Почему я отказался от дешевых наушников. Признаки действительно качественного звучания
Если кто не знает, то я не совсем обычный меломан. На протяжении последних 10 лет моим хобби стали обзоры и подробное, бы даже сказал, дотошное исследование внутриканальных наушников. Последнее подразумевает под собой измерительную часть, где мы смотрим на импульс, АЧХ, фазу и искажения, непосредственно прослушивание и сравнение их со всем, что у меня еще есть в наличии. Причем противопоставление моделей происходит не по памяти, веры которой нет совсем, а непосредственно лицом к лицу на нескольких источниках.
В начале же этого года я сказал себе хватит. Не отказался от хобби совсем, когда ты просто живешь музыкой — это совершенно невозможно, а выбросил из поля внимания тот пласт, что перестал приносить удовольствие.
Содержание
Какие наушники рассматриваем
Для начала хочу, так сказать, обозначить рамки. Под дешевыми я подразумеваю наушники дешевле 50 долларов на старте. Понятно, что спустя 3 или 4 года все дешевеет и в данный сегмент могут попасть модели, за которые нет так давно простили сотню или даже больше. Эти случаи я разбирать не готов, так как там куча других подводных камней.
Для примера укажу на настройку. Сейчас в качестве шаблона все используют кривую Хармана или диффузного поля (VDSF). Первая получена при помощи социологического исследования и применения законов психоакустики, а вторая — в лабораторных условиях на специализированных микрофонах. Впрочем, разница между ними весьма условная и я бы сказал, что они являются частными случаями друг друга.
Старые хиты и ровная АЧХ
Так вот, раньше спрос был на наушники с максимально прямой АЧХ или же на настройку внимания не обращали совсем. Здесь напомню, а для кого-то это будет даже откровением, — идеально ровная АЧХ не годится для внутриканальных наушников. Просто в силу того, что у нас есть голова с ее формой, кожа с ее упругостью и уши. Все это сильно влияет на прохождение сигнала от источника до нашей барабанной перепонки. Поэтому старые хиты действительно не соответствуют актуальным требованиям и просто физически уже не способны конкурировать.
Отсюда моя первая претензия к дешевым наушникам — очень спорная настройка. Те самые излучатели из производства и со складов никуда не делись и то и дело всплывают в различных решениях, но сейчас это все бросовое и простое. В том числе и поэтому, кстати, произошло увеличению уровня бюджетного звука.
Разбираемся с кучей дешевых наушников
Для понимания скажу, что прежде чем полностью отказаться от дешевых наушников на моей полке скопилась прямо куча этих моделей. Надо было что-то делать и я сел её, так сказать, разгребать: сравнивал все со всем, время от времени подкидывая в тест и модели подороже. Результат меня, честно говоря, озадачил. Для начала, ни одна модель до 60 долларов не смогла потягаться с хорошим решением за 100.
Тут тоже нужно оговорится, что и в очень дорогом сегменте есть неоднозначные экземпляры. Хотя, даже со всеми своими недочетами, по уровню они заметно так выше. То есть вся эта масса наушников по факту оказалась просто кучей либо устаревших, либо спорных по характеристикам излучателей. Справедливости ради скажу, что пару «бриллиантов» я там все-таки нашел, но и они, как говорится, хороши лишь на фоне. За примером далеко ходить не будем — Tiandirenhe TD19. Но берем добротную модель за 100-150 долларов и у этого «бриллианта» нет никаких шансов.
Да, я как и многие повторял про себя мантру, что чудо бывает и глупые аудиофилы покупают себе те же наушники только гораздо дороже, но, друзья, нет. По моему опыту, настолько чудесного чуда ждать совершенно бессмысленно. Конечно, вы можете встретить наушники за 15 долларов, которые звучат на уровне решений за 30, ну или за 30, которые звучат на 60, но найти что-то за 60, чтобы звучало на 120 у вас вряд ли получится. Есть прямо качественное разграничение.
Откуда же столько восторженных отзывов
Тогда возникает вопрос, откуда столько заявлений о хитах, рвущих высокий сегмент и людях, подтверждающих это на собственном опыте. Действительно, то и дело я слышу, что какая-то модель, например, за 30 долларов звучит почти как та, что за 250. Ответ прост — все дело в опыте. Наш слух при постоянных и методичных упражнениях, как и все в человеческом организме, способен развиваться и, так сказать, утончаться.
Поначалу мы слышим все грубыми такими мазками, отмечая только особо яркие моменты и можем в собственном внимании держать максимум 2 линии музыкального повествования. На таком уровне, по разным причинам, находятся не только новички, но и многие из тех, кто занимается обзорами наушников. Причем не только в нашей стране, но и по всему миру. Они абсолютно искренне заблуждаются, а их аудитория, находясь на том же уровне развития слуха, повторяет эти ошибочные суждения. Отсюда и происходят указанные убийцы и откровения.
Да я и сам, к моему стыду, не слабо так ошибался лет 7-10 назад. Я тоже удивлялся, как можно продавать наушники за 300 долларов, когда есть за 45 и они звучат не хуже. Опыт же показывает, что они тотально хуже, просто на том этапе я не способен был это понять и взвешенно оценить.
Основные критерии оценки качества
Какие критерии качества лежат на поверхности? — разрешение сигнала, разделение инструментов и баланс частот. Причем все это сегодня без особого труда можно найти в наушниках за 15-30 долларов. Всякие там Zero тому пример. Оттого, если вы все еще на старте, большего вам и не требуется.
Перебирая кучу дешевых наушников, я заметил, что среди них часто встречаются, как я уже сказал, очень спорные по настройке, которые имеют преобладание или недостачу в той или иной части частотного диапазона. Простыми словами они либо кричат, либо дают искажения на приличных значениях громкости, могут посвистывать или, скажем, почти не иметь середины. Все это важно, но все эти нюансы видны просто глядя на перепады кривой АЧХ.
Куда сложнее дела обстоят с выразительностью или мелодичностью звучания. В дешевых наушниках все это тоже присутствует, но скорее номинально. За 10 лет обзоров я нашел только одну модель, которая действительно звучит в данном смысле неплохо, но у неё куча других недочетов. Да и выпустил её мало кому известный производитель Tiandirenhe.
Тут обращу ваше внимание, что в любых более-менее серьезных компаниях просто исключено появление реально крутых по звуку дешевых наушников. Такое просто не пропустит отдел маркетинга, даже если там есть другие очень серьезные косяки. Например с посадкой.
Признаки бюджетности наушников
Так вот, звучание у моделей до 50 долларов в 90% случаев ощущается зажатым, словно звук как бы прорывается сквозь неведомую преграду. Подобное внутреннее напряжение, конечно, иногда идет на пользу, если, скажем, стилистика музыки подразумевает страдания, но по большей части это та самая маркировка бюджетности.
Выразительность штука тонкая, её сложно оценить, однако мелодика и вовлечение в процесс у недорогих наушников на совершенно зачаточном уровне. Достаточно взять любую нормальную модель за 200 долларов и при должном внимании вы легко разберетесь какие между ними отличия. Обычно там музыка прямо льется и в ней буквально забываешь себя.
На какой музыке сравнивать
Естественно, для понимания разницы нужен еще и материал, на котором эти отличия можно уловить. Существует поветрие, что наушники хорошо оценивать на различных тяжелых жанрах. Отчасти это так: на металле, как и, скажем, розовом шуме, отлично слышны все провалы и подъемы АЧХ. Но это и так видно на графике, который можно найти к абсолютно любым современным наушникам.
А вот, скажем, понимания глубины сцены или динамического диапазона тяжелые жанры не дают. И это следующий пласт различий: разница между тихим и громким звуком должна быть явно слышна, как и обязаны присутствовать разрешение и обособленность инструментов второго и далее планов. Дешевые наушники обычно залихватски рычат и хорошо передают то, что на поверхности, а всякие вторичные элементы — явным образом замыливают.
Это как в режиме портрета на смартфоне, сами вы четкие, а фон — просто муть и мазня. Это очень показательно и на это нужно обращать свое внимание.
Кроме того, помимо громких звуков, в качественно сделанной музыке присутствует и информация об окружении или тихие её элементы. В дешевых наушниках они, конечно, тоже есть, но только если вы знаете, что и где искать. Возьмем решение долларов за 250 и все прямо на поверхности — слушай наслаждайся. Как иллюстрацию приведу ThieAudio Hype 2 или YanYin Canon.
Однородность и сбалансированность драйверов
Еще один важный элемент хорошего звука — это однородность звучания. В более-менее дорогом сегменте буквально зазорным считается, если на слух можно определить, что за низ отвечает динамик, а за середину и верх — балансная арматура. То есть жесткие такие перепады в разрешении, насыщенности или других параметрах в рамках одной модели совершенно недопустимы. В дешевых же наушниках такое сплошь и рядом. Да и встречая подобное, я например, тоже думаю: а что мы, собственно, хотим за такие деньги. Но люди, что оглядываются на мой вкус и мнение должны, я считаю, иметь четкое понимание.
Для своей цены иногда это приемлемо, но, честно сказать, далеко не предел мечтаний и сам бы я таким точно не пользовался.
Натуральность, объем и вес
Ну и под занавес обращу ваше внимание на общую натуральность звучания. Мы живем в реальном мире, в котором можно дернуть струну, постучать по какой-нибудь поверхности и понять как все звучит на самом деле. Это я к тому, что супер мега разрешение, за которым гоняются почти все новички буквально противно нашей реальности. На самом деле инструменты так не звучат. В дорогих наушниках это учитывается, в дешевых — нет. Поэтому и столько радостных возгласов вокруг, например, бюджетных планарных решений от KZ. Если откровенно, то это довольно посредственно, но такой звук действительно может удивлять и, так сказать, развлечь.
Кроме того, у реального звука есть свой, так называемый, вес и тембральный объем. И если первый в дешевых наушниках то и дело встречается, то относительно второго — все плоское как доска. Словно смотрим на проекцию звука на какой-то экран. Это все важно и, как вы понимаете, виляет на ваш опыт прослушивания.
Вместо итогов
Знаю, начинающие меломаны начнут лепетать о слепом тестировании и неважности тех или иных параметров, но я говорю о том, почему именно мне не интересен больше бюджетный сегмент. В нем реально нет целого пласта важной и слышимой для меня информации.
В слепом тестировании тоже должен участвовать не Петя с Васей из маршрутки, а человек сведущий, с соответствующим опытом и умением слышать разницу. А там, как показывает современная психоакустика, доказательств полно. Ну и, как обычно, те кто понимает — проверят все на собственном опыте, а тем кто не понимает — доказывать что-то совершенно бесполезно.
Развивайте свой слух и даже давно знакомая музыка еще ни раз раскроется в абсолютно новом для вас свете. Я же полностью потерял вкус к примитиву. Это как профессиональный инструмент для ремонта: когда понял что и как, дешевый брать в руки больше не хочется. Ну или как после хорошего дорогого смартфона начать пользоваться бюджетником. Ассоциаций море. Но главное, что я хочу сказать — разница между наушниками есть и она, при должном развитии слуха, просто гигантская. Но нужно внимание, понимание и опыт.
164 комментария
Добавить комментарий
он действительно писал про вина ценой в районе 300-500 рублей (лет 15 ещё назад)
вот читая обзоры китайского звука, эта фраза нет-нет и всплывала у меня
хотя сам я не ценитель совершенно, и две модели наушников для меня звучат не «лучше» и «хуже», или тем более «тут лучше разделение инструментов, а тут атака», а «ну… они звучат как-то по-разному»
Лично мне SyncerTech открыл мир удовольствия от качественного звука, за я ему премного благодарен
Не-а, у вас выбора нет :P.
2. Если обозреватель хочет хотя бы какого-то доверия к своим словам — нужно убрать упоминание цены из текста.
дофига их, те же TWS Fiil T1 за 50$ рвут на грелки аудиофильские ушные сосочки
Но как человек у которого 100500 наушников могу подтвердить — скарбир прав и эти наушники офигенные.
Советуешь здесь ты, они критикуют.
Скарбир даже не пытается их сравнивать с наушниками дороже $100. Что они офигенные среди дна — не спорю. Правда, зачем нужны TWS без ANC — я ХЗ вообще.
это еще раз доказывает что в звуке ты — как балерина в сортах пива.
И я ничего не советую.
Опять глупый переход на личности на ровном месте. Это как бы намекает, что ты не можешь аргументировать, то есть гонишь ;).
Т.е. Вы на серьёзных щах утверждаете, что наушники с ААС рвут LDAC и LHDC?
Ну, чё, я верю…
Особенно челу с таким количеством наушников. Надеюсь, что в этом количестве есть наушники стоимостью 500 и более $.
Но в начале пути, да, это правило работает.
Чем качественнее у вас телевизор и чем современнее в нём матрица — тем выше будет разница в деталях между RAW и Jpeg. Если замыливание вы так или иначе увидите сразу (банально за счёт размера панели) то разницу в цветах/глубине, качестве деталей начнёте замечать уже только когда наработаете опыт, посравниваете. Это если переводить весь тот текст что написан автором про наушники в плоскость про фотографии. Конечно если у вас «плохие»глаза, вы слепой, ещё какие-то свои нюансы — вы конечно этого уже и опытом не особо компенсируете, разве что до какого то момента сможете сказать: это вот фото ближе к реальному миру, это дальше, а это вообще картина художника:) или нейросетей.
Нет конечно, хотя у RAW безусловно есть ограничения.
а это как проявить)
Ну и от стримингов снова пришёл к торрентам. Потому что ну его, такое удобство
Про — это для проф использования. Покрепче, потому что по работе нужно использовать в хвост и в гриву. Домашние простые поприятнее
Но это ещё зависит и от музыки — например, если мы возьмём небольшой камерный ансамбль играющий академическую музыку, то, хотя это против интуиции, там услышать будет сложнее, чем на искажённых гитарах. Потому что там спектр беднее. С другой стороны, на искажённых гитарах сравнивать уху сложнее :-)
Торренты наше всё, особенно для музыки, которая была записана в 1950-1990 годы и ремастерилась с тех пор больше одного раза — редко современный ремастер лучше старого, а на стримингах релиз не выбрать, в отличие от торрентов.
При этом современный андеграунд и настоящий индепендент (а не то что называют жанром «инди») на торрентах просто не успевает появляться. Но тут спасает бэндкамп. А за одно точно знаешь, что исполнитель честно получит 7 баксов из твоих 10 а не 0.00001 цент от стриминга.
Купил наушники Hifiman400i. Наушники открытого типа, планарные. По началу мне их звучание не понравилось, но прошло время и понял на сколько же они хороши! Единственное что могу сказать баса в них мало, я пробовал присэты eq от oratory1990, те самые присэты что выводят наушники в ноль! Как бо создавая идеальную АЧХ. Первый эффект вау!!! Вот он бас которого мне не хватало, но через какое-то время я отказался.
Теряются детализация, сцена, прозрачность.
Конечно это наушники не для метро и даже не улицы. Но для дома самое то!
Imho, чем тратить деньги на внутриканалы и искать там идеальный звук, то лучше купить себе стерео.
Дома у меня, усел Naim 5i (единственный усел на котором я смог остановиться) и колонки Rega R3 покупал в 2008. И до сих пор очень ими доволен! А прошло более 10 лет.
Не у всех есть отдельная комната, где можно скрыться от большой семьи и наслушаться идеальной АЧХ.
Открытые, удобные, от звука не устаёшь вообще. Только баса не хватает немного. Хотя низа и очень подробные, прорисованные не капли не бубнят, но блин чуть-чуть не хватает. Подключены к E1DA Power DAC в балансном режиме. пробовал присэт H400i to Harman. Но получается что с этоц настройкой 60гц поднимаются на 10 дб pre amp — 9db!!! Что уж слишком изменяет. Ты как думаешь, стоит ли дальше искать эти присэты и добиваются «идеальной» АЧХ? Или знаешь где можно найти к ним эти присеты ?? Например h400i не на harman а на ноль. Ты уж извини если загрузил я тебя. Просто хороший звук мое хобби.
Так а вы пробовали внутриканальные наушники сопоставимой цены?
Нельзя однозначно сказать, что если хочешь качественный звук — иди в филармонию. Это далеко не всегда так.
Если её слушать через свисток на CS43131, то это немного предсказуемо. Выразительность не только от наушников зависит.
Не у всех так. По разным причинам. Музыка может быть авторская, а автор давно мёртв. Или не приезжает в вашу страну. Или больше не играет ту старую программу, которая вам нравится больше нового материала. Да есть тысячи причин по которым записи — единственный доступный вариант.
Kinera Hodur, что ли? Их в лайве ixbt аж два раза обозревали.
Да и после того как пересел на jh3, почувствовал огромную разницу в сравнении cx 200
Когда включил на них трек, вообще не понимаю как я такой звук слушать мог
А если не играешь, то достаточно одной пары? Зачем две?
Чукча не читатель? SyncerTech много лет меряет АЧХ, импульс и ватерфол.
Добавил индивидуальные вкладыши по слепку, через 12 лет после двухсразсмкны проводов доработал mmcx разъемами.
Менять не собираюсь
Хочу немного смягчить категоричность автора, отметив пару моментов.
Во-первых, как мне кажется, меломанов, для которых в первую очередь важна мелодия, и поклонников поэзии, для которых важны слова, в целом больше, чем аудиофилов. А у них значительно более скромные требования к звуку, и поэтому они будут вполне удовлетворены недорогими наушниками. Многих устроят TWS наушники с SBC, тем более, что это весьма удобно.
Во-вторых, не у всех любителей музыки слух, как у летучей мыши. А с возрастом диапазон восприятия частот сужается до скоромных 60Гц — 8кГц с порогом 40 дБ. Отмечу, что в этом диапазоне содержится основная музыкальная информация, поэтому требования к качественному воспроизведению музыки снижаются незначительно, но всё же снижаются.
Ыыы. Спасибо, широко улыбнуло и не только это. Вы уверены, что не перебарщиваете с аудиофилией, ачх этими всеми и т.д.? Да, кзшки за тыщу реально бомбят, чтобы музыку послушать — не нужно большего, ибо от многих знаний многие печали и =крутые= модели более утомительны, чем простецкие динамы, которые научились за 3 копейки делать так, как недавно за три рубля. Несовершенство бюджеток конечно бесит, но может тоже к лучшему — вызывают эмоциональный отклик сами по себе, чем-то отличаются. А идеальные наушники ничем не будут отличаться, они будут одинаковы и идеальны, эндгейм и обзирать нечего )
За 10 лет многое изменилось и теперь все стало строго наоборот.
И на альтернативы не смотрите ;)?
Градо для рока, это все знают. Мнение настолько общепринятое, что ему вполне можно доверять.
Выпячивать можно не только бас.
Между акустической эквализацией за счёт конструкции наушников и достаточно точной цифровой какой-то принципиальной разницы нет, математика схожая. Эквалайзер был ругательным словом, когда его реализовывали в аналоге, сейчас всё не так.
Это ваша вкусовщина, или вы тот горб не воспринимаете в качестве нарушения тонального баланса.
А почему эта мурзилка молчит про глубину сцены и локализацию? Ах да, у Градо же практически нет глубины сцены :P.
DM-380 — это крикливая V-шка, ничего прям особенного по детализации. https://www.audioreviews.org/dunu-dm-380-review-jk/
P.S. А цикл ежегодных повторений от суперзнатоков про GS-Pods и правильные китайские батарейки уже отменён?
P.P.S. Требую вернуть старые добрые сказки!
С внутриканальными все еще печальнее, а с TWS вообще возмутительно! Сколько их у вас было? Покупать дешевое — форменное расточительство!
Добавить комментарий