D-ILA-проектор JVC DLA-SX21


$9485 — столько на момент написания обзора стоит проектор JVC DLA-SX21 с D-ILA-матрицой высокого разрешения (1400×1050 пикселей). Каковы особенности технологии D-ILA, конкурирующей с технологиями LCD и DLP? Чем примечателен проектор DLA-SX21? и зачем ему матрица такого большого разрешения? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать ниже.

Projector, general view

Комплект поставки

  • Проектор
  • Краткая инструкция по эксплуатации (на русском языке нет)
  • Инструкции по эксплуатации в виде pdf-файлов (на русском языке нет) на CD-ROM
  • Кабели
    • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin, 2 м
    • Аудио/видео, 2 RCA на 2 RCA, 2 м
    • Питания, евровилка, 2,5 м
    • Питания, английская вилка, 2,5 м
  • ИК-пульт ДУ и две AA батарейки для него
  • Пластмассовая крышка на объектив

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования D-ILA
Матрица 0,7″, 3-х панельная
Разрешение матрицы 1400×1050
Объектив зум 1,3x, f = 29-37,7 мм
Лампа 250 Вт NSH
Срок службы лампы 2000 ч
Световой поток 1500 лм (ANSI)
Глубина цвета 16,7 млн. цветов
Контрастность 800:1
Размер проецируемого изображения, диагональ, 4:3 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1,07 м (1,56-2,05 м)
максимум 7,62 м (12,08-N/A м)
Входы
  • Видео, композитный, RCA
  • Видео, S-Video
  • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin
  • Видео, DVI-D
  • Видео, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr) и RGB (H/V, Cs), 5 BNC
  • Аудио, 3,5 мм миниджек
  • RS-232, D-sub 9 pin
  • Проводного ДУ, стереоминиджек 3,5 мм
Выходы
  • RS-232, D-sub 9 pin
  • Питания доп. устройств, DC 5 В, 1,5 A
Частота развертки горизонтальная: 15-120 кГц
вертикальная: 24, 25, 30, 50-120 Гц
Видеоразрешение 1000 ТВЛ
Форматы входного сигнала телевизионные: NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): HDTV, SDTV, DVD (480i/480p/576i/576p/720p/1035i/1080i/1080p)
аналоговые RGB-сигналы: VGA-UXGA
Встроенная звуковая система 1 Вт, моно
Уровень шума нет данных
Размеры (Ш×В×Г) 307×136×368 мм
Масса 5,9 кг
Потребляемая мощность 340 Вт
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц

Внешний вид

Пластмассовый угловатый серебристый сверху и темно-серый в нижней части корпус демонстрирует профессиональную солидность. Все разъемы (кроме питания — он справа) расположены в нише на левом боку. Слева за решеткой находится недоразумение в виде малюсенького динамика. Рядом с ним — решетка вентиляции. Еще на левом боку есть четыре маленькие ножки, чтобы проектор устойчиво стоял вертикально, соответственно, на правой поверхности предусмотрена складная ручка для транспортировки.

Projector, transportable view

Сзади — только окошко ИК-приемника и решетки вентиляции. Спереди, кроме объектива, — тоже окошко ИК-приемника и решетка вентиляции, а по углам — кнопки фиксаторов пластмассовых выдвижных ножек.

Adjustable foot

Сверху на корпусе присутствует россыпь кнопок управления и 4 индикатора.

Control panel

На нижней плоскости корпуса три металлические вставки с резьбой обеспечат надежное крепление к кронштейну.

Пульт



Remote control

Пульт небольшой и, в целом, удобный. В средней и нижней части кнопки хорошо дифференцированы и легко находятся на ощупь. Подсветки нет, что для проектора явно не предназначенного для проведения презентаций в освещенных помещениях является недостатком. Есть возможность подключить проводной пульт ДУ (поставляется отдельно)

Меню

Экранное меню понятное, хорошо организованное, навигация по нему удобная. Следует отметить два недостатка: во-первых, при настройке изображения страница целиком остается на экране, что затрудняет оценку происходящих изменений, и, во-вторых, оно не русифицировано.

Подключение к источнику сигнала

Источники видеосигнала поделены на две группы — PC и VIDEO. Переключение между группами и, соответственно, внутри групп осуществляется кнопками PC и VIDEO на пульте или на корпусе проектора.

Connector panel

К группе VIDEO относятся разъемы Y/C (т. е. S-Video) и VIDEO (композитный видеовход). Группу PC образуют: пять BNC (во как! заявка на профессиональность) — вход PC2, разъем VGA (mini D-sub 15 pin) — вход PC1 и разъем DVI-D — вход PC3. К самому универсальному входу PC2 можно подключать источники компонентного (Y/Cb/Cr, Y/Pb/Pr) и RGB-видеосигнала (раздельная (H/V) или композитная (Cs) синхронизация). Режим его работы переключается в меню. Видеотехника со SCART-разъемом подключается хитро: провода с RGB-компонентами — к соответствующим BNC-разъемам, а синхронизация — к композитному видеовходу. Опять же потребуется залезть в меню, где необходимо переключить параметр SCART в ON. При любом типе подключения к источнику видеосигнала звуковое сопровождение может быть подано на вход AUDIO IN, тогда встроенный динамик подаст признаки жизни.

Управление проекцией

Фокусирование изображения на экране и изменение фокусного расстояния объектива (т. е. размера изображения) — это действия, сопряженные с некоторыми неудобствами, так как соответствующие кольца на объективе труднодоступны через глубокий вырез на корпусе проектора, вращаются с трудом, а палец соскальзывает с мелкого оребрения.

Zoom ring & focus ring

Положение объектива относительно матрицы настроено так, что нижний край изображения находится примерно на 1/10 высоты ниже оси объектива. Для вызова функции корректировки вертикальных (±30 градусов) и горизонтальных (±10 градусов) трапецеидальных искажений предусмотрены две пары кнопок на пульте и на самом проекторе (V-KEYSTONE и H-KEYSTONE).

При активном VGA-подключении параметр Resize на странице Set up определяет один из трех режимов трансформации изображения — 1:1 (изображение меньшее, чем 1400 на 1050 пикселей выводится без интерполяции к разрешению матрицы), Panel (изображение интерполируется к разрешению матрицы) и Aspect (изображение интерполируется к разрешению матрицы, но с сохранением исходного соотношения сторон). В других случаях доступны только два режима — 4:3 и 16:9, пригодные для просмотра неанаморфированной и анаморфированной картинки, соответственно. Параметр Screen в меню Options позволяет указать проектору какой применяется экран — с соотношением сторон 4:3 или 16:9.

Menu-Options

Той же цели служат кнопки W и S в группе SCREEN на пульте. Если выбрано соотношение 16:9, то картинка с соотношением сторон 4:3 (параметр Aspect имеет значение 4:3) уменьшается так, чтобы поместится по вертикали на узком экране. Кроме того, в этом случае проецируемое изображения можно сместить вверх-вниз (параметр Screen pos. меню Options).

Кнопки + и группы DIGITAL ZOOM на пульте ДУ позволяют увеличивать изображение в 1-1,2-1,4-1,6-2,0-2,5-3,2-4,0 раз. Коэффициенты увеличение хорошо подобраны и позволяют при желании вписать узкоформатную картинку в экран 4:3 или быстро увеличить фрагмент до 4 раз. Область увеличения смещается с помощью курсорных клавиш на пульте. Режим «замораживания» изображения на экране включается кнопкой FREEZE на пульте, при этом также работает функция цифрового увеличения. Нажатие на кнопку HIDE на пульте или на корпусе проектора временно приостанавливает вывод изображения и звука.

В меню выбирается вертикальное и (или) горизонтальное отражение изображения в соответствии с типом проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании скорее всего будет располагаться за зрителями, что удобно при использовании проектора в небольших электронных кинотеатрах, но может вызвать некоторые неудобства при обустройстве домашнего кинотеатра.

Настройка изображения

Количество настроек изображения не поражает воображения. В меню Image adj. находятся параметры, влияющие на: контрастность, яркость, насыщенность, оттенок, контурную резкость и цветовую температуру.

Menu-Image adj.

Последний параметр может принимать одно из трех значений: 6500, STD и User.

Menu-Color temp.

Выбрав значение User, можно вручную настроить интенсивность RGB-компонент. Кроме того, в меню Options есть параметр Color profile, который позволяет активизировать одно из четырех цветовых пространств — sRGB, MacRGB, Adobe или EBU. По умолчанию ни один из этих цветовых профилей не включен, и проектор воспроизводит цвета как умеет. Настройки изображения автоматически сохраняются для каждого типа подключения. Пользовательских профилей для запоминания настроек нет.

Дополнительные возможности

Фрагмент изображения, полученного от любого видеоисточника, можно захватить и использовать в качестве заставки, которая появляется при включении проектора или при нажатии на кнопку EXIT на пульте ДУ, когда на экране нет меню.

Menu-Logo

Благодаря наличию входа и выхода интерфейса RS232 проектор обладает довольно развитыми коммуникационными возможностями. Несколько проекторов могут объединятся в последовательную сеть и управляться с одного компьютера. Адресация — по уникальному для каждого устройства ID. Некоторая информация относительно этой возможности приведена в инструкции по эксплуатации, а также тут: SX21 232C SPCIFICATIONS(ENG Ver0.6).pdf.

Прежде, чем перейти к обсуждению результатов субъективных и объективных тестов, уделим немного внимания технологии D-ILA, которая используется в данном проекторе.

Описание технологии D-ILA

Технология D-ILA (Digital Direct Drive Image Light Amplifier) разработана JVC. Устройство матрицы схематично показано на рисунке.

Cross-section of D-ILA device

Главное отличие от обычной LCD-матрицы в том, что вся электронная начинка расположена за слоем жидких кристаллов под отражающими электродами, а не между ячейками. Это позволило довести коэффициент перекрытия до 93%.

Micrograph of D-ILA pixel
Микрофотография D-ILA-матрицы. Обратите внимание на тонкие границы между пикселями.

Разумеется, такая матрица работает не на просвет, а на отражение. В результате граница между пикселями практически незаметна, светоотдача матрицы возрастает, а ее нагрев уменьшается. Теоретически контрастность самой матрицы может достигать 2000:1. Оптическая схема, сходная с той, которая используется в обычных LCD-проекторах, и три матрицы D-ILA позволяют получить полноцветное изображение.

Дополнительную информацию можно найти тут:
http://www.jvc-victor.co.jp/english/pro/dila/device.html,
http://www.jvc-pro.ru/d-ila.asp,
http://www.jvcdig.com/technology.htm.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI (подробности тут).

Результаты измерений для проектора JVC DLA-SX21:

Световой поток 1260 лм
Равномерность +8%, -19%
Контрастность 120:1

Световой поток несколько ниже заявленных 1500 люменов. Равномерность освещения экрана хорошая, а вот контрастность разительно отличается от заявленного отношения 800:1. Для кинотеатрального применения контрастности маловато будет.

Звуковые характеристики

Атавизм в виде крохотного динамика издает звуки ужаснее любого PC-спикера, поэтому про его существование лучше забыть. А вот воздушное охлаждение постоянно напоминает о себе негромким и не раздражающим звуком от вентиляторов и потоков воздуха, проходящих через внутренности проектора. Не забывайте периодически чистить многочисленные воздушные фильтры!

VGA-подключение

Как белое поле, так и черное поле очень равномерные, не содержат бликов и цветных разводов. Геометрия идеальная. На шкале серого различаются самые слабые градации как в светлых, так и в темных участках. Шкала серого имеет равномерный цветовой оттенок во всем динамическом диапазоне, который может быть скорректирован ручной настройкой цветовой температуры, для получения теплых, «киношных» или холодных, «компьютерных» цветов. Цвета насыщенные и достоверные. Включение любой из схем управления цветом (sRGB, MacRGB, Adobe или EBU) приводит только к ухудшению цветопередачи. Автоподстройка по параметры VGA-сигнала не всегда с первого раза правильно определяла все параметры, но ручной запуск этой функции на «удобных» изображениях неизменно приводил к идеальным результатам. При разрешении 1280 на 1024 пикселей (режим 1400×1050 видеокартой ASUS 9520VS не поддерживается) вертикальные и горизонтальные сетки через один пиксель воспроизводятся без артефактов.

Menu-Information

Максимальная вертикальная частота синхронизации при исходном разрешении 1600 на 1200 пикселей — 85 Гц, при меньших разрешениях — 120 Гц. Граница между пикселями практически незаметна.

Screen photo
Фотография изображения на экране. Дабы не вводить в искушение оценивать цветовой баланс, который на снимке определяется в основном возможностями фотоаппарата, фотография сделана черно-белой.

Тестирование при подключении к DVD-плееру

Яркостная четкость составила около 540 ТВЛ при композитном и S-Video-подключении и, судя по контрастным границам вертикальных черно-белых полосок толщиной в одну линию, существенно больше 540 ТВЛ при компонентном подключении. Цветовая четкость достигла 80 при композитном, 110 — при S-Video, 210 — при компонентном чересстрочном видеосигнале и 230 ТВЛ — при прогрессивном видеосигнале (480p или 576p). Тестовые таблицы с однотонными цветными полями и градиентными заливками отличались отличной цветопередачей и хорошей яркостью. Тесты на воспроизведение оттенков серого прошли идеально: слабые градации яркости различимы как в темных так и в светлых областях.

Присвоение параметру Deinterlace значения Auto, заставляет функцию деинтерлейсинга определять, каким был исходный материал видеоизображения — прогрессивным или чересстрочным. Соответственно, в первом случае включается преобразование стяжки 2-2 (или 3-2 для NTSC), во втором — только неподвижные части изображения выводятся в прогрессивном режиме. Качество работы алгоритма не заслужило высокой оценки, так как периодически на изображении проскакивали характерные артефакты в виде «расчески». Поэтому имеет смысл присвоить параметру Deinterlace значение OFF — пусть движущиеся объекты потеряют в вертикальной четкости, но при этом не будет артефактов. В тоже время, прогрессивный видеосигнал (480p и 576p) никаких затруднений у проектора не вызвал. Таким образом, проектор имеет смысл подключать к DVD-плееру со встроенной функцией деинтерлейсинга.

В ходе тестирования мы отсмотрели несколько фрагментов фильмов с DVD-дисков хорошего качества. Фантастика! Большое разрешение матрицы, отличная интерполяция изображения и отсутствие видимых границ между пикселями — все это привело практически к полному исчезновению «цифровых» артефактов изображения. Так показывал бы ЭЛТ-телевизор с громадной диагональю. Конечно, от дефектов MPEG-компрессии никуда не деться, и на наклонных контрастных линиях ступеньки присутствуют (особенно, если фильм целиком создан на компьютере, например Toy Story 2), но такова уж природа DVD-диска — сильное сжатие с потерями и низкое разрешение. Проектор демонстрирует живую картинку при воспроизведении как темных, так и ярких, насыщенных цветом сцен. Эффект вовлечения потрясающий. Увлекшись происходящем на экране, даже перестаешь замечать, что, в общем-то, уровень черного мог бы быть получше. Но это, пожалуй, единственная претензия.

Тестирование при подключении к HDTV-источнику

Фирма «ЭРА» любезно предоставила нам возможность посмотреть, на что способен проектор JVC DLA-SX21, когда в качестве источника видеоизображения используется D-VHS-видеомагнитофон JVC SR-VD400. Мы посмотрели несколько демороликов и пару фрагментов фильмов. Видеопроцессор проектора превосходно справился со своей задачей, исправно передавая на матрицу, а та в свою очередь на экран, мельчайшие детали изображения даже очень динамичных сцен. В итоге мы скорее сравнивали два носителя видеоинформации — DVD и D-VHS. Хотя данный аспект выходит за рамки этого обзора, можно сказать, что большее разрешение и меньшее количество видимых артефактов сжатия привели к качественному отличию: D-VHS подходит для больших экранов, а DVD — нет.

Выводы

Достоинства:

  • Большое разрешение (1400×1050 пикселей)
  • Отличная цветопередача
  • Отсутствие видимой сетки между пикселями
  • Четкость изображения соответствует стандарту HD

Недостатки:

  • Невысокая контрастность (120:1)
  • Высокая цена ($9485)

Проектор JVC DLA-SX21 можно отнести к полупрофессиональным устройствам. Он может служить в качестве монитора в студиях, работающих с видеоматериалом высокой четкости. Так же на его основе можно создавать небольшие электронные кинотеатры и элитные домашние кинозалы. Конечно, чтобы уменьшить возможный дискомфорт, связанный с не слишком высокой контрастностью, придется прибегнуть к ряду ухищрений. Например, менять высоту экрана в соответствии с форматом фильма, чтобы избежать серых полос сверху и снизу, стены и потолок покрыть светопоглощающим материалом, чтобы уменьшить переотражение на экран, и слегка подсветить стену за экраном, тогда черный на экране будет казаться более глубоким.

Благодарим компанию «ЭРА»
за предоставленный на тестирование проектор JVC DLA-SX21





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.