Плазменный телевизор Panasonic VIERA TX-PR50VT20


Наше знакомство с плазменными панелями производства Panasonic, способными показывать в стереоскопическом режиме, началось в 2008 г. на выставке CEATEC, продолжилось и на той же выставке в 2009 г., окрепло в 2010 г. на выставках в Мюнхене и в Москве, где демонстрировались уже не прототипы, а готовые бытовые устройства, и, наконец, перешло в более интимную фазу — на тест нам привезли 3D-комплект из 50-дюймового плазменного телевизора, 3D Blu-Ray-плеера и затворных очков. К сожалению, этот ТВ оказался британским родственником российской модели TX-PR50VT20, отличающимся от нее наличием спутникового тюнера, отсутствием русскоязычного интерфейса и еще по мелочам. Поэтому, чтобы не смущать русского читателя изображениями англоязычного интерфейса, в данной статье мы не будем приводить результаты тестирования мультимедийных и ряда других функций, а расскажем о них в обзоре VIERA TX-PR42G20, в этом аспекте не отличающимся от VIERA TX-PR50VT20. Здесь основное внимание будет уделено тестированию плазменной панели 13-го поколения и работе телевизора в стереоскопическом режиме. Кстати, обзор 3D Blu-Ray-плеера Panasonic DMP-BDT300 вышел на портале DigitLife.ru.

Содержание:

Комплект поставки, технические характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Изображение на экране - имитация

Дизайн этого телевизора имеет общие черты с моделями прошлого года TX-PR54Z11 и TX-PR50V10 и иллюстрирует основной тренд актуальной линейки телевизоров Panasonic — изящнее и строже. Плазменная панель не имеет защитного стекла, а благодаря специальному антибликовому фильтру внешняя поверхность панели имеет близкий к нейтральному темно-серый цвет и практически не бликует. Экран телевизора по периметру окружен рамкой из пластика с относительно устойчивым к царапинам зеркально-гладким покрытием. Цвет этой рамки, хоть и имеет легкий коричневый оттенок, воспринимается скорее как черный.

Corner

Сверху и снизу рамка подчеркнута узкими вставками из пластика с серебристым покрытием. Нижняя часть корпуса завершается накладкой из черного пластика с зеркально гладкой поверхностью, в которой есть узкая вставка из прозрачного тонированного пластика. За этой вставкой располагаются ИК-передатчики синхросигнала для очков, ИК-приемник, датчик освещенности, индикатор состояния (неяркий, светится красным в режиме ожидания и зеленым — при работе) и индикатор присутствия SD-карты в слоте (отключается в меню). Кожух, прикрывающий заднюю панель, выштампован из тонкого листа жести и имеет матовое темно-серое покрытие.

Rear

На левом боку есть композитный видеовход, аналоговый аудиовход, HDMI-интерфейс, выход на наушники, слоты SD-картовода и карты доступа, пара USB-портов, большая кнопка питания и пять небольших кнопочек управления.

Connectors

Остальные интерфейсные разъемы находятся в неглубокой нише на задней панели.

Connectors

Разъем питания расположен отдельно ближе к центру. Ориентированы разъемы назад, перпендикулярно экрану. Фирменный кабель питания оканчивается г-образным разъемом и оборудован специальной пластиковой защелкой, предотвращающей выпадение. Пара комплектных пластиковых хомутов с фиксаторами, вставляемыми в отверстия на задней панели, помогут стянуть отходящие кабели в аккуратный пучок. На задней панели находятся 4 резьбовых отверстия для монтажа на настенном кронштейне и многочисленные вентиляционные решетки. Пассивное охлаждение усилено четырьмя вентиляторами, расположенными в верхней части корпуса. При взгляде снизу на нижней грани можно обнаружить решетки, за которыми находятся громкоговорители с овальными диффузорами. Эти широкополосные громкоговорители закреплены на резиновых демпферах и через прокладку из пористой резины прижаты к днищу. Еще один круглый низкочастотный громкоговоритель расположен за квадратной решеткой на задней панели, и отделен от нее прокладкой из поролона. Заметим, что блок экрана этого телевизора на 3,5 кг легче, но чуть-чуть толще, чем блок экрана у TX-PR50V10.

Side

Основание штатной подставки закрыто пластиковой накладкой с покрытием аналогичным покрытию рамки вокруг экрана и имеет окантовку из пластика с серебристым покрытием.

Stand

Снизу основание усилено толстой стальной пластиной, на которую наклеены резиновые площадки. Стойка подставки изготовлена из магний-алюминиевого сплава и тремя винтами прикручивается к пьедесталу на основании. Блок экрана насаживается на два рога стойки и фиксируется на ней четырьмя винтами. Конструкция этой подставки отличается от таковой модели TX-PR50V10, у которой были две отдельные разнесенные друг от друга стойки. В результате подставка этого телевизора получилась менее жесткой, но телевизор на подставке с узкой стойкой смотрится изящнее. Телевизор стоит на подставке устойчиво и строго вертикально. Его можно только поворачивать вправо-влево на 10 градусов, при этом стойка с пьедесталом вращаются на основании. В задней части подставки имеется отверстие, предназначенное для крепления ремешка, предотвращающего опрокидывание телевизора (вторым концом ремешок крепится к столу или к стойке).

Пульт

Remote control

Пульт продолжает лучшие традиции пультов Panasonic. Форма корпуса эргономичная, цифровые кнопки и две самые главные кнопки-качалки очень большие, есть удобная четырехпозиционная навигационная кнопка с кнопкой OK в центре, подписи к кнопкам контрастные и достаточно крупные. Несколько неудобно то, что кнопка вызова меню затерялась среди мелких кнопочек в передней части, но это с лихвой компенсируется долгожданным приобретением — теперь на пультах ТВ Panasonic есть кнопка возврата на предыдущий ТВ-канал/вход.

Remote control

Движковый переключатель определяет режим функционирования группы кнопок, предназначенных для управления подключенной к телевизору техникой. В положении TV сигналы с пульта передаются на телевизор и от него по интерфейсам SCART или HDMI (функции Q-Link и VIERA Link) на подключенную технику, а в положении DVD/VCR с этого пульта можно непосредственно управлять техникой от Panasonic (видеомагнитофоном, DVD-плеером и т.д.). Пульт оснащен двумя ИК-излучателями: один направлен вперед, другой вперед и вниз, что позволяет держать пульт направленным немного вверх — так удобнее, и обозначения кнопок лучше видно.

Коммутация

Телевизор оснащен типичным для топовых моделей от Panasonic набором интерфейсов (см. список в таблице спецификаций). Выделим новшества: появился цифровой тюнер DVB-T, в интерфейсе HDMI2 есть обратный аудиоканал, по которому аудиосигнал в цифровом виде можно передавать от телевизора на ресивер, SD-картовод поддерживает карты вплоть до SDXC (до 64 Гбайт), телевизор оснащен двумя портами USB. К этим портам можно подключать внешние USB-накопители (в том числе и жесткие диски, но поддерживаются только файловые системы FAT16, FAT32 или exFAT), Wi-Fi-адаптер (опциональную модель DY-WL10E-K, является альтернативой проводному интерфейсу Ethernet), видеокамеру (модель TY-CC10W, для клиента Skype) и практически любую USB-клавиатуру (которая работает только в оболочке VIERA CAST). Подробнее о мультимедийных функциях, ТВ-тюнере, настройке изображения и т.п. мы расскажем в следующей статье про VIERA TX-PR42G20, разве что упомянем тот факт, что теперь продвинутые модели телевизоров от Panasonic умеют воспроизводить DivX-файлы высокого разрешения (до 1080p) с USB-носителей, SD-карт и по сети.

Звук

В телевизоре есть регулировки уровня высоких и низких частот и восьмиполосный эквалайзер, доступный в пользовательском режиме. Также на странице Звук есть настройки стереобаланса, громкости в наушниках и отдельная для каждого источника и TB-канала дополнительная коррекция уровня громкости. Облагородить звук могут три режима окружающего звучания. Настройка Расстояние колонка-стена оказывает влияние на передачу низких частот. При подключении наушников встроенные громкоговорители не отключаются. Для их отключения нужно воспользоваться кнопкой на пульте или просто уменьшить громкость до нуля.

Встроенные акустические системы хорошо передают средние и высокие частоты. По задумке низкие частоты должен помогать воспроизводить низкочастотный громкоговоритель на задней панели, но реальность вносит свои коррективы. При не таком уж и большом повышении громкости этот «вуфер» легко перегружается и начинает похрюкивать. Приходится понижать уровень низких частот, а это исключает из работы на низких частотах и пару широкополосных громкоговорителей, которые не были перегружены. В итоге добиться от телевизора воспроизведения хоть каких-нибудь низких частот можно только на относительно низкой громкости. Стереоэффект есть и хорошо выражен. Громкость достаточная для средних размеров комнаты.

Звук в наушниках чистый, хорошо воспроизводятся все частоты, запас громкости большой. На уровне громкости, на котором в пике сигнала громкость звука подбирается к болевому порогу, уровень фоновых помех остается ниже слышимого.

Несмотря на наличие четырех постоянно работающих вентиляторов, шум от их работы можно услышать, только если заглянуть за экран. Если находиться перед экраном на расстоянии его ширины, то шум от вентиляторов не превосходит фонового уровня в 22 дБ, поэтому с практической точки зрения этот телевизор можно исключить из списка источников посторонних шумов.

Работа с источниками видеосигнала

При VGA-подключении поддерживаются несколько режимов (1024х768, 1280х768, 1366х768), но разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается. Оптимальным является использование режима 1366х768, при этом фактически нужно выставить разрешение 1360 на 768 пикселей, выбрать режим 1366х768 на телевизоре и при необходимости подстроить фазу и положение картинки. Никакую информацию по DDC телевизор не передает и определяется на компьютере как стандартный аналоговый дисплей.

В случае DVI-подключения (с помощью простого кабеля-переходника с HDMI на DVI) режим 1920 на 1080 поддерживается, при этом нет никакой интерполяции (если отключить оверскан), картинка выводится пиксель в пиксель, градации различаются как в тенях, так и в светах (но нужно выбрать расширенный диапазон в настройках). Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся четко и без артефактов. Качество вывода тонких цветных линий высокое, но на черном фоне видно завышение яркостной четкости в ущерб цветовой.

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Panasonic DMP-BDT300. Телевизор поддерживает режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, незначительный завал в тенях не выходит за безопасные границы, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

При подключении к источникам аналоговых видеосигналов четкость картинки приближается к пределу возможностей соответствующих интерфейсов. Цвета правильные, артефактов не наблюдается. Тонкие градации оттенков отображаются как в светах, так и в тенях (незначительный завал в тенях не выходит за границы безопасного диапазона).

Чересстрочные видеосигналы в прогрессивное изображение телевизор преобразует по простому алгоритму: меняющиеся участки изображения выводятся по полям, с дрожащими горизонтальными границами и пониженной вертикальной четкостью, неподвижные складываются из смежных полей. По возможности лучше подключать телевизор к источнику прогрессивного сигнала. Функция подавления видеошумов работает очень мягко, реального эффекта практически нет. При масштабировании из низких разрешений даже в случае чересстрочных сигналов и динамичной картинки выполняется сглаживание границ объектов — зубцов на диагоналях не видно.

Функции (Intelligent Frame Creation или 24p Smooth Film) вставки промежуточных кадров работают превосходно. Артефактов очень мало, то есть бывают моменты, когда промежуточное положение объекта рассчитывается неправильно, но в большинстве случаев все ограничивается малозаметной рябью на границах объектов в движении. Эта функция, кроме устранения строба (который очень заметен в случае кинофильмов с 24 кадр/с) также повышает четкость фона при панорамировании камеры. В этом отношении очень показательны сцены из «Аватара» с полетами на крылатых хищниках. Только с включенной вставкой кадров удается рассмотреть мельчайшие детали проносящихся пейзажей. Отключение вставки кадров просто шокирует, так как нагрузка на глаза резко возрастает из-за дергающегося изображения. Спустя какое-то время привыкаешь к 24 кадрам в секунду, но зачем привыкать, если в плазменных телевизорах Panasonic есть Intelligent Frame Creation и 24p Smooth Film.

Тестирование в стереоскопическом режиме

Для создания стереоскопического изображения в плазменных телевизорах Panasonic применяется метод чередования полных кадров. На телевизор последовательно выводятся кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. См. тут.

К телевизору прилагается только одна пара очков, дополнительные очки придется покупать отдельно.

3D glasses

Для хранения очков предназначен пластиковый футляр.

3D glasses

В комплект входят два типа наносников (нам достался один) из резиноподобного материала, при этом наносник типа А (для больших носов) может закрепляться в одном из двух положениях, различающихся по высоте. Гибкие дужки очков не цепляются за уши, как у обычных очков, а охватывают голову сзади. Если такой фиксации недостаточно, то очки на голове поможет удержать специальный ремешок, входящий в комплект поставки (нам не достался). Моделей по близости не оказалось, поэтому, чтобы продемонстрировать, как выглядят зрители в таких очках, воспользуемся стоп-кадром из демонстрационного ролика (на вертикальные полоски, возникающие из-за интерференции матрицы телевизора с матрицей фотоаппарата, просим не обращать внимания).

3D glasses

Несмотря на несколько громоздкий вид, очки отлично выполняют свою функцию. С носа не съезжают, не мешают использовать обычные очки, имеют широкое поле зрения (отметьте размеры стекол) и отличные углы обзора — даже расположившись близко к экрану, на периферии кадра не замечаешь потери в эффективности отсечения кадров. Планка сверху закрывает от мешающего света светильников на полотке, но так как стекла расположены относительно далеко перед глазами, то в них могут отражаться яркие объекты, расположенные сзади, а также подсвеченные части лица зрителя. На самом деле смотреть в стереоскопическом режиме лучше в полной темноте, что исключает появление бликов на стеклах.

Очки активные и беспроводные. Питаются они от плоского элемента питания типа CR2032, которого по заявлению производителя хватает на 75 ч работы (при использовании элемента Panasonic).

3D glasses

Синхронизируются очки по ИК-сигналу от телевизора. Приемник расположен по центру между стеклами. Включаются очки кнопочкой, при этом индикатор рядом с ней на несколько секунд загорается красным.

3D glasses

Выключаются или после длительного нажатия на эту кнопку, или примерно через 5 минут отсутствия приема синхросигнала. Диапазон работы довольно большой и превышает указанный в руководстве — фактически очки принимают сигнал, если находятся перед плоскостью телевизора на расстоянии до нескольких метров и направлены в сторону экрана. При временных перерывах в приеме синхросигнала очки сохраняют синхронизацию примерно 5 секунд, а при устранении помехи восстанавливают синхронизацию практически мгновенно.

3D glasses

На фотографиях видно, что стекла очков имеют слегка зеленоватый оттенок, но при работе в режиме 3D они становятся ближе к нейтральному серому, хотя ослабление синего остается, что демонстрируют нормированные по площади спектры белого поля в режиме 3D, полученные без использования очков и через них:

3D glasses

Частично этот эффект компенсируется дополнительно цветокоррекцией — в режиме 3D к изображению добавляется больше синего. Так без очков в режиме 3D точка белого имеет цветовую температуру 8290 К и дельта Е 14,60, тогда как через очки 4690 К, а дельта Е снижается до приемлемого значения 1.

Телевизор поддерживает три способа приема стереопары — последовательный, когда сначала передается полный кадр (разрешением до 1920 на 1080 пикселей) для одного глаза, затем следующий кадр для второго глаза, и два совмещенных: по горизонтали (Side by Side, в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (Top and Bottom, похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра). Разумеется, независимо от того, как телевизор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме. Совмещенный варианты имеют тот недостаток, что относительно передаваемого кадра кадры для глаз имеют уменьшенное в два раза разрешение по горизонтали или по вертикали. В меню телевизора есть параметр Формат сигнала 3D (3D Picture Format), который определяет режим экстракции кадров для глаз. Если он равен Авто, то способ передачи определяется автоматически (видимо, по признакам в сигнале, передаваемым по HDMI, соответственно источник должен поддерживать режим 3D Over HDMI), и только в этом режиме поддерживается последовательный способ. Если Формат сигнала 3D равен Гориз.совмещенный или Вертик.совмещенный, то телевизор извлекает кадры для глаз соответствующим способом. Если установить Формат сигнала 3D в Обычный, то на экране будет отображаться исходный кадр, что поможет определить способ передачи. В итоге, если источник сигнала не передает 3D Over HDMI (эта функция включена в стандарт HDMI 1.4), то передать стереоизображение можно только в одном из совмещенных форматах.

Тестирование стереоскопического режима с последовательной передачей кадров мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT300 и демонстрационного Blu-ray-диска со стереоскопическими роликами разрешением 1080p и 720p. Совмещенные способы передачи — при подключении к компьютеру по HDMI в режиме 1080p. Деморолики выглядели превосходно: стереоскопический эффект присутствовал, на неподвижных частях не было заметно мерцания, строба на медленно двигающихся объектах не было (но он конечно появлялся на быстро двигающихся объектах), разделение для глаз было очень эффективным, фактически паразитных контуров и двоения мы не видели ни разу, яркость была достаточной, контрастность — высокой, а картинка роликов 1080p — очень четкой.

На компьютере мы запускали уже не отобранные производителем ролики, а тестовые изображения, стереоскопические фотографии и фильмы, например «Монстры против пришельцев в 3Д». Несмотря на уменьшение разрешения в одном направлении, картинка в целом отличалась очень высоким качеством. Однако теперь при тщательном разглядывании изображения в некоторых случаях мы обнаружили паразитные контуры. Чтобы разобраться в причинах мы вывели два тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне и с белым прямоугольником на черном фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100% разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Две фотографии ниже сделаны через очки.

3D glasses

3D glasses

Видно, что черный прямоугольник на белом фоне не имеет никаких признаков своего двойника, тогда у белого прямоугольника на черном фоне слева есть едва заметный двойник (если его не видно, то поместите фотографию на черный фон и отрегулируйте монитор так, чтобы все оттенки в тенях различались). А эта фотография сделана в 3D-режиме, но без использования очков:

3D glasses

Прямоугольники на ней серые, так как они выводятся попеременно, а на фотографии кадры усреднены. По всей видимости, в стереоскопическом режиме хорошо отделяется возрастание яркости, но спад может захватывать следующий кадр. Поэтому только белый прямоугольник на черном фоне имеет слабый признак своего двойника. На реальных изображения двоение можно заметить в том случае, если яркий белый объект находится на черном фоне и его положение для глаз различается. К счастью эти условия выполняются не так уж и часто, а когда двоение есть, оно не очень заметно.

Аппаратное тестирование

Структура ячеек

Как сообщает компания Panasonic, в новых панелях NeoPDP 13-го поколения используется содержащий ксенон разрядный газ, быстрозатухающий люминофор высокой плотности, уменьшены промежутки между ячейками, предразряд черных ячеек и площадь электродов, применяется измененная последовательность импульсов и специальный фильтр, уменьшающий отражение внешнего света. См. тут. Эти новшества должны снижать энергопотребление плазменных панелей, повышать контрастность даже в условиях внешней засветки, а также снижать время послесвечения, что особенно важно при формировании стереоскопического изображения. Визуальное тестирование подтвердило, что изображение действительно очень контрастное, а стереоскопическая картинка отличается высокой реалистичностью и содержит минимум артефактов. Посмотрим, какие выводы позволит сделать тестирование с использованием наших приборов.

Ниже приведены макрофотографии плазменной панели TX-PR50VT20:

NeoPDP 13 G NeoPDP 13 G

На первой в фокусе — первый слой с сеточками, на второй — слой ниже, где видны границы ячеек и силовые электроды (черные горизонтальные полосы потолще). Сравним с ячейками панели предыдущего поколения — ячейками телевизора TX-PR54Z11:

NeoPDP 12 G

Видно, что в панелях 13-го поколения, по крайней мере, горизонтальные границы между ячейками стали тоньше, что может повышать эффективность.

Определение максимальной яркости и потребляемой мощности

Потребляемая мощность и максимальная яркость зависят от выбранного режима и характера изображения. Общая тенденция такая — чем больше белого или светлее сцена в целом, тем яркость белых участков ниже, а потребление выше. В режиме Динамический яркость изображения максимальная, в других режимах она ниже. При увеличении значения настройки Контраст яркость увеличивается. Ниже приведены зависимости яркости белого поля и потребляемой мощности от площади белого поля. В этом тесте на черном поле в центре экрана выводились белые прямоугольники с соотношением сторон 16:9 площадью от 0,5% до 100% от площади рабочей части экрана.

Power

Видно, что в режиме Динамический (Dynamic) яркость по возможности сохраняется максимальной, а в режиме Кинотеатр (Cinema) яркость меняется не так сильно. Однако при достижении площади белого в 30% различие между этими двумя режимами становится минимальным. При белом поле во весь экран яркость равна примерно 50 с небольшим кд/м², а потребление — порядка 420 Вт. В режиме ожидания потребление составило порядка 19 Вт, а когда телевизор выключен кнопкой на корпусе, он потребляет 0,6 Вт. Далее для оценки среднего потребления в различных условиях в качестве имитации типичного изображения на экран выводилась черно-белое шахматное поле 4 на 4 клетки как в тесте на ANSI-контраст.

Режим Потребляемая мощность, Вт Яркость белого поля, кд/м²
Динамический430100
Динамический + белый шум на максимальной громкости435100
Кинотеатр42897
Кинотеатр + Эко (в темноте)31264
Кинотеатр + Эко (в освещенном помещении)33371
Кинотеатр + Энергосохр.33371
Кинотеатр + Эко (в темноте) + Энергосохр.31264

Посчитаем эффективность различных моделей плазменных телевизоров от Panasonic. Отметим, что для оценки эффективности недостаточно знать размер (площадь) экрана и потребляемую мощность, необходимы еще и данные о яркости в измеряемом режиме.

Модель Яркость белого поля, кд/м² Потребляемая мощность, Вт Размер экрана, мм Эффективность, кд/Вт
TX-PR50VT2054418,11105x6220,089
TX-PR54Z11494421198x6730,089
TX-PR50V1064488,61105x6220,090
TX-P42S10E51,7313,6921x5180,079

В данном случае мы не наблюдаем повышения эффективности по сравнению с моделями, в которых используются панели NeoPDP 12-го поколения (телевизоры TX-PR54Z11 и TX-PR50V10). Видимо, панель в TX-PR50VT20 оптимизирована для создания реалистичного стереоскопического изображения, а не для достижения максимальной эффективности. Кстати, в стереоскопическом режиме яркость белого поля немного снижается — до примерно 49 кд/м², а при просмотре через очки из-за поглощения на стеклах очков, отсечки промежутка между кадрами и попеременного вывода на глаза яркость белого поля во весь экран понижается до примерно 7,5 кд/м². В общем, смотреть в режиме 3D лучше в полной темноте, выключив все источники света, и, если дело происходит днем, закрыв окно плотными шторами.

Измерение контрастности и равномерности белого поля

При измерении равномерности белого поля датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены).

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость белого поля51 кд/м²-5,35,3

Равномерность яркости белого поля очень хорошая. Яркость черного поля настолько низкая, что достоверно определить ее не получилось. Субъективно черное поле во весь экран в режиме Динамический выглядит абсолютно черным. В режиме Кинотеатр в полной темноте видно, что черное поле не является абсолютно черным. Для характеристики достигаемого контраста в пределах кадра мы измерили контраст при выводе шахматного поля, что-то вроде ANSI, но в применении к телевизору. Такой ANSI-контраст оказался равен 2690:1 в режиме Динамический и 2210:1 в режиме Кинотеатр. В обоих режимах черные поля при наличии на экране светлых объектов визуально воспринимаются как абсолютно черные.

Оценка качества цветопередачи

Параметр Гамма (Gamma) в настройках изображения влияет на характер кривой гамма-коррекции. Так как изображение плазменного телевизора отличается некоторой динамикой, то наш тест с замером яркости 256 оттенков с задержкой в 0,5 с на каждый оттенок дал неудовлетворительные результаты. Увеличивать время задержки мы посчитали нерациональным, поэтому ограничились замером яркости 17 оттенков, правда, тоже с задержкой в 0,5 с, что, возможно, сказалось на качестве кривых:

Gamma

В скобках приведены значения показателя аппроксимирующей степенной функции. Точного совпадения нет, но правильная тенденция сохраняется — при увеличении параметра Гамма растет и значение показателя.

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват в режиме THX в точности соответствует sRGB, а в режиме Кинотеатр охват немного шире sRGB:

Gamut

Gamut

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для режимов THX и Кинотеатр.

Spectrum
THX.

Spectrum
Кинотеатр.

Интересно, что в спектре красного люминофора присутствуют два узких пика. Из предустановленных режимов цветопередача ближе всего к стандартной в режиме THX. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E):

CCT

DE

Фактически для получения достоверной по бытовым меркам цветопередачи достаточно выбрать режим THX, но можно использовать и режим Кинотеатр, в котором картинка немного ярче и сочнее.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика в случае плазменных панелей определять не имеет никакого смысла, вместо этого можно исследовать особенности формирования оттенков. Напомним, что принципы работы плазменных дисплеев кратко изложены в статье про Haier P42LV6-T1.

Оказалось, что вид импульсных последовательностей зависит от того, в каком режиме работает телевизор. В обычном режиме группы импульсов следуют с частотой 60 Гц по 10 импульсов в группе от короткого к длинному, тогда как в стереоскопическом режиме группы импульсов следуют с частотой 120 Гц по 6-7 импульсов в группе от длинного к короткому:

White
Зависимость яркости белого поля от времени в обычном (60 Гц) и стереоскопическом режимах (120 Гц).

В результате инвертирования порядка импульсов в группе в стереоскопическом режиме яркость между кадрами для разных глаз падает практически до 0, что приводит к уменьшению перекрестной засветки. Интересно, что светимость синего люминофора практически сразу спадает до 0, тогда как красный и зеленый люминофоры имеют некоторое послесвечение:

RGB
Зависимость яркости полей синего, зеленого и красного цветов. Для наглядности графики построены друг над другом. Совмещение по горизонтали условное.

То есть в первую очередь следует уменьшать послесвечение красного и зеленого люминофоров. Видимо в случае панелей NeoPDP 13-го поколения и в данном конкретном телевизоре послесвечение люминофора уже заметно снижено по сравнения с NeoPDP 12-го поколения, так как при движении ярких белых объектов на черном фоне на экране TX-PR50VT20 шлейфы фактически отсутствуют, а на экране TX-PR50V10 или TX-PR54Z11 все же можно было различить короткий желтоватый хвост. Сравнение фотографий теста с двигающимися парами белых квадратиков на черном фоне, полученных с одинаковой выдержкой (1/160 с), подтвердило это визуальное наблюдение. В случае TX-PR50VT20 на большинстве фотографий были видны белые квадратики без двойников, и только если экспонирование попадало между кадрами, то наблюдалось двоение, тогда как на фотографиях экрана TX-PR50V10 в подобном тесте всегда наблюдалось 2-3 двойника. Однако в стереоскопическом режиме (120 кадр/с) неяркий двойник присутствовал и в случае TX-PR50VT20:

TX-PR50VT20 TX-PR50VT20
TX-PR50VT20.

TX-PR54Z11
TX-PR54Z11.

TX-PR50VT20
TX-PR50VT20, 3D-режим, 120 кадр/с.

К чему это приводит, мы обсуждали выше, когда описывали работу в стереоскопическом режиме. Кстати, в режиме вывода с частотой 24 кадр/с последовательность импульсов отличается от режима 60 кадр/с, но при включении функции вставки промежуточных кадров (24p Smooth Film) телевизор переходит в режим вывода 60 кадр/с:

24p Smooth Film
Зависимость яркости от времени в режимах 60 кадр/с, 24p Smooth Film и 24 кадр/с при чередовании через кадр белого и черного поля.

Таким образом, в режиме 24p Smooth Film на каждые 4 исходных кадра выводится 10 кадров, то есть рассчитываются 6 промежуточных кадров. Кроме того, формирование промежуточных кадров выполняется с использованием отдельных импульсов из группы, формирующей собственно кадр (технология «600Hz Sub-field Drive»), поэтому кажущаяся четкость объектов сохраняется даже тогда, когда они движутся с большой скоростью. В этом состоит принципиальное отличие плазменных телевизоров с технологией «600Hz Sub-field Drive» от жидкокристаллических, в последних в лучшем случае выводится 120 кадр/с, при превышении некоторого порога скорости дополнительных кадров не хватает для передачи всех фаз движения, в результате четкость резко уменьшается.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора определялась только при HDMI-подключении.

Режим Задержка, мс
Кинотеатр33
Кинотеатр + 3D20,2
Кинотеатр + IFC49,7
Игра33,7

С точки зрения игрового использования в режимах, когда включена функция вставки промежуточных кадров (IFC), задержка довольно большая, выключение этой функции снижает задержку до приемлемой величины.

Выводы

Главный вывод один — компании Panasonic удалось создать плазменный телевизор, отлично работающий в стереоскопическом режиме, и наконец-то не виде прототипа, а в виде бытового устройства, которое уже можно купить в магазинах. Впрочем, даже безотносительно стереоскопического режима (называемого не совсем правильно как 3D), телевизор Panasonic VIERA TX-PR50VT20 демонстрирует превосходную по качеству картинку.

Достоинства:

  • Поддержка стереоскопического режима
  • Отличное качество изображения (высокая четкость, отличная контрастность, правильная цветопередача, отсутствие шлейфа послесвечения)
  • Отличная реализация функции вставки промежуточных кадров, повышающей плавность движения
  • Широкие мультимедийные возможности (просмотр JPG-картинок, DivX-файлов до Full HD разрешения и воспроизведение MP3-файлов с USB-носителей и SD-карт, просмотр видеозаписей в формате MPEG2 и AVCHD с SD-карт)
  • Интерактивный доступ к сетевым службам VIERA CAST, в том числе в качестве клиента Skype и поддержка серверов UPnP (DLNA)
  • Функции PinP и PandP
  • Удобные в использовании пульт и меню
  • Строгий дизайн
  • Отличная русификация

Недостатки:

  • В комплекте только одна пара затворных очков
  • Нельзя принудительно переключиться на прием покадровой стереопары
  • Не поддерживается разрешение 1920 на 1080 при VGA-подключении





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.