AMD 785G — чипсет с интегрированной графикой для платформы Socket AM2+/AM3

с поддержкой аппаратного транскодирования HD-видео и DirectX 10.1


Выпущенный более года назад чипсет AMD 780G, не боясь показаться пафосными, можно назвать первой (и удачной!) попыткой наделить системные платы полноценным графическим процессором. Фактически, младшие (но современные на тот момент) дискретные видеокарты имели сравнимую 3D-производительность, а наличие блока UVD позволило декодировать HD-видео при наличии в качестве процессора даже представителей семейства Sempron, а более мощные процессоры ощутимо разгружались для иной работы. Надо отметить и поддержку полного набора видеовыходов, включая цифровые DVI, HDMI, Display Port, и интегрированный аудиокодек для вывода звукового потока на HDMI-приемник.

Для достижения такого результата в AMD не пожалели для чипа наиболее современный на тот момент 55 нм техпроцесс, и в результате, у пользователей впервые появилась совсем неожиданная возможность подъема частоты (разгона), интегрированного в чипсет, графического ядра. Причем зачастую частоту удавалось поднять вдвое.

Впоследствии появилась и ускоренная версия этого чипсета — AMD 790GX, который так и остается лидером, с точки зрения 3D-производительности, доступной в рамках интегрированного решения. И надо сказать, что оба чипсета, включенные в состав платформы AMD для бюджетного и среднебюджетного сегментов вместе с процессорами Phenom/Athlon, сыграли свою отчасти локомотивную роль. То есть пользователи действительно выбирали в пользу AMD-платформы, обратив внимание на выбор привлекательных по характеристикам плат на этих чипсетах, и учитывая тот факт, что под платформу Intel аналогичная функциональность обходилась гораздо дороже.

Сейчас, с выпуском Phenom II и Athlon II спрос на платы под AMD-платформу вырос уже по причине привлекательности самих процессоров на фоне конкурентов. Но укреплять свои позиции, как известно, никогда не вредно. Да и с чисто технической точки зрения, у графического подразделения AMD уже накопились наработки, и есть смысл распространить их с дискретных решений на интегрированные, хотя бы из соображений унификации. К тому же производители плат, как известно, не очень любят выпускать новые модели плат на уже сравнительно давно существующих чипсетах с выпуском нового сокета. А по мере удешевления DDR3, возрастает потребность в платах с интегрированной графикой под Socket AM3, пусть не на самых дешевых, но как минимум, среднебюджетных чипсетах. В итоге, на свет появилась обновленная версия 780G с индексом, скромно увеличенным всего на пятерку.

Глядя на функциональную схему, можно сделать вывод, что по набору интерфейсов и прочим периферийным возможностям чипсет полностью идентичен AMD 780G. Компания AMD официально не ограничивает выбор южных мостов, так что производители на свое усмотрение могут поставить как первоначальный SB700, использовавшийся совместно с 780G, так и выпущенные с тех пор SB710 (вероятно, наиболее естественный выбор, отличающийся поддержкой технологии Advanced Clock Calibration) и SB750 (для плат, максимально оснащенных: дополнительно к функциональности SB710 появляется поддержка RAID 5). Основные отличия кроются в графическом ядре.

Графическое ядро, получившее индекс HD 4200, отличается от 3200 поддержкой DirectX 10.1 и аппаратного транскодирования (преобразования видео из одного формата в другой, включая основные для HD-видео: H.264 и VC1, и смена разрешения для просмотра на портативных плеерах и загрузки на серверы вебкастов). Также в ядро внедрена современная версия видеодекодера (UVD), что должно повысить как производительность этого блока, так и качество получаемого изображения, включая более гладкое масштабирование видео в низком разрешении для демонстрации на большом экране. Хотя это и потребовало некоторого числа дополнительных транзисторов сверх прежних 205 млн. (сколько именно — не уточняется), но, очевидно, не так много, тем более что остальные блоки наверняка подверглись оптимизации, и какая-то часть транзисторов высвободилась.

В результате, было решено оставить чипсет на прежнем 55 нм техпроцессе, что может быть несколько неожиданно в свете того, что современные графические процессоры для дискретных видеокарт AMD активно переводит уже с 45 на 40 нм техпроцесс. Здесь, судя по всему, вмешались экономические мотивы: контрактный производитель чипов TSMC хочет продлить жизнь линиям для производства чипов по 55 нм техпроцессу (ведь из-за кризиса они оказались недозагружены и не отработали своего проектного ресурса) и снижает цены на готовую продукцию. Тогда как перевод на более тонкий техпроцесс, в первую очередь, и затевается ради удешевления. Себестоимость самого чипа с уменьшением технологических норм становится ниже, поскольку уменьшается его площадь, и, следовательно, повышается число самих чипов, нарезаемых с каждой кремниевой пластины. Но в реальных условиях это — не единственный фактор, определяющий стоимость.

Поскольку частоты остались на прежнем уровне, как и количество шейдерных процессоров, подъем производительности следует ожидать лишь в задачах, где используются новые функциональные возможности чипсета. То есть: кодировании/декодировании видео, а также некоторых играх, задействующих возможности DirectX 10.1 (напомним, что усовершенствования в этой версии используются разработчиками не столько для усложнения спецэффектов, сколько для оптимизации, то есть именно подъема производительности за счет более эффективного шейдерного кода). Тем не менее, снижение энергопотребления заявлено, хоть и косвенным путем: за счет более гибкого режима работы автоматики PowerPlay, управляющей частотой графического ядра и отключающей неиспользуемые в данный момент времени блоки внутри ядра.

Чипсет поддерживает установку локального видеобуфера на плату (до 128 МБ памяти стандарта DDR2 или GDDR3), как и 780G. Причем эта возможность обещает быть более популярной у производителей плат, нежели было в случае с 780G (но менее распространенной, нежели на платах с 790GX). А режим Hybrid CrossFire в спецификациях на этот раз не упоминается вовсе. С практической точки зрения, сейчас, конечно, странно было бы оставлять тот же список видеокарт, которые работали в паре с 780G, и вряд ли кто-то воспользовался бы такой возможностью на практике. Поэтому возвращение этого режима, скорее всего, следует ожидать не ранее следующего 800-ого семейства чипсетов. Однако владельцев мощных видеокарт, которые захотят поставить их на плату с чипсетом 785G, очень вероятно, ждет еще одно новшество, которое может быть включено с обновлением драйверов. Давно существующий в ноутбуках (и некогда реализованный компанией NVIDIA в чипсете nForce 780a) режим Hybrid Graphics, судя по всему, «почти готов» и для реализации в рамках настольной платформы на основе чипсета и видеокарт от AMD. Любопытно, что разработчики из Gigabyte уже проговорились о такой возможности, хотя пользователям, увы, придется еще немного подождать.

Хотелось бы пожелать, чтобы реализация получилась более удобной, чем в свое время предложила NVIDIA, и предусматривала автоматическое переключение с дискретной видеокарты на интегрированное видеоядро при выходе из игры и наоборот. Наконец, еще одно косметическое дополнение: встроенный аудиокодек теперь способен выводить через HDMI-выход 7.1-канальный аудиопоток (ранее, поддерживался стерео и 5.1-канальный форматы). Что сложно назвать актуальным в контексте скромного интегрированного решения, к которому в большинстве случаев подключается телевизор со стереодинамиками. Однако в виду того, что этот режим формально поддерживается конкурирующими чипсетами (не имеющими собственных аудиокодеков, то есть способными лишь выводить звук с интегрированного на плату аудиочипа), это ожидаемое и логичное дополнение.

Уже на момент анонса чипсета, было известно о достаточно большом количестве плат, готовящихся к выпуску фактически всеми ныне действующими на рынке производителями плат. Разумеется, мы непременно протестируем наиболее интересные модели, когда они поступят в нашу лабораторию. А сейчас ознакомиться с возможностями чипсета на практике нам позволит плата Gigabyte MA785GT-UD3H, которая даже не попала на официальный слайд. То есть, учитывая упомянутые на слайде 6 моделей Gigabyte, и вспоминая высокую активность этой компании по освоению предыдущих чипсетов, можем сделать вывод, что Gigabyte явно понравилось конструировать платы на интегрированных чипсетах от AMD. И она, вероятно, хочет повторить успех таких несомненных хитов, как MA78GM-DS2H и MA790GP-DS4H.

Исследование производительности

Тестовый стенд:

  • Материнские платы:
  • Процессоры: AMD Athlon II X2 250 и Intel Core 2 Duo E7400
  • Память: 4 ГБ DDR2-1066 Corsair CM2x2048-8500C5D (DDR2-1066, 5-5-5-15-2T)
  • Жесткий диск: Seagate Barracuda 7200.10 (SATA-II, 7200 об/мин)
  • Блок питания: AcBel ATX-550CA-AB8FB

Программное обеспечение:

  • ОС и драйверы:
    • Windows Vista Ultimate SP1 x64
    • ATI Catalyst 9.8beta
    • Intel G45 Express Chipset версия 15.13.1.64.1688 + INF Update
      9.0.0.1008
  • Тестовые приложения:

Результаты тестов

Судя по техническим характеристикам, разница в производительности, по сравнению с 780G, может существовать лишь в тех приложениях, где задействуются новые функциональные возможности. Поэтому, в первую очередь, нас интересовал вопрос: насколько 785G способен ускорять заявленное транскодирование.

Об ускорении кодирования видео силами дискретных видеокарт подробно можно почитать в статье на примере Cyberlink PowerDirect. Сейчас мы воспользуемся утилитой «попроще» (MediaShow Espresso), но от того же разработчика. Эта программа не имеет функций видеоредактора и нацелена исключительно на любительское применение именно в задачах транскодирования. Интерфейс утилиты очень прост, и новички могут выбирать из готовых профилей, в зависимости от того, для чего готовится запись, будь то просмотр на портативном плеере iPod, игровой приставке PlayStation 3 или выгрузка на сетевой сервис YouTube.

Считается, что именно в этой программе наилучшим образом, на сегодняшний день, задействованы возможности ATI Stream. И, с субъективной точки зрения, не отрицая перспектив использования ресурсов GPU и для серьезного кодирования и множества других приложений, в которые будут включаться шейдерные процессоры. Рискнем предположить, что на сегодняшнем этапе развития, именно такие задачи любительского транскодирования являются наиболее адекватной и практически полезной сферой применения. Когда речь идет о собственном видео, смонтированном из качественных источников, и результат предстоит тоже сохранить в максимально высоком качестве, для пользователя естественно воспользоваться кодеком, известным ему по настройкам и качеству работы. Как долго будет идти процесс для редкой или разовой процедуры — не так уж важно. Совсем другое дело, когда требуется подготовить ролик для выкладывания в интернете или сжать запись с качественного носителя, которую хочется захватить с собой для просмотра на портативном плеере. Здесь время кодирования принципиально, потому что в таких случаях результат зачастую нужен либо прямо сейчас, либо не нужен вообще.

Итак, чем способен нас порадовать чипсетный ATI Stream? В первую очередь, убеждаемся в том, что в меню утилиты появилась соответствующая строчка, подтверждающая возможность включения аппаратного кодирования и декодирования.

Действительно, для формата H264 доступно как кодирование, так и декодирование силами чипсета. В качестве материала для обработки был взят 10-минутный отрывок фильма Iron Man (1920×1080, битрейт: 30 МБ/c), а в качестве профиля "iPod Classic" (с разрешением 640x360). Также было выбрано кодирование видео в формате DV (720×576) в профиль "YouTube" (H264, 480×360).

  HD Video ->"iPod Classic" DV ->"YouTube"
время, мин:сек CPU, % GPU, % время, мин:сек CPU, % GPU, %
Athlon II X2 250 + 780G 11:45 98-100 0 00:43 98-100 0
Athlon II X2 250 + 785G 05:07 80-90 н.д. 00:43 98-100 0
Athlon II X2 250 + HD4850 05:02 60-70 17-18 00:37 90-100 0-20
Core 2 Duo E7400 + G45 11:48 98-100 0 00:41 98-100 0

Результат весьма убедительный: время кодирования в наиболее ресурсоемкой первой задаче сократилось более чем вдвое! При этом загрузка процессора не превышала 90%, иными словами, чипсет оставляет возможность процессору с достаточной скоростью реагировать на команды пользователя, то есть во время и без того недолгого ожидания можно будет заниматься еще чем-то полезным. К сожалению, утилита GPU-Z не умеет мониторить загрузку встроенного в чипсет видеоядра, поэтому мы не смогли выяснить, на сколько процентов оно само было занято работой. Но это и не суть важно.

Второе интересное наблюдение возникает при сравнении с результатом, снятым с участием видеокарты. Если в играх дискретное видео уровня Radeon HD4850 просто некорректно сравнивать с любым интегрированным решением, то в поддержке транскодирования, с точки зрения скорости, наблюдаем практическое равенство. Хотя, если принять во внимание загрузку центрального и графического процессоров, видно, что дискретная видеокарта сильнее разгружает CPU, будучи и сама не сильно загруженной. То есть, здесь, скорее, не вопрос мощности, а вопрос балансировки нагрузки. Но с практической точки зрения, действительно, если кто-то выбирает карту именно для транскодирования, то вполне сможет обойтись и интегрированным решением. Впрочем, на сегодняшний день, с точки зрения MediaShow Espresso, разница все равно есть, так ускорение второй задачи для 785G оказалось недоступно, тогда, как дискретная видеокарта некоторый прирост обеспечивает. Хотя это и не так актуально, поскольку обработка сравнительно легких для декодирования форматов (а куда проще, чем DV?) с достаточной скоростью реализуется и не самыми мощными центральными процессорами, тем более, когда речь идет о низких разрешениях. С другой стороны, это, скорее всего, вопрос оптимизации программы, и в перспективе поддержка появится.

  Intel G45 AMD 780G AMD 785G AMD 790GX
Декодирование видео (DXVA), загрузка CPU 48% 22% 20% 21%
FarCry 2 (Low@1280x720), fps 16,2 27,0 27,6 35,2
Devil May Cry 4 (Low@1280x720), fps 21 38 38 48
Crysis (Low@1024×768), fps 8 27 27 36
Crysis (Low@1280×1024), fps 7 17 19 24
S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky (Статическое освещение, High@1280×720), fps 27,4 35,4 35,6 47,1
S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky (Динамическое освещение, Low@1280×720), fps 8,4 18,6 20,4 25,0

В задаче декодирования видео обещанные оптимизации касаются лишь воспроизведения нескольких потоков одновременно, что мы пока не тестируем (но с выходом Windows 7 этот режим может из разряда экзотики стать вполне обыденным). На одиночном потоке можно лишь снова отметить, что само по себе наличие UVD (специального блока для декодирования HD-видео внутри графического ядра) — это шаг вперед, по сравнению с ранее реализовывавшимися схемами. В тесте использовался тот же высокобитрейтный ролик из Iron Man.

Результат в играх тоже не удивляет, на какое-то преимущество мы могли рассчитывать лишь в игре S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky, которая поддерживает DirectX 10.1. И действительно, формальное ускорение наблюдается (хотя мы и этого не ожидали, ведь были выбраны низкие настройки качества, на которых отрабатываются далеко не все спецэффекты). Но AMD 790GX все равно финиширует первым и с солидным отрывом.

Потребляемая мощность (измеряется, встроенным в блок питания ваттметром, для системы в целом)

  Intel G45 AMD 780G AMD 785G AMD 790GX
Редактирование текста, Вт 28 16 14 20
Декодирование видео, Вт 25-40 19-36 19-31 24-36
FarCry 2 (Low@1280x720), Вт 40-70 41-56 35-55 48-60

Об измерении энергопотребления с привязкой к чипсету можно говорить лишь с обязательным указанием, на каких конкретно платах проводилось тестирование. Поскольку, как показывают наши регулярные обзоры, разброс среди плат на одном и том же чипсете достаточно большой.

В частности, если в качестве платы на 790GX взять Biostar TA790GX A3+, то в паре с таким же процессором (Athlon II X2 250) она продемонстрирует в простое около 16-18 Вт. То есть в режиме простоя, 780G и 790GX (сами чипсеты) умеют снижать расход до примерно одинаково уровня. Но 785G, вероятно, действительно чуть экономичнее, ведь в рамках этого тестирования мы использовали полноразмерную плату, которые традиционно отличаются чуть большими аппетитами, нежели microATX, даже при использовании похожих схем питания. И в режимах работы с нагрузкой небольшое преимущество 785G также прослеживается.

Что касается системы на Intel G45, то этот чипсет действительно ощутимо «горячее», что было нетрудно отметить и непосредственно по нагреву. Благо радиаторы на всех платах сравнимы по габаритам, но радиатор на G45 под нагрузкой легко набирал 50 градусов и выше. В то время как даже 790GX не нагревался выше 45 градусов и при длительной нагрузке. Хотя на плате ASRock чипсет имеет едва ли не самое минималистичное охлаждение, по сравнению с большинством других плат на 790GX.

Выводы

Наиболее впечатляющим усовершенствованием, реализованным в новом чипсете, конечно, является поддержка транскодирования. И она действительно работает. Причем не только значительно ускоряется сам процесс преобразования видео, но и снижается загрузка центрального процессора. Соответственно, на время кодирования сохраняется приемлемая скорость реакции компьютера в других программах.

Кстати, когда подобные возможности демонстрируются на примере дискретной видеокарты, это воспринимается уже как само собой разумеющееся. Перенос расчетов «общего назначения» на видеокарты анонсировался уже довольно давно. И теперь, когда это реализуется, пользователь смотрит уже с практической стороны, не находя ничего особенного в том, что мощная (и недешевая) видеокарта что-то ускоряет помимо игр. Совсем другое дело, когда оказывается, что чипсет с интегрированным видеоядром (от которых еще пару лет назад вообще не принято было ожидать какого-либо ускорения — выводит 2D-изображение на экран без «замыливания», и на том спасибо) может демонстрировать аналогичный результат. Тут и практическую составляющую искать долго не приходится, ведь компьютеры, в которых стоят «интеграшки», реже комплектуются мощными 4-ядерными процессорами, способными сгладить эффект от переноса вычислений на графическое ядро.

Остальные дополнения носят, скорее, рутинно-плановый характер, хотя надо отметить более высокую экономичность, несмотря на сохранение, как уровня частоты, так и техпроцесса. Чипсет очень хорош для среднебюджетной ниши, на которую и рассчитан.

Как впишется новый чипсет в существующую линейку? Скорее всего, вытеснение плат на 780G будет постепенным, а какие-то удачные модели будут выпускаться и дальше, особенно недорогие. А 790GX сохранит позиции до выхода чипсета следующего поколения с большей производительностью в играх. К тому же на этом чипсете выпущено немало плат с привлекательной функциональностью для сборки универсального ПК, для тех, кто не полагается на интегрированное видео и даже не прочь собрать CrossFire-систему. Хотя к выпуску тоже запланировано немало полноразмерных версий плат на 785G с хорошей комплектацией, так что они дополнят выбор и в этом сегменте.




Дополнительно

iXBT BRAND 2016

"iXBT Brand 2016" - Выбор читателей в номинации "Процессоры (CPU)":
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.