Объектив этот просто манил: «достань и попробуй меня!» Разумеется, эта мания была связана с самим логотипом Zeiss. Ежели кому довелось снимать объективами этой марки, они не забудут их подчеркнутой надежности и неповторимого характера рисуемой картинки.
Заполучив «Дистагон-35» для тестирования, я сразу обратил внимание на некоторые важные детали. Во-первых, объектив тяжел и громоздок. Собственно, по весу и размерам он не уступает аналогам для зеркальных камер, а то и превосходит некоторые из них. Замечу, что полнокадровые беззеркалки Sony избаловали меня легкостью и компактностью съемочного набора; это было одной из важных причин, побудивших меня в свое время вообще отказаться от зеркальной системы. Ясное дело, что при съемке ты держишь объектив рукой, и особых проблем не возникает. А вот когда камера висит на шее, объектив переворачивает ее дисплеем вверх. Избежать этого можно лишь установкой батарейного блока.
Во-вторых, на объективе имеется кольцо установки значения диафрагмы и переключатель «деклика» (плавного перемещения кольца или перемещения его со щелчками через каждые 1/3 ступени диафрагмы). Это очевидный реверанс в сторону любителей съемки видео, но для меня вещь совершенно бесполезная (даже вредная): установку кольца легко сбить при работе, и эту ошибку непросто заметить, когда торопишься сделать кадр. Кстати, управляет это кольцо установкой диафрагмы электронным образом, а не механически. Переключатель «деклика» тоже выключал щелканье каждый раз, когда я менял этот объектив на другие — видимо, я впопыхах задевал его. В общем, «двум богам служить нельзя»: либо объектив удобен фотографу и не очень удобен видеооператору, либо наоборот.
Еще одна непозитивная ремарка: в программном режиме (P) на моей Sony A7RII кольцо установки диафрагмы напрочь отказывается эту самую диафрагму устанавливать, и приходится крутить колесо на камере. Для меня это не так важно, поскольку я не помню, когда вообще пользовался программным режимом, но у других предпочтения могут быть иными, поэтому знать об описанном кунштюке им полезно.
Приведу технические характеристики с сайта sony.com:
Полное наименование | Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA (SEL35F14Z) |
Оптическая схема | Zeiss Distagon, 12 элементов в 8 группах |
Фокусное расстояние | 35 мм |
Угол обзора | 63° |
Число лепестков диафрагмы | 9 (скругленные) |
Минимальное относительное отверстие | 1:16 |
Максимальное увеличение (крат) | 0,18 |
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) | 0,3 м |
Диаметр резьбы для светофильтров | 72 мм |
Бленда | лепестковая, с байонетным креплением |
Размеры (диаметр × длина) | ∅78,5×112 мм |
Вес | 630 г |
Цена | $1500 |
Средняя цена в России | T-12294269 |
Розничные предложения | L-12294269-10 |
Когда начинаешь работать с этим «стеклом», тут же забываешь обо всех его недостатках. Да, это тот самый настоящий «Цайсс», которого так желают многие — с большой светосилой, великолепным рисунком и шикарным бокэ. С этого самого бокэ (а заодно и светосилы) я и начну.
Чудесное бокэ с мягкими кружочками от источников света. Фон очень нежный и приятный глазу из-за какой-то «осторожной мягкости». Вместе с тем, отметим, что даже на полном раскрытии в зоне фокуса детализация отличная с хорошей проработкой деталей рисунка и фактуры поверхности.
Я отказался от цвета, поскольку никакого смысла в нем не было. Посмотрите, какие мягкие полутона, как ненавязчиво уходит изображение из зоны резкости. Вдобавок замечу, что скульптура находится в витрине, и мне пришлось использовать всякие ужимки, чтобы убрать внешние отражения от поверхностей стекла (впрочем, в одном месте пятно все же осталось).
Приятно видеть, что даже в сверхсложных условиях объектив работает отлично. Резкость великолепная (правда, сразу оценить трудно, это в теневой области), размытие заднего плана мягкое и очень приятное, краевая засветка минимальная. Хроматические аберрации почти незаметны.
А вот пример так называемого «фронтального бокэ», то есть размытия переднего плана. Этим пользуются нечасто, а зря: иногда такой прием позволяет усилить ощущение глубины пространства.
Не знаю, удалось ли мне подчеркнуть пространство в этой сцене, но «Дистагону» определенно удалось прекрасно отработать фронтальное бокэ. Обратим также внимание на отличную детализацию колокольни и соборов кремля. Практически это значит, что даже на открытой диафрагме этим объективом можно с успехом снимать пейзажи.
Еще пара примеров бокэ на пленэре.
Но основное назначение объективов с фокусным расстоянием 35 мм — пейзажная, жанровая и уличная фотография. Давайте оценим, как Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA воспроизводит картины природы и мира людей.
Вон он, знаменитый цайссовский микроконтраст с неповторимым рендером цвета и светотональных переходов! Никакой коррекции баланса белого здесь нет, это оригинальная работа Sony A7RII и Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA. Отметим отличную проработку деталей как в глубоких тенях, так и в ярких светах. В этом несомненная заслуга не только матрицы камеры, но и оптики.
Я решил усложнить условия испытаний и выбрался в город с раннего утра, чтобы проверить, как ведет себя Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA в сложных условиях съемки. Летом это, как говорится, сам бог велел: нет ничего лучше чрезвычайно яркого контрового света утреннего солнца.
Чуда — увы! — пока не произошло. На снимках в контражуре заметно падение контраста и деталей в светах (лучи смазаны). На втором снимке выпрыгнул «заяц» (отражение с поверхности линзы). Но при использовании менее качественной оптики таких «попрыгунчиков» обычно бывает много, намного больше, чем в нашем случае. Поэтому ругать за такие «привычки» наш «Дистагон» я решительно отказываюсь.
Отраженное солнце воспроизводится отлично. Замечательные лучики, никаких «зайцев», контраст изображения высокий. Детали в светах и тенях проработаны великолепно.
Пара репортажных фотографий. Первая — из Ростовского кремля, вторая — из Кирилло-Белозерского монастыря. Обе сделаны на максимальном раскрытии диафрагмы.
Объектив отлично выделяет объект съемки и деликатно растушевывает зону нерезкости, благодаря чему создается знаменитый эффект выделения лиц и фигур.
Тот же приятный глазу рисунок со знаменитым цайссовским рендером цвета заметен и на портретных фото.
Другие снимки мы решили собрать в галерею без подписей.
Суммируя впечатления, скажу прямо: Sony Zeiss Distagon T* FE 35 mm F1.4 ZA (SEL35F14Z) — отличный оптический инструмент, по праву носящий логотип Zeiss. Я получил огромное удовольствие от результатов, полученных при работе с ним. Но сам процесс съемки все же досадно осложнен весом и размерами объектива, а также специфическими особенностями его конструкции, о которых я упомянул в начале. Плюс еще один остужающий пыл фактор — цена (почти 140 000 ). Но я почти уверен в том, что найдутся и в нашей стране фотографы — не только профессионалы, но и любители, — которых это не остановит.