Canon EOS 300D как рыночное явление

Canon EOS 300D
  • См. также обзор камеры Canon EOS 300D Владимира Родионова.

Недавно Canon анонсировала цифровую зеркальною камеру ценою менее 1000$. Вот и он, тот самый психологически важный порог, о котором уже сотни раз упоминалось в разнообразных обзорах столь желанных и гораздо более дорогих, нежели их пленочные аналоги, цифровых зеркальных камер. Барьер взят, что дальше? А дальше начинается самое интересное. Общая ситуация на рынке

В последнее время, в области цифрового «зеркалкостроения» наметился существенный отрыв двух старых товарищей по конкуренции за репортерские топ-модели — фирм Canon и Nikon. Еще десять лет назад было принято считать приблизительно равными игроками массового фотографического рынка (зеркальные камеры, 35 мм) четыре ведущих фирмы:

  • Canоn;
  • Nikon;
  • Minolta;
  • Pentax.

Кроме того, можно считать, что кроме этих четырех компаний, старающихся своей продукцией перекрыть широкий спектр потребностей, отдельную «элитную» нишу зеркального олимпа занимает Contax и отдельную «ширпотребную» — Olympus.

Однако в последнее десятилетие наметился некий отрыв первых двух игроков — Nikon и Canon. Сперва в области топовых, традиционно репортерских камер. Pentax сменил линейку, но не выпустил новою топовую модель, а производство старой было свернуто. Затем и Minolta отказалась от обновления своей топовой зеркалки, впрочем, продолжает ее производить (однако, на фоне полупрофессиональной и очень насыщенной Dynax 7, старушка Dynax 9 выглядит достаточно устаревшей). Затем, этот отрыв был подтвержден и в цифровой области. Смотрите что мы имеем (морально устаревшие модели не приведены):

 ПрофессиональнееПолупроф.Энтузиаст
Сменная оптика
Canon1D(4), 1Ds(11)10D(6), D60(6), D30(3)300D(6)
NikonD2h(4), D1h(2.6), D1x(5.3), D1(2.6)D100(6)-
Minolta---
Pentax-*ist D(6)-
Olympus-E1(5)-
ContaxN1 Digital--
Sigma-SD9/SD10(3х3)-
Kodak(N)DCS 14n(14), DCS7XX--
Fujifilm(N)-S2 Pro, S1-
Несменная оптика и/или не зеркальные
Olympus--E20(5), E10(4)
Sony-F825(8)F717(5), F707(5)
Nikon--5000(5), 5700(5)
Canon--G3(4), G5(5)
Minolta--A1(5), 7/i/Hi(5)

В скобках приведено округленное число мегапикселей,
(N) означает тип крепления оптики — байонет Nikon AF.
Красным цветом выделены новые модели.

Итак, очевидно, что Canon и Nikon вовсю разворачивают цифровые линейки зеркальных камер со сменной оптикой, а остальные корифеи пленочного рынка в лучшем случае имеют одну модель. Более того, Minolta пока так и не удосужилась создать цифровую зеркальную камеру под свою оптику (если быть точными, достаточно давно существовала модель Minolta RD 175, но эта линия не получила дальнейшего развития). Olympus выдвигает новую, во многом спорную систему с уменьшенным размером кадра и уменьшенной рабочей областью оптики (т. н. система четыре третьих, с матрицей размером 4/3 дюйма и соотношением сторон кадра 4:3), ее флагман камера Olympus E1. Объективов для этой системы пока еще очень мало, многие необходимые ниши пустуют, и цены на них весьма завышены (это при как правило меньшем, чем у 35мм диаметре линз), хотя факт открытого стандарта на новый, цифровой байонет не может не радовать. Contax в свою очередь имеет много производственных проблем с N1 Digital — по некоторой информации, эта камера снята с производства или производство на данный момент приостановлено (из-за дорогой и не поставляемой в необходимых количествах полнокадровой матрицы Phillips, качество изображения которой далеко от идеала). Kodak и Fujifilm, в свою очередь, пользуются инертностью классических производителей пленочных зеркальных камер, различные альтернативы, как правило на базе переработанной фотографической части тех или иных пленочных моделей Nikon. Особняком стоит Sigma со своими своеобразными моделями Sigma SD9 и теперь SD10 на базе альтернативной, полноцветной технологии Foveon X3, о которой мы уже неоднократно упоминали. Последняя модель SD10 является фактически работой над ошибками предыдущей — Foveon создали новый вариант своей матрицы (по крайней мере, так заявляется) с приемлемым уровнем шумов на значениях ISO выше 100 и расширенным диапазоном ISO (аж до 1600). Кроме того, наконец-то пропала необходимость в двойном питании камеры и исправлены некоторые другие досадные мелочи. Интересно, а почему нельзя было озаботиться всеми этими вопросами раньше, пока у компании еще был шанс создать положительный имидж у совершенно нового продукта и получить сколь-нибудь значимую долю рынка?

Два главных вывода, которые мы сделаем, глядя на эту схему:

  • Налицо встречная экспансия — Canon выпускает цифровую зеркалку со сменной оптикой для класса энтузиаст, а Minolta и Sony, в свою очередь, позиционируют свои последние, очень функциональные незеркальные модели с несменной оптикой в полупрофессиональный класс. Причем делают это вполне справедливо — набор возможностей, параметры и конструктивное исполнение этих камер вполне позволяют заявлять их подобным образом;
  • Самая полная линейка у Canon. Nikon, прочно закрепившись в профессиональной нише, не очень уверенно чувствует себя в полупрофессиональной и пока не представил модель, способную конкурировать с Canon 300D.

Итак, давайте обсудим вопрос встречной экспансии. Камеры с несменной оптикой, позиционируемые как полупрофессиональные, зачастую являются хорошим решением для многих (но не всех) профессиональных областей. В цену камеры уже входит высококачественный объектив, раскрывающий потенциал разрешения матрицы — это позволяет существенно сэкономить. С другой стороны, его нельзя сменить, и это ограничивает гибкость применения. Кроме того, все эти камеры имеют матрицы существенно меньшего, чем APS-кадр размера (1,5 дюйма или около того) и, как следствие, не только куда как более заметно шумят, делая практически невозможным получение качественного результата на установке ISO 400 (а между тем, CMOS-матрица Canon, использованная в 10D и 300D, на этой установке снимает сравнимо с их ISO 100). И, самое последнее, в силу небольшого размера оптики и короткого реального фокусного расстояния объектива эти камеры не обеспечивают столь ценимую в портретах и некоторых других жанрах зону нерезкости. Но еще раз отметим, что существуют применения, например студийная съемка с импульсным светом, в которых эти камеры могут успешно конкурировать с моделями со сменной оптикой, существенно выигрывая у них в плане цены.

Однако, наш сегодняшний разговор пойдет в первую очередь о 300D, как явлении на рынке и о соотношении сил между двумя вышеозначенными лидерами — Canon и Nikon.

Основная конкуренция: C против N

В общем, и целом можно констатировать равновесие. Но, скорее неустойчивое, чем устойчивое. Более того, рискну предположить, что находящийся на вершине горки шарик уже наклонился в сторону Canon и вот-вот покатится по склону. Рассудите сами — Canon обладает полнокадровым профессиональным решением 1Ds, а все топовые модели Nikon имеют кроп-фактор (некий эквивалент отношений фокусного расстояния, характеризующий отношение активной площади кадра матрицы к стандартному 35 мм кадру) порядка 1,5. Другими словами, можно мысленно умножать фокусное расстояние устанавливаемой оптики на этот коэффициент, по крайней мере, картинка будет практически идентична, хотя и может иметь несколько иные искажения и даже перспективу в связи с различной физической конструкцией объективов. Кроп-фактор для Canon 1D составляет около 1,3 а для 1Ds он равен единице — там установлена полнокадровая матрица. Nikon же пока полнокадровой модели не имеет (Впрочем, в этом есть свои плюсы — топовые модели Nikon дешевле). Это было первое упущение, но вот и второе — ниша энтузиастов. Nikon ничего не ответил на Canon 300D и, судя по положению на рынке Nikon D100 (который постепенно начинает проигрывать в предпочтениях покупающих аппарат с нуля потребителей недорогой и успешной модели Canon 10D), пока просто физически не сможет создать конкурентоспособный продукт для этой ниши. Основное слабое место D100 — CCD-матрица, более дорогая и, как это ни странно, в итоге более шумная, чем фирменная CMOS-матрица Canon, использованная в 10D/D60, а теперь и в 300D. Да, по своей природе CMOS-матрица более шумна, но хитрые аппаратные и программные ухищрения Canon позволяют в итоге выжимать из нее качество, превосходящее аналогичные CCD. И это — при более низкой цене и более широких перспективах ее снижения по мере наращивания выхода годных чипов. В свое время инженеры Canon поставили на молодую, но спорную CMOS-технологию и в итоге не проиграли. Теперь остается ждать, когда же Nikon найдет себе подходящего поставщика матриц, CCD или CMOS, достаточно дешевых и малошумных, для создания модели, способной конкурировать с 300D, или для создания полнокадрового варианта своей топовой камеры (назовем его условно D2X). Впрочем, используемая в D2H JFET-матрица с непроизносимым названием LBCAST является по своей природе CMOS-технологией и вполне возможно, что в скором времени Nikon порадует нас в этой области полнокадровым или, наоборот, недорогим потребительским 6-мегапиксельным решением. Последнее время ходили слухи, что компанией будет анонсирован ответ на Canon 300D, но до сегодняшнего дня они остаются лишь неподтвержденными слухами. 300D — герой, весь в белом

Итак, перед нами 300D, герой, весь в белом. Цена, для начала, около 900$ без объектива. Но, это только начало. Самый острый вопрос — насколько сильно эта цена может снизиться. Порядочный объектив стоит около 300$ и для успешной конкуренции с лучшими камерами с несменной оптикой необходима цена около 800, а может быть даже 700$. Впрочем, нет оснований полагать, что через пол-года она там не окажется — планка вполне достижимая. Разумеется, снижать цену 300D сложнее, чем в случае 10D — некоторые детали общие, в том числе недешевая матрица, себестоимость одна и та же, и простора для маневра в рамках более дешевой модели, разумеется, будет меньше. Но масштабы выпуска и продаж планируются более значительные — а там где серии крупнее, там и производство дешевле. Налицо привычная закономерность — если модель хорошо пойдет продаваться, цена на нее будет снижаться более агрессивно. Как бы там ни было в будущем, но даже сейчас фраза «цифровая зеркальная камера со сменной оптикой за 900$» — уже звучит крайне заманчиво. Однако давайте разберемся, нет ли здесь каких подвохов, ведь должна же эта камера чем-то функционально отличаться от 10D за 1400$ (на данный момент).

Некоторые ключевые отличия и спецификации в студию:

Камера300D10D
МатрицаCMOS 6,3 мегапиксела, APS размер кадра
(1.6 кроп-фактор)
ПроцессорСобственная разработка Canon — DIGIC
Буфер памятиНа 4 кадраНа 9 кадров
Скорость съемки2,5 кадра в секунду3 кадра в секунду
Замер35-сегментная матрица
(как у пленочных EOS 30/33/300/300V)
Режимы замераЧастичный, центровзвешенный, матричный
Система автофокуса7-точечный датчик
(аналогично)
КорпусПластмасса,
дизайн а-ля 300V
Металлический
ПитаниеLi-Ion аккумулятор BP-511
УправлениеСтиль 300V
и 4 стрелки
Cтиль D60
Пользовательские настройкиНетДа
ISO100…1600100…1600/3200
ЗатворМинимум 1/4000 сек.
Синхронизация 1/200 сек.
Установка произвольного режима автофокусаНетДа
Установка произвольного режима замераНетДа
Переопределение управленияНетДа
Настройка компенсации вспышкиНетДа
Студийный синхроконтактНетДа
Предварительный подъем зеркалаНетДа
Запись RAW+JPEGДа
(фиксирован размер JPEG)
Да
Меню и навигацияВ стиле G3/G5В стиле 1D, D60 и т. д.
Вес с батареей649 граммов879 граммов

Немного пояснений. Обе камеры сделаны на схожей платформе — матрица и процессор у них одинаковые. Но, размер буфера 300D уменьшен — видимо, установлено меньше памяти. Корпус 300D по дизайну и расположению органов управления очень сильно напоминает его пленочный аналог — 300V. Однако реально он несколько тяжелее, субъективно прочнее и крупнее. Особенно отличается ручка, за которую вы захватываете корпус правой рукой — ее обводы более «классические», по сравнению с необычным в этом вопросе 300V. Кроме того, используется иной фокусировочный экран и несколько иная конструкция видоискателя. Более удешевленная и соответственно менее качественная. Выбранная точка автофокуса по-прежнему индицируется, но на сей раз точкой вместо традиционного (даже для 300V) прямоугольника. Соответственно, отсутствует и второе заднее управляющее колесо, вместо него есть джойстик из четырех кнопок и кнопки выбора. Использовано иное зеркало и иной механизм его подъема. Но, что интересно, на этом конструктивные отличия заканчиваются. Сюрприз в том, что все остальные ограничения — не более чем новое программное обеспечение камеры — прочие ключевые компоненты, такие как затвор, система замера и система автофокуса у обеих камер одинаковые.

Кроме аппаратных отличий, есть и программные. Использовано менее удобное меню в стиле G3/G5. Немного снижена скорость серийной съемки (скорее всего, сугубо программно). Отсутствует ручная настройка режима автофокуса (он жестко зависит от выбранной программы) и, что самое неприятное, режима замера (функция, которой реально пользуются даже любители, не говоря уже о профессионалах в плане владения техникой). Впрочем, в программах профессиональной зоны P, A, S можно выбирать между матричным или частичным замером, а в ручной программе M — между центровзвешеным и частичным — т. е. так или иначе режим замера по-прежнему под контролем, за досадным исключением столь любимого мной центровзвешенного. Интересно, что в пленочном аналоге 300V большая часть из этих функций работает, а в более дорогом 300D они сознательно запрещены, видимо, чтобы склонить выбор людей, относящихся к съемке более или менее серьезно, в сторону 10D (хотя реально эти ограничения выглядят фатально скорее на странице со спецификациями камеры, чем в реальной работе).

Разумеется, программные ограничения — это программные ограничения и в будущем у нас есть шанс увидеть модель, которая выглядит как 300D, стоит как 300D, но содержит набор функций, соответствующий 10D. Но, если такое и случится, то только позже. Пока же мы получили очень недорогую, очень качественную по картинке, но любительскую (по настройкам и позиционированию) цифровую зеркальную камеру со сменной оптикой. Цена и качество сенсора которой прекрасно соответствуют нише «энтузиаст»-класса, а вот гибкость — не всегда. Что ж, новые Sony и Minolta могут спать спокойно, им все еще найдется небольшое местечко под этим солнцем. Что дальше?

В первую очередь, следует ожидать появления нового класса цифровых зеркальных камер со сменной оптикой — аналогов тонкой «почти профессиональной» прослойки, известной нам в пленочном мире по моделям EOS3 или Nikon F100. Слегка облегченные профессионалы по более доступной цене. Слухи о грядущем цифровом аналоге EOS3 уже давно будоражат просторы Интернета, и надо быть справедливыми — эта камера будет желанна многими, особенно при цене порядка 2500 или 2000$. Все-таки, очень много нареканий на достаточно любительские по классу и небезупречные по работе замер и автофокус 10D позаимствованные у гораздо более дешевых пленочных моделей 30 и 300V. Другое дело матрица и автофокус EOS 3 — сравнимые по уровню работы с топовыми репортерскими единичками. Посмотрим. Идеальная линейка Canon будет выглядеть вот так:

  • Скоростной репортерский 1D и разрешенный 1Ds с полным кадром;
  • 3D (аналог EOS3, около 8 мегапикселей? Кроп-фактор 1.3?);
  • 10D;
  • 300D.

А затем произойдет смена модельного ряда, в результате которой возможности спустятся на ступеньку ниже и преемник 300D наконец-то получит все необходимые функции в управлении. Впрочем, многое еще не ясно. Интересно, будет ли Nikon стараться создать конкурента для ниши 300D или в первую очередь займется D2H и неким цифровым аналогом F100. А еще интереснее, планируется ли такой аналог вообще. Господа фотографы — здесь все только начинается! А для 35 мм пленки, по большому счету, все уже заканчивается. По крайней мере, в нише привычной зеркальной фотографии.




19 ноября 2003 Г.

Canon EOS 300D как рыночное явление

Canon EOS 300D как рыночное явление

Canon EOS 300D
  • См. также обзор камеры Canon EOS 300D Владимира Родионова.

Недавно Canon анонсировала цифровую зеркальною камеру ценою менее 1000$. Вот и он, тот самый психологически важный порог, о котором уже сотни раз упоминалось в разнообразных обзорах столь желанных и гораздо более дорогих, нежели их пленочные аналоги, цифровых зеркальных камер. Барьер взят, что дальше? А дальше начинается самое интересное.

Общая ситуация на рынке

В последнее время, в области цифрового «зеркалкостроения» наметился существенный отрыв двух старых товарищей по конкуренции за репортерские топ-модели — фирм Canon и Nikon. Еще десять лет назад было принято считать приблизительно равными игроками массового фотографического рынка (зеркальные камеры, 35 мм) четыре ведущих фирмы:

  • Canоn;
  • Nikon;
  • Minolta;
  • Pentax.

Кроме того, можно считать, что кроме этих четырех компаний, старающихся своей продукцией перекрыть широкий спектр потребностей, отдельную «элитную» нишу зеркального олимпа занимает Contax и отдельную «ширпотребную» — Olympus.

Однако в последнее десятилетие наметился некий отрыв первых двух игроков — Nikon и Canon. Сперва в области топовых, традиционно репортерских камер. Pentax сменил линейку, но не выпустил новою топовую модель, а производство старой было свернуто. Затем и Minolta отказалась от обновления своей топовой зеркалки, впрочем, продолжает ее производить (однако, на фоне полупрофессиональной и очень насыщенной Dynax 7, старушка Dynax 9 выглядит достаточно устаревшей). Затем, этот отрыв был подтвержден и в цифровой области. Смотрите что мы имеем (морально устаревшие модели не приведены):

  Профессиональнее Полупроф. Энтузиаст
Сменная оптика
Canon 1D(4), 1Ds(11) 10D(6), D60(6), D30(3) 300D(6)
Nikon D2h(4), D1h(2.6), D1x(5.3), D1(2.6) D100(6) -
Minolta - - -
Pentax - *ist D(6) -
Olympus - E1(5) -
Contax N1 Digital - -
Sigma - SD9/SD10(3х3) -
Kodak(N) DCS 14n(14), DCS7XX - -
Fujifilm(N) - S2 Pro, S1 -
Несменная оптика и/или не зеркальные
Olympus - - E20(5), E10(4)
Sony - F825(8) F717(5), F707(5)
Nikon - - 5000(5), 5700(5)
Canon - - G3(4), G5(5)
Minolta - - A1(5), 7/i/Hi(5)

В скобках приведено округленное число мегапикселей,
(N) означает тип крепления оптики — байонет Nikon AF.
Красным цветом выделены новые модели.

Итак, очевидно, что Canon и Nikon вовсю разворачивают цифровые линейки зеркальных камер со сменной оптикой, а остальные корифеи пленочного рынка в лучшем случае имеют одну модель. Более того, Minolta пока так и не удосужилась создать цифровую зеркальную камеру под свою оптику (если быть точными, достаточно давно существовала модель Minolta RD 175, но эта линия не получила дальнейшего развития). Olympus выдвигает новую, во многом спорную систему с уменьшенным размером кадра и уменьшенной рабочей областью оптики (т. н. система четыре третьих, с матрицей размером 4/3 дюйма и соотношением сторон кадра 4:3), ее флагман камера Olympus E1. Объективов для этой системы пока еще очень мало, многие необходимые ниши пустуют, и цены на них весьма завышены (это при как правило меньшем, чем у 35мм диаметре линз), хотя факт открытого стандарта на новый, цифровой байонет не может не радовать. Contax в свою очередь имеет много производственных проблем с N1 Digital — по некоторой информации, эта камера снята с производства или производство на данный момент приостановлено (из-за дорогой и не поставляемой в необходимых количествах полнокадровой матрицы Phillips, качество изображения которой далеко от идеала). Kodak и Fujifilm, в свою очередь, пользуются инертностью классических производителей пленочных зеркальных камер, различные альтернативы, как правило на базе переработанной фотографической части тех или иных пленочных моделей Nikon. Особняком стоит Sigma со своими своеобразными моделями Sigma SD9 и теперь SD10 на базе альтернативной, полноцветной технологии Foveon X3, о которой мы уже неоднократно упоминали. Последняя модель SD10 является фактически работой над ошибками предыдущей — Foveon создали новый вариант своей матрицы (по крайней мере, так заявляется) с приемлемым уровнем шумов на значениях ISO выше 100 и расширенным диапазоном ISO (аж до 1600). Кроме того, наконец-то пропала необходимость в двойном питании камеры и исправлены некоторые другие досадные мелочи. Интересно, а почему нельзя было озаботиться всеми этими вопросами раньше, пока у компании еще был шанс создать положительный имидж у совершенно нового продукта и получить сколь-нибудь значимую долю рынка?

Два главных вывода, которые мы сделаем, глядя на эту схему:

  • Налицо встречная экспансия — Canon выпускает цифровую зеркалку со сменной оптикой для класса энтузиаст, а Minolta и Sony, в свою очередь, позиционируют свои последние, очень функциональные незеркальные модели с несменной оптикой в полупрофессиональный класс. Причем делают это вполне справедливо — набор возможностей, параметры и конструктивное исполнение этих камер вполне позволяют заявлять их подобным образом;
  • Самая полная линейка у Canon. Nikon, прочно закрепившись в профессиональной нише, не очень уверенно чувствует себя в полупрофессиональной и пока не представил модель, способную конкурировать с Canon 300D.

Итак, давайте обсудим вопрос встречной экспансии. Камеры с несменной оптикой, позиционируемые как полупрофессиональные, зачастую являются хорошим решением для многих (но не всех) профессиональных областей. В цену камеры уже входит высококачественный объектив, раскрывающий потенциал разрешения матрицы — это позволяет существенно сэкономить. С другой стороны, его нельзя сменить, и это ограничивает гибкость применения. Кроме того, все эти камеры имеют матрицы существенно меньшего, чем APS-кадр размера (1,5 дюйма или около того) и, как следствие, не только куда как более заметно шумят, делая практически невозможным получение качественного результата на установке ISO 400 (а между тем, CMOS-матрица Canon, использованная в 10D и 300D, на этой установке снимает сравнимо с их ISO 100). И, самое последнее, в силу небольшого размера оптики и короткого реального фокусного расстояния объектива эти камеры не обеспечивают столь ценимую в портретах и некоторых других жанрах зону нерезкости. Но еще раз отметим, что существуют применения, например студийная съемка с импульсным светом, в которых эти камеры могут успешно конкурировать с моделями со сменной оптикой, существенно выигрывая у них в плане цены.

Однако, наш сегодняшний разговор пойдет в первую очередь о 300D, как явлении на рынке и о соотношении сил между двумя вышеозначенными лидерами — Canon и Nikon.

Основная конкуренция: C против N

В общем, и целом можно констатировать равновесие. Но, скорее неустойчивое, чем устойчивое. Более того, рискну предположить, что находящийся на вершине горки шарик уже наклонился в сторону Canon и вот-вот покатится по склону. Рассудите сами — Canon обладает полнокадровым профессиональным решением 1Ds, а все топовые модели Nikon имеют кроп-фактор (некий эквивалент отношений фокусного расстояния, характеризующий отношение активной площади кадра матрицы к стандартному 35 мм кадру) порядка 1,5. Другими словами, можно мысленно умножать фокусное расстояние устанавливаемой оптики на этот коэффициент, по крайней мере, картинка будет практически идентична, хотя и может иметь несколько иные искажения и даже перспективу в связи с различной физической конструкцией объективов. Кроп-фактор для Canon 1D составляет около 1,3 а для 1Ds он равен единице — там установлена полнокадровая матрица. Nikon же пока полнокадровой модели не имеет (Впрочем, в этом есть свои плюсы — топовые модели Nikon дешевле). Это было первое упущение, но вот и второе — ниша энтузиастов. Nikon ничего не ответил на Canon 300D и, судя по положению на рынке Nikon D100 (который постепенно начинает проигрывать в предпочтениях покупающих аппарат с нуля потребителей недорогой и успешной модели Canon 10D), пока просто физически не сможет создать конкурентоспособный продукт для этой ниши. Основное слабое место D100 — CCD-матрица, более дорогая и, как это ни странно, в итоге более шумная, чем фирменная CMOS-матрица Canon, использованная в 10D/D60, а теперь и в 300D. Да, по своей природе CMOS-матрица более шумна, но хитрые аппаратные и программные ухищрения Canon позволяют в итоге выжимать из нее качество, превосходящее аналогичные CCD. И это — при более низкой цене и более широких перспективах ее снижения по мере наращивания выхода годных чипов. В свое время инженеры Canon поставили на молодую, но спорную CMOS-технологию и в итоге не проиграли. Теперь остается ждать, когда же Nikon найдет себе подходящего поставщика матриц, CCD или CMOS, достаточно дешевых и малошумных, для создания модели, способной конкурировать с 300D, или для создания полнокадрового варианта своей топовой камеры (назовем его условно D2X). Впрочем, используемая в D2H JFET-матрица с непроизносимым названием LBCAST является по своей природе CMOS-технологией и вполне возможно, что в скором времени Nikon порадует нас в этой области полнокадровым или, наоборот, недорогим потребительским 6-мегапиксельным решением. Последнее время ходили слухи, что компанией будет анонсирован ответ на Canon 300D, но до сегодняшнего дня они остаются лишь неподтвержденными слухами.

300D — герой, весь в белом

Итак, перед нами 300D, герой, весь в белом. Цена, для начала, около 900$ без объектива. Но, это только начало. Самый острый вопрос — насколько сильно эта цена может снизиться. Порядочный объектив стоит около 300$ и для успешной конкуренции с лучшими камерами с несменной оптикой необходима цена около 800, а может быть даже 700$. Впрочем, нет оснований полагать, что через пол-года она там не окажется — планка вполне достижимая. Разумеется, снижать цену 300D сложнее, чем в случае 10D — некоторые детали общие, в том числе недешевая матрица, себестоимость одна и та же, и простора для маневра в рамках более дешевой модели, разумеется, будет меньше. Но масштабы выпуска и продаж планируются более значительные — а там где серии крупнее, там и производство дешевле. Налицо привычная закономерность — если модель хорошо пойдет продаваться, цена на нее будет снижаться более агрессивно. Как бы там ни было в будущем, но даже сейчас фраза «цифровая зеркальная камера со сменной оптикой за 900$» — уже звучит крайне заманчиво. Однако давайте разберемся, нет ли здесь каких подвохов, ведь должна же эта камера чем-то функционально отличаться от 10D за 1400$ (на данный момент).

Некоторые ключевые отличия и спецификации в студию:

Камера 300D 10D
Матрица CMOS 6,3 мегапиксела, APS размер кадра
(1.6 кроп-фактор)
Процессор Собственная разработка Canon — DIGIC
Буфер памяти На 4 кадра На 9 кадров
Скорость съемки 2,5 кадра в секунду 3 кадра в секунду
Замер 35-сегментная матрица
(как у пленочных EOS 30/33/300/300V)
Режимы замера Частичный, центровзвешенный, матричный
Система автофокуса 7-точечный датчик
(аналогично)
Корпус Пластмасса,
дизайн а-ля 300V
Металлический
Питание Li-Ion аккумулятор BP-511
Управление Стиль 300V
и 4 стрелки
Cтиль D60
Пользовательские настройки Нет Да
ISO 100…1600 100…1600/3200
Затвор Минимум 1/4000 сек.
Синхронизация 1/200 сек.
Установка произвольного режима автофокуса Нет Да
Установка произвольного режима замера Нет Да
Переопределение управления Нет Да
Настройка компенсации вспышки Нет Да
Студийный синхроконтакт Нет Да
Предварительный подъем зеркала Нет Да
Запись RAW+JPEG Да
(фиксирован размер JPEG)
Да
Меню и навигация В стиле G3/G5 В стиле 1D, D60 и т. д.
Вес с батареей 649 граммов 879 граммов

Немного пояснений. Обе камеры сделаны на схожей платформе — матрица и процессор у них одинаковые. Но, размер буфера 300D уменьшен — видимо, установлено меньше памяти. Корпус 300D по дизайну и расположению органов управления очень сильно напоминает его пленочный аналог — 300V. Однако реально он несколько тяжелее, субъективно прочнее и крупнее. Особенно отличается ручка, за которую вы захватываете корпус правой рукой — ее обводы более «классические», по сравнению с необычным в этом вопросе 300V. Кроме того, используется иной фокусировочный экран и несколько иная конструкция видоискателя. Более удешевленная и соответственно менее качественная. Выбранная точка автофокуса по-прежнему индицируется, но на сей раз точкой вместо традиционного (даже для 300V) прямоугольника. Соответственно, отсутствует и второе заднее управляющее колесо, вместо него есть джойстик из четырех кнопок и кнопки выбора. Использовано иное зеркало и иной механизм его подъема. Но, что интересно, на этом конструктивные отличия заканчиваются. Сюрприз в том, что все остальные ограничения — не более чем новое программное обеспечение камеры — прочие ключевые компоненты, такие как затвор, система замера и система автофокуса у обеих камер одинаковые.

Кроме аппаратных отличий, есть и программные. Использовано менее удобное меню в стиле G3/G5. Немного снижена скорость серийной съемки (скорее всего, сугубо программно). Отсутствует ручная настройка режима автофокуса (он жестко зависит от выбранной программы) и, что самое неприятное, режима замера (функция, которой реально пользуются даже любители, не говоря уже о профессионалах в плане владения техникой). Впрочем, в программах профессиональной зоны P, A, S можно выбирать между матричным или частичным замером, а в ручной программе M — между центровзвешеным и частичным — т. е. так или иначе режим замера по-прежнему под контролем, за досадным исключением столь любимого мной центровзвешенного. Интересно, что в пленочном аналоге 300V большая часть из этих функций работает, а в более дорогом 300D они сознательно запрещены, видимо, чтобы склонить выбор людей, относящихся к съемке более или менее серьезно, в сторону 10D (хотя реально эти ограничения выглядят фатально скорее на странице со спецификациями камеры, чем в реальной работе).

Разумеется, программные ограничения — это программные ограничения и в будущем у нас есть шанс увидеть модель, которая выглядит как 300D, стоит как 300D, но содержит набор функций, соответствующий 10D. Но, если такое и случится, то только позже. Пока же мы получили очень недорогую, очень качественную по картинке, но любительскую (по настройкам и позиционированию) цифровую зеркальную камеру со сменной оптикой. Цена и качество сенсора которой прекрасно соответствуют нише «энтузиаст»-класса, а вот гибкость — не всегда. Что ж, новые Sony и Minolta могут спать спокойно, им все еще найдется небольшое местечко под этим солнцем.

Что дальше?

В первую очередь, следует ожидать появления нового класса цифровых зеркальных камер со сменной оптикой — аналогов тонкой «почти профессиональной» прослойки, известной нам в пленочном мире по моделям EOS3 или Nikon F100. Слегка облегченные профессионалы по более доступной цене. Слухи о грядущем цифровом аналоге EOS3 уже давно будоражат просторы Интернета, и надо быть справедливыми — эта камера будет желанна многими, особенно при цене порядка 2500 или 2000$. Все-таки, очень много нареканий на достаточно любительские по классу и небезупречные по работе замер и автофокус 10D позаимствованные у гораздо более дешевых пленочных моделей 30 и 300V. Другое дело матрица и автофокус EOS 3 — сравнимые по уровню работы с топовыми репортерскими единичками. Посмотрим. Идеальная линейка Canon будет выглядеть вот так:

  • Скоростной репортерский 1D и разрешенный 1Ds с полным кадром;
  • 3D (аналог EOS3, около 8 мегапикселей? Кроп-фактор 1.3?);
  • 10D;
  • 300D.

А затем произойдет смена модельного ряда, в результате которой возможности спустятся на ступеньку ниже и преемник 300D наконец-то получит все необходимые функции в управлении. Впрочем, многое еще не ясно. Интересно, будет ли Nikon стараться создать конкурента для ниши 300D или в первую очередь займется D2H и неким цифровым аналогом F100. А еще интереснее, планируется ли такой аналог вообще. Господа фотографы — здесь все только начинается! А для 35 мм пленки, по большому счету, все уже заканчивается. По крайней мере, в нише привычной зеркальной фотографии.