Полукадровые объективы для Canon

Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM
Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro



Содержание

Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro Общие материалы

В недавней статье, тесте Canon EOS 1200D, мы «проговорились», что вместе с китовым объективом протестировали еще два довольно интересных экземпляра — светосильный Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM и сверхширокодиапазонный Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Оба они совершенно не похожи на кит-объектив младших моделей Canon — EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, который, если помните, не особенно порадовал нас качеством картинки и стабилизатора. Так что в этой статье у нас будет возможность детально рассмотреть, чем отличается от «кита» универсальный зум с примерно таким же диапазоном фокусных расстояний, но ценой раз в десять выше. И еще — альтернативный вариант: объектив на все случаи жизни, покрывающий огромный диапазон фокусных расстояний.

Объектив — Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM

 
ПроизводительCanon
Подробная информацияCanon EF-S 17-55mm на сайте производителя
Тип объективас переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние17 — 55 мм
(27,2 — 88 мм в 35-мм эквив.)
Минимальное расстояние фокусировки0,35 м
Диафрагмаf/2,8 — f/22 во всем диапазоне ФР
Стабилизаторесть
Привод автофокусаультразвуковой (USM)
Диаметр резьбы для светофильтра77мм
Размеры, вес∅83,5×110,6 мм, 645 г
ЦенаT-973612

Если кому-то интересно, сколько у объектива низкодисперсных элементов, эту информацию легко можно найти в Сети. Мы же придерживаемся традиции быть как можно ближе к практике и не тратить время на малопонятные (в практическом плане) характеристики. А бо́льшую часть важных характеристик можно вычитать в названии объектива:

  • EF-S — полукадровый формат APS-C;
  • 17-55mm — диапазон реальных (не эквивалентных) фокусных расстояний;
  • f/2.8 — постоянная светосила во всем диапазоне ФР;
  • IS — Image Stabilizer, стабилизатор изображения;
  • USM — Ultra Sonic Motor, ультразвуковой двигатель, быстрый и практически бесшумный.

О том, что объектив снабжен автофокусом, можно было не сообщать — объективы без АФ стали теперь редкостью. Хотя в одной из следующих статей мы разместим тест очень интересного экземпляра без автофокуса — Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS.

Вот и все для первого знакомства. Если коротко, Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM — стандартный (или универсальный) зум с высокой и постоянной светосилой. Давайте посмотрим, насколько высоки другие его характеристики. Только учтем, что тест проходил в паре с Canon EOS 1200D — хотя и качественной, но все же зеркалкой начального уровня.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Фокусное расстояние 17 мм (ЭФР — 27 мм)



Геометрические искажения для фокусного расстояния 27 мм весьма скромные. Это умеренная «бочка» с дисторсией D = −2,15.



Разрешение на коротком фокусном расстоянии довольно высокое в центре кадра, но на минимально раскрытой диафрагме снижается до 0,45 линий на пиксель. Разрешение на краю кадра заметно ниже разрешения в центре — начинается от 0,5, поднимается до 0,7 и на минимальной диафрагме падает до 0,4 линий на пиксель.

Уровень хроматических аберраций мало заметен на максимально раскрытой диафрагме — 2,5% на краю кадра и в центре. При более узких диафрагмах «хроматика» снижается практически до нуля в центре кадра, а на краю, напротив, поднимается почти до 5%.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM
разрешение, радиальные миры
ЭФР = 27 мм
f/2,8 f/7,1 f/13,0 f/22,0
центр кадра
0,74 линии/пиксель 0,82 линии/пиксель 0,63 линии/пиксель 0,45 линии/пиксель
край кадра
0,48 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,54 линии/пиксель 0,41 линии/пиксель

Уровень хроматических искажений мы определяем как процент пикселей на тестовой мишени, ушедших от серой шкалы более чем на 20 единиц яркости. Неточности баланса белого на этот процент не влияют, при ручной настройке баланса максимальное отклонение от серой шкалы не превышает 20 единиц.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM
геометрические и хроматические аберрации
ЭФР = 27 мм
f/2,8 f/7,1 f/13,0 f/22,0
центр кадра
2,30% 0,30% 0,20% 0,10%
край кадра
6,50% 1,20% 1,30% 4,30%

Теперь перейдем в более длинным фокусным расстояниям. Мы не будем растягивать статью и давать все тестовые снимки, достаточно будет графиков и общего снимка тестового поля. При желании на поле можно кликнуть — и на увеличенном изображении рассмотреть миры и мишени. При еще большем желании все тестовые снимки можно скачать и изучить под микроскопом.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Фокусное расстояние 33 мм (ЭФР — 53 мм)



Геометрические искажения на среднем «фокусе» из умеренной «бочки» перетекают в умеренную «подушку» с дисторсией D = 1,52.



Разрешение в центре кадра остается высоким от самой широкой диафрагмы до самой узкой, максимальное значение — 0,78 линий на пиксель, минимальное — 0,5. Край кадра отстает от центра примерно на 0,1 линии на пиксель, то есть в целом картинка получается довольно четкой по всему полю кадра. О хроматических аберрациях на среднем «фокусе» можно долго не говорить, они заметны на раскрытой дифарагме (меньше 5%), а потом уходят на уровень 1,5-2% и в центре, и на краю.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Фокусное расстояние 55 мм (ЭФР — 88 мм)



На максимальном «фокусе» геометрические искажения практически сходят к нулю, дисторсия опускается до D = 0,46.



Разрешение в центре кадра и на краю в диапазоне f/2,8 — f/22 остается довольно высоким, выше 0,7 линий на пиксель не поднимается, но ниже 0,5 не опускается. Хроматические аберрации на длинном «фокусе» снова становятся заметны. В центре кадра они держатся на уровене 2%, а на краю превышают 5%.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Стабилизатор

А вот работа стабилизатора оставляет желать лучшего. В описании объектива Canon называет стабилизатор EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM «трехступенчатым». Сложно сказать, относится ли это к конструкции или принципу действия или же к трем ступеням EV, которые стабилизатор может подарить фотографу.


По результатам нашего теста Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM можно назвать «двухступенчатым», как и кит-объектив зеркалок начального уровня. 70 процентов (пороговая вероятность, что мы получим несмазанный кадр) приходится на выдержку 1/15 секунды. В то же время «трехступенчатые» уверенно держатся до 1/8 и даже 1/6 секунды.


Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Микро-галерея

Это микро-галерея: демонстрация размытия фона, качества боке. Демонстрация того, что разрешение на уровне 0,6 линий на писель — довольно высокое. В конце концов, мягкость картинки — одна из «фишек» Canon.



Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Итоги

Теперь можно подсчитывать плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Главная особенность — высокая и постоянная светосила объектива.
  • Низкий уровень геометрических и хроматических аберраций.
  • Быстрая и точная работа автофокуса даже в условиях низкой освещенности.
  • Оптическая стабилизация.

Минусы:

  • Высокая цена.
  • Немалые размеры и вес.
  • Примлемо высокое, но не «эксклюзивное» разрешение.
  • Средняя эффективность стабилизатора.

Если подвести итог, Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, конечно, гораздо более качественный объектив, чем «китовый» EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II. Но при этом он в девять раз более дорогой (примерно). Взвешивая на весах плюсы и минусы, сложно сказать, оправдывает ли этот объектив свою цену. Один фотограф написал в отзыве на Canon EF-S 17-55mm f/2.8 (кажется, на Яндекс.Маркет): «9-кратное увеличение цены и 10-процентное увеличение показателей».

Не думаю, что это так; не думаю, что здесь вообще уместны проценты. Главная особенность объектива — высокая и постоянная светосила. Она дорого стоит в производстве, и для многих дорога как потребительское качество. Те же 2 или 3 ступени EV, что нам дарит стабилизатор, может обеспечить светосильная оптика. В случае Canon EF-S 17-55mm f/2.8 это почти ступень на коротком «фокусе» (по сравнению с «китовыми» f/3,5) и две ступени на длинном (по сравнению с f/5,6). Если это для вас важно, то Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM станет весьма достойным выбором. Если же вам все равно, насколько светосилен объектив, то можно подыскать модель попроще и подешевле.



Объектив Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro

 
ПроизводительTamron
Подробная информацияTamron 16-300mm на сайте производителя
Тип объективас переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние16 — 300 мм
(25,6 — 480 мм в 35-мм эквив.)
Минимальное расстояние фокусировки0,39 м
Диафрагмаf/3,5 — f/22 на коротком ФР
f/6,3 — f/40 на длинном ФР
Стабилизаторесть
Привод автофокусаультразвуковой (PZD)
Диаметр резьбы для светофильтра67 мм
Размеры, вес∅75×99,5 мм, 540 г
ЦенаT-10819097

Здесь также бо́льшую часть важных характеристик можно считать в названии объектива:

  • 16-300mm — диапазон реальных (не эквивалентных) фокусных расстояний.
  • f/3.5-6.3 — максимальная диафрагма от короткого «фокуса» до длинного.
  • Di II — код Tamron для объективов с уменьшенной матрицей (24×16 мм или менее).
  • VC — Vibration Compensation, стабилизатор изображения.
  • PZD — Piezo Drive, ультразвуковой пьезодвигатель, быстрый и практически бесшумный.

Понятно, что приставка Canon EF-S означает «для полукадровых зеркалок Canon». И также понятно, что Tamron выпускает вариант 16-300mm для Nikon, а кроме того — и вариант Sony/Minolta Alpha.

Код модели — Tamron B016. По сравнению с предыдущей моделью, Tamron AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD B008, по заявлению производителя, улучшены практически все характеристики: расширен диапазон фокусных расстояний, улучшены разрешение, геометрия, скорость и точность АФ. Также появилась влагозащита, возможность подстройки фокуса без перехода в ручной режим. Минимальное расстояние фокусировки уменьшилось на 10 см. Объектив-предшественник в свое время был назван самым легким и компактным в мире 15-кратным зумом с автофокусом. Tamron 16-300mm остался довольно легким и компактным 18,75-кратным зумом. Кто сделал более компактный объектив с такими характеристиками, я, честно, не знаю.

Ну а теперь хватит общих слов (или «рекламы блендомеда», как скажут добрые обитатели нашего форума), перейдем к тестам. Хотя задержу вас еще на пару минут.

Поскольку Tamron 16-300mm пробыл в нашей лаборатории достаточно долго, мы получили возможность протестировать его на новом стенде, так что тестовые картинки будут немного иные, но в целом похожие на те, что мы обычно даем в тестовых обзорах.

Дальше. Просьба не придираться к балансу белого. Фокусное расстояние 300 мм (480 в эквиваленте) настолько велико, что нам пришлось выйти за пределы лаборатории и тестировать Tamron 16-300mm в коридоре, в смешанном освещении. Но на разрешение и геометрию это никак не повлияло. Чуть сложнее было дело с хроматическими аберрациями. Их уровень не изменился, но поймать и подсчитать «хроматические» на фоне, далеком от серого, стало сложнее. Думаю, мы справились с задачей, несколько изменив алгоритм отсечения «неправильных» пикселей. По крайней мере, результаты расчетов не противоречат визуальному анализу.

И наконец, камера, с которой Tamron 16-300mm был протестирован — не EOS 1200D, а Canon EOS 550D. Тоже 18-мегапиксельная. И поскольку у нас была возможность сравнить результаты тестов на старом стенде и на новом, можно уверенно сказать, что замена камеры также ни на что не повлияла.

И еще одно замечание-пояснение. Понятно, что зум с диапазоном от 16 до 300 мм — это не просто так, это как бы много объективов в одном флаконе. Обычно мы берем три контрольные точки: минимальное, среднее и максимальное фокусное расстояние. Но в случае с Tamron 16-300mm решили выделить в диапазоне фокусных расстояний пять контрольных точек.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Фокусное расстояние 16 мм (ЭФР — 26 мм)



Геометрические искажения для фокусного расстояния 16 мм довольно скромные. Это умеренная «бочка» с дисторсией D = −3,52.



Разрешение на этом фокусном расстоянии остается довольно высоким, отчасти потому, что минимальная диафрагма относительно большая — f/22. И в центре, и на краю кадра разрешение укладывается в диапазон 0,5—0,7 линий на пиксель. Не блестящий, но вполне приемлемый результат.

Что касается хроматических аберраций, их уровень велик, но для широкого угла укладывается в рамки приличия — меньше 1 процента в центре кадра и порядка 6,5 процентов на краю.

Радиальные миры, по которым определялось разрешение, можно рассмотреть детально: в верхнем ряду таблицы даны тестовые снимки миры в центре кадра, во втором ряду — на краю. Здесь хорошо видно, что разрешение при диафрагме f/3,2 находится на уровне 0,6 линий на пиксель, потом, на средних диафрагмах, оно чуть увеличивается — почти до 0,7 линий, и на узкой диафрагме f/22 падает до 0,5 линий на пиксель.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro
разрешение, радиальные миры
ЭФР = 26 мм
f/3,5 f/7,1 f/14,0 f/22,0
центр кадра
0,56 линии/пиксель 0,66 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель 0,52 линии/пиксель
край кадра
0,60 линии/пиксель 0,68 линии/пиксель 0,65 линии/пиксель 0,48 линии/пиксель

Во второй таблице даны тестовые снимки мишени, которая хорошо показывает, насколько велики геометрические и хроматические аберрации. Здесь видно, что в центре кадра (в первом ряду) геометрические искажения практически незаметны, а «хроматика» находится на уровне меньше 1 процента, т. е. почти не видна.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro
геометрические и хроматические аберрации
ЭФР = 26 мм
f/3,5 f/7,1 f/14,0 f/22,0
центр кадра
0,40% 0,70% 0,80% 1,00%
край кадра
2,30% 6,10% 6,50% 6,90%

Но на краю кадра сказывается бочкообразная дисторсия D = −3,52, и уже невооруженным глазом видна «хроматика» на уровне 6,5 процентов.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Фокусное расстояние 48 мм (ЭФР — 77 мм)



При фокусном расстоянии ЭФР = 77 мм геометрические искажения принимают форму «подушки» с дисторсией D = 2,81. Для среднего «фокуса» это уже ощутимые искажения.



Разрешение в диапазоне f/5.0—f/22 остается в рамках 0,5—0,7 линий на пиксель. А при уменьшении диафрагмы до f/32 закономерно снижается до 0,4. Граждане! Не используйте диафрагму у́же f/22! Уровень хроматических аберраций на этом фокусном расстоянии падает — даже на краю кадра «хроматика» не превышает 4 процентов.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Фокусное расстояние 100 мм (ЭФР — 160 мм)



При фокусном расстоянии ЭФР = 160 мм остаются геометрические искажения типа «подушки», но дисторсия падает до D = 2,08. Это уже вполне приемлемый результат.



Разрешение в диапазоне f/5.0—f/22 опять же остается в рамках 0,5—0,7 линий на пиксель. А при уменьшении диафрагмы уже до f/36 снижается до 0,35. Уровень хроматических аберраций на этом фокусном расстоянии чуть возрастает, особенно на самых узких диафрагмах — на краю кадра «хроматика» доходит до 5,5 процентов.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Фокусное расстояние 185 мм (ЭФР — 296 мм)



Идем дальше. При фокусном расстоянии ЭФР = 296 мм еще видна «подушка», но дисторсия падает до D = 1,47.



Разрешение на максимально открытой диафрагме f/6,3 в центре кадра выходит на рекордный уровень 0,75 линий на пиксель, но на краю остается скромным — 0,55. Далее до диафрагмы f/22 разрешение не падает ниже 0,5 линий на пиксель. А при уменьшении диафрагмы уже до f/40 снижается до 0,3. И, увы, на этом фокусном расстоянии хроматические аберрации заметно усиливаются — до 5% в центре кадра и до 12,5% на краю.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Фокусное расстояние 300 мм (ЭФР — 480 мм)



Идем дальше. На максимальном фокусном расстоянии ЭФР = 480 мм подушка еще видна визуально, но дисторсия становится еще меньше — D = 1,2.



Разрешение на максимально открытой диафрагме f/6,3 держится на уровне 0,55 линий на пиксель. Далее до диафрагмы f/22 разрешение падает до 0,43 линий на пиксель. А при уменьшении диафрагмы до f/40 снижается до 0,3. Хроматические аберрации на максимальном фокусном расстоянии очень высоки — до 8% в центре кадра и до 16% на краю.

Вполне возможно, на длинных выдержках разрешение падает за счет люфта линз автофокуса. Он очень заметен на фокусных расстояниях больше 200 мм (320 мм в эквиваленте 35 мм). Это надо учесть, если вы снимаете ночные сцены на максимальном увеличении и на выдержке от четверти секунды и длиннее (довольно редкое сочетание, разве что для шпионской съемки неподвижных объектов). Картинка может «поплыть» по разрешению, и крепкий штатив здесь не поможет. Скорее поможет такой прием: визирование лучше производить по ЖК-экрану, а кнопку автофокуса лучше держать подольше в полунажатом состоянии, пока картинка не стабилизируется полностью (в случае Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 это примерно 5 секунд). И, разумеется, если штатив не особенно крепкий, лучше пользоваться таймером.


Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Стабилизатор

Перед подведением итогов посмотрим, насколько хорошо работает стабилизатор Tamron 16-300mm. Здесь мы наблюдаем типичную картину «двухступенчатый стабилизатор» — который способен подарить фотографу 2 ступени EV. Вероятность, что кадр получится резким, опускается ниже 0,7 при выдержке 1/15 секунды.



Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Микро-галерея

Это микро-галерея: демонстрация размытия фона, качества боке. Демонстрация того, что разрешение на уровне 0,6 линий на писель — довольно высокое. По красоте рисунка боке Tamron 16-300mm, пожалуй, проигрывает Canon 17-55, но эти детали — на любителя, количественным измерениям не поддаются.



Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro. Итоги

Мечта фотографа — несъемный объектив с фокусными расстояниями от 0 до бесконечности, с регулируемой геометрией картинки, позволяющей полностью убрать искажения или, напротив, привести их к художественному замыслу. А также с нулевыми хроматическими искажениями и разрешением 1 линия на 1 пиксель. При этом недорогой, некрупный, влагозащищенный…

Мечтать не вредно. А производители оптики продолжают двигаться в направлении к идеалу. И надо признать, что определенный успех имеет место быть. Качество картинки, которое дает сверхширокодиапазонный Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 соизмеримо со стандартным зумом (20-70 мм) среднего уровня.

Давайте разложим плюсы:

  • Очень широкий диапазон фокусных расстояний.
  • 16 мм (25,6 мм в эквиваленте 35 мм) на широком угле.
  • Хорошая скорость и точность автофокуса.
  • Невысокий уровень геометрических искажений.
  • Как правило, небольшой разрыв в разрешении на краю и в центре кадра.
  • Легкость, компактность.
  • Влагозащищенность.
  • Оптический стабилизатор.
  • Пятилетняя гарантия.
  • Разумная цена.

И минусы:

  • Высокий уровень хроматических аберраций.
  • Относительно невысокое разрешение.
  • Относительно невысокая светосила.
  • Средняя эффективность стабилизатора.
  • Люфт автофокуса (заметный лишь на больших фокусных расстояниях — от 200 мм (300 мм в 35-мм эквиваленте).

Если подвести окончательный итог: Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 — замечательный объектив, который, безусловно, оправдывает свою цену. Он подойдет не только продвинутым фотографам, которые считают, что менять объективы не обязательно. Он может оказаться полезным в репортажной или стрит-съемке, когда менять объективы просто некогда, но хочется получить фотографии пусть не высшего технического качества, но довольно высокого.



Тестовые материалы для скачивания
Тест «оптика» Canon 17-55mm, JPG, 72 МБ
Tamron 16-300mm, JPG, 125 МБ
Микро-галерея Canon 17-55mm, JPG, 18 МБ
Tamron 16-300mm, JPG, 22 МБ


  Редакция сердечно благодарит компанию Ricoh и полиграфическую студию «Принт-Ателье» за консультации и помощь в создании тестового стенда. Тестовые фрагменты стенда были выведены на непрозрачные носители с помощью системы промышленной полноцветной печати Ricoh Pro C5100S, а также на прозрачные носители по технологиям «Принт-Ателье».




Дополнительно

ВИКТОРИНА TT

Материнские платы какого форм-фактора можно устанавливать в корпус Thermaltake Versa C22 RGB Snow Edition?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.