DIY ради настоящего Hi-Fi

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Своими руками

От автора:  «Если из десяти открывших статью, один дочитает до конца — хорошо. Если из десяти прочитавших, один пройдет путь до конца – значит я не впустую потратил свое время»

«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»

— Конфуций

           Кто из нас в детстве не любил мастерить? Да что угодно! Лук со стрелами или меч играть в «Робин Гуда», после просмотра одноименного фильма, пистолет или автомат играть в войнушку… Взрослея, каждый находит себе другие занятия. Жаль, что не все они одинаково полезны… Можно как согласиться, так и поспорить с утверждением Конфуция, превратив хобби в работу. Хорошо, когда ты признан и за тем, что ты делаешь выстраивается неиссякаемая очередь. Тогда можно назначать завышенную цену и работать только тогда, когда хочется, например, по велению вдохновения. Чаще же наоборот, хобби, превращаясь в работу, становится рутиной, лямкой, которую нужно продолжать тянуть хоть она уже и не в радость… Поэтому остановимся на хобби уровня: «захотел и сделал». По-английски DIY (Do It Yourself) — «сделай это сам». DIY — довольно распространенное за рубежом занятие – мастерить поделки в свое удовольствие. В России же, которой еще предстоит, надеюсь, время капитализма с человеческим лицом, наметилась обратная тенденция. Если в советское время было множество кружков для изготовления всевозможных поделок, то в нынешней России главным приоритетом, к сожалению, являются деньги. Самый распространенный вопрос, когда показываешь кому-либо из знакомых то, что сделал: 

 

 

Или:

 

 

Признаюсь, сам в начале пришел в радиохобби из желания сэкономить, точнее сделать, то что стоит много задешево. С этого все и началось. Вспомнив закон Ома из школы и купив паяльник, начал делать усилитель, который по заявлению его разработчика с форума радиолюбителей «звучит, как заводской за 1000 долларов…» Много позже, желая еще больше сэкономить, стал делать DAC, самый дешевый из которых до появления китайских «брендов» стоил еще в несколько раз дороже, хотя тут уже присутствовал и азарт, а смогу ли я сделать то, что делают настоящие специалисты в радиоэлектронике. Постепенно вникая в суть, читая специализированную литературу и делая именно так, как правильно, а не так, как сделали бы из стремления сэкономить, свыкаешься с мыслью, что или можно топтаться на уровне дешевых поделок или делать что-то действительно стоящее, вкладывая уже порой немаленькие средства…

            Поэтому сразу скажу, кто хочет выгоды по сравнению с «Али» или особых прибылей, можно закрывать статью и открыть Алиэкспресс (хотя и тут, если купить набор для сборки, а не законченную вещь, статья может пригодится). Всем же, кто хочет сделать что-то хорошее и стоящее своими руками, посвящается.

            В этой статье постараюсь подробно описать, как сделать хороший усилитель, не сильно вдаваясь в технические подробности, но акцентируя внимание на нужных для первого раза простых мелочах и тонкостях.

«Семь раз отмерь, один отрежь» — народная мудрость.

            Итак, кто в первый раз взял в руки паяльник и решил себе сделать «усилитель для компьютера» или усилитель для пассивной стереосистемы (например, акустика досталась от знакомого), или в активной «внутри что-то сломалось и там ничего не понять – проще выкинуть», я рекомендую обратить внимание на усилитель на микросхемах Lm3886 или TDA7293/94. Усилители на них просты в изготовлении и не нуждаются в настройке. Если все правильно спаять и подключить, сразу можно слушать музыку. И не просто слушать, а слушать с помощью действительно качественного усиления. На них сейчас и остановлюсь, основной же будет все же усилитель более продвинутого уровня на транзисторах.

           Сразу нужно разобраться с необходимым инструментом. Если вы не уверены, что данное хобби Вас захватит, можете купить самый недорогой паяльник 60Ватт на первое время. 60Ватт,  а не, к примеру, 30Ватт — просто потому, что лудить провод сечением больше 1,5мм2 мощным значительно легче, как и припаивать детали к большим по площади полигонам меди. Купите катушку припоя, намотанную проволокой, содержащей внутри себя канал с канифолью, с сечением провода до 1мм (чем тоньше, тем легче паять мелкие детали) и купите сразу простой мультиметр. Это в любом случае пригодится Вам в быту и даже вот с таким набором я сделал первый усилитель на Lm3886, который действительно звучал достаточно хорошо (значительно лучше, чем использовавшийся тогда у меня ресивер Yamaha RX363).  

          Теперь, когда определились с необходимым инструментом, можно определиться со схемой и платой. Я указал сразу две микросхемы, потому что они превосходят остальные по совокупности параметров. Почему две? Какую выбрать – тут решает Ваш музыкальный вкус. Кому важен чуть более четкий, динамичный и мощный (панчевый) бас и готов в ущерб получить слегка упрощенные высокие частоты, следует выбрать TDA7293, а кто любит кристальный звон тарелочек, колокольчиков и прочий Джаз, однозначно нужно смотреть в сторону Lm3886. Да, сразу скажу, что бас микросхемы lm3886 проигрывает второй микросхеме не всегда, зависит от размера мидвуфера (динамика, что будет воспроизводить средние и низкие частоты) и импеданса акустических систем (чем больше диаметр басовика и ниже его сопротивление, тем сильнее это заметно).

Рассмотрим упрощенную схему на TDA.

На ней видим, что микросхема включена в инвертирующем режиме (используется вход отрицательной полярности). Главный плюс в том, что в этом случае не нужно в обратной связи использовать электролитический конденсатор, который довольно сильно портит звук привнося свои искажения в сигнал. Также в инвертирующем режиме улучшается подавление синфазных шумов (помех). Платой за использование инвертированного режима является использование дополнительного операционного усилителя (ОУ) в качестве буфера. Коэффициент усиления TDA близок к рекомендованному в datasheet – 20 (вычисляется как R9+R10/R5). Коэффициент усиления операционного усилителя, используемого в качестве буфера равен 3 (R3/R4+1). Питание на этой упрощенной схеме не нарисовано, но сразу скажу, что здесь оно должно быть двухполярным со средней точкой, например, +25В  0 -25В. Приоритет двухполярного питания тоже в отсутствии электролитического конденсатора и уже на выходе, что еще сильнее слышно. Питание операционного усилителя стабилизированное с помощью стабилитронов также двухполярное +12В  0  -12В.

После того, как разобрались со схемой, можно сделать разводку платы в программах типа SprintLayot, DipTrace и тому подобных, а можно воспользоваться моей, сразу сделав заказ на 5 штук за пару баксов. Заказать платы TDA7293 можно по ссылке.

Моя плата была разведена с учетом моих знаний и умений и под мои потребности. По возможности минимизирована длина дорожек, силовые цепи сделаны полигональными, под землю отведен отдельный слой. Силовая земля отделена от слаботочной. Собрана неоднократно и прослушана мной и знакомыми. Плата разведена так, что предполагает возможность использования как выводных деталей (впаиваемых в отверстия), так и СМД (поверхностного монтажа). В случае, если видите оба варианта, знайте, что припаивать нужно только один. По выводным резисторам я предпочитаю марку RN55 от Vishay, по SMD рекомендую MELF от Vishay или любую фирменную (не с «Али») тонкопленку. Но для первого раза можно впаять и то, что купил в ближайшем магазине или Али, главное не напутать с номиналами и проверять мультиметром деталь перед пайкой на брак. По конденсаторам небольшой емкости (10pF и 220pF) рекомендую использовать полипропиленовые MKP. Конденсаторы, шунтирующие питание операционного усилителя можно поставить и лавсановую пленку, и НП0 керамику, но в идеале также MKP полипропилен. Электролитические конденсаторы питания операционного усилителя можно использовать 16В. и выше, подходящих габаритов с емкостью не менее 100мкФ. Остальные конденсаторы ставятся в зависимости от применяемого трансформатора на 35В или 50В. Хочу заметить, что максимальное напряжение питания микросхемы TDA не стоит делать выше 40В., особой мощности выжать не получится, а проблемы, попадись акустика с низким импедансом, появятся на мощностях близких к максимальным. Электролитические конденсаторы питания, что рядом с TDA должны быть с минимальным ESR (эквивалентное последовательное сопротивление). Большие «банки» питания лучше ставить ёмкостью не менее 6800мкФ. Я обычно ставлю по 10000мкФ. Так у Вас получится как минимум вдвое больше емкость, чем обычно ставят в усилители/ресиверы до 500 долларов. По электролитам я отдаю предпочтение Panasonic серии FC, но можно применять и другие (Samhwa, Nichicon, Nippon-Chemicon, Jamicon и т.п.).  Диоды в мост предпочтительнее ставить Шоттки или UltaFast на напряжение от 100В. с током 3-5A. В этом месте тоже предусмотрен вариант установки как выводных диодов, так и поверхностного монтажа (СМД). Кстати, при выборе деталей поверхностного монтажа, которые немного более предпочтительны для снижения индуктивности, возникающей из-за переходных отверстий, Вам просто необходим будет пинцет для удержания этих мелких деталей. Мне больше нравятся пинцеты с изогнутым наконечником примерно под 135 градусов.

После того, как сделаете на столе несколько прожогов, может понадобится термостойкий силиконовый коврик для пайки, но можно попытаться быть аккуратным и справляться без него хотя бы первое время. Собственно, в сборке можете ориентироваться в сборке на фото моего варианта. И задавать вопросы в случае, если такие возникнут.

 Далее вариант для тех, кто решил выбрать микросхему LM3886, упрощенная схема ниже

На схеме видим, что микросхема также включена в инвертирующем режиме (используется вход отрицательной полярности) по той же самой причине. Коэффициент усиления Lm3886 – 12,34 (вычисляется как R6/R5). Выбран минимально возможным без дополнительной коррекции, так как многими замечено, что чем меньше коэффициент усиления данной микросхемы, тем лучше она звучит. Коэффициент усиления операционного усилителя, используемого в качестве буфера равен 3 (R3/R4+1). Питание на этой упрощенной схеме не нарисовано, но сразу скажу, что здесь оно должно быть также двухполярным со средней точкой, например, как на схеме, +30В  0 -30В. Питание операционного усилителя стабилизированное с помощью стабилитронов также двухполярное +12В  0  -12В.

Рекомендации по подбору деталей будут теми же, что и на TDA. Операционный усилители (ОУ) использовать в качестве буфера лучше AD825, OPA1611, LME49710, AD845, и им подобные (можно и древний, поэтому очень распространенный NE5534) в форм-факторе DIP-8 (или SOIC через переходник).

Предпочтительны ОУ с JFET-входом, но можно устанавливать и другие, по своему предпочтению, ориентируясь на то, чтобы постоянное напряжение на выходе усилителя было в пределах допустимого (для себя считаю допустимым до 65мВ).     

Заказать платы Lm3886 можно по ссылке.

Вот тоже фото плат в сборе для наглядности

Когда Вы все собрали (спаяли) и отмыли платы от канифоли, предстоит первый запуск…

Кстати, о необходимости промывания плат. Делать это нужно обязательно, хоть большинство канифоли, использующейся в канале олова и не является токопроводящей, она имеет свойство впитывать и накапливать влагу, что ведет к всевозможным окислениям с течением времени. И если даже это не приведет к замыканию, будьте уверены, дополнительные искажения сигнала точно появятся. Это проверено и подтверждено измерениями, хотя зачастую и не слышно на слух. Для промывки я использую зубную щетку, ватные палочки и спирт из аптеки (можно использовать изопропиловый или медицинский).

Мощную микросхему усилителя, обязательно необходимо крепить к охлаждающему радиатору. ВНИМАНИЕ! Микросхемы могут быть с изолированным корпусом (на фото LM3886) и не изолированным (металлическая на фото TDA7293). В первом случае достаточно просто прижать микросхему к радиатору, предварительно смазав ее контактирующую с радиатором сторону термопастой, а во втором нужно расположить между ними изолирующую прокладку (слюда, керамика, и т.п.), также смазав изолирующую прокладку с обеих сторон термопастой. После чего с помощью мультиметра убедиться, что радиатор точно изолирован от металлической подложки микросхемы.

Трансформатор подбирается из учета, что выпрямленное напряжение будет примерно в 1,4 раза больше переменного, что показывает мультиметр сразу на выводах трансформатора. Также нужно учитывать возможные перепады (утро/вечер) в сети 220Вольт, если такие у Вас присутствуют. Нужно иметь в виду, что напряжение, указанное на конденсаторах, является максимально допустимым. Нельзя его превышать и желательно иметь запас между напряжением выдаваемым диодным мостом и максимальным напряжением конденсатора 5-10 Вольт.

 «Если есть сомнение, ответ очевиден.» — Еврейская поговорка.

Первое включение всегда лучше делать, включив в цепь 220в. последовательно лампочку. Хочу заострить внимание: именно последовательно, тогда она будет гореть только в случае, если есть на плате короткое замыкание (тем самым спасая от перегорания ту часть, где есть КЗ), а не всегда, как если бы подсоединить ее параллельно. То есть лампочка должна быть между трансформатором и розеткой, своего рода предохранителем. Вот как на картинке ниже.

Громкоговоритель (динамик) вначале лучше не подключать, а после включения в сеть розетки, когда лампочка вспыхнет от зарядки конденсаторов и погаснет, нужно будет измерить значение постоянного напряжения на выходе, предварительно замкнув перемычкой разъем входного сигнала. С замкнутым входом значение постоянного напряжения не должно быть больше нескольких десятков милливольт. Если напряжение больше 1Вольта – можно начинать волноваться, что же Вы сделали не так. Если оно в районе пары вольт, причиной может быть, как неудачный (не подходящий для работы в этом месте) операционный усилитель в буфере, так и какой-нибудь не отмытый флюс. Если больше – хуже. Значит где-то что-то напутали (что наиболее вероятно) или попалась неисправная деталь. В этом случае все внимательно нужно перепроверить, возможно даже выпаивая детали из платы.

Если же первый запуск прошел удачно, можно на вход подать сигнал и на выходе, подключив тестовый динамик, услышать звук. Далее расположив и закрепив все, например, на фанерке, можно подключить к акустической системе и послушать результат.

Если результат Вас устраивает, можно приступать к размещению этого комплекта в корпусе, выбрав его на Ваш вкус, исходя из финансовых возможностей. От такого простого недорогого:

До таких, более дорогих вариантов:

Идеальным (или очень близким к идеальному) расположением частей усилителя в корпусе я считаю таким:

Здесь все расположено так, чтобы можно было использовать максимально короткие провода входного сигнала, ведь на него проще всего «наловить» наводки. Трансформатор, который тоже является источником помех, расположен в удалении как от плат, так и от цепей входного сигнала. Силовые провода тщательно свиты и тоже располагаются в удалении от сигнальных. Более того, трансформатор отделен дополнительной «стеной защиты» от плат в виде радиаторов. Надеюсь, после краткого объяснения, основной принцип стал понятен. Здесь на фото мы видим один трансформатор, но с раздельными обмотками для каждого канала усилителя, что практически то же самое, что и два отдельных трансформатора, а сточки зрения излучаемых помех даже лучше. Но не стоит этот вариант путать с трансформатором, обмотки которого просто разделены (запараллелены) на два канала. Хотя так тоже делают в большинстве промышленных аппаратов исходя из экономии, так больше шансов получить «земляную петлю» и неприятный эффект в виде фона, порой даже явно слышимого из динамиков акустических систем параллельно с сигналом. И тут уже будет нужно стараться располагать провода и детали так, чтобы этот эффект максимально минимизировать. Сразу скажу, что с моими платами мне это удавалось всегда. В конечном устройстве необходимо помнить о необходимости установки предохранителя, а также рекомендуется устанавливать EMI-фильтр, защищающий от помех в сети 220В, создаваемых приборами с импульсными блоками питания. 

В заключении хочу сказать, что с удовольствием отвечу на любой вопрос и постараюсь помочь советом, если Вы решитесь изготовить себе аналогичное устройство. В итоге, Вы получите отлично звучащий Hi-Fi усилитель, а я буду считать свою миссию выполненной. А также в зависимости от количества прочитавших и активности, решу, нужна ли статья о сборке и настройке усилителя следующей ступени на транзисторах.

PS: И специально для тех, кто считает, что тема не полностью раскрыта, размещаю фото этой прекрасной во всех отношениях девушки – коллеги по хобби, как мотиватор.

 

нет
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

87 комментариев

Eternal_student
Тема сисек раскрыта неполностью
MRomanov
Больно от того, что «коллега» металлической частью паяльник на палец себе положила.
A-Gugu
Вот правильная «Коллега»: https://youtu.be/2ItEoMG96Hk
A-Gugu
Я раскрыл в одном обзоре — так модерация их потерла :)
g
У меня друг радиолюбитель, не осталось ли копии, ему показать?
A-Gugu
Для разминики: https://youtu.be/2ItEoMG96Hk А остальное — поищу :)
b
Отлично звучащий — вопрос субъективный. КНИ померяйте, сколько там?
locki
THD + N (60W, RL = 4Ω, 30W, RL = 8Ω) = 0,03%
IMD = 0,004%
Так нормально?
E
как раз для *субъективного* восприятия музыкального материала вопрос не корректен, ибо часто усилители с к.г. 0.00х нулями звучат хуже чем их собраты с более приземленными параметрами.пример-у.м. Акулиничева и Квод звучат вкуснее многих *навороченных* собратов.да и эти схемы ^ достаточно просты для повторения и очень хорошо подходят для начинающих.что несомненно хорошо.зажжет в ребятах искру конструирования.
b
Если кому-то вкуснее есть с грязных тарелок, это их выбор.
E
хм… у вас богатый опыт по этой части…
Д
TDA7293 от АудиоКилера и схема и плата поинтересней будут
locki
Чем же, аргументируйте?
Я, например, считаю, что наоборот.
Д

Ответ locki на комментарий
Чем же, аргументируйте?
Я, например, считаю, что наоборот.


:-) Даже спорить не буду — я практически отошёл от аналога — сейчас играет USB-I2S -> ADAU1701 -> SSM3582(в этой связке до самых колонок нет аналога :-) ) и TDA7293 от АудиоКилера на саб. как показала практика 90% звука зависят от акустики а DSP (ADAU1701) позволяет нормально свести динамики, избавится от комнатных стояков и некоторых косяков колонок.
Последний раз редактировалось
m
Вот это дело для HiFi DIY. А тут однополосный усилок на микросхеме — в магазине можно купить и получше.
locki
Тоже вариант (Д-класс с ДСП), но согласитесь, не для начинающих. Статья явно не на Ваш уровень рассчитана. И странно, человек с таким же хобби ругает статью, восхваляющую его же хобби. Тут только одно приходит в голову: поругаю, на его фоне буду выглядеть супер-спецом.
Последний раз редактировалось
m

Ответ locki на комментарий
Тоже вариант (Д-класс с ДСП), но согласитесь, не для начинающих.


Не соглашусь. Это прекрасно собирается из готовых плат. SSM3582 — плата продаётся на али, ADAU1701 — тоже какие-то платы на али есть, или же в качестве DSP можно взять, к примеру, miniSHARC с понятным софтом под винду (хотя вряд ли SigmaStudio для ADAU1701 существенно сложнее, она тоже для чайников позиционируется) и даже интеграцией с REW. А однополосное усиление на микросхемах — это могло быть интересно лет 20 назад, сейчас это несерьёзный уровень.
locki
Можно сделать активную, например, трехполоску, можно пассивную. В пользу каждого способа можно привести кучу доводов.
После спора с таким упорным человеком, как murka, спорить с остальными вообще желания и сил нету. Да и не для этого статья была...
Поэтому, как говорится: jedem das Seine
m

Ответ locki на комментарий
Можно сделать активную, например, трехполоску, можно пассивную. В пользу каждого способа можно привести кучу доводов.


И какие же доводы в пользу пассивной «трёхполоски» в 2020 году, по сравнению с активной с цифровым кроссовером? Я не вижу вообще ни одного, ну кроме цены, конечно, и тот неоднозначен. И если тратить время и силы, то на продвинутую современную аудиосистему. Как сказал Линквиц (тот самый): «пассивные кроссоверы — бездарная трата времени, если цель — точность воспроизведения» :D.
locki
Хм… похоже, я не туда ответ написал :-))
Как я уже писал, спорить не хочу совсем, ибо я приведу свои, Вы в ответ свои и продолжится бесполезный спор… Как я уже написал — каждому своё.
Ну пару доводов, что приходят в голову сразу: универсальность и принцип разумной достаточности.
Ну и вот покажите свою (полностью Вами сделанную) активную трехполоску, а я в ответ могу сразу фото моей пассивной кинуть -)).
В общем я не к тому, если она такая у Вас есть — честь Вам и хвала (или как сейчас: респект и уважуха). Но повторяю: каждому — своё.
Повторюсь (скопирую ответ Maximum-у ниже).
«Мне представлялось все так: человек сделал все как написано, у него все заработало нормально. От этого появилась тяга к чему-то еще более качественному, начиная от того же ZD-50 или Yes-1 заканчивая… Тут вариант у каждого свой. Ну, например, хоть DACoм на ак4493/95.
Главное было пробудить интерес, а не занудно досконально все объяснять.
Кто хочет, тот найдет сам… А «тайные знания» и, как Вы выразились, «мифизация» пробуждению интереса и любопытства сильно способствует (как я думал — может ошибаюсь).»
Последний раз редактировалось
m

Ответ locki на комментарий
Как я уже писал, спорить не хочу совсем, ибо я приведу свои, Вы в ответ свои и продолжится бесполезный спор…


Просто у вас нет разумных доводов, поэтому и желания спорить нет :P.

Ответ locki на комментарий
универсальность


Нет никакой универсальности. АС+усилитель — это целостный прибор. Одно не работает без другого. А перебросить активные колонки, например, из стерео в систему ДК элементарно — в пристойных ресиверах есть предварительные выходы.

Ответ locki на комментарий
принцип разумной достаточности


Принцип разумной достаточности и самоделкинство сейчас не совместимы, уж очень цены упали. Исходя из принципа разумной достаточности, если немного денег, то можно взять пару JBL 305P MkII и не парить мозги. И чем больше денег, тем шире выбор.

Ответ locki на комментарий
вот покажите свою (полностью Вами сделанную) активную трехполоску, а я в ответ могу сразу фото моей пассивной кинуть


Во-первых, я как раз следую принципу разумной достаточности, во-вторых, в традиционной трёхполосной акустике не имею нужды. Если вы сами сделали пассивную трёхполосную акустику — ну, соболезную тогда. Вот уж это точно проще в магазине купить.

Ответ locki на комментарий
каждому — своё


Я, как бы, и намекаю, что этот принцип явно не совместим с разумной достаточностью. Самопал на TDA + пассивная трёхполосная акустика — это и не разумно, и не достаточно :P.

Ответ locki на комментарий
Главное было пробудить интерес


Я не вижу здесь ничего, что могло бы пробудить интерес. Сил (если до корпуса) надо потратить много, результат уровня простецкого б/у усилка, а то и современного Китая — да даже начальная Ямаха уже не на микросхеме. Я же знаю, как звучит TDA (правда, я TDA7294 пробовал, но вряд ли разница так уж велика) — она звучит мыльно и неинтересно.
Последний раз редактировалось
locki

Ответ murka на комментарий
Просто у вас нет разумных доводов, поэтому и желания спорить нет :P.


Ну, что ж если у Вас есть и силы и желание, продолжим.

Ответ murka на комментарий
АС+усилитель — это целостный прибор.


А весь мир не в курсе и продает отдельно.

Ответ murka на комментарий
Одно не работает без другого.


Но я могу усилитель отнести к другу и послушать с его колонками. Или принести колонки и послушать с его усилителем.

Ответ murka на комментарий
самоделкинство сейчас не совместимы,


у каждого свой бюджет. И купить, как Вы сказали JBL к Самоделкинству уже отношения не имеет.

Ответ murka на комментарий
Вот уж это точно проще в магазине купить.

Да, тыс за триста или скорее поболее, а я сделал за 70. Немножко есть разница.

Ответ murka на комментарий
Самопал на TDA + пассивная трёхполосная акустика — это и не разумно, и не достаточно


А кто Вам сказал, что у меня ТДА или ЛМ к ней подключены?
У меня там Apex AX20 и сороковой на подходе.

Ответ murka на комментарий
Я не вижу здесь ничего, что могло бы пробудить интерес.


Если бы Вы могли говорить от лица всех, мне бы было очень интересно Ваше мнение.
Кстати, уже сам факт, что у Вас не оказалось активной трехполоски с цифровым фильтром, как сказал бы ТОТ САМЫЙ Линквиц, говорит о том, что вы тратите время зря. А я скажу просто: слив засчитан.
Ну и в качестве постскриптума. Если Вы хотите, чтобы последнее слово осталось за Вами, как доказательство, что Вы победили в споре, то пишите. Я дальше продолжать разговор не намерен, так как вижу что вы «человек слова, но не дела», а болтать, конечно, не мешки ворочать)))
Последний раз редактировалось
m

Ответ locki на комментарий
А весь мир не в курсе и продает отдельно


Во-первых, я там привёл пример активных колонок. Во-вторых, ну и что? В чём тут достоинство?

Ответ locki на комментарий
я могу усилитель отнести к другу и послушать с его колонками


А я могу поменять колёса на своём автомобиле с автомобилем друга. Только в подобных манипуляциях нет ни малейшего смысла :D.

Ответ locki на комментарий
у каждого свой бюджет. И купить, как Вы сказали JBL к Самоделкинству уже отношения не имеет.


Это возражение, согласие или что?

Ответ locki на комментарий
Да, тыс за триста или скорее поболее, а я сделал за 70. Немножко есть разница.


Ага, по качеству и не в пользу вашей самоделки, естественно :D.

Ответ locki на комментарий
У меня там Apex AX20


Да что угодно. Чудес всё равно не бывает.

Ответ locki на комментарий
у Вас не оказалось активной трехполоски с цифровым фильтром


Алё, гараж! Я же написал: «в _традиционной_ трёхполосной акустике не имею нужды» — это из-за проблем с установкой, а компактные три полосы далеко за пределами бюджета. А так-то у меня трифоник, и да, с цифровыми фильтрами — это тоже три полосы.

Ответ locki на комментарий
слив засчитан


Слив — это ваша попытка аппелировать к «сначала добейся» :\. Так что да, слив вам засчитан.
M
Переводить opa 627 на всякие TDA7294 — LM3886 это сильно ))
m
Да вообще какие-то аудиофильские пляски вокруг обычных микросхем.
locki
Так никто ж не заставляет, я написал, что хоть NE5534
m
Я про TDA7293 и LM3886, естественно.
Последний раз редактировалось
b
Предпоследнее фото 3886 от Аудиоманьяка. У меня он был. Хорошо звучал, без отсебятины.
locki
Эти звучат также. Особенно если оу тот же поставить-)
F
Не зря ДВА раза написано, что «автор не имеет отношения к редакции iXBT.com».
Как можно так писать статьи?
Если из десяти открывших статью, один дочитает до конца — хорошо.

Не зря автор сомневается в этом.
Самый распространенный вопрос, когда показываешь кому-либо из знакомых то, что сделал:

Следующее предложение:
На ней видим, что микросхема включена в инвертирующем режиме (используется вход отрицательной полярности).

Где видим, зачем видим, что мы вообще делаем?
locki
Спасибо, там целых 2 абзаца текста почему то пропало!!! Поправил.
m
в этом случае не нужно в обратной связи использовать электролитический конденсатор

А зачем его вообще использовать? Он просто понижает коэффициент усиления на басах вплоть до единицы на постоянном токе, и всё. Необходимости в этом конденсаторе нет, это опциональный компонент. Собсно, в документации на TI LM3886 это прямым текстом написано. Если его выкинуть, то потребность в буфере исчезает, и всё сильно упрощается.
сразу скажу, что здесь оно должно быть двухполярным со средней точкой, например, +25В  0 -25В. Приоритет двухполярного питания тоже в отсутствии электролитического конденсатора и уже на выходе, что еще сильнее слышно.

Да никто в принципе такую микросхему не будет использовать с конденсатором на выходе, это дикость.
Конденсаторы, шунтирующие питание операционного усилителя можно поставить и лавсановую пленку, и НП0 керамику, но в идеале также MKP полипропилен.

Это так себе идея, керамику в таких случаях не случайно рекомендуют. И я не понял по вашей плате — а где геометрически расположены эти конденсаторы? Я что-то их не наблюдаю возле 7 и 8 ног TDA7293, где они должны быть. Впрочем, к плате LM3886 то же самое замечание. По-моему, тут ошибка.
Электролитические конденсаторы питания операционного усилителя можно использовать 16В. и выше, подходящих габаритов с емкостью не менее 100мкФ

Почему 100 мкФ? В документации на ST TDA7293 написано 1000 мкФ.
locki
100мкф, и пленка — это про ОУ буфера, что перед LM3886.
Опыт подтверждает, что перед самой LM3886 достаточно хороших электролитов с низким ESR
m

Ответ locki на комментарий
100мкф, и пленка — это про ОУ буфера, что перед LM3886.


Ну так внутри TDA тоже есть буфер, и на референсной схеме как раз к нему маленький конденсатор и подключен. Речь ведь про TDA шла в первую очередь, и вопрос про ёмкость электролита тоже остаётся. Впрочем, к LM3886 это относится ровно в той же мере — там в документации написано про 470 мкФ. Какой смысл экономить ёмкость в конструкции с претензией на аудиофилию?
И почему опыт помешал выкинуть тот электролит в цепи обратной связи, навернув в результате кучу ненужных и явно не улучшающих звук деталей? Как этот опыт был получен — как именно вы определили, что усилитель не самовозбуждается, это же не обязательно на звуковых частотах происходит? И где гарантия, что самовозбуждение или потеря стабильности на ВЧ не возникнет в другой конструкции? Документацию не дураки писали, и для обоих усилителей маленькие конденсаторы рекомендованы, а экономия на дешёвой керамике, которая тут абсолютно адекватна, не имеет никакого практического смысла — разве что в условиях супержёсткой экономии, которая тут явно ни к чему.
Последний раз редактировалось
locki

Ответ murka на комментарий
не менее 100мкФ


Где написано, что больше 100 нельзя ставить?
Имелось в виду, наоборот, что при установке менее 100 бас теряет в качестве…

Ответ murka на комментарий
И почему опыт помешал выкинуть тот электролит в цепи обратной связи


Так в итоге и выкинул же, запустив в инвертирующем режиме мощную микросхему.

Ответ murka на комментарий
Документацию не дураки писали, и для обоих усилителей маленькие конденсаторы рекомендованы, а экономия на дешёвой керамике,


Вы платы рассмотрели нормально? Я уже не понимаю, о чем Вы… Кто хочет, ставит керамику ставит, кто не хочет, ставит пленку. Не полнял в чем Вы увидели проблему.
m

Ответ locki на комментарий
Где написано, что больше 100 нельзя ставить?


Почему не написано, что ставить надо не менее 470 и 1000, как по документации? К чему эта ваша отсебятина? У вас посадочные места на платах под конденсаторы каких габаритов? Можно ли в них поставить правильные номиналы?

Ответ locki на комментарий
Так в итоге и выкинул же, запустив в инвертирующем режиме мощную микросхему.


Ну так я не вижу внятной аргументации в пользу такого решения. По-моему, налицо совершенно ненужное усложнение с дополнительным операционником, который звук точно не улучшит. Подавление синфазных помех внутри металлического корпуса — это несерьёзно, а вот ухудшение звука в результате — запросто.

Ответ locki на комментарий
Вы платы рассмотрели нормально?


Для начала, вы их не показали нормально — есть фотографии, где не все детали впаяны, и разрешение никакое. Где керамика возле выводов 7 и 8 TDA, как положено по документации? Опять же, экономия тут абсолютно неуместна, это не то что экономия на спичках, это просто ошибка. Другая ошибка — MKP в параллель с электролитом у буфера, но раз буфера не должно быть изначально, то это уже мелочь.

Ответ locki на комментарий
Кто хочет, ставит керамику ставит


Так вы вообще ничего не поставили.
Последний раз редактировалось
locki
1. Почему не написано, что ставить надо не менее 470 и 1000, как по документации?
— потому что там про конденсаторы операционного усилителя, установленного в качестве буфера, а не про ТДА или ЛМ!
2. У вас посадочные места на платах под конденсаторы каких габаритов?
— под позволяющие установить 1000мкф у ТДА/ЛМ и до 2200 у оу буфера.
3. налицо совершенно ненужное усложнение с дополнительным операционником, который звук точно не улучшит.
— это по Вашему. Но если исключить конденсатор в отрицательной обратной связи обычного включения и на вход подать сигнал с небольшой постоянкой, на выходе получим огромную постоянку. Ну и ТДА и ЛМ в инвертированном включении лучше звучат по мнению многих. И кстати, искажения оу буфера на порядок меньше искажений самой ТДА или ЛМ, так что хуже от этого быть не должно...
4. вы их не показали нормально
— если пройти по ссылке, где написано «Заказать платы Lm3886 можно по ссылке», их можно рассмотреть детально.
5. Где керамика возле выводов 7 и 8 TDA, как положено по документации?
-Документация писалась, когда хорошие конденсаторы были трудно доставаемы. Наверное шокирую: не нужны они там! От них только дополнительные резонансные шумы. Что можно увидеть при измерениях.
6. Другая ошибка — MKP в параллель с электролитом у буфера
— расскажите, отчего так считаете?
Последний раз редактировалось
m

Ответ locki на комментарий
1. Почему не написано, что ставить надо не менее 470 и 1000, как по документации?
— потому что там про конденсаторы операционного усилителя, установленного в качестве буфера, а не про ТДА или ЛМ!


Ахаха, не менее 100 мкФ для операционного усилителя, работающего на низкий ток?! Я думал, тут опечатка какая-то, но оказался очередной ляп :D.

Ответ locki на комментарий
Но если исключить конденсатор в отрицательной обратной связи обычного включения и на вход подать сигнал с небольшой постоянкой


Алё, гараж! Какая постоянка, у вас же конденсатор C2 на входе :D!

Ответ locki на комментарий
ТДА и ЛМ в инвертированном включении лучше звучат по мнению многих


Оставим это мнение на совести многих :D.

Ответ locki на комментарий
если пройти по ссылке, где написано «Заказать платы Lm3886 можно по ссылке», их можно рассмотреть детально


По ссылке я, естественно, проходил, там разрешение ещё ниже.

Ответ locki на комментарий
Документация писалась, когда хорошие конденсаторы были трудно доставаемы


Посмеялся :DDD.

Ответ locki на комментарий
Наверное шокирую: не нужны они там! От них только дополнительные резонансные (с электролитами) шумы. Что можно увидеть при измерениях.


Ну так нечего MKP туда ставить.

Ответ locki на комментарий
расскажите, отчего так считаете?


Как это отчего? Вы же сами написали — резонанс возникает. Вернее, тут, скорее, антирезонанс.
locki

Ответ murka на комментарий
Я думал, тут опечатка какая-то, но оказался очередной ляп :D.


А вы попробуйте поставить меньше и больше и послушайте разницу, а не услышите… ну значит Вам в жизни повезло.

Ответ murka на комментарий
Какая постоянка, у вас же конденсатор C2 на входе :D!


Не стал уточнять (для новичка это даже вредно), но вам открою тайну: я его не ставлю!

Ответ murka на комментарий
По ссылке я, естественно, проходил, там разрешение ещё ниже.


Вот тогда :
не могу ссылку нормально вставить-((
https://yadi.sk/i/yqvh_O8UIxkr-g
https://yadi.sk/i/ytov9ZJbDEABGg

Ответ murka на комментарий
Посмеялся :DDD.


Ну, хоть чем-то оказался полезен-)

Ответ murka на комментарий
Ну так нечего MKP туда ставить.


Одно дело питание буфера, другое самого ТДА/ЛМ, если интересно на форуме
Vegalab.ru есть тема «Улучшение линейности lm3886», а также тема по усилителю ZD-50, если интересно, почитайте сами.
Последний раз редактировалось
m

Ответ locki на комментарий
А вы попробуйте поставить меньше и больше и послушайте разницу, а не услышите… ну значит Вам в жизни повезло.


Да нет никакой разницы — тут роль играет только мелкий конденсатор. У вас просто самовнушение.

Ответ locki на комментарий
вам открою тайну: я его не ставлю!


Вам я тоже открою тайну: у меня постоянка почему-то нигде на входах не появляется :D.

Ответ locki на комментарий
Одно дело питание буфера, другое самого ТДА/ЛМ, если интересно на форуме Vegalab.ru есть тема «Улучшение линейности lm3886», а также тема по усилителю ZD-50


Это пустые слова. Если вы не можете объяснить — значит, не понимаете сами.
kzndenis
Автор, не меняй время публикации. Играешь не по правилам. Если обзор заинтересует читателей-будут тебе и переходы и просмотры.
Последний раз редактировалось
locki
Я тут не причем, там вверху парень заметил, что не сходится мысль, оказалось, что исчезли 2 абзаца текста, я написал модератору и поправил.
100040023714030526954@google
Вопрос к профессионалам: как там воздух флейты и бархат рояля?
А
Ребята, человек сделал и по делился информацией, за что ему большое спасибо. Как мы все знаем на вкус и цвет все карандаши разные, можете улучшить или упростить зелёный свет вам.
locki
Спасибо.
Но понял, что вторую часть писать не стоит.
j
Спасибо! Отличное введение для тех, кто когда-то уже брал в руки паяльник, но потом забыл, типа меня, в общем.
locki
Большое спасибо за Ваши слова.
m
тут всё прекрасно, от отсутствия шунтов на банках по питанию, до торговли чужими сиськами.
locki
Хорошим банкам они не нужны, а плохим, кто знает, что они точно плохие, может подпаять снизу к ногам.
locki
Да, и за чужие сиськи отдельное спасибо.
locki

Ответ mighty3d на комментарий
тут всё прекрасно, от отсутствия шунтов на банках по питанию, до торговли чужими сиськами.


Можно еще было и про снабберы добавить, но перегружать статью для начинающих не хотелось.
н
Мне интересно, с каких это пор канифоль стала влагопоглощающей? Наоборот, покрывал платы раствором канифоли на спирту и выносил на крышу в свое время антенные усилители. И ни разу за много лет(5-7) ничего не замкнуло и даже медь не потемнела под канифлью.
locki
Ну, тут тоже не стал углубляться…
Дело в том, что канифоль в чистом виде уже никто не использует, особенно внутри олова.
Как правило, там канифоль содержащий флюс, отсюда такая проблема.
Нужно учесть только одно обстоятельство: в качестве флюса используется не сухая канифоль, а ее спиртовые растворы. И в этом состоянии она химически активна. Ее главный компонент — абиетиновая кислота — в спиртовом растворе способен растворять окислы металлов с образованием комплексных соединений. Каждый может легко убедиться в том, что спиртовая композиция канифоли достаточно долго удерживает спирт, за счет этого она долго не твердеет. В этом состоянии в ней активируются реакции растворения металлов, и тем самым создаются ионогенные компоненты проводимости.
В состоянии проводимости спиртовая композиция канифоли выполняет роль гелеподобного электролита, в котором работа микрогальванических пар олово–медь приводит к коррозии меди опять-таки с образованием продуктов проводимости.
За счет содержания спирта композиция канифоли в условиях даже умеренного увлажнения приобретает способность к гидролизу. Продукты гидролиза тоже создают проводимость. Многие видели последствия гидролиза канифоли в виде визуально различимого белесого налета на поверхности плохо отмытого монтажного узла.
Последний раз редактировалось
н
Белесые следы на платах это остатки неотмытого модного сейчас активного флюса. Еще раз повторю-за 5-7 лет агрессивной среды на крыше (дождь, снег, ветер) на платах антенных усилителей ничего не только не окислилось, а даже олово и медь под слоем канифоли не потемнели. Отмывать канифоль можно скорее с эстетической точки зрения. А практически даже вредно. Если это конечно канифоль. Ваша теория далека от практики.
locki

Ответ 115382704033877456330@google на комментарий
Белесые следы на платах это остатки неотмытого модного сейчас активного флюса. Еще раз повторю-за 5-7 лет агрессивной среды на крыше (дождь, снег, ветер) на платах антенных усилителей ничего не только не окислилось, а даже олово и медь под слоем канифоли не потемнели. Отмывать канифоль можно скорее с эстетической точки зрения. А практически даже вредно. Если это конечно канифоль. Ваша теория далека от практики.


Ахахаха. Нравится мне русский чкловек:
Желая показаться умнее, кинул выдержку из апнота техас инструментс (со слов «нужно учесть»), а в ответ про антену на крыше!)) Окей, Ваша взяла!
Последний раз редактировалось
d
Хорошая инструкция для начинающих, но что делать с аналоговым усилителем в наше время. ШИМ давно победил, всё что нужно для счастья, это набор оптических и коаксиальных входов, с прямым преобразованием цифры в ШИМ. На моём китайском усилке зачем то остался аналоговый разьём, лучше бы эти тюльпаны использовали как дополнительные два коаксиальных входа.
Последний раз редактировалось
S
Почему 3886 а не lm1875? Конденсаторы для 3886 не описаны (
locki

Ответ Stils на комментарий
Почему 3886 а не lm1875? Конденсаторы для 3886 не описаны (


Потому что проще купить. Lm1875 тоже очень хороши по звуку, но меньше мощность и сняты же давно.
Везде одни подделки, перемаркеровки с тда2030 в лучшем случае, а то и UTC2030.
S
Ясно, а то взял на али набор сделал с хорошим трансформатором и фильтром а не звучит…
C
Уважаемый Locki, я и есть тот начинающий, для которого статья пригодится. Даже ещё не могу сказать начинающий, потому что ещё ни разу не делал, а только задумался над сборкой усилителя для дачи, и слава современным технологиям-шпионам, которые под каждые наши мысли вовремя подсовывают подходящие статьи))).
Вопрос только такой вертится — на какую примерно сумму сейчас выходят все эти детали? Хоть порядок цен в общей сумме?
И ещё раз благодарю за статью, добавил в избранное, чтобы не потерять.
locki

Ответ Camouflage на комментарий
Уважаемый Locki, я и есть тот начинающий, для которого статья пригодится. Даже ещё не могу сказать начинающий, потому что ещё ни разу не делал, а только задумался над сборкой усилителя для дачи, и слава современным технологиям-шпионам, которые под каждые наши мысли вовремя подсовывают подходящие статьи))).
Вопрос только такой вертится — на какую примерно сумму сейчас выходят все эти детали? Хоть порядок цен в общей сумме?
И ещё раз благодарю за статью, добавил в избранное, чтобы не потерять.


Если без корпуса одни детали, то в тыс 4-5 выйдет, в зависимости от производителя.
корпус на ебее от 2тыс до… хм ну дороже 5-ти не вижу смысла для данного усилителя .-)
Так что, как писали выше, если нет желания превращать в хобби, а нужен просто результат (чтобы громко играло), проще купить БУ на авито или еще где.
S
После поделки с али именно так и сделал, купил на авито, выкинул все проходные кондеры и гамбридж заиграл.
locki

Ответ Stils на комментарий
После поделки с али именно так и сделал, купил на авито, выкинул все проходные кондеры и гамбридж заиграл.


Да, с покупкой БУ только одна может быть ОСНОВНАЯ проблема — время не щадит электролиты и оборотные регуляторы. у одних ухудшаются характеристики, вторые изнашиваются и начинают шуршать/трещать. Но если руки растут из нужного места и изучить внутренности аппарата заблаговременно на сложность замены, можно получить отличный аппарат. Как вариант из совсем недорогих, но стоящих Kenwood KA-5010 мне в свое время очень понравился звучанием.
M
Как развидеть этот дилетантский бред? Новичку эта статья несет сплошной вред и ни грана пользы.
Новичку надо идти на сайт Аудиокиллера и брать оттуда и схемы и, обязательно, описание. Которое вдумчиво читать. Там очень доступно на пальцах и с аргументмами без загибонов вида «значительно лучше, чем использовавшийся тогда у меня ресивер».
locki
Жалко, что Вы не дилетант, тогда бы поверил, что именно так лучше и сделать.
Нисколько не хочу занизить пользы от чтения сайта Аудиокиллера, но данную статью нужно расценивать, например, как «Введение» что-ли, если сравнивать с книгой. Ну или даже просто как рекламу данного хобби.
Если по Вашему это не удалось, что ж, значит что-то не так.
И очень хотелось бы узнать, где и в чем допущены были по Вашему основные ошибки.
Последний раз редактировалось
M
Основная ошибка статьи — куча радиогубительских мифов без какого-либо объяснения. А объяснения быть не может, потому что автор сам не понимает, что пишет.
КУ = 60? Это к какому источнику подключать?
Что в первой схеме делает резистор R8? Почему у него такой номинал?
Подавление синфазной помехи? Realy?
Отделение сигнальной земли в дуал-моно? Попробуй объяснить. Ну там полную схему нарисовать...
Это по схемотехнике. По элементной базе просто дремучая мифизация.
Рекламировать хобби можно и нужно, но зачем при этом заливать в головы неофитам мусор? Они и сами с этим отлично справляются.
locki
1. КУ = 60? Это к какому источнику подключать?
— К любому. Регулятор громкости никто не отменял. Можно ниже, но тогда только с коррекцией, объяснять которую новичку, как мне показалось, сложно. Или может я не вижу Вариант, который видите вы? Напишите свой.
2. Что в первой схеме делает резистор R8? Почему у него такой номинал?
— резистор ограничивает ток, подаваемый на ногу Мьют, чтобы усилитель работал. Самый простой способ — взять его с основного питания.
3. Подавление синфазной помехи? Realy?
— а как же правило Вильямса: ВСЕГДА ИНВЕРТИРУЙ (кроме тех случаев, когда совсем не можешь), как раз оно просто объясняет, почему все ОУ в инвертирующем включении звучат лучше.
4. Отделение сигнальной земли в дуал-моно? Попробуй объяснить.
— не всегда дуал моно, я же писал, что часто ставил общий трансформатор.
5. По элементной базе просто дремучая мифизация.
— что именно, пожалуйста, напишите.
— что именно мусор.
Последний раз редактировалось
M
1. И работать на границах регулятора? На стандартных источниках выше 15-20 не нужно вместе с регулятором. Разве что в качестве динамика сковородка.
2. Какой ток? Для чего? Куда он течет? Какое нафиг «чтобы усилитель работал»? Схему из ДШ не повторяем, мы же умнее, ща сделаем инверт. Но как работает МС внутри, уже не осиливаем. Хотя у того же Аудиокиллера все описано.
3. Видимо, объяснение не понято. Еще раз, какую такую синфазную помеху ты собрался давить тем самым коэффициентом подавления СП?
4. И как там с общим трансформатором? Все хорошо? Когда у новичка по твоей схеме попрет фон, как будешь объяснять? Я же не зря попросил общую схему накидать. С двумя трансами и с одним, и там и там вылезет вопрос с подковыкой.
5. Махровая конденсаторщина. По типам материалов, по ESR. Без понимания материалов и компонентов — это религия. Это вообще неуместно в «рекламе хобби».
locki
1. Чем это плохо? Не увидел Ваш вариант.
2. Ну вот так лучше (не уверен, что такая детальность и подробность важна для повторяющего новичка):
Для управления режимами служат выводы 10 (Mute) и 9 (Stand-by). Если напряжение на соответствующем выводе меньше, чем +1,5 вольта относительно земли (на самом деле относительно вывода 1, соединенного с землей), то режим включен – микросхема молчит, или вообще отключена. Если напряжение больше +3,5 В, то режим отключен. То есть, микросхема работает, когда напряжение и на выводе 9 и на выводе 10 больше + 3,5 вольт. Такие уровни позволяют управлять усилителем от обычных цифровых микросхем.
3. Если простыми словами, которую наловят провода от источника до усилителя.
4. я там написал подробно, как казалось, о неизбежности земляной петли при питании от одного трансформатора и как с этим бороться. У меня в итоге фона не было совсем даже с одним трансформатором, если верно все проложить и соединить.
5. Ну а с пониманием материалов и подробным объяснением это превратится в скучную лекцию или типа того.
Мне представлялось все так: человек сделал все как написано, у него все заработало нормально.
От этого появилась тяга к чему-то еще более качественному, начиная от того же ZD-50 или Yes-1 заканчивая… Тут вариант у каждого свой. Ну, например, хоть DACoм на ак4493/95.
Главное было пробудить интерес, а не занудно досконально все объяснять.
Кто хочет, тот найдет сам… А «тайные знания» и, как Вы выразились, «мифизация» пробуждению интереса и любопытства сильно способствует (как я думал — может ошибаюсь).
Последний раз редактировалось
B
Печально читать комменты. Автор затронул интересную задачу, как смог.
Умники, ниже, осилили лишь бесполезное (для повторяющих схему) критиканство, меряние крутизной теоретических заблуждений и очевидное тыкание в даташит с типовой схемой включения.
Добились лишь одного — заткнули рот автору. Продолжение мы не увидим. Жаль.
Автору — респект и пожелание подтянуть свой уровень знаний.
Не понравилось, что:
— нет полной блок-схемы, включая источник питания и платы защиты АС.
— нет скриншотов реальных измерений основных характеристик живого конечного устройства, которое, вроде бы описывается.
Согласен с муркой, что аналоговый усилок, сам по себе, уже не интересен, особенно без учета целевых АС.
ИМХО, «идеальный» DIY — дать вторую жизнь «старым, но приличным» 3-полосным пассивным колонкам (что-нибудь, вроде радиотехники s-90), внедрив многоканальный усилок D-класса и цифровой DSP, устраняющему «индивидуальные косяки» каждого канала «цифровой усилитель + динамик» и особенности расположения АС в помещении.
Нафига какие-то кроссоверы, когда «цена канала усиления» упала… И не обязательно все блоки должны быть самодельными, что-то можно и прикупить :-)
Смысл DIY — получить своими силами все-таки конкурентноспособное, современное конечное устройство. Наверное. :-)
locki

Ответ BadBoy на комментарий
подтянуть свой уровень знаний


Чего именно? В какой конкретной части?

Ответ BadBoy на комментарий
нет полной блок-схемы, включая источник питания и платы защиты АС.


Просто уже были повторившие по моим платам (на которых все указано)… либо они понимали сами, либо им это было не нужно, но все работало прекрасно, отсюда подумал, что можно не усложнять этой частью, хотя мысль такая была.

Ответ BadBoy на комментарий
дать вторую жизнь «старым, но приличным» 3-полосным пассивным колонкам


Что мешает в S90 поставить на бас ТДА, на средник ЛМ и на твиттер ЛМ, предварительно пустив это через активный кроссовер или ДСП? Думаете, что это будет хуже Д-класса? Хотя если для дискотеки — возможно. С ТДА/ЛМ греться будет сильнее...

Ответ BadBoy на комментарий
Автор затронул интересную задачу, как смог.


Спасибо за поддержку. Таких оказалось не много. Такое ощущение, что все думают, что если статья -значит проплачена или еще что-то… отчего такой негатив сразу — не знаю… Честно — не ожидал. Очень расстроен.
m

Ответ locki на комментарий
Что мешает в S90 поставить


Наличие минимального уважения к себе и своему свободному времени :D.
l
Спасибо что заморочились, вторую часть интересно было бы почитать. Не воспринимайте близко тех кто вас какахами закидал — чужое труд легче обгадить чем что-то полезное самому написать.
B

Ответ locki на комментарий
Что мешает в S90 поставить на бас ТДА, на средник ЛМ и на твиттер ЛМ, предварительно пустив это через активный кроссовер или ДСП? Думаете, что это будет хуже Д-класса?


Нет, не думаю, что хуже. Сложнее будет с питанием (больше нагрузка). Чуть дороже по деталям (как повезет). Чуть сложнее по схемотехнике. На мощностях менее 100Вт, по сути — вкусовщина.
Просто, уже есть DSP, которые в состоянии выжать из усилков «D» очень неплохие Кни и прочие показатели верности. Почему бы не использовать?
locki

Ответ BadBoy на комментарий
Ответ locki на комментарийЧто мешает в S90 поставить на бас ТДА, на средник ЛМ и на твиттер ЛМ, предварительно пустив это через активный кроссовер или ДСП? Думаете, что это будет хуже Д-класса?
Нет, не думаю, что хуже. Сложнее будет с питанием (больше нагрузка). Чуть дороже по деталям (как повезет). Чуть сложнее по схемотехнике. На мощностях менее 100Вт, по сути — вкусовщина.
Просто, уже есть DSP, которые в состоянии выжать из усилков «D» очень неплохие Кни и прочие показатели верности. Почему бы не использовать?


Что из неплохих слышал, стоили тоже недешево. Особенно hypex ncore, IcePower подешевле, конечно, но тоже не по цене Lm3886 -)
Слышал с ebay еще такой (искать по): «L15D HIFI MOSFET AMP IRS2092»
Там не было сцены совсем (вроде стерео, но если слева-справа было слышно стерео, то вглубь совсем никак), ну и что-то еще было в звуке неестественно. Сложно объяснить.
Последний раз редактировалось
B
Кто-нибудь что-нибудь про применение Qualcomm CSRA6620, CSRA6640 знает?
( https://www.qualcomm.com/products/features/ddfa-amplifier-technology )
Чипы анонсированы в 2019-м. Может, кто-нибудь уже пробовал?
А
Статья годная.Продолжайте в таком духе.
A
Итак, давайте разберем саму схему и заодно сравним со схемой Аудиокиллера. Речь естественно о TDA.
В схеме ошибка: TDA7294, указанная в схеме, на самом деле в ней работать не будет.  Почему – пусть объяснит автор.
А что там за выводной конденсатор припаян с обратной стороны платы? Он на схеме есть? А как человек, купивший плату, узнает какой конденсатор ставить? А хорошо бы еще знать и зачем?
Схема частично скопирована у Аудиокиллера. Об этом говорит и «непонятный» резистор R8, и номиналы элементов цепи Цобеля, и конденсаторы С5 и С6, и цепочка R6R7C4. Можно было бы и сослаться на первоисточник.
Автор заявил, что усиление 20 раз рекомендовано в дейташите. Это не так. В дейташите рекомендован Ку=30 дБ =31,6 раз.
И на самом деле усиление у автора Ку=20 раз = 26 дБ. А по дейташиту минимальное усиление 24 дБ. Т.е. чуть-чуть меньше. Микросхема работает на границе устойчивости.
Кстати, автор уверен, что высокочастотный ОУ в таком включении (низкое усиление и форсирующий конденсатор в цепи ОООС) не возбудится где-нибудь на 10 МГц? Я не уверен.
И входной операционник, и сама TDA не имеют 100% ООС по постоянному току. Значит, постоянное напряжение смещения на входе ОУ усиливается самим ОУ в 3 раза, а потом еще усиливается TDA в 20 раз и поступает на ее выход. Где складывается со смещением самой TDA. ОУ с полевым входом имеют напряжение смещения больше, чем с биполярным, наверное поэтому автор рекомендует именно их. Так что получить на выходе постоянку 65 мВ – это счастье. (У LME49710 смещение маленькое, а вот у других…).
На какую частоту настроен фильтр R1C1? 700 кГц. Помехи весьма рады.
Кстати, где автор видел MKP конденсатор на 10 пикофарад?
Насчет упрощенных ВЧ у TDA и кристальных у LM – это фантазии автора, ничем не подкрепленные. Он так слышит. А как услышим мы? Или будем слушать его ушами?
Какой именно блок питания использует автор – неизвестно. Хотя многие параметры усилителя зависят именно от БП.
Конденсаторы фильтра заряжаются короткими импульсами тока большой амплитуды. Где гарантия, что они не наводят помех? Тем более что усиление большое, значит чувствительность усилителя высокая.
Суперфаст диоды имеют более быстрые переходные процессы. Следовательно импульсы тока заряда конденсаторов будут иметь более крутые фронты, а их помехи станут больше и по амплитуде, и по частоте. Да и вообще, верить мифам про суперфасты…
А сочетание суперфаст диода и LowESR конденсатора сделает ток заряда максимальным. И все это рядом с микросхемой.
Автор пишет: «Силовая земля отделена от слаботочной». Где это показано на схеме? Кто верит, что автор разделил земли правильно, поднимите руку!
Автор заявляет, что его усилитель лучше, чем усилитель Аудиокиллера. То, что ему свой усилитель роднее – это понятно. А чем лучше? Какие ваши доказательства? Тем более, что именно с него и скопировано.
THD в 10 (!) раз больше, чем у Аудиокиллера – это лучше, да? А IMD непонятно как измерялись. Судя по тому, что IMD<<THD, IMD измерялся на паре частот 60 Гц и 7 кГц. Этот тест не актуален уже лет 30…40. Это если поверить автору – а как ему верить с таким количеством ляпов?
При сравнении автор vs Аудиокиллер хорошо бы учитывать уровень знаний. Автор его не продемонстрировал ни при копировании схемы Аудиокиллера (для чего конкретно нужно ограничивать ток вывода 10 микросхемы резистором R8? Почему емкость С5 именно такая?), ни при добавлении своей части.
Так что не надо нас обманывать – ни разрабатывать, ни обмерять схемы автор не умеет. Зато по аудиофильской «фене» оценку «четыре» заслуживает.
Но все это – дело вкуса. Мы живем в свободной стране, кому нравится – может делать. Невзирая даже на отсутствие схемы блока питания. Судя по печатке – питание ОУ даже не стабилизировано!
PS. Если вдруг кто-то мне ответит, то прошу отвечать аргументировано. Технически аргументированно. Ответы типа (как в тексте) «Вася Пупкин рекомендует всегда использовать инвертирующую схему» не катят.
PPS. Не надо приводить в ответ цитаты из Аудиокиллера, он писал про другой (хоть и очень похожий) усилитель.
locki
«Итак, давайте разберем саму схему и заодно сравним со схемой Аудиокиллера.» — О! Так ВЫ со своей (вы же и есть Аудиокиллер судя по нику) сравнить решили? Если да, только из уважения к Вам отвечу на все вопросы.
«Итак, давайте разберем саму схему и заодно сравним со схемой Аудиокиллера. » — да точно. Опечатка, там должна быть 7293
«А что там за выводной конденсатор припаян с обратной стороны платы? Он на схеме есть?» — С8 набран из двух, один на одной стороне, второй на другой.
«Схема частично скопирована у Аудиокиллера. » — почти полностью. Буфер только добавлен.
Ну, если Вы заявляете на ее права, пусть будет почти Ваша. -))
«Автор заявил, что усиление 20 раз рекомендовано в дейташите.» и «А по дейташиту минимальное усиление 24 дБ. Т.е. чуть-чуть меньше. » — не вижу противоречия. Собирал чтук 6 усилителей — ни один не возбуждался.
«Так что получить на выходе постоянку 65 мВ – это счастье.» — с ad825 бывало 11мв.-)
«На какую частоту настроен фильтр R1C1? 700 кГц. » — посчитали даже, не поленились=)
«Насчет упрощенных ВЧ у TDA и кристальных у LM – это фантазии автора, ничем не подкрепленные. Он так слышит.» — согласен полностью.
«Какой именно блок питания использует автор – неизвестно. » — тор на 20в., 100вт
«Суперфаст диоды имеют более быстрые переходные процессы» — я ставлю шоттки
«Автор пишет: «Силовая земля отделена от слаботочной». Где это показано на схеме? » — хм… нигде.
«Автор заявляет, что его усилитель лучше, чем усилитель Аудиокиллера. » — серьезно, так написал??? Вот наглец… Он же скопирован оттуда… Разве, что буфером добавленным и разводкой? Может поэтому чуток и получше звучит? Затрудняюсь ответить.
«При сравнении автор vs Аудиокиллер хорошо бы учитывать уровень знаний. Автор его не продемонстрировал ни при копировании схемы Аудиокиллера (для чего конкретно нужно ограничивать ток вывода 10 микросхемы резистором R8? Почему емкость С5 именно такая?), ни при добавлении своей части.»
— однако, Эка Вы завелись и как Вас задело. Ждем АудиоМАНЬЯКА, ведь второй можно сказать, скопирован у него!!! -)) А, нет, Маньяк то у Линкса из «усилителя выходного дня» часть схемы попер… Ну вобщем, всегда можно ко всему придраться, APEX AX-14 сперт у ямахи 801й, а Дуглас Селф в «БЕЗУПРЕЧНОМ» своем столько узлов из разных «натырил» -)))
«по аудиофильской «фене» оценку «четыре» заслуживает.» — и на том спасибо.
". Судя по печатке – питание ОУ даже не стабилизировано!"- ну там же стабилитроны 12 вольтовые.
«кому нравится – может делать.» — не волнуйтесь так. НИКТО. НИ ОДИН, не заказал платы. ТАк что можно спать спокойно.
PS^ Да и не ради этого все было… И видимо, напрасно раз такой человек, как ВЫ даже НЕ ПОНЯЛИ ГЛАВНОГО. А вот человек ниже как раз понял. И я очень рад, что хоть в ком то разжег огонь и желание начать увлекаться этим…
А то столько написать из-за того, что (не буду врать) не захотел (потому что посчитал не важным) упоминать в статье Вашу старую поделку...
PSS^ неужели чему-то позавидовали (просто не вижу смысла-зачем еще столько писать), подумав, что там сотни долларов «утекают» мимо Вас? -))))))))
Последний раз редактировалось
a
Уважаемый locki!
Слово уважаемый в данном случае не форма вежливости, я прочел обе ваши статьи.
Уже хотя бы за оформление Вы достойны уважения!
Прошу не опускайте руки из за критики, да возможно пока никто не заказал у Вас платы, но если главной Вашей задачей было «Главное было пробудить интерес, а не занудно досконально все объяснять.» Вам это удалось на 100% — mission completed! :)
И даже если бы в этой статье не было бы ничего кроме рисунка с лампой, она уже имела право на существование!
Вероятно есть ошибки. Но не ошибается тот кто ничего не делает.
Вероятно, как пишут, в статье есть мифы насчет комплектующих, но как говорил один парень из Назарета «кто без греха пусть первый бросит камень». Тот кто уверен у него нет мифов про комплектующие, находится под властью мифа что у него нет мифов :)
Да Вы скопировали схему уважаемого(его статьи я тоже читал) Аудиокиллера, но мы все в генетическом плане на 99% копия предыдущих поколений уже больше чем 40 000 лет :)
Вопрос лишь в том сможете ли Вы её улучшить
Я полагаю несмотря на критику Вашего варианта усилителя, думающее большинство относится к Вам как личности с симпатией.
Поэтому не бросайте это хобби, пишите больше статей про «неправильные» усилители, конструктивно относитесь даже к неконструктивной критике :)
Желаю удачи и как говорил мой преподаватель со станции Юных Техников главное, чтобы на вашем потолке не было следов от электролитических конденсаторов :)
PS Братья радиолюбители хочу обратится к Вам — как говорил один пацан в джунглях «Мы с тобой одной крови».
Не стоит травить locki за ошибки, лучше помогите нормальным конструктивным советом как помогли бы лучшему другу, нас ведь так мало осталось :)
А для срача есть поищите сайты про политику.
PS 2 Отдельное спасибо автору за цитаты про Страдивари!
A
Первое.
Очень жаль, что диалог со мной Вы начинаете со лжи. Я и не собирался сравнивать Вашу схему со своей – мне всё и так очевидно. Это Вы публично заявили, что Ваша схема лучше. Причем безапелляционно, не употребляя слов, типа «по моему мнению», «возможно», «скорее всего» и тому подобное. Четко и недвусмысленно заявили, что Ваша схема лучше. Вот и пришлось проверить.
За свои слова надо отвечать. Вы объявили на весь мир, что Ваша схема лучше, поэтому надо всему миру доказать, что Вы говорите правду и Вам можно доверять. Или, соответственно, говорите неправду и доверять Вам нельзя.
Доказательство превосходства Вашего усилителя состоит из двух этапов. 1 – Теоретически обосновать, что применение определенных схемотехнических решений дает преимущество. 2 – подтвердить свои доводы измерениями.
Согласитесь, что для того, чтобы обосновывать преимущества СВОИХ схемотехнических решений в усилителе, большей частью скопированном у МЕНЯ, надо сначала досконально разобраться в том, как работает скопированная часть. Поэтому я Вас немного и проэкзаменовал по скопированной части. Результат: Вы не понимаете, что и как там работает. И «плаваете» в некоторых других вещах.
Вывод: Вы никак не можете объективно утверждать, какой усилитель лучше. Выходит, Вы утверждаете то, чего не знаете, и чего нет на самом деле. То есть лжете. Поздравляю Вас соврамши!
Кстати, Вы нарушили еще и мои авторские права. Я не говорю о роялти (хотя Вы пытаетесь заработать на моей интеллектуальной собственности), пусть их, но на моем сайте четко прописано: «Использование материалов разрешается при наличии явной и безусловной работающей ссылки на источник». Где ссылка?
Второе.
Вы пытаетесь представить мой комментарий как слова человека, обиженного Вами. С одной стороны, это так и есть – вы беспричинно (наверное, все же причина есть и кроется она в желании заработать, в том числе и за мой счет) меня оболгали и принизили мои разработки.
С другой же стороны, Вы публикуетесь на сайте с миллионами посетителей и заявляете, что хотите их «привлечь» и «завлечь». Значит, все Ваши заявления и обещания относятся и ко всем этим людям.
И тут оказывается, что Вы нисколько не заботитесь о тех людях, которых Вы «завлекаете». Вы их обманываете! Ведь если собрать усилитель точь-в-точь по представленной Вами схеме, то он будет очень плохо работать! С другой микросхемой он будет работать лучше, но не будет соответствовать заявленным характеристикам.
То есть Вы демонстрируете полное пренебрежение теми людьми, которых Вы «завлекли», и которые заплатили Вам деньги.
Значительная часть моего первого комментария посвящена именно тому, чтобы выяснить, насколько Ваши заявления соответствуют действительности и можно ли доверять Вашему усилителю. Оказывается, Вам доверять нельзя. Перечислю некоторые моменты.
1. Входной фильтр R1C1. Да, я не поленился посчитать его частоту среза. И выяснил, что он БЕСПОЛЕЗЕН. Но я вообще тут мимо проходил, а вот почему этого не сделали ВЫ, как автор схемы? Вы не умеете? Или Вам безразлично, что получится у человека, купившего у Вас плату?
2. По Вашим словам, постоянное напряжение на выходе усилителя не превышает 65 мВ. Это 6 штук с ОУ типа AD825. Но в тексте Вы рекомендуете ЛЮБОЙ ОУ с JFET входом. Вы гарантируете, что постоянка на выходе будет невысокой с ОУ типа К140УД8? Ведь Вашу статью читают миллионы людей, и Вы должны гарантировать качественную работу усилителя у них у всех. А не только ваши 6 штук.
3. И гарантируете, что усилитель не будет возбуждаться с рекомендуемым Вами ЛЮБЫМ ОУ?
4. На вопрос о схеме блока питания (блок питания – важнейший узел усилителя), Вы отвечаете: «Тор 100 Вт». Неправда, это не блок питания, это только трансформатор. А остальное? Какая у вас схема блока питания? Вы гарантируете, что выпрямительные диоды выдержат ток, потребляемый усилителем, если Вы не указали их тип? И ни слова не сказали про их выбор? Я имею ввиду выбор по параметрам, выбор по аудиофильским мифам всё указано.
5. Питание ОУ стабилизированно? Почему Вы это скрываете? Вам есть что скрывать? Почему читатель должен догадываться об этом? А Ваш стабилизатор правильно спроектирован?
6. Вы рекомендуете комплектующие, которые не используете сами. А некоторых, рекомендованных Вами комплектующих, не существует вообще. И это Вас не волнует. Жаль людей, которые их будут искать.
7. Вы заявили, что силовая земля отделена от слаботочной. Но на схеме этого нет. Схема не соответствует описанию. Выходит, Вы снова обманываете? Только где: в схеме, или в описании?
8. Вы так и не ответили на важный вопрос. В Вашем усилителе выпрямитель и фильтр питания расположен вблизи микросхемы усилителя. То есть в нескольких сантиметрах от микросхемы протекают токи в единицы-десятки ампер. Вы можете гарантировать, что ни емкостная, ни индуктивная, ни кондуктивная связи не приведут к проникновению помех от этих токов в усилитель?
Можно было бы ещё продолжить, но я не вижу смысла. Жаль, что подобные очень слабые схемы публикуются на популярном сайте. И жаль тех «завлеченных» людей, которые потратят время и деньги и получат неработоспособную схему.
PS. Комментарий от aldar kose я перескажу своими словами:
Не унывайте!
Это ничего, что ваш замечательный усилитель невозможно собрать – рекомендуемые детали не существуют в природе. А собранный из существующих деталей по вашей схеме не работает. Или работает плохо.
Это ничего, что человек, решивший собрать ваш усилитель, напрасно потратит свое время и деньги, главное ведь пробудить интерес! Зато насколько человеку надо будет изучить электронику, чтобы этот усилитель хоть как-то заработал. И он ее изучит, это и есть обещанное «завлечение».
Пишите больше статей про неработоспособные усилители!
Братья радиолюбители! Не критикуйте неработающие схемы – их авторы ведь так старались! Лучше их тихонечко исправьте, напишите правильную статью на эту тему, и положите автору под подушку. Как будто от Деда Мороза! Автор ее опубликует под своим именем, но перед этим обязательно прочитает и, наверное, чему-нибудь научится.
locki
Однако…
Не думал, что человек, сайт которого КОГДА-ТО (лет 5 назад) излазил в свое время вдоль и поперек, немного даже восхищаясь тем, что он не поленился все написать и выложить всенародно, окажется таким приземленным и жадным типом.
Я уже писал (Вы постарались это пропустить), еще раз:
НИКТО НИЧЕГО НЕ ПОКУПАЛ У МЕНЯ, А Я НИЧЕГО НЕ ПРОДАЮ.
(Там же даже на моих платах видно 2018г., — делалось это уже давно, просто сейчас решил статью написать, кое-что забыл и упустил...)
ЕСЛИ ВЫ УВИДЕЛИ ЗА ЭТИМ ЛИШЬ КАКИЕ-ТО «МИЛЛИОНЫ», мне Вас очень жаль.
Не знаю, как у Вас, а у меня есть нормальная работа, зп хватает...
Далее вести беседу считаю бесполезным делом, поэтому откланиваюсь...
PS^ Тем же, кто хочет подробнее узнать о старых поделках Аудиокиллера (за их старостью и не посчитал нужным упоминать), прошу переходить по ссылке: https://electroclub.info/
Тем более, что оба его поста сводились к требованию дать ссылку на его творчество :-)))
PPS^ О! Да ради такого даже сайт обновили -)))
Так Вы подумали, что я конкурент Вашей лавочке?!?!? -)))))
(вопрос риторический).
Последний раз редактировалось
A
Ссылка должна быть работающей (активной).
locki
А «колечко должно быть в огне»? © Мадагаскар -)))))
https://youtu.be/NMXq1hR9x3g?t=19 (выделяешь и правой кнопкой: «открыть ссылку в новой вкладке» или «перейти по ссылке»)

Добавить комментарий