«Компьютерные игры и образование: как я показал школьникам видеоигры и что из этого вышло». Основано на реальных событиях

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Начну с того, что я работаю 5 лет учителем истории. Мне 28 лет и с детства я увлекаюсь компьютерными играми. Любимые жанры — это шутеры, стратегии (как пошаговые так и в реальном времени), экшн-рпг, гонки и т.д. Особенно я обожаю игры, которые связаны с историей (не обязательно прямо). Серия игр Ведьмак, серия souls и souls like игры, Doom, the elder scrolls,  серия Halo,  серия Gears of war, серия Forza horizon,  серия God of war, серия Принц Персии и много других (список очень большой, писать я его не буду) .


Содержание

Учителя и видеоигры

Коллектив у нас в кадетской школе около 50 человек (часть учителя, часть военные-воспитатели). Знакомство проходило нормально. Большинству коллег за 40, а некоторые сильно старше. Узнавая про меня разные факты, никто из коллег не напрягался, но когда я упоминал, что занимался исторической реконструкцией  (моё фото в доспехе XIII века ниже), а еще увлекаюсь компьютерными играми, коллеги мягко говоря, смотрели косо. Для всех учителей, кроме моей жены, игры — это нечто странное и плохое. Учителям не понятно моё хобби, хотя появились игры уже давно. Учителя очень консервативны по отношению к видеоиграм. Разных нелестных слов про моё хобби было много. «Портят зрение», «от них тупеют», «они делают людей злыми» и т.д. Всё это я слышал от коллег. Как положено любителю серии souls, я парировал разными аргументами. Сравнил своё хобби с пассивным просмотром телевизора, сравнил с книгами, ведь игры это тоже рассказ (не всегда, но всё же). Коллегам без разницы. ИГРЫ — ЗЛО. Некоторые нейтрально стали говорить про моё хобби, но это максимум чего я достиг в диалогах с ними в начале своей карьеры.  

Идея совмещения урока и компьютерных игр

Я подумал, что могу доказать учителям, что игры могут быть не просто хобби, но  и приносить пользу. Решил я это показать на 5 классе, ведь они проходят историю Древнего мира, а у меня была замечательная игра Total War: Rome II. Тема «Македонское царство» для показа этой игры была подходящая. В этой теме говорится о Царе Филиппе II, который провёл реформы в армии и об Александре Македонском. Я решил сделать всё публично. Назначил день открытого урока (на него приходят любые учителя, завучи и директор). Проверка домашнего задания, изучение теории и переход к игре. Таков был план урока. 

Реализация дерзкого плана

У меня был кабинет, в котором был большой телевизор. Кабель hdmi — и все видят игру. На урок пришли: коллега историк, учителя иностранных языков (самые молодые, среди которых моя жена) и завуч. В начале урока мы с детьми рассмотрели теорию про Филиппа и Александра, сделали записи в тетради. «Следующая тема у нас будет про поход на Персию Александра, а поэтому мы должны узнать сведения про армии Македонии, Греции и Персии»- сказал я. Дети  перелистнули страницу учебника, но получили приказ их закрыть. Я включил игру, которая появилась на телевизоре. Дети были в восторге. Я стал показывать армию Македонии и Греции. Дети спрашивали про доспехи и оружие, а я отвечал на эти вопросы. Киндеры записывали термины, которыми обозначались виды вооружения. Мы сравнили армию Греции и Македонии. Дети быстро нашли отличия. Далее мы посмотрели армию Персии, а потом пару минут армия Македонии и Персии начали сражение. Урок прошёл отлично. Дети на следующий урок помнили почти весь материал. Учитывая, что история очень обширна, а часто для многих и скучна, это хороший показатель. Коллеги, а особенно завуч были приятно удивлены. Завуч похвалила за использование инноваций во время урока. Всё было отлично и весь год я показывал детям историю в играх. Серия Assassins creed очень помогла, а особенно интерактивные туры по Египту и Греции в Истоки и Одиссее. Без теории нельзя, но всё это помогло разнообразить труд детей и вызвать больший интерес к истории. Опыт удался. Дети стали лучше понимать теорию, запоминать термины, лучше понимать карту. Не всем детям это было по душе. Естественно, что всегда есть дети-пофигисты, которые приходят в школу потусить и ни один урок не вызывает у них эмоции, даже физическая культура. Но это хороший результат. Я был доволен, дети рады, а коллеги удивлены. 

Сложности

Весь первый год и второй я использовал ноутбук и игры для популяризации истории у учеников. Провёл конференцию, где один мой ученик разобрал соответствие реального вооружения и ведение боя  в игре For Honor. Этот же парень стал призёром городской олимпиады (Захаров Ярослав). Однако шло время и меня из кабинета переселили, а телевизор из того кабинета убрали. Мой новый кабинет был прям очень старый. О наличии телевизора и проектора можно и не мечтать, ведь в нём стена даже шатается. Последние 3 года карьеры способ популяризации истории с помощью игр сошло на нет. Я мог только советовать поиграть в определённые игры, чтобы лучше погрузиться в историю. Картинки, связанные с историей я приносил, но эффект от них намного меньше, чем от игр.

Попытка решения проблемы в 2022 году

В этом году я, в очередной раз, выпускаю 11-е и 9-е классы. С 11 классом особых проблем нет, но вот 9-е классы очень слабенькие, а экзамены по истории и обществознанию усложнили. ЕГЭ и ОГЭ уже не являются «угадайкой». Это сложный экзамен, который без знаний не получится сдать. Я играю на консоли xbox series s, а ноут у меня слабый. Я  с 2015 года стал чистым консольщиком. Лень мне с компом возиться. Пришла мне идея начать стримить на твитче (единственная платформа, на которой можно стримить с xbox) и совместить обучение детей. Создал канал на богомерзкой платформе твитч, начал агитировать детей подписываться. Идея была в трансляции разных игр и ответе на вопросы связанные с экзаменами одновременно. Сначала стримил Halo infinite и Assassins creed Одиссея. Сначала на стримах было 20 человек. Были частыми вопросы по истории и обществознанию. Вот только появилась проблемка. Игры детей не устраивали. Все требовали фортнайт, roblox, майнкрафт, among us и прочие популярные у детей игры, которые мне чужды. Аудитория стала теряться. Учеников стало около 6 в среднем. Но появился лучик света. Вышел Elden ring. Я ждал долго эту игру. Дети про неё слышали. Я стримил её. Сначала было 10-15 человек на стримах, но спустя пару стримов, не смотря на мою бомбёжку(без матов), прохождение боссов, ответы на вопросы связанные с экзаменом, поиски в Elden ring исторических отсылок, доспехов и оружия количество людей на стриме падало до 3.. Единственный стрим, где было 7 человек, был завязан на Малении. Классный босс, но победу увидело 3 человека. Вот тут я и понял проблему. Современные дети очень сильно завязаны на мобильных играх, где есть онлайн составляющая. Игры на прохождение не сильно им интересны, если только это не хорроры. А вот я человек старой закалки. Я люблю игры с сюжетом и с трудными боссами. Онлайн игры, в которые я играю это For Honor, Halo infinite (хотя она уже сильно не интересует, ведь разработчики её забросили), call of duty (иногда играю) и всё. В мобильные игры пытался играть и кроме call of duty ничего не зацепило, хотя и её я забросил. Я консерватор и люблю сидеть дома, в кресле, перед большим телевизором. Стримить я прекратил. Цель не была достигнута и я завершил это дело. Помочь ученикам таким образом не получилось. Эксперимент провалился. Не смог я дать ученикам свои знания, как Джордж Мартин — игрокам в Elden ring крутой сюжет =)


Вывод

Компьютерные игры могут быть очень полезны для популяризации истории, однако это необходимо делать на уроке связывая игру с темой урока. Смотреть игры и учиться одновременно у детей не получается. Возможно мне следовало играть в популярные у детей игры, но делать я этого не буду, ведь учить детей, хоть и приятно, но часто тяжеловато, а играть в игру, которая не нравится, усложняет ситуацию. Надеюсь я смог показать пользу игр для образования и поделиться личным опытом по взаимодействию с учениками. Любите историю, ведь она может быть не только скучной, но и приятной.