Fujifilm X-E2 — беззеркалка a la дальномерка

Обзор и тест беззеркалки премиум-класса с матрицей APS-C

НазваниеFujifilm X-E2
Дата анонса18 октября 2013 г.
Типбеззеркальная
ПроизводительFujifilm
Информация о камереFujifilm X-E2
на сайте производителя
Цена, корпусT-10548231
Цена, «кит» XF18-55mmT-10548232

Так случилось, что дальномерки мне давно не попадались в руки, со времен «Зоркого». А если попадались, то ненадолго — не на тестирование, а так, попробовать. Соответственно, ни руки, ни мозг толком не знают, насколько удобно жить с Leica M9 или Epson RD1. По идее, там все продумано, хотя совсем не похоже на обычный дизайн цифровых камер. Поэтому когда в руках оказалась модель Fujifilm X-E2, неподготовленный мозг начал голосить: «Это ж надо в дальномерно-леечной ностальгии такое придумать!!!» Потом мозг понял, что если была модель Fujifilm X-E1, и производитель решился на второе издание — значит, первая модель была не так и плоха…

Короче, верхняя панель Fujifilm X-E2, где нет привычных букв Auto, P, A, S, M, а есть только насечка возможных выдержек — такая панель может сбить нас с толку. Меня, по крайней мере, ненадолго сбила.

На самом деле, все не так страшно. Fujifilm X-E2 замечательно отрабатывает не только Аuto, но и P, A, S, M. Правда, два последних режима слиты в один — с приоритетом диафрагмы, но с возможностью подстроить выдержку управляющим колесиком. На практике — довольно удобно, хотя с непривычки приходится задумываться.

Это первое, что бросается в глаза и руки. Но, наверное, не главное. Пока главное — те плюсы, которые Fujifilm выставляет в первый ряд:

  • Большая матрица: для беззеркалки формат APS-C — это много, это на 67% больше по площади, чем «четыре трети».
  • Гибридный автофокус и/или тип матрицы — X-Trans CMOS II. Подробно мы об этих матрицах писали в статье о Fujifilm X20. Они замечательны тем, что в них удалось убрать оптический фильтр низких частот (OLPF) и, самое важное, что они снабжены фазовыми датчиками для гибридного автофокуса.
  • Высокая скорость всего: матрицы, процессора, включения, съемки, воспроизведения, автофокуса. Показатели, которые приводит Fujifilm, такие: кратчайшее срабатывание автофокуса — 0,08 секунды, время выхода из режима «сна» — 0,5 секунды, лаг затвора — 0,05 секунды, серийная съемка со следящим автофокусом — до 7 fps. На момент выпуска Fujifilm X-E2 время срабатывания автофокуса 0,08 секунды — это был мировой рекорд для камер с сенсором APS-C. Но на днях этот рекорд побила Sony Alpha 6000 — у нее, по данным производителя, минимальное время фокусировки составляет 0,06 секунды.
  • И наконец, в «китовом» варианте Fujifilm X-E2 оснащается быстрым и светосильным объективом Fujinon XF 18—55 мм F2,8—4 R LM OIS. С оптическим стабилизатором.

Это плюсы, которые лежат на поверхности. Рядом с ними можно положить минусы, которые тоже видны сразу. И те, и другие можно подтвердить или опровергнуть по мере знакомства с камерой. Итак, «поверхностные» минусы:

  • Сомнительный дизайн. Внешне корпус-параллелепипед смотрится очень и очень. Но если Fujifilm X20 весит 350 граммов с объективом (это еще подъемно для камеры без рельефной рукоятки), то Fujifilm X-E2 с «китовым» объективом весит 610 граммов. Конечно, даже дохлый мужик этот вес поднимет, но насколько удобно будет фотографировать без хорошего «хвата» — это вопрос!
  • Вечная проблема Fujifilm — фиксированный экран.
  • И наконец, неслабая цена. Конечно, хорошая камера должна стоить дорого, но когда на кону лежит сумма примерно в 55 тысяч российских рублей, организм начинает дергаться и потеть. Старая привычка, с советских времен.

Основные характеристики
ОбъективСменная оптика, байонет Fujifilm X.
В «китовом» наборе — Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS.
Матрица16 Мп, X-Trans II CMOS, формат APS-C (23,6×15,6 мм). Кроп-фактор — 1,5.
СветочувствительностьISO 200 — 6400, расширение до 100 — 25 600
АвтофокусИнтеллектуальный гибридный АФ (АФ TTL по контрасту + АФ TTL с фазовой детекцией)
ЭкспозициияTTL-замер в 256 зонах, мульти / точечная / средняя
ЭкранTFT-дисплей, 3 дюйма, 1 040 000 точек, соотношение сторон 3:2. Фиксированный.
Стабилизация изображенияУ камеры — нет, возможна только при использовании объектива с оптической стабилизацией изображения.
Режимы съемкиАвто, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы с возможностью подстройки выдержки.
Формат файловJPEG (Exif Ver 2.3), RAW, RAW+JPEG, поддержка DCF/DPOF
ВидеоМаксимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p. Непрерывная запись до 14 минут.
ПамятьКарты памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
РазъемыВыход видео, интегрированный с USB 2.0, Mini-HDMI (тип C), микроджек 2,5 мм для внешнего микрофона или для внешней кнопки спуска затвора
Источник питанияЛитий-ионная батарея NP-W126 (прибл. 350 кадров)
Размеры, вес129×74,9×37,2 мм, 350 г (без объектива, включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
ВспышкаВыбрасываемая, ведущее число: прибл. 7 (ISO 200)
Скорость затвора30 с — 1/4000 с, в режиме «длинная экспозиция» — до 60 минут
Видоискатель0,5-дюймовый OLED, 2 360 000 точек, покрытие прибл. 100%. Встроенный датчик глаз.
«Горячий башмак»Да
Беспроводные функцииГеотеггинг, беспроводная связь (передача изображений), просмотр и получение изображений, автосохранение на ПК
Автоспуск10 с / 2 с / проводной пульт ДУ (приобретается отдельно)
Подсветка автофокусаДа
БрекетингПо экспозиции, по имитации пленки, по динамическому диапазону, по чувствительности
Серийная съемка
  • Быстрая: 7 кадров/с (JPEG до 28 кадров, RAW/RAW+JPEG до 8 кадров)
  • Медленная: 3 кадра/с (JPEG — до полного заполнения карты, RAW/RAW+JPEG до 8 кадров)
Форматы съемки4:3 (4864×3648) / 3:2 (5472×3648) / 16:9 (5472×3072) / 1:1 (3648×3648)

Конструкция, дизайн, управление

Заранее прошу прощения за такую свою привычку: если камера красива, я обычно так и пишу. Это не реклама, это, скажем так, мое мнение. Если вы его разделяете — волшебно, если не разделяете — тем более волшебно.

Камера смотрится гармонично, красиво. Опасения, что она будет неудобна в руках, не оправдались. Оказывается, наличие большого «хвата» — это не всегда хорошо. У Sony Alpha 7 примерно такие же размеры, и крупный наплыв корпуса под правую руку есть, но она не так удобна в съемке, как Fujifilm X-E2.

Кстати, скорее всего, по опыту продаж X-E1 компания Fuji решила, что для любителей крупных форм можно увеличить наплыв под правую руку, и выпустила довольно забавную опцию, которая называется «Дополнительный хват для камеры Fujifilm Hand Grip HG-XE1 для X-E1». Разумеется ее можно использовать и для X-E2.

Конструкция вспышки фирменная — раньше такая была только у камер Fuji. Сейчас по крайней мере Panasonic повторил эту конструкциию. Fujifilm анонсирует ее как сверхинтеллектуальную. Это правда: вспышка работает идеально на любом расстоянии. Точнее, от 50 см (ближе будет заметна тень от объектива) и примерно до 5-7 метров.
Сверху нам открывается дивный вид: только выбор выдержки плюс возможность переключения в автоматический режим (A). Кнопка спуска в обрамлении выключателя. Диск экспокоррекции (уже становится привычным). Функциональная пользовательская кнопка Fn. Технический минимализм.

И это связано с тем, что часть управления перенесена на объектив. Именно там можно переключить автоматический выбор диафрагмы на ручной. И тогда ближнее колесо объектива управляет диафрагмой. А выдержку можно подправить с помощью колесика на задней панели. Непривычно, но удобно.
То, что требует пояснения:
  • Видоискатель очень качественный. Высокое разрешение (2 360 000 точек) и возможности OLED делают картинку изумительной. Хотя визировать кадр все же удобнее по основному экрану. Тем более что он не тормозит и хорошо виден под углом (вплоть до 70-80 градусов к нормали).
  • Кнопка Q открывает меню быстрой настройки параметров.
  • И чуть справа и чуть ниже от нее — управляющее колесо.
Посмотрите, какая красавица!
При ближайшем рассмотрении оказывается, что наплыв под правую руку все же есть, хотя и невысокий. Это нельзя называть полноценным «хватом», но работать с камерой удобно.

На объективе три управляющие колеса. Дальнее — управляет диафрагмой в ручном режиме. Среднее — зум. Ближнее — ручной фокус (разумеется, тоже в ручном режиме).
C этого ракурса видны элементы управления, вынесенные на объектив:
  • Переключение диафрагмы «Автомат — Ручное управление».
  • Включение/выключение оптического стабилизатора.
  • И внизу на корпусе переключение режимов автофокуса: «Покадровый — Следящий — Ручной».
Теперь чуть повернем камеру, чтобы рассмотреть разъемы. Стандартный набор USB+питание и Mini-HDMI дополнен микроджеком для внешнего микрофона.

К этому же микроджеку можно подключить «электронный спусковой тросик» (продается отдельно). Все-таки ностальгические нотки старых добрых пленочных времен в этой камере чувствуются.
Обычно в камерах такого класса делают отдельное гнездо для карты памяти, но здесь оставили «бюджетный» вариант «аккумулятор и карточка под одной крышкой».

Это было бы не страшно, если бы не близость резьбы под штатив и крышки отсека. Не бог весть какая неприятность, но когда фотографируешь со штатива, всегда лень отвинчивать «голову», чтобы достать карту памяти. Конечно, есть Wi-Fi, но беспроводная связь плюсы и минусы конструкции не отменяет.

Для тех, кто хорошо знает камеры Fuji, ничего особенно нового в меню не найдется. Разве что особый вид «быстрого меню» (очень напоминает работу с зеркалкой) и особая функция LMO — технология оптимизации модуляции света. Если перевести на русский, это обработка параметров фокусного расстояния и апертуры каждого устанавливаемого объектива и данных со всей площади кадра. «Поймать» работу LMO в тестах довольно сложно, но, по словам производителя, эта технология позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съемке с малым открытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива.


Итак, после первого знакомства можно установить, что:

  • Fujifilm X-E2 — фотокамера не из дешевых.
  • Но самые главные опасения — что она будет неудобна в съемке — не оправдались. И нестандартная (для большинства камер) схема управления работает быстро (хотя денек, конечно, надо потратить, чтобы к ней привыкнуть). И нестандартный для довольно тяжелой камеры корпус вполне удобен. Некоторые параметы можно переключать одной рукой, но вообще продвинутая камера — зеркальная или беззеркальная — предполагает работу двумя руками. Только при всех установленных параметрах можно «щелкать» одной правой. В этом случае Fujifilm X-E2 так же удобна, как камеры с классическими SLR-формами.
  • При этом держим в уме, что матрица Fujifilm X-E2 довольно большая, а значит, качество съемки, скорее всего, будет довольно высоким — возможно, не хуже, чем у зеркалок с матрицей APS-C. Посмотрим. Следующие два теста это опровергнут или подтвердят.
Fujifilm X-E2 и конкуренты
 Fujifilm
X-E1
Fujifilm
X-E2
Fujifilm
X-Pro1
Olympus
OM-D E-M5
Panasonic
DMC-GH3
Panasonic
DMC-GX7
Матрица16 Мп
X-Trans CMOS
APS-C
16 Мп
X-Trans II CMOS
APS-C
16 Мп
X-Trans CMOS
APS-C
16 Мп
Live MOS
4/3
16 Мп
Live MOS
4/3
16 Мп
Live MOS
4/3
Макс. чувств.6400
25600*
6400
25600*
6400
25600*
256003200
25600*
3200
25600*
Дисплей2,8″ TFT
460 000
фикс.
3,0″ TFT
1 040 000
фикс.
3,0″ TFT
1 230 000
фикс.
3,0″ OLED
610 000
откидной,
сенсорный
3,0″ OLED
610 000
откидной,
сенсорный
3,0″ OLED
1 040 000
откидной,
сенсорный
Стабилизаторнетнетнетоптич.нетоптич.
ВидеоFull HD
24p
Full HD
60p
Full HD
24p
Full HD
30p
Full HD
60p
Full HD
60p
Вес, размеры350 г
129×75×38 мм
350 г
129×75×37 мм
450 г
140×82×43 мм
425 г
121×87×42 мм
550 г
133×93×81 мм
402 г
123×71×55 мм
ЦенаT-8444889T-10548231T-7825103T-7857683T-8459250T-10460829

* — в расширенном режиме; большой художественной ценности не представляет.

Качество изображения — шумы

При сильной оптике и большой матрице сложно ожидать, что камера выдаст слабый результат в тесте на шумы. Но, честно скажу, Fujifilm X-E2 превзошла все ожидания. Не каждая зеркалка формата APS-C может похвастать таким результатом. И что особенно приятно — «шумодав» работает очень корректно, не «съедая» мелкие детали.

 Тест «шумы»
серая карта
 RAW, слабый «шумодав»JPG, сильный «шумодав»
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
4000
ISO
5000
ISO
6400

Хотя формально Fujifilm X-E2 работает на чувствительности до ISO 25 600, мы пока ограничились верхним порогом ISO 6400. Во-первых, это уже много, вряд ли кто в здравом уме и от хорошей жизни начнет снимать на чувствительности выше этой. И хотя картинка на ISO 6400 остается внешне приличной, эту чувствительность уже сложно назвать рабочей.

Есть и еще одна причина: Fujifilm X-E2 не снимает в RAW на чувствительности выше ISO 6400. И в характеристиках совершенно честно написано: диапазон ISO 200 — 6400 (100 — 26 500 в расширенном режиме). Так что пока мы не будем заморачиваться сверхвысокими ISO, а сосредоточимся на диапазоне 200 — 6400.

Посмотрим, что нам показывают мира и деревянная линейка. Конечно, на низких чувствительностях изображение не страдает «зерном», как на высоких. Но в любом случае вплоть до ISO 6400 артефакты остаются малозаметными, не поглощают мелких деталей. И опять же качество работы «шумодава» нельзя не похвалить:

 Тест «шумы»
оценка разрешения
 RAW, слабый «шумодав»
центр кадра
JPG, слабый «шумодав»
центр кадра
JPG, сильный «шумодав»
край кадра
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
4000
ISO
5000
ISO
6400

Если перевести приведенные картинки в числа — в разрешение, мы получим следующее. Разрешение начинается с довольно высокого показателя 0,77 линий на пиксель и не опускается ниже 0,60 ни в центре кадра, ни на краю. Честно говоря, ни одна камера из протестированных за последние полгода в нашей лаборатории такого результата не давала. Отчасти это объясняется ценой (все-таки «кит» Fujifilm X-E2 стоит больше 1600 долларов), но цена уходит не в престиж — «У меня дорогая камера! Гордитесь мной, люди!», — а в реальное качество картинки.

Тест «шумы»
оценка разрешения
RAW
слабый «шумодав»
JPG
слабый «шумодав»
JPG
сильный «шумодав»

Единственное отклонение от общего правила мы видим у кадров RAW на краю кадра. Здесь на чувствительности ISO 1600 разрешение уменьшается до 0,53 и остается примерно на том же уровне вплоть до ISO 6400. Напомню, что на графиках кривые обозначаются как RAW и JPG — это понятно. LF и HF — это низкий и высокий уровень подавления шумов. С и E — центр и край кадра.

Уменьшенное до уровня 0,6 и даже 0,5 разрешение — на самом деле очень хороший показатель. Можно сравнить его, допустим, с результатами Canon EOS 70D, где уже на чувствительности ISO 400 разрешение падало ниже порога 0,5-0,6, а на чувствительности ISO 6400 — ниже 0,3-0,4. И виноват в этом отнюдь не «бюджетный» объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, который на минимальной чувствительности давал очень высокое разрешение 0,87 в центре кадра и 0,7 на краю. Здесь «работают» особенности матрицы и математики.

Архив тестовых семплов
JPG, слабый фильтр (54 МБ)
JPG, сильный фильтр (49 МБ)
RAW, слабый фильтр (201 МБ)
RAW, сильный фильтр (201 МБ)

Оптика — Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS

На форуме iXBT порой возникают споры, надо ли тестировать зеркалки и беззеркалки в паре с «китовыми» объективами. Есть точка зрения, что лучше поставить «стекло» подороже, чтобы не занижать возможности камеры. Вполне здравая позиция, но не единственная.

В идеале надо было бы протестировать камеру с «китом» и со светосильным «фиксом», а потом сравнить результаты. Да, это было бы здорово, но вслед за этим появилось бы желание проверить что-то еще и еще. Мы стараемся выделить здравую основу, которая позволяет не раздувать тест до бесконечности, но при этом получить достаточно данных, чтобы судить о качестве камеры. По крайней мере, в сегменте «для энтузиастов», а не «для профи».

В такой ситуации предпочтительно опираться на «китовый» объектив: это дает потребителю информацию, на что можно рассчитывать в стартовом варианте. При этом всегда можно отделить мух от котлет: тест на шумы проводится на среднем фокусном расстоянии «китового» объектива, при средней диафрагме, порядка f/5,6-f/7,1. Здесь даже недорогой «кит» сильно не испортит картинку. Как раз эта точка позволяет понять, на что способна камера. А при переходе на более сильную оптику пользователь (в теории) получит бо́льшую светосилу, более высокое разрешение на периферии кадра, а также при узкой и широкой диафрагме. Но базовую информацию способен дать и «китовый» объектив.

В случае Fujifilm X-E2 спор о выборе объектива вообще неуместен, поскольку «кит» совсем не «бюджетный». Объектив Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS в наборе стоит примерно 14 000 рублей, а отдельно его можно купить тысяч за 20 (тоже рублей).

 Тест «оптика»
JPG, центр кадра
 ФР = 27 ммФР = 54 ммФР = 83 мм
f/2,8
f/3,6
f/4,0
f/6,4
f/7,1
f/8,0
f/11,0
f/13,0
f/13,0
f/22,0
f/22,0
f/22,0

Как видите, в центре кадра разрешение остается стабильно высоким — на уровне 0,7-0,8 вплоть до диафрагмы f/16. И лишь на минимальной «дырке» f/22 падает до 0,55 линий на пиксель.

На краю кадра, как обычно, разрешение более низкое. Но все равно, до f/16 включительно, разрешение не опускается ниже 0,55. Да и дальше, на f/22, не падает до позорных 0,3, как на многих «китах», а остается на уровне выше 0,45 линий на пиксель.

 Тест «оптика»
JPG, край кадра
 ФР = 27 ммФР = 54 ммФР = 83 мм
f/2,8
f/3,6
f/4,0
f/6,4
f/7,1
f/8,0
f/11,0
f/13,0
f/13,0
f/22,0
f/22,0
f/22,0

И наконец, по графикам можно оценить, насколько периферия кадра отстает по разрешению от центра. Сильнее всего это проявляется на коротком фокусе, на длинном эффект не так заметен.

Тест «оптика»
JPG, оценка разрешения
ФР = 27 ммФР = 54 ммФР = 83 мм

Если подвести общую черту, придраться к качеству объектива Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS очень сложно. Правда, надо учесть, что его диапазон фокусных расстояний особой широкоугольностью не страдает. Но в своем диапазоне 27—83 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте) объектив очень и очень хорош. При диафрагме f/2,8 — f/13 он стабильно выдает высокое разрешение не ниже 0,7 линий на пиксель в центре кадра, на периферии кадра разрешение не опускается ниже 0,65 линий на пиксель. И лишь при «узкой дырке» f/20 — f/22 разрешение в центре опускается до 0,55, а на краю — до 0,45. Если прибавить к этому светосилу, наличие стабилизатора и умеренную цену, получается, что Fujifilm XF18-55mm — очень достойный представитель «стандартных» зумов.

Архив тестовых снимков
Тест «Оптика» (55 МБ)

Особенности Fujifilm X-E2

Скорость, автофокус

Оценка скорости — высокая. И оценка высокая, и скорость высокая. Про мировой рекорд — минимальное время фокусировки 0,08 секунды — я уже упоминал. Но здесь мы напарываемся на один из немногих минусов камеры: очень быстрый автофокус, гибридный и все дела, не слишком уверенно ловит динамичные сюжеты. В спокойных сценах он очень хорош, ловит объекты даже в густой полутьме. Но стоит объектам начать двигаться быстрее обычного, и автофокус начинает «мазать». К этому выводу я пришел не сразу, лишь после просмотра сотен кадров. Выход годных в динамичных сценах падает. Он всегда падает, у зеркалок тоже, но не так резко. Увы, но пока даже лучшие беззеркалки плохо подходят для репортажной съемки.

Зато с остальными показателями скорости все в порядке. Мощности процессора хватает на беспроблемное перелистывание кадров. Кстати, одну особенность режима просмотра стоит отметить: можно сделать, допустим, 40-процентное увеличение и листать кадры. Увеличение будет зафиксировано, новые кадры будут «проявляться» уже с 40-процентным увеличением, что очень удобно для просмотра серии. Уже не уникальная особенность, но весьма полезная.

Что касается скорости серийной съемки, то по нашим замерам с картой памяти Kingston 16 ГБ Class 10 получилось следующее:

 JPGRAWRAW + JPG
Обычная скорость / количество кадров3,0 fps / 290,65 fps / 80,65 fps / 8
Повышенная скорость / количество кадров4,8 fps / 223,1 fps / 93,1 fps / 8
Скорость / количество кадров
после заполнения буфера
3,0 fps / ∞0,65 fps / 100,65 fps / 9

Комментировать тут почти нечего. Наши измерения почти не противоречат заявленным характеристикам. Только обещанная максимальная скорость съемки 7 fps, возможно, достигается при не самом высоком качестве JPG, а при самом высоком нам удалось насчитать лишь 4,8 fps.

Геометрические искажения, хроматические аберрации

Аберрации, которые дает «китовый» объектив Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS, весьма умеренные. При открытой диафрагме на коротком и среднем «фокусе» мы наблюдаем еле видную «хроматику». Потом, по мере закрытия диафрагмы, она пропадает, и на f/22 появляется опять, вновь еле заметная.

Что касается «геометрии», сильных искажений «из ряда вон» — их нет. Но зато малозаметные остаются на каждом «фокусе». На коротком это «подушка», втянутая по горизонтали, а на среднем и длинном «фокусе» — по вертикали. И что особенно приятно — на коротком «подушка» очень умеренная, а значит, можно без опаски делать широкоугольные снимки, на краях кадра не будет сильных искажений.

 JPG, край кадра
 ФР = 27 ммФР = 54 ммФР = 83 мм
f/2,8
f/3,6
f/4,0
f/6,4
f/7,1
f/8,0
f/11,0
f/13,0
f/13,0
f/22,0
f/22,0
f/22,0

Стабилизатор

Методика оценки качества стабилизатора, похоже, сложилась. Конечно, она не идеальна. Вместо съемки с рук можно, как предлагают на форуме, сделать кривошипно-шатунный механизм, который будет обеспечивать стандартную тряску камеры. Еще можно вспомнить, как хорошо трясут платформу для испытаний аппаратуры простые электромагнитные «движки» (не обязательно использовать механические устройства на бензиновом приводе). Опорный стержень платформы помещается в переменное магнитное поле, мы можем точно устанавливать амплитуду и частоту для синусоиды. Или вообще подавать сигналы причудливой формы. Кстати, именно так производители фотокамер демонстрируют эффективность стабилизаторов.

Но это демонстрация, и ничего общего с реальной съемкой она не имеет. Поэтому мы решили использовать статистическую модель. Если точнее — легкую статистическую проверку. Но она может дать приблизительную оценку вероятности, что у нас получится четкий снимок. Условия мы уже озвучивали, но на всякий случай повторим:

  • Съемка ведется с расстояния 5 метров, с фокусным расстоянием 50 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте).
  • Мишень представляет собой десять строчек уменьшающегося текста на листе А4.
  • На каждой выдержке от 1/20 до 1/2 секунды мы снимаем мишень 10 раз.
  • Съемка ведется на уровне глаз, с полусогнутыми руками, без применения специальных приемов (опоры тела на стену, опоры локтей на тело и т. д.)

Если последнюю строчку (кегль 6) можно прочесть без труда, кадр считается абсолютно резким и получает 10 баллов. Если читается только 9-я строчка (кегль 8), кадр получает 9 баллов. И так далее. В сумме съемка из 10 кадров на каждой выдержке может получить 100 баллов максимум. Это будет значить, что на данной выдержке стабилизатор работает идеально, вероятность получить резкий кадр близка к единице. Если съемка набирает 50 баллов — вероятность резкого снимка составляет 0,5 (повезет — не повезет). А при 20 баллах лучше не рисковать и поискать опору для камеры.


По графику видно, что пороговой выдержкой для стабилизатора Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS при среднем фокусном расстоянии является 1/10, максимум 1/8 секунды. Дальше начинается «угадайка».

Видео

Видео Fujifilm X-E2 снимает замечательно, на любительском уровне сложно даже придраться. Но по части видео я на большее претендовать не могу — могу только выбрать сюжет посложнее и посмотреть, как камера с ним справится. В тестовом видеоролике один человек почти неподвижен (его камера постоянно держит в фокусе), а второй постоянно перемещается по кадру, входит в зону фокуса, выходит из нее. Fujifilm X-E2 работает как весьма умелый оператор. Не гениальный, но весьма умелый.

Экспозиция очень грамотная — кстати, ее можно быстро подправить диском экспокоррекции, он всегда под рукой (под большим пальцем правой руки). Зумирование фокус не сбивает. Цветопередача и качество звука — идеальные. Изредка на максимальном разрешении (Full HD 1920×1080 60p) выпадают кадры. Для полного счастья не хватает сенсорного дисплея: когда надо быстро указать точку фокуса, это мощный инструмент.

Видеоролик Fujifilm X-E2 в полном разрешении
Скачать видеоролик Fujifilm X-E2 (1 минута, 200 МБ)

Съемка в расширенном диапазоне (High ISO)

Вначале, после того, как я убедился, что Fujifilm X-E2 весьма достойная камера, я подумал, что ее можно по всем параметрам сравнить с полукадровой зеркалкой среднего класса. Но по мере знакомства картинка менялась: это полукадровые зеркалки среднего класса можно сравнивать с Fujifilm X-E2. Пожалуй, только по скорости и точности автофокуса она уступает Nikon D7100 или Sony Alpha SLT-A77. А по всем остальным параметрам, в частности по качеству матрицы и качеству алгоритмов обработки шума, Fujifilm X-E2 сложно опередить.

 JPG, слабый «шумодав»
ISO
12800
ISO
25600
 JPG, сильный «шумодав»
ISO
12800
ISO
25600

Итоги

Итак, картинка собралась весьма хвалебная. Но если камера получилась достойной, грех писать гадости. Только автофокус Fujifilm X-E2 немного разочаровал в съемке динамичных сцен. Так что для быстрой репортажной съемки, несмотря на выдающиеся скоростные характеристики, Fujifilm X-E2 вряд ли подойдет, как, впрочем, и остальные беззеркалки, даже очень качественные и дорогие. Но в относительно спокойной съемке, где важнее качество, чем скорость, Fujifilm X-E2 едва ли кого разочарует.

Давайте подведем основные минусы и плюсы:

Минусы:

  • Не слишком уверенная работа автофокуса при съемке динамичных сюжетов.
  • Фиксированный ЖК-дисплей (очень хотелось бы поворотный и сенсорный в придачу).
  • Высокая цена (но нельзя сказать, что она «задрана»).

Плюсы:

  • Прекрасная конструкция, дизайн, удобство съемки.
  • Великолепное качество снимков не только по цветопередаче, проработке деталей, но и по таким «зеркалочным» характеристикам, как пластика кадра, качество боке.
  • Исключительно умелая работа встроенной вспышки. Производитель не зря назвал ее сверхинтеллектуальной. Если в помещении не совсем темно, она с успехом может заменить внешнюю вспышку. Ну разве что красные глаза потом придется подчистить, а вот пересветов и выбеленных фактур — не будет.
  • Низкий уровень шумов при выключенном «шумодаве» и весьма умелая работа «шумодава». Сейчас вряд ли кто будет спорить, что алгоритмы подавления шумов стали атрибутом современной фотографии. Только порой они особым качеством не страдают и так фотошопят картинку, что хочется сказать: «Нет! Спасибо, не надо!» Но у камер премиум-класса «шумодав» напоминает умелого ретушера, накладывающего на изображение почти незаметные, очень аккуратные мазки, которые картинку как минимум не портят. Алгоритмы Fujifilm X-E2, без сомнения, одни из лучших.

Вот, такие накопились итоги. Все сказанное мы постарались подтвердить семплами. В качестве дополнительного аргумента предлагаем галерею снимков, что накопились во время тестирования. Не судите строго — это не художественная, а все же тестовая съемка. Как правило, выделенный фрагмент показывает какую-либо особенность съемки Fujifilm X-E2.

Галерея

Архив тестовых снимков
Галерея в JPG (165 МБ)
Галерея в RAW (915 МБ)



Справочник по ценам

14 марта 2014 Г.

Fujifilm X-E2 — - APS-C

Fujifilm X-E2 — a la

- APS-C


Fujifilm X-E2
18 2013 .
Fujifilm
Fujifilm X-E2
, T-10548231
, «» XF18-55mm T-10548232

, , «». , — , , . , , , Leica M9 Epson RD1. , , . Fujifilm X-E2, : « - !!!» , Fujifilm X-E1, — , …

, Fujifilm X-E2, Auto, P, A, S, M, — . , , .

, . Fujifilm X-E2 uto, P, A, S, M. , — , . — , .

, . , , . — , Fujifilm :

  • : APS-C — , 67% , « ».
  • / — X-Trans CMOS II. Fujifilm X20. , (OLPF) , , .
  • : , , , , , . , Fujifilm, : — 0,08 , «» — 0,5 , — 0,05 , — 7 fps. Fujifilm X-E2 0,08 — APS-C. Sony Alpha 6000 — , , 0,06 .
  • , «» Fujifilm X-E2 Fujinon XF 18—55 F2,8—4 R LM OIS. .

, . , . , . , «» :

  • . - . Fujifilm X20 350 ( ), Fujifilm X-E2 «» 610 . , , «» — !
  • Fujifilm — .
  • , . , , 55 , . , .

, Fujifilm X.
«» — Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS.
16 , X-Trans II CMOS, APS-C (23,6×15,6 ). - — 1,5.
ISO 200 — 6400, 100 — 25 600
( TTL + TTL )
TTL- 256 , / /
TFT-, 3 , 1 040 000 , 3:2. .
— , .
, , .
JPEG (Exif Ver 2.3), RAW, RAW+JPEG, DCF/DPOF
Full HD 1920×1080 60p. 14 .
SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
, USB 2.0, Mini-HDMI ( C), 2,5
- NP-W126 (. 350 )
, 129×74,9×37,2 , 350 ( , )
, : . 7 (ISO 200)
30 — 1/4000 , « » — 60
0,5- OLED, 2 360 000 , . 100%. .
« »
, ( ), ,
10 / 2 / ( )
, , ,
  • : 7 / (JPEG 28 , RAW/RAW+JPEG 8 )
  • : 3 / (JPEG — , RAW/RAW+JPEG 8 )
4:3 (4864×3648) / 3:2 (5472×3648) / 16:9 (5472×3072) / 1:1 (3648×3648)

, ,

: , . , , , . — , — .

, . , , . , «» — . Sony Alpha 7 , , , Fujifilm X-E2.

, , X-E1 Fuji , , , « Fujifilm Hand Grip HG-XE1 X-E1». X-E2.

— Fuji. Panasonic . Fujifilm . : . , 50 ( ) 5-7 .
: (A). . ( ). Fn. .

, . . . . , .
, :
  • . (2 360 000 ) OLED . . ( 70-80 ).
  • Q .
  • — .
, !
, , . «», .

. — . — . — (, ).
C , :
  • « — ».
  • / .
  • : « — — ».
, . USB+ Mini-HDMI .

« » ( ). - .
, «» « ».

, . , , «», . , Wi-Fi, .

, Fuji, . « » ( ) LMO — . , . «» LMO , , , .



, , :

  • Fujifilm X-E2 — .
  • — — . ( ) ( , , , ). . , — — . «» . Fujifilm X-E2 , SLR-.
  • , Fujifilm X-E2 , , , , — , , APS-C. . .

Fujifilm X-E2
  Fujifilm
X-E1
Fujifilm
X-E2
Fujifilm
X-Pro1
Olympus
OM-D E-M5
Panasonic
DMC-GH3
Panasonic
DMC-GX7
16
X-Trans CMOS
APS-C
16
X-Trans II CMOS
APS-C
16
X-Trans CMOS
APS-C
16
Live MOS
4/3
16
Live MOS
4/3
16
Live MOS
4/3
. . 6400
25600*
6400
25600*
6400
25600*
25600 3200
25600*
3200
25600*
2,8″ TFT
460 000
.
3,0″ TFT
1 040 000
.
3,0″ TFT
1 230 000
.
3,0″ OLED
610 000
,
3,0″ OLED
610 000
,
3,0″ OLED
1 040 000
,
. .
Full HD
24p
Full HD
60p
Full HD
24p
Full HD
30p
Full HD
60p
Full HD
60p
, 350
129×75×38
350
129×75×37
450
140×82×43
425
121×87×42
550
133×93×81
402
123×71×55
T-8444889 T-10548231 T-7825103 T-7857683 T-8459250 T-10460829

* — ; .

, . , , Fujifilm X-E2 . APS-C . — «» , «» .

  «»
  RAW, «» JPG, «»
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
4000
ISO
5000
ISO
6400

Fujifilm X-E2 ISO 25 600, ISO 6400. -, , . ISO 6400 , .

: Fujifilm X-E2 RAW ISO 6400. : ISO 200 — 6400 (100 — 26 500 ). ISO, 200 — 6400.

, . , «», . ISO 6400 , . «» :


  «»
  RAW, «»
JPG, «»
JPG, «»
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
4000
ISO
5000
ISO
6400

— , . 0,77 0,60 , . , . (- «» Fujifilm X-E2 1600 ), — « ! , !», — .


«»
RAW
«»
JPG
«»
JPG
«»

RAW . ISO 1600 0,53 ISO 6400. , RAW JPG — . LF HF — . E — .

0,6 0,5 — . , , Canon EOS 70D, ISO 400 0,5-0,6, ISO 6400 — 0,3-0,4. «» Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, 0,87 0,7 . «» .


JPG, (54 )
JPG, (49 )
RAW, (201 )
RAW, (201 )

— Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS

iXBT , «» . , «» , . , .

«» «», . , , - . , , , . , « », « ».

«» : , . : «» , , f/5,6-f/7,1. «» . , . ( ) ́ , , . «» .

Fujifilm X-E2 , «» «». Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS 14 000 , 20 ( ).


  «»
JPG,
  = 27 = 54 = 83
f/2,8
f/3,6
f/4,0
f/6,4
f/7,1
f/8,0
f/11,0
f/13,0
f/13,0
f/22,0
f/22,0
f/22,0

, — 0,7-0,8 f/16. «» f/22 0,55 .

, , . , f/16 , 0,55. , f/22, 0,3, «», 0,45 .


  «»
JPG,
  = 27 = 54 = 83
f/2,8
f/3,6
f/4,0
f/6,4
f/7,1
f/8,0
f/11,0
f/13,0
f/13,0
f/22,0
f/22,0
f/22,0

, , . , .


«»
JPG,
= 27 = 54 = 83

, Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS . , , . 27—83 ( 35- ) . f/2,8 — f/13 0,7 , 0,65 . « » f/20 — f/22 0,55, — 0,45. , , , Fujifilm XF18-55mm — «» .

«» (55 )

Fujifilm X-E2

,

— . , . — 0,08 — . : , , . , . , «». , . . , , . , .

. . , : , , 40- . , «» 40- , . , .

, Kingston 16 Class 10 :


  JPG RAW RAW + JPG
/ 3,0 fps / 29 0,65 fps / 8 0,65 fps / 8
/ 4,8 fps / 22 3,1 fps / 9 3,1 fps / 8
/
3,0 fps / ∞ 0,65 fps / 10 0,65 fps / 9

. . 7 fps, , JPG, 4,8 fps.

,

, «» Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS, . «» «». , , , f/22 , .

«», « » — . «». «», , «» — . — «» , , , .


  JPG,
  = 27 = 54 = 83
f/2,8
f/3,6
f/4,0
f/6,4
f/7,1
f/8,0
f/11,0
f/13,0
f/13,0
f/22,0
f/22,0
f/22,0

, , . , . , , - , . , «» ( ). , . . , .

, . . — . , . , :

  • 5 , 50 ( 35- ).
  • 4.
  • 1/20 1/2 10 .
  • , , ( , . .)

( 6) , 10 . 9- ( 8), 9 . . 10 100 . , , . 50 — 0,5 ( — ). 20 .



, Fujifilm XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS 1/10, 1/8 . «».


Fujifilm X-E2 , . — , . ( ), , , . Fujifilm X-E2 . , .

— , , ( ). . — . (Full HD 1920×1080 60p) . : , .

Fujifilm X-E2
Fujifilm X-E2 (1 , 200 )

(High ISO)

, , , Fujifilm X-E2 , , . : Fujifilm X-E2. , Nikon D7100 Sony Alpha SLT-A77. , , Fujifilm X-E2 .

  JPG, «»
ISO
12800
ISO
25600
  JPG, «»
ISO
12800
ISO
25600

, . , . Fujifilm X-E2 . , , Fujifilm X-E2 , , , , . , , , Fujifilm X-E2 .

:

:

  • .
  • - ( ).
  • ( , «»).

:

  • , , .
  • , , «» , , .
  • . . , . , — .
  • «» «». , . , : «! , !» - «» , , , . Fujifilm X-E2, , .

, . . , . — , . , - Fujifilm X-E2.



JPG (165 )
RAW (915 )