Topping D10: добротный ЦАП со сменным усилителем

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Сегодня мы поговорим о недорогом стационарном ЦАП Topping D10. В качестве сердца данной системы трудится ESS ES9018K2M, позволяющий обрабатывать звук с разрешением до 384 кГц/32 бит и DSD до 11.2 МГц. Из основных достоинств стоит отметить питание по USB, легкую замену операционных усилителей и возможность работы в качестве источника цифрового сигнала.


Характеристики
  • USB: XMOS XU208
  • ЦАП: ESS ES9018K2M
  • ОУ: OPA2134 (сменный)
  • Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
  • Входы: USB
  • Выходы: OPT, COAX, RCA
  • Электропитание: 5V/0.5A от USB
  • Размеры: 103 мм x 146 мм x 37 мм
  • Вес: 314 г
  • ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping D10

Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация

Приходит ЦАП в уже знакомой нам картонной коробке с указанием бренда и логотипом Hi-Res сертификации. На боковой грани находится интернет адрес компании, который понадобится, чтобы скачать драйвера или обновление прошивки. Да, этот девайс перепрошивается.

Если перейти на соответствующую страничку в интернет, то можно увидеть, что там приведено целых три версии прошивки. Какая именно подойдет вашему устройству, подскажут первые несколько символов серийного номера. 

Комплект у D10 небогатый. Здесь мы находим классический уже рекламный буклет.

Инструкцию по эксплуатации с замерами от производителя.


Тут же имеются технические характеристики и способ коммутации устройства в различных сетапах.

Из полезного у нас лишь USB кабель, по которому устройство подключается к ПК. К слову, по нему же осуществляется и питание.

Дизайн/Эргономика

Корпус D10 сравнительно небольшой.

Полностью выполнен из металла и состоит из двух половинок.

Сверху на нем красуется наклейка Hi-Res Audio.

А снизу — четыре силиконовые ножки. Предназначены они для лучшей сцепки с поверхностью и, естественно, чтобы не поцарапать стол.


На передней части мы видим кучу надписей и экран. Удивительно, но в Topping D10 нет регулятора уровня. Для акустики с пультом или собственным регулятором — это вполне нормально, а вот для студийных мониторов, крутить громкость средствами системы — совсем неудобно. Нет тут и выхода на наушники.

Экран сомнителен сам по себе, он просто показывает частоту и тип воспроизводимого сигнала. Так что, вполне можно было б обойтись и без него. Хотя, шрифт конечно приятный.

Сзади имеем RCA выход на активную акустику и два цифровых выхода: линейный и коаксиальный. Вход тут всего один — это USB. То есть Topping D10 может выступать не только как ЦАП, но и как источник цифрового сигнала.

Альтернативным вариантом подключения является использование вместе с D10 внешнего усилителя, на котором, по задумкам производителя, и должен находиться регулятор уровня и выход на наушники.

Софт

Для работы ЦАП ничего в принципе устанавливать не нужно, однако в этом случае список частот будет не полным и не будет поддержки драйверов ASIO. Для тех, кто не в курсе, основное достоинство ASIO заключается в обходе системного микшера Windows, а следовательно, отсутствии каких либо внешних воздействий на звук.

Софт тут вполне типичный для XMOS: выбираем время задержки, битность и частоту работы.

Как уже было сказано в характеристиках, работает Topping D10 не только под Windows, Linux и Mac, но и под мобильными системами в лице Android и iOS. Следовательно, мы получаем и ряд дополнительных возможностей. Таких как воспроизведение стримминговых сервисов со смартфона непосредственно на вашу аудиосистему, минуя, к примеру, преобразования блютуз.

Для тестирования с Android я использовал OTG переходники: на MicroUSB и Type C.

На официальном сайте можно найти не только драйверы, но и обновление прошивки. Вот тут будьте внимательны, выбор прошивки зависит от начальных цифр серийного номера. В случае выбора не того файла, можно окирпичить дейвайс. Так что, если вы сомневаетесь или боитесь, то лучше оставьте все как есть. Тем более, в моем случае, ЦАП пришел уже с самой последней версией 1.02.

В ходе всего тестирования D10 никакого более менее существенного нагрева устройства обнаружено не было.

Разбор

Внутри, на мой взгляд, интересен лишь съемный ОУ и наличие 4 генераторов частоты.

ЦАП мы изначально знаем из характеристик.

Откручиваем по два верхних болта с каждой стороны и снимаем соответствующую часть корпуса.

Тут можно увидеть небольшую «соплю» и собственно все, что нам и обещал производитель.

Аккуратно пинцетом поддеваем усилитель OPA2134 и ставим вместо него, например, OPA1622.

Выбор операционного усилителя 2134 — весьма сомнителен.

Первым делом я попробовал AD826, но звук получился слишком басовитый и глухой. LM6172 дал результат лучше, но самое приятное звучание оказалось на OPA1622 — его и оставил.

Замеры

По замерам результат выходит неоднозначный. Дело в том, что при подключении к смартфону — все просто идеально чисто, а вот от моего ноутбука Acer Aspire 7 на Windows 10 шумов оказывается слишком много.

Я перепробовал все ходы: отключил ноутбук от сети, включал в другие порты USB 2.0. Попробовал даже USB 3.0 и Type C на 3.1 через переходник — эффекта ноль. Можно было б предположить что дело в кабеле или бракованный экземпляр, но с телефоном фон предельно чистый. Значит дело исключительно в питании. Так что, тут стоит быть аккуратнее. Хотя на деле имеющиеся — 65 Дб шумовой полки конечно не слышно, но, как говорится, по приборам то их видно.

Звук

Для тестирования ЦАП использовались активные студийные мониторы ближнего поля Yamaha HS80M. Референс: Focusrite Scarlett 2i2 и E-MU 0204.

Первое, что хочется отметить — это что ЦАП D10 не привносит в звук никакой дополнительной музыкальности. Все звучит достаточно детально и слаженно, но немного пресно. В сравнении со Scarlett 2i2 мы существенно теряем в выражении эмоций, но при этом значительно выигрываем в прозрачности и нюансах. Хотя, на это может влиять разный состав межблочных кабелей. Для тестирования Topping D10 я использовал кабель с серебряной жилой, а для Focusrite — обычный медный. Здесь же становится очевидным выбор производителем операционника OPA2134, который, естественно, должен был добавить небольшой блюр и тем самым повысить общую музыкальность тракта. Что собственно и удалось. В итоге, я все таки сменил свой OPA1622 назад на комплектный 2134.

Если разделить по частотам, то сразу же хочется отметить весьма добротную передачу низкочастотной составляющей. Контрабас строит весьма сочную и в тоже время динамичную картинку, уходя в глубину ровно там, где это и требуется. Синтезу чуть чуть недостает экспрессии и панча.

Средние частоты идеально чистые, прозрачные, с хорошим уклоном в микродетальность. Именно здесь лучше всего выслушивать музыку в глубину, различая относительное позиционирование музыкантов. Струнные звучат тонко и чуть агрессивно, со всеми имеющимися подзвонами. Недостаток эмоций проще всего заметить на вокале или духовых инструментах. Не скажу, что это прям так сильно заметно, но я сравнивал лоб в лоб, перетыкая кабели, и разница таки есть. Конечно же ее можно варьировать при помощи сменных ОУ, и вот тут, как раз, лучше всего показал себя комплектный усилитель. Естественно, из того, что у меня было в наличии.

С высокими полный порядок: тарелочки, щеточки, колокольчики — все на местах и подается достаточно раздельно. Идеальной прозрачности конечно же нет, ну так стыдно ее спрашивать с устройства за $90, если ее не всегда бывает и в девайсах за 600.

Выводы

Итогом, Topping D10 конечно имеет недостатки, но если рассматривать ЦАП с учетом ценника, то в этом ключе он довольно хорош. Чистый прозрачный звук на средних частотах, правильный динамичный бас и весьма добротные для своего класса ВЧ. Да, ему чуть не хватает выразительности, но это с лихвой покрывает то наличие деталей и точность построения сцены, которые мы тут имеем. В своем ценовом сегменте Topping D10 — безусловно король. Никаким FX-Audio и Dilvpoetry такой уровень даже не снился. Ну а тем, кому и этого мало — есть красавец DX3 Pro.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping D10