Должны ли стримеры платить разработчикам и издателям игр?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Разбираемся, есть ли правовые основания под скандальным заявлением креативного директора Google Stadia.

Осенью 2020 года креативный директор печально известного облачного сервиса «Stadia» Алекс Хатчинсон прогремел на весь Twitter своим заявлением: «Стримеры должны платить разработчикам и издателям игр, которые они транслируют. Они должны покупать лицензию, как в любом настоящем бизнесе, и платить за используемый контент». Тут же весь Интернет закипел, зашевелился, разнося весть по сайтам, форумам, социальным сетям и другим площадкам.

Знаменитый твит

Заявление Хатчинсона вызвало многочисленные споры, ведь вопрос природы игровых стримов и их соотношения с видеоиграми назрел давно. Что-то смутное давно витало в воздухе, но сформулировать проблему довелось именно креативному директору платформы Stadia.

В своей предыдущей статье я подверг анализу ситуацию, возникшую вокруг патента компании «Warner Bros. Entertainment, Inc.» на игровую систему Nemesis, вынеся ее в правовую плоскость. В этой я собираюсь сделать то же самое. Меня не интересует этическая сторона проблемы, все мы по-разному относимся к тому, что делают другие люди pour manger. Да и личность Хатчинсона меня тоже мало волнует. А вот вопрос – имеет ли заявление Алекса Хатчинсона под собой хоть какое-то правовое основание, мнится мне гораздо более любопытным.

Крупица истины

Для начала давайте попытаемся понять, из чего исходил Алекс Хатчинсон, делая соответствующее заявление.

Видеоигра сама по себе является объектом интеллектуальных прав. Использование отдельных ее элементов, будь то музыка, изображение, персонаж и так далее, без согласия правообладателя является нарушением его интеллектуальных прав.

В процессе стрима зрителям демонстрируются игровые механики видеоигры, ее игровой процесс и прочие элементы. Иными словами, стрим основан на видеоигре, на ее демонстрации. Получается, что игровая трансляция — вещь вторичная, немыслимая без видеоигры, на то она и игровая.

Отсюда и мысль Хатчинсона: если стример демонстрирует своим зрителям видеоигру, то он посягает на интеллектуальные права правообладателя. А если речь идет о крупных стримерах, то при этом идет еще и извлечение прибыли.

Но обязывает ли это стримера платить разработчикам какие-либо отчисления? Характер ответа зависит от того, какой правовой природой обладает игровая трансляция.

Алекс Хатчинсон собственной персоной

Правовая природа игровой трансляции

Вторичный характер игровой трансляции наталкивает на мысль о том, что стрим может являться производным произведением от видеоигры, ее переработкой. Тут стоит сделать акцент на том, что сама по себе демонстрация игрового процесса под категорию производного произведения подпадать не будет. Нет признаков переработки, скорее всего такой стрим будет признан публичным показом со всеми вытекающими. А вот какой-нибудь обзор игры или стрим с веб-камерой, чатом и комментариями стримера под эту категорию можно подогнать. Что тогда?

Если мы квалифицируем игровую трансляцию как производное произведение, то мы столкнемся со следующей загвоздкой: право на переработку произведения принадлежит правообладателю, в том числе не являющемуся автором первоначального произведения. Но последующее использование производного произведения допускается, как правило, лишь с согласия обладателя исключительных прав на оригинал или иное первоначальное произведение.

Вот так выглядят стримы на iXBT games, если вы забыли

Стало быть, Хатчинсон прав? Стримерам действительно нужно платить разработчикам, чтобы те дали согласие на трансляцию их игры? Несмотря на то, что громких конфликтов в связи с этим не было, а уж доходящих до суда тем более, несмотря на то, что разработчики игр в своих лицензионных соглашениях прямо указывают на возможность трансляции игрового процесса, вопрос все равно предельно актуален.

Игровая трансляция с точки зрения российского законодательства

Хотя российскому праву помимо правомочия переработки известны еще публичный показ и публичное исполнение произведения, игровую трансляцию, на мой взгляд, корректнее рассматривать как произведение производное, поскольку она представляет собой нечто большее, нежели просто демонстрацию геймплея.

Выше я обратил ваше внимание на то, что использование производного произведения осуществляется лишь после получения согласия правообладателя. Но законом также предусмотрена возможность так называемого свободного воспроизведения произведения (тавтология следует непосредственно из закона) или воспроизведения без получения предварительного согласия правообладателя. Но свобода эта, естественно, ограничена, во-первых, характером воспроизведения (только некоммерческое) и, во-вторых, кругом лиц (удовлетворение личных потребностей и круга семьи).

Знакомьтесь, Фемида

Вывод ясен как летнее солнышко. Стримить игру без получения соответствующего согласия правообладателя согласно российскому законодательству нельзя, потому что, как минимум, удовлетворяются потребности широкого круга лиц, а как максимум – стрим носит коммерческий характер.

Последнее, однако, нельзя сказать об обзорах игр. Использование произведения в критических целях в рамках свободного использования без согласия правообладателя допустимо, но только при условии указания автора.

Игровая трансляция с точки зрения законодательства других стран

Если мы возьмем право ЕС, то игровые трансляции логично рассматривать в качестве доведения произведения до всеобщего сведения. Оно так же допускается исключительно с согласия правообладателя, но из этого правила существует ряд исключений:

  • использование произведения в личных целях
  • цитирование произведения с целью критики при условии указания автора произведения
  • использование произведения в целях создания карикатур, пародий и прочих аналогичных

Под указанные исключения подпадает разве что видеоигровой обзор. Игровая трансляция снова идет мимо кассы.

Если обратиться к праву стран англо-саксонской правовой семьи, то напрашивается применение доктрины добросовестного использования (fair use). Попробуем применить критерии добросовестного использования к видеоигровым трансляциям.

Первый критерий – цель и характер использования произведения. С точки зрения этого критерия правоприменитель оценивает, во-первых, степень переработки произведения и ее оригинальность. Под этот критерий подпадают обзоры видеоигр, гайды по прохождению, спидраны и им подобные. Игровая трансляция сюда не особо укладывается, но и критерий решающим не является. И, во-вторых, преследует ли пользователь цель получить коммерческую выгоду. Если да, то добросовестным такое использование вряд ли будет.

Второй критерий – характер оригинальной работы. Этот критерий применяется в связи с тем, что художественным произведениям по сравнению с другими предоставляется более обширная защита. Видеоигру, на мой взгляд, можно расценивать как художественное произведение.

Третий критерий – объем и существенность заимствований из оригинальной работы. Критерий пояснений не требует. Поскольку стример сам моделирует игровые ситуации, о большом объеме и существенности заимствований говорить не приходится. По сути, геймплей каждого игрока уникален.

Четвертый критерий – воздействие, оказываемое производным произведением на ценность оригинала. Иными словами, необходимо ответить на вопрос: является ли игровая трансляция заменой самой игры. Вопрос спорный, но я бы сказал, что нет. Даже наоборот – игровые трансляции продвигают продукт, стимулируя продажи.

Таким образом, трансляцию видеоигры, на мой взгляд, с оговорками можно назвать добросовестным использованием. А это значит, что отчислений разработчикам и издателям игры платить не требуется. Но это, подчеркиваю, в рамках законодательства англо-саксонской правовой семьи (США, Великобритания).

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что игровая трансляция — это производное от видеоигры произведение, использование которого в соответствии с законодательством ряда государств (России, стран ЕС) возможно исключительно с согласия правообладателя. А это значит, что заявление креативного директора облачного сервиса Stadia Алекса Хатчинсона все-таки имеет под собой основание.

Тем не менее, в рамках доктрины и практики стран англо-саксонской правовой семьи (США, Великобритания) игровая трансляция может быть признана добросовестным использованием, что сводит высказывание Хатчинсона на нет. Более того, наблюдается положительная тенденция со стороны самих разработчиков и издателей видеоигр. В своих лицензионных соглашениях они прямо указывают на возможность и допустимость трансляции их игр.

Однако не отметить неопределенность подхода к определению природы игровых трансляций я не могу. Последнее может привести к очень курьезным случаям, когда стримерам запретят (такие случаи были) стримить или заставят платить. В этой связи возникает острая необходимость закрепления возможности добросовестной трансляции игрового процесса без согласия правообладателя.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Студент, картавый, некоторые считают рыжим. В детстве мечтал стать актером, но не мог даже выговорить название профессии, поэтому оставил эту затею. Игру «Ведьмак 3: Дикая охота» считает лучшей игрой всех времен и народов после «The Elder Scrolls V: Skyrim», каждый год 19 мая начинает ее перепроходить. Регулярно дропает прохождение очередной игры, считая ее ужасно тоскливой, после чего убивает кучу времени в чем-то вроде Sims или PES. Друг собрал ему крутой ПК, а он продолжает играть на стареньком Xbox 360, не умея назвать причину

29 комментариев

YorickSemechkin
При подготовке этого материала я изучил несколько нормативных правовых актов, проанализировал судебную практику, ознакомился с юридической литературой, а оказывается, что ларчик просто открывается? Не подскажите, в каком источнике закреплено указанное вами правило? Просто я его, видать по невнимательности, не встретил
AnotherStranger
Предполагаю, что это правило закреплено на табличке, с обратной стороны. По крайней мере, я прочел именно там.
AnotherStranger
Тогда включаю 24х часовой стрим киберпука, начинаю вгонять дисковый проект в долги!
YorickSemechkin
Так-то оно так. В части условий лицензионных соглашений все понятно (мне, к слову, было бы очень интересно ознакомиться с тем соглашением, выдержку из которого вы привели), из содержания статьи явственно следует, что теоретически правообладатель может взимать плату за проведение игровых трансляций, в которых используется его контент.
А вот в части рекламы не согласен. В статье я указал, что игровая трансляция в какой-то мере признакам рекламы соответствует (привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке), но это отнюдь не значит, что правообладатель обязан за нее платить.
Это следует, во-первых, из того, что стример может не преследовать цель, соответствующую рекламе (непосредственно привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламы), так как, как правило, стримы проводятся с целью увеселения публики. А во-вторых, правообладателя и стримера никакие обязательства не связывают, если не заключен соответствующий договор (оказания услуг, авторского заказа и т.д.).
В противном случае, следуя вашей логике, возникает абсурдная ситуация вроде той, которую остроумно привел AnotherStranger
S
Я купил игру — она моя собственность (не интеллектуальная а на уровне использования). показывая игру я ее не распространяю как интеллектуальную собственность (те я ее не продаю её как софт, не даю ею пользоваться, не сдаю в аренду и тд), я просто показываю процесс пользования ею !? Это то же самое что купить штаны с логотипом ADIDAS и платить каждый день (неделю, месяц, год — не суть) налог за то что я показываю всем прохожим этот логотип, не ?
Играя в игру на мобильном телефоне в метро — должен ли я накрыться плащом или другим способом чтобы окружающие меня люди в электричке не дай бог не увидели процесс моей игры? Должен ли я играя дома в приставку закрывать все жалюзи на окнах чтобы ни дай бог никто не заглянул и это не было воспринято как незаконное распространения или использование интеллектуальной собственности ?
Если такая практика будет введена то скоро, теоретически, введут налог на всё!
YorickSemechkin
Вы рассуждаете в не совсем верном ключе. Приведенный вами пример очень красочный, но это крайности, сиречь reductio ad absurdum.
Вы, безусловно, можете играть в электричке и дома, и изолироваться от внешнего мира для этого совершенно не нужно. Игровая трансляция, как я отметил в содержании статьи, обладает особой правовой природой, согласитесь. Играя в игру, вы не преследуете цель довести ее содержание до публики, чего нельзя сказать о стримерах. В рамках вашего примера речь идет о потреблении контента, а в рамках игровой трансляции — о его распространении, чаще всего с целью извлечения прибыли. Чувствуете разницу?
Бояться происходящего тоже, как я указал, не нужно. Ни одного прецедента, настраивающего нас на пессимистический лад, не было. Но это, опять же, не значит, что ситуацию надо пускать на самотек. Этот вопрос актуален и требует урегулирования. Более того, речь идет не о налогах. Тут отношения иного характера
AnotherStranger
Как не было ни одного прецедента, а ниндендо?
ААА-компании только и мечтают пока о том, чтобы игровой процесс демонстрировали с лучшей стороны только карманные стримеры. Продажи киберпука-2 будут в разы выше предшественника и врать можно будет еще больше. Но пока надо до конца победить пиратство — то есть перепродажу дисков.
YorickSemechkin
Говоря про прецеденты, я имел в виду отсутствие фактов платы стримерами за трансляции игр. Про то, что Нинтендо запрещает стримить свои игры, я читал, но нигде не видел новостей о том, что стримера обязали платить.
AnotherStranger
Ну это понятно. Кстати, ниндедндо отбирала все рекламные доходы — тоже, своего рода, плата.
Я не согласен с тем, что игровой процесс, в вашей интерпретации — это производное произведение, ведь если распространить это дальше на другие программы, то модель, сделанная в 3д редакторе тоже станет производным произведением. А мелодия, сыгранная на виртуальном музыкальном инструменте — сразу станет собственностью издателя программы?
YorickSemechkin
Не игровой процесс является производным произведением, а непосредственно игровая трансляция. Игровой процесс — всего-навсего элемент видеоигры.
Про специальный софт для создания контента. Производное произведение предполагает работу с оригиналом/первоисточником, его переработку. Не является же моделька в каком-нибудь Autodesk переработкой программы, правильно? Программа является лишь набором инструментов, а не первоисточником, который перерабатывается
AnotherStranger
Стример же транслирует *свой* игровой процесс, тем более на некоммерческой основе. Сложно понимаю, как игровой процесс, который не является по вашему производным произведением в процессе показа его другим людям становится производным произведением. Прям опыт игрового процесса Юнга (физическая шутка, можно пропустить). Объяснять не надо — это сложная материя для общения в комментах, имхо.
Давайте лучше на кошках: Есть 3 программы игра, виртуальный музыкальный инструмент и простой граф.редактор от Васи(не специальный софт по созданию контента, как утверждает сам Вася). Условно, когда пользователь нажимает wasd моделька героя бегает по виртуальному полю в игре оставляя следы; у вирт. муз. иструмента «вибрируют» разные струны(будем считать, что он струнный), издается звук; кисть в редакторе в виде человечка рисует линии в виде следов. В код не лезем, ничего не перерабатываем, пользуемся только тем, что предоставляет программа. Все это дело стримит человек, конечно же.
Можете назвать мне четкий убедительный критерий, который однозначно определит только первый случай как «производное произведение»? И который можно будет использовать в любых вопросах, касающихся публичного демонстрации содержимого экрана монитора.
AnotherStranger
Открою маленький секретик — «купленная» в цифре игра уже давно не ваша собственность. Тоже самое, де-факто, я бы сказал сейчас про смартфоны, консоли, «умные вещи» и т.д.
YorickSemechkin
Про цифровые копии игр согласен. О праве собственности речи не идет, поскольку нет ни правомочия владения, ни правомочия распоряжения. А вот с телефонами и консолями пример не понял. Это суть вещи. Владение, пользование, распоряжение такими вещами более чем допустимо
AnotherStranger
С техникой такая вещь, что ты можешь ей пользоваться только так, как разрешает тебе производитель и когда он это делает. Например, Apple отключает телефоны, если они, по ее мнению, используются не так или куплены не официально. Многие другие производители удаленно производят те или иные манипуляции со своими устройствами.
А ты не можешь удалить те или иные программы, даже рекламные. Ты не можешь контролировать, когда и какой процесс выполняется в устройстве, понятно, что 99% читающих тут завопят типа «не нравится — вали отсюда нхй, ой, то есть сиди на нокия 3310 и не мешай нашему прогрессу, лайкать друг друга и котиков в инсте».
Но с моей точки зрения, если не я полностью контролирую вещь, а есть еще кто-то другой — то эта вещь мне не принадлежит полностью.
Немного сумбурно написал. Тема очень глубока и в 2х словах не опишешь все ньюансы. Надеюсь, идея хоть ясна.
87638502@vkontakte
Принцип интернета в обмене информации, невозможно отрегулировать передачу информации, ибо невозможно остановить волну — решетчатым забором. Законы создаваемые без технической базы не будут исполняться.
A
А вот если отложить игры?
Человек записывает учебный курс по, допустим, «Автокаду», который лицензировал (там подписка). И берет за этот курс деньги. Кто кому должен? И вообще, насколько это законно? При этом я не слышал ни об одном случае, когда Adobe, Autodesk и им подобные судились или запрещали подобные курсы.
A
А чем, по большому счету, отличаются видео «Смотрите, как быстро сделать цветокоррекцию в Photoshop» от «Смотрите как быстро пройти гробницу в Ларе Крофт»?
Речь же не идет о результате ЦК, который мой. И не об «достижении» в TR, которое тоже мое. А о том, что я демонстрирую как этого достичь. И «рублю бабло» с «подписывайтесь на мой канал».
AnotherStranger
Вы подменяете понятия.
Например, доту я могу назвать неплохим примером производного произведения(о чем клапан пожалел), но не саму демонстрацию геймплея игры, пусть даже в ту самую доту. Касательно соглашений, то они составляются, в конечном итоге, для потенциальных максимизации прибыли и минимизации убытков, когда компаниям станет выгодно, чтобы никто, кроме карманных стримеров не показывал их продукт, то сразу будут закручивать гайки. Хотя, даже ниндендо их ослабила последние годы.
avkorets
Я купил игру значит владею. Хочу показываю публике, хочу не показываю. То же самое с любой другой вещью хочу показываю как я работаю тем инструментом хочу не показываю. Некоторые люди и покупают вещи чтобы показать друзьям. А если я и покупаю игру только ради того чтобы показать аудитории.
A
читать было лень, но отвечу вопросом на вопрос заголовка — «должны ли издатели игр платить стримерам за фактически рекламу их игр ?»
YorickSemechkin
читать коммент лень, тоже отвечу вопросом на вопрос — зачем ты вообще это тут написал?
A
читать лень так как в статье куча воды, а суть в заголовке. Мое мнение, что издатели давно бы прикопались бы стримингу и обзорам их игр, если не понимали бы, что это бесплатная реклама
M
Производители позавидовали «стрУмерам»… налоговая служба им «позавидовала»,… местный рэкет так же им завидует!

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Зачем нужен гайколом и как подобный инструмент сделать своими руками

В этом посте затронем тему инструмента, который появился сравнительно недавно и название ему — гайколом.Иногда возникают ситуации, когда сильно затянутую гайку (закипевшую или со...

Как выбрать лежанку для кота: важные моменты

Думаю, для многих не секрет, что кошки любят поспать до 16 часов в день. Это довольно много времени. Кошки любят тихие, безопасные и теплые места. Если серьезно, выбор лежанки не такая уж и простая...

Сетевой фильтр или удлинитель? Обзор модели TFN Power 6

Не всегда сетевые розетки находятся там, где нужны «здесь и сейчас». В таких случаях выручают удлинители, а если они содержат схемы фильтрации помех и защит от перенапряжения, перегрузки по току,...

Ледяные полюса и огненные озера: Ио – мир контрастов под взглядом Juno

Юпитер, исполин нашей Солнечной системы, окружен свитой загадочных спутников. Один из них, Ио, подобен огненному сердцу, бьющемуся в ритме вулканической активности. Недавно космический аппарат...

Обзор ЦАПа Akliam PD5: один из лучших бюджетных ЦАПов

Говоря о направлениях бюджетного звука, я вскользь упомянул, что действительно качественные решения совмещают в себе и техничность, и прекрасную мелодику. Ну, а в качестве примера назвал героя...

Проверил 5 нейросетей для генерации музыки: как звучит нейрогитара и сколько стоит в коммерческих целях?

Говорят, современные нейросети способны на многое — от написания сценариев для фильмов до предсказания биржевых трендов. Но ещё недавно искусственный интеллект считался бездарным и...