Настал момент официально представить новое поколение графических процессоров компании NVIDIA и рассказать подробности об их архитектуре и возможностях.
Итак, семейство графических чипов GeForce 6800, ранее известное под рабочим названием NV40, сегодня официально переходит из стадии разработки в стадию внедрения. На первых порах семейство будет состоять из двух чипов: GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800, с единой архитектурой.
Основное отличие между чипами заключается в том, что GeForce 6800 Ultra обладает 16 конвейерами, а GeForce 6800 — только 12 конвейерами. Плюс, основное количество карт на GeForce 6800 Ultra, по замыслу, будет комплектоваться 256 Мб памяти DDR3, в то время как карты на GeForce 6800 — 128 Мб памяти DDR. Впрочем, как обычно, со временеи могут появиться самые разные сочетания чипов и памяти.
Перечислим основные технологические новшества, появившиеся в составе новых графических процессоров NVIDIA:
- Суперскалярная 16-конвейерная архитектура с 6 вертексными модулями и поддержкой памяти DDR3, реальная 32-битность конвейеров
- Поддержка шины PCI Express x16, полная поддержка AGP 8X
- Количество транзисторов: 222 млн.
- Тактовая частота ядра: 400 МГц
- Производитель: IBM
- Техпроцесс: 0,13 мкм
- Корпус: FCBGA (flip-chip ball grid array), габариты 40 х 40 мм
- Работа с драйверами серии ForceWare серии 60 и выше
- Поддержка 256-битной памяти GDDR3 с тактовыми частотами от 550 МГц (1,1 ГГц DDR) и выше
- Движок NVIDIA CineFX 3.0: поддержка Pixel Shader 3.0, Vertex Shader 3.0, использование возможностей замещающей и тональной разметки (Displacement Mapping, Tone Mapping) в режиме реального времени; до 16 текстур за проход, поддержка 16-битного и 32-битного формата FP, текстур в формате sRGB, сжатия DirectX и S3TC; поддержка 32bpp, 64bpp и 128bpp режимов рендеринга; поддержка множества новых визуальных эффектов
- NVIDIA HPDR (High-Precision Dynamic-Range) на базе технологии OpenEXR, с поддержкой FP фильтации, текстурирования, смешения и сглаживания, позволяющие приблизить 3D графику к возможностям кинематографического реализма
- Технология Intellisample 3.0: расширенная технология 16x анизотропной фильтрации, повышенная производительность режимов сжатия; технология HCT (High-resolution compression), использование новых алгоритмов сжатия без потерь для работы с цветом, текстурами и данными z-буфера во всех режимах, включая варианты с высоким разрешением и скоростью обновления кадра; быстрая очистка z-буфера;
- Технология NVIDIA UltraShadow II: увеличение в 4 раза по сравнению с предыдущим поколением GPU производительности в играх с усиленной проработкой теней (типа Doom III от id Software)
- Расширенные возможности мониторинга и управления температурным режимом карты
- Расширенная функциональность работы с дисплеями и вывода видео: интегрированный видео процессор, аппаратный декодер MPEG, акселератор обработки WMV9, адаптивный деинтерлейсинг, масштабирование и фильтрация видеосигнала; интегрированный ТВ декодер NTSC/PAL с поддержкой разрешения до 1024 x 768, поддержка технологии защиты от копирования Macrovision; декодирование DVD и HDTV сигнала в формате MPEG-2 с разрешением до 1920 x 1080i; интегрированный двойной 400 МГц RAMDAC под дисплеи с разрешением до 2048 x 1536 @ 85 Гц; два порта DVO для подключения внешних TMDS трансмиттеров и внешних ТВ декодеров; поддержка технологии многооконного вывода Microsoft Video Mixing Renderer (VMR) с высоким качеством в каждом окне; интерфейс VIP 1.1 (видеовход); полная поддержка мульти-дисплейного вывода NVIDIA nView
- Технология NVIDIA Digital Vibrance Control (DVC) 3.0: управление цветом и резкостью изображения
- Поддерживаемые ОС: Windows XP/ME/2000/9X; MacOS, Linux
- Поддержка API: полная поддержка DirectX, включая последние версии DirectX 9.0; полная поддержка OpenGL, включая OpenGL 1.5
Пока в наших руках не появились образцы карт на чипах серии GeForce 6800, говорить о каких-то особенностях энергопотребления чипа видимо, рановато, хотя, гигантское ядро на 222 млн. транзисторов в любом случае подразумевают немалую прожорливость карты; по крайней мере, рекомендации NVIDIA для тестеров карт этой серии настоятельно советуют применять в контрольных системах блоки питания мощностью от 480 Вт и выше. Кстати, референсные карты на GeForce 6800 Ultra, как указано там же, будут занимать площадь двух стандартных слотов с обратной стороны ПК, однако, как известно, для производителей розничных карт эта рекомендация не указ, и не исключено, что в розницу попадут и однослотовые варианты.
Что ж, теперь можно ожидать появления результатов тестовых проверок новых графических карт на чипах серии на GeForce 6800. Наберитесь немного терпения, на нашем сайте обзор новых GPU появится в самое ближайшее время. В заключение остается упомянуть партеров NVIDIA, поддержавших выпуск нового семейства графических чипов и подготавливающих решения на них, называют компании Albatron, AOpen, ASUSTeK Computer, Chaintech, Gainward, Leadtek Research, MSI, Palit Microsystems, PNY Technologies, Prolink Computer, Shuttle и XFX Technologies.