Вот-вот случится что-то поистине прекрасное. Обзор игры Disco Elysium

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

У меня есть правило. Я не делаю контента об играх, которые вызвали восторг и другие сильные положительные эмоции. Иными словами – не хочу распространяться о проектах из личного «топа лучших». Прошло достаточно времени, чтобы понять: Disco Elysium в список сокровенных шедевров не входит. А значит, пришло время рассказать о ней всему миру.

Первое, что следует знать об игре – она изумительна. И к ней, как и к большинству развлечений, неприменимы простейшие категории: хорошо-плохо. Вместо этого предлагаю пользоваться другими терминами: «попала» и «не попала».

В меня игра попала. Я прочувствовал и осознал её посыл, игровой процесс и, конечно же, атмосферу. Потому что именно атмосфера, эмоции и чувства – это главная ценность Disco Elysium. Вот только это не совсем игра, а весьма простенький и недорогой продукт, не лишённый недостатков. Давайте разбираться. Спойлеров не будет.

Но перед началом я задам очень важный вопрос. Когда никому не известные разработчики вводят в своё произведение однозначно положительного персонажа-азиата, а затем добавляют китайскую локализацию раньше всех остальных – это осуждаемо или терпимо? Мы уже начинаем выть по поводу алчности и лицемерия? Или в этом нет ничего *такого*? Теряюсь в догадках. Надеюсь, кто-нибудь ответит мне в комментариях. Или вы даже не заметили этого бизнес-трюка?!

Первое впечатление

Disco Elysium начинается весьма интригующе. Нам демонстрируют меню создания персонажа. На экране висит множество разных характеристик. И все они сильно отличаются от того, что мы могли видеть в других играх. Название, описание, даже изображение тех или иных умений вызывают удивление. Как бы вы сами изобразили, например, «авторитет»? А «силу воли»? Или «болевой порог»? Всё, включая музыкальное сопровождение, визуальный стиль и качество литературной основы в сочетании с актёрской игрой довольно быстро настраивает на нужный лад: так просто от этой игры не отделаться – придётся копать до самого ядра.

Чем же захватывает эта игра? В первую очередь – главным героем. Прозрачная стеклянная оболочка, которую должен заполнить собой игрок. Звучит знакомо. Но всё не так просто. В подавляющем большинстве подобных игр главный герой хоть и является номинальной «пустышкой», но всё равно, так или иначе, введён в контекст происходящего. Потерявший память Курьер не пугается мутантов Нью-Вегаса, а Геральт из Ривии хоть и принимает часть решений по велению игрока – всё равно знает, где какое королевство находится и к кому обратиться за помощью при случае.

В Disco Elysium же герой не помнит вообще ничего. Одно из первых побочных заданий звучит так: «Узнайте всю правду о реальности». То есть разница между игроком, впервые запустившим игру, и главным героем-алкоголиком умышленно и полностью стёрта. Протагонист не является посредником между игроком и игровым миром. Все персонажи обращаются напрямую к игроку. И это очень важно.

Потому что разговоры обычно идут не о вышеупомянутых монстрах и королевствах, а о вещах насущных. Реальных, человеческих. Политическое нытьё, разобщённость людей, бедность, эхо старых войн, забытые революции, и прочие реальные социальные темы и страхи нашего с вами мира. Понятное дело, что всё это субъективно. Но за счёт этого и вырисовывается главная особенность игры: она задаёт конкретные вопросы и ждёт (или не ждёт) от игрока определённой реакции. При том, что на каждую такую реакцию у разработчиков, как правило, припасён интересный и оригинальный ответ. Навязывают ли создатели игры свои жизненные взгляды и политические идеи? Естественно! Но это никак не мешает прохождению, так что опустим эту тему.

Игровой процесс и мир

Общее настроение, персонажей и окружающую действительность Disco Elysium описывается словосочетанием «low life kind of existence». Герой оказывается на дне. Он собирает бутылки и сдаёт их в обмен на деньги для оплаты своего номера. Носит странную и жуткую одежду. Шестёрка, пешка, клоун. Он – никто. Но он свободен. Возвышаясь над беспорядком и разрозненностью, герой создаёт свою личность с нуля. Спорит, развивается, живёт.

И здесь начинаются первые проблемы. Видите ли, игра совершенно не подходит для повторного прохождения. Конечно, освоить весь контент с первого раза не выйдет, но вы всё равно успеете составить полноценное мнение об окружающем мире, идеях и людях – создать свою личность с нуля. Поэтому на втором заходе вас уже не удивить хитрой экспозицией, многозначительными взглядами и недосказанностями. Останутся только сценарий и игровой дизайн. А повествование и направление игрока – две не самые сильные стороны Disco Elysium.

Уже на второй день перепрохождения вы будете задушены «бэктрекингом» и прочими инструментами для затягивания игрового процесса. Ходить из одной части города в другую. Выискивать и уточнять уже имеющуюся информацию. Всё это погружает в состояние уныния и скуки. И это при том, что в игре нет ни вызова для игрока (challenge), ни даже интересных сцен, которые хотелось бы переиграть и увидеть иные последствия. Игру вообще не хочется запускать во второй раз. Об этом не говорят в обзорах.

(Не)приятная посредственность

Возвращаясь к теме положительных китайцев и перевода на другие языки – в игре очень много политических мотивов. И это хорошо. Но реализовано крайне поверхностно и неизящно. Если взять мексиканцев со всеми оскорбительными стереотипами о них, и переименовать в условных «мескийцев» — это не будет оригинальной идеей. Суть (о том, что расизм — зло) осталась прежней, и контекст совершенно не поменялся. Злободневностью и смелостью (как утверждают некоторые авторы) здесь и не пахнет. Напротив, игра оказалась полностью беззубой и изо всех сил старается угодить всем (тем, кому надо). Глубоких и комплексных тем тоже немного. Детективная составляющая отсутствует вовсе. Даже свою теорию произошедшего выдвинуть не дадут. Сплошные рельсы и графомания.

Если авторы игры ставили перед собой цель выявить и высмеять ряд высоко эстетствующих индивидов – тех самых, что радуются цитате из прочитанной месяц назад книги – у них получилось. Рассказать необычную историю от лица агонизирующего алкоголика – с натяжкой, но всё же «да». Вот только это пустая история. Она не оригинальна, но делает вид, что. Она не сердитая и не увлекательная. И если вы прямо сейчас хотите сообщить мне, что я чего-то не понял – задумайтесь. Может мы оба чего-то не поняли и потратили драгоценные часы своей жизни на нелепую историю, о которой забудем уже через год.

А что касается литературной составляющей… Такое произведение – будь оно книжкой – имело бы шансы лишь в привокзальных киосках. Погрузиться в пустые меланхоличные мысли, убить несколько часов пути и по завершении растворить накопленные знания об индотрибах и Серости в унитазе. После чего вернуться на своё место и с чистой головой встречать смазанные ели и белый шум декабрьской пурги.

Сплошные рельсы и графомания, сплошные рельсы и графомания…

 

Ролевая играPCPS4Xbox OnePS5Xbox Series XiOSAndroid
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

6 комментариев

S
Графомания — это наверно автор про себя?
L
Зачкм осуждать разработчиков за китайский язык и персонажа азиата? Если персонаж прописан хорошо, его история логична и не вызывает вопросов, то почему нет? Разработчики(издатели) в своем произведении имеют свободу творчества, а игроки имеют право это творчество принять или нет.
По поводу сюжета это все субьективно. Один увудит глубину и поднятие социальных вопросов, другой критику власти, третий просто жизнь алкоголика детектива. Все зависит от восприятия самого человека.
А
Да, реиграбельность тут страдает. Я после прохождения глянул гайды и выяснил что пропустил всего-то парочку маленьких квестов, а главный квест, несмотря на некоторые вариации, довольно линеен и хоть ты тресни к финалу придёшь либо логически, либо алогически. Ну и ради чего мне всё начинать по новой? Слушать другой набор голосов в голове и читать слегка другие диалоги? Маловато как-то.
W
Не вижу ничего плохого в персонажей «китайце». Лично для меня, он больше показался похож на японца, как и родной для его родителей изол, Соль (почему-то в русском переводе именно так, в не Сеул как бы многие перевели Seol) по истории игры, более всего напомнил Японию 60х-80х годов, как изолированный остров с несравнимо развитым производством электроники. А первым делом локализация на китайский, так тут и ежу понятно, тут чисто бизнес, и полуторамилиардный рынок! Что тут думать… Или может первым делом нужно было ввести зимбабвийскую локализацию? Вопрос риторический… Ну и на последок, про реиграбельность, возможно ее тут вовсе нет, я только один раз полностью прошел игру, и понял первое, что мне жаль что она довольно короткая, и что я хочу пройти ее еще раз! под дикими свойствами электрохимии, наркоты и алкоголя, и посмотреть на результат))
И
Обзор как в школе — что хотел сказать автор этим произведением. Я прочел — прошел эту игру и она мне очень понравилась, всем тем о чем пишет обозреватель, атмосферой, графикой и музыкой. Зашла мне очень. И о чем думал автор этого шедевра(это про игру) мне пофиг, я получил удовольствие. Может вкус у меня конечно и не такой изысканный как у обозревателя

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Подложка под ламинат: как правильно выбрать типы и варианты для разных нужд

Ламинат давно занял своё место в рядах популярных напольных покрытий благодаря своей привлекательности, долговечности и простоте укладки. Однако мало кто знает, что истинный потенциал ламината...

«Неубиваемый» SLIM: японский модуль бросает вызов лунной ночи (и побеждает!)

В бескрайнем океане космоса, где царит вечная тишина и холод, маленькое устройство, созданное человеческими руками, одержало победу над суровыми условиями. Японский лунный модуль SLIM, словно герой...

Можно ли использовать воду вместо воздуха в автомобильных шинах?

Не секрет, что абсолютное большинство шин для автомобилей наполняются воздухом. Однако у вас может возникнуть вопрос: существуют ли альтернативы этому газу? Могут ли шины быть наполнены...

Как выбрать карту памяти для вашего смартфона или другой техники

Если вы уже принялись выбирать карту памяти для вашего смартфона или другой техники, то, наверное, обратили внимание, что выбор довольно широкий, и речь не только об объёме памяти. Ещё следует...

Безопасная езда: новые дорожные знаки, которые скоро появятся на дорогах

С каждым годом дорожных знаков становится все больше — все для того, чтобы улучшить безопасность на дорогах. Сегодня я хочу поделиться с автолюбителями и всеми водителями и пешеходами...

Хлеб из мух: новый суперфуд или маркетинговый ход?

Пищевая промышленность постоянно находится в поиске новых источников белка, и в последнее время внимание приковано к нетрадиционным вариантам. Одним из таких вариантов являются насекомые, а именно,...