Активная 5.1-акустика SVEN 988



Читатель: А вы сознательно не тестируете Hi-Fi акустику?

Очень злой редактор: Что значит "сознательно не тестируете Hi-Fi акустику"? Вероятно так же сознательно мы не тестируем пылесосы, холодильники и стиральные машины, хотя, скажем, во многих из них присутствует микропроцессор.

Читатель: А чем, собственно, конструктивно Hi-Fi акустика отличается от PC-акустики? По-моему, там различий намного меньше, чем между компом и пылесосом.

Очень злой редактор: Тогда комп и пылесос вообще — близнецы-братья! Оба имеют корпус, стоящий на полу, кнопку включения, шумят, засасывают пыль с одной стороны и выпускают тёплый воздух с другой, а также служат на благо человеку…
 
(Из диалога в форуме)

Класс PC-ориентированной акустики для многих возник неожиданно. Откуда вообще взялась потребность подключать к компьютеру что-то прилично звучащее? Давайте разберёмся.

В первую очередь это произошло благодаря тому, что современный домашний компьютер оказался способен воспроизводить музыку и фильмы с очень приличным качеством, предоставляя пользователю невиданные до этого удобство и комфорт о обращении с домашней коллекцией записей. Я говорю в первую очередь о MP3 и MPEG-4 дисках. Ни каких тебе стареющих от внешней среды и использования дурацких пластинок, бабин с лентами, VHS- или музыкальных компакт-кассет…

С компьютером всё становится гораздо проще и прозаичнее. Зашёл в сеть, слил на винт понравившуюся композицию — и, балдей под неё хоть сутки напролёт: магнитный слой не осыпется, лента не зажуётся, иглы менять не надо, головку магнитофона протирать спиртом не надо и т.п. Или же пошёл на барахолку, купил 10 альбомов любимого исполнителя, ужатых на один компакт всего за 70 рублей (а если постараться, то сегодня даже можно найти MP3-компакты с приемлемым битрейтом: 160 или 192 кбит/с). И вообще, даже в обращении с обширной коллекцией меломана одни сплошные плюсы: если MP3 лежит на винчестере (а харды сейчас весьма дешевы), то в любом приличном проигрывателе под Windows есть возможность автоматической сортировки файлов по жанрам, альбомам, артистам и полным названиям композиций в привычную многим древовидную структуру, на манер хранящихся на винчестере файлов. В каждой композиции можно мгновенно переходить к любой точке воспроизведения, а также поставить режим непрерывного проигрывания с плавным переходом одной вещи в другую, да ещё и цветомузыку включить на экране. Кто бы мог о таком мечтать ещё 10 лет назад? :)

Или те же фильмы на MPEG-4 диске. Купил варианта 3 разных подпольных изданий нового фильма с этикеткой "Real DVD Quality" где-нибудь в углу. Допустим, 2 из них выкинул сразу. Не повезло: сняты откуда-нибудь с бокового места из подмышки в китайском кинотеатре (потому как с субтитрами из иероглифов). Зато один да окажется с хорошо передранным с DVD изображением и стереозвуком (даже в долби-куда-то-там-чего-то). Да, иногда появляются квадраты и заедания от плохого DivX-кодера, но если вмазать перед просмотром пару бутылочек хорошего пивка и постоянно отвлекаться на поиск чипсов по краям хрустящего пакета — то очень даже ничего. И даже если у киномана очень много денег на DVD-диски, фильмы, заслуживающие быть купленными на DVD, выходят реже, чем хотелось бы. Для таких недо-фильмов как раз подходит недо-DVD-формат.

Аппаратура обывателя прошлых десятилетий не дотягивала ни по качеству, ни по практичности до сегодняшнего уровня MP3/MPEG-4, не говоря уже о качестве более серьёзных и достаточно массовых CD-DA или DVD-Video дисках. В последних случаях, если требуется повышенное качество записи, то современный компьютер на "раз-два" решает все проблемы. Музыкальный компакт, взятый у друга на полчаса, легко переписывается на пишущем приводе на любую болванку за пару десятков рублей, совсем без шаманства (вроде ежеминутной протирки головок и подкручивания их положения) и при этом с неотличимым от оригинала качеством (чего, кстати, нельзя было сказать о переписанных с одной на другую на бытовых деках кассетах). А ведь скоро подтянутся и пишущие DVD-приводы. Во всяком случае фирмы-производители потихоньку утрясли стандарты и начинают выпускать на свой страх и риск первые серийные продукты.

Звуковые карты в последние годы тоже как-то незаметно превратились из 8-битных замарашек-золушек в сказочных принцесс с 18-20 битными преобразователями и поддержкой воспроизведения 5.1-звука в фильмах и играх. А технические характеристики и неплохое звучание позволили им претендовать на качество Hi-Fi аппаратуры начального ценового диапазона. А кое у кого и замелькали в пресс-релизах характеристики 24 бит 96 кГц, которые, возможно, скоро превратятся из рекламных цифр в реальное качество звучания и станут атрибутом всех приличных звуковых картах.

Таким образом, у компьютерное акустики не было другого выхода, как подтянуться по звучанию поближе к своим Hi-Fi коллегам.

Пере-бумбоксы или недо-хи-фи-шки?

Так чем же характерна PC-ориентированная акустика? Прежде всего тем, что она имеет встроенный усилитель, то есть принадлежит к классу активной акустики. И вторая отличительная особенность — её дешевизна. По качеству звучания даже самые дорогие её модели (под $200 за набор деревянной 5.1-акустики), не дотягивают до обычных Hi-Fi/Hi-End колонок, превосходящих PC-акустику в цене в разы или, в комплекте с хорошим усилителем, даже в десятки раз.

Однако нет смысла превозносить или, наоборот, ругать такую акустику за звучание или её несовершенство — ведь на всякий товар найдётся свой купец. Не нравится — не слушай. А доказывать, что S90 или какие-нибудь напольные Jamo всё равно звучат лучше — тоже глупость, ибо большие колонки — это совсем другой класс акустики. В целях профилактики на это можно развести флейм, что 5-киловаттные колонки JBL 3-метрового роста, предназначенные для стадионов, всё равно лучше и мощнее, чем те же S90. Или, скажем, что наушники Senheiser по звуку круче всех колонок вместе взятых. Чем крыть будете? :) Отсюда мораль: всякому устройству — своё предназначение. Вещь нужно использовать только в том диапазоне применений, на которое она рассчитана.

Вернёмся к нашим компьютерам. Одной из первых фирм, предложивших покупателю PC-акустику с Hi-Fi дизайном была компания Jazz Speakers. Характерные представители — модели J-707 и J-703. Их внешний вид, к сожалению, обманчив. Ощущения после первого прослушивания напоминают ситуацию, как если бы в предвкушении испить сладкого клубничного компота в фужере оказалось недобродившее виноградное сухое вино. После первого глотка задумываешься — то ли выплюнуть сразу, то ли закусить пирожным в виде дешёвой цены колонок (если это вообще получится проглотить). Произошла такая оказия вследствие неполного раскрытия потенциала колонок (кстати, о всех недоработках и слабых местах этих моделей производитель получил всю информацию в личной беседе с нами). Хотя, возможно, это только на наш придирчивый слух — ведь многим даже такой звук приходится по вкусу.

Помню, как с обречённым видом мы вскрывали упаковку с намного более дешёвыми колонками SPS-678 и SPS-699 от никому в ту пору не известной китайской фирмы F&D. На удивление, колонки продемонстрировали умение не только не вызвать отвращение своим звучанием, но даже уважение хорошей конструкцией и общей сбалансированностью (то есть хорошим показателем цена/качество).

Перейдём к 5.1-наборам акустики. С пластмассовыми колоночками типа Genius SW-5.1 Surround и прочими украшениями компьютерного стола всё понятно: и бумкают, и цикают строго на свои $70. :) А вот с изделием Jazz, моделью J-9906, вышло печальнее, чем со стереоколонками от этой фирмы. Производителя явно хватило лишь на стильный дизайн. Внутренности колонок, бездарно спроектированный сабвуфер и усилитель послужили поводом для нашей детальной и конструктивной критики. Я уже не говорю о довольно странных комплектных декодерах DE005/DE006, которые оказались не совместимы с Live!5.1/Audigy и Philips Edge по цифре. К счастью, Jazz потихоньку исправляется и учитывает нашу критику. Их новые модели колонок J-6508 порадовали нас гораздо больше! (Возможно про них выйдет отдельный обзор).

Комплект 5.1-акустики F&D IHOO 5.1 нашим постоянным читателям представлять не нужно. :) Что тут скажешь? Видимо у F&D получилось очень удачное изделие! Я бы сказал, просто образец гармоничного сочетания приятного внешнего вида, хорошего звука и невысокой цены. До полочной Hi-Fi акустики класса B&W звучание IHOO, конечно же, никак не дотягивает, однако даже на мой привередливый слух и после всех остальных акустических фильмов-ужасов слушается вполне прилично. В качестве компьютерной акустики, особенно для просмотра DVD и прослушивания CD-DA — один из лучших вариантов активной 5.1-акустики на сегодня. Ажиотаж вокруг этих колонок полгода назад стоял невероятный: люди составляли списки, заказывали акустику, платя деньги вперёд, чуть ли не номерки на руках рисовали, как в очереди за колбасой во времена социалистического дефицита. :)

И кто теперь мне скажет, что хорошо звучащая акустика не нужна пользователям компьютеров и их вполне устраивают звукоимитаторы за $10? :) Помню, один мой приятель всю жизнь слушал музыку на компьютере из какого-то раздолбанного бумбокса. На все мои вопросы о том, на какой помойке он его нашёл, приятель отвечал: "ну они же играют… а больше мне ничего и не надо". Однако как-то зайдя ко мне в гости и мельком послушав IHOO, он воскликнул: "Слушай, а нефигово шпарят! Вот, мать их, китайцы, придумают же! А сколько они стоят, эти УХИ… Или, как их там — ИХУ… Что? Так мало?! И ты молчал?! Всё, бегу покупать!!!"

Короче говоря, фирма SVEN, которая привезла колонки F&D в Россию, учла успешный опыт с продажей этой марки акустики, и занялась сейчас ввозом различных китайских колонок теперь уже под своей маркой. И в данном обзоре мы посмотрим на сегодняшнюю топ-модель в линейке 5.1-акустики от SVEN, а именно на модель SVEN 988. Модель стоит на ~20-30% дороже IHOO 5.1, но зато, помимо всего прочего, имеет пульт ДУ и более футуристический дизайн оформления.

Внешний вид

Набор состоит из пяти совершенно одинаковых сателлитов и сабвуфера, содержащего в себе усилитель на все 6 каналов, блок коммутации и ИК-приёмник пульта ДУ.

Внешний вид колонок заслуживает 5 баллов без всяких оглядок на их цену. По размеру сателлит немного уступает колонке от IHOO.

Общие данные

Внимание! Если Вы не до конца понимаете использующиеся в паспорте акустики технические термины и величины, то либо не обращайте на них внимание, либо найдите время прочитать наши пояснения по этому поводу: Руководство покупателя современной PC-акустики с подробными разъяснениями значений технических параметров и Краткий словарь терминов по мультимедийной акустике.

В данном случае характеристики SVEN988 стандартны и, кроме роста и веса, довольно бесполезны. Судите сами:

  • Мощность (RMS): сабвуфер — 40 Вт, сателлиты — 5 × 18 Вт;
  • Динамики: сабвуфер — 200 мм, сателлиты: среднечастотный — 100 мм, высокочастотный — 20 мм;
  • Импеданс сателлитов: 8 Ом;
  • Блок питания: ~220 В, 50 Гц;
  • Магнитное экранирование динамических головок;
  • Частотный диапазон усилителя: 20–20000 Гц;
  • Индикатор питания, сетевой выключатель;
  • раздельные регуляторы громкости, ПДУ;
  • переключатель входов;
  • Материал корпуса: дерево;
  • Размеры: сабвуфер — 396 × 210 × 490 мм, сателлиты — 241 × 154 × 186 мм;
  • Масса брутто (то бишь вместе с упаковкой): 31,8 кг.

Вес упаковки вместе с колонками бьёт IHOO на целых 6 килограмм! При этом сабвуфер весит около 10 кг, сателлиты по 3 кг каждый.

По поводу деревянности колонок. На наши прошлые обзоры были нарекания, что мы пишем дерево, ДВП или ламинированный MDF, а на самом деле это прессованный картон, обклеенный плёнкой. Дело в том, дорогие мои правдолюбы, что слово "картон" для обычных людей ассоциируется с чем-то несерьёзным (к примеру, с несерьёзной упаковкой из под обуви), и вряд ли кому-то что-то скажет… То есть "картон" — не является точным определением даже в большей мере, нежели "дерево". Если кто-то является экспертом в области материалов из отходов лесотехнической промышленности, то милости просим нас проконсультировать, как написать точнее.

В общем, как это не называй, одно можно сказать абсолютно точно: материал у деревянных компьютерных колонок такой, какой сейчас используется для изготовления большинства Hi-Fi акустики. Он имеет удельный вес, превышающий таковой у "чистого" дерева, а при достаточной толщине стенок не допускает возникновения паразитных призвуков от вибрации стенок даже на очень большой громкости (то есть обладает достаточно хорошими виброгасящими свойствами). Всё это в полной мере относится и к материалу стенок сателлитов и сабвуфера у набора SVEN988.

Очень приятно, что к колонкам есть инструкция на русском языке, которую можно скачать с сайта поддержки продукции, поставляющейся под маркой SVEN. В ней подробно написано "что куда сувать" (именно на таком слэнге обращаются с вопросами в письмах наши юные читатели). :)

Усилительный блок

На передней панели расположены:

  • переключатель входов и режимов работы (INPUT SELECTOR);
  • общий регулятор громкости (VOLUME);
  • регулятор громкости сабвуфера (WOOFER VOL);
  • ИК-датчик дистанционного управления (REMOTE);
  • выключатель питания (POWER ON/OFF).

Коммутация входов производится по кругу поворотом верхней рукоятки или выбором конкретной кнопки на пульте ДУ. При этом в динамиках раздаются едва слышимые щелчки — следствие замыкания контактов при подключенной предусилительной схеме. На IHOO при коммутации в динамиках вообще раздаётся скрежет (вследствие дребезга механических контактов). Впрочем, всё в порядке: дёшево и должно быть сердито.

Регулятор громкости крутится с небольшим усилием — ведь его нагружает электропривод, который приводится в движение при управлении с пульта ДУ. Такая возможность предусматривается только в достаточно дорогих музыкальных центрах. Зрелище очень приятное, особенно в вечерней затемнённой обстановке: синий светодиодный индикатор положения ручки громкости плавно скользит по кругу, как будто ручку крутит человек-невидимка. Дискретность управления громкостью никаких нареканий не вызывает.

Выключатель питания на передней панели SVEN988 — просто бальзам на душу, после акробатических этюдов с включением сабвуфера IHOO. Владельцы последнего меня хорошо поймут. :)

3 линейных стереовхода позволят подключить к усилителю любые стереоустройства: телевизор/видеомагнитофон, бытовой DVD/CD-привод, радиотюнер. Преимущество такого единого подключения в том, что выбрать источник звука можно одним нажатием на пульте ДУ, не вставая с кресла. Да, за комфорт придётся переплатить.

5.1-вход как нельзя кстати подходит для подключения 5.1-звуковой карты, стоящей в компьютере. Владельцам 4-канальных карт не остаётся ничего другого, как сделать апгрейд на какое-нибудь современное звуковое решение, благо что цены на 5.1-звуковые карты начинаются сегодня от $10 за какой-нибудь отсто… то есть бюджетное решение на С-Media 8738, и заканчивая вершиной прогресса на сегодня — Creative SB Audigy аж за $75 (в OEM-варианте). Помимо хорошего звука, одна из актуальных и при этом отсутствующих у конкурентов фишек в Audigy — возможность указания в герцах (!) частоты разделения сигнала между сателлитами и сабвуфером.

На тыльной стороне сабвуферно-усилительного блока расположены выходы на фронтальные (FRONT L/R), тыловые (REAR L/R.) и центральный (CENTER) спикеры.

Подключение

Так же, как и у IHOO выходные разъёмы SVEN 988 выполнены на манер компонентной Hi-Fi аппаратуры и доставят немало мучений при подключении проводов для людей с кривыми руками. Ребята, говорю сразу: эти колонки не для вас, либо заранее готовьте пиво для специалистов по подключению Hi-Fi акустики. :) А если учесть, что и проводов "миниджек на два тюльпана" для подключения к компьютеру не предусмотрено, то по сему поводу фирму SVEN стоит возлюбить как сидорову козу и затем поставить в угол! :) Однако таких проводов не предусмотрено ни в одном наборе активной 5.1-акустики, с которыми бы я встречался. Я лично проблем в том не вижу: найти или спаять 3 таких проводочка обойдётся максимум в 100 рублей. Торговым компьютерным фирмам я советую заранее заботливо заготовить на этот случай PC-connection bonus pack. (К слову, ответственный представитель фирмы SVEN уже пообещал всю акустику в новой партии комплектовать необходимыми шнурами).

И не спрашивайте меня, пожалуйста, как решить проблему с подключением этого комплекта к компьютеру через цифровой S/PDIF интерфейс. Потому как для подключения через такой интерфейс нужны 3 вещи:

  1. Чёткое понимание, что это вообще такое и зачем это нужно (см. FAQ по цифровому представлению звуковых сигналов);
  2. Передающее устройство с выходом S/PDIF out и принимающее устройство с входом S/PDIF in;
  3. Качественный соединительный провод и прямые руки для обеспечения надёжного контакта.

Также не нужно меня спрашивать, почему сабвуфер и центральный канал начинают шуметь и пищать при подаче на аналоговый вход цифрового S/PDIF-сигнала, снятого с "Digital Out" карты Live!Value. Это, мои дорогие, к доктору. В кабинет №10 с надписью "психиатр". Я — это не он, а он — это не я. Надеюсь теперь всем всё стало ясно.

А если серьёзно, то к 4-канальной карте подключить 5.1-акустику никак не получится. С другой стороны, если у человека есть деньги на SVEN 988 и DVD-диски по $30, то уж хотя бы Live!5.1 то он может себе позволить.

При подключении к Live!5.1 и Audigy в отличие от случая с подключением IHOO сигналы на центр и саб соответствуют той же самой цветовой маркировке тюльпанчиков.

Комплектные соединительные провода сделаны из многожильного медного провода, ровно 1 мм в сечении, в гибкой пластиковой изоляции достаточно неплохи, а также имеют большой запас по длине (около 8 метров на тыловые колонки и около 4 метров на фронтальные). Больше ничего примечательного по подключению сказать нельзя.

Надеюсь, что у вас ещё остались силы на самое интересное? :) Тогда переходим к слуховым тестам.

Слуховые тесты

Для тестирования использовался компьютер на базе процессора P3-550, не имеющий в своей конструкции ни одного работающего "карлсона": встроенное видео на i815 обходится штатным чипсетным радиатором (как расплата за мутное изображение на 17-шке), процессор неплохо себя чувствовал со снятым вентилятором, а пропеллер блока питания, предусмотрительно дующий в корпусе InWin A700 непосредственно на процессор, был отключен аккуратно впаянным в разрыв цепи тумблером (последний оставлен для каких-нибудь интенсивных задач, типа проигрывания MPEG-4). Журчание и без того тихого винчестера Fujitsu совсем умолкли на полусантиметровом сеновале из отслужившего свой век мягкого ткане-резинового мышиного коврика, положенного тканью вниз. Получившаяся идеальная рабочая станция меломана (по совместительству мой измерительный инструмент для снятия АЧХ) без проблем проработала уже больше двух недель без дополнительного охлаждения и, что самое важное, без малейших проблем со стабильностью. По датчику Intel Active Monitor температура поднялась всего на 10 градусов: с 30 до 40.

Слуховые тесты умышленно проводились до заглядывания внутрь акустики и усилителя. В качестве тестового материала служили wav-файлы с музыкой, предварительно сграбленные с CD-DA. Использовались различные жанры — от живой джазовой музыки, до современной электронной и танцевальной. Воспроизводящие звук карточки: EgoSys Waveterminal 2496 для музыки и Creative SB Live! 5.1 для фильмов/игр.

Музыка

Если IHOO получил за музыку твёрдые 4 балла, то SVEN988 получает 4 с минусом. У меня возникло ощущение, что верхние басы колонка не воспроизводит вовсе, а середину чересчур выпячивает. Ситуацию даже не спасают неплохие верха. Акустическая схема "закрытый ящик" (при довольно необычном отсутствии фазоинвертора) сделали своё подлое дело. Плюс колонок в том, что их, в отличие от сателлитов IHOO, можно смело вешать на стену (для чего на задней панели имеется соответствующая перевёрнутая замочная скважина под шляпку шурупа). Если на IHOO сабвуфер через стереовходы играл чересчур громко, так что приходилось устанавливать 15-20% его громкости максимум, то здесь на 50% отметке баса как-то не хватало. Так было при установки колонок в небольшой, довольно заглушенной комнате. При установке в более просторные апартаменты и возможности прибавить громкость, колонки зазвучали гораздо лучше. Однако схема 2.1, в отличие от IHOO, на 988 не очень подходит для прослушивания музыки. Гораздо лучший результат достигается при схеме 5.1 на 6-канальной карте с подстройкой громкости каждого канала раздельно. К счастью, для любой современной звуковой карты — это не проблема. Итак, при использовании режима 5.1 (да с хорошей звуковой картой) и достаточном объеме помещения акустика играет уже на оценку 4.

Сабвуфер надо двигать по комнате и найти ему лучшее место расположения, для достижения лучших басов. Не помешает Live!5.1 или Audigy для любителей тонкой подстройки частоты разделительных фильтров между сигналами на саб и сателлиты. К слову, сам саб показался мне не очень музыкальным, в том плане, что имеет на слух нехватку верхнего баса, и какую-то вялую (по меркам Hi-Fi) атаку. (А может такие придирки просто возникли из-за привычного характера звучания сабвуфера IHOO в моей лаборатории или после привычного слуху стоящего в гостиной помимо всего прочего активного саба JPW SW40 Hi-Fi/Hi-End категории за $450. Для справки, цена только за один сабвуфер, без телевизора в комплекте, но зато производства страны любителей овсянки). :) К счастью, и что намного важнее нехватки каких-либо частот, никаких фазовых проблем с сабвуфером замечено не было. А это говорит об отсутствии усердия разработчиков схитрить, чтобы улучшить формальные характеристики, вроде неравномерности АЧХ.

В целом SVEN988 слушается ничего, особенно если речь идёт о MP3-файлах 160-192 кбит/c, содержащих хрип и булькание, которые колонки милостиво скроют от слушателя. Однако для музыки, особенно тяготеющей к живому исполнению, для точной передачи всех оттенков звучания всё-таки предпочтительнее акустика, более близкая к полочной акустике Hi-Fi. Увы, красивый дизайн (особенно в случае PC-акустики) редко способствует качественному звуку.

Фильмы

Немножко расстроившись звучанием акустики в музыке, мы приступили к тестам в DVD-фильмах. В качестве материала были выбраны фильмы "Подземелье драконов" с 5.1-дорожкой в формате DTS и "Маска Зорро" с 5.1-дорожкой в DD5.1.

К большому удовольствию и именно благодаря выделяющейся середине и верхам акустика великолепно подошла для озвучивания фильмов. Однако чтобы колонки "раскачались", потребовалось включить звук на приличный уровень громкости. Но этого того стоило! Твёрдая домашне-кинотеатральная пятёрка!

Единственная странная вещь — центральный спикер. Ну никак нельзя было привыкнуть, что колонка по центру такая же самая, что и на фронте. Звуку это никак не мешает, но выглядит как-то непривычно. В конце-концов колонка была положена на бок, а чтобы не съезжала — примотана скотчем к поверхности 19-дюймового монитора, который выступал в качестве киноэкрана. (По словам представителя SVEN, центральную колонку планируют сделать в более привычном для 5.1-комплектов виде).

Игры

В общем-то игры представляют собой смесь фильмов и музыки, поэтому SVEN988 ведёт себя соответственно, в зависимости от того, на что похожа игра. Стратегии, квесты и т.п. с качественной музыкой смотрятся и слушаются хорошо. Во всяком случае звук никак не сравнить с кАлонками начальной ценовой категории. Hi-Fi колонки может быть звучали бы и получше, да их в большинстве своём нельзя придвинуть к монитору — могут появиться жуткие наводки и всякие необратимые последствия от намагничивания кинескопа, до выхода CRT-трубки из строя.

Диалоги в играх звучат очень естественно и разборчиво. Стрельба из всех видов оружия в первом и единственном пока шутере с хорошими семплами эффектов, в Max Payne, передаётся очень достоверно и натурально. Взрывы, воспроизводимые мощным сабом SVEN988, сотрясают хрусталь в сервантах соседей этажами выше и ниже. Всё как полагается, без дураков.

В конце всех тестов я призываю всех читателей больше доверять своим ощущениям. Мне показалось так, но есть большой шанс, что вам покажется совсем по-другому.

Начинка комплекта

5 каналов акустики выдают звук посредством популярных в бытовой аппаратуре неплохих усилительных микросхемах LM1875 от National Semiconductor. Их установлено 3 штуки: на центр и 2 тыловых сателлита. Фронт и саб получают усиленный сигнал от более мощных LM1876 от того же производителя . Если IHOO содержал в себе 2->5.1 аналоговый эффект-процессор QS7785PF от QSound, то SVEN988 предлагает режим Surround, собранный на дискретных элементах (фазовращатели на операционных усилителях).

К "дну" корпуса привёрнут огромный тороидальный трансформатор — оптимальный выбор для усилителей с точки зрения качества питания и минимизации наводок на схемы. Весь монтаж произведён на удивление аккуратно: никаких следов небрежной пайки или исправления.

В лучших традициях советской "дубовой" аппаратуры начинка разбита на 4 печатные платы, которые привёрнуты болтами с фиксацией "на смерть" краской к металлическим кронштейнам. Последние — таким же образом прикреплены к единой 1,5 мм металлической пластине. Герметичность соединения пластины и корпуса сабвуфера обеспечивают проклеенная в местах стыков пенорезина и прижимающие две эти части между собой 10 мощных шурупов, ввёрнутых в усиленную дополнительными брусками заднюю стенку. Однако если разбирать и собирать каждый день акустику, то ничего хорошего это не принесёт.

Огромнейший для такого класса аппаратуры с 5-сантиметровыми рёбрами чёрный радиатор, выведенный на заднюю стенку сабвуфера, не даст повода для беспокойства за перегрев усилительной части. Для улучшенной теплопередачи все радиаторы микросхем привёрнуты к центральному теплоотводнику винтами через термопасту.

Сабвуфер

Стенки саба имеют толщину 12 мм. Изнутри по большей стороне корпус сабвуфера заглушен 1,5-2 см формованным крупнозернистым поролоном. Огромных размеров (20 см) НЧ-головка на манер кинотеатральных Hi-Fi сабвуферов выведена на боковую панель. Фазоинвертор прямоугольного сечения идёт в верхней части сабвуфера. Его выхлоп выведен на заднюю часть.

Сателлиты

Все 5 колоночек абсолютно одинаковы. Как уже было сказано, акустическая схема сателлита — закрытый ящик. Это приносит как преимущества, так и недостатки. Наибольшее преимущество для компьютерного применения состоит в том, что, скажем в отличие от фазоинверторной схемы фронтальных колонок IHOO, акустическая обстановка за колонкой фактически не влияет на звучание. Всё равно, куда пользователь поставит колонку: придвинет к стене или к полке с компактами, поставит в нишу или повесит на стену. Минус — в худшей отдаче по низким частотам и необходимости более высокой громкости для "раскачки" диффузоров, вывода их на режим, вследствие упругого сопротивления внутреннего объёма воздуха. Таким образом, выбранная производителем схема требует также полного погашения звуковых волн обратной стороны диффузора, что и попытались сделать конструкторы, поместив внутрь колонок поролон. Немного расстроило отсутствие резиновых ножек у сателлитов, а также отсутствие в передней панели колонок абсолютной герметичности: помимо 4 шурупов, пластмассовая декоративная стенка имеет направляющие штифты, которые не слишком плотно вставляются в просверленные зачем-то насквозь (!) отверстия. Впрочем, для любителей модернизации акустики (а, судя по нашей конференции Мультимедиа, таких не мало) это открывает просторную почву для экспериментов.

Измерения проводились с 30 см, как типичная дистанция для прослушивания колонок. Наша измерительная программа (RightMark Audio Analyzer Acoustic Measurement Edition v. 2.5) отлаживалась на протяжении всех последних месяцев до получения результатов, адекватных слуховым ощущениям и совпадающих с заданой погрешностью с паспортной АЧХ для референсных студийных мониторов Event 20/20 bass за $1000. Для тестирования колонок подаётся специальный тестовый сигнал, по характеристикам максимально приближенный к музыкальному. Для снятия показаний использовался специальный узконаправленный измерительный микрофон Behringer ECM8000 из профессионального измерительного комплекта за $1000.

Далее сигнал через микшерный пульт Behringer MX602A следовал на профессиональную звуковую карту EgoSys Waveterminal 2496, имеющую неравномерность АЧХ в диапазоне частот 20 Гц — 20 кГц: ±0,1 дБ.

Общая методическая погрешность измерения в диапазоне 30 Гц — 21000 Гц составляет ± 1 дБ. В диапазоне 20 Гц — 30 Гц наблюдается подъём — следствие наводок на схему от фантомного питания микрофона. Повторяемость и стабильность результатов измерений — очень высокая.

Обращаем внимание читателей: на графике АЧХ в первую очередь важна неравномерность амплитуды. Чем площе график — тем в общем случае натуральнее акустика воспроизводит музыку. Однако, ещё раз подчёркиваем, никакой график ни в коем случае не заменит слуховые ощущения от реального прослушивания. АЧХ просто немного страхует читателя от субъективного мнения горе-экспертов, у которых, какую акустику им не дай — всё звучит волшебно и удивительно. :)

Сателлиты

Рассмотрим АЧХ сателлитов:


АЧХ сателлитов SVEN988, микрофон в точке между двумя динамиками


АЧХ сателлитов SVEN988, микрофон в точке между двумя динамиками, под 30 градусов к оси головки


АЧХ сателлитов SVEN988, микрофон на оси ВЧ-динамика

Измерения хорошо подтверждают слуховые тесты: середина несколько выпячена, на частоте работы фильтра небольшой провал. Но в целом, неравномерность ± 6 дБ вполне типична для акустики такого класса.

Приведём для сравнения АЧХ фронтальных колонок IHOO.



АЧХ фронтальных колонок IHOO, микрофон между осями динамиков

Видно, что у IHOO схема с фазоинвертором благотворно сказалась на области частот от 60 до 200 Гц. У сателлитов SVEN988 в этом месте серьёзный провал. Впрочем, восполнить пробел в этой области призван сабвуфер, который имеет специальную на этот случай выведенный наружу огромный НЧ-динамик.

Сабвуфер


АЧХ сабвуфера SVEN988, микрофон на оси НЧ-динамика

Тесты сабвуфера показывают, что при воспроизведении музыкального сигнала, коим является тестовый сигнал измерительной программы, резонанс приходится на область 100 Гц. Это следствие расположения микрофона вблизи НЧ-динамика. Дополнительные и действительно саб-низкие частоты присутствуют: их даёт фазоинвертор, но только на достаточно высокой громкости. Однако, в этом случае очень влияет акустика комнаты и положение корпуса сабвуфера относительно других предметов.

Выводы

Комплект активной 5.1-акустики SVEN988 показал себя с хорошей стороны, хотя имеет некоторые недоработки. Впрочем, на другой чаше весов — его более чем умеренная цена. В качестве замены дорогой Hi-Fi акустики — не дотягивает, однако в качестве акустики для просмотра MPEG4, VCD или DVD фильмов (с вариациями на тему Dolby Digital 5.1) — однозначный must have, для музыки — больше подойдёт для коллекционера MP3, нежели для ценителя записей с живыми исполнителями. Как набор для 5.1-звука в играх под хорошую карту — также "зашибись"!

Плюсы:

  • изящный внешний вид;
  • полностью деревянные колонки;
  • добротно сделанный БП и усилитель;
  • пульт ДУ и моторизированная ручка громкости;
  • электронная коммутация входов;
  • удобно расположенный выключатель питания;
  • хорошее (для своего класса акустики) звучание;

Минусы:

  • несколько несущественных мелких недоработок;
  • на территории России возможны высокая цена и дефицит колонок.

 

Акустика SVEN-988 предоставлена компанией Sven Russia.

 

Дополнительно

Активная 5.1-акустика SVEN 988

Активная 5.1-акустика SVEN 988


Читатель: А вы сознательно не тестируете Hi-Fi акустику?

Очень злой редактор: Что значит "сознательно не тестируете Hi-Fi акустику"? Вероятно так же сознательно мы не тестируем пылесосы, холодильники и стиральные машины, хотя, скажем, во многих из них присутствует микропроцессор.

Читатель: А чем, собственно, конструктивно Hi-Fi акустика отличается от PC-акустики? По-моему, там различий намного меньше, чем между компом и пылесосом.

Очень злой редактор: Тогда комп и пылесос вообще — близнецы-братья! Оба имеют корпус, стоящий на полу, кнопку включения, шумят, засасывают пыль с одной стороны и выпускают тёплый воздух с другой, а также служат на благо человеку…
 
(Из диалога в форуме)

Класс PC-ориентированной акустики для многих возник неожиданно. Откуда вообще взялась потребность подключать к компьютеру что-то прилично звучащее? Давайте разберёмся.

В первую очередь это произошло благодаря тому, что современный домашний компьютер оказался способен воспроизводить музыку и фильмы с очень приличным качеством, предоставляя пользователю невиданные до этого удобство и комфорт о обращении с домашней коллекцией записей. Я говорю в первую очередь о MP3 и MPEG-4 дисках. Ни каких тебе стареющих от внешней среды и использования дурацких пластинок, бабин с лентами, VHS- или музыкальных компакт-кассет…

С компьютером всё становится гораздо проще и прозаичнее. Зашёл в сеть, слил на винт понравившуюся композицию — и, балдей под неё хоть сутки напролёт: магнитный слой не осыпется, лента не зажуётся, иглы менять не надо, головку магнитофона протирать спиртом не надо и т.п. Или же пошёл на барахолку, купил 10 альбомов любимого исполнителя, ужатых на один компакт всего за 70 рублей (а если постараться, то сегодня даже можно найти MP3-компакты с приемлемым битрейтом: 160 или 192 кбит/с). И вообще, даже в обращении с обширной коллекцией меломана одни сплошные плюсы: если MP3 лежит на винчестере (а харды сейчас весьма дешевы), то в любом приличном проигрывателе под Windows есть возможность автоматической сортировки файлов по жанрам, альбомам, артистам и полным названиям композиций в привычную многим древовидную структуру, на манер хранящихся на винчестере файлов. В каждой композиции можно мгновенно переходить к любой точке воспроизведения, а также поставить режим непрерывного проигрывания с плавным переходом одной вещи в другую, да ещё и цветомузыку включить на экране. Кто бы мог о таком мечтать ещё 10 лет назад? :)

Или те же фильмы на MPEG-4 диске. Купил варианта 3 разных подпольных изданий нового фильма с этикеткой "Real DVD Quality" где-нибудь в углу. Допустим, 2 из них выкинул сразу. Не повезло: сняты откуда-нибудь с бокового места из подмышки в китайском кинотеатре (потому как с субтитрами из иероглифов). Зато один да окажется с хорошо передранным с DVD изображением и стереозвуком (даже в долби-куда-то-там-чего-то). Да, иногда появляются квадраты и заедания от плохого DivX-кодера, но если вмазать перед просмотром пару бутылочек хорошего пивка и постоянно отвлекаться на поиск чипсов по краям хрустящего пакета — то очень даже ничего. И даже если у киномана очень много денег на DVD-диски, фильмы, заслуживающие быть купленными на DVD, выходят реже, чем хотелось бы. Для таких недо-фильмов как раз подходит недо-DVD-формат.

Аппаратура обывателя прошлых десятилетий не дотягивала ни по качеству, ни по практичности до сегодняшнего уровня MP3/MPEG-4, не говоря уже о качестве более серьёзных и достаточно массовых CD-DA или DVD-Video дисках. В последних случаях, если требуется повышенное качество записи, то современный компьютер на "раз-два" решает все проблемы. Музыкальный компакт, взятый у друга на полчаса, легко переписывается на пишущем приводе на любую болванку за пару десятков рублей, совсем без шаманства (вроде ежеминутной протирки головок и подкручивания их положения) и при этом с неотличимым от оригинала качеством (чего, кстати, нельзя было сказать о переписанных с одной на другую на бытовых деках кассетах). А ведь скоро подтянутся и пишущие DVD-приводы. Во всяком случае фирмы-производители потихоньку утрясли стандарты и начинают выпускать на свой страх и риск первые серийные продукты.

Звуковые карты в последние годы тоже как-то незаметно превратились из 8-битных замарашек-золушек в сказочных принцесс с 18-20 битными преобразователями и поддержкой воспроизведения 5.1-звука в фильмах и играх. А технические характеристики и неплохое звучание позволили им претендовать на качество Hi-Fi аппаратуры начального ценового диапазона. А кое у кого и замелькали в пресс-релизах характеристики 24 бит 96 кГц, которые, возможно, скоро превратятся из рекламных цифр в реальное качество звучания и станут атрибутом всех приличных звуковых картах.

Таким образом, у компьютерное акустики не было другого выхода, как подтянуться по звучанию поближе к своим Hi-Fi коллегам.

Пере-бумбоксы или недо-хи-фи-шки?

Так чем же характерна PC-ориентированная акустика? Прежде всего тем, что она имеет встроенный усилитель, то есть принадлежит к классу активной акустики. И вторая отличительная особенность — её дешевизна. По качеству звучания даже самые дорогие её модели (под $200 за набор деревянной 5.1-акустики), не дотягивают до обычных Hi-Fi/Hi-End колонок, превосходящих PC-акустику в цене в разы или, в комплекте с хорошим усилителем, даже в десятки раз.

Однако нет смысла превозносить или, наоборот, ругать такую акустику за звучание или её несовершенство — ведь на всякий товар найдётся свой купец. Не нравится — не слушай. А доказывать, что S90 или какие-нибудь напольные Jamo всё равно звучат лучше — тоже глупость, ибо большие колонки — это совсем другой класс акустики. В целях профилактики на это можно развести флейм, что 5-киловаттные колонки JBL 3-метрового роста, предназначенные для стадионов, всё равно лучше и мощнее, чем те же S90. Или, скажем, что наушники Senheiser по звуку круче всех колонок вместе взятых. Чем крыть будете? :) Отсюда мораль: всякому устройству — своё предназначение. Вещь нужно использовать только в том диапазоне применений, на которое она рассчитана.

Вернёмся к нашим компьютерам. Одной из первых фирм, предложивших покупателю PC-акустику с Hi-Fi дизайном была компания Jazz Speakers. Характерные представители — модели J-707 и J-703. Их внешний вид, к сожалению, обманчив. Ощущения после первого прослушивания напоминают ситуацию, как если бы в предвкушении испить сладкого клубничного компота в фужере оказалось недобродившее виноградное сухое вино. После первого глотка задумываешься — то ли выплюнуть сразу, то ли закусить пирожным в виде дешёвой цены колонок (если это вообще получится проглотить). Произошла такая оказия вследствие неполного раскрытия потенциала колонок (кстати, о всех недоработках и слабых местах этих моделей производитель получил всю информацию в личной беседе с нами). Хотя, возможно, это только на наш придирчивый слух — ведь многим даже такой звук приходится по вкусу.

Помню, как с обречённым видом мы вскрывали упаковку с намного более дешёвыми колонками SPS-678 и SPS-699 от никому в ту пору не известной китайской фирмы F&D. На удивление, колонки продемонстрировали умение не только не вызвать отвращение своим звучанием, но даже уважение хорошей конструкцией и общей сбалансированностью (то есть хорошим показателем цена/качество).

Перейдём к 5.1-наборам акустики. С пластмассовыми колоночками типа Genius SW-5.1 Surround и прочими украшениями компьютерного стола всё понятно: и бумкают, и цикают строго на свои $70. :) А вот с изделием Jazz, моделью J-9906, вышло печальнее, чем со стереоколонками от этой фирмы. Производителя явно хватило лишь на стильный дизайн. Внутренности колонок, бездарно спроектированный сабвуфер и усилитель послужили поводом для нашей детальной и конструктивной критики. Я уже не говорю о довольно странных комплектных декодерах DE005/DE006, которые оказались не совместимы с Live!5.1/Audigy и Philips Edge по цифре. К счастью, Jazz потихоньку исправляется и учитывает нашу критику. Их новые модели колонок J-6508 порадовали нас гораздо больше! (Возможно про них выйдет отдельный обзор).

Комплект 5.1-акустики F&D IHOO 5.1 нашим постоянным читателям представлять не нужно. :) Что тут скажешь? Видимо у F&D получилось очень удачное изделие! Я бы сказал, просто образец гармоничного сочетания приятного внешнего вида, хорошего звука и невысокой цены. До полочной Hi-Fi акустики класса B&W звучание IHOO, конечно же, никак не дотягивает, однако даже на мой привередливый слух и после всех остальных акустических фильмов-ужасов слушается вполне прилично. В качестве компьютерной акустики, особенно для просмотра DVD и прослушивания CD-DA — один из лучших вариантов активной 5.1-акустики на сегодня. Ажиотаж вокруг этих колонок полгода назад стоял невероятный: люди составляли списки, заказывали акустику, платя деньги вперёд, чуть ли не номерки на руках рисовали, как в очереди за колбасой во времена социалистического дефицита. :)

И кто теперь мне скажет, что хорошо звучащая акустика не нужна пользователям компьютеров и их вполне устраивают звукоимитаторы за $10? :) Помню, один мой приятель всю жизнь слушал музыку на компьютере из какого-то раздолбанного бумбокса. На все мои вопросы о том, на какой помойке он его нашёл, приятель отвечал: "ну они же играют… а больше мне ничего и не надо". Однако как-то зайдя ко мне в гости и мельком послушав IHOO, он воскликнул: "Слушай, а нефигово шпарят! Вот, мать их, китайцы, придумают же! А сколько они стоят, эти УХИ… Или, как их там — ИХУ… Что? Так мало?! И ты молчал?! Всё, бегу покупать!!!"

Короче говоря, фирма SVEN, которая привезла колонки F&D в Россию, учла успешный опыт с продажей этой марки акустики, и занялась сейчас ввозом различных китайских колонок теперь уже под своей маркой. И в данном обзоре мы посмотрим на сегодняшнюю топ-модель в линейке 5.1-акустики от SVEN, а именно на модель SVEN 988. Модель стоит на ~20-30% дороже IHOO 5.1, но зато, помимо всего прочего, имеет пульт ДУ и более футуристический дизайн оформления.

Внешний вид

Набор состоит из пяти совершенно одинаковых сателлитов и сабвуфера, содержащего в себе усилитель на все 6 каналов, блок коммутации и ИК-приёмник пульта ДУ.

Внешний вид колонок заслуживает 5 баллов без всяких оглядок на их цену. По размеру сателлит немного уступает колонке от IHOO.

Общие данные

Внимание! Если Вы не до конца понимаете использующиеся в паспорте акустики технические термины и величины, то либо не обращайте на них внимание, либо найдите время прочитать наши пояснения по этому поводу: Руководство покупателя современной PC-акустики с подробными разъяснениями значений технических параметров и Краткий словарь терминов по мультимедийной акустике.

В данном случае характеристики SVEN988 стандартны и, кроме роста и веса, довольно бесполезны. Судите сами:

  • Мощность (RMS): сабвуфер — 40 Вт, сателлиты — 5 × 18 Вт;
  • Динамики: сабвуфер — 200 мм, сателлиты: среднечастотный — 100 мм, высокочастотный — 20 мм;
  • Импеданс сателлитов: 8 Ом;
  • Блок питания: ~220 В, 50 Гц;
  • Магнитное экранирование динамических головок;
  • Частотный диапазон усилителя: 20–20000 Гц;
  • Индикатор питания, сетевой выключатель;
  • раздельные регуляторы громкости, ПДУ;
  • переключатель входов;
  • Материал корпуса: дерево;
  • Размеры: сабвуфер — 396 × 210 × 490 мм, сателлиты — 241 × 154 × 186 мм;
  • Масса брутто (то бишь вместе с упаковкой): 31,8 кг.

Вес упаковки вместе с колонками бьёт IHOO на целых 6 килограмм! При этом сабвуфер весит около 10 кг, сателлиты по 3 кг каждый.

По поводу деревянности колонок. На наши прошлые обзоры были нарекания, что мы пишем дерево, ДВП или ламинированный MDF, а на самом деле это прессованный картон, обклеенный плёнкой. Дело в том, дорогие мои правдолюбы, что слово "картон" для обычных людей ассоциируется с чем-то несерьёзным (к примеру, с несерьёзной упаковкой из под обуви), и вряд ли кому-то что-то скажет… То есть "картон" — не является точным определением даже в большей мере, нежели "дерево". Если кто-то является экспертом в области материалов из отходов лесотехнической промышленности, то милости просим нас проконсультировать, как написать точнее.

В общем, как это не называй, одно можно сказать абсолютно точно: материал у деревянных компьютерных колонок такой, какой сейчас используется для изготовления большинства Hi-Fi акустики. Он имеет удельный вес, превышающий таковой у "чистого" дерева, а при достаточной толщине стенок не допускает возникновения паразитных призвуков от вибрации стенок даже на очень большой громкости (то есть обладает достаточно хорошими виброгасящими свойствами). Всё это в полной мере относится и к материалу стенок сателлитов и сабвуфера у набора SVEN988.

Очень приятно, что к колонкам есть инструкция на русском языке, которую можно скачать с сайта поддержки продукции, поставляющейся под маркой SVEN. В ней подробно написано "что куда сувать" (именно на таком слэнге обращаются с вопросами в письмах наши юные читатели). :)

Усилительный блок

На передней панели расположены:

  • переключатель входов и режимов работы (INPUT SELECTOR);
  • общий регулятор громкости (VOLUME);
  • регулятор громкости сабвуфера (WOOFER VOL);
  • ИК-датчик дистанционного управления (REMOTE);
  • выключатель питания (POWER ON/OFF).

Коммутация входов производится по кругу поворотом верхней рукоятки или выбором конкретной кнопки на пульте ДУ. При этом в динамиках раздаются едва слышимые щелчки — следствие замыкания контактов при подключенной предусилительной схеме. На IHOO при коммутации в динамиках вообще раздаётся скрежет (вследствие дребезга механических контактов). Впрочем, всё в порядке: дёшево и должно быть сердито.

Регулятор громкости крутится с небольшим усилием — ведь его нагружает электропривод, который приводится в движение при управлении с пульта ДУ. Такая возможность предусматривается только в достаточно дорогих музыкальных центрах. Зрелище очень приятное, особенно в вечерней затемнённой обстановке: синий светодиодный индикатор положения ручки громкости плавно скользит по кругу, как будто ручку крутит человек-невидимка. Дискретность управления громкостью никаких нареканий не вызывает.

Выключатель питания на передней панели SVEN988 — просто бальзам на душу, после акробатических этюдов с включением сабвуфера IHOO. Владельцы последнего меня хорошо поймут. :)

3 линейных стереовхода позволят подключить к усилителю любые стереоустройства: телевизор/видеомагнитофон, бытовой DVD/CD-привод, радиотюнер. Преимущество такого единого подключения в том, что выбрать источник звука можно одним нажатием на пульте ДУ, не вставая с кресла. Да, за комфорт придётся переплатить.

5.1-вход как нельзя кстати подходит для подключения 5.1-звуковой карты, стоящей в компьютере. Владельцам 4-канальных карт не остаётся ничего другого, как сделать апгрейд на какое-нибудь современное звуковое решение, благо что цены на 5.1-звуковые карты начинаются сегодня от $10 за какой-нибудь отсто… то есть бюджетное решение на С-Media 8738, и заканчивая вершиной прогресса на сегодня — Creative SB Audigy аж за $75 (в OEM-варианте). Помимо хорошего звука, одна из актуальных и при этом отсутствующих у конкурентов фишек в Audigy — возможность указания в герцах (!) частоты разделения сигнала между сателлитами и сабвуфером.

На тыльной стороне сабвуферно-усилительного блока расположены выходы на фронтальные (FRONT L/R), тыловые (REAR L/R.) и центральный (CENTER) спикеры.

Подключение

Так же, как и у IHOO выходные разъёмы SVEN 988 выполнены на манер компонентной Hi-Fi аппаратуры и доставят немало мучений при подключении проводов для людей с кривыми руками. Ребята, говорю сразу: эти колонки не для вас, либо заранее готовьте пиво для специалистов по подключению Hi-Fi акустики. :) А если учесть, что и проводов "миниджек на два тюльпана" для подключения к компьютеру не предусмотрено, то по сему поводу фирму SVEN стоит возлюбить как сидорову козу и затем поставить в угол! :) Однако таких проводов не предусмотрено ни в одном наборе активной 5.1-акустики, с которыми бы я встречался. Я лично проблем в том не вижу: найти или спаять 3 таких проводочка обойдётся максимум в 100 рублей. Торговым компьютерным фирмам я советую заранее заботливо заготовить на этот случай PC-connection bonus pack. (К слову, ответственный представитель фирмы SVEN уже пообещал всю акустику в новой партии комплектовать необходимыми шнурами).

И не спрашивайте меня, пожалуйста, как решить проблему с подключением этого комплекта к компьютеру через цифровой S/PDIF интерфейс. Потому как для подключения через такой интерфейс нужны 3 вещи:

  1. Чёткое понимание, что это вообще такое и зачем это нужно (см. FAQ по цифровому представлению звуковых сигналов);
  2. Передающее устройство с выходом S/PDIF out и принимающее устройство с входом S/PDIF in;
  3. Качественный соединительный провод и прямые руки для обеспечения надёжного контакта.

Также не нужно меня спрашивать, почему сабвуфер и центральный канал начинают шуметь и пищать при подаче на аналоговый вход цифрового S/PDIF-сигнала, снятого с "Digital Out" карты Live!Value. Это, мои дорогие, к доктору. В кабинет №10 с надписью "психиатр". Я — это не он, а он — это не я. Надеюсь теперь всем всё стало ясно.

А если серьёзно, то к 4-канальной карте подключить 5.1-акустику никак не получится. С другой стороны, если у человека есть деньги на SVEN 988 и DVD-диски по $30, то уж хотя бы Live!5.1 то он может себе позволить.

При подключении к Live!5.1 и Audigy в отличие от случая с подключением IHOO сигналы на центр и саб соответствуют той же самой цветовой маркировке тюльпанчиков.

Комплектные соединительные провода сделаны из многожильного медного провода, ровно 1 мм в сечении, в гибкой пластиковой изоляции достаточно неплохи, а также имеют большой запас по длине (около 8 метров на тыловые колонки и около 4 метров на фронтальные). Больше ничего примечательного по подключению сказать нельзя.

Надеюсь, что у вас ещё остались силы на самое интересное? :) Тогда переходим к слуховым тестам.

Слуховые тесты

Для тестирования использовался компьютер на базе процессора P3-550, не имеющий в своей конструкции ни одного работающего "карлсона": встроенное видео на i815 обходится штатным чипсетным радиатором (как расплата за мутное изображение на 17-шке), процессор неплохо себя чувствовал со снятым вентилятором, а пропеллер блока питания, предусмотрительно дующий в корпусе InWin A700 непосредственно на процессор, был отключен аккуратно впаянным в разрыв цепи тумблером (последний оставлен для каких-нибудь интенсивных задач, типа проигрывания MPEG-4). Журчание и без того тихого винчестера Fujitsu совсем умолкли на полусантиметровом сеновале из отслужившего свой век мягкого ткане-резинового мышиного коврика, положенного тканью вниз. Получившаяся идеальная рабочая станция меломана (по совместительству мой измерительный инструмент для снятия АЧХ) без проблем проработала уже больше двух недель без дополнительного охлаждения и, что самое важное, без малейших проблем со стабильностью. По датчику Intel Active Monitor температура поднялась всего на 10 градусов: с 30 до 40.

Слуховые тесты умышленно проводились до заглядывания внутрь акустики и усилителя. В качестве тестового материала служили wav-файлы с музыкой, предварительно сграбленные с CD-DA. Использовались различные жанры — от живой джазовой музыки, до современной электронной и танцевальной. Воспроизводящие звук карточки: EgoSys Waveterminal 2496 для музыки и Creative SB Live! 5.1 для фильмов/игр.

Музыка

Если IHOO получил за музыку твёрдые 4 балла, то SVEN988 получает 4 с минусом. У меня возникло ощущение, что верхние басы колонка не воспроизводит вовсе, а середину чересчур выпячивает. Ситуацию даже не спасают неплохие верха. Акустическая схема "закрытый ящик" (при довольно необычном отсутствии фазоинвертора) сделали своё подлое дело. Плюс колонок в том, что их, в отличие от сателлитов IHOO, можно смело вешать на стену (для чего на задней панели имеется соответствующая перевёрнутая замочная скважина под шляпку шурупа). Если на IHOO сабвуфер через стереовходы играл чересчур громко, так что приходилось устанавливать 15-20% его громкости максимум, то здесь на 50% отметке баса как-то не хватало. Так было при установки колонок в небольшой, довольно заглушенной комнате. При установке в более просторные апартаменты и возможности прибавить громкость, колонки зазвучали гораздо лучше. Однако схема 2.1, в отличие от IHOO, на 988 не очень подходит для прослушивания музыки. Гораздо лучший результат достигается при схеме 5.1 на 6-канальной карте с подстройкой громкости каждого канала раздельно. К счастью, для любой современной звуковой карты — это не проблема. Итак, при использовании режима 5.1 (да с хорошей звуковой картой) и достаточном объеме помещения акустика играет уже на оценку 4.

Сабвуфер надо двигать по комнате и найти ему лучшее место расположения, для достижения лучших басов. Не помешает Live!5.1 или Audigy для любителей тонкой подстройки частоты разделительных фильтров между сигналами на саб и сателлиты. К слову, сам саб показался мне не очень музыкальным, в том плане, что имеет на слух нехватку верхнего баса, и какую-то вялую (по меркам Hi-Fi) атаку. (А может такие придирки просто возникли из-за привычного характера звучания сабвуфера IHOO в моей лаборатории или после привычного слуху стоящего в гостиной помимо всего прочего активного саба JPW SW40 Hi-Fi/Hi-End категории за $450. Для справки, цена только за один сабвуфер, без телевизора в комплекте, но зато производства страны любителей овсянки). :) К счастью, и что намного важнее нехватки каких-либо частот, никаких фазовых проблем с сабвуфером замечено не было. А это говорит об отсутствии усердия разработчиков схитрить, чтобы улучшить формальные характеристики, вроде неравномерности АЧХ.

В целом SVEN988 слушается ничего, особенно если речь идёт о MP3-файлах 160-192 кбит/c, содержащих хрип и булькание, которые колонки милостиво скроют от слушателя. Однако для музыки, особенно тяготеющей к живому исполнению, для точной передачи всех оттенков звучания всё-таки предпочтительнее акустика, более близкая к полочной акустике Hi-Fi. Увы, красивый дизайн (особенно в случае PC-акустики) редко способствует качественному звуку.

Фильмы

Немножко расстроившись звучанием акустики в музыке, мы приступили к тестам в DVD-фильмах. В качестве материала были выбраны фильмы "Подземелье драконов" с 5.1-дорожкой в формате DTS и "Маска Зорро" с 5.1-дорожкой в DD5.1.

К большому удовольствию и именно благодаря выделяющейся середине и верхам акустика великолепно подошла для озвучивания фильмов. Однако чтобы колонки "раскачались", потребовалось включить звук на приличный уровень громкости. Но этого того стоило! Твёрдая домашне-кинотеатральная пятёрка!

Единственная странная вещь — центральный спикер. Ну никак нельзя было привыкнуть, что колонка по центру такая же самая, что и на фронте. Звуку это никак не мешает, но выглядит как-то непривычно. В конце-концов колонка была положена на бок, а чтобы не съезжала — примотана скотчем к поверхности 19-дюймового монитора, который выступал в качестве киноэкрана. (По словам представителя SVEN, центральную колонку планируют сделать в более привычном для 5.1-комплектов виде).

Игры

В общем-то игры представляют собой смесь фильмов и музыки, поэтому SVEN988 ведёт себя соответственно, в зависимости от того, на что похожа игра. Стратегии, квесты и т.п. с качественной музыкой смотрятся и слушаются хорошо. Во всяком случае звук никак не сравнить с кАлонками начальной ценовой категории. Hi-Fi колонки может быть звучали бы и получше, да их в большинстве своём нельзя придвинуть к монитору — могут появиться жуткие наводки и всякие необратимые последствия от намагничивания кинескопа, до выхода CRT-трубки из строя.

Диалоги в играх звучат очень естественно и разборчиво. Стрельба из всех видов оружия в первом и единственном пока шутере с хорошими семплами эффектов, в Max Payne, передаётся очень достоверно и натурально. Взрывы, воспроизводимые мощным сабом SVEN988, сотрясают хрусталь в сервантах соседей этажами выше и ниже. Всё как полагается, без дураков.

В конце всех тестов я призываю всех читателей больше доверять своим ощущениям. Мне показалось так, но есть большой шанс, что вам покажется совсем по-другому.

Начинка комплекта

5 каналов акустики выдают звук посредством популярных в бытовой аппаратуре неплохих усилительных микросхемах LM1875 от National Semiconductor. Их установлено 3 штуки: на центр и 2 тыловых сателлита. Фронт и саб получают усиленный сигнал от более мощных LM1876 от того же производителя . Если IHOO содержал в себе 2->5.1 аналоговый эффект-процессор QS7785PF от QSound, то SVEN988 предлагает режим Surround, собранный на дискретных элементах (фазовращатели на операционных усилителях).

К "дну" корпуса привёрнут огромный тороидальный трансформатор — оптимальный выбор для усилителей с точки зрения качества питания и минимизации наводок на схемы. Весь монтаж произведён на удивление аккуратно: никаких следов небрежной пайки или исправления.

В лучших традициях советской "дубовой" аппаратуры начинка разбита на 4 печатные платы, которые привёрнуты болтами с фиксацией "на смерть" краской к металлическим кронштейнам. Последние — таким же образом прикреплены к единой 1,5 мм металлической пластине. Герметичность соединения пластины и корпуса сабвуфера обеспечивают проклеенная в местах стыков пенорезина и прижимающие две эти части между собой 10 мощных шурупов, ввёрнутых в усиленную дополнительными брусками заднюю стенку. Однако если разбирать и собирать каждый день акустику, то ничего хорошего это не принесёт.

Огромнейший для такого класса аппаратуры с 5-сантиметровыми рёбрами чёрный радиатор, выведенный на заднюю стенку сабвуфера, не даст повода для беспокойства за перегрев усилительной части. Для улучшенной теплопередачи все радиаторы микросхем привёрнуты к центральному теплоотводнику винтами через термопасту.

Сабвуфер

Стенки саба имеют толщину 12 мм. Изнутри по большей стороне корпус сабвуфера заглушен 1,5-2 см формованным крупнозернистым поролоном. Огромных размеров (20 см) НЧ-головка на манер кинотеатральных Hi-Fi сабвуферов выведена на боковую панель. Фазоинвертор прямоугольного сечения идёт в верхней части сабвуфера. Его выхлоп выведен на заднюю часть.

Сателлиты

Все 5 колоночек абсолютно одинаковы. Как уже было сказано, акустическая схема сателлита — закрытый ящик. Это приносит как преимущества, так и недостатки. Наибольшее преимущество для компьютерного применения состоит в том, что, скажем в отличие от фазоинверторной схемы фронтальных колонок IHOO, акустическая обстановка за колонкой фактически не влияет на звучание. Всё равно, куда пользователь поставит колонку: придвинет к стене или к полке с компактами, поставит в нишу или повесит на стену. Минус — в худшей отдаче по низким частотам и необходимости более высокой громкости для "раскачки" диффузоров, вывода их на режим, вследствие упругого сопротивления внутреннего объёма воздуха. Таким образом, выбранная производителем схема требует также полного погашения звуковых волн обратной стороны диффузора, что и попытались сделать конструкторы, поместив внутрь колонок поролон. Немного расстроило отсутствие резиновых ножек у сателлитов, а также отсутствие в передней панели колонок абсолютной герметичности: помимо 4 шурупов, пластмассовая декоративная стенка имеет направляющие штифты, которые не слишком плотно вставляются в просверленные зачем-то насквозь (!) отверстия. Впрочем, для любителей модернизации акустики (а, судя по нашей конференции Мультимедиа, таких не мало) это открывает просторную почву для экспериментов.

Измерения проводились с 30 см, как типичная дистанция для прослушивания колонок. Наша измерительная программа (RightMark Audio Analyzer Acoustic Measurement Edition v. 2.5) отлаживалась на протяжении всех последних месяцев до получения результатов, адекватных слуховым ощущениям и совпадающих с заданой погрешностью с паспортной АЧХ для референсных студийных мониторов Event 20/20 bass за $1000. Для тестирования колонок подаётся специальный тестовый сигнал, по характеристикам максимально приближенный к музыкальному. Для снятия показаний использовался специальный узконаправленный измерительный микрофон Behringer ECM8000 из профессионального измерительного комплекта за $1000.

Далее сигнал через микшерный пульт Behringer MX602A следовал на профессиональную звуковую карту EgoSys Waveterminal 2496, имеющую неравномерность АЧХ в диапазоне частот 20 Гц — 20 кГц: ±0,1 дБ.

Общая методическая погрешность измерения в диапазоне 30 Гц — 21000 Гц составляет ± 1 дБ. В диапазоне 20 Гц — 30 Гц наблюдается подъём — следствие наводок на схему от фантомного питания микрофона. Повторяемость и стабильность результатов измерений — очень высокая.

Обращаем внимание читателей: на графике АЧХ в первую очередь важна неравномерность амплитуды. Чем площе график — тем в общем случае натуральнее акустика воспроизводит музыку. Однако, ещё раз подчёркиваем, никакой график ни в коем случае не заменит слуховые ощущения от реального прослушивания. АЧХ просто немного страхует читателя от субъективного мнения горе-экспертов, у которых, какую акустику им не дай — всё звучит волшебно и удивительно. :)

Сателлиты

Рассмотрим АЧХ сателлитов:


АЧХ сателлитов SVEN988, микрофон в точке между двумя динамиками


АЧХ сателлитов SVEN988, микрофон в точке между двумя динамиками, под 30 градусов к оси головки


АЧХ сателлитов SVEN988, микрофон на оси ВЧ-динамика

Измерения хорошо подтверждают слуховые тесты: середина несколько выпячена, на частоте работы фильтра небольшой провал. Но в целом, неравномерность ± 6 дБ вполне типична для акустики такого класса.

Приведём для сравнения АЧХ фронтальных колонок IHOO.



АЧХ фронтальных колонок IHOO, микрофон между осями динамиков

Видно, что у IHOO схема с фазоинвертором благотворно сказалась на области частот от 60 до 200 Гц. У сателлитов SVEN988 в этом месте серьёзный провал. Впрочем, восполнить пробел в этой области призван сабвуфер, который имеет специальную на этот случай выведенный наружу огромный НЧ-динамик.

Сабвуфер


АЧХ сабвуфера SVEN988, микрофон на оси НЧ-динамика

Тесты сабвуфера показывают, что при воспроизведении музыкального сигнала, коим является тестовый сигнал измерительной программы, резонанс приходится на область 100 Гц. Это следствие расположения микрофона вблизи НЧ-динамика. Дополнительные и действительно саб-низкие частоты присутствуют: их даёт фазоинвертор, но только на достаточно высокой громкости. Однако, в этом случае очень влияет акустика комнаты и положение корпуса сабвуфера относительно других предметов.

Выводы

Комплект активной 5.1-акустики SVEN988 показал себя с хорошей стороны, хотя имеет некоторые недоработки. Впрочем, на другой чаше весов — его более чем умеренная цена. В качестве замены дорогой Hi-Fi акустики — не дотягивает, однако в качестве акустики для просмотра MPEG4, VCD или DVD фильмов (с вариациями на тему Dolby Digital 5.1) — однозначный must have, для музыки — больше подойдёт для коллекционера MP3, нежели для ценителя записей с живыми исполнителями. Как набор для 5.1-звука в играх под хорошую карту — также "зашибись"!

Плюсы:

  • изящный внешний вид;
  • полностью деревянные колонки;
  • добротно сделанный БП и усилитель;
  • пульт ДУ и моторизированная ручка громкости;
  • электронная коммутация входов;
  • удобно расположенный выключатель питания;
  • хорошее (для своего класса акустики) звучание;

Минусы:

  • несколько несущественных мелких недоработок;
  • на территории России возможны высокая цена и дефицит колонок.

 

Акустика SVEN-988 предоставлена компанией Sven Russia.