MP3/WMA/OGG-плееры RoverMedia Aria X5 и Z3


В последнее время рынок плееров на базе флэш-памяти становится все более и более скучным. Давно ушли в прошлое времена, когда каждая модель была заметным явлением, причем, чаще всего, по своим характеристикам она существенно отличалась от всего того, что присутствовало на рынке до нее. Производители экспериментировали с элементной базой, внешними интерфейсами, firmware, сопутствующим программным обеспечением, раз за разом выдавая на гора что-нибудь новое и интересное. Теперь же наблюдается всеобщая стандартизация и унификация. Рецепт создания новых плееров крайне прост: берем какой-нибудь из представленных на рынке наборов микросхем (а их достаточно мало), закупаем флэш-память, ЖК-дисплеи и аккумуляторы (если решено не ориентироваться на батарейное питание), загружаем работой дизайнеров, дабы все это красиво объединили вместе, начинаем работу по продвижению на рынок. В лучшем случае – немного дорабатываем прошивку, дабы добавить пару-тройку фишек, которых не предусмотрел производитель чипа. Всё.

Стоит ли расстраиваться? Думаю, что нет. Разнообразие и богатство форм и расцветок обычно наблюдается на рынке лишь во время его становления. По мере взросления уменьшается количество фактических участников, отмирают нежизнеспособные разработки, а выжившие — становятся все более и более похожими друг на друга. Посмотрите на те же автомобили — да, ВАЗ 2110 и Mitsubishi Lancer это разные машины, но общего в них существенно больше, нежели отличий (не любители российского автопрома могут заменить в сопоставлении «тазик» на Ford Focus или Hyundai Elantra — сходство будет таким, что машины просто можно перепутать, если не искать отличия специально). Те же настольные компьютеры 20 лет назад отличались друг от друга достаточно существенным образом, в лучшем случае обладая лишь программной и частичной аппаратной совместимостью, а иногда и будучи совсем разными устройствами — ныне львиная доля массового рынка это типичные PC-клоны, а все остальное скоро будет интересно лишь историкам. Причем это достаточно сложная техника — если же перейти ближе к бытовой технике (коей плееры и являются), там все еще более выражено: два современных утюга или DVD-плеера разных производителей отличить друг от друга можно разве что по надписи на корпусе. ;) Функциональность у них примерно одинаковая — все новые разработки быстро становятся стандартом или отмирают. Логика управления и прочее тоже сходно — пользователь не должен переучиваться. Отличается дизайн, но достаточно в узких рамках, и цена, которая в первую очередь зависит от бренда, а потом уже от всего остального. Кстати о ценах…

Как я уже сказал, унификация на рынке плееров на базе флэш-памяти набирает обороты. Чуть ли не большинство моделей, поступивших на прилавки в течение последнего года, построены на одном из чипов высокой степени интеграции от SigmaTel.

Популярность этих микросхем среди производителей возникла отнюдь не на пустом месте. Обладая невысокой ценой, они обеспечивают практически весь спектр функций, ранее присущий лишь топовым моделям плееров, неплохое качество звучания, да и более высокую скорость обмена данными с компьютером, нежели вчерашние плееры с интерфейсом USB 1.1 (причем изначально поддерживают режим UMS). Однако, разумеется, многое в их случае далеко от идеала — та же скорость обмена данными выше, чем у старых устройств, но на порядок уступает современным флэш-накопителям. Не сразу (да и не во всех моделях) появилась нормальная навигация по файловой системе, а плееров с поддержкой стандартных плейлистов пока не особо видно. Однако все эти недостатки отсутствуют у моделей на базе чипов другого производителя, а именно Telechips. Последние поддерживают более высокую скорость данных и кучу различных дополнительных функций, но вот тут-то в дело вступает цена. К этому моменту мы протестировали уже два плеера последнего поколения на Telechips — оба загружены функциями «по самое не балуйся», так что дешево стоить не могут по определению. И не стоят — модификация с гигабайтом памяти продается заметно дороже 200 долларов, а полгигабайта обойдутся пользователю долларов в 170. Если же «наступить на горло собственной песне», то за те же деньги (а то и дешевле) можно приобрести плеер на SigmaTel с гигабайтом флэша. Получается прямо как в анекдоте: Маша это, конечно, Маша, но три раза — это три раза. :) Так что немудрено, что очень хотелось бы увидеть плеер с поддержкой MP3, OGG и WMA, удобной навигацией (в том числе — и поддержкой плейлистов, создаваемых не на плеере) и высокой скоростью обмена данными с компьютером, но по цене, сравнимой с массовыми моделями на SigmaTel. Дизайн? Лишь бы было удобно пользоваться и не страшно из кармана доставать — нам с ним не на выставку. Цветной дисплей? Пусть будет, если на цене это не сильно скажется. Поддержка видео? С учетом размера дисплея все равно не нужна. В общем, хочется плеер, по основным параметрам идентичный бюджетным плеерам на ST, по паре — их превосходящий и по той же цене. Чудес на свете не бывает?

Чудес да, а такие плееры, как оказалось, есть. Целая пара моделей уже есть, благодаря компании RoverMedia и ее корейскому поставщику. И вот их-то мы сейчас и рассмотрим.

Производитель RoverMedia
Название Aria X5 Aria Z3
Размеры 75 × 35 × 14.4 мм 55 × 25 × 13.8 мм
Масса 48.5 грамм 32 грамма
Память 256, 512 Мбайт или 1 или 2 Гбайт флэш-памяти 256, 512 Мбайт или 1 Гбайт флэш-памяти
Дисплей цветной (4096 цветов) OLED, 96 × 64 точки
Выходная мощность 20 мВт
Интерфейс USB 2.0
Аудиоформаты MP3, WMA и OGG
Графические форматы JPEG
FM-радио Да, память на 20 станций
Запись аудио WMA с линейного входа, радио или встроенного микрофона
Аккумулятор Встроенный Li-Pol, 780 мАч Встроенный Li-Pol, 380 мАч

Основные моменты

Вряд ли для кого-то является секретом, что сама RoverMedia плееров не производит, продавая под своей торговой маркой продукцию других фирм. До последнего времени основным партнером компании являлся CMTech. Все плееры базировались на одном из SoC SigmaTel, а их неплохие характеристики и невысокая цена во многом поспособствовали тому, что популярной стала и марка RoverMedia. С этого же года продукцию CMTech решено продавать в России под собственной торговой маркой, а под уже известным брендом начать «раскрутку» других производителей. По агентурным сведениям Z3 и X5 принадлежат «перу» южнокорейской iOPS. Данная компания в России ранее не была представлена никак, однако производители из Южной Кореи давно присматриваются к рынку нашей страны, благо его объем достаточно велик, а конкуренция пока куда слабее, чем на традиционных для них рынках США, Японии или «домашнем», так что для iOPS выход на него под отечественной торговой маркой очень удачен: не надо вкладываться в раскрутку «с нуля», есть сеть магазинов и сервисов и т.п. А что нам может дать сотрудничество iOPS с Rover? Качественные и недорогие плееры, что мы и наблюдаем в данном случае. Дело в том, что компания всегда вела достаточно агрессивную ценовую политику. Вот и сейчас, пока ассоциация производителей плееров «пинает» родное правительство, дабы то «разобралось» со сделкой Samsung и Apple, iOPS начинает активную компанию по продвижению новой модели (пока не имеющей «европеизированного» названия) особо упирая на то, что ее стоимость 198 тысяч вон, а iPod nano в Корее стоит 199 долларов (то есть с учетом курсов валют где-то на 10 долларов дороже) при тех же 2 гигабайтах памяти. Хотя последний видео не показывает, да еще и к компьютеру подключается специальным кабелем. Но это дело внутреннего рынка — к нам этот плеер не поставляется, да и тот же iPod в России стоит намного дороже (продукция других компаний, впрочем, тоже, хоть и в меньшей степени), а вот цена изучаемых сегодня Z3 и X5 меня приятно поразила — сравнительно с другими присутствующими на российском рынке плеерами.

Фактически рассматривать мы будем не два плеера, а, скорее, полтора: как я уже говорил, унификация зашла очень далеко. Заметно это не только при сравнении продукции различных производителей, и внутри линейки одного. На одинаковой унифицированной элементной базе вполне можно разработать несколько моделей, отличающихся по дизайну, а иногда и по функциональности: где-то чего-то добавим к базовой, где-то урежем, и вот у нас на руках уже несколько плееров. :) В данном случае никаких урезаний в плане функциональности, к счастью, нет — главным отличием является то, что в случае Z3 в компании, по-видимому, стремились создать самый маленький в мире плеер с цветным дисплеем, а при разработке X5 такая задача не ставилась. Разумеется, ради компактности пришлось кое-чем пожертвовать, в первую очередь — емкостью аккумулятора (в меньший объем сложно запихнуть что-то емкое), а также пришлось немного перераспределить на корпусе органы управления, что сказалось на удобстве этого самого управления (на мой взгляд, не в лучшую сторону), но за все нужно платить. Хотите очень маленький плеер — будут некоторые неудобства, готовы к использованию модели более «стандартного» дизайна — будут некоторые преимущества. Небольшие, поскольку оба плеера построены на базе одного и того же чипа и реализуют почти все его возможности, за исключением воспроизведения видео, а также комплектуются одним и тем же дисплеем. Даже на материале корпуса никто экономить не стал: у обеих моделей мы видим прочный и красивый алюминиевый корпус с небольшим количеством пластиковых элементов там, где особая прочность не требуется (в Х5 таковых оказалось больше).

Разумная классика — X5

Компоновку плеера вполне можно назвать классической — примерно так выглядели даже самые первые модели на флэше, да и до сих пор подобны этому многие плееры на жестких дисках. За прошедшие несколько лет существенно изменились пропорции и линейные размеры, но не сама компоновка — до сих пор вертикальный параллелепипед крайне популярен. При размерах 75 × 35 × 14.4 мм плеер достаточно компактен, хотя и с точки зрения сегодняшнего дня ничего выдающегося в них нет, то же самое можно сказать и о массе в 48.5 г — достойный середнячок. Цветной OLED-дисплей расположен в верхней части лицевой панели, прямо под ним помещается джойстик, являющийся основным органом управления (но не единственным). На правом торце помещаются три кнопки (Play/Pause, EQ и REC) и ползунок блокировки. В общем, набор управляющих элементов чем-то напоминает Sorell SF-3000, хотя, на мой взгляд, несколько другое их расположение более удобно.

На противоположном боку лишь микрофон, а все разъемы разнесены по коротким торцам. Сверху это симметрично расположенные выход на наушники и линейный вход (стандартные 3.5 мм), снизу же под откидывающейся крышкой можно обнаружить USB-разъем (стандартный mini-B) и кнопку Reset. Современные чипсеты для плееров по сложности уже приближаются к компьютерам прошлого, так что, как и последние, наверное, способны зависать. :) Справедливости ради ни один из плееров мне перегружать не приходилось. Но если вдруг что-то случится, наличие Reset вполне может сослужить хорошую службу — питание-то от аккумулятора, так что «народный» способ перезагрузки при помощи вынимания батарейки тут не подойдет. Встроенный аккумулятор позволяет не заботиться о всяких крышках для батарейного отсека и прочем подобном, что, вкупе с использованием в качестве основного конструкционного материала алюминия, позволяет считать плеер достаточно прочным и надежным — этот в кармане джинсов не сломаешь, да и царапаться ему (в отличие от некоторых хорошо распиаренных конкурентов) не свойственно.

Компактность любой ценой — Z3

«Младший брат» на первый взгляд имеет не так уж и много общего со старшим родственником. Судя по всему, при его разработке перед дизайнерами была поставлена несколько другая цель: если X5 разрабатывался как максимально-удобное изделие типовых для сегодняшнего дня размеров, то в Z3 реализована иная концепция — минимальные размеры, пусть и ценой использования несколько сомнительных решений. В общем-то, задача выполнена, а какой ценой — попробуем разобраться. Плеер имеет размеры 55 × 25 × 13.8 мм и массу 32 грамма — очень даже неплохо и с точки зрения сегодняшнего дня. Плеер от Sorell был несколько больше и даже чуть тяжелее, несмотря на использование для изготовления корпуса только пластмассы. Все более легкие плееры тоже пластмассовые, да и в основной своей массе лишены дисплеев (даже черно-белых, не говоря уж о цветных), при этом не всегда существенно меньше — iPod Shuffle, например, тоньше, зато в полтора раз длиннее. Как плеер удалось сделать столь компактным? Несколько пострадало управление — джойстик остался, но сильно уменьшился в размерах, так что стал менее удобным, а остальные три кнопки теперь расположены вокруг него. Вместо большого и удобного ползунка Hold теперь мы видим нечто невразумительное, да еще и рядышком с выходом на наушники. В общем, если X5 можно было управлять даже вслепую, да и во всех случаях обходиться одной рукой, то Z3 часто придется брать в руки — одной уже недостаточно, а нередко еще и крутить в них. Но больше всего меня удивило то, что произошло с разъемами. Как обычно поступают производители при необходимости реализовать линейный вход в случае ограниченных размеров плеера? Правильно — совмещают его с выходом на наушники. В этом случае пропадает возможность слушать то, что в данный момент записывается, но ей все равно пользуются немногие. В случае же Z3 она осталась, поскольку вход теперь совмещен с… USB-разъемом! А ведь последний мог бы быть вполне стандартным, да и обычные кабели подходили бы и для записи музыки без компьютера, но нет — вам нужно использовать исключительно штатный USB-кабель и штатный же аналоговый! Второе не так и страшно, но первое доставит неудобства при желании использовать плеер для переноса данных — кабель в данном случае придется носить с собой (стандартные, равно как и продающиеся на рынке мини-переходники вам не подойдут), что мгновенно сведет на нет всю радость от компактности самого плеера. В общем, решение как минимум сомнительное, если не сказать иначе. Не понравилась мне также и идея закрыть порт заглушкой из гибкой пластмассы — не люблю я их, поскольку очень любят сохранять отогнутое положение и после отключения кабеля. Впрочем, конструкция порта такова, что «затычка» ему не помешает однозначно, но всех этих проблем можно было бы избежать, применив стандартный разъем mini-B и совместив линейный вход с выходом на наушники (да даже и упразднив его совсем — не такая уж и необходимая вещь)

Комплект поставки — X5

Плеер попадает к владельцу в достаточно большой коробке с «суперобложкой». Если последнюю снять, а коробку открыть, можно увидеть его, лежащим в углублении специальной поролоновой крышки. После удаления последней, из коробки на свет можно извлечь следующие вещи:

  • Инструкция по эксплуатации в виде добротной книжицы на хорошем русском языке
  • 3.5” CD с дополнительным софтом и драйверами для устаревших операционных систем. К сожалению (моему — пользователям-то обычно оно не нужно), электронной версии руководства на диске обнаружить не удалось, на сайте тоже
  • Стандартный USB-кабель
  • Прозрачный пластиковый чехол для ношения плеера на поясе. Так себе, конечно, аксессуар, но у многих и такого нет
  • Регулируемый пластиковый шнурок для ношения плеера на шее
  • Типичные для плееров наушники — низкое качество, неудобная форма. Впрочем, для проверки плеера при покупке сгодятся
  • Стандартный линейный аудиокабель для подключения плеера к другой аппаратуре — чтобы вывести с него звук, например, на музцентр, или наоборот — записать что-нибудь с магнитофона

В общем, ничего нового и интересного. Но необходимый набор присутствует.

Комплект поставки — Z3

Коробочка под стать плееру — более компактная, чем в предыдущем случае. Правда, и выглядит она куда проще, но имеет и еще одно (кроме размеров) преимущество — прозрачное окошко, через которое на плеер можно полюбоваться еще до извлечения его из упаковки. Кроме самого проигрывателя, в коробке находится следующее:

  • Инструкция по эксплуатации — опять симпатичная книжка на хорошем русском языке
  • 3.5” CD с дополнительным софтом и драйверами для устаревших операционных систем
  • USB-кабель. Нестандартный
  • Линейный аудиокабель. Опять же, как я уже говорил выше, нестандартный
  • Регулируемый пластиковый шнурок для ношения плеера на шее. Зачем он нужен, я так и не понял — на корпусе плеера никакой проушины найти не удалось. :)
  • Точно такие же наушники, как и в предыдущем случае
  • Кармашек из жесткого (в отличие от Х5) прозрачного пластика с клипсой для ношения плеера на поясе. Сам по себе удобен, но впечатление несколько портит то, что висящим на поясе плеером не очень удобно управлять

Как видим, по сути своей комплект не изменился — просто некоторые компоненты стали несколько иными.

Подключение к компьютеру

Если забыть о нестандартном разъеме в Aria Z3, то все в случае обоих плееров просто шоколадно. :) Как и положено моделям на базе последних чипов от Telechips, оба устройства прекрасно поддерживаются UMS-драйвером и обеспечивают очень высокую скорость передачи данных, недостижимую ни для других плееров на базе флэш-памяти, ни для микровинчестерных моделей. Подробное исследование возможностей чипа было в статье про M-bird XY-22, здесь лишь скажу, что при простом копировании информации мне удалось получить порядка 12 Мбайт/с при чтении и до 9 Мбайт/с при записи данных. Любопытно, что, если не включить для плеера режим совместимости в Total Commander (что приводит к давно описанному мной эффекту), скорость записи падает примерно до 4 Мбайт/с, то есть все равно остается на уровне самого быстрого плеера годичной давности MPIO FG100 и в два раза превосходит возможности устройств на базе одного из кодеков SigmaTel.

Будет ли скорость расти дальше? Разумеется — производителям это все равно практически ничего не стоит. Надо ли будет за этим гоняться? Скорее всего, уже не обязательно — можно утверждать, что на исходе 2005 года мы таки дождались массового появления плееров, обменивающихся данными с компьютером в достаточном для практического применения темпе. При таких скоростях для того, чтобы полностью «забить» гигабайт памяти понадобится две-три минуты, в то время как массовым моделям на SigmaTel понадобится на ту же операцию уже порядка десяти. И это уже как раз тот случай, когда количество переходит в качество — скорость передачи информации в случае плеера на Telechips зачастую не будет лимитироваться самим устройством. По сути, столько, сколько он «осилит» вы сможете получить разве что с винчестера, да и то не всегда — с сильно фрагментированного, например, не обязательно. А в случае хранения музыки на CD/DVD все в большинстве случаев в них самих и упрется. Почему я и говорю, что нынешние скорости уже можно считать достаточными.

С другой стороны, от дальнейшего их роста хуже не будет никому. Уже сейчас плееры вполне можно использовать в качестве флэшдрайва — с год назад большинство накопителей было более медлительным. Тем более что объем памяти к этому вполне располагает — при гигабайте емкости найти сотню-другую мегабайт для всяческих немузыкальных файлах несложно. Разумеется, для этого лучше использовать плейдрайв, однако среди них пока быстрых моделей как-то не встречалось, а кабель для того же Х5 уже можно найти почти с любым рабочим местом (с Z3 ситуация сложнее), да и переходники никто не отменял. Вот еще бы компьютер с плееров научить загружаться — с описываемыми моделями у меня этот фокус не прошел. Хотя еще не вечер. :)

Поддерживаемые типы файлов

Начнем с музыкальных файлов, благо для аудиоплеера они были и продолжают основаться основным и важнейшим форматом данных. Как и положено современному плееру, с MP3 все превосходно — без каких-либо проблем плеер воспроизвел весь тестовый набор. Никакие битрейты и частоты квантования камнем преткновения не являются. Впрочем, к этому мы уже успели начать привыкать. Прекрасно реализована и поддержка OGG — опять же, никаких нареканий у меня к ней нет. Подобно ранее протестированному плееру от Maycom, и, в отличие от Sorell и конкурентов на базе SigmaTel, обе «Арии» прекрасно воспроизвели все тестовые файлы при всех возможных режимах кодирования. С учетом того, что к ним относятся и 500 Кбит/с CBR, начинаешь задумываться о том, что поддержку lossless -форматов можно уже и не реализовывать — не родился еще, видимо, тот человек, который сумел бы уверенно отличить файлы, закодированные с такими параметрами от беспотерьных или оригинальных WAV (а экономия места даже по сравнению с первыми легко достигает 30% все же). WMA же, как всегда в случае плееров на этом кодеке, несколько испортил обедню — файлы с частотой квантования выше 44 кГц, либо битрейтом выше 192 Кбит/с просто не открываются, равно как и WMA Professional или Lossless. Так что если вам нужны специфические WMA-файлы, лучше приобрести плеер на SigmaTel (впрочем, последние два формата и таким моделям недоступны), хотя, с учетом того, что для обычного повседневного использования вполне разумным является кодирование в WMA V9 44 кГц 192 Кбит/с, не так все страшно. Но осадок, конечно, остался. Посмотрим, что Telechips предложит нам в новом семействе чипов — может, и этот досадный недостаток исправят.

Теперь о хранении немузыкальной информации в музыкальных файлах — проще говоря, о тэгах. «Классические» ID3 отображаются нормально: и первая, и вторая версия поддерживаются, символы кириллицы присутствуют, длина полей искусственно не ограничена. Информация выводится в виде «Название / Автор». Ложкой дегтя является разве что неспособность работы с ID3-тэгами с кодировкой Unicode, но такие файлы мне лично встречались только в виде собственноручно созданных специально для тестирования. :) Расширенные поля, недавно начавшие обретать популярность (такие, как изображение или текст песни) не отображаются, но пока это совершенно обычное явление. Ситуация с WMA-тэгами аналогична, только здесь, конечно, Unicode воспринимается нормально, благо для этих тэгов он является единственным допустимым вариантом (впрочем, у некоторых плееров отображение кириллицы в WMA-тэгах вызывает проблемы, но наши сегодняшние испытуемые к таковым не относятся). Но что больше всего порадовало, так это полноценная (наконец-то!) поддержка тэгов в OGG-файлах, причем на том же уровне, что и для MP3 и WMA.

Но музыкальными файлами интересы плееров не ограничиваются — они еще и картинки поддерживают. В формате JPEG и без необходимости предварительной подгонки под размер экрана. Учтите только, что в случае больших файлов операция масштабирования выполняется крайне неторопливо. 5 МР фотография загружается этак секунд 15-20. Зачем вообще таких монстров пытаться смотреть на экране с разрешением 96 × 64 точки? Не так уж эта возможность и бесполезна: устройство поддерживает увеличение до 5х, причем в этом режиме возможно перемещение по большому изображению (правда, в случае больших файлов все с теми же тормозами). Цвета, конечно, так себе — цветной OLED это даже не цветной ЖК, но пользу из просмотра фотографий извлечь вполне реально.

А другие файлы устройство не поддерживает — хотя для плееров на Telechips почти стандартными являются воспроизведение видео и чтение текстов, в данном случае от них решено было отказаться.

Эквалайзер

Почему я говорю про эквалайзер особо, если обычно в описании плееров мы посвящаем ему максимум один абзац текста? Потому что в данном случае он поразил даже видавших виды тестеров. :)

Начнем с того, что пользовательский режим, разумеется, присутствует. Три. То есть три независимо настраиваемых через меню пятиполосных эквалайзера. Поддержка SRS WOW тоже в наличии. Опять же — три режима, да еще и настраиваемых пользователем. А для ленивых компания может предложить 21 (!) стандартный пресет. Пресеты разные — от частотных, до окружения (типа «Комната» или «Стадион»). В общем, скучать пользователю одной из новых «Арий» будет некогда — если стандартное звучание надоест, всегда можно заняться его модификацией. Либо «подогнать» плеер под используемые наушники или место использования — включаем в метро «Стадион» и наслаждаемся высокой громкостью. Выйдя на улицу, переключаемся на «Улицу», а в более тихом месте — «Комнату» и, без необходимости постоянно «крутить» громкость, парой движений переключаем плеер в наиболее комфортный режим. Ценителям же «истинного звука» всегда остается возможность отключить полностью продвинутый эквалайзер и ничего не «улучшать». Кстати о звуке…

Качество аудиотракта

Честно говоря, каких-либо прорывов в этой области я не ожидал. Дело в том, что в последнее время испортить звук, выдаваемый плеером, достаточно сложно (хотя производителям это иногда и удается). Кроме того, обе модели сложно отнести к «аудиофильским» ввиду отсутствия поддержки несжатых форматов звука, да и вообще этот класс аппаратуры под требования этой категории населения никто не затачивает. В результате априорным предположением было — все как у всех. Однако тесты я все-таки провел. Как обычно — RMAA 5.5, компьютер с Terratec DMX 6fire, тестовый файл сжат Lame 3.96 с битрейтом 320 Кбит/с. Начнем с Х5.

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.19, -0.28 Хорошо
Уровень шума, дБ (А): -90.6 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 90.8 Очень хорошо
Гармонические искажения, %: 0.0015 Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.018 Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -89.3 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.010 Очень хорошо
Общая оценка: Очень хорошо (подробный отчет)

Честно говоря, что-то подобное видеть приходилось не часто. В основном такими результатами могут похвастаться разве что плееры на базе жестких дисков, причем наиболее качественные модели от Creative или Archos, но никак не Apple iPod, например. Для моделей на флэш-памяти столь качественный аудиотракт частым явлением никак не является. Причем, стоит отметить, что громкость на самих плеерах была установлена на максимум, так что усилитель работал в наименее комфортном режиме. Запас по громкости, кстати, неплохой — для измерения уровень сигнала пришлось повысить, однако менее чем на 12 дБ, в то время как при тестировании плееров уже стало привычным его увеличение на 15-17 дБ. А ведь режим эквалайзера Normal, по сути, является самым тихим — пресеты типа «Стадион» обеспечивают куда более высокий уровень громкости.

Теоретически Z3 можно было не тестировать — начинка-то одинаковая. Впрочем, не раз уже бывало, что пара близких моделей на одинаковой элементной базе от одного производителя работала несколько по-разному. Кардинальных отличий, конечно, не встречалось, однако небольшие иногда присутствовали. Поэтому и вторая «Ария» была подвергнута тем же испытаниям.

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.17, -0.25 Хорошо
Уровень шума, дБ (А): -91.6 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 91.5 Очень хорошо
Гармонические искажения, %: 0.0036 Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.017 Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -90.6 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0094 Очень хорошо
Общая оценка: Очень хорошо (подробный отчет)

Результаты еще лучше. Разумеется, приличная мультимедийная звуковая карта (типа SB Live! 24 bit), не говоря уже о профессиональных моделях, наших героев обойдет не напрягаясь, но вот интегрированный звук покамест такого качества обеспечить не может. Даже в наиболее качественных вариантах реализации, типа современных HDA-кодеков. Чего уже говорить об интегрированном AC97 или до сих пор используемых многими устаревших дискретных аудиокартах типа SB Live! 5.1 (и более старых модификациях) и некогда культового Diamond MX300 все с теми же низкокачественными AC97-кодеками на борту! И нечего удивляться, что звук, издаваемый современным плеером, нередко на слух заметно превосходит то, что выдает настольный мастодонт-компьютер — все вполне логично.

Кстати — хороший ответ тем, кто считает, что выбор наушников для портативного плеера вопрос малозначимый. Я, конечно, понимаю, что покупать «ушки», сравнимые по цене с плеером, многим кажется нелогичным, но факт остается фактом — современная модель и это заставит работать в полную силу. Более дешевые наушники просто покажут лишь то, на что они сами способны — только и всего. Аудиотракт плеера в большинстве случаев узким местом не является, так что даже бюджетная модель на пару с наушниками верхней ценовой категории легко и непринужденно «сделает» даже самую дорогостоящую и качественную, но используемую вместе с «ушами» долларов за 20-30 (не говоря уже о тех, что обычно вкладываются в комплект поставки).

Управление воспроизведением

Оба плеера имеют достаточно развитые возможности в этом плане. Во-первых, это стандартная для плееров на Telechips возможность использования «стандартных» списков проигрывания типа M3U. Создавать их ныне умеют многие программы, плеер виден компьютеру как стандартный накопитель, так что удобный способ организации коллекции к вашим услугам. Тем более что, как показало общение в конференции, поддержка M3U многим пользователям важна (особенно тем, кто ищет замену MP3/CD, многие из которых с такими файлами работали), а ее обеспечивают далеко не все плееры на флэш-памяти.

Разумеется, никуда не делись возможности просто воспроизвести все файлы один раз или по циклу, или проигрывать их в случайном порядке. Те же варианты доступны не только для всей памяти плеера, но и применимы к отдельным каталогам. Возможно также непрерывное воспроизведение одного файла или режим ознакомления — когда плеер перебирает все файлы, но воспроизводит только первые 10 секунд из каждого.

Кроме этого, в плеере присутствует возможность составления динамического плейлиста — достаточно просто воспользоваться в списке файлов кнопкой EQ и нужные файлы будут помечены для воспроизведения. К сожалению, плейлист только один такой и сохранить его нельзя.

В обоих плеерах реализован механизм закладок, которых может быть до 20 штук, что явно должно порадовать любителей аудиокниг или просто длинных треков. «Изюминкой» моделей является то, что закладок в одном файле может быть много (хоть все 20), в то время как большинство конкурентов если и позволяют их делать, то не более одной на файл.

Про стандартные для всех современных плееров возможности перемотки внутри трека и быстрого перехода к следующему/предыдущему файлам и говорить не приходится. Упоминаю лишь потому, что столкнулся с интересным решением, облегчающим управление плеером вслепую. Дело в том, что на всех моделях с цветными дисплеями экран обычно через некоторое время отключается — для экономии энергии и продления срока службы (особенно последнее важно для OLED). При этом первое нажатие любой кнопки «съедается» — уходит на включение экрана. Подобное сделано и в «Ариях», но с одним исключением — короткое качание джойстика обрабатывается, безусловно, независимо от статуса дисплея. А вот для навигации иногда приходится нажать джойстик пару раз — если активирована заставка. Однако для нее все равно нужно смотреть на дисплей, так что невелика потеря.

В последнее время достаточно популярной стала функция изменения скорости воспроизведения — есть это и в наших героях. Скорость варьируется от 50 до 150% с шагом 10%.

Позиция проигрывания и громкость при включении

Раз уж в плеере есть закладки, то нет ничего удивительного, что он точно запоминает позицию, на которой его выключили, так что при включении воспроизведение может быть продолжено в точности с того же места того же трека. Несколько портит малину лишь отсутствие функции Autoplay, так что воспроизведение нужно начинать самостоятельно. С учетом того, что плееры включаются достаточно медленно (порядка 8 секунд независимо от объема памяти — во всяком случае, отличий между 256 и 512 Мбайт найти не удалось), это может показаться достаточно утомительным.

А вот громкость может оказаться совсем не той, которую вы ожидали. Инженеры Telechips предусмотрели ее ограничение каким-либо пороговым значением: если до выключения уровень громкости был ниже порогового, то он остается неизменным при включении, если выше — меняется на пороговый. Иногда это может быть удобным, как и было в случае модели от Sorell — там пороговый уровень настраивался пользователем (и мог быть вообще отключен). X5 и Z3 такой возможности не предоставляют — порог задан жестко: 31 (из 40 возможных). Иногда это мешает.

Радио

Как и положено приличному плееру на флэш-памяти, обе модели снабжены FM--тюнером. Работает в целом неплохо, но могло бы быть и лучше. Например, несколько удивил автопоиск: кроме действительных станций умудряется найти и полный мусор, но, при этом, страдает патологической нелюбовью к станциям с частотой ниже 100 МГц, которые прекрасно работают при ручной настройке. А так все как у людей: память на 20 станций, возможность записи, автоматическая и ручная настройка, несколько рассчитанных на разные регионы диапазонов настройки (что при выборе Японии, например, позволяет принимать станции с частотами 76-88 МГц). Качество приема же в первую очередь будет определяться внешними условиями, в том числе — используемыми наушниками и даже вашим положением в пространстве (не говоря уже о географическом положении). Так что выносить ему окончательный диагноз было бы слишком смелым. В целом, в Москве качество работы FM-радио в этих моделях мне скорее понравилось, чем наоборот.

Запись

Чипсеты производства Telechips давно уже умеют кодировать не только в МР3, но и в более прогрессивный формат WMA, обеспечивающий несколько более высокое качество на низких битрейтах (на средних, впрочем, тоже, но там уже разница невелика, а вот на 64 Кбит/с и ниже катастрофична для МР3). Вот только по неизвестной науке причине производители не желают реализовывать поддержку обоих форматов одновременно, выбирая либо MP3, либо WMA. Конструкторы новых «Арий» пошли именно по второму пути — плееры при записи создают WMA-файлы с частотой квантования 44 кГц и битрейтами 32, 48, 64, 80, 96 или 128 Кбит/с. Запись может осуществляться с радио, встроенного микрофона (качество типично для этого класса оборудования) или линейного входа.

Часы

В последнее время использования механизмов отсчета времени в плеерах начинает становиться доброй традицией. Нет, сами по себе дополнительные часы не так уж необходимы (хотя и могут пригодиться, особенно с учетом того, что в этих моделях текущее время выводится на основной экран), но их наличие позволяет реализовать некоторые удобные функции. К таковым относятся, в частности, автонапоминание (называть эту функцию «будильником» в случае моделей без встроенного динамика несколько неправильно). Ее же можно использовать и для записи чего-нибудь типа FM-трансляции по расписанию — достаточно в меню настроить включение плеера на определенное время и выбрать в качестве режима, в котором он включится, «Запись FM». А еще один режим в меню настроек позволит не пропустить интересующую вас передачу по радио, до ее начала спокойно слушая музыку.

Хотя ни одна из моделей к спортивным не относится, есть в них и секундомер. Достаточно удобный, с возможностью накопления результатов. Точность, честно говоря, не измерял :)

Дисплей

Видно, что функциональность продукта достаточно высока. Добавьте к этому еще и навигацию по файловой системе, и станет очевидно, что без дисплея такой плеер никак бы не смог обойтись. Соответственно, дисплей есть. В обеих моделях одинаковый — цветной OLED с разрешением 96 × 64 точки. Последнее ныне не бог весть что (в плеерах на базе Sigmatel дисплей может иметь разрешение и в 128 × 64 точки), однако все элементы (которых достаточно много) расположены весьма удачно, так что дисплеем пользоваться удобно. В данном случае поговорка «лучше один раз увидеть…» верна как никогда, так что я просто приведу схемы работы дисплея в трех основных режимах:

Добавим к этому режим навигации по файловой системе, красиво расцвеченный, и анимированное основное меню и картина станет полной.

Электропитание

Плееры на Telechips с батарейным питанием нам пока не попадались — вот и сегодня изучаемые модели работают от встроенного аккумулятора. И тут-то различия между Z3 и X5 опять встают в полный рост. Второй плеер снабжен Li-Pol аккумулятором емкостью 780 мАч. Очень неплохое значение, превышающее емкость многих элементов питания типа ААА. Немудрено, что от одной зарядки плеер работает достаточно долго — официально ему положено трудиться чуть больше суток (25 часов), реально у меня выходило несколько меньше, но явно больше 15 часов даже при активном использовании всех функций устройства. То есть лежа на полке с выключенным дисплеем и воспроизводя файлы на средней громкости, за 20 часов он бы перевалил, скорее всего, но 25 это все же перебор. С другой стороны, смысла особо придираться к производителю я не вижу — такого времени работы многим на целую неделю хватит, так что несколько часов уже не принципиальны. А вот в Z3 такой аккумулятор поместиться никак не мог, поэтому его владельцам придется довольствоваться Li-Pol же, но на 380 мАч, то есть почти в два раза меньше. И работает он от одной зарядки в те же раза два меньше, что может уже вызвать проблемы — в частности, некоторым пользователям придется заряжать плеер каждый день. Да, выполняется эта операция быстро и просто, а аккумуляторы этого типа эффектом памяти не страдают, но все равно — лишнее неудобство, привлекательности плееру не добавляющее. Воистину — очень хорошая иллюстрация факта, что за все приходится платить. И при прочих равных условиях мы получаем либо удобное управление и большое время работы, либо очень компактные размеры. А начинка… а что начинка? Современные чипы имеют очень высокую функциональность, так что по этому параметру плееры уже можно перестать сравнивать друг с другом.

Дополнительное программное обеспечение

Вообще говоря, никакие программы для современных плееров на флэш-памяти не нужны — вся работа осуществляется через драйвер UMS независимо от установленной ОС и прочих факторов. Однако поставка некоторого количества ПО вместе с устройствами давно уже стало чем-то вроде правил хорошего тона. В данном случае мы получаем две программы. Первая (Image Converter) предназначена для работы с файлами изображений. Главной ее «фишкой» является создание файлов типа ASV — некий гибрид JPEG и GIF по возможностям: поддерживается анимация (как в GIF), но все кадры имеют такой же формат, как JPEG. Возможно, что данная функция будет кому-то полезна, хотя мне вполне хватило бы обычной работы с совершенно обычными JPEG-файлами, да и она-то, если честно, не необходима. С другой стороны, если вы уверены в собственных силах, можно и собственную заставку при включении плеера нарисовать, дабы его персонифицировать. Вторая программа (Media Sync) предназначена для забивания лирики в МР3-файлы. С ней мы уже встречались — в частности, в случае NEXX NF-510. В общем, программы можно не ставить. Можно поставить и даже попробовать извлечь из этого некоторую пользу. Все на ваше усмотрение ;)

Цены

В руководстве пользователя сказано о существовании четырех модификаций каждой модели — с памятью объемом 128, 256, 512 Мбайт или 1 Гбайт, однако на сайте RoverMedia первой из них нет, и в продаже я ее не встречал. Невелика потеря — плеер такого уровня и с таким количеством памяти это уже извращение какое-то. Зато когда статья уже была написана, в продажу поступил X5 с двумя гигабайтами на борту. Средние розничные цены в Москве на все варианты поставки каждого из плееров приведены в таблице ниже:

  256 Мбайт 512 Мбайт 1 Гбайт 2 Гбайт
Aria X5 Н/Д(0) Н/Д(0) Н/Д(0) Н/Д(0)
Aria Z3 Н/Д(0) Н/Д(0) Н/Д(0)  

Еще один крайне приятный сюрприз, на который я, приступая к тестированию, даже не рассчитывал. Не знаю, как будет складываться ситуация дальше, но на момент написания статьи цены на X5 и Z3 были вполне сравнимы с ценами на большинство моделей на SigmaTel с черно-белыми дисплеями и ниже, нежели на ST-клонов с цветным дисплеем. Цена же двухгигабайтной модификации X5 вообще практически вне конкуренции.

Выводы

Появление моделей, таких, как RoverMedia Aria X5 и Z3, по сути, может означать начало конца эры SigmaTel на рынке плееров. Все-таки микросхемы последнего поколения от Telechips существенно превосходят своих конкурентов по многим эксплуатационным характеристикам, и единственное, что могло им помешать в продвижении на рынок, это высокая цена, обусловленная высокой же функциональностью. Однако в данном случае подобной проблемы нет: часть функций обрезали (причем, что самое смешное, как раз практически невостребованных — типа воспроизведения видеофайлов), зато и цену удалось опустить до более чем разумного уровня. Фактически остались лишь три причины, по которым можно предпочесть одного из ST-клонов новой «Арии»:

  • Важна цена любой ценой, а остальное необязательно. Тут уж ничего не попишешь — конкурент для Transcend T.sonic еще никем не придуман.
  • Требуются специфические возможности, типа поддержки расширения памяти или полной поддержки всех без исключения «стандартных» модификаций WMA
  • Патологический страх перед аккумуляторным питанием :)

Как по мне, так все эти причины вряд ли можно считать уважительными, хотя у всех свои расклады. В любом случае, думаю, никто не будет спорить с тем, что обе модели заслуживают награды.

Впрочем, лучшей наградой любому продукту обычно являются не различные «едитор чойсы», а внимание покупателей, подкрепляемое объемами продаж (иногда, правда, это можно считать наградой маркетологам, умело впаривающим посредственные вещи, но не в этом случае). Почему-то мне кажется, что X5 и Z3 и её получат :)

 

Плееры на тестирование предоставлены компанией «Rover Computers»

 

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.