LCD-монитор NEC MultiSync LCD1970GX


Компания NEC довольно продолжительное время делила свои LCD-мониторы старших диагоналей на две серии: прогрессивную на матрице S-IPS (яркие представители: 1960NXi, 1980SXi) и недорогую на матрице MVA/TN+film. Однако в этом году, в рамках обновления всего модельного ряда, покупательские умы потрясла мини-революция: на рынок вышла новая модель 1970GX, позиционируемая как лучшее решение для мультимедиа и игр. И при этом 1970GX получила не проверенную матрицу S-IPS, а дешевую TN+film. Сведущие в мониторах хорошо знают, что NEC редко выпускает неудачные модели, поэтому откровение в виде 1970GX заняло и наши умы. И вот в нашей лаборатории появился один из первых в России экземпляров этой модели…

Методика

Тест состоит из трех частей:

Знакомство

Не секрет, что мы считаем матрицу TN+film весьма неоднозначной технологией. С одной стороны, прогресс по увеличению скорости отклика («8ms» у нашего подопытного) и углов обзора налицо. С другой, мнимые рекордные цифры столь же далеки от реальных условий, как и раньше. Да и вертикальные углы обзора, мягко говоря, катастрофичны до сих пор. Можно ли ожидать, что японцы из NEC совершат технологическое чудо? В наших душах затаился большой скепсис (горбатого лишь могила исправит).

1970GX явился уже второй моделью в обновленном ряду (после весьма неоднозначного 1970NX), поэтому долго описывать совершенно новый корпус не будем. Необходимо только заметить, что в отличие от NX в 1970GX по пути из Америки (где обычно объявляют новинки) до нас не утерялся USB-хаб, что явилось приятной новостью. А так 1970GX отличить от 1970NX можно лишь по… глянцевому экрану, живо напомнившему Sony HS94 и HS93. Да-да, в силу совершенно непонятных (слукавим, так как цель весьма прозрачна — повысить яркость и насыщенность цветов) причин в наших гостях очередное «зеркало для макияжа». NEC назвал это яркое явление OptiClear («протрите очки?»).

спереди сбоку
сзади внизу

У 1970GX в нижней части передней панели находится абсолютно такой же блок кнопок меню, какой мы видели у 1970NX:

  • Menu/Exit для входа или выхода из меню;
  • Джойстик, имеющий 4 положения, аналогичных стрелкам;
  • Select для выбора источника сигнала;
  • Reset/DV Mode для сброса настроек или переключения между предустановленными профилями;
  • Включение питания.

К сожалению, четкость нажатия джойстика осталась такой же невысокой и невнятной, как у 1970NX. Причем, по отзывам первых покупателей надо заметить, что со временем это поведение если и меняется, то лишь в худшую сторону. Поэтому надо упрекнуть японских инженеров за не очень качественную технологическую реализацию более чем красивой и практичной идеи. Возможно ли, что в следующих моделях проблема будет устранена? Будем надеяться (скоро у нас на тестах появится новейший 2070NX).

меню

Удобное меню, которое мы похвалили в предыдущем тесте, не стало хуже — все та же удобная и логичная структура настроек в стиле выпадающих меню Windows, все то же принципиальное удобство джойстика и все та же досада от того, как он нечетко выполняет команды. Пыльный блеск!

Кстати, о блеске: действительно, глянцевый экран 1970GX поражает воображение своими фантастическими возможностями отобразить все то, что находится перед ним. Причем практически при любом освещении. Что создает весьма странные ощущения.

Но на этот минус есть и плюс: в комплекте монитора есть DVI-D кабель, которого так не хватает в поставке 1970NX!

Технические характеристики

Производитель заявил следующие параметры для 1970gx:

Матрица19″ TN+film TFT, точка 0,294
Яркость400 кд/м2
Контраст700:1
Время отклика8 мс
Углы обзора170 от центра по горизонтали, 170 и по вертикали при 5:1.
Рекомендуемый режим1280×1024@60 Гц
Источники сигналаD-Sub, DVI
 
ДополнительноUSB2-хаб на 2 устройства
 
Вес7,5 кг
Габаритные размеры412×386,5-496,5×220 мм (высота зависит от регулировки)
Энергопотребление38 Вт в рабочем режиме
 
Управлениеc помощью меню через кнопки на панели или программно пакетом NaviSet
 
Комплектацияруководство пользователя и программное обеспечение на CD, кабель питания, сигнальный D-SUB кабель и кабель питания

NEC довольно смело (для ситуации с матрицей типа TN) заявляет углы обзора в 170 градусов, правда при этом оговаривает падение контраста до 5:1 (к примеру, у 1970NX, как у всех мониторов на основе S-IPS, углы считаются с потерей контраста не ниже 10:1). При этом указана высокая яркость белого и весьма сильный контраст (для достижения которого яркость черного не должна превышать 0,6 Кд).

Наличие встроенного USB-хаба не отразилось на энергопотреблении. Хотя подобную проблемц мы, например, наблюдали в случае ViewSonic VP201.

Традиционно из программного обеспечения на CD присутствует электронная версия документации, драйвера и программный пакет NaviSet, который легко интегрируется в панель настроек дисплея Windows и позволяет настраивать монитор, не касаясь кнопок его меню.

Стенд

Операционная система Windows XP Professional. Компьютер на базе CPU Intel P4 2,4 ГГц, 512 МБ памяти, двухканальный контроллер Adaptec SCSI-160 со SCSI DVD-ROM Pioneer и жесткими дисками по 18 ГБ 10kRPM. Видеокарта NVIDIA Geforce4 Ti-4400 с DVI и ТВ-входом. Звук — Microsoft Digital Sound System 80 (2.1), подключенная к Creative SB Live! 1024.

Рядом стоит откалиброванный 19″ ЭЛТ-монитор NEC MultiSync FP950, используемый для визуального сравнения цветопередачи и скорости отклика.

Субъективная оценка

Как обычно, монитор установлен и выступает в роли «рабочей лошадки» — на нем выполняются все привычные действия.

Настраиваем

После сборки и подключения монитора, а также после часа прогрева на экране нарисовалась вполне стандартная картина — TN+film невозможно не узнать. Даже заслуженные специалисты NEC не смогли заметно улучшить качество изображения — все та же белесая палитра, все те же ужасные вертикальные углы обзора (привет, инверсия при вгляде снизу!). И блестящий как зеркало экран OptiClear — вот что такое 1970GX на первый взгляд. И на второй. Нет, TN+film определенно должна останавливаться на диагонали 17″, увеличение которой лишь нагляднее выпячивает тяжелые генетические проблемы этого типа TFT-матрицы.

Смотрим

Впрочем, достаточно абстрактных обструкций и надо посмотреть на тестовый фон. Он все тот же — летящий по теннистой аллее автомобиль с яркими сигналами поворота и алой эмблемой спортивной модификации. 1970GX — как ты? Да никак, увы. При малейшем шевелении головой оттенки меняют свою интенсивность по вертикальной оси, красный цвет выглядит блеклым, а оранжевый поворотник явно «неживой». Правда при этом черный фон довольно глубокий, а белый имеет явный красный оттенок (что, впрочем, в определенной мере и должно присутствовать при цветовой температуре в 6500К).

На нашем LCD HTML-тесте картинка тоже довольно стандартная: 3 крайних полутона (самые темные и самые яркие) неразличимы, а дальше можно попытаться разобрать, но для этого надо активно повращать головой, сохраняя направление взгляда по отношению к нормали.

Проверим засветку — уберем фотографическую подложку фона Windows, выключим все элементы и оставим лишь черный фон. Для точности выключим и освещение тестового помещения. Теперь в темноте только экран 1970GX и наши глаза. Которые видят определенную, но не критичную, засветку без особых оттенков при взгляде сбоку. Но той глубины (низкой яркости) черного, которая выгодно отличает PVA-матрицы, или фиолетовой засветки, присущей S-IPS, в данном случае нет. А еще впервые с момента начала тестирования нет нашего отражения в глянцевом экране. Которое очень раздражает и откровенно мешает.

Работаем

Наши постоянные читатели уже выучили, что на этом этапе мы используем тестируемые мониторы для обычной офисной работы — верстаем, читаем и пишем документы, готовим презентации и работаем с графикой. Насколько 1970GX, позиционируемый как мультимедиа-монитор, подходит для таких банальных применений?

Собственно подходит, но не очень. При быстрой прокрутке текстов буквы быстро теряют читаемость (где же ты, мифическое время отклика в 8 мс?), Flash- и PowerPoint-презентации с видеофрагментами быстро смазываются, а при аналоговом подключении контрастные элементы изображения приобретают тени-двойники. Ну и подарок нарциссам — постоянное ваше отражение, а также отличный обзор всего того, что находится за спиной — ни дать, ни взять — автомобильное зеркало заднего вида!

Посещение сайтов, вроде нашего форума на forum.ixbt.com, заставило выключить в настройках Internet Explorer плавную прокрутку. На сайте newsru.com правый зеленый полосатый фон «вибрирует» и дергается при скроллировании. И общий белый фон явно излишне красный.

В итоге вывод однозначен — производитель верно выбрал позиционирование 1970GX — не для работы.

Смотрим кино

Для оценки матрицы используем DVD-версии фильмов:

Desperado (Отчаянный)Основные планы темные (старая Америка: бары, дома), есть динамические сцены со стрельбой и драками.Версия Superbit высокого качества (уровень редких оригинальных дисков).
StarWars The Fanton Menace (Эпизод I)Сочетание компьютерной анимации и обычного кино. Очень динамичный эпизод с гонками, яркие фоны.Оригинальный диск.
DVD-версия ТВ-концерта группы «Парк Горького», ТВ-клипыКачество средне-телевизионное, очень сильное сжатие — малый поток. Отражает качество большинства «рыночных» дисков.Оригинальный диск.
Концерт Пола МаккартниКачество среднее, много полностью меняющих планов (зал консерватории).Оригинальный диск.

Для просмотра используется DVD-плеер NVIDIA PowerDVD 6, полный экран.

Отдадим должное 1970GX — практически все шумы (они же потери изображения от сильного сжатия и не очень приличного исходного видеоматериала) монитор успешно маскирует, как на концертном DVD «Парка» (хотя иногда все же хочется разглядеть детали лиц музыкантов), так и на выступлении сэра Пола. Последний диск характеризуется фиолетовыми пятнами, хорошо видимыми при смене плана зала при просмотре на быстрых матрицах. Но у 1970GX все тип-топ. Правда, рассмотреть головы слушателей практически невозможно — все скрыто туманом смаза.

Нам давно и безуспешно хочется найти такой монитор, на котором Звездные Войны шли бы неудовлетворительно. Но мониторы приходят и уходят, а Эпизод выглядит очень хорошо всегда. Вот что значит компьютерный рендеринг низкого разрешения и невысокое количество деталей! 1970GX не стал «негативным первооткрывателем» и стандартно для TN+film немного мутновато показывал динамичные смены планов гонок по каньону.

Последний DVD с харизматичным Бандеросом стал некоторым камнем преткновения для NEC: на темных планах перестрелки в баре зритель иногда может потерять нить событий — невысокая скорость матрицы обуславливает скорее угадывание развития событий на экране, чем позволяет вовлечься в действие. В этих частях фильма очень не хватает быстрого переключения пикселов между темными полутонами. Но как только камера выходит на солнечный свет старого города — все, на 1970GX жалобы прекращаются и изображение выглядит как на приличном ЭЛТ-телевизоре.

Играем

Для проверки ощущение от игры традиционно используем Return to Castle Wolfenstein, эпизод 2, со сценами «на улице» и «внутри» небольших помещений. Все настройки видео — в максимум.

Хотелось бы ненадолго остановиться на экспресс-методе оценки скорости матрицы, с которого начинается каждый игровой тест. Что на указанном эпизоде игры мы делаем?

Мы начинаем с первой сцены уровня, где в небольшой подвальной комнате со сдвижной стеной-книжным шкафом можно быстро покрутиться на месте оценив насколько сильно теряют детали книги и текстуры стен. Затем, пока наш проводник рассказывает о врагах и желает удачи, можно вбежать по ступенькам в комнату и обежать стол с дымящейся едой. При этом оценивается ощущения реальности по четкости окружающих стен. Затем мы возвращаемся вниз, стена уже отодвинулась и мы через соседний коридор и сдвижной люк попадаем в винный подвал. В подвале можно быстро побегать между колоннами (желательно пока не вспугнуть пьяного солдата), снова присматриваясь к четкости окружающей картины. Затем уничтожить врага и по ступеням вбежать в большой зал. 1970GX довольно сносно успевает показывать полностью изменяющиеся планы, но до кристальной четкости еще ой как далеко.

В этом зале нас ожидают офицер и солдат, с которыми мы поступаем просто: бежим прямо, стреляя в офицера (прячущегося за ажурной перегородкой), затем быстро поворачиваемся на 180 градусов и убираем солдата, который уже выбежал к нам за спину. Понятно, что чем медленнее матрица, тем сложнее координировать свои действия (грубо говоря: получить минимальные ранения и потратить минимум патронов). В случае с 1970GX перемещаться и стрелять достаточно комфортно, хотя очевидно, что скорости матрицы вполне могло бы быть и поболе.

Не выходя через дверь на улицу можно встать перед проемом и нажимая Alt+влево/вправо посмотреть как матрица успевает отрисовывать арку проема — длинные ли шлейфы контура? У 1970GX картина вполне адекватная (помнится у PVA-GT на BenQ'е на этом тесте проявлялись удивительные фиолетово-зеленые тени) и близка к 1970NX.

Затем наша задача переносится на открытое пространство, на котором мы планомерно уничтожаем врагов (бегая во дворе по кругу, оценивая координацию движений и точность стрельбы), а затем в спокойном режиме отходим в любой угол и шагом перемещаемся к центру двора, подняв «взгляд» к кроне дерева. На быстрых матрицах (типа S-IPS 16ms) в движении удается видеть листву, в то время как медленные (особенно MVA) превращают крону в смазанный шар. Если при этом резко остановиться (лучше с режима бега), то можно увидеть как внезапно листва приобретает четкий вид (как будто близорукому одели очки). У 1970GX в движении видно смазывание «листьев», но его уровень сохраняется умеренным, что позволяет не терять чувство реальности происходящего.

Напоследок мы встаем лицом к любой стене на расстоянии в 5-8 шагов и двигаемся вбок, периодически останавливаясь чтобы оценить уровень смазанности текстур в движении. Особенно такие проверки эффективно проводить, включив соседний ЭЛТ-монитор и установив режим Dual-View. Подобная аппаратная конфигурация легко повергает всех фанатиков «не вижу никаких смазов на своей 50 мс PVA» в шок — оказывается, даже самые быстрые LCD еще здорово мажут детали в динамике. И эта участь не обошла стороной и 1970GX.

Впрочем, если не подходить к NEC уж очень строго, то стоит признать: его позиционирование как игровой платформы вполне допустимо. Большинство игроков действительно получат большое удовольствие от активных игр — это добрый знак для тех, кто предпочитает мониторы на матрице TN+film. С одним остающимся «но»: сидеть надо четко перед монитором, выставив плоскость экрана в нормаль. Иначе при перемещении головы вверх-вниз ваши глаза будут разочарованы резким изменением оттенкой цветов, вплоть до инверсии. Увы, с вертикальными углами у TN+film по-прежнему катастрофа, особенно на больших диагоналях.

Итоги

Если бы инженеры NEC как-то решили проблему с углами обзора, то 1970GX смело можно было бы приписать к когорте выдающихся мониторов. Однако реалии не позволяют покривить душой — пока модель не выглядит таким уж однозначным выбором для озабоченных мультимедиа-приложениями.

Объективное тестирование

Определенное мнение у нас о 1970GX уже сформировалось, однако уже не раз бывало, что аппаратные измерения оказывались не столь однозначными. Будет ли так в этот раз?

Оценка скорости матрицы

Яркость (%)Контраст (%)Скорость вкл. (mc)Скорость выкл. (mc)Полный цикл (mc)
режим 0-100-0
100*5015.71.216.9
805021.02.223.2
режим 0-50-0
1005032.71.233.9
805031.71.934.6
режим 50-100-50
1005012.919.532.4
805020.219.539.7
режим 30-70-30
1005025.017.342.3
805026.510.136.6
80409.926.636.5

* — заводские настройки.

Ввиду давно изученной особенности матриц TN+film показывать заявленное время отклика лишь при максимальной яркости, мы провели замеры и при сниженной яркости, а также и при сниженном значении контрастности. И сделали это явно не напрасно: если при 100% яркости мы видим действительно чуть более 16мс отклика при стандартном (для ISO) переходе 0-100-0% яркости белого, то легкое снижение яркости монитора резко отбрасывает время включения пиксела на 5 пунктов до 21 мс! С другой стороны, при сниженной яркости явно выправляется засвеченный черный цвет. Поэтому решение какое значение выбрать оставляем за каждым пользователем — кому-то важнее скорость (скажем, при редактировании текстов), а кому-то более глубокий черный цвет (для работы с фотографиями). Но где же 8 мс?

Интересно, что в режиме включения пикселей до 50% яркости (цвет 127.127.127 — стандартный для меню и диалоговых окон Windows) скорость падает в 2 раза, до почти 33 мс. При этом значение настройки яркости монитора практически не оказывает влияния — суммарная разница не достигает и 1 мс. Зато при переходе от серого к белому (50-100% яркости), которое само по себе оказывается паритетным к режиму черный-серый, влияние настройки яркости существенно — почти 8 мс на цикл зажигания! В этом случае разница уже будет видна невооруженным взглядом — 32 и 40 мс в играх это много.

При тестировании режима перехода полутон-полутон (30-70-30% яркости белого) выявилась аномалия — уменьшение яркости привело к падению времени гашения пиксела на те же 7-8 мс, которые в предыдущем испытании оказались в плюсе. В данном случае снижение настройки яркости монитора позволило достичь очень неплохого значения времени отклика 36-37 мс, что весьма позитивно сказывается на реакции монитора в играх.

Если сравнить эти цифры с данными модели 1970NX на формально 25 мс S-IPS, то мы увидим, что… оба монитора в целом равнозначны по скорости. Ну и ну: новейший «суперигровой монитор» на «сверхбыстрой 8 миллисекундной» матрице еле-еле добрался до производительности весьма немолодой матрицы S-IPS, которую мы наблюдаем больше года на многих моделях. Не забудем, что на 20″ у NEC и других производителей уже давно стоят 16 мс S-IPS матрицы, до которых TN+film еще далеко. Как вам такой культурный шок? Да, 8 = 25. У вендоров TN+film. Такая вот занимательная китайская математика по облапошиванию покупателей. Похоже, уже пора и в суд.

Оценка цветопередачи

Калибруем датчик Pantone, проводим замеры цветопередачи при следующих настройках яркости и контраста:

данные для заводских установок

яркость: 100
контрастность: 50

В цветопередаче 1970GX наблюдается перебор яркости красного канала, синий и зеленый лишь чуть выше нормы. Интересно, что у NX ситуация была другая — там в режиме sRGB/6500К наблюдалось существенное увеличение яркости синего.

По значению яркости 1970GX также недобрал канделл — примерно 25%, показав 307 вместо паспортных 400. А по соотношению контрастности и совсем плохо — лишь 365:1, но никак не 700 (да и где вы видели 700 у TN+film? Видимо там же, где и 8 мс).

И напоследок проверим температуру в контрольных точках шкалы серого:

 50%75%100%
яркость 100, контраст 50 (заводские) 596057105820

Напоминаем: эталон — 6500. Налицо существенное смещение температуры, которое определенно требует коррекции.

Итоговые выводы

коннекторы

NEC на примере 1970GX лишний раз подтвердила: даже блестящие японские умы не могут из TN+film сделать конфетку. Правда возникает вопрос: если этот тип матриц всегда был одним из самых дешевых, то почему NEC 1970NX на более интересной матрице S-IPS стоит дешевле? За возможность разглядывать свое отражение в «зеркале» экрана? Этот ребус оставляем вам.

Плюсы:

  • высокая скорость матрицы на общем фоне 19″ мониторов;
  • встроенный USB-хаб;
  • наличие DVI-кабеля;
  • удобное меню;
  • удобный пакет NaviSet.
Минуcы:
  • OptiClear мешает работе и развлечениям;
  • избыток красного цвета в профиле 6500;
  • большая зависимость времени отклика (скорости) от настройки яркости;
  • сбитая цветовая температура.

Если вам нужен DVI-кабель или если вы страдаете нарциссизмом, то стоит купить эту модель монитора. Иначе лучше обратить внимание на 1970NX.





Монитор предоставлен на тестирование
компанией «ДИСТИ»





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.