Виртуальная реальность в настоящей жизни


Устройства с обратной тактильной связью относятся к одной из моих любимых областей компьютерного мира, наряду с другими технологиями, увеличивающими погружение в виртуальную реальность, например, 3D звуком. И той и другой я достаточно серьезно интересовался (см. статьи Force Feedback и Технологии трехмерного звука), но это было уже довольно давно. Похоже, настало время следующего витка.

Про трехмерный звук тут речи не пойдет, хотя и стоило бы - за последнее время в этой области произошло очень много интересного. Но об этом в следующий раз. А сегодня речь пойдет опять о визуально/осязательном погружении в воображаемый мир, но уже на качественно ином уровне развития. Прошлый раз меня заинтересовала фирма Immersion с ее кусающимися мышками, вырывающимися из руки джойстиками и прочими продуктами основанными на технологии I-Force. Но это немного не то - между рукой игрока и миром, в котором он практически живет остается посторонний предмет. Пусть даже он и дергается в руке в такт выстрелам. ;-)

Итак, посмотрим, что же сегодня нам может дать индустрия для того, чтобы снести перегородки в виде экрана монитора, джойстика, клавиатуры и окончательно погрузить нас в мир вирутальной реальности?



Часть 1. Шлемы

Я постараюсь пройти в порядке от самых дешевых к самым дорогим, но не ручаюсь за то, что смогу его придерживаться. Да, кстати, VFX1 не рассматривается - уж слишком старичок сдал в последнее время.

Итак, первыми на помосте появляется почтенное семейство i-glasses от i-O Display Systems. Немного более молодые чем VFX1, они являются куда более перспективным вариантом. К сегодняшнему дню их уже выросло три поколения - просто i-glasses (~$580), i-glasses X2 (~$2000) и i-glasses ProTec (~$8000). Серия является прекрасным выбором для домашней развлекательной системы: шлем втыкается во все, что втыкается в розетку. Компьютер, телевизор, проигрыватель DVD или VideoCD, видеомагнитофон, при совместной работе со всем этим хозяйством очки i-glasses обеспечивают создание системы класса "виртуальный театр" с самой низкой ценой. Все они обладают следующими способностями: i-glasses

  • Как прозрачная так и непрозрачная оптика
  • Не требуют фокусировки или сложных настроек
  • 3D изображение
  • Возможность регулировки изображения и звука
  • Весьма неплохой эргономичный дизайн
  • Стереозвук
  • Весят всего 250-300 грамм (в зависимости от модели)

Как довольно легко догадаться по названию, i-glasses X2 при сохранении всех положительных свойств своего предшественника (вроде крайне малого веса) вдвое увеличили разрешение изображения. А в результате получились, между прочим, 360000 пикселов. Весьма неплохой результат за такую цену, по которой они продаются.

И, наконец, i-glasses ProTec. Ну тут просто нет слов: разработчикам удалось довести разрешение до вполне человеческих 640х480! Размер виртуального экрана между прочим достиг 88 дюймов - а это, по русски говоря, 2 с лишним метра. Частота вертикальной развертки тоже достигла вполне нормальных 70 Гц. Но стоит это удовольствие: :-(

Кстати, что интересно, шлемами семейства i-glasses сегодня пользуются порядка 20,000 стоматологов при приеме посетителей. Нет, не угадали - их надевают на посетителей, чтобы спокойно сидели. Так и представляется - сижу я значит в кресле, в шлеме QuakeII идет. Так мало того, что этот гад физически измывается своей бор-машиной, так еще и морально - мышку то не дадут!

Следующим на арену выходит GlassTron от компании Sony (~$900). Ну, это неудивительно - с их то опытом создания жидкокристаллических экранов, да не выпустить свой шлем! Правда позиционируют они его в основном для рынка бытовой электроники, где Sony чувствует себя поувереннее. Что можно сказать по его поводу? GlassTron

  • Вес - 310 грамм
  • Поддержка режима прозрачности экрана
  • Автофокусировка, но при этом для каждого глаза изображение можно подстроить отдельно
  • Размер виртуального экрана соотвествует 52 дюймам - 1.3 м
  • Разрешение NTSC - 225x800 точек, что дает нам 180,000 пикселов
  • Где Sony отыгралась, так это на аудиосистеме. Hi-Fi surround звук, частотный диапазон 20Гц-18Кгц, авторегулировка уровня звука.

Ну, и как я сказал выше, несмотря на то, что среди совместимых продуктов значится и PC (правда при наличии соответствующего конвертера), он занимает скромное место среди телевизоров, самых разных источников видео, и даже аудиоцентров и игровых приставок. В общем, чужой он в нашей среде :-).

Вот следующий кандидат в этом плане куда более дружествен к компьютерщикам. Philips Scuba (Всего: $299!) изначально в первую очередь нацеливался на 32/64 бит приставки и мультимедиа PC, а уже потом на видео- аудио- и прочие проигрыватели. Самая симпатичная цель: "интерфейс человек-компьютер, обеспечивающий максимальное погружение по приемлемой цене". Кстати, для этого своего продукта, Philips не поленилась создать специальный сайт.

Scuba При создании Scuba довольно сильно отслеживались эргономические качества - сделано все, для того, чтобы голова как можно меньше уставала, а для товарищей по несчастью могу сказать - шлем спокойно одевается не снимая очков. Что касается звука, то здесь Philips по жизни не уступает Sony, не уступили они и в этот раз. Тот же Hi-Fi surround звук, практически те же 35Гц-18Кгц, не касающиеся ушей источники звука. Естественно, не забыты и все прочие источники видеосигнала, никто не мешает подключить шлем к видеомагнитофону, не исключено, что подключать обратно телевизор после этого уже не захочется. Один из очень немногих шлемов, отслеживающих движения головы (явный и практически единственный плюс VFX1), кабель подключается в COM1 и движения головой начинают работать как движения мышью в режиме mouse look в QuakeII (да-да, я сказал QuakeII, но об этом попозже ;-) ).

А теперь самое интересное, ну или по крайней мере, практически полезное. Поддержка шлема программным обеспечением. Вот тут конкуренции буквально нет, видно, что это не игрушка, а полезная штука. ;-) Scuba поддерживается такими играми, как Quake/Quake II, Carmageddon, Descent/Descent2, Flight Simulator 6.0, Interstate'76, Jedi Knight: Dark Forces 2, MechWarrior 2, Monster Truck Madness, Moto Racer GP, NFS 2/NFS 2SE: И это названы только самые популярные игры из списка поддерживающих его.

Но, не все так радужно :-( Дело в том, что в базовой конфигурации, а это и есть $299, Scuba не отслеживает движений головы, доля отслеживания движений нужно ещё одно устройство под названием Virtuality Trak. Об это говориться прямо на сайте ScubaFX. Стоит это устройство $750, либо сразу в комплекте с Philips Scuba $995, цены в США. Но это еще не все, Scuba работает с сигналом NTSC, а для подключения к РС требуется ещё одно устройство, стоимостью $79,95, которое называется AITech Pocket Scan Converter. Итого мы получаем $1074,95, а не $299. Обидно.

Весит немного побольше конкурентов, но тем не менее все еще нормально - 550 грамм (1,2 фунта). Это, кстати, вес без Virtuality Trak. Я не думаю, что он весит очень много (точно не известно), но он крепится непосредственно на шлем, т.е. вес увеличивается.

Одна хорошая новость -- на сайте ScubaFX можно заказать шлем Scuba со скидкой $100. Это, правда, не особо утешает.

Дальше пойдет High-End, для практического применения уже явно не подходящий. Зато какое качество изображения! Возьмем пару шлемов от V8 Virtual Research - V6 (~$8000) и V8(я цену не нашел, но можете сами представить). При сохранении всех достоинств предыдущих шлемов (3D звук, широкое поле зрения, вес до 1 кг), V6 дает полноценную картинку в режиме 640х480 (на глаз) благодаря 307,200 цветным элементам матрицы. Что же касается V8, то он бьет все рекорды, обеспечивая разрешение 1920х480 (на глаз), используя 921,600 элементов. Качество должно быть обалденное, но и стоит оно соответствующе.

V8 Binoculars На любителей же Virtual Research предлагает небольшой изврат - V8 Binoculars, описывать который по моему нужды нет, все видно на фотографии. Не очень удобно, но зато разрешение (640 х 3) х 480 дает качество картинки, сравнимое с экраном обычного монитора. Да и стоят явно дешевле полноценного шлема (сколько, не скажу - не нашел). К сожалению, все эти модели обеспечивают частоту обновления в 640 х 480 всего-навсего 60 Гц. Virtual Binoculars

Кстати, не одни они такие. n-Vision предлагает аналогичный продукт - Virtual Binoculars. По своим параметрам похожи на вышеописанный бинокль, но немного более впечатляет. Так, максимальное разрешение составляет 1280х1024. Большой плюс таких продуктов - когда надо работать одновременно и в виртуальной реальности, и за обычным монитором.

Datavisor 80 Предлагает n-Vision и обычный шлем - Datavisor 10х ($45,000), моделей VGA и HiRes. Ну, VGA - он и есть VGA, "обычные" 640х480, а вот HiRes - до 1280х1024 в 24 бит цвете с частотой обновления 60 Гц. Вот это уже похоже на что-то интересное! Один из немногих шлемов, отслеживающий движения головы. Правда много ли можно ли двигать головой в шлеме, весящем 1,8 кг - это хороший вопрос. Про Datavisor 80 я даже рассказывать не буду - можно захлебнуться собственной слюной - одно только поле зрения составляет 120 градусов, но к моему большому сожалению в список Fortune 500 я не вхожу, так что даже мечтать о таких игрушках мне не приходится.

И т.д. и т.п. Идя все дальше и дальше, мы доберемся до шлемов ценой в $145,000, но поскольку для нашего человека они могут представлять интерес такой же, как слон в зоопарке, в данном обзоре они не рассматривались.

Из тех же рассмотренных шлемов, на которые с грехом пополам можно наскрести денег, явную симпатию редакции вызывает Philips Scuba, непревзойденным соотношением цены ($300) и своих потребительских качеств (Hi-Fi 3D звук, эргономика, отслеживание движений головы, и, главное, мощная поддержка в играх).

Да, хотелось бы не забыть и о большой ложке дегтя в этой маленькой бочке меда. Везде, где говорится о разрешениях, превышающих 640х480, автоматом добавляйте - NTSC. Единственный видеосигнал от компьютера, воспринимаемый сегодяншними шлемами - это VGA 640x480.

На этом разрешите откланяться. Первая часть статьи окончена. Надеюсь, в ближайшее время последует и вторая, там речь пойдет еще об одном неотъемлемом атрибуте комплектов для погружения в виртуальные миры - перчатках.




Дополнительно

Virtual Reality in Real Life

Виртуальная реальность в настоящей жизни

Устройства с обратной тактильной связью относятся к одной из моих любимых областей компьютерного мира, наряду с другими технологиями, увеличивающими погружение в виртуальную реальность, например, 3D звуком. И той и другой я достаточно серьезно интересовался (см. статьи Force Feedback и Технологии трехмерного звука), но это было уже довольно давно. Похоже, настало время следующего витка.

Про трехмерный звук тут речи не пойдет, хотя и стоило бы - за последнее время в этой области произошло очень много интересного. Но об этом в следующий раз. А сегодня речь пойдет опять о визуально/осязательном погружении в воображаемый мир, но уже на качественно ином уровне развития. Прошлый раз меня заинтересовала фирма Immersion с ее кусающимися мышками, вырывающимися из руки джойстиками и прочими продуктами основанными на технологии I-Force. Но это немного не то - между рукой игрока и миром, в котором он практически живет остается посторонний предмет. Пусть даже он и дергается в руке в такт выстрелам. ;-)

Итак, посмотрим, что же сегодня нам может дать индустрия для того, чтобы снести перегородки в виде экрана монитора, джойстика, клавиатуры и окончательно погрузить нас в мир вирутальной реальности?



Часть 1. Шлемы

Я постараюсь пройти в порядке от самых дешевых к самым дорогим, но не ручаюсь за то, что смогу его придерживаться. Да, кстати, VFX1 не рассматривается - уж слишком старичок сдал в последнее время.

Итак, первыми на помосте появляется почтенное семейство i-glasses от i-O Display Systems. Немного более молодые чем VFX1, они являются куда более перспективным вариантом. К сегодняшнему дню их уже выросло три поколения - просто i-glasses (~$580), i-glasses X2 (~$2000) и i-glasses ProTec (~$8000). Серия является прекрасным выбором для домашней развлекательной системы: шлем втыкается во все, что втыкается в розетку. Компьютер, телевизор, проигрыватель DVD или VideoCD, видеомагнитофон, при совместной работе со всем этим хозяйством очки i-glasses обеспечивают создание системы класса "виртуальный театр" с самой низкой ценой. Все они обладают следующими способностями: i-glasses

  • Как прозрачная так и непрозрачная оптика
  • Не требуют фокусировки или сложных настроек
  • 3D изображение
  • Возможность регулировки изображения и звука
  • Весьма неплохой эргономичный дизайн
  • Стереозвук
  • Весят всего 250-300 грамм (в зависимости от модели)

Как довольно легко догадаться по названию, i-glasses X2 при сохранении всех положительных свойств своего предшественника (вроде крайне малого веса) вдвое увеличили разрешение изображения. А в результате получились, между прочим, 360000 пикселов. Весьма неплохой результат за такую цену, по которой они продаются.

И, наконец, i-glasses ProTec. Ну тут просто нет слов: разработчикам удалось довести разрешение до вполне человеческих 640х480! Размер виртуального экрана между прочим достиг 88 дюймов - а это, по русски говоря, 2 с лишним метра. Частота вертикальной развертки тоже достигла вполне нормальных 70 Гц. Но стоит это удовольствие: :-(

Кстати, что интересно, шлемами семейства i-glasses сегодня пользуются порядка 20,000 стоматологов при приеме посетителей. Нет, не угадали - их надевают на посетителей, чтобы спокойно сидели. Так и представляется - сижу я значит в кресле, в шлеме QuakeII идет. Так мало того, что этот гад физически измывается своей бор-машиной, так еще и морально - мышку то не дадут!

Следующим на арену выходит GlassTron от компании Sony (~$900). Ну, это неудивительно - с их то опытом создания жидкокристаллических экранов, да не выпустить свой шлем! Правда позиционируют они его в основном для рынка бытовой электроники, где Sony чувствует себя поувереннее. Что можно сказать по его поводу? GlassTron

  • Вес - 310 грамм
  • Поддержка режима прозрачности экрана
  • Автофокусировка, но при этом для каждого глаза изображение можно подстроить отдельно
  • Размер виртуального экрана соотвествует 52 дюймам - 1.3 м
  • Разрешение NTSC - 225x800 точек, что дает нам 180,000 пикселов
  • Где Sony отыгралась, так это на аудиосистеме. Hi-Fi surround звук, частотный диапазон 20Гц-18Кгц, авторегулировка уровня звука.

Ну, и как я сказал выше, несмотря на то, что среди совместимых продуктов значится и PC (правда при наличии соответствующего конвертера), он занимает скромное место среди телевизоров, самых разных источников видео, и даже аудиоцентров и игровых приставок. В общем, чужой он в нашей среде :-).

Вот следующий кандидат в этом плане куда более дружествен к компьютерщикам. Philips Scuba (Всего: $299!) изначально в первую очередь нацеливался на 32/64 бит приставки и мультимедиа PC, а уже потом на видео- аудио- и прочие проигрыватели. Самая симпатичная цель: "интерфейс человек-компьютер, обеспечивающий максимальное погружение по приемлемой цене". Кстати, для этого своего продукта, Philips не поленилась создать специальный сайт.

Scuba При создании Scuba довольно сильно отслеживались эргономические качества - сделано все, для того, чтобы голова как можно меньше уставала, а для товарищей по несчастью могу сказать - шлем спокойно одевается не снимая очков. Что касается звука, то здесь Philips по жизни не уступает Sony, не уступили они и в этот раз. Тот же Hi-Fi surround звук, практически те же 35Гц-18Кгц, не касающиеся ушей источники звука. Естественно, не забыты и все прочие источники видеосигнала, никто не мешает подключить шлем к видеомагнитофону, не исключено, что подключать обратно телевизор после этого уже не захочется. Один из очень немногих шлемов, отслеживающих движения головы (явный и практически единственный плюс VFX1), кабель подключается в COM1 и движения головой начинают работать как движения мышью в режиме mouse look в QuakeII (да-да, я сказал QuakeII, но об этом попозже ;-) ).

А теперь самое интересное, ну или по крайней мере, практически полезное. Поддержка шлема программным обеспечением. Вот тут конкуренции буквально нет, видно, что это не игрушка, а полезная штука. ;-) Scuba поддерживается такими играми, как Quake/Quake II, Carmageddon, Descent/Descent2, Flight Simulator 6.0, Interstate'76, Jedi Knight: Dark Forces 2, MechWarrior 2, Monster Truck Madness, Moto Racer GP, NFS 2/NFS 2SE: И это названы только самые популярные игры из списка поддерживающих его.

Но, не все так радужно :-( Дело в том, что в базовой конфигурации, а это и есть $299, Scuba не отслеживает движений головы, доля отслеживания движений нужно ещё одно устройство под названием Virtuality Trak. Об это говориться прямо на сайте ScubaFX. Стоит это устройство $750, либо сразу в комплекте с Philips Scuba $995, цены в США. Но это еще не все, Scuba работает с сигналом NTSC, а для подключения к РС требуется ещё одно устройство, стоимостью $79,95, которое называется AITech Pocket Scan Converter. Итого мы получаем $1074,95, а не $299. Обидно.

Весит немного побольше конкурентов, но тем не менее все еще нормально - 550 грамм (1,2 фунта). Это, кстати, вес без Virtuality Trak. Я не думаю, что он весит очень много (точно не известно), но он крепится непосредственно на шлем, т.е. вес увеличивается.

Одна хорошая новость -- на сайте ScubaFX можно заказать шлем Scuba со скидкой $100. Это, правда, не особо утешает.

Дальше пойдет High-End, для практического применения уже явно не подходящий. Зато какое качество изображения! Возьмем пару шлемов от V8 Virtual Research - V6 (~$8000) и V8(я цену не нашел, но можете сами представить). При сохранении всех достоинств предыдущих шлемов (3D звук, широкое поле зрения, вес до 1 кг), V6 дает полноценную картинку в режиме 640х480 (на глаз) благодаря 307,200 цветным элементам матрицы. Что же касается V8, то он бьет все рекорды, обеспечивая разрешение 1920х480 (на глаз), используя 921,600 элементов. Качество должно быть обалденное, но и стоит оно соответствующе.

V8 Binoculars На любителей же Virtual Research предлагает небольшой изврат - V8 Binoculars, описывать который по моему нужды нет, все видно на фотографии. Не очень удобно, но зато разрешение (640 х 3) х 480 дает качество картинки, сравнимое с экраном обычного монитора. Да и стоят явно дешевле полноценного шлема (сколько, не скажу - не нашел). К сожалению, все эти модели обеспечивают частоту обновления в 640 х 480 всего-навсего 60 Гц. Virtual Binoculars

Кстати, не одни они такие. n-Vision предлагает аналогичный продукт - Virtual Binoculars. По своим параметрам похожи на вышеописанный бинокль, но немного более впечатляет. Так, максимальное разрешение составляет 1280х1024. Большой плюс таких продуктов - когда надо работать одновременно и в виртуальной реальности, и за обычным монитором.

Datavisor 80 Предлагает n-Vision и обычный шлем - Datavisor 10х ($45,000), моделей VGA и HiRes. Ну, VGA - он и есть VGA, "обычные" 640х480, а вот HiRes - до 1280х1024 в 24 бит цвете с частотой обновления 60 Гц. Вот это уже похоже на что-то интересное! Один из немногих шлемов, отслеживающий движения головы. Правда много ли можно ли двигать головой в шлеме, весящем 1,8 кг - это хороший вопрос. Про Datavisor 80 я даже рассказывать не буду - можно захлебнуться собственной слюной - одно только поле зрения составляет 120 градусов, но к моему большому сожалению в список Fortune 500 я не вхожу, так что даже мечтать о таких игрушках мне не приходится.

И т.д. и т.п. Идя все дальше и дальше, мы доберемся до шлемов ценой в $145,000, но поскольку для нашего человека они могут представлять интерес такой же, как слон в зоопарке, в данном обзоре они не рассматривались.

Из тех же рассмотренных шлемов, на которые с грехом пополам можно наскрести денег, явную симпатию редакции вызывает Philips Scuba, непревзойденным соотношением цены ($300) и своих потребительских качеств (Hi-Fi 3D звук, эргономика, отслеживание движений головы, и, главное, мощная поддержка в играх).

Да, хотелось бы не забыть и о большой ложке дегтя в этой маленькой бочке меда. Везде, где говорится о разрешениях, превышающих 640х480, автоматом добавляйте - NTSC. Единственный видеосигнал от компьютера, воспринимаемый сегодяншними шлемами - это VGA 640x480.

На этом разрешите откланяться. Первая часть статьи окончена. Надеюсь, в ближайшее время последует и вторая, там речь пойдет еще об одном неотъемлемом атрибуте комплектов для погружения в виртуальные миры - перчатках.