Edirol FA-66 —
внешнее FireWire аудио/MIDI устройство


В настоящее время увеличился интерес к внешним устройствам со стороны читателей. Это связано с различным причинами. Многие пользователи обзавелись современными достаточно производительными ноутбуками или компьютерами компактного форм-фактора (barebone), к которым затруднительно подключить обычные звуковые карты. Производители также существенно расширили ассортимент изделий на шинах USB и FireWire.

Также среди многих пользователей существует миф о превосходстве внешних устройств над внутренними. Это основано на неверном представлении о современных PCI-картах, базирующемся на ощущениях от работы игровых и полупрофессиональных звуковых карт 7-летней давности на паршивых AC'97 и бюджетных I2S кодеках. Также имеется проблема с отсутствием объективной информации о качестве как внутренних, так и внешних устройствах.

В нашем разделе ProAudio / Профессиональное звуковое оборудование мы постараемся ликвидировать информационный вакуум и развеять существующие мифы. В данном материале мы рассмотрим внешнее FireWire звуковое устройство Edirol FA-66.

Устройство выполнено в виде миниатюрного внешнего модуля в металлическом корпусе. Отличительная черта изделия — практически все настройки регулируются с помощью физических регуляторов и переключателей. На программном уровне доступно лишь изменение размера буфера, который устанавливается лишь единожды при необходимости. Из прочих фич имеется аппаратный аналоговый лимитер до АЦП.

Плюс в том, что не нужно вызывать панель управления поверх музыкального приложения. Все настройки под рукой на самом устройстве. Более того, FA-66 можно использовать для автономной работы, например, в качестве микрофонного предусилителя или миниатюрного микшерного пульта. Также имеется возможность выбора питания от шины FireWire, либо от блока питания. На верхней крышке корпуса нарисована схема прохождения сигналов, для лучшего понимания и облегчения коммутации.

А теперь о минусах. Опорная частота дискретизации задаётся вручную. Для воспроизведения файла с частотой, отличной от заданной, необходимо переключать частоту при выключенном устройстве и затем снова его включить. При переинициализации устройства возникает задержка от 10 секунд до минуты, в течение которых на двух достаточно мощных тестовых компьютерах — настольном и ноутбуке — возникало сильное замедление работы запущенных музыкальных приложений. Ещё из недостатков стоит отметить отсутствие какой-либо индикации уровня сигналов.

Входы
  • 2 аналоговых комбинированных разъема: балансный линейный TRS (с возможностью включения Hi-Z для гитары) / микрофонный XLR (с возможностью включения +48В), подстройка чувствительности до АЦП
  • 2 аналоговых разъем RCA (с возможностью подстройки до АЦП)
  • цифровой S/PDIF, разъем TOSLink
  • MIDI


Выходы
  • 4 аналоговых, разъем TRS, выходы 1-2 имеют регулировку уровня
  • выход для наушников, разъем TRS, регулируется общей громкостью
  • цифровой S/PDIF, разъем TOSLink
  • MIDI
  • сквозной 4-пиновый FireWire для подключения других устройств


Преобразователи
  • стерео АЦП CS5340 24 бит 192 кГц
    (THD+N -94 дБ, DR 101 дБ)
  • стерео ЦАП AKM AK4385 24 бит 192 кГц
    (THD+N -94 дБ, DR 108 дБ)

Говоря о конверторах, стоит отметить, что в устройстве данной ценовой категории хотелось бы видеть более продвинутую модель АЦП, по крайней мере, не хуже, чем в звуковых картах категории $150.

Тестирование в RMAA 5.5.2

Диагностика ASIO возможностей (RM3DSound 2.2)

Device: EDIROL FA-66

Features:
Input channels: 6
Output channels: 6
Input latency: 464
Output latency: 464
Min buffer size: 440
Max buffer size: 440
Preferred buffer size: 440
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - not supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (MicIn1 left) - Int32LSB
channel: 1 (MicIn1 right) - Int32LSB
channel: 2 (LineIn 3&4 left) - Int32LSB
channel: 3 (LineIn 3&4 right) - Int32LSB
channel: 4 (SpdifIn left) - Int32LSB
channel: 5 (SpdifIn right) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (LineOut 1&2 left) - Int32LSB
channel: 1 (LineOut 1&2 right) - Int32LSB
channel: 2 (LineOut 3&4 left) - Int32LSB
channel: 3 (LineOut 3&4 right) - Int32LSB
channel: 4 (SpdifOut left) - Int32LSB
channel: 5 (SpdifOut right) - Int32LSB

Напомним, что одновременно работает только один режим частоты сэмплирования. При переключении в другой режим требуется перезагрузка устройства.

И под MME/WDM, и под ASIO имеется 6 входов, 6 выходов, которые можно использовать для записи и воспроизведения.

Тестирование в RMAA 5.5.2

Тестируемая цепь: Edirol FA-66 линейный выход -> LynxTwo линейный вход

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Тест 16 бит 44 кГц 24 бит 44кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.21, -0.09 +0.21, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -95.6 -106.4
Динамический диапазон, дБ (А): 95.4 105.8
Гармонические искажения, %: 0.0019 0.0012
Гармонические искажения + шум, % (A): 0.007 0.006
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012 0.011
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.0 -93.1

Подробный отчет о тестировании режима 44 кГц

При тестировании на Lynx возникла небольшая НЧ-помеха из-за земляной петли. Мы попробовали протестировать, подключив Edirol к ноутбуку. Проблема уменьшилась, но не исчезла. При тестировании в loopback проблем с землей не возникало, но зато результаты были лимитированы качеством АЦП. Мы решили дать оба варианта измерений. В случае Lynx видно, что Edirol практически достиг паспортных параметров в режиме 24 бит: 106 дБ против 108 дБ максимум для выхода.

Измерения в режиме loopback

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Тест 16 бит 44 кГц 24 бит 44кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.16, -0.13 +0.16, -0.13
Уровень шума, дБ (А): -94.8 -101.7
Динамический диапазон, дБ (А): 95.0 101.2
Гармонические искажения, %: 0.0033 0.0036
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0085 0.0069
Взаимопроникновение каналов, дБ: -94.5 -97.3

Подробный отчет о тестировании режима 44 кГц

 

 

 

Субъективные тесты

Безусловно, для пользователя наиболее важен вопрос о качестве записи и воспроизведения устройства по сравнению с другими аналогичными устройствами. Нам представилась возможность сравнить Edirol FA-66 с внешним FireWire звуковым устройством MOTU Traveler и картой ESI Juli@.

Сравнительное тестирование проводилось в акустически заглушенном помещении на мониторах ближнего поля ADAM S2.5A. Подключение мониторов осуществлялось напрямую к устройствам без участия микшерного пульта, дабы исключить влияние микшера при сравнении.

Качество звучания

При сравнении звучания сразу же ощущается, что левый канал Edirol FA-66 играет немного тише правого. Но, возможно, это баг конкретного устройства. Плохо, что поканальной регулировки громкости в FA-66 не предусмотрено.

По качеству звучания устройство Edirol FA-66 уступает как MOTU Traveler, так и ESI Juli@. Отличия в звучании заключаются в детальности и прозрачности. На более качественно звучащем устройстве отчетливо прослушивается реверберация и ее окраска. MOTU Traveler играет чуть лучше FA-66. Но качественней и с большей разницей играет карта ESI Juli@. При воспроизведении тестовых отрывков картой Juli@ многие детали записи прослушиваются ещё более отчетливо.

Качество записи

При тестировании качества записи использовался студийный конденсаторный микрофон Nady SCM 1000. Записывали в акустически заглушенном помещении голос и трубу - медный духовой инструмент. Для корректного сравнения при записи исполнялась одна и та же фраза.

Вопреки опасениям, связанным с тем, что мы не услышим разницы, отличия между устройствами имелись и были очевидны. Запись, сделанная на карту ESI Juli@ через микшерный пульт Behringer Eurorack MX 602A, оказалась ощутимо качественней. Особенно хорошо это ощущается на записях трубы. Записи, произведенные на FA-66 и Traveler, обеднены высокими частотами и слушаются более плоско.

Стоит обратить внимание на то, что в MME приложениях (CoolEdit) при записи на Edirol FA-66 и MOTU Traveler уровень входного сигнала лимитируется под -6 дБ. Под интерфейсом ASIO (Cubase SX), к счастью, такой проблемы не наблюдается.

Оба FireWire устройства Traveler и FA-66 записывают очень похоже. Однако в записях MOTU Traveler с высокими частотами дело обстоит немного лучше.

Мы также испытали аппаратный лимитр в Edirol FA-66. На наш взгляд, никаких улучшений от его работы нет. При его работе в звучании добавляется небольшой хруст. Лучше им не пользоваться и просто не доводить сигнал до клипирования.

 


Cредняя цена по Москве
на звуковую карту составляет Н/Д(0)




Edirol FA-66
предоставлено российским представительством Roland

Firewire интерфейс MOTU Traveller,
ламповый миккрофон Nady SCM 1000
и мониторы ADAM S2.5A
предоставлено дистрибуторским центом PROAUDIO.RU



Дополнительно

Edirol FA-66 внешнее FireWire аудио/MIDI устройство

Edirol FA-66 —
внешнее FireWire аудио/MIDI устройство

В настоящее время увеличился интерес к внешним устройствам со стороны читателей. Это связано с различным причинами. Многие пользователи обзавелись современными достаточно производительными ноутбуками или компьютерами компактного форм-фактора (barebone), к которым затруднительно подключить обычные звуковые карты. Производители также существенно расширили ассортимент изделий на шинах USB и FireWire.

Также среди многих пользователей существует миф о превосходстве внешних устройств над внутренними. Это основано на неверном представлении о современных PCI-картах, базирующемся на ощущениях от работы игровых и полупрофессиональных звуковых карт 7-летней давности на паршивых AC'97 и бюджетных I2S кодеках. Также имеется проблема с отсутствием объективной информации о качестве как внутренних, так и внешних устройствах.

В нашем разделе ProAudio / Профессиональное звуковое оборудование мы постараемся ликвидировать информационный вакуум и развеять существующие мифы. В данном материале мы рассмотрим внешнее FireWire звуковое устройство Edirol FA-66.

Устройство выполнено в виде миниатюрного внешнего модуля в металлическом корпусе. Отличительная черта изделия — практически все настройки регулируются с помощью физических регуляторов и переключателей. На программном уровне доступно лишь изменение размера буфера, который устанавливается лишь единожды при необходимости. Из прочих фич имеется аппаратный аналоговый лимитер до АЦП.

Плюс в том, что не нужно вызывать панель управления поверх музыкального приложения. Все настройки под рукой на самом устройстве. Более того, FA-66 можно использовать для автономной работы, например, в качестве микрофонного предусилителя или миниатюрного микшерного пульта. Также имеется возможность выбора питания от шины FireWire, либо от блока питания. На верхней крышке корпуса нарисована схема прохождения сигналов, для лучшего понимания и облегчения коммутации.

А теперь о минусах. Опорная частота дискретизации задаётся вручную. Для воспроизведения файла с частотой, отличной от заданной, необходимо переключать частоту при выключенном устройстве и затем снова его включить. При переинициализации устройства возникает задержка от 10 секунд до минуты, в течение которых на двух достаточно мощных тестовых компьютерах — настольном и ноутбуке — возникало сильное замедление работы запущенных музыкальных приложений. Ещё из недостатков стоит отметить отсутствие какой-либо индикации уровня сигналов.

Входы
  • 2 аналоговых комбинированных разъема: балансный линейный TRS (с возможностью включения Hi-Z для гитары) / микрофонный XLR (с возможностью включения +48В), подстройка чувствительности до АЦП
  • 2 аналоговых разъем RCA (с возможностью подстройки до АЦП)
  • цифровой S/PDIF, разъем TOSLink
  • MIDI


Выходы
  • 4 аналоговых, разъем TRS, выходы 1-2 имеют регулировку уровня
  • выход для наушников, разъем TRS, регулируется общей громкостью
  • цифровой S/PDIF, разъем TOSLink
  • MIDI
  • сквозной 4-пиновый FireWire для подключения других устройств


Преобразователи
  • стерео АЦП CS5340 24 бит 192 кГц
    (THD+N -94 дБ, DR 101 дБ)
  • стерео ЦАП AKM AK4385 24 бит 192 кГц
    (THD+N -94 дБ, DR 108 дБ)

Говоря о конверторах, стоит отметить, что в устройстве данной ценовой категории хотелось бы видеть более продвинутую модель АЦП, по крайней мере, не хуже, чем в звуковых картах категории $150.

Тестирование в RMAA 5.5.2

Диагностика ASIO возможностей (RM3DSound 2.2)

Device: EDIROL FA-66

Features:
Input channels: 6
Output channels: 6
Input latency: 464
Output latency: 464
Min buffer size: 440
Max buffer size: 440
Preferred buffer size: 440
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - not supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (MicIn1 left) - Int32LSB
channel: 1 (MicIn1 right) - Int32LSB
channel: 2 (LineIn 3&4 left) - Int32LSB
channel: 3 (LineIn 3&4 right) - Int32LSB
channel: 4 (SpdifIn left) - Int32LSB
channel: 5 (SpdifIn right) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (LineOut 1&2 left) - Int32LSB
channel: 1 (LineOut 1&2 right) - Int32LSB
channel: 2 (LineOut 3&4 left) - Int32LSB
channel: 3 (LineOut 3&4 right) - Int32LSB
channel: 4 (SpdifOut left) - Int32LSB
channel: 5 (SpdifOut right) - Int32LSB

Напомним, что одновременно работает только один режим частоты сэмплирования. При переключении в другой режим требуется перезагрузка устройства.

И под MME/WDM, и под ASIO имеется 6 входов, 6 выходов, которые можно использовать для записи и воспроизведения.

Тестирование в RMAA 5.5.2

Тестируемая цепь: Edirol FA-66 линейный выход -> LynxTwo линейный вход

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Тест 16 бит 44 кГц 24 бит 44кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.21, -0.09 +0.21, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -95.6 -106.4
Динамический диапазон, дБ (А): 95.4 105.8
Гармонические искажения, %: 0.0019 0.0012
Гармонические искажения + шум, % (A): 0.007 0.006
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012 0.011
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.0 -93.1

Подробный отчет о тестировании режима 44 кГц

При тестировании на Lynx возникла небольшая НЧ-помеха из-за земляной петли. Мы попробовали протестировать, подключив Edirol к ноутбуку. Проблема уменьшилась, но не исчезла. При тестировании в loopback проблем с землей не возникало, но зато результаты были лимитированы качеством АЦП. Мы решили дать оба варианта измерений. В случае Lynx видно, что Edirol практически достиг паспортных параметров в режиме 24 бит: 106 дБ против 108 дБ максимум для выхода.

Измерения в режиме loopback

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Тест 16 бит 44 кГц 24 бит 44кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.16, -0.13 +0.16, -0.13
Уровень шума, дБ (А): -94.8 -101.7
Динамический диапазон, дБ (А): 95.0 101.2
Гармонические искажения, %: 0.0033 0.0036
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0085 0.0069
Взаимопроникновение каналов, дБ: -94.5 -97.3

Подробный отчет о тестировании режима 44 кГц

 

 

 

Субъективные тесты

Безусловно, для пользователя наиболее важен вопрос о качестве записи и воспроизведения устройства по сравнению с другими аналогичными устройствами. Нам представилась возможность сравнить Edirol FA-66 с внешним FireWire звуковым устройством MOTU Traveler и картой ESI Juli@.

Сравнительное тестирование проводилось в акустически заглушенном помещении на мониторах ближнего поля ADAM S2.5A. Подключение мониторов осуществлялось напрямую к устройствам без участия микшерного пульта, дабы исключить влияние микшера при сравнении.

Качество звучания

При сравнении звучания сразу же ощущается, что левый канал Edirol FA-66 играет немного тише правого. Но, возможно, это баг конкретного устройства. Плохо, что поканальной регулировки громкости в FA-66 не предусмотрено.

По качеству звучания устройство Edirol FA-66 уступает как MOTU Traveler, так и ESI Juli@. Отличия в звучании заключаются в детальности и прозрачности. На более качественно звучащем устройстве отчетливо прослушивается реверберация и ее окраска. MOTU Traveler играет чуть лучше FA-66. Но качественней и с большей разницей играет карта ESI Juli@. При воспроизведении тестовых отрывков картой Juli@ многие детали записи прослушиваются ещё более отчетливо.

Качество записи

При тестировании качества записи использовался студийный конденсаторный микрофон Nady SCM 1000. Записывали в акустически заглушенном помещении голос и трубу - медный духовой инструмент. Для корректного сравнения при записи исполнялась одна и та же фраза.

Вопреки опасениям, связанным с тем, что мы не услышим разницы, отличия между устройствами имелись и были очевидны. Запись, сделанная на карту ESI Juli@ через микшерный пульт Behringer Eurorack MX 602A, оказалась ощутимо качественней. Особенно хорошо это ощущается на записях трубы. Записи, произведенные на FA-66 и Traveler, обеднены высокими частотами и слушаются более плоско.

Стоит обратить внимание на то, что в MME приложениях (CoolEdit) при записи на Edirol FA-66 и MOTU Traveler уровень входного сигнала лимитируется под -6 дБ. Под интерфейсом ASIO (Cubase SX), к счастью, такой проблемы не наблюдается.

Оба FireWire устройства Traveler и FA-66 записывают очень похоже. Однако в записях MOTU Traveler с высокими частотами дело обстоит немного лучше.

Мы также испытали аппаратный лимитр в Edirol FA-66. На наш взгляд, никаких улучшений от его работы нет. При его работе в звучании добавляется небольшой хруст. Лучше им не пользоваться и просто не доводить сигнал до клипирования.

 


Cредняя цена по Москве
на звуковую карту составляет




Edirol FA-66
предоставлено российским представительством Roland

Firewire интерфейс MOTU Traveller,
ламповый миккрофон Nady SCM 1000
и мониторы ADAM S2.5A
предоставлено дистрибуторским центом PROAUDIO.RU