Встроенная акустика ДК для обычной комнаты

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Гайд | Своими руками (DIY)

Очень часто у любителей качественных сетапов для музыки и кино дома возникает нагромождение аппаратуры и здоровенных колонок в комнате. Что редко сочетается в привычном интерьере помещений.

В предыдущей квартире у меня была аппаратура многоканального звучания, с колонками более метра высотой, причем не только на фронте, но и в тылах. И в интерьере это смотрелось неплохо, и проблем с другими домочадцами на этой волне не было. Но в новой квартире я решил-таки пересмотреть подход к размещению аудиоаппаратуры (по части акустики).

Вся жизнь — большой компромисс

К примеру, сейчас широкую популярность получили различные саундбары. И это неспроста. Тонкий, изящный саундбар под телевизором малозаметен в интерьере. А это для многих приоритетный подход. Как и все в жизни, саундбар — это компромисс между эстетикой и качеством звучания (рассматривая в условно одной ценовой категории разумеется). Что же выбрать, чтобы и интерьер не пострадал, и звук радовал?

Встроенные в стены акустические системы

Достаточно давно существует такое понятие как встроенная акустика. Первое, что приходит в голову, это различные трансляционные системы в публичных местах и офисах. Как высококачественный элемент аудио аппаратуры они ни когда и не воспринимались. Но время идет и производители акустики поняли, что это отличная ниша для уровня HiFi. Сейчас, если посмотреть продуктовую линейку крупных производителей акустических систем, видно, что ассортимент и качество встройки ни чем не уступает классическим изделиям. Более того, те кто проектирует и создает специальные комнаты для домашних кинотеатров (а это точно не дешевое удовольствие) встроенную акустику используют повсеместно. Решено, будем пробовать. Чтобы не откатиться в решении назад, отдал в коллекцию другу всю свою аппаратуру. Он собирает разные сетапы (от винила и ламп, до современных систем hires) и предпочитает слушать музыку на аппаратуре того времени, когда она создавалась.

Муки выбора

Стал смотреть, а что предлагают нынче по встройке? Оказалось, такой акустики нынче просто огромный выбор. На любой вкус и кошелек. Ок, совсем дешевые не смотрим, но и много денег отдавать в планах не было.  Примерно через неделю, периодически просматривая разные варианты, я остановился на младшей линейке от Canton линейка Pro House.

При выборе чего либо, я стараюсь не смотреть начальный уровень в линейки продуктов конкретного производителя. Но, в данном случае это был осознанный подход, а именно выбор серии 403, более старшая акустика уже на металлических и керамических драйверах. Хотелось некой классики.  И снова, вопрос цены был не на последнем уровне, да и с наличием всех необходимых компонентов.

Canton InWall 443 & Canron InCeiling 443

В моей системе будет солидная поддержка по низкочастотной части, отчасти и поэтому выбор пал на самую компактную линейку 443.

Существует два варианта исполнения: для настенного монтажа — InWall и для потолочного — InCeiling. Внутрянка у них однотипная, поэтому это разделение достаточно условное. Внешне настенные системы это прямоугольники, а потолочные круглые. Но ни кто не мешает размещать и те и другие как хочется и в согласии с общим дизайном. 

В описании у производителя на одной странице можно найти упоминание про диаметры вуферов как 4 дюйма, 4.5 и даже 5 дюймов.  Все провокация), там всего 4 дюйма.  Как-то немного, учитывая мою прошлую систему. Но после тестирования сомнения в выборе развеялись.

Было куплено три варианта акустики

Акустика для фронта и центрального каналов (маркировка LCR), продается поштучно. Остальные парами.

Колонки на фронтальной панели имеют белую широкую пластиковую окантовку, которую предполагается красить в цвет стен. В старших моделях рамка уже. Шелковые дюймовые твитеры во всех колонках можно поворачивать, это полезно, т.к. встройка в стенах и возможности чутка колонку развернуть к слушателю нет. Во всей акустике, на передней панели, также имеется маленький тумблерок для ослабления сигнала на пищалку.

Также в комплекте белые металлические грили. Тут они встают в пазы (на фото я их просто положил сверху, штатно они вровень с пластиковой рамкой), в старших сериях на магнитах. Решетки также красятся в любой нужный цвет.

 

Черные следы от предварительной установки в корпуса для первичного  прослушивания

Внутри все аккуратно. Динамики с штампованными (хорошо, что не пластиковыми, магнитятся) корзинами. Выглядит не по аудиофильски конечно. Кроссоверы с быстрозажимными клеммами, не очень понятно зачем так для встройки, которую раз поставил и все. Очень грамотно продуманные крепления для фиксации колонок на стенах и потолке.

130 ватт, маркетинг ни кого не прошел стороной)
Конфигурация системы

Конфигурация моего ДК будет:  5.2.2.  Т.е. слегка урезанная версия Dolby Atmos. Комната небольшая 33 кв.метра, и разместить полновесный вариант как положено не выйдет, да и не особо то и хотелось. 

Концепция монтажа

Обычно встройку монтируют прям в соответствующую дыру в стене/потолке. И акустическим оформлением является внутристенное/запотолочное пространство. Это дешево и сердито.

Но мне такой вариант не понравился. Было решено делать корпуса для акустики, которые будут в дальнейшем зашиты в стены и потолок. Это гарантированно исключит взаимопроникновение каналов, даст некое прогнозируемое акустическое оформление. К сожалению, производитель ни где не указал параметры Тиля-Смолла своих драйверов. 

С учетом прошлого опыта и некой внутренней чуйки, было решено сделать для данной акустики ЗЯ объемом примерно 20 литров для атмоса и сурраунда и примерно 40 литров для фронтов. Корпуса были сделаны из 15 мм фанеры с внутренними ребрами жесткости. После сборки первых двух корпусов для потолочников, динамики были туда установлены и прослушаны. Как написал выше, все сомнения развеялись, звучит этот Canton очень хорошо (самые низы не рассматриваем).  Также корпуса для сурраунд колонок были сделаны хоть и равным объемом, но разные в геометрических измерениях, так как монтировались в стены из разных материалов. Где-то это была выдолбленная ниша в кирпичной стене, а где зашивка перегородок из ГКЛ

О центральном канале

Canton для левого, правого и центрального каналов предлагает такую колонку. Это логично, все серьезные ДК строятся на одинаковой акустики для этих трех основных каналов. Очень часто, центральный канал в домашних кинотеатрах ущербный, а ведь из него в кино может идти до 70 и более процентов всей звуковой информации. 

Правильней всего центральный канал размещать на одной оси с фронтом, четко по середине экрана. Это легко реализуется в настоящих ДК с экраном и проектором. Там все три одинаковые колонки ставят в одну линию за акустически прозрачным экраном. Но что делать с телевизором? Тогда центральный канал ставят либо под телевизором, либо над. Как лучше? Споры до сих пор не утихают).  Если экран не очень большой, то дисбаланс перехода звука из фронтальной акустики в центр и назад будет почти не заметным. А если большой? Также горизонтальное размещение центрального канала хуже чем вертикальное, как и ставят его за экраном. Да и эстетически, центр по середине (каламбур), обычно смотрится не от мира сего.

Решение проблемы нашлось на просторах инета.  Как обычно все очень просто. Надо поставить два центральных канала, максимально близко разместить с фронтом и подключить две колонки к одному каналу ресивера (моно). Есть готовые решения, когда во фронтальную встройку интегрирован и отдельный центральный канал. Так и поступим. Единственное, необходимо учесть итоговое сопротивление двух центральных каналов, дабы усилитель с этим справился. У моих колонок сопротивление 8 Ом, значит итоговый центральный канал 4 Ома, т.е. нужен ресивер способный работать на 4 Ома в нагрузке, что вполне штатно для многих ресиверов. За счет тумблеров ослабления сигнала на твитер, можно чуть убрать чувствительность последних на центральном канале, но скорей всего за это возьмется DSP AV ресивера.

Корпус для фронт+центр акустики, был сделан высотой с помещение, узкий от пола до потолка с перегородкой между колонками и дополнительными ребрами жесткости внутри. Объем ЗЯ примерно 60 литров (40 для фронта и 20 для половинки центра)

Продолжение будет...

А пока немного фото с объекта.

 

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

27 комментариев

ssw_spb
Я уже автору лично говорил и еще раз скажу — погремушки какие-то :) Но если по его мнению поют, то все ОК.
Последний раз редактировалось
K
Я уже автору лично говорил и еще раз скажу — погремушки какие-то :) Но если по его мнению поют, то все ОК.Последний раз редактировалось 26 ноября 2021, 22:53

На счёт погремушек, ты не прав)
ssw_spb
Может быть, но слишком много пластика вокруг, чтобы воспринимать серьезно.
K
Может быть, но слишком много пластика вокруг, чтобы воспринимать серьезно.

Пластик тут не корпус, а затычка/переходник между динамиком и корпусом. А такое встречается и в корпусной акустике часто.
P
Своевременная для меня статья — в санузле решил сделать 2 потолочные колонки M-Audio в акустических боксах по 14 литров. Вопрос — будете у себя делать виброизоляцию и заполнение боксов минватой / синтепоном?
K
Вопрос — будете у себя делать виброизоляцию и заполнение боксов минватой / синтепоном?
Колонки отделены от бетонных оснований через вибропрокладки, также между корпусами и гкл, в районе отверстий, небольшие зазоры 3-5 мм, заполненные полиуритановым герметиком. Но смысл таких манипуляций для меня самого не до конца понятен. Синтепон внутри будет, так по вкусу)
s
С этим весь дом резонировать будет.
C
при таком размещении «центров» можно центральные колонки использовать как фронт — там тупо на один динамик больше)). А сигнал центра подмешать в L и R каналы еще до усиления — внутри рессивера. Я вот тоже думал, как убрать огромный ящик посередине, сделал так (подмешал центр во фронты ) — и норм.
K
Меня посещала мысля, сделать переключатель: для стерео объединять фронты и половинки центра, а для многоканала отключать центр от фронта и параллелить на центральный канал ресивера.
C
тут может не выгореть из-за разного сопротивления нагрузки. вот если к каждой колонке применить свой канал усиления, а коммутировать по линейному уровню — то да. вполне
ssw_spb
А как же сцена? Звукорежиссер ночей не спал, прямо кушать не мог, сцену выстраивал, а ты раз и перенес часть в центр…
K
Звукорежисер обижен не будет, ибо центр у меня там же где и фронт). Если в стерепару подать моно сигнал, то звук слушатель услышит по центру
C
как раз _из_ центра. ващет отдельный центральный канал (так исторически сложилось) проистекает еще из аналоговых попыток затолкать многоканальный звук в 2 аудиодорожки. А при современных цифровых источниках ИМХО хватило бы и 4х каналов (при условии, что фронты имеют возможность нормально отыгрывать бас). во всяк.случае, на своей 4+1 системе (центр подмешивается в фронты) я слушал восхитительно сведеные многоканальные альбомы Жан-Мишель-нашевсё-Жарра, и прекрасно слышал локализацию каждого жучка и сверчка (если вы понимаете, о чем я © ;) )))) (кста, и Money от Пинфлоя более чем хорош — каждую монетку слышно, и «потрогать» можно)
n
Это правильный путь. Главный плюс встройки что нет доп отражений колонки от стены сзади
K
Это правильный путь. Главный плюс встройки что нет доп отражений колонки от стены сзади

Да, про это забыл выше написать.
C
при достаточно прочной и широкой стене можно реализовать и идеальное акустическое оформление — бесконечный экран. н у почти бесконечный
102599067308963436226@google
Ну это актуально для колонок с ФИ сзади, от ЗЯ, и ФИ спереди и так отражений от стены нет
K
Нет, выше речь была не об этом.
n
Нч волне в целом направленность не важна, она во все стороны пойдёт, в тч и в заднюю стену, а затем, отразившись обратно в слушателя. И не важно где ФИ и есть ли он.
102599067308963436226@google
Никогда не понимал зачем морочиться, тратить время и деньги на какую-то эстетику акустики?) Играет и играет, и славно, а как выглядит дело десятое, наверное я не эстет)
K
Снова мимо) Тут про интерьер помещения больше. В современном жилище, если только это не спец.комната в подвальчике, колонки оттягивающие внимание на себя и заставляющие себя вокруг обходить, уже моветон.
Р
Фронтпльные и центральные колонки в одном корпусе получается будут работать. Может на слух при проверке это не заметно, но какой-то эффект будет. По суди диффузоры будут друг для друга пассивными излучателями. Да и объема столбика может не хватить. Параметров то нет на динамики, может в инструкции минимальный объем указан. Есть риск, что подъем АЧХ будет в районе резонанса. Его сразу можно и не заметить. Лучше померить заранее
K
Нет. Это отдельные колонки. В корпусе перегородка, разделяющая его на два герметичных отсека. Внутренний объем столбика около 60 литров (40+20). Такой объем скажется не очень сильно, оала, на резонансе и добротности данных динамиков. Кроме того, самые низы мне там и не нужны и будут резаться кроссовером.
Последний раз редактировалось
Р
Перегородка — хорошо. Ещё вспомнил: у центрального канала колонки повернуты получаются. Недавно читал, что при таком расположении динамиков (ВЧ между двумя СЧНЧ) очень узкая направленность по вертикали. Так, для информации.
K
Не важно какой это канал, центр или фронт или ещё что. При расположении такой колонки горизонтально, ухудшается направленность по горизонтали, при вертикальном расположении по вертикали. Нам важнее по горизонтали, поэтому в колонках динамики и ставят по вертикали. Также надо поступать и с центральным каналом, а не класть его на бок.
L
Давно собрал подобное 2,1, под проектор на базе динамиков MShort, не дорого и звук приличный. Необходимо задать наклон нижним динамикам, Сабу не нужен уклон.

Добавить комментарий