прибалтики эта картина, судя по всему, тоже знакома.

«Оборванное, нищее, обшарпанное, бесцельное, пахнущее алкогольными парами и гнилыми зубами „ничего“ — звучит, как неуместное оправдание перед самими собой: „Это не я бесцельный и нищий — это некое “ничего». И никакой ответственности за свою жизнь я не несу. Это всё окружение — оборванное, тягучее и пахнущее алкогольными парами — вот что всему виной!"
Если любите читать умные книги – да. Если любите «пиу-пиу», спасать принцесс и сравнивать между собой доспех с броней на 70 и доспех с броней на 65, но + 0,25% к шансу крита – нет.

Идёт явное противопоставление: умные книги и «пиу-пиу». То есть опять высокомерие. Или я ошибаюсь?
В общем, было бы здорово, если бы вы мне ответили. Надо же как-то прояснять ситуацию.
Владимир Косов
Странная претензия. Автор явно поймал искру и его понесло. Главное не то что он старался донести (хотя я с удовольствием прочел, он явно старался), а то, что он хотел выразить. Ну, в и том что он стремится собрать аудиторию не из массового потребителя, а с определенной ниши нет ничего предосудительного.
Владимир Косов
Недавно решился на прохождение этого шедевра, заняло примерно 60 часов, если верить стиму. Спасибо за статью. Всколыхнуло совсем недавно пережитые приятные эмоции…
Немножко не соглашусь по поводу отсутствия конфликта социальных строев и идеологий. Они проявляются в этаком локальном революционном состоянии региона, персонажах, диалогах. В данном конкретном случае сохраняется статус-кво, но очевидно, что хозяева уже не владеют ситуацией, и бог знает в какую сторону маятник качнется в будущем. На местах сидят натуральные карикатурные свиньи, словно сошедшие с экранов политических дебатов, но по низам набирают авторитет лидеры местного разлива, и к ним присматриваются потенциальные инвесторы. Очень понравилось как в игре по полочкам расписан расизм по нарастающей. Вот перед вами типичный сельский сверх ариец, идеология которого опасна максимум для него самого; вот местный Марцинкевич (нехорошо, наверное, покойного в таком контексте поминать, но другая фигура на ум не идет) условной таджикской национальности, который хотя бы старается с переменным успехом соответствовать статусу сверх арийца; а вот натуральный нацист с настоящим опытом как боев так и военных преступлений, неуправляемы, бесстрашный, вооруженный, для которого ни вы ни даже эти недоарийцы вообще ни разу не люди, и которых он готов начать убивать в любую секунду.
Владимир Косов
Мир, конечно, расписан по верхам мелкими мазками, но какая в нем почва для нашего больного воображения! Множество людей уже озвучили мои первые мысли относительно игры. Если «Волк среди нас» – это интерактивное кино, то «Элизиум» – интерактивная книга. Минимум столкновений имхо только пошло в плюс восприятию игры. Жизни добавило. А убийство десятка человек воспринималось как побоище.
Владимир Косов
Танец главного героя – огонь!
R
"… которая возвращает в реальность детей долгого лета, которое нам обеспечило ядерное оружие, и спрашивает: «Что ты будешь делать, когда к тебе прилетят плохие парни на боевых дирижаблях?»"
и как по вашему — ядерное оружие спасло Советский Союз и идеологию коммунизма конкретно от проигрыша в холодной войне?

Добавить комментарий