Почему я отказался от портативного Hi-Fi-аудиоплеера

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Сегодня я хочу рассказать о собственном становлении как ценителя портативных аудиоплееров: как к этому пришел, что нравилось и что полностью и навсегда вытеснило из моей жизни этот вид устройств.


С самого детства я увлеченно интересовался музыкой и всем, что с этом было связано. Отчего лично в моих руках побывал как кассетный и бобинный магнитофон, так и полноценный виниловый проигрыватель, по-моему, польского происхождения. Ко всему этому шла тоже приличная на то время акустика и, естественно, планарные наушники ТДС-7. За качество звука тогда действительно боролись, и мне удалось немного повариться в той борьбе, примеряя на себя наиболее интересные и актуальные технологии.

Технологии двигались вперед, и в один прекрасный момент в моих руках оказался карманный аудиоплеер. Это было время масштабного распространения мобильных телефонов, так что плееры уже тогда вовсю поддерживали новый и тогда еще платный формат mp3. Поначалу плееры не представляли из себя ничего того, что бы не мог средний мобильный телефон, например, Sony Walkman. Минус телефонов был в том, что там было мало памяти и просто кошмарные разъемы под наушники, которые лично у меня выламывались в течении месяца.

Следующая эпоха началась с появлением бренда iRiver, сегодня мы его знаем, как Astell&Kern. Не скажу, что делал этот iRiver что-то сверх качественное, в основном он также клеил свой логотип на разных OEM китайцах и корейцах, однако выбирал эти самые OEM крайне придирчиво и много всякого для них делал. Так что мы, будучи подростками, весело накатывали их прошивки, на более дешевые аналогичные устройства и это работало. Но время шло и у iRiver начали появляться действительно серьезные устройства с просто космическим, на тот момент, ценником.

Однако, все кто их слушал, однозначно подтверждали, что этот звук того, без всякого сомнения, стоит. Чуть позже появился еще один сильный бренд Cowon и вот именно с него, по факту, и началось мое увлечение аудиоплеерами. Да, знаю, я пропустил легенду Sansa Clip + с прошивкой RockBox, позже я наверстал упущенное и нисколько не пожалел, так как на фоне Cowon у Sansa не было ни единого шанса. Cowon предлагал не только качественный звук, но и очень серьезное в плане настройки программное обеспечение.

Если перевернуть еще одну страницу истории, то мы увидим появление просто огромного числа производителей Hi-Fi аудиоплееров и это был новый прорыв, который буквально уничтожил все старые популярные бренды плееров. Cowon в нем утонул одним из первых. Astell&Kern уже обрела свое актуальное имя и перешла в разряд очень дорогих, читай, элитных брендов. В то время я перебрал просто массу всего, от мультибита до самых актуальных дельта-сигма решений, причем от бюджетного сегмента до топовых моделей компаний.


И скажу я вам, этот звук действительно переворачивал все, что до этого мы знали о портативном звуке. Кроме того, это была уже порядочная библиотека lossless музыки в твоем кармане и работало все это как флешка, то есть музыка невероятными потоками приходила и уходила с носителя. Представить на тот момент такое количество дисков или винила было просто нереально, а пленка была настолько глубоко задвинута в плане качества, что о ней вспоминали лишь в контексте старого студийного оборудования.

Сказать, что я был фанатом плееров — не сказать ничего. Я мог забыть где угодно и что угодно, но только не плеер — это была самая важная часть повседневной жизни. Согласен, на тот момент в портативе уже вовсю господствовали карманные варианты ЦАПов, но предлагали они примерно тот же по уровню и цене звук, что можно было получить от отдельного аудиоплеера. Кто-то переходил на них, делал связки со смартфоном, но размер и вес таких бутербродов перечеркивал все, да и по звуку, как я уже сказал, выигрыш того не стоил. Это была эра карманных аудиоплееров.

Следующим этапом стало появление смартфонов с уже встроенными в них ЦАПами и усилительным трактом. Да, бюджетный сегмент плееров тогда это сильно пошатнуло, но до уровня даже среднебюджетных аудиоплееров такие девайсы скакнуть не могли. То есть, вроде как это было и событие, но большинство любителей качественного звука его просто-напросто не заметило. В то время прогрессировало все, и звук среднего смартфона с его встроенным кодеком, хотя и продолжал уступать этим специализированным музыкальным смартфонам, однако разрыв становился все менее существенным.

Последним же на данной момент нововведением в плане звука стало появлением так называемых мобильных ЦАПов и TWS наушников. Первые имеют очень компактный вес и размеры, питаются преимущественно от источника, причем делают это крайне скромно, то есть батареи хватает надолго, но, что еще важнее, они крайне дешевы в плане производства и будучи подключены к абсолютно любому современному смартфону как класс уничтожали не только бюджетный сегмент, но и львиную часть среднего сегмента. То есть устройство стоимостью 100 долларов на равной могло потягаться с плеером за 600 долларов и даже выше. Эти девайсы тоже непрерывно прогрессируют и уже нам известны решения за несколько сотен долларов, которые вполне способны подвинуть плееры за 1000.

Это, наверное, первый звоночек, что сбил меня с пути любителей портативных аудиоплееров. Ведь смартфон с собой мы носим всегда — это факт, проводные наушники к нему много места не занимают, а вот плееру нужен еще один карман или даже сумка. С точки зрения мобильности два кирпича в карманах не так уж и мобильно. Когда-то давно, когда были мобильные телефоны это еще имело смысл, но не сегодня. Так вот, мобильный ЦАП на наушниках почти незаметен, и взять его с собой вообще ничего не стоит. Таким образом, новый любимый плеер все чаще оставался дома или в гостиницах, пока в один прекрасный момент я не пришел к выводу, что слушаю его в основном дома, где есть куда лучшее стационарное решение. То есть в шкафу плеер стал покрываться пылью и ушел на барахолку.

Однако это меня не остановило и плееры продолжали покупаться, гонялись неделю и опять уходили на продажу, как совершенно ненужный элемент. В них не было для меня смыла ни дома, ни вне его. За одним небольшим исключением — прогулка и поход куда-то недалеко. Но, как вы уже, наверное, догадались, здесь на передний план вышли те самые TWS наушники. Качество звука в них росло тоже гигантскими шагами и сегодня найти удовлетворяющие своими возможностями беспроводные наушники стало проще простого, да и стоят они вполне вменяемых денег.


То есть, уже все этапы моей жизни получили куда лучшее и намного более удобное воплощение в плане музыкальной составляющей. На близкие расстояния прекрасно плеер заменили беспроводные наушники, то же самое в спортзале, на дальние дистанции я использую мобильный ЦАП, тем более, что на телефоне я легко получаю доступ ко всем файлам из интернета и стримминговым сервисам, ну, а самое главное — нет второго кирпича там, где он не особо нужен. Дома же в уютной атмосфере слушать плеер, считаю, кощунство, так как любой более-менее серьезный стационарный девайс даст лучшему плееру пару парсек форы.

А для чего вы сейчас используете плеер и почему не переходите на TWS и ЦАПы — расскажите в комментариях. Отдельная батарея, сразу предупрежу, сегодня неактуальна. Например, мой Samsung за 20 минут заряжается на 80%. Как вариант — длительные командировки, больше придумать ничего не могу. Поделитесь своим видением — будет интересно.