За что я люблю The Last of Us

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Рассказ о том, как взрослый и ребёнок путешествуют куда-то, проходят путь от ненависти до привязанности, который их сближает, стар как мир. В сеттинге постапокалипсиса до «Одних из нас» уже существовала «Дорога» с историей про отца и сына. Однако, если в истории родителя и его чада их отношения сразу ясны, то с игрой от Naughty Dog всё сложнее.


The Last of Us является моей самой любимой игрой, хотя на сегодняшний день ни графически, ни геймплейно она не может предложить чего-то выдающегося. Картинка, как и геймплей, устарели, но почему мне вновь хочется вернуться в тот ужасный мир и пережить путешествие Элли и Джоэла к Цикадам?

Сюжет

Стрейли и Дракманн в 2013 году не побоялись показать постапокалипсис таким, какой он будет на самом деле. Жестокие люди, которые рвут друг другу глотки за возможность построить лучшую жизнь на костях неприятеля. Каждый пытается выжить как может, а в это время происходит история Джоэла и Элли. Цель у главного героя простая – довести девочку к учёным, чтобы из её крови смогли синтезировать лекарство.

Ситуации, в которых оказывается дуэт, постоянно потрясают тебя, заставляют сердце колотиться сильнее. По одиночке сцены выглядят не так впечатляюще, но, наблюдая за ними в едином потоке сюжета, во всё происходящее веришь мгновенно. То же путешествие по заброшенному городу или исследование канализации вместе с Сэмом и Генри — всё решает контекст.

В один момент Джоэл и Элли крепко ссоряться. Первый не хочет привязываться к девочке, хотя и видит в ней дочь. Элли в ответ говорит, что никого кроме Джоэла у неё нет, все её бросили, а теперь и он хочет оставить её. В этот момент главный герой понимает, что с ней он связан навечно, как бы не пытался закрыться от отцовских чувств к ней. И во всё это веришь.

Концовка заставляет окончательно убедиться в честности Джоэла по отношению к девочке. Он эгоист, гад и мерзавец, ведь лишил весь мир лекарства, но в тоже время герой думал об Элли и о том, что она может прожить целую жизнь, так много всего увидеть. А главное, он сможет наблюдать за всем этим, ведь вторую дочь Джоэл потерять бы не смог.


Но внятный сюжет не получился бы без хорошо прописанных персонажей. Тогда Naughty Dog ещё могли показать зубы и выдать противоречивых, но таких привлекательных героев, что ты мог прощать им самые ужасные вещи.

Джоэл, потерявший в самом начале катастрофы дочь, не может быть добрым априори. Это озлобленная машина для убийств, которая потеряла любой смысл к существованию, но он продолжает жить и бороться. Из диалогов с его братом Томми и из каких-то фраз самого персонажа можно узнать, что Джоэл когда-то был бандитом, и ступил на эту тропу, чтобы сохранить жизнь хотя бы своему младшему брату. Отношения с женщиной по имени Тесс у него и вовсе неоднозначные. Вроде бы они партнёры по опасному контрабандистскому бизнесу, но в тоже время живут вместе в одной квартире, делят выпивку на двоих и, возможно, постель. 

Четырнадцатилетняя девочка Элли превращает его из ворчащего и жестокого в понимающего и любящего человека. Пацанка, бунтарка, но в тоже время имеющая настолько большой багаж неприятного жизненного опыта, что не у каждого реального человека такой найти можно. Она во всём напоминает Джоэлу дочь, он постоянно пытается оберегать е как собственное дитя. Элли, как бы отвечая на заботу о себе, тоже жертвует собой в одном из ключевых моментов сюжета, лишь бы увести врагов от раненного напарника как можно дальше.

Второстепенные персонажи вроде Тесс, Билла и братьев Генри и Сэма тоже отлично написаны, у них постоянно происходит какая-то химия с Джоэлом и Элли. У них мало экранного времени, однако даже за такой короткий промежуток они успевают раскрыться.

Тесс, которая и стала двигателем всего сюжета, согласившись отвести девочку к сопротивлению, называющему себя Цикадами, всегда старается найти выход и ободрить ворчливого Джоэла. Ломается она лишь тогда, когда её кусает заражённый, и жертвует собой, чтобы прикрыть своих бывших напарников. Чуть не ломается и её партнёр по опасному бизнесу, но она просит исполнить её последнюю волю — отвести девочку к учёным, чтобы больше никто не пострадал так, как она.

Билл нелюдим, не допускает привязанностей и живёт один в целом городе, выкашивая толпы заражённых, стараясь выжить. Когда главные герои приходят к нему, он гонит их прочь, но в конце концов помогает им, жертвуя безопасностью своего убежища и самого себя. Залезть в школу, полную заражённых ради аккумулятора, чтобы помочь старому другу и ненавистной пацанке — это ли не жертва?


Братья Генри и Сэм путешествуют вместе с Джоэлом и Элли добрую часть их пути, а судьба этих персонажей не менее трагична, чем у главных героев. Прикрывая друг друга, спасаясь от бандитов, которые закрыли всем выезд из города, а после и отбиваясь от щелкунов в канализации, они показывают свои добрые намерения. Игрок привязывается к ним, а в ответ получает бурю эмоций и слёз. Когда выясняется что младшего укусили, и старший убивает сначала его, а потом и себя — после такой сцены чувства не могут не переполнять.

Антагонисты заставляют себя ненавидеть, но, когда узнаешь их ближе через записки и диктофоны, понимаешь, почему они поступали именно так, а не иначе. Марлин просто сдалась, ведь хоть и любила Элли, понимала, что вакцина важнее; Дэвид и его коммуна просто умирали, и был только один выход – начать есть людей, хотя и дался он им слишком тяжело. Это никак не оправдывает злодеев, но в тоже время, раскрывает их человеческие стороны, как бы де-демонизируя.

Музыка и окружение

Люди, трудившиеся над проработкой игрового мира в The Last of Us достойны отдельной похвалы. Сотни деталей, рассказывающие собственные истории, которые можно просто не заметить – это титанический труд. Да и сама идея постапокалипсиса хоть и не нова, но выполнена прекрасно: заражённые являются серьёзной угрозой, однако, главные враги – это люди. Которые пытаются выжить в диких условиях, где природа берёт верх над человечеством.

Затопленные тоннели, разрушенные бизнес-районы и оплетённые растительностью дома моментально дают контекст и погружают в этот жестокий мир. Зимние локации влюбляют в себя своей атмосферой, и несмотря на происходящее на экране, по ним хочется бродит и хочется их изучать.

Саундтрек, написанный Густаво Сантаолальей, делает игру такой, какая она есть. Без этой музыки все сцены смотрелись бы совсем иначе, настроение и тон были бы совсем другие, а значит, и игроки относились бы к проекту по-другому. Заглавная тема сразу же стала известной и культовой в индустрии, и, по-моему, вполне заслуженно.

Итог

Я могу понять людей, которые не видят в The Last of Us шедевра. В ней есть проблемы, но все они чисто технического плана. Брюс Стрейли, Нил Дракманн и команда Naughty Dog создали одно из лучших приключений в игровой индустрии, которое погружает тебя во взрослую и тяжелую историю, и ценно в первую очередь своими персонажами и сюжетом.

То, что Нил Дракманн сделал со второй частью «Одних из Нас» заставило фанатов ненавидеть студию Naughty Dog. Но могла ли она получиться другой? Об этом, возможно, поговорим в одном из следующих блогов.

Любите и не ведите к Цикадам своих близких, и играйте только в хорошее!