Прогресс или регресс? Сравниваем игры серии The Witcher

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Вот уже 5 лет истинные фанаты лечат раны, нанесённые Ведьмаком 3. Упрощение и скука терзают игровую индустрию, и никто не считает их жертв. Уцелевшие игроки разбитых серий и франшиз ожидают выхода Farewell of the White Wolf готовясь к своему последнему приключению. Отвратительные чудовища хозяйничают в игровых компаниях, на форумах, на костях былых студий.  В постах и обсуждениях люди задают себе один и тот же вопрос: что стало с индустрией?


Все высказывания являются личным мнением автора и не несут в себе цели принизить ту или иную часть, а просто повествуют о деталях, что мы потеряли, или которые оказались автору не по нраву. Ах да, ещё тут будут спойлеры.

Ведьмак: столько любви в этом слове для современного игрока, что со светлой надеждой верит во спасение игровой индустрии и с чистой верой воспринимает слова CD Project Red о Cyberpunk 2077 как о старой доброй сюжетной игре. Но так ли это? Давайте сравним, как CD Project Red пришла к Ведьмаку 3, и чего им это стоило.

Сравнение личности

Что стоит сравнивать в первую очередь в играх с упором на повествование с заранее прописанным героем? Конечно, внешность и характер, ибо Геральт в первой, второй и третьей частях — три совершенно разных персонажа. Бред, скажете вы, но давайте разберёмся.

Геральт первой части

Тот самый книжный Геральт из Ривии, что умер в конце книжной саги, но вернулся в начале игровой эпопеи без памяти. В этом и есть прелесть, ибо позволяет герою реагировать на вещи по-новому, без груза прошлого за спиной. Все его узнают и прошлое не отпускает, а он вынужден каждый раз оправдываться, что позволяет Геральту попадать в совершенно новые истории. Одним из важных примеров новой личности Геральта является его эмоциональность, что в совокупности с вариантом выбора действий (нейтральность, зло, добро, орден, эльфы) выливается в построение совершенно нового Геральта. Понимаете, как интересно? У нас вроде старый Геральт с кучей отсылок, а строим нового мы сами.

Геральт второй части

Тот же Геральт из Ривии, что и из первой, но начинающий что-то смутно вспоминать и уже не влипающий в истории. Клубок неприятностей накатывается с новой силой, но ниточки из прошлой игры в нём есть, и это радует, ибо позволяет Геральту принимать решения с уже сформированным представлением о Мире и переходить на желаемую сторону. К сожалению, именно в этой части начинается трансформация Геральта как личности из того, кого мы лепили всю первую часть и три четверти второй в «ни рыба ни мясо». Начинает всё сильнее ощущаться чувство обмана-потери.


Как так? Любое произведение, которое претендует быть продолжением успешной серии, должно быть узнаваемо. И здесь кроется главная проблема Геральта и всей второй части — а именно смена актёра озвучки Геральта. Почему перед выходом Ведьмака 2 поднялся вой? Представьте, что ваш Геральт уже не Геральт из Ривии, а Велерад из первой части...

Старая петиция игроков.

Геральт третьей части

Вроде славный Геральт, что следовал с нами и в книгах и играх, ведь он всё вспомнил, всё пережил, и теперь мы получим ответы на все вопросы, но на деле… На деле мы получаем болванчика, что с изменённым голосом опять пытается в эмоции. От этого рушится строение и привычный образ второй части, который гласил нам о возвращении каноничного книжного ведьмака. Весь третий Геральт опирается на книжную серию, что должно привести к каноничности, но в итоге мы лишаемся нашего взращённого Геральта из прошлых частей. Получаем подсознательное неприятие у старых фанатов и лютое облизывание со стороны новых, что ни черта не понимают, откуда эта баба на коне и зачем она сдалась мужику с клинками, но вот графоон. 

А что они сделали с эльфийской причёской в третьей части, я никогда им не прощу...

Сравнение атмосферы

Степень погружения в происходящее зависит от множества факторов, но первостепенно это воздействие на основные органы восприятия-слух и зрение. И здесь опять проблемы. Что такое первая и вторая часть в визуальном и звуковом плане без технической мишуры? Полное соответствие первоисточнику в соблюдение правил тёмного фэнтези, что цепляет своим реализмом интриг и повседневной злобы. Цвета приглушённые и нечасто сменяемые, что способствует погружению и принятию правил этого Мира. А вот третья… Это странные цвета в разных местах, что выглядят положительно ярко и странные народные крики вместо скрипки, что просто заставляет кричать.

Величественный мрачняк
красочные кустики
Музыка

Прослушайте по порядку основные темы игр и ответьте себе сами, что было лучше. 


Разные композиторы, и этим все сказано. 

Вводная в Мир игры

Вводная часть в игру важна, ибо от этого зависит дальнейшее приключение, но как ненавязчиво познакомить нового игрока с основными механиками? Просто спроси тех, кто знает и получи ответ. Сами ведьмаки обучают Геральта вводным механикам. Эскель помогает Белому Волку вспомнить основы кулачного боя, а также рассказывает собрату известную ему информацию о подготовке ведьмаков. Ламберт рассказывает Геральту об ингредиентах и снадобьях. Весемир помогает Геральту создать лечебный эликсир. Всё обучение вплетено в сюжет, что позволяет не нарушать погружение, но вот с третьей части начинается какой-то бред. Мало того, что третья часть позиционирует себя как совершенно новое произведение, но она также плюёт на ваши заслуги прошлого, так и новым игрокам она говорит — мужик смотри, ты ни чёрта не знаешь, а давай я тебе просто большие кнопки подсказки дам и закончим на этом.

Выбор и последствия

Не хочу разглагольствовать и описывать каждый квест, но ты посмотри на эту схему и всё поймёшь, что мы потеряли из-за подражания скайриму с его пластиковым открытым Миром, а ведь выбор во второй части был до жути смехотворен с тем разветвлением, что был присущ первому.

Схема повествования и выбора второй части.
Я серьезно

Вторая схема является шуточной, но она показывают всю деградацию выбора в угоду открытого Мира.

Вывод

Конечно, можно много говорить на тему того, что ещё упростили в механиках (привет, создание своих эликсиров), как убили большинство персонажей предыдущих игр (Привет Калькштейн) или кардинально поменяли им характер (Привет Радовид), а может вспомнить перетасовку всей дикой охоты с загадочных воинов призраков на эльфов в броне и профуканную тайну Альвина? Ах… нет, ибо это совершенно неважно, а важно лишь то, что словив успех на Ведьмаке 3, как совершенно новой игры для всех, реды превратились из компании для своих — в корпорацию, что лишь для небольшого приличия будет сохранять вид, но лишь до поры и времени. С вами был Павел.