Обзор видеокарты Palit GeForce RTX 3050 Dual (8 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce RTX 3050 Dual 8 ГБ 128-битной GDDR6

Кратко о главном

В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):

Наши тесты показали, что GeForce RTX 3050 хорошо подходит для многих «классических» игр без использования трассировки лучей в разрешении Full HD при условии максимального качества графики, однако в ряде игр FPS все же может быть низковат для 1920×1080, тогда придется снижать настройки качества графики. Ближайший конкурент из стана AMD — Radeon RX 6600, эта видеокарта немного шустрее и потянет уже все игры с растеризацией в Full HD без снижения настроек. Видеокарта Palit в плане производительности почти равна референс-аналогу.

Игры с использованием трассировки лучей:

Если задействовать трассировку лучей без использования DLSS, то полного комфорта мы не получим даже в Full HD (выставив остальные настройки графики на максимум), то есть в этом случае однозначно придется понижать настройки графики, а про более высокие разрешения речь не идет вообще. Использование DLSS совместно с RT в играх, которые поддерживают эти технологии, даст приличную прибавку производительности, в этом случае будет обеспечен хороший комфорт в играх в 1920×1080 при высоких настройках графики. Ближайший конкурент в играх с трассировкой лучей — Radeon RX 6600 XT (а не Radeon RX 6600, потому что производительность всего семейства RX 6000 падает при включении RT намного сильнее, чему в случае карт серии GeForce RTX 30). Впрочем, и у AMD есть технология рендеринга в сниженном разрешении FSR, которая уже поддерживается некоторыми новыми играми и позволяет несколько компенсировать потери FPS от включения RT для карт Radeon.

Характеристики карты

Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Gainward (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае. На сегодня внутри Palit Group сосредоточено еще несколько торговых марок и брендов.

Palit GeForce RTX 3050 Dual 8 ГБ 128-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3050 (GA106)
Интерфейс PCI Express x8 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1777(Boost)—1907(Max) 1777(Boost)—1927(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 3500 (14000) 3500 (14000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 128
Число вычислительных блоков в GPU 20
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 2560
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 80
Число блоков растеризации (ROP) 32
Число блоков Ray Tracing 20
Число тензорных блоков 80
Размеры, мм 245×120×40 213×120×40
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 149 132,7
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 27 20
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 10 10
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 32,2 37,3
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 1 1
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц)
Розничные предложения карты Palit

Память

Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 4 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6, MT61K512M32KPA-14:C / D9ZPM) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle

Palit GeForce RTX 3050 Dual (8 ГБ) Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle 8 ГБ
вид спереди
вид сзади

Сравнение с картой Gigabyte серии Eagle вынужденное: Nvidia не предоставляла обозревателям референс-карту GeForce RTX 3050, и в нашем базовом материале по RTX 3050 мы использовали именно карту Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle. И как мы видим, карты имеют сходство только в расположении посадочных мест под микросхемы памяти вокруг ядра. В остальном PCB сильно отличаются: и по размерам (плата Gigabyte несколько длиннее), и по элементной базе.

Впрочем схема питания у обеих карт имеет одинаковое количество фаз — 5: 4 фазы на ядро и 1 на микросхемы памяти. При этом на обеих PCB одинаковое количество пустых мест под дополнительные фазы (потенциально они рассчитаны на 8-фазную схему питания GPU), что может быть использовано, например, в будущем продукте типа GeForce RTX 3050 Ti. Также оставлена возможность комплектовать карты 8-гигабитными микросхемами памяти (их потребуется уже 8 штук).

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. ШИМ-контроллер NCP81611 (On Semiconductor) отвечает за работу фаз питания графического процессора.

А контроллер uP1666Q (uPI Semiconductor) управляет одной фазой питания микросхем памяти. Оба контроллера расположены на обороте печатной платы.

На лицевой стороне имеется uS5650Q (той же uPI), отвечающий за мониторинг. Судя по всему, на него же возложено управление простенькой подсветкой карты.

Во всяком случае, традиционно используемый компанией Palit на флагманских картах контроллер Holtek HT50F52241 в данном случае отсутствует (но имеется посадочное гнездо для него). Проходила информация о том, что в когорту дефицитных контроллеров, пострадавших от проблем полупроводникового производства, попали и контроллеры, управляющие подсветкой на видеокартах. Поэтому производители сейчас по возможности реализуют эти функции с помощью универсальных программируемых микропроцессоров типа вышеупомянутого uPI. Также возможен вариант, что такой скромной подсветкой управляет сам GPU, что делает ситуацию еще проще.

В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае мосфеты схемы питания GPU AOZ5470QE (Alpha & Omega Semiconductor, до 60 А) и мосфеты схемы питания памяти SM7342EKKP (Sinopower, до 45 А).

Коннектор питания — один, 8-контактный.

Штатные частоты памяти и ядра у карты Palit практически равны референсным значениям.

Я попробовал разогнать карту, подняв частоту работы ядра на 110 МГц, а памяти — на 700 МГц (получились максимальные значения 2002/15800 МГц, подняться выше частотам не дал лимит TDP в драйверах), что на практике обеспечило дополнительный прирост производительности в среднем около 3% по сравнению с референсной картой.

Управление работой карты обеспечивается силами фирменной утилиты Thunder Master v4.11, которая традиционно предоставляет возможность управлять частотами и лимитами, а также настраивать работу каждого вентилятора по отдельности.

Нагрев и охлаждение

СО у карт серии Dual нам хорошо знакома. Ее основой является двухсекционный пластинчатый радиатор с тепловыми трубками, к которым припаяна специальная платформа, которая охлаждает GPU и микросхемы памяти (через термопрокладки), а для охлаждения преобразователей питания VRM на радиаторе предусмотрены отдельные мини-подошвы. Задняя пластина служит только элементом жесткости (и применяется для защиты PCB), ибо она пластиковая.

Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами TurboFan 3.0 (∅95 мм). Как принято у видеокарт серии RTX 30, правый вентилятор продувает радиатор насквозь, через отверстия в задней пластине, а сама печатная плата сильно укорочена и просто не доходит до этого места, поэтому в целом видеокарта получилась стандартных размеров, даже меньше.

Кулер останавливает вентиляторы, если температура GPU опускается ниже 60 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.

Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 64 градусов, что является очень хорошим результатом. Максимальная мощность была зафиксирована на уровне 132 Вт, а максимальный нагрев наблюдался вокруг ядра (и основным источником нагрева являются преобразователи питания).

Ниже приведен 8.5-минутный нагрев карты, ускоренный в 50 раз.

При описанном ручном разгоне параметры работы карты особо не менялись, однако максимальное потребление выросло до 139 Вт.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D вентиляторы не вращались, температура была не выше 39 °C. Уровень шума фоновый.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, шум сохранялся на том же уровне.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 64 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1620 оборотов в минуту, шум вырастал до 26 дБА: это тихо. Ниже приведена запись с регистрацией шума (зафиксированы 2-секундные отрезки через каждые 30 секунд).

Подсветка

Подсветка у карты довольно простая: светится лишь название серии GeForce RTX на верхнем торце.

Управление режимами подсветки, в том числе и ее отключением, осуществляется той же утилитой Thunder Master.

Выбор режимов подсветки в этой программе весьма скудный, хотя для такой минимальной подсветки иного и не требуется.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, больше ничего не включает.

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Battlefield 2042 (DICE/EA)

Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH) использовался майнер T-Rex (0.21.04), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:

  • по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
  • оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)

Для тестирования GeForce RTX 3060 (не LHR) использовался драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга, на других версиях он составляет 24/26 MH/s.

Результаты тестирования в 3D-играх

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
God of War
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy
 
The Medium
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
BattleField 2042

Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для особых технологий антиалиасинга Nvidia DLSS, а также AMD FSR. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS / FSR.

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS / FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
 
God of War, DLSS / FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT + DLSS
 
The Medium, RT
 
The Medium, RT + DLSS / FSR
 
Resident Evil Village, RT
 
Far Cry 6, RT
 
Far Cry 6, RT + FSR
 
BattleField 2042, RT
 
BattleField 2042, RT + DLSS

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 16 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3050 и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

ВНИМАНИЕ! По известным политико-экономическим причинам на момент публикации данного материала все поставки комплектующих для ПК в РФ приостановлены, в крупных и популярных торговых точках имеющийся товар на складах снят с продаж, на оставшийся товар установлены заградительные цены выше предыдущих на 30 – 50%, делая бессмысленным сейчас любое приобретение, включая видеокарты. Поэтому в рейтингах указаны цены на момент ДО 24 февраля 2022. Надеемся на скорое прекращение конфликтов и возвращение экономической ситуации в некое устойчивое состояние.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
11 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 170 31 54 000
12 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, разгон до 2002/15800 170 37 46 000
13 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, 1777—1907/14000 160 35 46 000
14 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 160 35 46 000
15 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 150 24 62 000
16 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 100 33 30 000

Лидерство RX 6600 выглядит вполне логичным, ибо эта карта позиционируется как более дорогая. Карта Palit идет на одном уровне с референс-аналогом, что также логично, ибо по частотам они практически равны. Разгон карты Palit позволил ей сравняться с RX 6600, что является безусловным плюсом тестируемой модели. Также прекрасно видно, что RTX 2060, несмотря на свою «драконовскую» стоимость, устапает карте нового поколения. Да, в майнинге RTX 2060 будет пошустрее, чем RTX 3050 (у которого LHR не отключается), однако сейчас мало кто будет отдавать такие деньги за RTX 2060: у карты относительно невысокий хэшрейт, а уж геймерам при такой стоимости она и вовсе не нужна. RX 6500 XT в аутсайдерах, однако и стоимость у него сильно ниже.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 9 тестам, где используется технология трассировки лучей и где одновременно присутствуют Nvidia DLSS и AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
10 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, разгон до 2002/15800 330 72 46 000
11 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, 1777—1907/14000 320 70 46 000
12 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 320 70 46 000
13 RX 6600 XT 8 ГБ, 2359—2664/16000 310 50 62 000
14 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 290 47 62 000
15 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 250 46 54 000
16 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 100 33 30 000

Картина практически повторяется, с той лишь разницей, что RTX 3050 обошел не только Radeon RX 6600, но даже RX 6600 XT: даже поддержка FSR в ряде игр не помогает последнему поколению Radeon компенсировать сильное падение производительности от включения трассировки лучей.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на февраль 2022 года.

ВНИМАНИЕ! Выше сказано, по каким причинам в рейтингах указаны цены на момент ДО 24 февраля 2022. Надеемся на скорое прекращение конфликтов и возвращение экономической ситуации в некое устойчивое состояние. На данный момент рейтинг полезности потерял актуальность.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, разгон до 2002/15800 37 170 46 000
02 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, 1777—1907/14000 35 160 46 000
03 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 35 160 46 000
04 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 33 100 30 000
06 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 31 170 54 000
15 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 24 150 62 000

 

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, разгон до 2002/15800 72 330 46 000
02 Palit Dual RTX 3050 8 ГБ, 1777—1907/14000 70 320 46 000
03 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 70 320 46 000
09 RX 6600 XT 8 ГБ, 2359—2664/16000 50 310 62 000
10 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 47 290 62 000
11 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 46 250 54 000
16 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952 33 100 30 000

 

Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)

 
Hashrate, MH/s

При таком скромном хэшрейте (13—15 мегахэшей в секунду) даже нет смысла возиться с оптимизацией под майнинг Ethereum. У RTX 3050 и без того слабый GPU, так еще и защита LHR работает. Правда, сейчас есть версии майнеров, частично обходящих LHR, но все же основными покупателями RTX 3050 явно будут геймеры, это игровой продукт, а майнингом на таких картах можно заниматься лишь в свободное время и от скуки.

Выводы

Palit GeForce RTX 3050 Dual (8 ГБ) — прежде всего очень выгодный ускоритель на сегодня. Его рыночная стоимость на момент подготовки обзора более чем в полтора раза превышала рекомендованную розничную цену, но из-за отсутствия на рынке решений по более адекватным ценам этот продукт оказался более выгодным, чем даже более быстрые Radeon RX 6600 и RX 6600 XT (особенно для игр с трассировкой лучей).

Карта Palit подходит для классических игр без трассировки лучей в разрешении Full HD с высокими настройками графики, а в некоторые игры она позволит играть в том же разрешении с тем же качеством картинки и с трассировкой лучей (но при включении Nvidia DLSS). Стоит отметить у карты относительно компактные размеры, минимализм в подсветке (с возможностью ее отключения через ПО) и тихую СО.

GeForce RTX 3050, как и все семейство GeForce RTX 30, предлагает интересные решения Nvidia, о которых мы уже неоднократно говорили: поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение при 120 Гц или картинку в 8K при помощи одного кабеля, аппаратное декодирование видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную в будущем обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов.

Все GeForce RTX 3050 выпускаются с защитой от майнинга криптовалют по самому популярному GPU-алгоритму, на котором базируется Ethereum, и эту защиту [пока] полноценно никак не обойти (имеются варианты для увеличения хэшрейта до уровня 70% от максимально возможного, который был бы без LHR, однако для RTX 3050 это в любом случае не слишком актуально).

Справочные материалы:

В номинации «Оригинальный дизайн» плата Palit GeForce RTX 3050 Dual (8 ГБ) получила награду:

Благодарим компанию Palit
и лично Алексея Чебатко
за предоставленную на тестирование видеокарту

Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда

Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD,
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus

Справочник по ценам

3 марта 2022 Г.