10 интересных фактов о приставке Dendy из 90-х
Недавно я разбирал старые вещи и случайно нашел картридж от приставки Dendy. Я не мог поверить своим глазам, так с момента его последнего использования прошло не меньше 30 лет, и я думал, что у меня их давно нет. Нахлынули тёплые воспоминания из детства, из 90-х годов, когда в России начали массово появляться консольные приставки.
Это сейчас компьютерные игры настолько продвинутые, что иной раз сложно отличить скриншот из игры от реальной фотографии, в те времена игровые приставки не могли похвастаться выдающейся графикой, но от этого не переставали быть желанными всеми детьми той эпохи. Предлагаю вам вместе со мной вспомнить, как это было, если вы застали начало этой эпохи игровых консольных приставок 90-х. В этой статье я собрал для вас 10 интересных фактов о первой массовой приставке в России - Dendy, которые не все знают.
1. Прототипом Dendy была приставка третьего поколения Famicom, которую производила японская компания Nintendo Entertainment System (NES). Название Famicom образовано от фразы "семейный компьютер" (family computer). Если быть точнее, тайваньская компания TXC Corporations производила аналоги (клоны) японской Famicom под названием Micro Genius, которая и приехала в Россию под брендом "Dendy". За несколько лет существования в РФ у приставки было несклько модификаций Dendy Classic, Dendy Junior, Dendy Classic II и Dendy Junior II, Dendy Junior II P, Dendy Junior IV P.
2. Автором бренда Dendy является бизнесмен Виктор Савюк, который, работая в компании "Стиплер", реализовал идею импорта и продаж приставок Dendy на территории Российской Федерации. Он также является автором рекламных слоганов "Dendy — Новая Реальность" и "Волшебный мир видеоигр", автор идеи создания телевизионной передачи "Денди — Новая Реальность" и выпуска журнала "Видео-Асс Dendy". По задумке автора название приставки должно было отсылать к безупречному стилю и лоску во внешнем виде английских мужчин, которых называли Dandy. Однако, учитывая невысокий на тот момент уровень проникновения английского языка в России, было принято решение заменить букву "a" в названии на "e".
Без ложной скромности можно сказать, что Виктор Савюк если и не создал индустрию компьютерных игр в России с нуля, то стоял почти у самых её истоков и придал огромный импульс её развитию.
3. Приставка Dendy появилась в продаже 17 декабря 1992 года по цене 39 000 рублей (94 доллара США). Приставка сразу стала мега-популярной, продажи росли экспоненциально, в какой-то момент было принято решение прекратить рекламу, потому что спрос намного превышал предложение. К середине 90-х годов тем не менее рынок насытился, появились различные аналоги 8-битных приставок, а также на рынке уже начали появляться следующие поколения приставок, более мощные 16-битные модели, поэтому спрос на Dendy постепенно иссяк. Сегодня те самые приставки и картриджи к ним являются объектами коллекционирования.
4. Один из самых узнаваемых рекламных образов того времени, слоненок Денди, был нарисован мультипликатором Иваном Максимовым . За работу Иван получил $1000.
В создании рекламного ролика принимали участие музыканты группы "Несчастный случай". Музыку для рекламного ролика написал клавишник Сергей Чекрыжов, а слоган «Dendy — играют все» придумал бас-гитарист Андрей Гуваков.
Мотогонщик на фотографии на коробке, которая запомнилась нам с детства - это испанский профессиональный мотогонщик Карлос Кардус, выступавший за команду Honda Repsol в классе MotoGP 250cc. В 1990 году он выиграл 4 гонки и занял второе место в чемпионате мира. Позднее в дизайне коробок использовались фотографии и других мотоциклистов.
5. Примечательно, что в рекламе Dendy не было ни слова свойствах и характеристиках самой продукции. Демонстрировался лишь мультяшный персонаж, телевизор и неизвестное техническое устройство (приставка). Реклама активно присутствовала в эфире в течение двух недель до старта продаж и породила массу слухов, люди даже напевали мелодию из рекламного ролика. Этот кейс можно смело считать одним из первых примеров вирусной рекламы на ТВ в РФ.
6. Nintendo в те времена считала рынок РФ бесперспективным, поэтому серьезных планов выхода на рынок не имела. Однако после начавшегося в 1991 году бума консольных приставок, Nintendo пересмотрела свои приоритеты и по началу даже рассматривала возможность судебного преследования компании "Стиплер". Однако закон и обстоятельства были полностью на стороне российского импортёра. Вся продукция копировала уже существовавшие на азиатском рынке клоны компании Nintendo, а не саму приставку Nintendo Famicom, в приставках Dendy отсутствовали оригинальные компоненты Nintendo, да и с маркетинговой точки зрения претензии смотрелись бы беспочвенно: продукция Dendy была уже широко известна, а вот про японскую компанию Nintendo в то время знали только в узких кругах.
Впоследствии, когда руководством Nintendo было принято решение о полноценном присутствии на российском рынке, в партнёры была выбрана именно компания "Стиплер". Это произошло уже в период расцвета 16-битных консолей, поэтому былые претензии на тему "8-биток" были забыты. Сотрудничество, впрочем, было не слишком удачным и недолгим.
7. Не думайте, что клонирование японских приставок было исключительно российской прерогативой. Наоборот, Россия присоединилась к индустрии консольных приставок одной из последних. Япония и США развивались опережающими темпами, поэтому задавали тренды, а остальная часть мира догоняла и клонировала приставки. "Свои" 8-битки были практически в каждой стране. Ниже вспомнил самые известные примеры:
- Южная Корея - Supercom (Haitai), CPC-51B (Daewoo), Pascal Stereo (Yongtoys), Super Wonderboy (Sieco), Golden Boy (Daejin System)
- Индия - Samurai
- ЮАР - Entertainment system (Reggie's)
- Тайланд - Family FR-202
- Польша - Pegasus (Кстати, производятся до сих пор), Batman AY-168AS
- Бразилия и страны Латинской Америки - Bit System, Geniecom, NASA, Milmar Top System, Top Game VG-9000 "Double system" (GCE), Dynavision (Dynacom )
- Аргентина - Family Game
- Арабские страны - Daryar
- Австралия - Spica IQ-701
- Китай - большое количество производителей, даже смысла нет перечислять
- Даже на Украине была "собственная" консоль - JIPPY. Это был очередной китайский клон NES Famicom, завозимый компанией "Атлантида". Правда проект долго не прожил, было завезено около 15000 шт., из которых 5000 ушло в Россию
На фотографиях ниже консольная приставка Little Player ABC-123 производства тайваньской Deguan. Это клон тайваньской же Micro Genius IQ-502 (TXC Corporations). Именно с этой приставки началось моё путешествие в мир компьютерных игр в детстве.
8. Основная масса картриджей для приставок 90-х годов была китайского производства. Формально говоря, все эти картриджи на рынках и в магазинах характерного желтого цвета и характерной формы были пиратскими. Китайцы просто копировали дампы лицензионных игр и тиражировали их. Однако не многие знают, что были и картриджи отечественного производства. Они имели оригинальную форму, собственные микросхемы на коричневом текстолите (китайские картриджи были выполнены на зеленом текстолите) и содержали в основном те же игры, но дублированные на русский язык.
Производила их компания АО Электроника (та самая из СССР, которая копировала консоли Game & Watch от Nintendo. Да, да устройства с играми “Ну погоди!”, “Веселый повар”, “Авто-слалом”, “Космический мост” и другие (всего около 20-ти игр), не были придуманы в СССР, а были скопированы с японских оригиналов.
9. Мало кто знает, но уже тогда в 90-е на обычной телевизионной приставке можно было поиграть в настоящие азартные игры. И речь не о "детском" казино, а о азартных играх с реальными деньгами. В то время гэмблинг никак законодательно не регулировался.
В картриджах игры был специальный слот, куда необходимо было вставлять пластиковую карту с баллами. Баллы использовались в игре, а карты приобретались в соответствующих магазинах. Выиграть, как вы понимаете было ничего невозможно, поэтому, покупая карту в магазине, вы прощались с деньгами навсегда. Игра называлась "Бонза".
10. В планах компании "Стиплер" был вывод на рынок самой мощной приставки в линейке 8-битко - Dendy Pro. Савюк описывал её газете "Коммерсант" как "новаторскую 8-битную приставку, качество которой не уступает японским аналогам". Выход консоли был запланирован на конец 1993 года. В качестве прототипа для приставки выступала Micro Genius IQ-1000 от той же TXC Corporations. Приставка имела один беспроводной джойстик и разъемы для наушников. Однако планам не суждено было сбыться, Dendy Pro так и не появилась на российском рынке. За всю историю существования Dendy было продано несколько миллионов приставок (от 2 до 6 миллионов по разным данным).
Это была отличная эпоха! Конечно, времена были сложными, впрочем, наверное, как и любые другие... В тот период наша страна проиграла холодную войну, СССР прекратил своё существование, новообразованные страны погрузились в эпоху первичного накопления капитала в условиях бандитского капитализма. Но мы тогда ничего этого не понимали, потому что были детьми. Мы познавали мир и играли в приставки. Поэтому, спасибо ещё раз той эпохе, какая бы она ни была, за наше тёплое ламповое детство!
Если помните интересные факты про приставки тех времен, пишите в комментариях, повспоминаем вместе! =)
64 комментария
Добавить комментарий
кричали „горько!“, „пей до дна!“
и только диссидент Геннадий
держал плакат „долой режим“
Когда-нибудь будущие поколения смогут, наверное, так же сказать про электромобиль — типа «фу, отсталые технологии какие были в то время»… или, когда мы обуздаем энергию холодного синтеза или торсионных полей, скажем: убогие ядерные технологии, примитивные, как ими вообще можно было пользоваться?
Это неадекватные сравнения. Каждой эпохе — свои технологии :)
И сега не так чтобы сильно желанной была.
ПК вызывал несравнимо больший интерес, причем там и игр-то ярких не было (не вообще, а на тех живых машинах, до которых удавалось добраться), всё лайнс да принц, но чувствовалось, что за этой штукой что-то гораздо большее. Так и вышло.
Опять некорректное сравнение. Зачем сравнивать PC с консольной приставкой. Из-за того, что и там, и там можно было «поиграть»? Ну так поиграть и на балалайке можно, давайте приставки с балалайками сравним тоже )))
Это разные вещи, развиваются параллельно. И сегодня есть консольные приставки, которым многие настольные компы позавидуют.
И не забывайте про бюджет. Dendy стоила 100 баксов, а 486-й комп — 2-3 тысячи, так их еще и купить сложно было. Или вы с 286-м сравниваете? Так там игр не было, кроме тетриса =). А первые «пеньки» в РФ появились только к середине 90-х. Этот период как раз можно считать полноценным закатом 8-биток.
Может вы росли на «рублёвке» и досуг был поинтересней, но для нас, для детей из обычных московских семей, Dendy не казалась примитивной. Даже, когда стали появляться первые 16-битные приставки (Sega Mega Drive, Nintendo), мы всё равно рубились в старые и любимые игры на Dendy с удовольствием ;)
Про «купить ПК домой» вокруг меня речи не шло, ПК были на работах у родителей (хорошие) и в летних лагерях (древние с черно-зелеными экранами). Покупки домой пентиумов-1 начались после 96-го, и тут подоспел квейк-варкрафт 2-герои 2, и началась уже совсем другая история.
Мы тогда и на видики фапали (и стоили они как полквартиры в областном центре) — самые убогие 2-хголовые моно. А весь мир уже лет 5-7 смотрел S-VHS со стереозвуком, а в Японии уже в 1993 1080i было...
Т.ч. нас, как любых отсталых папуасов, восхищали примитивные стеклянные бусики — для «белых людей» не представляющие никакой ценности.
А вообще, вспоминая — было весело и интересно. Молодые были, времени много. Казалось что целая эпоха прошла, но оглядываясь назад, понимаешь что какие то считанные года или меньше проходили между сменами платформ… А сейчас моргнул, а уже год прошёл...
В память о Сеге куплен блютусный джойстик от 8BitDo великолепного качества к Сеговскому эмулятору и коллекции ромов. Только вот играть некогда, да уже и не особо интересно…
Потом он фейковые розыгрыши приставок проводил и делил бабки за троих.
Жаль что не дожил до настоящего времени благодаря запрещенным веществам.
А ещё помните, была программа «От винта!» с ведущими Борисом Репетуром (под ником «Бонус») и Антоном Зайцевым («Гамовер»)? =)
так вот как она назвалась, с этими иероглифами, я еле понял как пройти, застрял в самом начале и никак не мог продвинуться, прикольная кстати игра оказалась, жаль ничего не понятно, но очень интересно ))
Похоже, теперь понятно откуда тяга к авиасимам у меня)).
я только в фильме Кинамана узнал о извращенной защите от ленивых пиратов.
Я кстати прошёл черепашек 3, наткнувшись в 1994 в гостях на картридж фиолетового цвета без этой защиты шреддера… так как скилл закален тысячами часами игры в багнутые черепашки, дальше убив шреддера, прошел игру без смертей )) хз сколько таких избранных в спб )
А Принц Персии? =)))
Для приставок была куча версий с разными уровнями и другой атмосферой за счет цветовых гамм.
И мы с вами «на ты» не переходили, дружок ;)
Как-то так.
А в целом статья неплохо написана.
Какие там все культурные, даже матерятся на «вы» — «fuck you», например…
Местоимение второго лица множественного числа.
Thou переводится как «ты».
Местоимение второго лица, единственного числа.
Англичане уже пол тысячи лет как перестали друг другу «тыкать». Ибо грубо, невежливо.
И да, «фак ю» — это пожелание «шоб вы имели интимную связь». Именно так, вежливо.
Добавить комментарий